Jump to content

Барасана

Барасана (альтернативные названия Баразана , Паненуа , Парероа или Тайваньо). [ 1 ] - это экзоним , применяемый к амазонскому народу, который считается отличным от тайваньского, хотя диалект последнего почти идентичен диалекту барасана, и сторонние наблюдатели могут обнаружить лишь незначительные различия между двумя языками. [ 2 ] [ 3 ] Это туканоанская группа, расположенная в восточной части бассейна Амазонки в департаменте Ваупес в Колумбии ( река Апапорис ) и штате Амазонас в Бразилии . По состоянию на 2000 год в Колумбии насчитывалось не менее 500 барасан, хотя по некоторым недавним оценкам эта цифра достигает 1950. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] на бразильской стороне, в муниципалитетах Жапура Еще 40 проживают и Сан-Габриэль-да-Кашуэйра . [ 7 ]

Барасана называют себя джеба .~бака , или людьми ягуара ( Джеба, «ягуар», — их мифический предок). [ 8 ]

География, экология

[ редактировать ]

Территория Барасаны расположена в центральном секторе колумбийской северо-западной Амазонки . Барасана населяют бассейн реки Пира-пирана Комисерии де Ваупес между двумя основными речными системами: рекой Ваупес и рекой Джапура . Район представляет собой влажный тропический лес , перемежающийся редкими зарослями Маврикийской гибкой или пальмы мирити и саванной с ксерофитной растительностью. Количество осадков в среднем составляет около 3500 мм (140 дюймов) в год . [ 9 ] [ 10 ]

Его климат характеризуется четырьмя сезонами: продолжительным засушливым периодом с декабря по март, за которым следует сезон дождей с марта по август, короткий сухой сезон с августа по сентябрь, за которым следует сезон дождей с сентября по декабрь. Средняя температура колеблется от 20 до 30 градусов по Цельсию (от 68 до 86 ° F). [ 9 ] Он известен своими коварными реками, изобилующими опасными порогами и водопадами. Число видов фауны небогато, а отдельные животные не распространены, хотя охота ценится как преимущественно мужской способ добычи пищи. Рыба также, несмотря на множество рек, не изобилует. [ 11 ]

Контекст этнической группы

[ редактировать ]

В районе Ваупеса проживает около 20 племен или групп происхождения. [ 12 ] Слово «племя» обычно презирается антропологами, которые предпочитают определять группы такими терминами, как сиб , языковая группа , экзогамная группа или фратрия . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] живущих в неограниченной системе, то есть космополитичной и многоязычной . [ 16 ] Помимо маку и аравакан , индейцы ваупес принадлежат к восточной языковой семье тукано , наиболее известными из которых являются, помимо барасана, десана, бара, тукано собственно , макуна , татуйо и кубео . [ 17 ] Несмотря на устоявшуюся систему смешанных браков, их языки взаимно непонятны. [ 18 ] лингва креольского типа -франка , называемый локально lingua geral , созданный миссионерами -иезуитами как общий язык для общения с индейцами в низовьях Амазонки, [ 19 ] среди них тоже говорят.

