Мбайя
Мбайя в или Мбиа — коренные народы Южной Америки , которые ранее обитали по обе стороны реки Парагвай , на северной и северо-западной границе Парагвая , в восточной Боливии и в соседней провинции Сул Мату-Гросу-ду - Бразилии . Их еще называют Кадувео. В 16 веке мбайя назывались Гуайкуру , это имя позже использовалось в целом для всех кочевых и полукочевых коренных народов Гран -Чако . в Народ кадивеу Бразилии — сохранившаяся ветвь мбайя. [ 1 ]
Мбайя называли себя эйигуайеги «народом пальм», имея в виду обилие пальм в их родной стране. (Название Eyiguayegis похоже на имя Agaces или aigeis , имя, которое чаще применяется к родственному пайагуа . Возможно, в 16 веке эти два народа были почти одинаковыми.) Мбайя говорили на гуайкуруанском языке. [ 2 ] Они были «грозными» бойцами и «держали европейцев – как поселенцев, так и священников – на расстоянии» более 300 лет. [ 3 ]
Мбайя были кочевниками. Благодаря лошадям, захваченным у испанцев, мбайя примерно к 1600 году развили культуру конного спорта и представляли серьезную угрозу для испанских и португальских поселенцев, миссионеров и правительств в Парагвае, Боливии и Бразилии почти до конца 19 века. Они также совершали набеги и порабощали другие коренные народы, особенно гуану . В целом они были дружелюбны с народом пайагуа , жившим вдоль реки Парагвай и имевшим речную культуру.
История
[ редактировать ]
Термины Мбайя и Гуайкуру были синонимами первых испанских колонистов. Гуайкуру стало собирательным названием, применяемым ко всем этническим группам, говорящим на схожих языках, называемым Гуайкуруан, в то время как имя Мбайя в более узком смысле относилось к нескольким слабоорганизованным группам северного Гран-Чако. [ 4 ] В 18 веке испанцы считали, что Мбайя насчитывает от семи до восьми тысяч человек. [ 5 ]
Когда мбайя впервые вступили в контакт с испанскими исследователями в первые десятилетия 16 века, они жили к северу от реки Пилькомайо , на западном берегу реки Парагвай . [ 6 ] В 1542 году испанский губернатор Парагвая Альвар Нуньес Кабеса де Вака с союзниками -гуарани начал крупную военную операцию против народа Мбайя к северо-востоку от Асунсьона . Мьяба совершали набеги на оседлый народ гуарани , и испанцы согласились помочь защитить их. Экспедиция имела успех, но помогла создать устойчивую вражду между мбайя и испанцами. [ 7 ] В течение следующего столетия мбайя приобрели путем кражи или торговли лошадей, железные инструменты и оружие у испанцев и стали более опасными, особенно для гуарани , живших к востоку от реки Парагвай . В 1661 году часть мбайя мигрировала к востоку от реки, разрушила миссию иезуитов , также называемую редукцией , и вытеснила гуарани в старый регион Итатин , расположенный к юго-западу от нынешнего города Кампо-Гранде, Бразилия . [ 8 ]

Мбайя и другие группы Гуайкуруа развили конную культуру, во многих отношениях сходную с культурой коренных народов Великих равнин Северной Америки . Они оба совершали набеги и торговали с испанцами, часто заключая мир с одним городом или регионом и одновременно нападая на другой. [ 9 ] С 1651 по 1756 год мбайя представляли серьезную угрозу для испанцев в Парагвае, а в последний год восточные и южные банды заключили непростой мир с испанцами. [ 10 ] Первая умеренно успешная римско-католическая миссия среди мбайя была основана в 1760 году к востоку от города Консепсьон в Парагвае , что положило начало процессу их поглощения населением Парагвая. [ 11 ]
Однако мбайя никогда не были политически едины. В то время как некоторые заключили мир с парагвайцами, в северной части Чако банды мбайя противостояли испанским властям и иезуитам, расширяющимся из Санта-Крус-де-ла-Сьерра , Боливия. Миссия Санто-Корасон, основанная в 1760 году, была самой восточной из боливийских миссий, и первоначально ее население составляло 2287 человек Чикитос . Политическая цель миссии заключалась в поиске и обеспечении сухопутного пути из испанских поселений в Боливии в Парагвай. После того, как военная экспедиция, организованная иезуитами против мбайя, начала боевые действия, мбайя убили священника-иезуита и многих чикито в 1763 году. В ответ иезуиты захватили уловкой 500 воинов мбайя и разогнали их по другим миссиям. В течение следующих 30 лет, до 1793 года, Мбайя угрожали району Санто-Корасон, довели поселение до бессилия и сохранили эффективный контроль над боливийским Чако. [ 12 ] Лишь в 1870-х годах через северный Чако была проложена дорога от Санта-Крус до Корумбы, Бразилия. [ 13 ]

