Аче
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
![]() Человек Аче целится в навес | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,500 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Парагвай | |
Языки | |
Аче , испанский | |
Религия | |
традиционная племенная религия |
Аче CHAY ( / ɑː ˈ tʃ eɪ / ah- ) — народ Парагвая коренной . Это охотники-собиратели, живущие в восточном Парагвае.
Начиная с самых ранних иезуитских рассказов об аче в 17 веке и до их мирных внешних контактов в 20 веке, аче описывались как кочевые охотники-собиратели, живущие небольшими группами и полностью зависящие от ресурсов диких лесов в качестве средств к существованию. [ 2 ] В 20 веке четыре различных этнолингвистических населения Аче вступили в контакт и были усмирены. Это Северный Аче, Ивитирузу Аче, Ипети Аче и Накундай Аче. Каждая из этих популяций представляла собой эндогамную диалектную группу, состоящую из нескольких жилых групп, без мирного взаимодействия между группами.
Аче неоднократно подвергались насилию со стороны сельских парагвайских колонистов, владельцев ранчо и крупных землевладельцев с периода завоевания до второй половины 20 века. В 20 веке, в основном при военном диктаторе Альфредо Стресснер , северный аче, который был единственным жителем почти 20 000 квадратных километров сельской местности Парагвая, в конечном итоге оказался заключенным всего в двух резервациях общей площадью немногим более 50 квадратных километров титульной земли. При этом их убивали, порабощали и собирали в резервациях, где не оказывалось адекватной медицинской помощи. Этот процесс был специально осуществлен для того, чтобы умиротворить их и изгнать с их исконной родины, чтобы отсутствующие инвесторы (в основном бразильцы ) могли переехать и развивать земли, которые когда-то принадлежали только аче. Крупные транснациональные бизнес-группы, например La Industrial Paraguaya. SA (LIPSA) - получила права собственности на уже оккупированные земли, а затем незаметно продала их инвесторам, которые приобрели земли, по которым банды аче бродили тысячи лет и все еще присутствовали. Тот факт, что жители Аче присутствовали и жили в лесах Каниндейу и Альто-Парана на тех самых землях, на которые распространяется право собственности в Эрнандариасе, похоже, были отвергнуты такими городами, как Коронель Овьедо .
Куэтуви Аче были насильственно изгнаны из региона Мбаракайу в 1970-х годах, но сумели вернуться на свою прародину в 2000 году.
Имя
[ редактировать ]Аче также известны как люди Топора . [ 1 ] , и ранние антропологи называли их Гуаяки, Гуаяки, Гуаяки-Аче и Гуоягуи В прошлом соседи, говорящие на языке гуарани , однако сейчас эти термины считаются уничижительными.
Самые ранние опубликованные отчеты (Лозано, 1873–1874 гг., краткое изложение отчетов иезуитов 17 века). [ 3 ] В отношении аче их называют «гуахаги», термин, основанный на корне гуарани «гуаха» (= враждебное племя или зять) и «гуи», распространенном суффиксе аче (означающем «сущность» или «имеющий собственность»).
Язык и генетика
[ редактировать ]Язык аче дает ключ к разгадке их происхождения. Текущий анализ показывает, что это лексикон тупи-гуарани, наложенный на уникальную грамматическую структуру, не встречающуюся в родственных языках гуарани.
Генетический анализ показывает, что аче представляют собой группу смешанного биологического происхождения, содержащую от 60 до 65% генов тупи-гуарани и от 35 до 40% генов, родственных языковой семье Macro-Ge (также известной как Jé). [ 4 ]
Аче также культурно и фенотипически отличаются от соседних гуарани . В ранних описаниях аче в качестве отличительных характеристик подчеркивались их белая кожа , светлый цвет глаз и волос, бороды и азиатские черты лица. [ 2 ] Их жизненный уклад и технология считались чрезвычайно простыми, а кочевничество делало их скрытными и уклончивыми.
История
[ редактировать ]Первые археологические свидетельства существования коренных народов Парагвая представлены «альтопарананской индустрией» каменных чешуйчатых орудий, найденных вдоль реки Парана , и каменными топорами кельтского типа, подобными тем, которые до сих пор используются аче того же региона (и датируются примерно 9000 до настоящего времени ). Около 500 г. н.э. садоводы-гуарани мигрировали в этот район и начали преследовать охотничьи народы аче, возможно, заставив их переселиться на лесистые холмы, вдали от открытой местности и судоходных рек, и принять более кочевой образ жизни.
Письменная история, имеющая отношение к Аче, начинается с основания Асунсьона в 1524 году. Несколько лет спустя, в 1554 году, испанцы основали небольшую деревню (Гуайра) на реке Парана недалеко от места современного Гуайры в Бразилии. о. Луис де Боланьос прибыл в Парагвай в 1575 году, освоил язык гуарани и в период с 1580 по 1593 год основал 18 деревень гуарани в провинции Гуайра. Свидетельства существования групп в Восточном Парагвае, которые могли быть аче, взяты из самых ранних иезуитских архивов около 1620 года. - Группы гуарани, которые жили охотой и собирательством, часто назывались Каайгуа или Кайгуа. (Кайнганские группы языковой семьи Южного Дже). Описания некоторых Каайгуа довольно хорошо совпадают с описаниями Аче 20-го века. Например, Техо (1897). [ 5 ] описывает их как охотников-собирателей, которые ели только пальмовую сердцевину и плоды, оленину и коренья и прикрепляли к губам маленькие камешки, что придавало им свирепый вид, и утверждает, что они поклонялись только грому. Это согласуется с Аче, чья экономика действительно основана на пальмовой сердцевине и мясе, и чьи духовные верования ставят «Беренди» (ассоциируемую с стремительно летящими метеорами) в центральное положение. Лозано (1873) [ 3 ] представляет семистраничное раннее описание Аче (которого он называл «Гуаягуи»), используя краткое изложение архивов иезуитов 17 века. Это описание включает точную информацию об экономике, социальной организации, культуре и системе убеждений Аче. Лозано и Течо также описали, как некоторые банды аче были схвачены в устье реки Акарай в 1630-х годах и насильно доставлены в миссию гуарани. Вся эта группа пленников Аче умерла от болезней в течение нескольких месяцев.