Различные мифы о происхождении Тукано относятся к миграции вверх по течению на запад из Бразилии, и Райхель-Долматофф считает, что за этими единообразными традициями стоит «зерно исторической правды». [ 20 ] Курт Нимуэндажу считал, что восточные туканоанские племена вторглись с запада и что автохтонное население состояло из маку , предполагая, что эти более мелкие охотники-собиратели были старше пришельцев-земледельцев. [ 21 ] Бессистемные контакты испанцев с регионом Ваупес восходят к 16 веку. Но исторические записи показывают, что народы Тукано переселились в отдаленные истоки Рио-Негро в качестве убежища, спасаясь от работорговли и болезней, а также насильственных переселений, осуществленных португальцами в конце 18 века. [ 22 ] [ 23 ] Это был Альфред Рассел Уоллес , путешествующий вверх по реке Ваупес в 1850 году. [ 24 ] [ 25 ] который первым обратил внимание на индейцев, таких как барасана, и их диалекты . [ 26 ] и обряды их культа Юрупари . По его словам, в этом районе уже действовали торговцы. [ 27 ] Католические и протестантские миссионеры прибыли в этот район в последние десятилетия XIX века. Одна из основных реакций на эту евангелизацию в Ваупе, инициированную Венансио Анисето Камико, [ 28 ] заключалась в создании волны мессианских культов среди племен. [ 29 ] Миссионеры были убеждены, что центральный культ Юрупари, их культурного героя , [ 30 ] было делом Дьявола , хотя это была скорее серия ритуалов, чем божество. [ 31 ] Результатом стал масштабный ущерб местной культуре. поскольку церемониальные дома были сожжены, ритуальные украшения уничтожены, а секретные маски были показаны женщинам и детям племени, которым ранее было запрещено на них смотреть. [ 32 ] Мессианский шаманизм , тесно связанный с шаманизмом ягуаров, еще больше пришел в упадок с созданием католических миссий в первые десятилетия 20-го века. [ 33 ] Немецкий путешественник Теодор Кох-Грюнберг на рубеже веков (1903–05) провел два года, путешествуя по региону, и представил классический отчет о материальной культуре и языках индейцев, который долгое время оставался авторитетным источником информации об этих племенах. . [ 17 ] [ 34 ] Сборщики каучука с начала 20-го века начали агрессивно эксплуатировать этот район, как они это сделали снова во время Второй мировой войны , когда срочность улучшения поставок каучука привела к каучуковому буму в этом районе. Их яростное присутствие вызвало значительные потрясения и страдания, в конечном итоге загнав индейцев после ожесточенного сопротивления в менее доступные заводи. [ 35 ] В результате сокращение численности населения стало характерной чертой последних ста пятидесяти лет. [ 36 ] [ 37 ] Первые профессиональные этнологические полевые исследования были проведены Ирвингом Гольдманом в 1939–1940 годах среди индейцев Кубео. [ 38 ] Послевоенная миссионерская работа, колонизаторские движения и деятельность лингвистов, связанных с христианским прозелитизмом, по мнению Стивена Хью-Джонса, по-прежнему связаны с «преступным безумием» этноцида из-за их программной враждебности к традиционной религии. [ 39 ]

Экономика

[ редактировать ]

Барасана — рубки и сжигания. , занимающиеся методом садоводы [ 10 ] которые дополняют свое питание охотой и собирательством рыбы, причем разные роли отводятся мужчинам (отравителям) и женщинам (собирателям отравленного улова). Экономика неэластична, ориентирована на пропитание и эгалитарна. [ 40 ] Будучи одновременно охотниками-собирателями и садовниками, Барасаны используют лес различными способами для получения самых разнообразных продуктов питания. Хлеб из горькой маниоки — их основная пища ; Говорят, что сама культура Барасана основана на выращивании маниоки. [ 41 ] но они также собирают кукурузу , бананы , кулинарные бананы , ямс , сладкий картофель , ананасы , сахарный тростник и значительное количество фруктов, собранных в лесах или с культурных деревьев, таких как Pithecellobium dulce , «Мадрасский шип» или мене . [ 42 ] Рыбная ловля обеспечивает большую часть белка в их рационе , дополненном дичью , в основном грызунами и птицами, а также шерстистыми обезьянами и пекари. [ 43 ] [ 44 ] также отбиваются, традиционно из духовых ружей , но в последнее время и из дробовиков . [ 45 ] В отличие от большинства южноамериканских народов, барасаны не особенно любят мед , который они собирают время от времени. С другой стороны, пчелиный воск высоко ценится за его использование в церемониальных целях. [ 46 ] Из листьев маниоки извлекают местную чичу . [ 41 ] кока и табак , последний приготавливается либо в сигарах , либо в качестве нюхательного табака . Выращиваются также [ 41 ] Они готовят местный энтеогенный напиток аяуаску , который называют яге . [ 47 ] от эндемичного Banisteriopsis caapi , лианы, известной в местном масштабе как «лоза души» или «лоза предков». [ 48 ] [ 49 ]

Социальная структура

[ редактировать ]

Группы тукуноанского происхождения подразделяются на ранжированных и именованных сибсов. Доминирующей чертой их социальной организации является экзогамия языковой группы, которая требует, чтобы каждый женился на супруге, говорящем на языке, отличном от собственного. [ 50 ] Однако среди самих барасанов существуют исключения из принципа языковой экзогамии, поскольку они вступают в брак с тайваньцами, чей язык считается почти идентичным их собственному. [ 51 ] Это означает, что язык отца определяет его включение или исключение в идентичность Барасана, что объясняет обычай вирилокальности . Таким образом, женщины, выходящие замуж, хотя и говорят на барасане как на родном языке, исключаются из идентичности барасаны. [ 52 ] Обеспокоенность по поводу экзогамии носит навязчивый характер, и Райхель-Дольмстофф считает ее самым важным социальным правилом из всех. [ 53 ]

