Калина люди
Общая численность населения | |
---|---|
44,741 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Венесуэла | 33,824 (2011) [1] |
Суринам | 3,000 (2002) [1] |
Гайана | 3,100 (2020) [2] |
Французская Гвиана | 3,000 (2002) [1] |
Бразилия | 1,817 [3] |
Языки | |
Калина Различные местные языки | |
Религия | |
Анимизм , христианство , религии коренных американцев | |
Родственные этнические группы | |
Островные карибы |
Калины проживающим , также известные как карибы или материковые карибы и под несколькими другими именами, являются коренным народом, в северных прибрежных районах Южной Америки . Сегодня калины живут в основном в деревнях на реках и побережьях Венесуэлы , Гайаны , Суринама , Французской Гвианы и Бразилии . Они говорят на карибском языке, известном как кариб . [4] Они могут быть родственниками островных карибов Карибского моря , хотя их языки не связаны между собой.
Имя
[ редактировать ]Экзоним впервые был Карибе записан Христофором Колумбом . [5] : мы Одна из гипотез происхождения слова «Кариб» состоит в том, что оно означает «храбрый воин». [5] : мы Его варианты, включая английский карибский , затем были приняты другими европейскими языками. [5] : мы Ранние испанские колонизаторы использовали термины «араваки» и «карибы» , чтобы различать народы Карибского бассейна: «Кариб» использовался для обозначения групп коренных народов, которые они считали враждебными, а «аравак» - для групп, которые они считали дружественными. [6] : 121
Калины называют себя Калиной или Кариной [kaɽiɁnʲauɽaŋ] , пишутся по-разному. [7] Варианты включают Калину , Карину , Карину , Калихну , Калинья ; другие местные названия включают Мараворно и Марворно . Калина может называть себя Kali'na tilewuyu («настоящая Калина»), отчасти для того, чтобы отличить себя от смешанных мароно -калинских жителей Суринама . [8] Использование «Калины» и родственных ей вариантов лишь недавно стало обычной практикой в публикациях; многие источники продолжают использовать «Карибы» или связанные с ними имена. [7]
История
[ редактировать ]Не имея письменной формы языка до прибытия европейцев, история Калины передавалась устно от одного поколения к другому через рассказы о мифах и легендах.
Долгое время немногочисленные европейцы, изучавшие историю индейцев этой территории, не делали различий между различными карибскими племенами. Когда период исследований закончился, интерес к изучению этих людей значительно уменьшился и не возник вновь до конца 20-го века, когда несколько французских эмигрантов, особенно Жерар Колломб, заинтересовались Калиной и Сами Калины начали рассказывать свою историю, в частности Феликс Тиука, президент Ассоциации индейцев Французской Гвианы (AAGF), и его сын Алексис.
По указанным причинам исторические сведения о Калине редки и неполны.
Доколумбовая эпоха
[ редактировать ]Компенсируя отсутствие письменных источников, археологам на сегодняшний день удалось обнаружить 273 археологических памятника индейцев всего на 310 км² земли, извлеченной из реки Синнамари плотиной Пти-Саут . Некоторые из них датируются двумя тысячами лет назад, что подтверждает древность присутствия индейцев в этой области. [9] , [10]
Имеющиеся слабые исторические сведения указывают на то, что до 1492 года калины населяли побережье (от устья реки Амазонки до устья Ориноко ), разделяя свою территорию с араваками , против которых они воевали во время своей экспансии на восток и река Амазонка . [11] , [12]
Они были плодовитыми путешественниками, хотя и не были кочевниками. Они часто путешествовали по суше и по морю вплоть до района реки Ориноко, чтобы навестить семью, торговать и жениться. [13] Они часто отправлялись в окрестности реки Эссекибо (ныне Гайана), чтобы собрать гальку красного порфира ( такува ), которую женщины Калины ценили за полировку своей керамики. [14] Термин такува также относится к нефриту, которым часто торговали в Америке. [15]
Колонизация
[ редактировать ]Паланакили прибывают
[ редактировать ]При первом контакте с европейцами калины думали, что имеют дело с духами моря, Паланакили, именем, которое они используют по сей день, обращаясь к белым. [16] [17]
Одним из первых последствий прибытия европейцев, как и в случае со многими другими индейскими народами, было уменьшение численности населения из-за насилия, учиненного европейскими солдатами, геноцида и болезней, занесенных европейцами . Калины быстро погибли в больших количествах, потому что их иммунная система не была адаптирована к вирусам и бактериям Старого Света.
