Барасана
Барасана (альтернативные названия Баразана , Паненуа , Парероа или Тайваньо). [ 1 ] - это экзоним , применяемый к амазонскому народу, который считается отличным от тайваньского, хотя диалект последнего почти идентичен диалекту барасана, и сторонние наблюдатели могут обнаружить лишь незначительные различия между двумя языками. [ 2 ] [ 3 ] Это туканоанская группа, расположенная в восточной части бассейна Амазонки в департаменте Ваупес в Колумбии ( река Апапорис ) и штате Амазонас в Бразилии . По состоянию на 2000 год в Колумбии насчитывалось не менее 500 барасан, хотя по некоторым недавним оценкам эта цифра достигает 1950. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] на бразильской стороне, в муниципалитетах Жапура Еще 40 проживают и Сан-Габриэль-да-Кашуэйра . [ 7 ]
Барасана называют себя джеба .~бака , или людьми ягуара ( Джеба, «ягуар», — их мифический предок). [ 8 ]
География, экология
[ редактировать ]Территория Барасаны расположена в центральном секторе колумбийской северо-западной Амазонки . Барасана населяют бассейн реки Пира-пирана Комисерии де Ваупес между двумя основными речными системами: рекой Ваупес и рекой Джапура . Район представляет собой влажный тропический лес , перемежающийся редкими зарослями Маврикийской гибкой или пальмы мирити и саванной с ксерофитной растительностью. Количество осадков в среднем составляет около 3500 мм (140 дюймов) в год . [ 9 ] [ 10 ]
Его климат характеризуется четырьмя сезонами: продолжительным засушливым периодом с декабря по март, за которым следует сезон дождей с марта по август, короткий сухой сезон с августа по сентябрь, за которым следует сезон дождей с сентября по декабрь. Средняя температура колеблется от 20 до 30 градусов по Цельсию (от 68 до 86 ° F). [ 9 ] Он известен своими коварными реками, изобилующими опасными порогами и водопадами. Число видов фауны небогато, а отдельные животные не распространены, хотя охота ценится как преимущественно мужской способ добычи пищи. Рыба также, несмотря на множество рек, не изобилует. [ 11 ]
Контекст этнической группы
[ редактировать ]В районе Ваупеса проживает около 20 племен или групп происхождения. [ 12 ] Слово «племя» обычно презирается антропологами, которые предпочитают определять группы такими терминами, как сиб , языковая группа , экзогамная группа или фратрия . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] живущих в неограниченной системе, то есть космополитичной и многоязычной . [ 16 ] Помимо маку и аравакан , индейцы ваупес принадлежат к восточной языковой семье тукано , наиболее известными из которых являются, помимо барасана, десана, бара, тукано собственно , макуна , татуйо и кубео . [ 17 ] Несмотря на устоявшуюся систему смешанных браков, их языки взаимно непонятны. [ 18 ] лингва креольского типа -франка , называемый локально lingua geral , созданный миссионерами -иезуитами как общий язык для общения с индейцами в низовьях Амазонки, [ 19 ] среди них тоже говорят.
История
[ редактировать ]Различные мифы о происхождении Тукано относятся к миграции вверх по течению на запад из Бразилии, и Райхель-Долматофф считает, что за этими единообразными традициями стоит «зерно исторической правды». [ 20 ] Курт Нимуэндажу считал, что восточные туканоанские племена вторглись с запада и что автохтонное население состояло из маку , предполагая, что эти более мелкие охотники-собиратели были старше пришельцев-земледельцев. [ 21 ] Бессистемные контакты испанцев с регионом Ваупес восходят к 16 веку. Но исторические записи показывают, что народы Тукано переселились в отдаленные истоки Рио-Негро в качестве убежища, спасаясь от работорговли и болезней, а также насильственных переселений, осуществленных португальцами в конце 18 века. [ 22 ] [ 23 ] Это был Альфред Рассел Уоллес , путешествующий вверх по реке Ваупес в 1850 году. [ 24 ] [ 25 ] который первым обратил внимание на индейцев, таких как барасана, и их диалекты . [ 26 ] и обряды их культа Юрупари . По его словам, в этом районе уже действовали торговцы. [ 27 ] Католические и протестантские миссионеры прибыли в этот район в последние десятилетия XIX века. Одна из основных реакций на эту евангелизацию в Ваупе, инициированную Венансио Анисето Камико, [ 28 ] заключалась в создании волны мессианских культов среди племен. [ 29 ] Миссионеры были убеждены, что центральный культ Юрупари, их культурного героя , [ 