После изгнания иезуитов в 1768 году никакой дополнительной информации об аче не было до конца 19-го и начала 20-го веков, когда несколько писателей рассказали о знаниях местного населения Парагвая об аче, но никто не наблюдал их напрямую. В их число вошли доклады нескольких иностранных учёных, а также известного парагвайского натуралиста Моисеса Бертони. [ 6 ] (чья информация об Аче была опубликована посмертно). Наконец, немецкий иммигрант Федерико Майнтузен связался с группой аче в современном департаменте Итапуа и опубликовал информацию об их языке и культуре. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Контакт
[ редактировать ]В 1959 году, после десятилетий преследований, с Ипети Аче связался в современном Каасапе и усмирил Мануэль де Хесус Перейра . Затем Перейра использовал проводников Ипети Аче, чтобы выследить, связаться и усмирить Ивитирузу Аче в департаменте Гуайра в 1963 году. На момент контакта обе группы вместе насчитывали всего около 100 человек. Между 1963 и 1968 годами более половины недавно усмиренных аче умерли от болезней, находясь под наблюдением Перейры. За это время Ипети и Ивитирузу Аче изучали и описывали антропологи Бранислава Сушник , Леон Кадоган и Пьер Кластр . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
К 1960-м годам северные аче были последней крупной неконтактной этнической группой в Парагвае, но они постоянно подвергались преследованиям со стороны колонистов, лесорубов и владельцев ранчо. Парагвай, как и другие страны Латинской Америки, имел долгую колониальную историю индейского порабощения, которая продолжалась и после официального запрета рабства в 1869 году. Банды аче подвергались систематическим набегам с намерением убить мужчин и захватить женщин и детей. Детей аче открыто продавали в регионе еще в 1970-х годах. [ 15 ] называют «умиротворение» северных аче геноцидом (например, Munzel 1973, Некоторые авторы [ 16 ] 1974, 1976). 8 апреля 2014 года аче подали жалобу о геноциде против своего народа во время военного правительства Альфредо Стресснера . в аргентинский суд [ 17 ]
Из-за участившихся враждебных столкновений с Северными Аче во время строительства новой дороги Сальтос-де-Гуайра в середине 1960-х годов Мануэль Перейра вместе с Ипети и Ивитирузу Аче переехал на участок под названием « Серро Мороти » в современном районе Каагуасу , чтобы выследить и усмирить Северных Аче. В то время Северные Аче все еще свободно обитали на огромной территории от гор Сан-Хоакин до реки Парана и от реки Акарай на север до гор Мбаракайу , и их популяция насчитывала около 560 особей. Перейре было рекомендовано усмирить эту группу и удалить их из этого района.
В октябре 1970 года несколько аче из резервации Серро Мороти подверглись нападению во время охоты. Они разгромили нападавших, используя недавно приобретенные дробовики, и захватили женщину из Северного Аче, которую отвезли обратно в Серро Мороти. В течение месяца захваченная женщина из Северного Аче привела резервацию Перейры Аче в свою лесную полосу, и группу убедили переехать в резервацию Серро Мороти, чтобы получить защиту от «Папы Перейры». Эта «капитуляция» была осуществлена мирным путем, поскольку многие из ивитирузу аче, живших в Серро Мороти, были знакомы и были связаны с членами этой банды северных аче (эти две группы были разделены только в конце 1930-х годов, когда дорога в Сьюдад-дель-Эсте). была построена ).
В период с 1971 по 1978 год произошло по крайней мере десять различных случаев контакта и извлечения лесных жителей Северного Аче. Большой процент тех, кто был доставлен в спонсируемую правительством резервацию Серро Мороти (официально называемую «Колония Насьональ Гуаяки»), умер от респираторных эпидемий в течение двух лет после первого мирного контакта. [ нужна ссылка ] Кроме того, несколько крупных групп бежали от контакта и почти полностью погибли в лесу. Подробные демографические данные о населении Северного Аче (основанные на обширных интервью с выжившими) показывают, что 38% населения умерло от контактных респираторных заболеваний за этот период времени. В их число вошли 68 человек, которые сбежали от контакта и умерли в лесу, 131 человек, которые умерли в резервациях/поселениях миссий в период с 1971 по 1978 год, и 49 человек, которые были похищены парагвайцами во время процесса контакта и больше никогда не видели. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Постконтактная история Северных Аче начинается с хаоса в Серро Мороти после ареста Мануэля Перейры и вновь назначенной администрации миссионеров « Новых племен» в сентябре 1972 года. Небольшие группы почти каждый день покидали резервацию и рассредоточились по новой дороге. от Санта-Роза-Кью до реки Карапа. Многие присоединились к Перейре после его непродолжительного освобождения в Ибирикуа, а затем снова ушли. Некоторые вернулись в лес, а многих уговорили или заставили остаться чернорабочими в небольших парагвайских поселениях и изолированных сельских домах.
Ситуация резко изменилась в 1974–75 годах, когда отец Николас де Кунья начал систематически привозить выживших беженцев Аче в католическую миссию Сан-Агустин. Это поселение началось на реке Карапа , но затем переместилось на заемные земли на Арройо Мандуви недалеко от Лорел, Альто-Парана . Группа Мандуви находилась под руководством падре Алехандро Питела, и в 1978 году, после внезапной смерти падре де Кунья, Пител убедил Вербо Дивино приобрести новую землю для постоянной миссии. В августе 1978 года вся группа Мандуви перебралась в новую миссию, расположенную в Чупа Поу.
В течение следующих 20 лет миссия Чупа Поу превратилась в крупнейшее поселение Аче в Парагвае, в то время как Национальная колония в Серро Мороти уменьшилась в размерах, потеряла большую часть своих первоначальных земельных владений и все чаще смешивалась и вступала в браки с соседними парагвайцами.
После первоначального расселения из Серро Мороти в течение следующих 25 лет было сформировано еще несколько общин Аче. Во-первых, в 1976 году миссионерская семья Рольфа Фостервольда связалась и защитила Инаро/Накундай Аче, которые находились на грани истребления. Это поселение, получившее название Пуэрто-Барра, располагалось у слияния рек Инаро и Накундай на территории старой лесопилки. Затем, вскоре после этого, группа южных аче, их родственники и соратники покинули Серро Мороти, чтобы основать новую колонию недалеко от традиционного ареала Ипети Аче. Это поселение, расположенное в штате Каасапа, называется Ипетими (также Тупа Ренда).
Затем, в начале 1980-х годов, дюжина семей из резервации Чупа-Поу уехала, чтобы присоединиться к группе Аче, с которой связались в Refugio Mbaracayú (Биологический заповедник Мбаракаю) в апреле 1978 года и которая проживала в немецкой миссии для индейцев гуарани. Аче отделились от гуарани и образовали общину, ныне называемую Арройо Бандера , на окраине лесного заповедника Мбаракайу .
Наконец, через двадцать лет после своего образования, община Чупа Поу распалась, в результате чего образовалась колония, которая теперь называется «Куэ Туви».
В настоящее время существует шесть юридически признанных общин Аче: Серро Мороти; Ипетими, Пуэрто-Барра; Чупа Поу; Куэтувы; и Арройо Бандера. Резервация Чупа-Поу — крупнейшая из них, а также главный центр подгруппы Северный Аче. Чупа Поу Аче состоит примерно из 80 семей, проживающих к югу от виллы Игатими вдоль реки Чеджуи Гуасу. Арройо Бандера расположен непосредственно к западу от главного входа в заповедник Мбаракайу (15 км к северу от Игатими), и в январе 2006 года в нем проживало 148 жителей (около 30 семей). Самая последняя община Северных Аче - это община Куэтуви, в которой проживало 205 жителей. (около 55 семей) в январе 2006 года и расположен непосредственно к югу от заповедника Мбаракайу, на территории, обозначенной как «Финка 470".