В то время Калины знали только каменные топоры и мачете из твердых пород дерева. Эти люди принесли с собой железные топоры и мачете, они показали, что режут гораздо лучше... На этот раз Паланакили привезли хорошие вещи. [18]
Американские индейцы в Париже
[ редактировать ]Вторая половина девятнадцатого века стала периодом расцвета Всемирных ярмарок , на которых европейские страны демонстрировали свое богатство с помощью колониальных «деревень», представляющих колонизированные культуры. Хотя на Всемирных выставках в Париже не было «индейских деревень», общественное любопытство было таково, что Калину дважды отправляли в столицу — один раз в 1882 году и снова в 1892 году — для выставления в качестве диковин в Саду акклиматизации . [19] , [20]
1882
[ редактировать ]Пятнадцать Калина, все члены одной семьи, проживавшие в Синнамари и Иракубо , были отправлены в Пау:ва («Землю белых») в июле 1882 года. [19] О них почти ничего не известно, кроме их имен. [21] и тот факт, что их разместили в хижинах на лужайке Сада Акклиматации. Путешествие длилось четыре месяца, включая три в Париже и месяц путешествия на лодке (туда и обратно). Их сопровождал креол, который выступал в роли посредника и, предположительно, переводчика. [22] Есть несколько их портретов, сделанных фотографом Пьером Пети . [23]
Калина сегодня
[ редактировать ]Та часть Южной Америки, где живут калины, очень малонаселена. Однако люди этой этнической группы составляют такое крайнее меньшинство во всех странах, в которых они прочно обосновались, что локально они составляют большинство только в некоторых очень изолированных районах. Их нынешнее географическое распространение охватывает лишь небольшую часть их доколумбовой территории.
Бразилия
[ редактировать ]Калины в Бразилии локализованы в двух группах. [3] Галиби-ду-Ояпок можно найти только в Сан-Жозе-дус-Галиби , деревне, основанной в 1950 году на правом берегу реки Ояпок несколькими семьями, приехавшими из региона реки Мана. [24] Галиби Марворно или Уаса Галиби в основном живут вдоль реки Уаса, дальше вглубь страны. Главный населенный пункт — Кумарума . Галиби Марворно были родом из Французской Гвианы, но смешались с индейцами Аруа и Марворно. Термин Галиби Марворно - недавнее самоназвание группы. [3]
Французская Гвиана
[ редактировать ]Все еще присутствуют в значительном количестве на своей исходной территории, в регионе между реками Марони и Мана (в частности, общины Авала-Ялимапо , единственная, где они составляют большинство, Сен-Лоран-дю-Марони , Мана и Иракубо) . ), индейская деревня Куру , а также, в меньшем количестве, остров Кайенна .
Суринам
[ редактировать ]Калина широко распространена на левом берегу реки Марони и на берегах реки Коппенамм . Большая часть населения проживает в округе Пара, часто в деревнях, где проживают жители Локоно . Основные населенные пункты — Бернхарддорп , Вит-Санти , Галиби , Повакка и Биги-Стон . [25] Калина жили на той же территории, что и колонизаторы, и с 1686 года заключили мирный договор с Суринамом. [26] Депутат Национального собрания от Калины Сильвия Каджоэрамари [27] успешно возглавил усилия по признанию Международного дня коренных народов мира государственным праздником в Суринаме. [28]
Гайана
[ редактировать ]В Гайане Калина стереотипно воспринимается как самая «гордая, агрессивная и воинственная» из групп индейцев. Владельцы плантаций платили Калине за поимку местных рабов, а также за возвращение сбежавших африканских рабов. [29] Калина, одна из небольших групп коренного населения Гайаны, расселена на реках Барама и Померун и на северо-западе страны. [30]
Малярия оказала пагубное воздействие на популяцию Калины в Гайане и усугубляется добычей полезных ископаемых во внутренних районах, в результате чего образуются водоемы со стоячей водой, которые служат переносчиками болезни. Многие «Калины» также работают в горнодобывающем секторе. [31]
Венесуэла
[ редактировать ]В стране, где их наибольшее количество, Калину можно найти в двух различных зонах: в Льяносе в долине реки Ориноко и в долине реки Куюни , часть которой находится в Гайане . См. также Чимире, Венесуэла .