30 ] было делом Дьявола , хотя это была скорее серия ритуалов, чем божество. [ 31 ] Результатом стал масштабный ущерб местной культуре. поскольку церемониальные дома были сожжены, ритуальные украшения уничтожены, а секретные маски были показаны женщинам и детям племени, которым ранее было запрещено на них смотреть. [ 32 ] Мессианский шаманизм , тесно связанный с шаманизмом ягуаров, еще больше пришел в упадок с созданием католических миссий в первые десятилетия 20-го века. [ 33 ] Немецкий путешественник Теодор Кох-Грюнберг на рубеже веков (1903–05) провел два года, путешествуя по региону, и представил классический отчет о материальной культуре и языках индейцев, который долгое время оставался авторитетным источником информации об этих племенах. . [ 17 ] [ 34 ] Сборщики каучука с начала 20-го века начали агрессивно эксплуатировать этот район, как они это сделали снова во время Второй мировой войны , когда срочность улучшения поставок каучука привела к каучуковому буму в этом районе. Их яростное присутствие вызвало значительные потрясения и страдания, в конечном итоге загнав индейцев после ожесточенного сопротивления в менее доступные заводи. [ 35 ] В результате сокращение численности населения стало характерной чертой последних ста пятидесяти лет. [ 36 ] [ 37 ] Первые профессиональные этнологические полевые исследования были проведены Ирвингом Гольдманом в 1939–1940 годах среди индейцев Кубео. [ 38 ] Послевоенная миссионерская работа, колонизаторские движения и деятельность лингвистов, связанных с христианским прозелитизмом, по мнению Стивена Хью-Джонса, по-прежнему связаны с «преступным безумием» этноцида из-за их программной враждебности к традиционной религии. [ 39 ]
Экономика
[ редактировать ]Барасана — рубки и сжигания. , занимающиеся методом садоводы [ 10 ] которые дополняют свое питание охотой и собирательством рыбы, причем разные роли отводятся мужчинам (отравителям) и женщинам (собирателям отравленного улова). Экономика неэластична, ориентирована на пропитание и эгалитарна. [ 40 ] Будучи одновременно охотниками-собирателями и садовниками, Барасаны используют лес различными способами для получения самых разнообразных продуктов питания. Хлеб из горькой маниоки — их основная пища ; Говорят, что сама культура Барасана основана на выращивании маниоки. [ 41 ] но они также собирают кукурузу , бананы , кулинарные бананы , ямс , сладкий картофель , ананасы , сахарный тростник и значительное количество фруктов, собранных в лесах или с культурных деревьев, таких как Pithecellobium dulce , «Мадрасский шип» или мене . [ 42 ] Рыбная ловля обеспечивает большую часть белка в их рационе , дополненном дичью , в основном грызунами и птицами, а также шерстистыми обезьянами и пекари. [ 43 ] [ 44 ] также отбиваются, традиционно из духовых ружей , но в последнее время и из дробовиков . [ 45 ] В отличие от большинства южноамериканских народов, барасаны не особенно любят мед , который они собирают время от времени. С другой стороны, пчелиный воск высоко ценится за его использование в церемониальных целях. [ 46 ] Из листьев маниоки извлекают местную чичу . [ 41 ] кока и табак , последний приготавливается либо в сигарах , либо в качестве нюхательного табака . Выращиваются также [ 41 ] Они готовят местный энтеогенный напиток аяуаску , который называют яге . [ 47 ] от эндемичного Banisteriopsis caapi , лианы, известной в местном масштабе как «лоза души» или «лоза предков». [ 48 ] [ 49 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Группы тукуноанского происхождения подразделяются на ранжированных и именованных сибсов. Доминирующей чертой их социальной организации является экзогамия языковой группы, которая требует, чтобы каждый женился на супруге, говорящем на языке, отличном от собственного. [ 50 ] Однако среди самих барасанов существуют исключения из принципа языковой экзогамии, поскольку они вступают в брак с тайваньцами, чей язык считается почти идентичным их собственному. [ 51 ] Это означает, что язык отца определяет его включение или исключение в идентичность Барасана, что объясняет обычай вирилокальности . Таким образом, женщины, выходящие замуж, хотя и говорят на барасане как на родном языке, исключаются из идентичности барасаны. [ 52 ] Обеспокоенность по поводу экзогамии носит навязчивый характер, и Райхель-Дольмстофф считает ее самым важным социальным правилом из всех. [ 53 ]
