Jump to content

Афро-венесуэльцы

(Перенаправлено с афро-венесуэльского языка )

Афро-венесуэльцы
Общая численность населения
1,087,427 (2011)
(3,6% населения Венесуэлы) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Самый высокий процент обнаружен в Венесуэльском Карибском бассейне и Барловенто . Небольшие меньшинства живут в США, Испании и Бразилии.
Языки
Испанский , португальский , английский , папиаменто , антильский французский креольский , тринидадский английский креольский , тобагонский английский креольский , гайанский английский креольский
Религия
Преимущественно католицизм , меньшинства венесуэльских юю, протестантизм , Мария Лионса , ислам , буддизм , афроамериканские религии .
Родственные этнические группы
Африканцы , афрокубинцы , афрогайанцы , афроколумбийцы , афробразильцы , Афро-тринидадцы, и венесуэльцы тобагонцы

Афровенесуэльцы ( исп . Afrovenezolanos ) — венесуэльцы африканского происхождения . Афровенесуэльцы в основном являются потомками порабощенных африканцев, завезенных в Западное полушарие во время атлантической работорговли . Этот термин также иногда относится к сочетанию африканских и других культурных элементов венесуэльского общества, таких как искусство, традиции, музыка, религия, раса и язык.

Работорговля

[ редактировать ]

Первые чернокожие африканцы прибыли на остров Кубагуа примерно в 1526–1527 годах и использовались испанцами в качестве рабов при ловле жемчуга. Позже рабов завезли на остальную территорию Венесуэлы для использования на плантациях и в качестве домашней прислуги.Между 1576 и 1810 годами около 100 000 африканских рабов были перевезены через Атлантику в Венесуэлу посредством трансатлантической работорговли . Эти рабы принадлежали к различным этническим группам из современной Анголы , Сенегала , Гамбии , Бенина , Нигерии и Конго , таких как: Калабари , Игбо , Йоруба , Конго , Волоф и другие. С рабами обращались как с единицами торговли, называемыми pieza de india , что указывает на их телосложение и способность путешествовать. На протяжении всего шестнадцатого века рабов привозили работать на золотые прииски в Коро и Бурии ( Яракуй ), а также на острова Маргарита и Кумана для рыбалки и ловли жемчуга. Небольшие сельскохозяйственные плантации были также созданы в Венесуэле, особенно в регионах, окружающих Каракас . В 18 веке огромные партии рабов были перевезены в Барловенто, чтобы помочь растущей промышленности какао, плантациям индиго в венесуэльском Льяносе и сахарным плантациям в Ларе , Арагуа и Сулии , вокруг озера Маракайбо . [2]

Восстания рабов

[ редактировать ]

История восстаний рабов в Венесуэле, как в форме беглых общин, так и в форме мятежей, началась довольно рано. Первое задокументированное восстание произошло в Коро в 1532 году. Однако самое важное восстание того времени произошло на рудниках Бурия в 1552 году. Восстание возглавил Эль-Негро Мигель (также известный как Рей Мигель), который основал маронов , симаррон. , или cumbe (сбежавший раб) из поселения и провозгласил себя королем. Он создал армию из 1500 рабов, черных , мулатов , замбос и коренных народов для нападения на колониальные учреждения. [3]

За всю историю колонии было несколько восстаний порабощенных людей. «Кумбе» происходит от термина Мандинг, означающего «удаленное место». Обычно кумбы располагались над берегами рек или в отдаленных горных районах и обычно были хорошо скрыты, и в них проживало в среднем 120 жителей. Такие поселения также назывались патукос и рочелос . Симарронам часто помогали коренные племена, жившие в этом районе (например, томуса в Барловенто), а население кумбэ состояло не только из чернокожих, но также из индейцев и даже из бедных белых. Группы Симаррона совершали набеги на плантации, помогали в побеге других рабов и участвовали в контрабандной торговле. Единственным законно созданным городом свободных чернокожих был город Кюрьепе, основанный в Барловенто в 1721 году под руководством капитана Хуана дель Росарио Бланко. Сообщество состояло из бывших членов «Компании свободных чернокожих» Каракаса, а также хуанго с Антильских островов. Последние были беглыми рабами, которым, как и всем чернокожим, бежавшим с островов, не говорящих по-испански, была предоставлена ​​свобода по прибытии в Венесуэлу, если они приняли крещение. [4]