Социальную систему ваупе можно разделить на четыре единицы в восходящей иерархии, а именно: (а) местная группа происхождения, (2) сиб, (3) языковая совокупность и, наконец, (4) фратрия . [ 54 ] Родство основано на -системе «дравидийского» типа сибс , с двусторонними кросс-кузенными браками между людьми из иерархически отцовских сибсов. [ 55 ] Как и большинство других групп системы Ваупес, Барасана представляют собой экзогамную группу патрилинейного и патрилокального происхождения с сегментарной социальной структурой. Составные группы проживают в изолированных поселениях по четыре-восемь семей, живущих в многоквартирных длинных домах . [ 18 ]

В Барасане семь экзогамных фратрий. [ 56 ] и пять братьев, общих потомков народа Йеби Мени Анаконда , традиционно ранжируются иерархически в порядке убывания старшинства, причем каждому отведена отдельная ритуальная роль как (1) Коамона , ритуальные вожди (2) Расегана , танцоры и певцы (3) Мени Маса , воины (4) Дарья , шаманы и (5) Вабеа , зажигалки. Эти ритуальные функции, ограниченные отдельными сибсами, отражают умирающую традицию и сохраняются в настоящее время главным образом как идеология. [ 57 ] Общество барасанов жестко разделено по половому признаку. Мужчины и женщины входят в жилища через разные двери, проводят большую часть своей жизни раздельно, и эта реальность подкрепляется их церемониальными обрядами юрупари. [ 58 ] Тем не менее, в обществах ваупе женщины имеют более высокий статус, а браки более стабильны, чем в других группах южноамериканских индейцев, возможно, после того, как несколько десятилетий назад закончились межплеменные войны, что может объяснить, почему женщины не являются «пешками в проявлениях мужского балансирования на грани войны». [ 59 ]

Барасана классифицируется как один из восточных языков Тукано . Он взаимопонятен с тайваньским, и оба считаются диалектными вариациями друг друга, хотя сообщается, что носители тайваньского языка ассимилируются с барасанами, с которыми у них очень тесные отношения обмена, что приводит их к принятию языка барасана. [ 60 ]

[ редактировать ]