Социальную систему ваупе можно разделить на четыре единицы в восходящей иерархии, а именно: (а) местная группа происхождения, (2) сиб, (3) языковая совокупность и, наконец, (4) фратрия . [ 54 ] Родство основано на -системе «дравидийского» типа сибс , с двусторонними кросс-кузенными браками между людьми из иерархически отцовских сибсов. [ 55 ] Как и большинство других групп системы Ваупес, Барасана представляют собой экзогамную группу патрилинейного и патрилокального происхождения с сегментарной социальной структурой. Составные группы проживают в изолированных поселениях по четыре-восемь семей, живущих в многоквартирных длинных домах . [ 18 ]
В Барасане семь экзогамных фратрий. [ 56 ] и пять братьев, общих потомков народа Йеби Мени Анаконда , традиционно ранжируются иерархически в порядке убывания старшинства, причем каждому отведена отдельная ритуальная роль как (1) Коамона , ритуальные вожди (2) Расегана , танцоры и певцы (3) Мени Маса , воины (4) Дарья , шаманы и (5) Вабеа , зажигалки. Эти ритуальные функции, ограниченные отдельными сибсами, отражают умирающую традицию и сохраняются в настоящее время главным образом как идеология. [ 57 ] Общество барасанов жестко разделено по половому признаку. Мужчины и женщины входят в жилища через разные двери, проводят большую часть своей жизни раздельно, и эта реальность подкрепляется их церемониальными обрядами юрупари. [ 58 ] Тем не менее, в обществах ваупе женщины имеют более высокий статус, а браки более стабильны, чем в других группах южноамериканских индейцев, возможно, после того, как несколько десятилетий назад закончились межплеменные войны, что может объяснить, почему женщины не являются «пешками в проявлениях мужского балансирования на грани войны». [ 59 ]
Язык
[ редактировать ]Барасана классифицируется как один из восточных языков Тукано . Он взаимопонятен с тайваньским, и оба считаются диалектными вариациями друг друга, хотя сообщается, что носители тайваньского языка ассимилируются с барасанами, с которыми у них очень тесные отношения обмена, что приводит их к принятию языка барасана. [ 60 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Барасана были предметом сериала «Исчезающий мир» (сериал) четвертого эпизода «Война богов» , вышедшего в эфир 22 июня 1971 года на британском телевидении Гранады . В этом эпизоде четверо молодых антропологов отправляются в джунгли, чтобы показать, как жить как Барасана, а затем углубляются в дебаты о том, что значит быть маргинализированным племенем в меняющемся мире, и документируют магические ритуалы и традиции Барасаны.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хью-Джонс, Стивен (1988) [1979]. Пальма и Плеяды: посвящение и космология на северо-западе Амазонии (1-е изд. ПБК). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521358903 .
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.23
- ^ Кристин Джонс, Из Милк-Ривер. стр.12.
- ^ Определить их точное количество сложно, поскольку включение в группу определяется языком отца. Цифра 500 относится к этой группе ваупе и не включает людей, родным языком которых является барасана.
- ^ См. Гомес-Имберт, Эльза; Майкл Кенстович (октябрь 2000 г.). «Барасана Тон и Акцент». Международный журнал американской лингвистики . 66 (4): 461. дои : 10.1086/466437 . JSTOR 1265845 .
- ^ Цифру 1950 г. см. Кристофер Мозли, изд. (2010). Энциклопедия языков мира, находящихся под угрозой исчезновения (1-е изд. в ПБК. Изд.). Лондон: Рутледж. п. 115. ИСБН 978-0415563314 . , и Бигнелл, Пол (13 декабря 2009 г.). «Манящая тишина: почему половине языков мира грозит серьезная опасность вымирания» . Независимый .
- ^ «Миссионерский совет коренных народов» . ЦИМИ. 28 сентября 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 .
- ^ Гомес-Имберт, Эльза; Майкл Кенстович (октябрь 2000 г.). «Барасана Тон и Акцент». Международный журнал американской лингвистики . 66 (4): 461. дои : 10.1086/466437 . JSTOR 1265845 .
- ^ Перейти обратно: а б стр.18-19
- ^ Перейти обратно: а б Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 50.
- ^ Райхель-Долматофф, Херардо (1971). Амазонский космос; сексуальная и религиозная символика индейцев Тукано (4. Изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 13 . ISBN 978-0226707310 . Список съедобных продуктов питания и животных в районе Ваупес см. на стр. 11–14 и в Приложении 3, стр. 274–5.