Культура
[ редактировать ]Касири , пиво, полученное из маниоки, является важной частью традиционных празднований Калины. [32]
Для Калины из Гвианы смерть членов семьи начинает период траура, который может длиться год и более, и завершается празднованием, известным как Эпекотоно . Подготовка производится уважаемым жителем деревни, а сборка может занять несколько месяцев. Сбор денег — более современное дополнение к обязанностям. Эпекотоно — это публичное мероприятие, которое привлекает внимание жителей соседних деревень и включает в себя раскраску тела, музыку, танцы и символическое сожжение вещей умершего в ознаменование ухода его духа. По завершении траур заканчивается и возобновляется нормальное социальное поведение, а вдовам предоставляется возможность повторно выйти замуж. Несмотря на то, что лица, не принадлежащие к «Калине», могут присутствовать в качестве гостей, мероприятие служит укреплению идентичности «Калины», отмеченной явным использованием языка «Калина» . В настоящее время эпекотоно — единственный повод для подобных посиделок среди «Калин». [32]
Музыка
[ редактировать ]В основном они используют ударные инструменты . Их санпула (или самбула ) представляет собой большой барабан с двумя шкурами, натянутыми на оба конца панциря обручами, стянутыми шнуром, и на котором играют молотком . У них также есть два вида маракасов : калаваси ( или калаваши ) и малака .
Их флейта, кувама , все еще производится, но ее все чаще заменяют европейской флейтой . Существует также терракотовый рог, называемый кути.
Язык
[ редактировать ]Они говорят на калине , принадлежащем к семейству карибских языков , на котором сегодня до сих пор говорят более 10 000 человек в прибрежной полосе, простирающейся от Венесуэлы (5 000 говорящих) до Бразилии (100), проходя через Гайану (475), Суринам (2500) ) и Французской Гвианы (3000 человек).
Благодаря относительно значительному числу говорящих на нем, это один из наиболее вероятных сохранившихся амазонских языков. Некоторые эксперименты с письменной транскрипцией были предприняты во Французской Гвиане . [33] Однако лингвистическая стандартизация системы письма калина страдает от разнообразия множества различных форм письменного языка, используемых в настоящее время, на которые повлияли языки колонистов стран , в которых живут калина, испанский. , португальский , голландский , французский и английский . Таким образом, даже что касается этнонима Калина, то существует не менее девяти различных систем письма. Таким образом, калина остается преимущественно устным языком.
См. также
[ редактировать ]- Адахели , Солнце в мифологии региона Ориноко .
- Классификация коренных народов Америки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Галиби ду Ояпоке» . Социально-экологическая . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Кариб, Галиби в Гайане» . Проект Джошуа . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Анонби, Стэн (2007). «Отчет о креолах Амапы» . Журнал отчетов языковых исследований : 7–9.
- ^ Курц, Хенк (2008). Карибская грамматика и словарь . Книги Магории. стр. 1–4. ISBN 978-0978170769 . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Кристофер (2012). Войны черных карибов: свобода, выживание и создание гарифуна . Серия карибских исследований. Университетское издательство Миссисипи . ISBN 9781617033100 . JSTOR j.ctt24hxr2 .
- ^ Ким, Джули Чун (2013). «Карибы Сент-Винсента и сопротивление коренных народов в эпоху революций». Ранние американские исследования . 11 (1): 117–132. дои : 10.1353/eam.2013.0007 . JSTOR 23546705 . S2CID 144195511 .
- ^ Jump up to: а б Курц, Хенк (2008). Карибская грамматика и словарь (PDF) . Книги Магории. п. 1. ISBN 978-0978170769 . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ (на голландском и французском языках) Вим Хугберген, Происхождение суринамских Квинти Марронс ; Nieuwe West-Indische Gids, vol. 66 (1 и 2), с. 27-59. 1992. Аналогичный случай смешанного афро-карибского происхождения см. в статье « Люди гарифуна» . Источник, цитируемый Жераром Колломбом и Феликсом Тиукой, Na'na Kali'na - Une histoire des Kali'na en Guyane ; Ibis Rouge Editions, 2000 г.; ISBN 2-84450-068-4 , в дальнейшем именуемый На'на .
- ^ (на французском языке) Стефан Ваше, Сильви Жереми, Жером Бриан; Индейцы Синнамари (Гайана), Археология экваториального леса ; Французские археологические документы, Éditions de la Maison des Sciences de l'Homme, Париж, 1998.
- ^ Ему , с. 35.
- ^ Ему , с. 45.
- ^ Ему , с. 41.
- ^ Колломб, Жерар. (2000). Нана Калина: история Калины в Гайане . Алый ибис. ISBN 2844500684 . OCLC 937751323 .
- ^ Баррер, Пьер (1743). Новое издание равноденственной Франции, содержащее описание побережий Гвианы . Пигет и др. OCLC 880789716 .