Барасана были предметом сериала «Исчезающий мир» (сериал) четвертого эпизода «Война богов» , вышедшего в эфир 22 июня 1971 года на британском телевидении Гранады . В этом эпизоде ​​четверо молодых антропологов отправляются в джунгли, чтобы показать, как жить как Барасана, а затем углубляются в дебаты о том, что значит быть маргинализированным племенем в меняющемся мире, и документируют магические ритуалы и традиции Барасаны.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хью-Джонс, Стивен (1988) [1979]. Пальма и Плеяды: посвящение и космология на северо-западе Амазонии (1-е изд. ПБК). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521358903 .
  2. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.23
  3. ^ Кристин Джонс, Из Милк-Ривер. стр.12.
  4. ^ Определить их точное количество сложно, поскольку включение в группу определяется языком отца. Цифра 500 относится к этой группе ваупе и не включает людей, родным языком которых является барасана.
  5. ^ См. Гомес-Имберт, Эльза; Майкл Кенстович (октябрь 2000 г.). «Барасана Тон и Акцент». Международный журнал американской лингвистики . 66 (4): 461. дои : 10.1086/466437 . JSTOR   1265845 .
  6. ^ Цифру 1950 г. см. Кристофер Мозли, изд. (2010). Энциклопедия языков мира, находящихся под угрозой исчезновения (1-е изд. в ПБК. Изд.). Лондон: Рутледж. п. 115. ИСБН  978-0415563314 . , и Бигнелл, Пол (13 декабря 2009 г.). «Манящая тишина: почему половине языков мира грозит серьезная опасность вымирания» . Независимый .
  7. ^ «Миссионерский совет коренных народов» . ЦИМИ. 28 сентября 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 .
  8. ^ Гомес-Имберт, Эльза; Майкл Кенстович (октябрь 2000 г.). «Барасана Тон и Акцент». Международный журнал американской лингвистики . 66 (4): 461. дои : 10.1086/466437 . JSTOR   1265845 .
  9. ^ Перейти обратно: а б стр.18-19
  10. ^ Перейти обратно: а б Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 50.
  11. ^ Райхель-Долматофф, Херардо (1971). Амазонский космос; сексуальная и религиозная символика индейцев Тукано (4. Изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 13 . ISBN  978-0226707310 . Список съедобных продуктов питания и животных в районе Ваупес см. на стр. 11–14 и в Приложении 3, стр. 274–5.
  12. ^ 18 подплемен восточной тукуноанской группы. Ирвинг Голдман, «Племена ' Голдман, писавший в 1948 году , Уапес-Какета» , выделил Ирвинг региона p , Кубео , Куррипако , Десана , Летуама , Маку , Макуна , -Тапуя , Сирийский , тайваньский , Танимука , Татуйо , Тариана , Тукан , Туюка , Уано , Яуна и Юрути. Пира См. Франсуа Корреа Рубио, Путем средства от анаконды, Univ. Гражданин Колумбии, 1996 г., стр.375.
  13. ^ Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 50,
  14. ^ Эльза Гомес Имберт, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Джозефа Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996 Cambridge University Press, 1996, стр. 438-469. стр. 442.
  15. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.22-23.
  16. ^ «т.е. «большая географическая территория, в которой люди в основном схожи, а расстояние и дифференциация рассматриваются в степенях, а не в абсолютах» Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы: языковая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.7: Райхель - Долматов, вслед за Голдманом, назвал эту систему «космополитической». См. Ирвинг Голдман, 1963, стр. 15; Херардо Райхель-Долматофф «Рецензия на книгу Ирвинга Голдмана «Кубео: индейцы северо-западной Амазонки», стр. 1378. О многоязычии см. Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 56: Стивен Хью-Джонс, « Пальма и Плеяды», стр. 21.
  17. ^ Перейти обратно: а б Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: колумбийская северо-западная Амазонка, стр.1
  18. ^ Перейти обратно: а б Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 53.
  19. ^ Майкл Шермер, В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса: биографическое исследование по психологии истории, Oxford University Press, США, 2002, стр.67
  20. ^ Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы, стр.21.
  21. ^ Aleksandra Yurievna Aĭkhenvald , Language contact in Amazonia. Oxford University Press, 2002 reprint, p.24
  22. ^ Джонатан Дэвид Хилл, Сделано из кости: мифы о трикстерах, музыка и история Амазонки, University of Illinois Press, 2008, стр.66
  23. ^ Alcionilio Bruzzi Alves da Silva, Коренная цивилизация Уаупе: этнографические и социологические антропологические наблюдения, Сан-Паулу, 1962, стр. 22, цитируется Стивеном Хью-Джонсом, Пальма и Плеяды , стр. 21.
  24. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.4.
  25. ^ Ирвинг Голдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, University of Illinois Press, 1963, стр. 12, датой указан 1853 год. Разница может отражать тот факт, что книга Уоллеса « Пальмы Амазонки и их использование » была опубликована в 1853 году. .
  26. Он составил десять слогов и синонимов, опубликованных в первом издании его отчета, но исключенных из последующих изданий. См. Майкла Шермера, «В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса», стр. 67.
  27. ^ Камило Домингес, Аугусто Гомес, Добывающая экономика в Колумбийской Амазонке, 1850-1930, Corporación Colombiana Para la Amazonia Araracuara, 1990, стр.124
