Бороро
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Бо | |
---|---|
Общая численность населения | |
1,817 (2014) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бразилия ( Мату-Гросу ) [ 1 ] | |
Языки | |
Бороро , Португальский [ 2 ] | |
Религия | |
Анимизм [ 1 ] |
Бороро — коренные жители Бразилии , проживающие в штате Мату-Гросу . Они также распространились на Боливию и бразильский штат Гояс . Западные бороро живут вокруг рек Джауру и Кабасаль . Восточные бороро ( ораримогодоге ) живут в районе рек Сан-Лоуренсу , Гарсас и Вермелью . Бороро живут в восьми деревнях. [ 2 ] Бороро . (или даже Корадос , Боэ , Ораримогодо ) — этническая группа в Бразилии, численность населения которой, по оценкам, составляет чуть менее двух тысяч человек Они говорят на языке бороро (код ISO 639: BOR) и в основном придерживаются анимистических убеждений. Они живут в восьми деревнях в центральных районах Мату-Гросу . Известным представителем этой группы является Кандидо Рондон , чиновник бразильской армии и основатель Fundação Nacional do Índio (или FUNAI). Культуру Бороро внимательно изучал французский антрополог Клод Леви-Стросс во время его экспедиции в Амазонию и Мату-Гросу (1935–1936), описанной в его знаменитой книге Tristes Tropiques (1955).
Имена
[ редактировать ]Бороро, чье имя на их языке означает «деревенский суд», также известны как народы араес, арарипоконе, бо, кораадос, коксипоне, куяба и поррудос. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Первый контакт с европейскими колонизаторами произошел в семнадцатом веке с приходом миссионеров -иезуитов . начались разработки месторождений по добыче золота В 18 веке в Мату-Гросу . Из-за давления гаримпейрос, искателей золота, Бороро разделился на две группы: восточные (корадосы) и западные (кампаньяс), которые, однажды разделившись, никогда не вернулись, чтобы объединиться. Бороро Запада исчезли во второй половине 20 века в Боливии. Однако Восточный Бороро оставался изолированным от мира до середины девятнадцатого века, когда была построена дорога, соединяющая регион Мату-Гросу с Сан-Паулу и Минас-Жерайс. Эта дорога проходила через долину Сан-Лоуренсу, где жил Бороро. Это стало причиной того, что разгорелся самый жестокий конфликт в истории завоевания Мату-Гросу . После пятидесяти лет войны Бороро сдался государству, и после этого очевидного перемирия пришли искатели алмазов, которые также эксплуатировали и серьезно повредили территорию. После этих конфликтов люди Бороро увидели некоторый мир в миссии по умиротворению салезианских миссионеров. Их " Христианизация » была, в любом случае, еще одним событием, которое способствовало почти полному уничтожению их языкового и культурного наследия. Очевидно, что сегодня положение Бороро кажется менее критическим, чем в прошлом. Однако, учитывая их небольшую численность и социокультурные явления проходящие , В наше время стоит отметить, что опасности для этого этноса еще не подошли к концу.
Культура
[ редактировать ]Во время поиска пропавшего исследователя Перси Фосетта в 1930 году своенравная группа, в которую входила Алоха Вандервелл, снимала повседневную деятельность Бороро. 32-минутный немой фильм о поездке сохранился как часть киноархива Смитсоновского института по гуманитарным исследованиям и документирует церемониальный танец, сценарий первого контакта с жителями деревни Боборе и мужчинами Бороро, испытывающими сочувственные родовые схватки . [ 3 ] Антрополог Клод Леви-Стросс некоторое время жил среди бороро во время своего первого пребывания в Бразилии (1935–1939). Их мифология широко представлена в его книге «Сырое и приготовленное» . [ 4 ]
Маршал Кандидо Рондон (1865–1956), который должен был стать первым директором Бразильского бюро защиты индейцев (SPI/FUNAI) и создателем национального парка Шингу , был сыном женщины бороро. Его первым крупным успехом после вступления в армию стала прокладка телеграфной линии до Мату-Гросу. Он не только смог усмирить бороро, которые блокировали предыдущие попытки установить эту линию, но даже заручился их помощью для ее завершения.