Культура Аче
[ редактировать ]
В 1991 году юридический указ о создании Лесного заповедника Мбаракайу (MFR) признал MFR традиционной территорией Северного Аче и предоставил аче постоянные права на охоту и коллекционирование на территории заповедника. Куэтувы Аче являются потомками банд, вытесненных из МВР и прилегающих регионов в 1972–74 годах. Эта группа отделилась от Чупа-Поу-Аче 8 марта 2000 года из-за разногласий по поводу использования ресурсов резервации Чупа-Поу. В этом споре лидеры Куэтуви отчитали лидеров Чупа Поу за бесконтрольную продажу древесины и вырубку большего количества леса, чем было необходимо для существования. Куэтуви Аче заявили о своем намерении вернуться на свою традиционную родину (усадьба № 470) и начали процесс ходатайства об экспроприации собственности. Они проживали к югу от участка № 470 вместе с индейской общиной гуарани Такуа Поти и ждали разрешения занять участок № 470. 11 декабря 2000 г. (резолюция 521/00) они получили официальное признание как сообщество Парагвайского института коренных народов (INDI). Затем, 25 июня 2001 года, община Куэтуви получила статус юридически признанного образования в Парагвае (декрет «personería juridica» № 13527).
Первоначально Fundacion Moises Bertoni (FMB) намеревался приобрести Finca # 470 у его тайваньского владельца на средства, собранные в США, Тайване и других зарубежных странах, а затем передать право собственности на собственность Куэтуви Аче как «Лесной заповедник коренных народов». . В июне 2000 года Альберто Яноски, тогда исполнявший обязанности директора ФМБ, заключил устное соглашение с лидерами Куэтуви относительно условий, на которых ФМБ приобретет и передаст собственность Аче. Соглашение между Куэтувым и FMB включало разработку плана устойчивого управления и обещание не вырубать более 5% леса на территории для жилых районов и сельского хозяйства. Аче предложили эти условия и обязались подписать обязывающее соглашение на этот счет. FMB провело оценку недвижимости и сделало предложение о покупке в конце 2000 года. Тайваньский владелец недвижимости принял предложение FMB о покупке недвижимости 15 января 2001 года.
Но через несколько месяцев после первоначального соглашения между FMB и Kuetuvy Aché Министерство общественных работ Парагвая ( Ministerio de Obras Públicas ) и министр окружающей среды (Secretaría del Ambiente) начали независимые переговоры с владельцем недвижимости о покупке Finca. № 470 в рамках квоты на заповедные земли, требуемой Межамериканским банком развития ( Banco Interamericano de Desarrollo – BID) в для того, чтобы выполнить условия по кредиту BID для проекта маршрута 10 в Каниндейу . В ходе переговоров владелец усадьбы №470 уведомил ФМБ, что он больше не заинтересован в продаже собственности какой-либо НПО. Когда лидеры Куэтуви обнаружили, что правительство Парагвая намеревается приобрести эту собственность в рамках плана природоохранного сервитута, они немедленно представили официальный «запрос» на экспроприацию Парагвайскому национальному индейскому институту (INDI) и министру окружающей среды (SEAM).
В январе 2001 года тайные лесорубы, работавшие на бразильских лесопилках, начали массовое вторжение в Финку № 470 при поддержке «безземельных крестьян», которые пообещали защитить их, если они расчистят дороги и позволят последующее заселение этой территории. Лесорубы были выселены в декабре 2001 года, а безземельные крестьяне были окончательно выселены в июле 2002 года после того, как вооруженные воины Аче патрулировали южную границу территории.
В период с июля 2001 года по конец 2003 года лидеры Аче посетили десятки встреч с представителями парагвайских правительственных учреждений (INDI, SEAM, Oficina de la Procuradoría de la Nación) и НПО (Fundacion Moises Bertoni, World Wildlife Fund , Avina, PROSAM), заинтересованных в поддержке их претензия к Финке №470. Все представители как правительственных учреждений, так и НПО заверили аче, что земля перейдет им в собственность после экспроприации правительством Парагвая. В начале января 2002 года Аче получили письмо о разрешении занять усадьбу № 470 от министра окружающей среды, и 8 января 2002 года Куэтуви Аче навсегда заселили эту собственность.
В июне 2002 года Аче начали систематические работы по сохранению усадьбы № 470. Группа управления ресурсами Аче, обученная Кимом Хиллом, провела частичную инвентаризацию лесов и подсчет плотности животных на участке № 470, используя метод случайных трансектов. В течение этого месяца команда менеджеров Aché также провела два воздушных облета объекта с использованием GPS-приемников и подробных карт.
В июне – июле 2002 г. произошла вторая попытка вторжения на территорию так называемых «безземельных крестьян». Лидеры Аче связались с национальной прессой, несколькими правительственными чиновниками и организовали демонстрацию вооруженного сопротивления, в которой приняли участие представители всех шести резерваций Аче. Вдоль границы владений возле стоянки потенциальных крестьян-оккупантов стояло более 200 вооруженных (с луком и стрелами) воинов.
Усадьба № 470 как заповедник коренных народов Куэтувы
[ редактировать ]24 июля 2003 года политические лидеры Куэтуви собрали свою общину, и все взрослые члены подписали документ, в котором содержалась просьба к INDI получить законное право собственности на недвижимость Finca 470 от SEAM и передать это право общине Аче. 10 февраля 2004 года религиозные и политические лидеры Куэтуви встретились непосредственно с президентом Никанором Дуарте Фрутосом в «Мбурувича Рога», и президент Парагвая заверил их, что они получат право собственности на усадьбу № 470.
Аче заявили, что они будут управлять этим объектом как «заповедником коренных народов», и запросили техническую помощь для разработки плана устойчивого управления. Они предложили сохранить большую площадь леса, где деятельность будет включать устойчивую охоту , сбор съедобных фруктов и насекомых, сбор лекарственных растений, обогащение леса коммерчески ценными местными породами деревьев, такими как Йерба Мате, и ведение лесного хозяйства с минимальным воздействием, основанное на длительных чередование циклов и сбор и транспортировка с низким уровнем воздействия. Продукция лесного хозяйства будет в первую очередь предназначаться для внутреннего потребления в виде домов, школьных зданий, клиник и т. д. Министр окружающей среды (SEAM) поддержал предложение Аче и подписал Соглашение о межведомственном сотрудничестве на пять лет. лет с Парагвайским индейским институтом (INDI) и лидерами Аче 2 сентября 2004 г.