  28. ^ Робин М.Райт и Джонатан Д.Хилл, «Венансио Камико: Шаман Вакуэнай и Мессия», в книге Э. Джин Лэнгдон и. Герхард Баер, (ред.) Порталы силы: Шаманизм в Южной Америке, University of New Mexico Press, 1992-1992, стр. 257-286.
  29. ^ Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», стр. 47 и далее.
  30. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.6.
  31. Гольдман писал, что «великий дух» по имени Юрупари, которому, как полагают, поклонялись через ваупе, был выдумкой. «На самом деле Юрупари не существует. Этот термин представляет собой жаргон торгового языка Амазонии, в значительной степени основанный на языке тупиан , и используется индейцами без разбора для обозначения всего, что является священным и табуированным ». Ирвинг Голдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр.255.
  32. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.4.5
  33. ^ Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», стр.57.
  34. ^ Херардо Райхель-Долматофф, «Обзор Кубео: индейцы северо-западной Амазонки Ирвинга Голдмана», в журнале «Американский антрополог», новая серия, том. 65, № 6 (декабрь 1963 г.), стр. 1377-1379, стр. 1377.
  35. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, предисловие 1979 г.
  36. ^ Стивен стр.25
  37. ^ Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы, стр.21.
  38. ^ Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-западная Амазонка Колумбии, стр.1
  39. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды: Посвящение и космология Северо-Западной Амазонии, стр.5
  40. ^ Гольдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр.85.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Хью-Джонс, Кристина (1988). Из Милк-Ривер: пространственные и временные процессы на северо-западе Амазонии (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 176–9, 206. ISBN.  978-0521358897 .
  42. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.65
  43. ^ Существует две разновидности ) и охотничьего пекари: белогубый пекари (Tayassu tajacu: kii jece ошейником пекари с . Р. А. Донкин, «Пеккари», в журнале Transactions, Американское философское общество, (том 75), часть 5, 1985, стр. 1–152, стр. 61).
  44. ^ Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл, «Тон и акцент Барасаны», стр.434
  45. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.29-30.
  46. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.163.
  47. Английский ботаник Ричард Спрус сделал первое сообщение об этом напитке во время своего путешествия среди индейцев Тукуано в 1852 году, примерно одновременно с визитом Уоллеса. Подробнее см. Андрей Знаменский, Красота примитива: шаманизм и западное воображение, стр. 148 и далее.
  48. ^ Знаменский, Андрей А. (2007). Красота первобытности: шаманизм и западное воображение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН  978-0195172317 .
  49. ^ Хофманн, Ричард Эванс Шультес, Альберт (1987). Растения богов: истоки использования галлюциногенов . Нью-Йорк: Издания А. ван дер Марка. стр. 120–7 . ISBN  978-0912383378 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) ; этот текст содержит фотографию Барасаны, отслеживающего религиозные узоры под воздействием отвара яге на стр. 124
  50. ^ Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-западная Амазонка Колумбии, стр.1. Однако кубео не практикуют экзогамию языковых групп, поскольку они вступают в брак между фратриями одного и того же языка, то есть они практикуют лингвистическую эндогамию, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр. 42 и далее: Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.23-24. Из-за несоблюдения этого принципа их статус как «настоящих людей» становится предметом сомнений среди восточных тукуноанцев, одним из которых являются Барасаны. См. Джонатан Дэвид Хилл, История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492-1992, University of Iowa Press, 1996, стр. 144.
  51. ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.20, стр.246, №11.
  52. ^ Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл, «Тон и акцент Барасаны», стр.420
  53. ^ Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: Колумбийская северо-западная Амазонка , стр.1
  54. ^ Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр.53.
  55. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.22
  56. ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.246, №11. Хью-Джонс перечисляет только 5 соседних групп, с которыми вступают в брак Барасана: Бара , Татуйо , Тайвано , Кабиери и Макуна . Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.27.
  57. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр. 25-26.
  58. ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды , предисловие
  59. ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.194
  60. ^ Эльза Гомес-Имберт, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Дж. Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996, стр. 443.
  • Уилберт, Йоханнес; Левинсон, Дэвид (1994). Энциклопедия мировых культур . Том 7: Южная Америка. Бостон: ГК Холл. ISBN   0-8161-1813-2
  • Aĭkhenvald, Aleksandra Yurievna , Language contact in Amazonia. Oxford University Press, 2002 ISBN   0-19-925785-X