Расположенные на границе между португальской Бразилией и испанским Парагваем, мбайя также совершали набеги на португальцев, хотя они заключили с ними мир в 1791 году. Владельцы ранчо в Парагвае в 1796 году убили 300 коренных народов, в том числе одиннадцать вождей мбайя, тем самым нарушив давнее мирное соглашение. между Мбайей и парагвайцами. Мбайя ответили набегами на поселения и помощью португальцам в их конфликтах с испанцами и парагвайцами. [ 14 ] К 1800 году большая часть мбайя переместилась к востоку от реки Парагвай в Мату-Гросу-ду-Сул в Бразилии. провинцию [ 15 ] Португальцы и новые независимые бразильцы предоставили им оружие и боеприпасы, а также купили скот и лошадей, украденных на парагвайских ранчо. Однако к 1840-м годам бразильцы пытались заставить мбайя жить в постоянных поселениях, но без особого успеха. [ 16 ]
Во время Парагвайской войны (1864–1870 гг.) Мбайя, особенно банда Кадивеу, сражались на стороне Бразилии. [ 17 ] Бразильские офицеры оба хвалили их за храбрость и осуждали за «безграничную жажду грабежа». Они понесли тяжелые потери в результате сражений и болезней. Один бразильский генерал сказал, что Бразилия обязана своим постоянным контролем над южным Мату-Гросу мбайя. [ 18 ]
Во время и после войны эпидемия оспы уничтожила их население, а с притоком большого количества бразильских поселенцев мбайя потеряли свои земли и стали чернорабочими и работниками ранчо. [ 19 ] В 1870 году часть племени кадивеу племени Мбайя переехала в Аргентину, где их потомки насчитывают 1000 человек. Группа Кадивеу или Кадувео также сохранилась в Бразилии. В награду за военную службу в 1903 году бразильское правительство предоставило им участок территории в Мату-Гросу-ду-Сул, где проживает около 1400 из них. [ 20 ]
Гуана
[ редактировать ]Гуаны (также называемые чане и лайана), говорящие на аравакском языке , были вассалами мбайя, отношения, которые, согласно испанским источникам, существовали в 1548 году, а возможно, и намного раньше. [ 21 ] Гуана занимались земледелием и пешим туризмом, в отличие от кочевников Мбайя, которые к началу 17 века стали наездниками. В начале 18 века гуана жили в семи больших деревнях с населением 1000 и более человек на западном берегу реки Парагвай между 19 и 22 южными широтами. Позже, в 18 веке, некоторые из них мигрировали вместе с мбайя к востоку от реки Парагвай. По оценкам, возможно, весьма щедрым, в начале 18 века их численность составляла от 18 000 до 30 000 человек. В 1793 году их было около 8200. [ 22 ]
Гуана предоставили вождям Мбайя рабочую силу, сельскохозяйственную продукцию, текстиль и жен, а взамен получили от Мбайя защиту и европейские товары, такие как железные инструменты. Культуры гуана и мбая постепенно стали более похожими, поскольку мбая переняли сельское хозяйство и ткачество, а гуана стали заниматься верховой ездой. Мбайя увеличили свою численность, строго ограниченную поздними браками и абортами , за счет смешанных браков с гуана и пленными женщинами других этнических групп. [ 23 ] Испанские летописцы описывают гуану как послушных людей. Испанские летописцы описывали мбайя, высокомерных и этноцентричных, на удивление доброжелательных и уважительных в обращении со своими подданными гуана. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Кадивеу: Введение». Коренные народы Бразилии. (получено 3 декабря 2011 г.)
- ^ Сагер, Джеймс Шофилд (2000), Граница миссии Чако: опыт Гуайкуруана , Тусон: University of Arizona Press, стр. 5
- ^ Готт, Ричард (1993), Земля без зла: утопические путешествия через водораздел Южной Америки , Лондон: Verso, стр. 48.
- ^ Стюард, Джулиан Х., изд. (1946), Справочник южноамериканских индейцев , Том. 1, Маргинальные племена , Смитсоновский институт, государственная типография, Вашингтон, округ Колумбия, с. 215
- ^ Сагер (2000), с. 34.
- ^ Сагер, Джеймс Шофилд (2008), «Война, реорганизация и реадаптация на окраинах испанского правления - Чако и Парагвай», Кембриджская история коренных народов Америки, Том 3, Южная Америка , Кембридж: Кембридж Университетское издательство, п. 258.
- ^ Сагер (2000), стр. 5-6.
- ^ Готт, с. 19-20; Мартинес, Сесилия Габриэла (январь-июнь 2017 г.), «Кавалейрос против Флешероса: Тридцать лет войны Чикито-Гуайкуру на испано-португальской границе (1763-1793)», Американия. Revista de Estudios Latinoamericano, стр. 333-334; Стюард, с. 215.
- ^ Муни, Джеймс. Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Стюард, с. 215.
- ^ Саегар (2000), с. 30.
- ^ Готт, стр. 133-136; Мартинес, Сесилия Габриэльд (2017), «Кавалейрос против Флешероса: Тридцать лет войны чикито-гайкуру на португальско-испанской границе (1763-1793)», Американия: Revista de Estudios Latinoamericanos , № 5, стр. 330-340.
- ^ Бог, с. 141.
- ^ Фут и др., стр. 163.
- ^ Сантос-Гранеро, с. 38.
- ^ Фут и др., стр. 163-166.
- ^ Стюард, стр. 216-217.
- ^ Фут и др., стр. 168-171.
- ^ Фут и др., стр. 168-172
- ^ «Кадивеу», http://www.everycultural.com/South-America/Kadiw-u.html , по состоянию на 27 ноября 2017 г.
- ^ Сантос-Гранеро, Фернандо (2009), Vital Enemies , Остин: Техасский университет Press, стр. 38. Скачано с проекта MUSE .
- ^ Стюард, стр. 239-240.
- ^ Саегар, стр. 18, 87-88, 116.
- ^ Хемминг, Джон (1978), Красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 394-395.