В первом пункте соглашения говорится, что «... целью настоящего соглашения является передача прав временного пользования собственностью SEAM под названием Finca 470 в округе Игатими, департамент Каниндейу, компании INDI с конечной целью, чтобы Аче Коренная община Куэтувы может продолжать свою обычную жизненную деятельность в соответствии с принципами охраны природы. Это делается с учетом того, что объектом настоящего соглашения является усадьба 470. лесной заповедник биологических и ботанических ресурсов, считающийся частью «легких» внутренних лесов Атлантического океана и расположенный внутри буферной зоны лесного заповедника Мбаракайу. Таким образом мы надеемся создать механизмы, гарантирующие совместный процесс передачи земель . права Финки 470 коренным народам, проживающим в этом месте, и в соответствии с Национальной конституцией и законами 352/94, 904/94 и 234/93».
В марте 2005 года Аче представил SEAM план управления Finca 470, а 3 мая 2005 года министр окружающей среды ответил лидеру сообщества Аче Маргарите Мбиванги в примечании 291/05.
В этом документе SEAM выражается согласие с условиями плана управления Аче от 29 марта 2005 г. (с отметкой о получении документа SEAM № 33084). SEAM согласился: во-первых, принять региональный план управления, представленный сообществом Аче; и, во-вторых, инициировать процесс передачи права собственности от SEAM общине Аче Куэтуви, что было запрошено в SEAM от 28 апреля 2005 г. в примечании № 34128. Таким образом, SEAM указала, что необходимые шаги планируются с учетом того, что процесс должен соответствовать определенным правилам, чтобы на законных основаниях уступить право собственности на сообщество. Вскоре после этого, 19 августа 2005 г., министр окружающей среды направил президенту Республики документ (нота № 563/05), касающийся усадьбы 470, расположенной в округе Игатими, департамент Каниндею. В этом письме говорилось, что вышеупомянутая собственность «...была приобретена министром окружающей среды в целях сохранения в зоне влияния национального шоссе 10 «Лас-Резидентас» посредством кредита номер 933/OC-PR от Международного банка развития в рамках в рамках программы «Естественные коридоры» Министерства общественных работ и коммуникаций, как указано в документе о передаче права собственности, зарегистрированном Escribanía Mayor de Gobierno в 2003 году, под регистрационным номером 30, архив 195 и последующие».
В документе, направленном Президенту Республики, подтверждается приверженность SEAM условиям Соглашения о межведомственном сотрудничестве 2004 года с конечной целью сохранения лесного заповедника и передачи права собственности коренным жителям на эту собственность в соответствии с Национальной Конституцией и вышеупомянутые законы № 352/94, № 904/94, № 234/93. Далее в документе говорится, что «…принимая во внимание, что вышеупомянутая собственность функционирует как постоянное место проживания коренной общины аче Куэтуви, и в соответствии с принципами национального закона 234/93, который поддерживает статью 14 Конвенции МОТ № 169 (это относится к к Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 года , сформулированной Управлением Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций), в которой говорится, что «права собственности и владения народов обеспокоены землями, которые они традиционно занимают, должны быть признаны». В своей должности министра окружающей среды я представляю предысторию этого дела в Президентство Республики, чтобы соответствующие органы предприняли соответствующие необходимые шаги. , чтобы мы соответствовали первому пункту в рамках упомянутой Международной конвенции».
Запрос о принятии исполнительных мер в отношении права собственности на землю Куэ Туви был снова представлен президенту 6 марта 2006 г. (примечание SEAM 177/06) министром окружающей среды Альфредо Молинасом. Таким образом, министр окружающей среды дважды напрямую обращался к президенту с просьбой провести административные процессы, необходимые для того, чтобы Escribanía Mayor de Gobierno, Институт парагвайских индейцев и община коренных народов аче работали вместе, чтобы гарантировать успех в процесс передачи права собственности на усадьбу 470 общине Аче Куэтуви. не было предпринято никаких существенных шагов для продвижения процесса оформления прав на землю Несмотря на этот запрос в августе 2005 г. и еще раз в марте 2006 г., с тех пор . Вместо этого Аче вели бесконечные битвы против нелегальных лесозаготовителей, спекулянтов и так называемых «безземельных крестьян». Маргарита Мбиванги, глава общины Куэтуви, была арестована и заключена в тюрьму в Куругвати в декабре 2005 года вместе с членами лесной патрульной группы, которые пытались помешать нелегальным лесозаготовителям вырубать ценные деревья лиственных пород на территории.
18 августа 2008 года президент Парагвая Фернандо Луго назначил Маргариту Мбиванги , женщину аче, министром по делам коренных народов Парагвая, став первым представителем коренного населения, занявшим такую должность в Парагвае. [ 18 ]
Земли предков и ареал
[ редактировать ]Хотя ранние сообщения обнаруживают группы, подобные аче, по всему восточному Парагваю и прилегающим районам Бразилии, к 20-му веку аче жили в четырех диалектно различных группах, которые населяли водораздел реки Парана в современных парагвайских штатах Каасапа , Гуайра , Альто-Парана , Каагуасу и Каниндею . Северные аче, которые лучше всего задокументированы, простирались от лесов возле Коронель Овьедо до реки Парана возле Сальтос-де-Гуайра, их ареал площадью около 20 000 квадратных километров.
Восточный Парагвай характеризуется пологими холмами, покрытыми субтропическими полулиственными лесами, и низкими плоскими долинами, заполненными высокой травой. Количество осадков составляет в среднем около 2000 мм в год и характеризуется высокой непредсказуемостью месячного характера от года к году, но со статистическим засушливым сезоном с мая по август. Сезонные колебания температуры более постоянны: экстремальные температуры колеблются от 39 до 0 градусов по Цельсию. В Восточном Парагвае есть регионы зрелых тропических лесов terra Firme, [ 19 ] Серрадо, луга, болота с преобладанием пальм, бамбуковые леса, прибрежные пойменные леса и низкие и сухие леса, которые носители гуарани называют «каати». Хотя этот регион является важным местом обитания эндемичных птиц: за последние несколько лет было зарегистрировано более 400 видов птиц. [ 20 ] млекопитающие играют гораздо более важную роль в культуре и экономике аче. Предварительный список фауны млекопитающих МФО включает 99 видов млекопитающих, выявленных различными методами. [ 19 ]
Приобретение еды
[ редактировать ]
Экономика Аче традиционно была сосредоточена на охоте на позвоночных животных с использованием лука и стрел, добыче дикого меда и эксплуатации пальмового крахмала и личинок насекомых. Многочисленные фрукты также использовались сезонно, но они составляют лишь небольшую часть энергии в годовом рационе. [ 21 ] За последние полвека до умиротворения группы аче время от времени совершали набеги на своих оседлых соседей в поисках корня маниока (крахмалистый продукт), домашних животных и металлических инструментов.