Бороро связывают запах тела с жизненной силой человека, а запах дыхания — с душой человека. [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Народ бороро говорит на языке собственно бороро , который принадлежит к языковой семье бороро в языковой семье макро-ге . Уровень грамотности составляет менее 30%. Язык написан латинской графикой . [ 2 ]
Народ бороро называет свой родной язык Боэ Вадару . Большинство населения сегодня говорит на португальском языке и языке бороро . [ 6 ]
На этом языке говорят около тысячи человек, составляющих небольшую этническую группу амазонок, называемую народом бороро; Область его распространения в основном находится в бразильском регионе Мату-Гросу . В 1976 году была зафиксирована очень низкая численность туземцев (четыре человека) в боливийском округе Санта-Крус, в провинции Анхель-Сандовал, недалеко от границы с Бразилией. Однако сегодня предполагается, что язык бороро в Боливии вымер, поскольку считается, что он был включен в состав других преобладающих языковых реалий. Сегодня на языке бороро говорят в Бразилии в штате Мату-Гросу, в основном в деревнях Мерури, Санградоро и Перигера. Даже в Бразилии этот язык рисковал исчезнуть навсегда. К концу 1960-х годов использование языка бороро было запрещено в городах Мераи и Санградуро, где действовала салезианская миссия, но с течением времени оно было восстановлено, и двуязычное образование было введено в практику. Все это привело к умеренному возрождению языка, но с тех пор на нем до сих пор говорят всего 1024 человека, что делает его так называемым «вымершим языком» или находящимся под угрозой исчезновения.
Социальная структура
[ редактировать ]Бороро — небольшой народ, проживающий в тропических лесах Амазонки на юго-западе бразильского региона Мату-Гросу . Дословный перевод слова «борор» — « деревенский двор ». Неслучайно дома Бороро традиционно располагаются по кругу, который будет для них своего рода спатиотисом или патио, выступающим основным пространством жизни Бороро. Эта площадь, если она так названа, настолько важна, что дала этой группе людей то же имя, что и внутри того типичного двора, где люди Бороро концентрируют большую часть социальных явлений и духовно-религиозного духа. В сложной социальной организации Бороро классификация людей определяется несколькими факторами, включая в клане членство , происхождение по крови и группу проживания (имеется в виду, где в деревне живет семья). Эта последняя деталь важна, поскольку в пространственном распределении домов каждый клан играет определенную роль. Алдея (деревня) разделена на две экзогамные полуэксеры и тугареги, каждый из которых разделен на четыре клана, состоящих из нескольких семей. Любопытный аспект для народа, который иногда может показаться примитивным, заключается в том, что женщина играет очень особую роль в концепции общества Бороро, и действительно, правило потомства предсказывает, что это матриархат, и тогда ребенок получает имя, которое материнский клан. Важность этих правил отмечается и в браке. После свадьбы бороро мужчина должен будет жить в доме своей невесты, а также иметь обязательства перед своей семьей, такие как рыбалка, охота, работа и, при необходимости, изготовление украшений для брата невесты. Хотя кажется, что после женитьбы мужчина полностью предан и предан своей жене, именно эта сложность супружеских отношений является причиной частых расставаний, что позволяет мужчине на протяжении всей жизни жить в нескольких домах. Несмотря на все, что было объяснено до сих пор, это может привести к мысли, что обязательства мужа перед женой находятся на вершине пирамиды из-за их важности. Другая истина культуры Бороро заключается в том, что мужчина всегда поддерживает связь со своими близкими. важнее семья О том, что связывает ее с невестой. Это правда, что взрослый мужчина, хотя и женат, сохраняет ряд обязательств перед женщинами своей семьи, а именно своими сестрами. Например, у них есть обычай, что мужчина больше заботится о своих внуках, «ивагеду» в Бороро, чем о собственных детях; Единственное обязательство отца перед своими детьми — изгнать их, физическое и некультурное обязательство. Сложная организация их жизни также отражается на том, как человек живет дома. Фактически, хотя две семьи разных ядер (имеющие кровные узы даже за пределами этого конкретного пространства) живут под одной крышей, они могут разделять внутренние помещения дома; Не случайно торцы дома — это более приватные зоны, где можно применить это разделение на практике, а центр дома — это общее пространство, предназначенное для свиданий, небольших ежедневных ритуалов и приема пищи. В доме Бороро обычно оставляют двери и окна открытыми, чтобы иметь возможность контролировать то, что находится внутри (в центре), за исключением случаев, когда внутри проводятся ритуалы, на которых женщины не могут присутствовать, или во время траура. И последний интересный момент, который следует учитывать: во время траура дом становится пространством между домашней сферой и публично-правовой сферой (как отмечает Сильвия Кайуби Новаес), поскольку в конце похорон дом должен быть разрушен после того, как он был совершенно пуст на протяжении всего времени. период траура.