  • Бигнелл, Пол «Манящая тишина: почему половине языков мира грозит серьезная опасность вымирания» , The Independent , 13 декабря 2009 г.
  • Брюцци Алвес да Силва, Коренная цивилизация Уупе: антропологические, этнографические и социологические наблюдения, (Centro de Pesquisas de Iauareté, Сан-Паулу, 1962), 2-е изд. ЛАС, 1977 г.
  • Миссионерский совет коренных народов
  • Донкин, Р.А. «Пеккари», в «Транзакциях», Американское философское общество, (том 75), часть 5, 1985, стр. 1–152.
  • Гольдман, Ирвинг «Племена региона Уапес-Какета», в JWSteward (ed.) Справочник южноамериканских индейцев Смитсоновского института, Бюро американской этнологии, Бюллетень 143, 3, Вашингтон, округ Колумбия, 1948, стр. 763–798.
  • Гольдман, Ирвинг, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, (1963) University of Illinois Press, 2-е изд. 1979 год ISBN   0-252-00770-0
  • Гомес-Имберт, Эльза «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Дж. Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.), «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996. ISBN   978-0-521-44890-1
  • Хилл, Джонатан Дэвид, История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492–1992, University of Iowa Press, 1996. ISBN   0-87745-547-3
  • Хилл, Джонатан Дэвид Сделано из кости:: мифы о трикстерах, музыка и история Амазонки, University of Illinois Press, 2008 г. ISBN   0-252-07570-6
  • Хью-Джонс, Кристина, Из Милк-Ривер: Пространственные и временные процессы в Северо-Западной Амазонии, Cambridge University Press, Кембридж, 1979 г. ISBN   0-521-35889-2 ,
  • Хью-Джонс, Стивен, Пальма и Плеяды: инициация и космология на северо-западе Амазонии , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1979 г. ISBN   0-521-21952-3
  • Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», в книге Николаса Томаса и Кэролайн Хамфри (ред.), Шаманизм, история и государство, University of Michigan Press, (1994), 1996, стр. стр. 32–75 ISBN   0-472-08401-1
  • Гомес-Имберт, Эльза, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Джозефа Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996 Cambridge University Press, 1996, стр. 438–469. ISBN   0-521-44890-5
  • Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл , «Тон и акцент Барасана», в Международном журнале американской лингвистики , Vol. 66, № 4 (октябрь 2000 г.), стр. 419–463.
  • Джексон, Джин Элизабет, «Языковая идентичность индейцев ваупе», в книге Ричарда Баумана, Джоэла Шерцера (ред.) Исследования в области этнографии речи, Cambridge University Press, 1974, глава 2, стр. 50–64.
  • Джексон, Джин Элизабет, Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, Cambridge University Press, 1983, ISBN   0-521-27822-8
  • Кох-Грюнберг, Теодор, Два года среди индейцев: Путешествие по северо-западу Бразилии 1903/1903, Васмут Верлаг, Берлин, 2 тома. 1909/1910
  • Лэнгдон, Томас Аллен, Пищевые ограничения в медицинской системе индейцев Барасана и Тайвань на северо-западе Амазонии Колумбии, (Докторская диссертация, Университет Тулейн, 1975 г.) UMI, 1978 г.
  • Мозли, Кристофер (редактор), Энциклопедия языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, Routledge, 2007 г. ISBN   0-7007-1197-X
  • Майерс, О. Джин, Значение детей и животных: социальное развитие и наши связи с другими видами, Purdue University Press (1998), 2nd.rev.ed. 2007 год ISBN   1-55753-429-2
  • Райхель-Долматофф, Херардо , «Обзор Ирвинга Голдмана на «Кубео: индейцы северо-западной Амазонки», в журнале «Американский антрополог», новая серия, том. 65, № 6 (декабрь 1963 г.), стр. 1377–1379.
  • Райхель-Долматофф, Херардо, Амазонский космос: сексуальный и религиозный символизм индейцев Тукано, University of Chicago Press, Чикаго и Лондон, 1971 г. ISBN   0-226-70731-8
  • Райхель-Долматофф, Херардо, шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-запад Колумбии, Амазонка, BRILL, 1987 ISBN   90-04-08110-0
  • Райхель-Долматофф, Херардо, Юрупари: Исследования мифа об амазонском фонде, Центр изучения мировых религий Гарвардского университета, ISBN   0-945454-08-2
  • Рубио, Франсуа Корреа. По пути Анаконды Ремедио, Национальный университет Колумбии, 1996 г.
  • Шультес, Ричард Эванс и Хофманн, Альберт, «Растения богов: истоки использования галлюциногенов», Хатчинсон, Лондон, 1980 г. ISBN   0-09-141600-0
  • Шермер, Майкл, В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса: биографическое исследование по психологии истории, Oxford University Press, США, 2002 г. ISBN   0-19-514830-4
  • Райт, Робин М. и Хилл, Джонатан Д. «Венансио Камико: Вакуэнайский шаман и Мессия», в книге Э. Джин Лэнгдон и. Герхард Баер, (ред.) Порталы силы: Шаманизм в Южной Америке, University of New Mexico Press, 1992, 1992, стр. 257–286.
  • Знаменский, Андрей А. Красота первобытности: шаманизм и западное воображение , Oxford University Press, США, 2007 г. ISBN   0-19-517231-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcb0c69429e35c1ea559a783d48a5ce1__1711793520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/e1/dcb0c69429e35c1ea559a783d48a5ce1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Barasana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)