Систематический учет пищевого рациона при проживании в лесу, полностью питающемся дикими продуктами, позволяет предположить, что около 80% энергии в рационе поступает из мяса, 10% из пальмового крахмала и сердцевины, 10% из личинок насекомых и меда и 1% из фруктов. . Общее потребление энергии составляет примерно 2700 ккал на человека в день, причем мужчины усваивают около 84% всех потребляемых калорий. Дети не производят значительного количества пищи, пока не станут взрослыми. Несмотря на наличие более 500 видов съедобных жертв позвоночных, только девять видов млекопитающих обеспечивают более 1% [ нужны разъяснения ] биомассы добычи, фактически добытой охотниками Аче. Наиболее важными (в порядке убывания) являются девятипоясной броненосец , пака , южноамериканский тапир , обезьяна капуцин , белогубый пекари , южноамериканский коати , красная скобка и ящерицы тегу . [ 22 ]
Охота
[ редактировать ]Мужчины аче охотятся с луком и стрелами и вручную. Каждое утро они покидают лагерь группой, идя гуськом, и примерно через полчаса начинают рассредоточиваться и искать дичь. Мужчины остаются в пределах слышимости друг друга в течение дня, чтобы позвать на помощь, если встретится жертва, преследуемая совместно. Во время поиска охотник идет со скоростью около 1,5 км/ч и встречает наиболее распространенную добычу — броненосца в среднем примерно раз в 5 км. Обезьяны и олени встречаются примерно в 1/3 реже, чем броненосцы, а другие виды добычи в окружающей среде встречаются значительно реже. [ 23 ] Броненосцы, пекари с ошейником , олени, ящерицы тегу, тапиры и большинство других редких, но одиночных животных преследуются и преследуются охотниками с луками в одиночку, когда они встречаются. Другие виды, такие как пака, обезьяны, коатимунди, белогубые пекари и социальные млекопитающие, обычно преследуются группами, и встречи с этими видами обычно побуждают людей звать других на помощь.
Крупных и быстрых млекопитающих преследуют и стреляют из лука и стрел. Мелких и роющих млекопитающих обычно ловят вручную. Поскольку охота Аче тщательно изучалась с использованием фокального слежения и других систематических методов, частота встреч с добычей, время, необходимое для успешного преследования, и ожидаемый выигрыш энергии от типов добычи хорошо известны. Это позволило многочисленные тесты конкретных моделей решений из теории оптимального кормодобывания с использованием данных Аче. протестировать [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Результаты в целом подтверждают мнение о том, что охотники аче преследуют только те типы добычи, которые увеличивают скорость возврата энергии, и проходят мимо некоторых видов (многих мелких птиц, грызунов, рептилий и т. д.), преследование которых, вероятно, снизит общую отдачу от добывания пищи.
Вопрос о том, почему мужчины охотятся, а не тратят весь день на добычу пальмовых ресурсов, не может быть объяснен максимизацией энергии, поскольку мужчины получают около 750 калорий в час на охоте и около 1000 калорий в час на добыче пальмового крахмала и сердцевины. Холм [ 27 ] предположил, что содержание макронутриентов в мясе по сравнению с растениями означает, что мясо более питательно, чем эквивалентное количество калорий в пальмовом крахмале. Хоукс, с другой стороны, предположил, что мужчины аче охотятся, потому что охота — это форма дорогостоящего сигнала, а не исключительно способ обеспечить голодных членов семьи.
Встреча
[ редактировать ]Собираемые ресурсы включают в основном пальмовые сердцевины и крахмал, личинки насекомых, извлеченные из пальм, срубленных для стимулирования заражения, дикий мед и различные фрукты, которые созревают в основном в летние месяцы, с октября по февраль. Два неместных вида в настоящее время рассеяны по лесам Восточного Парагвая и вносят значительный вклад в рацион: это медоносные пчелы европейского происхождения ( Apis mellifera ) и -добровольцы апельсины , которые были завезены иезуитами и впоследствии разнесены по лесу птицами. и обезьяны.
Несмотря на разнообразие растений и диетическое разнообразие, внесенное различными собранными видами, только сердцевина пальмы, крахмал и пчелиный мед приносят значительную энергию в диету Аче. Пальмовый крахмал является наиболее важным углеводным продуктом в диете Аче. Пальмы срезают, затем в стволе вырезают небольшое «окно», чтобы проверить внутреннюю сердцевину , которая в съедобном виде мягкая и сочная с высокой концентрацией крахмала. Из каждой срезанной пальмы извлекают растущий побег (сердце), но этот ресурс имеет высокое содержание воды и обеспечивает лишь небольшой калорийный вклад в рацион.
Когда обнаруживается ствол с хорошим крахмалом, одна или несколько женщин вскрывают большую часть ствола от основания до вершины дерева и систематически стучат волокно тыльной стороной топора, чтобы разрыхлить и смягчить его. Большие количества (15–50 кг) затем в корзинах вывозят обратно в лагерь для дальнейшей переработки. В лагере пальмовое волокно опускают горстью за горстью в кастрюлю с водой и отжимают вручную, чтобы извлечь весь крахмал. Затем в кастрюле с водой, содержащей крахмал, варят мясо или личинки насекомых. Эту смесь следует есть горячей (как густой бульон с подливкой) или дать остыть на ночь, чтобы она превратилась в пудинг.
Хотя случайные разрезы показывают высокую плотность пальм в регионе Мбаракайю в Парагвае, большинство из них не содержат крахмала. Недавние исследования показывают, что поиск пальмы-кандидата на сруб занимает около 15 минут, а затем только в одном из 8 срубленных деревьев есть хоть какой-то крахмал. Таким образом, потратив несколько часов на поиск и эксплуатацию пальм, собиратели Аче могут получить углеводную энергию со скоростью чуть более 1000 калорий в час.
Сотрудничество во время поиска пищи
[ редактировать ]Во время добывания пищи фуражиры аче часто занимаются деятельностью, которая требует некоторого времени или усилий и, по всей видимости, в основном направлена на то, чтобы повысить вероятность возврата пищи другим взрослым или неродственным детям: совместный поиск пищи. [ 28 ] Данные свидетельствуют о том, что сотрудничество в поисках пищи широко распространено и интенсивно, на него приходится значительная часть общего времени поиска пищи и включает большое количество потенциально дорогостоящих действий, которые выполняются ежедневно. Сотрудничество также включает в себя некоторые действия, которые не требуют больших затрат для донора, но приносят большую пользу получателю. Самое главное, что модели сотрудничества, наблюдаемые во время добывания пищи, почти наверняка связаны с хорошо изученными моделями распределения пищи аче. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Взаимное кормодобывающее сотрудничество происходит в форме перераспределения пищи. Наконец, сотрудничество при добыче продуктов питания представляет собой лишь часть общей совместной деятельности в обществе аче. Действительно, совместное добывание продовольствия, разделение еды и сотрудничество в других сферах (таких как воспитание детей, мобильность, строительство лагерей, оборона и т. д.) — все это часть интегрированной системы взаимного альтруизма и совместного содействия групповому благополучию среди аче.