Число общин беглых рабов продолжало расти на протяжении всего семнадцатого века, и к 1720 году в Венесуэле насчитывалось от 20 000 до 30 000 симарронов, в отличие от 60 000 рабов, все еще работающих на плантациях (Rout 1976, 111–112). Барловенто был местом активной деятельности симарронов на протяжении восемнадцатого века: вокруг Каукагуа и Кюрьепе было основано несколько поселений кумбэ. В 1732 году произошло восстание порабощенных людей под предводительством Андресоте против монополии Королевской компании Гипускоа Каракаса в Пуэрто-Кабельо и Капайе. В 1747 году Мигель Луэнго возглавил восстание порабощенных людей в Йере. [4]

было много кумбов Внутри территории, которая позже стала Венесуэлой, . Самым известным из них был город Окойта , основанный около 1770 года легендарным Гильермо Ривасом . Ривас сбежал в 1768 году и образовал группу , в которую вошли беглецы африканского и индийского происхождения. [5]

После того, как он возглавил набеги на различные плантации как для освобождения рабов, так и для наказания надзирателей, была собрана специальная армия, чтобы уничтожить Окойту и казнить Риваса. Кумбэ Окойта в конечном итоге было разрушено в 1771 году . Военная экспедиция под руководством Германа де Агилеры разрушила поселение, убив Гильермо, но удалось захватить только восемь взрослых и двоих детей. Остальные беглецы отошли в окружающие леса, где остались на свободе. [6]

Один из заместителей Гильермо, англичанин Убальдо, чье имя в крещении было Хосе Эдуардо де ла Лус Перера, первоначально родился рабом в Лондоне, был продан капитану корабля и совершил несколько путешествий, прежде чем в конце концов получил свободу. Он был одним из многих свободных чернокожих, присоединившихся к общине Окойта . В 1772 году он был схвачен испанскими властями. [7]

В 1794 году произошли восстания в округах Каукагуа и Капайя. восстание под предводительством Хосе Леонардо Чириноса В 1795 году в Сьеррас-де-Коро вспыхнуло . В 1799 году лейтенант Франсиско Хавьер Пирела возглавил восстание порабощенных черных ополченцев. [4]

Отмена рабства

[ редактировать ]

Афровенесуэльцы сыграли решающую роль в борьбе за независимость. Первоначально рабы сражались за корону, считая, что землевладельцы-креолы-республиканцы были их врагами. В частности, пресловутый роялистский батальон генерала Хосе Томаса Бовеса привлекал множество солдат-рабов. Боливар, осознавая стратегическую важность черных солдат в борьбе за независимость, объявил об отмене рабства в 1812 году и снова в 1816 году, после того как пообещал президенту Гаити Александру Петиону, что он обеспечит свободу рабам в обмен на военную помощь Гаити. Будучи крупным землевладельцем, Боливар освободил 1000 собственных рабов, а в 1819 году набрал в свою армию 5000 рабов. Многие члены кумбов сражались на стороне повстанцев и покинули свои деревни. [8]

Хосе Антонио Паес, ключевая фигура в борьбе за независимость Венесуэлы, возглавил армию чернокожих с льянос (равнин). Один из его самых известных помощников, Педро Камехо , был увековечен в истории Венесуэлы как «Эль Негро Примеро», потому что он всегда первым вступал в бой. В финальной битве при Карабобо Камехо был смертельно ранен, но вернулся к генералу Паесу, чтобы произнести одно из самых известных заявлений в истории Венесуэлы: «Генерал, vengo decirle, adiós, porque estoy muerto» (Генерал, я пришел попрощаться, потому что я умер). Статуя Эль-Негро Примеро стоит на площади Карабобо в Каракасе. Любопытно, что иногда его изображают в тюрбане — такая же иконография использовалась для мифического негра Фелипе. С провозглашением независимости в 1810 году вся торговля рабами была объявлена ​​вне закона. Упадок рабства продолжался на протяжении всей Войны за независимость, когда по ее завершению на конгрессе в Кукуте (1821 г.) был принят «Ley de vientre», в котором говорилось, что все дети, рожденные как от рабов, так и от свободных родителей, автоматически становятся свободными. К 24 марта 1854 года, дате официальной отмены рабства в Венесуэле, оставалось менее 24 000 рабов. [ нужна ссылка ]