Образ жизни
[ редактировать ]Традиционно охотники и собиратели под влиянием миссионеров, а в последнее время и бразильских властей, были вовлечены в сельское хозяйство, которое теперь обеспечивает их существование. Мужчины охотятся, а женщины, особенно в регионе Рио-Вермельо, сажают и собирают недавно завезенные маниоку, кукурузу и рис. Поскольку сельским хозяйством занимаются только женщины, их значение становится все более важным, особенно из-за нехватки дичи. Бороро практикуют множество ритуалов, в том числе:
- Фестиваль кукурузы , праздник сбора зерновых, важная еда в индийской кухне;
- Пирсинг ушей и губ;
- Похоронный ритуал – священный праздник для всех, кто считает себя индийцами.
В обрядах перехода (при которых индивиды переходят из одной социальной категории в другую) наиболее важными являются:
- Церемония присвоения имени;
- Инициация;
- Погребальные обряды, которые могут длиться до 2 месяцев и привлекли внимание этнологов своей сложностью.
Биология
[ редактировать ]У всех бороро одинаковая группа крови : кровь типа O , как и у большинства коренных американцев. [ 7 ]
Тотемизм
[ редактировать ]Люсьен Леви-Брюль цитирует Карла фон ден Штайнена (1894) и комментирует: « Трумаи (племя северной Бразилии) говорят, что они водные животные. Бороро (соседнее племя) хвастаются тем, что они красные арары». «Это не только Имеют в виду, что после своей смерти они становятся арарасами, а также что арарасы — это метаморфизованные Бороро, и с ними следует обращаться как с таковыми, которые не хотели в это верить, но вынуждены были поддаться их формальному утверждению, Бороро холодно говорят, что. они теперь арары, точно так, как если бы гусеница сказала, что это бабочка (К. фон ден Штайнен, Unter der Natürvölker Zentralbräsiliens , стр. 305-306, они дают не какое-то родство); ... То, что они хотят передать, - это сущностная идентичность... Для менталитета, управляемого законом участия, здесь нет никаких трудностей. Все общества тотемической формы включают в себя однотипные коллективные представления, предполагающие подобную идентичность между индивидами. тотемической группы и ее тотема . "(Люсьен Леви-Брюль, Психические функции в низших обществах , Париж, Алкан, 1910, стр. 61-62.) 4 Клоду Леви-Стросу ( Тотемизм сегодня , 1962)
См. также
[ редактировать ]- Адуго — абстрактная стратегическая игра для двух игроков, изобретенная Бороро.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Бороро: Введение». Социально-экологический институт: Коренные народы Бразилии. Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Бороро». Этнолог. 2009. Проверено 28 марта 2012 года.
- ^ «Последний из Бороро 1930–1931» . Архив фильмов о гуманитарных исследованиях . Смитсоновский институт.
- ^ Леви-Стросс, Клод (1990). Сырое и приготовленное . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47487-8 .
- ^ «Отчет о запахе» . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Язык Бороро» . Архивировано из оригинала 29 мая 2008 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Эстрада-Мена, Б; Эстрада, Ф.Дж.; Уллоа-Арвизу, Р.; и др. (май 2010 г.). «Аллели группы крови О у коренных американцев: значение для заселения Америки» . Являюсь. Дж. Физ. Антрополь . 142 (1): 85–94. дои : 10.1002/ajpa.21204 . ПМИД 19862808 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диакон, Тодд А. 2004. Объединение нации: Кандидо Мариано да Силва Рондон и построение современной Бразилии, 1906–1930 . Дьюк У. Пр.
- Лэндор, Арнольд Генри Сэвидж. 1913 год. По неизвестной Южной Америке . Лондон: Ходдер и Стоутон.
- Лангфур, Хэл. 1999. Мифы об умиротворении: поселение на бразильской границе и порабощение индейцев бороро . Журнал социальной истории ; 32, нет. 4:879.
- Леви-Стросс, Клод . Грустные тропики . Нью-Йорк: Атенеум, 1974. ISBN 0-689-10572-X .
- Мэйбери-Льюис, Дэвид . 1979. Диалектические общества: Ге и Бороро Центральной Бразилии. ISBN 0-674-20285-6 .
- Виртлер, Ренате Б. Приветствие, гостеприимство и наименование среди бороро Центральной Бразилии . Рабочие материалы по социолингвистике № 37. 1976.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография Бороро ,
- Общество: Бороро , Центр социальной антропологии и вычислений, Кентский университет в Кентербери.
- Индейцы бороро , индийская культура
- Бразилия: Мир звука Бороро