Совместная деятельность во время добычи пищи включала следующее: прокладывание троп, по которым могли следовать другие; строительство мостов, чтобы другие могли пересечь реку; вынашивание чужого ребенка; залезть на дерево, чтобы спугнуть обезьяну для другого охотника; позволить другому стрелять в добычу, когда у одного есть первый (или лучший) выстрел; позволять другому выкапывать броненосца или добывать мед или личинки, когда он с ними столкнулся; выкрикивать местонахождение убегающей добычи; вызов местоположения ресурса, который может использовать другой человек, пока он продолжает поиск; призывать другого заняться поиском пекари, паки, обезьяны или коати; ожидание, пока другие присоединятся к преследованию, тем самым снижая собственную норму возврата; выслеживание пекари без стрел (чтобы убить других людей со стрелами); перенос дичи, добытой другим охотником; лазить по фруктовым деревьям, чтобы сбить фрукты, чтобы их могли собрать другие; вырубка пальм (чтобы другим хватило сердца или волокна); открыть окно, чтобы проверить на краку (чтобы другие пришли и взяли); нести пальмовое волокно, которое взяли другие; вырубка фруктовых деревьев для сбора другими; принести лук, стрелу, топор или другой инструмент другому лицу во время преследования; тратить время на то, чтобы инструктировать другого, как взять ресурс; одолжение лука или топора, когда его можно было использовать; помощь в поиске чужих стрел; подготовка или ремонт чужого лука и стрел во время погони; возвращение по тропе, чтобы предупредить других об осином гнезде; идти навстречу другим охотникам, чтобы предупредить о свежих следах ягуара или ядовитых змеях; устраняя опасные препятствия с тропы до того, как прибудут другие.
Представленная ниже оценка времени сотрудничества является минимальной, поскольку данные изначально не собирались с целью регистрации всей совместной деятельности. Краткие совместные действия особенно редко фиксировались в полевых записях. Например, изучение видеозаписей эпизодов охоты за период выборки показывает, что очень короткие совместные действия часто встраиваются в более длинные сегменты охоты, которые мы [ ВОЗ? ] не закодированы как совместное время. Преследуя обезьян, охотники часто призывают других «оставаться на месте», «не шуметь», «не стрелять», «трясти ветку», «бить лозу» и т. д. Другие занятия, проводимые несколькими охотниками, содержат множество подобные запросы. Получатель такой команды почти всегда немедленно подчиняется, ценой собственных шансов совершить убийство. Эти события были чрезвычайно распространены, но имели очень короткую продолжительность (обычно всего 10 секунд или около того) и не включались в анализ. Мужчины племени аче тратили в среднем 41 (SE 7) минут в день на добывание пищи, что оценивалось как сотрудничество, а женщины тратили 33 (SE 14) минуты в день на сотрудничество в поисках пищи. [ 28 ] Это составляет около 10% от общего времени поиска пищи в мужской выборке и 11% от общего времени поиска пищи в женской выборке. У представителей обоих полов в некоторые дни выборки более 50% общего времени поиска пищи тратится на помощь другим особям в добыче ресурсов.
Разделение еды
[ редактировать ]Живущие в лесу собиратели аче широко делятся пищей, а добыча животных разделяется между членами группы. Социальные нормы запрещают мужчинам есть что-либо из своей собственной добычи и подчеркивают важность распределения среди всей группы. По сути, дичь готовят и распределяют равными порциями среди проживающих в ней семей с учетом размера каждой семьи, получающей порцию. Это означает, что успешные охотники и их семьи получают от пойманной добычи не больше мяса, чем можно было бы ожидать при случайном распределении среди местных семей. [ 32 ] Пальмовый крахмал, производимый большими партиями, распределяется так же, как и мясо (но без явного табу в отношении женщин, потребляющих часть добытого ими крахмала). Мед распространен несколько менее широко, но большие порции сохраняются для членов, отсутствующих во время добычи. Собранные плоды и личинки насекомых распространяются еще реже, но все равно перераспределяются среди тех, кто не присутствует в месте сбора. Нуклеарная семья охотника обычно потребляет около 10% дичи, приносимой главой семьи-мужчиной. Что касается большинства других ресурсов, нуклеарная семья приобретателя оставляет менее 50% для собственного потребления, но только 10-20% небольших собранных фруктов делятся за пределами семьи. [ 29 ] Более поздние исследования показывают, что ресурсы с высокой дисперсией в приобретении распределяются более широко, что количество разделяемых продуктов питания зависит от количества, получаемого диадами потенциальных партнеров по обмену, и что нуждающиеся семьи постоянно получают больше, чем отдают. Модели распределения продуктов питания по резервированию показывают, что более щедрые люди с большей вероятностью получат помощь и поддержку, когда они заболеют или получат травму. [ 30 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Собиратели аче в доконтактный период жили небольшими стадами от 3-4 семей до пары десятков семей (средняя численность стад около 50 особей). [12] Но эти жилые единицы часто разделялись на несколько дней, а иногда и объединялись в большие скопления, поэтому состав групп, о которых сообщалось в систематических интервью, колеблется от 3 до 160 человек. Во время ритуалов клубных боев три или четыре банды могли объединиться, в результате чего образовались временные лагеря из 200 или более человек, которые могли разбить лагерь на 5–15 дней, прежде чем рассеяться. Чаще всего группы, состоящие из многих семей, распадались на временные рабочие группы, в которых дети и пожилые члены групп оставлялись в постоянном лагере, в то время как молодые люди отправлялись на несколько дней в отдаленные районы в поисках конкретных ресурсов, которые поблизости истощались. Во время таких набегов успешные оперативные группы возвращались в главный лагерь, нагруженные копченым мясом и другими вкусностями.
Членство в группе со временем было очень гибким и основывалось как на родственных связях и дружбе, так и на кровнородственных отношениях. Некоторые небольшие группы родственников (пара братьев или группы братьев и сестер) обычно составляли ядро каждой группы, но состав оказывается очень гибким, если оценивать его на протяжении многих лет. У племен не было территорий, но были излюбленные места проживания, откуда они покидали свои территории лишь изредка. Банды не назывались, но их часто называли по имени самого влиятельного члена-мужчины (например, банда убийцы Тайжанги). Общества аче не были организованы в какие-либо конкретные родственные или ритуальные группы, а лидерство было неформальным и часто зависело от контекста. Не было ни признанных вождей, ни каких-либо других политико-религиозных должностей. У Аче не было шаманов-специалистов, но пожилые люди и беременные женщины часто участвовали в целительской деятельности. Решения были приняты путем неформального консенсуса, и резкое несогласие было выражено отказом от жилой группы. В большинстве дискуссий участвовали женщины, но некоторые мужчины явно доминировали в политическом отношении, а мужчин-убийц (так называемых «джайчаги») особенно боялись и «уважали». Эти убийцы часто затачивали свои луки на одном конце, чтобы они выглядели как наконечник копья, и своим поведением угрожали другим. Дети особенно боялись убийц, которые демонстрировали шум или рычание, блеф и бахвальство (трясение ветвей деревьев и развязность), входя в жилой лагерь после дня охоты.