Последствия рабства и дискриминации по признаку пола в 20 веке

[ редактировать ]

На протяжении всего двадцатого века чернокожие в Венесуэле сталкивались с тонкими формами расовой дискриминации, несмотря на философию расовой демократии и идеологию метисов , утверждающую, что все группы смешались вместе, чтобы сформировать новый, неотличимый тип, называемый метисами . Однако в основе этой идеологии лежит политика blanqueamiento, или «отбеливания», которая способствовала как физической, так и культурной ассимиляции афро-венесуэльцев в мейнстрим, где доминирует евро. Важным семантическим аналогом процесса blanqueamiento является термин negrear, обозначающий концепции «маргинализации» или «тривиализации». Появление чернокожих интеллектуалов, таких как Хуан Пабло Сохо и Мануэль Родригес Карденас в 1940-х годах, а в последнее время и более молодых писателей, таких как Хесус Гарсия, помогло противостоять силам blanqueamiento, или ассимиляции. Венесуэльские ученые, в частности Мигель Акоста Сэньс (1967), провели обширные исследования афро-венесуэльской истории и фольклора. Публичные фестивали, такие как Фиеста-де-Сан-Хуан, стали центральными точками в реапроприации афро-венесуэльской культуры, отражая текущие преобразования в живой традиции cimarronaje (сопротивление господствующей культуре, сознание своей маргинальности). [ нужна ссылка ]

Культурное выражение

[ редактировать ]

Афро-венесуэльские религиозные обряды были адаптированы к католицизму. Игра на барабанах и танцы, которые присутствуют в праздновании дней святых покровителей и других религиозных церемониях, очень похожи на различные формы поклонения африканским предкам. Поскольку рабское население было настолько неоднородным, ни одна африканская религиозная система не доминировала в этом процессе синкретизации, хотя некоторые из них продолжали религию йоруба, как это было, например, на Кубе, в Бразилии и, в меньшей степени, на Тринидаде. Также произошло некоторое пересечение с местными космологическими системами. Такие фигуры, как дуэнде , фамильяры и энкантадо, представляют собой типы духовных существ, связанных с мертвыми или силами природы, которые действуют как посредники между параллельными сферами физического существования и миром духов. Именно через контакт с этими существами, обычно обитающими в глубоких речных заводях, курандеро (целители) черпают свою силу и предсказывают будущее. Эти существа также несут ответственность за смерть и исчезновение различных людей. Подобные верования сформулированы в устных традициях не только афровенесуэльцев, но также коренных народов и метисов. [9]

Некоторые афро-венесуэльцы исповедуют религии африканской диаспоры - венесуэльские юйю и эспиритизм . Эспиритизм зародился в 14 веке у сельских племен карибского народа Яракуй в Центральной Венесуэле. Эта религия распространилась по всей Венесуэле и даже в Колумбии , Бразилии , Кубе , Доминиканской Республике и Пуэрто-Рико . Он вращается вокруг местной богини, первоначально звавшейся Ярой, но когда пришли испанцы, она стала Санта-Мария-де-ла-Онза (Святая Мария Ягуара). Говорят, что она проживает в природном памятнике Серро-Мария-Лионса ,также известна как гора Сорте, недалеко от Чивакоа , Яракуй . Религия включает в себя владение имуществом, игру на барабанах, церемонии исцеления и многое другое. Венесуэльский юйю — это афро-диаспорическая религия из Венесуэлы, берущая свое начало от западноафриканской религии водын , йоруба- исезе и конго. Первоначальная религия до сих пор исповедуется некоторыми сельскими общинами на карибском побережье Центральной и Западной Венесуэлы, но в основном она была утеряна из-за внешнего влияния. Впервые эта религия стала практиковаться, когда африканские рабы из племен эве, фон, игбо, йоруба, гбе, эфик, акан, конго и мбунду прибыли в Венесуэлу и включили в себя анимизм коренных народов, европейский католицизм и духовность, а также африканский анимизм, одержимость трансом. , и общение с умершими и духами