- ^ 18 подплемен восточной тукуноанской группы. Ирвинг Голдман, «Племена ' Голдман, писавший в 1948 году , Уапес-Какета» , выделил Ирвинг региона p , Кубео , Куррипако , Десана , Летуама , Маку , Макуна , -Тапуя , Сирийский , тайваньский , Танимука , Татуйо , Тариана , Тукан , Туюка , Уано , Яуна и Юрути. Пира См. Франсуа Корреа Рубио, Путем средства от анаконды, Univ. Гражданин Колумбии, 1996 г., стр.375.
- ^ Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 50,
- ^ Эльза Гомес Имберт, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Джозефа Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996 Cambridge University Press, 1996, стр. 438-469. стр. 442.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.22-23.
- ^ «т.е. «большая географическая территория, в которой люди в основном схожи, а расстояние и дифференциация рассматриваются в степенях, а не в абсолютах» Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы: языковая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.7: Райхель - Долматов, вслед за Голдманом, назвал эту систему «космополитической». См. Ирвинг Голдман, 1963, стр. 15; Херардо Райхель-Долматофф «Рецензия на книгу Ирвинга Голдмана «Кубео: индейцы северо-западной Амазонки», стр. 1378. О многоязычии см. Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 56: Стивен Хью-Джонс, « Пальма и Плеяды», стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: колумбийская северо-западная Амазонка, стр.1
- ^ Перейти обратно: а б Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр. 53.
- ^ Майкл Шермер, В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса: биографическое исследование по психологии истории, Oxford University Press, США, 2002, стр.67
- ^ Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы, стр.21.
- ^ Aleksandra Yurievna Aĭkhenvald , Language contact in Amazonia. Oxford University Press, 2002 reprint, p.24
- ^ Джонатан Дэвид Хилл, Сделано из кости: мифы о трикстерах, музыка и история Амазонки, University of Illinois Press, 2008, стр.66
- ^ Alcionilio Bruzzi Alves da Silva, Коренная цивилизация Уаупе: этнографические и социологические антропологические наблюдения, Сан-Паулу, 1962, стр. 22, цитируется Стивеном Хью-Джонсом, Пальма и Плеяды , стр. 21.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.4.
- ^ Ирвинг Голдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, University of Illinois Press, 1963, стр. 12, датой указан 1853 год. Разница может отражать тот факт, что книга Уоллеса « Пальмы Амазонки и их использование » была опубликована в 1853 году. .
- ↑ Он составил десять слогов и синонимов, опубликованных в первом издании его отчета, но исключенных из последующих изданий. См. Майкла Шермера, «В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса», стр. 67.
- ^ Камило Домингес, Аугусто Гомес, Добывающая экономика в Колумбийской Амазонке, 1850-1930, Corporación Colombiana Para la Amazonia Araracuara, 1990, стр.124
- ^ Робин М.Райт и Джонатан Д.Хилл, «Венансио Камико: Шаман Вакуэнай и Мессия», в книге Э. Джин Лэнгдон и. Герхард Баер, (ред.) Порталы силы: Шаманизм в Южной Америке, University of New Mexico Press, 1992-1992, стр. 257-286.
- ^ Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», стр. 47 и далее.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.6.
- ↑ Гольдман писал, что «великий дух» по имени Юрупари, которому, как полагают, поклонялись через ваупе, был выдумкой. «На самом деле Юрупари не существует. Этот термин представляет собой жаргон торгового языка Амазонии, в значительной степени основанный на языке тупиан , и используется индейцами без разбора для обозначения всего, что является священным и табуированным ». Ирвинг Голдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр.255.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.4.5
- ^ Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», стр.57.
- ^ Херардо Райхель-Долматофф, «Обзор Кубео: индейцы северо-западной Амазонки Ирвинга Голдмана», в журнале «Американский антрополог», новая серия, том. 65, № 6 (декабрь 1963 г.), стр. 1377-1379, стр. 1377.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, предисловие 1979 г.
- ^ Стивен стр.25
- ^ Джин Элизабет Джексон, Люди-рыбы, стр.21.
- ^ Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-западная Амазонка Колумбии, стр.1
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды: Посвящение и космология Северо-Западной Амазонии, стр.5
- ^ Гольдман, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр.85.