Социальные нормы, этнические сигналы, ритуалы и верования
[ редактировать ]В культурных конвенциях аче особое внимание уделяется разделению еды, регулируемому сотрудничеству, групповому участию в воспитании и питании детей, ограниченному насилию и запрету на брак для членов этнической группы. Поведение по отношению к людям из чужой группы не регулируется.
События из жизни
[ редактировать ]Рождение ребенка налагает ряд пожизненных обязательств между ребенком, его родителями и теми, кто берет на себя ритуальные роли во время рождения. Матери ребенка помогают во время родов, а затем некоторые из помощников ритуально омывают ее. Сразу после рождения ребенка будет держать на руках « крестная мать », которая будет отвечать за мытье и уход за младенцем в течение первых нескольких дней после рождения, пока мать отдыхает. Ребенок и крестная мать принимают ритуальные условия друг для друга, и ребенок может рассчитывать на еду, помощь и поддержку от крестной матери на протяжении всей своей жизни. Мужчина перерезает пуповину ребенка и становится «крестным отцом» с аналогичными пожизненными обязательствами. Мужчины, которые снабжали мать дичью во время ее беременности, также берут на себя ритуальные обязательства перед ребенком, как и все участники группы, которые держат ребенка и моют его вскоре после рождения. Обязательства на протяжении всей жизни являются взаимными, так что о ребенке заботятся ритуальные «крестные родители», когда он молод, а затем, в свою очередь, заботятся о нем, когда он становится пожилым. И биологические родители, и все ритуальные крестные сохраняют пожизненные обязательства взаимопомощи.
Когда девочка достигает менархе , взрослые держат ее на коленях в рамках ритуала, аналогичного ритуалу при рождении. Затем на некоторое время ее частично уединяют, накрывая плетеными циновками из пальмовых листьев. После уединения ее режут битым стеклом и втирают в рану древесный уголь, чтобы создать набор линейных параллельных татуировок . Мужчины, имевшие с ней сексуальные отношения до менархе, также проходят в это время ритуальное очищение. Женщины стригут волосы коротко и носят ожерелья из семян и зубов как этнические идентификаторы племени.
Когда у мальчиков начинают расти волосы на лице , они тоже подвергаются ритуалу полового созревания, который обычно приурочен к рождению или церемонии полового созревания женщины . Нижнюю губу им протыкают заостренной костью, а затем деревянную губную губу вводят . Это украшение носят только молодые мужчины, но у всех мужчин перфорация на губе сохраняется на всю жизнь. После церемонии пирсинга губы молодым мужчинам делают стрижку и татуируют так же, как молодым женщинам. Мужчина, продырявивший им губу, становится ритуальным крестным отцом. Недавно инициированные молодые люди обычно какое-то время сопровождают ритуального крестного отца, часто оставляя свои нуклеарные семьи.
Когда они стали слишком старыми или слишком инвалидами, чтобы быть продуктивными членами племени, женщины аче были жестоко убиты другим мужчиной из их племени. [ 33 ] Непродуктивные пожилые мужчины Аче были изгнаны из группы. [ 33 ]
Сообщается, что одна из четырех групп аче время от времени практиковала каннибализм , возможно, еще в 1960-х годах. [ 14 ] а северная группа иногда усыпляла и кремировала пожилых людей, которые, как считалось, содержали в себе опасных мстительных духов (возможно, развитое слабоумие или болезнь Альцгеймера ).
Ритуалы и верования
[ редактировать ]Самым важным ритуалом северных аче был бой на дубинках. Эти мероприятия были организованы «большими людьми» и проводились раз в год-два. Несколько групп сходились в одном месте для стоянки. Те, кто приглашал остальных, готовили расчищенное место для проведения ритуального боя. Мужчины готовили длинные дубинки из твердой древесины с заостренными краями (в форме весла) и украшали себя древесным углем (смешанным с медом и слюной) и пухом стервятника. Хотя клубные бои состояли из принимающих и приглашенных мужских команд, после начала боя все мужчины могли свободно выбирать противников из любой группы. Мужчины встретились лицом к лицу и по очереди замахивались друг на друга головами. Некоторые мужчины получили удары прямо по макушке и получили переломы черепа, которые позже зажили, но с явными признаками боя. Другие мужчины уклонялись от дубинок, но могли получить удары по рукам или плечам. Некоторые мужчины погибали почти в каждом крупном клубном бою. Иногда клубные драки возникали спонтанно внутри небольшой жилой группы, когда одного мужчину ловили на сексуальных отношениях с женой другого мужчины. Такие дуэли никогда не были смертельными. Во всех клубных боях некоторые прохожие (в том числе женщины) врывались и пытались помешать или обезоружить мужчин, сражавшихся со своими отцом, сыновьями или братьями.
Мифология Аче сосредоточена вокруг Беренди, пылающего грозового существа, которое иногда принимает форму метеора, а иногда имеет тело из плоти и крови. Сын Беренды является предметом нескольких мифов, которые также включают темы происхождения ягуаров, солнца и луны, происхождения огня и некоторых моральных сказок о скупых стариках и старухах. Северный Аче подчеркивал духовные силы существа, проявляющего себя как тень, так и ветер. Группы южных аче, по-видимому, включали злобный дух , происходящий из душ разгневанных умерших аче.
Все аче верят в некоторые виды охотничьей магии и в целебные силы беременных женщин.
Демография
[ редактировать ]Демография Аче широко изучалась и анализировалась в рамках теории эволюционной истории жизни. [ 2 ] Основными причинами смертности в лесной период были групповые убийства (особенно младенцев и детей), внешние войны, респираторные заболевания, тропические лихорадки и несчастные случаи. Более 40% всех смертей взрослых и более 60% всех смертей детей произошли из-за насилия со стороны других аче или посторонних. В лесной период около 65% всех рожденных детей доживали до взрослого возраста (15 лет), а ожидаемая продолжительность жизни этих молодых людей составляла в среднем еще 40 лет. [ 2 ] 14% мужчин и 23% женщин в возрасте до 10 лет были убиты, причем жертвами преимущественно стали сироты; младенцев, осиротевших в течение первого года жизни, всегда убивали. [ 34 ]
Рождаемость была высокой: в полных семьях женщин после репродуктивного периода было чуть более 8 живорождений. Анализы показывают, что охотники с высокой доходностью и крупные женщины имели более высокий репродуктивный успех в течение всей жизни, чем их сверстники. Более подробная информация, относящаяся к теориям об изменении размера тела, возрасте менархе, менопаузе, компромиссах в истории жизни и т. д., представлена в « Истории жизни Аче» Хилла и Уртадо, 1996 г. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Аче». Этнолог. Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хилл, Ким, А. Магдалена Уртадо и Альдин де Грюйтер. История жизни аче: экология и демография собирателей . Нью-Йорк: Aldine Translation, 1996. ISBN 978-0-202-02037-2 .