- ^ Бумерт, Ари (1987). Дары амазонок: «зеленые камни», подвески и бусы как предметы церемониального обмена в Амазонии и странах Карибского бассейна . Каракас: Антропология.
- ^ Ему , с. 31.
- ↑ Существует также речная версия этих духов, Тунакили , которая появилась в образе молодой женщины, которая переворачивала каноэ и топила людей.
- ^ (на французском языке) Устная история Калины, На'на , с. 32.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Жерар Колломб, Феликс Тиука и член парламента Жан-Луи, Pau:wa Itiosan:bola: Des Galibi в Париже в 1892 году , декабрь 1991 года.
- ^ (на французском языке) в 1883 году были также Калина и аравак из центрального Суринама На Всемирной выставке в Амстердаме , а также черно-бордовые сарамака и креолы .
- ^ (на французском языке) Л. Мануврие, Sur les Galibis du Jardin d'aclimatation , Bulletin de la Société d'Anthropologie de Paris, 1882, стр. 602-640. Цитируется по Pau:wa .
- ^ (на французском языке) Ж. Ноту, Les Galibis du Jardin d'Acclimatation , La vie Moderne , daily, Париж, 12 августа 1882 года. Цитируется в Pau:wa .
- ^ (на французском языке) Как часть коллекции Парижского географического общества, с ними можно ознакомиться в Отделе карт и планов Национальной библиотеки Франции .
- ^ (на португальском языке) Галиби ду Ояпоке
- ^ «Села и сельские власти» . Ассоциация деревень коренных народов и деревенских советов (на голландском языке) . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Шолтенс, Бен (1994). Мароны и правительство в Суринаме . Университет Радбауд в Неймегене (Диссертация) (на голландском языке). Парамарибо: Департамент культурных исследований/Минов. стр. 19–22. ISBN 9991410155 .
- ↑ Дагблад Де Вест, Рамзес Каджоэрамари больше не в списке НДП , 19 марта 2015 г.
- ^ Ватеркант, 9 августа становится национальным днем коренных народов Суринама , 27 июля 2006 г.
- ^ Эдвардс, В.; Гибсон, К. (1979). «Этноистория индейцев Гайаны» . Этноистория . 26 (2): 168. дои : 10.2307/481091 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 481091 .
- ^ «Коренные народы» . Министерство по делам коренных народов . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Форте, Джанетт (1990). Адамс, Кэтлин (ред.). «Дело о повторном изучении карибов реки Барама в Гайане » . Социально-экономические исследования . 39 (1): 203–217. ISSN 0037-7651 . JSTOR 27864928 .
- ^ Jump up to: а б Колломб, Жерар (2007). «Ритуал, представление, политика: траур Калины» . Французская этнология . 37 :89–94. дои : 10.3917/ethn.070.0089 .
- ^ Мунье, Николь (5 сентября 1997 г.). «Редакционное приключение во Французской Гвиане: создание, издание, распространение детских книг. 1988-1997» . archive.ifla.org . Проверено 17 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Жерар Колломб и Феликс Тиука; Нана Калина - История Калины в Гайане ; Ибис Ред Паблишинг, 2000; ISBN 978-2-84450-068-7
- (на французском языке) Жерар Колломб, Феликс Тиука и депутат Жан-Луи; Пау:ва Итиосский футбол: От Персидского залива до Парижа в 1892 году ; Четырехчасовой, декабрь 1991 г.
- (на французском языке) Жерар Колломб; Калинья. Коренные американцы в Париже. Фотографии принца Ролана Бонапарта. ; Éditions Créaphis, Париж, 1992 г.
- (на французском языке) Жан Юро; Французы и индейцы в Гайане. 1604–1972 ; Париж, 1972 год; Гайана Presse Diffusion, Кайенна, 1989.
- (на французском языке) Джил Зильберштейн; Калина: индийская семья из Французской Гвианы ; Альбин Мишель, 2002 г.; ISBN 2-226-13300-3
- (на французском языке) Серж Мам Лам Фук; Всеобщая история Французской Гвианы , Кайенна, Ibis Rouge Éditions, 1996; ISBN 978-2-84450-163-9
- (на французском языке) Другие работы Жерара Колломба , исследователя CNRS и специалиста по калининской культуре.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маганья, Эдмундо и Хара, Фабиола. «Карибское небо». В: Журнал Общества американцев . Возьмите 68, 1982. С. 105-132. [DOI: https://doi.org/10.3406/jsa.1982.2212 ] www.persee.fr/doc/jsa_0037-9174_1982_num_68_1_2212