- ^ Перейти обратно: а б с Хью-Джонс, Кристина (1988). Из Милк-Ривер: пространственные и временные процессы на северо-западе Амазонии (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 176–9, 206. ISBN. 978-0521358897 .
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.65
- ^ Существует две разновидности ) и охотничьего пекари: белогубый пекари (Tayassu tajacu: kii jece ошейником пекари с . Р. А. Донкин, «Пеккари», в журнале Transactions, Американское философское общество, (том 75), часть 5, 1985, стр. 1–152, стр. 61).
- ^ Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл, «Тон и акцент Барасаны», стр.434
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.29-30.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.163.
- ↑ Английский ботаник Ричард Спрус сделал первое сообщение об этом напитке во время своего путешествия среди индейцев Тукуано в 1852 году, примерно одновременно с визитом Уоллеса. Подробнее см. Андрей Знаменский, Красота примитива: шаманизм и западное воображение, стр. 148 и далее.
- ^ Знаменский, Андрей А. (2007). Красота первобытности: шаманизм и западное воображение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0195172317 .
- ^ Хофманн, Ричард Эванс Шультес, Альберт (1987). Растения богов: истоки использования галлюциногенов . Нью-Йорк: Издания А. ван дер Марка. стр. 120–7 . ISBN 978-0912383378 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) ; этот текст содержит фотографию Барасаны, отслеживающего религиозные узоры под воздействием отвара яге на стр. 124 - ^ Херардо Райхель-Долматофф, Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-западная Амазонка Колумбии, стр.1. Однако кубео не практикуют экзогамию языковых групп, поскольку они вступают в брак между фратриями одного и того же языка, то есть они практикуют лингвистическую эндогамию, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, стр. 42 и далее: Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.23-24. Из-за несоблюдения этого принципа их статус как «настоящих людей» становится предметом сомнений среди восточных тукуноанцев, одним из которых являются Барасаны. См. Джонатан Дэвид Хилл, История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492-1992, University of Iowa Press, 1996, стр. 144.
- ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.20, стр.246, №11.
- ^ Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл, «Тон и акцент Барасаны», стр.420
- ^ Шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: Колумбийская северо-западная Амазонка , стр.1
- ^ Джин Элизабет Джексон, «Языковая идентичность индейцев ваупе», стр.53.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.22
- ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.246, №11. Хью-Джонс перечисляет только 5 соседних групп, с которыми вступают в брак Барасана: Бара , Татуйо , Тайвано , Кабиери и Макуна . Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр.27.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды, стр. 25-26.
- ^ Стивен Хью-Джонс, Пальма и Плеяды , предисловие
- ^ Джин Элизабет Джексон Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, стр.194
- ^ Эльза Гомес-Имберт, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Дж. Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996, стр. 443.
Ссылки
[ редактировать ]- Уилберт, Йоханнес; Левинсон, Дэвид (1994). Энциклопедия мировых культур . Том 7: Южная Америка. Бостон: ГК Холл. ISBN 0-8161-1813-2
- Aĭkhenvald, Aleksandra Yurievna , Language contact in Amazonia. Oxford University Press, 2002 ISBN 0-19-925785-X
- Бигнелл, Пол «Манящая тишина: почему половине языков мира грозит серьезная опасность вымирания» , The Independent , 13 декабря 2009 г.
- Брюцци Алвес да Силва, Коренная цивилизация Уупе: антропологические, этнографические и социологические наблюдения, (Centro de Pesquisas de Iauareté, Сан-Паулу, 1962), 2-е изд. ЛАС, 1977 г.
- Миссионерский совет коренных народов
- Донкин, Р.А. «Пеккари», в «Транзакциях», Американское философское общество, (том 75), часть 5, 1985, стр. 1–152.
- Гольдман, Ирвинг «Племена региона Уапес-Какета», в JWSteward (ed.) Справочник южноамериканских индейцев Смитсоновского института, Бюро американской этнологии, Бюллетень 143, 3, Вашингтон, округ Колумбия, 1948, стр. 763–798.