- ^ Jump up to: а б Лосано, П. (1873–1874) История завоевания Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана, Том 1 . Буэнос-Айрес.
- ^ Каллегари-Жак, Сидия М., Шайан Г. Кроссетти, Фабиана Б. Кольрауш, 1 Франсиско М. Салзано, Луиза Т. Цунето, Мария Луиза Петцль-Эрлер , Ким Хилл, А. Магдалена Уртадо и Мара Х. Хуц. Новый взгляд на распределение кластеров генов бета-глобина — закономерности в популяциях коренных американцев . Архивировано 10 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Крыша, Н. дель. (1897). История провинции Парагвай Общества Иисуса . Мадрид.
- ^ Бертони, М. (1941) Гуаяки. Асунсьон: Журнал Научного общества Парагвая .
- ^ Майнцхусен, Ф. (1912). Сообщения из района Гуаяки. Actas del XVII Международного конгресса американистов , Буэнос-Айрес 191 0, (1):470.
- ^ Майнцхусен, Ф. (1920). Язык Гуаяки. Журнал родных языков X (1919–20): 2–22 . Берлин: Гамбург.
- ^ Майнцхусен, Ф. (1928). Палеолитические инструменты из Парагвая. Анналы, 20-й Международный конгресс американистов 2 (II): 177-180 . Рио-де-Жанейро.
- ^ Майнцхусен, Ф. (1945). Гуаяки и «Цивилизация». Бюллетень Совета исторических исследований миссий 5:8-1 1 . Посадас, Аргентина.
- ^ Сусник, Б. (1979–1980) Аборигены Парагвая II. Этноистория гуараний Успение: Этнографический музей Андреса Барберо.
- ^ Кластр, П. (1972) Хроники индейцев гуаяки. Что знают аче, кочевые охотники Парагвая . Пэрис: Плон.
- ^ Кластр, П. (1972) Гуаяки. В «Охотниках и собирателях сегодня». М. Биккьери, изд., стр. 138–174. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Jump up to: а б Кластр, П. (1974) Каннибализм Гуаяки. В книге «Коренные жители Южной Америки: этнология наименее известного континента», П. Лайон, изд., стр. 309–321 . Бостон: Литтл, Браун.
- ^ Личное наблюдение, Ким Хилл
- ^ Мелиа, Ба, Л. Миралья, М. Мюнцель и К. Мюнцель. (1973) Агония Аче Гуаяки: история и песни . Центр антропологических исследований Католического университета: Асунсьон.
- ^ «Коренные жители Парагвая осуждают геноцид во время военного правления» . 8 апреля 2014 г.
- ^ «Епископ бедных»: новый президент Парагвая Фернандо Луго заканчивает 62 года консервативного правления
- ^ Jump up to: а б Хилл, К., Дж. Падве. (2000) Устойчивость охоты Аче в заповеднике Мбаракайу, Парагвай. В книге «Устойчивость охоты в тропических лесах » Дж. Робинсона и Э. Беннета, ред. стр. 79–105. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. [1]
- ^ Мадроньо и Эскивель 1995
- ^ Хилл, К., К. Хоукс, А.М. Уртадо и Х. Каплан. (1984) Сезонные различия в рационе охотников-собирателей аче в восточном Парагвае. Экология человека 12: 145-180 . [2]
- ^ Хилл, К., Г. Макмиллан и Розалия Фарина. (2003). Изменения плотности крупных позвоночных за пятилетний период в заповеднике Мбаракайу, Парагвай: истощение охотничьего хозяйства или природные факторы. Биология сохранения: 17: 1312–1323. [3]
- ^ Хилл и др. 2003 г.
- ^ Хилл, К. и К. Хоукс. (1983) Неотропическая охота среди аче Восточного Парагвая . В «Адаптивных реакциях коренных жителей Амазонки» , Р. Хеймс и В. Викерс, ред., стр. 139–188. Нью-Йорк: Академическая пресса. [4]
- ^ Хоукс, К., К. Хилл и Дж. О'Коннелл (1982). Почему охотники собираются: оптимальные способы добывания пищи и аче восточного Парагвая. Американский этнолог (2): 379–398. [5]
- ^ Хилл, К. (1982). Охота и эволюция человека. Журнал эволюции человека 11:521-544 . [6]
- ^ Хоукс, К., Дж. О'Коннелл, К. Хилл и Э. Чарнов (1985). Сколько достаточно? Охотники и ограниченные потребности. Этология и социобиология 6:3-16. [7]
- ^ Jump up to: а б Хилл, К. (2002) Совместное приобретение продуктов питания собирателями Аче. Человеческая природа, том 13 (1): 105–128. [8]
- ^ Jump up to: а б Каплан, Х. и К. Хилл (1985). Распределение еды среди собирателей-аче; Проверка объяснительных гипотез. Современная антропология. 26 (2): 223-245. [9]
- ^ Jump up to: а б Гурвен, М., В. Аллен Араве, К. Хилл, М. Уртадо (2000). « Это прекрасная жизнь»: свидетельство щедрости аче Парагвая». Эволюция и поведение человека , 21:263–82 [10]
- ^ Гурвен, М., В. Аллен Араве, К. Хилл, А. М. Уртадо (2001). Разделение еды в резервации среди аче Парагвая. Человеческая природа 12 (4): 273-298. [11]
- ^ Каплан и др. (1984) 113-115.
- ^ Jump up to: а б Харфорд, Тим (22 января 2020 г.). «Что происходит, когда мы слишком стары, чтобы быть «полезными»?» . Новости Би-би-си . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Манвир Сингх (19 апреля 2022 г.). «Идея первобытного коммунизма столь же соблазнительна, сколь и ошибочна» . Эон . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года.
В Аче был один из самых высоких показателей детоубийств и убийств детей, когда-либо зарегистрированных. Из детей, рожденных в лесу, 14 процентов мальчиков и 23 процента девочек были убиты в возрасте до 10 лет, почти все из них остались сиротами. Младенца, потерявшего мать в течение первого года жизни, всегда убивали.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аче Парагвая , Ким Хилл
- Протестующие Аче требуют прав на землю , Pulsámerica
- Онлайн-словарь языка аче от IDS (выберите простой или расширенный просмотр)