- Гольдман, Ирвинг, Индейцы кубео северо-западной Амазонки, (1963) University of Illinois Press, 2-е изд. 1979 год ISBN 0-252-00770-0
- Гомес-Имберт, Эльза «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Дж. Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.), «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996. ISBN 978-0-521-44890-1
- Хилл, Джонатан Дэвид, История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492–1992, University of Iowa Press, 1996. ISBN 0-87745-547-3
- Хилл, Джонатан Дэвид Сделано из кости:: мифы о трикстерах, музыка и история Амазонки, University of Illinois Press, 2008 г. ISBN 0-252-07570-6
- Хью-Джонс, Кристина, Из Милк-Ривер: Пространственные и временные процессы в Северо-Западной Амазонии, Cambridge University Press, Кембридж, 1979 г. ISBN 0-521-35889-2 ,
- Хью-Джонс, Стивен, Пальма и Плеяды: инициация и космология на северо-западе Амазонии , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1979 г. ISBN 0-521-21952-3
- Стивен Хью-Джонс, «Шаманы, пророки, священники и пасторы», в книге Николаса Томаса и Кэролайн Хамфри (ред.), Шаманизм, история и государство, University of Michigan Press, (1994), 1996, стр. стр. 32–75 ISBN 0-472-08401-1
- Гомес-Имберт, Эльза, «Концептуальные категории и лингвистическая классификация», в книге Джона Джозефа Гамперца, Стивена К. Левинсона (ред.) «Переосмысление лингвистической относительности», Cambridge University Press, 1996 Cambridge University Press, 1996, стр. 438–469. ISBN 0-521-44890-5
- Гомес-Имберт, Эльза, и Кенстович, Майкл , «Тон и акцент Барасана», в Международном журнале американской лингвистики , Vol. 66, № 4 (октябрь 2000 г.), стр. 419–463.
- Джексон, Джин Элизабет, «Языковая идентичность индейцев ваупе», в книге Ричарда Баумана, Джоэла Шерцера (ред.) Исследования в области этнографии речи, Cambridge University Press, 1974, глава 2, стр. 50–64.
- Джексон, Джин Элизабет, Люди-рыбы: лингвистическая экзогамия и туканоанская идентичность на северо-западе Амазонии, Cambridge University Press, 1983, ISBN 0-521-27822-8
- Кох-Грюнберг, Теодор, Два года среди индейцев: Путешествие по северо-западу Бразилии 1903/1903, Васмут Верлаг, Берлин, 2 тома. 1909/1910
- Лэнгдон, Томас Аллен, Пищевые ограничения в медицинской системе индейцев Барасана и Тайвань на северо-западе Амазонии Колумбии, (Докторская диссертация, Университет Тулейн, 1975 г.) UMI, 1978 г.
- Мозли, Кристофер (редактор), Энциклопедия языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, Routledge, 2007 г. ISBN 0-7007-1197-X
- Майерс, О. Джин, Значение детей и животных: социальное развитие и наши связи с другими видами, Purdue University Press (1998), 2nd.rev.ed. 2007 год ISBN 1-55753-429-2
- Райхель-Долматофф, Херардо , «Обзор Ирвинга Голдмана на «Кубео: индейцы северо-западной Амазонки», в журнале «Американский антрополог», новая серия, том. 65, № 6 (декабрь 1963 г.), стр. 1377–1379.
- Райхель-Долматофф, Херардо, Амазонский космос: сексуальный и религиозный символизм индейцев Тукано, University of Chicago Press, Чикаго и Лондон, 1971 г. ISBN 0-226-70731-8
- Райхель-Долматофф, Херардо, шаманизм и искусство восточных индейцев Тукано: северо-запад Колумбии, Амазонка, BRILL, 1987 ISBN 90-04-08110-0
- Райхель-Долматофф, Херардо, Юрупари: Исследования мифа об амазонском фонде, Центр изучения мировых религий Гарвардского университета, ISBN 0-945454-08-2
- Рубио, Франсуа Корреа. По пути Анаконды Ремедио, Национальный университет Колумбии, 1996 г.
- Шультес, Ричард Эванс и Хофманн, Альберт, «Растения богов: истоки использования галлюциногенов», Хатчинсон, Лондон, 1980 г. ISBN 0-09-141600-0
- Шермер, Майкл, В тени Дарвина: жизнь и наука Альфреда Рассела Уоллеса: биографическое исследование по психологии истории, Oxford University Press, США, 2002 г. ISBN 0-19-514830-4
- Райт, Робин М. и Хилл, Джонатан Д. «Венансио Камико: Вакуэнайский шаман и Мессия», в книге Э. Джин Лэнгдон и. Герхард Баер, (ред.) Порталы силы: Шаманизм в Южной Америке, University of New Mexico Press, 1992, 1992, стр. 257–286.
- Знаменский, Андрей А. Красота первобытности: шаманизм и западное воображение , Oxford University Press, США, 2007 г. ISBN 0-19-517231-0