Приток кубинских иммигрантов после кубинской революции 1959 года способствовал распространению афро-кубинской религии Сантерия среди венесуэльцев всех культурных и социально-экономических слоев. Хотя это преимущественно городское явление, африканское влияние в Венесуэле продолжает развиваться посредством динамичной и непрерывной миграции культурных практик и форм. [ нужна ссылка ]

Религиозные практикующие

[ редактировать ]

Организованные вокруг святых покровителей, черные кофрадиа были не просто социальными, но и религиозными организациями. Некоторые кофрадиа были разделены на отдельные «общества», у которых были разные обязанности. Соджо (1986) сообщает, что в Барловенто, например, в каждый день Страстной недели существовало отдельное общество, отвечавшее за поддержание святых изображений и ритуальных церемоний, связанных с соответствующим днем. При подготовке участники соблюдали целибат, воздерживались от употребления алкоголя и совершали различные омовения перед тем, как «одеть» образ святого. [ нужна ссылка ]

С колониальных времен магико-религиозные также существовали общества, использующие различные формы бругерии, или « колдовства ». В афро-венесуэльских общинах, как и в остальной части Венесуэлы, существует вера в брухо (колдунов), которые могут произносить заклинания и причинять различные формы даньо (вреда). Особенно распространен страх мал де охо («сглаза») в отношении детей. Курандеры ценятся за их знания о лекарственных травах, которые используются как для борьбы с болезнями, так и для противодействия даньо. В Барловенто целителей иногда называют энсалмадоре , и их особенно уважают за их способность предсказывать будущее, а также находить потерянные предметы и людей. [ нужна ссылка ]

Искусство и церемонии

[ редактировать ]

Афро-венесуэльские церемонии в первую очередь связаны с христианским календарем, и многие афро-венесуэльские традиции музыки, танцев и костюмов связаны с конкретными церковными праздниками. Рождество, Страстная неделя, Корпус-Кристи, Крус-де-Майо и праздники святых покровителей занимают центральное место в экспрессивной афро-венесуэльской культуре по всей стране. Día de los Inocentes (Праздник дураков, 28 декабря) также отмечается и имеет особенно важное значение в Барловенто, где созданы «правительства женщин», пародирующие мужскую власть абсурдными указами и другими действиями, такими как переодевание в одежду другого пола. Карнавальные празднования (за неделю до Великого поста) имеют большое значение, особенно в восточной Венесуэле, где в таких общинах, как Карупано, Матурин, Гуирия и Эль-Кальяо, наблюдается большое карибское влияние. Во время праздников святых исполняются промесы (обещания), данные святым в обмен на личные благосклонности. Правильное соблюдение ритуальных действий, таких как подношения, игра на барабанах, танцы и кормление всех присутствующих, имеет важное значение для выполнения этих обещаний. [ нужна ссылка ]

В различных регионах Венесуэлы различные религиозные праздники стали важными местными праздниками. Вокруг озера Маракайбо проводится праздник Черного святого Сан-Бенито (с 26 декабря по 2 января), который отмечается игрой на барабанах чимбангеле . В Ката, Чуао, Куягуа и Окумаре-де-ла-Коста (Арагуа), Найгуата (Федеральный округ), Сан-Франциско-де-Яре (Миранда), а также Каноабо и Патанемо (Карабобо) Diablos Danzantes (организованные в кофрадиа) являются центральным элементом празднование Тела Христова, выступающее в особенно ярких костюмах и масках, включающих африканские образы. В Барловенто праздник Сан-Хуан-Баутиста (Святого Иоанна Крестителя) имел особое значение со времен рабства. Три дня Сан-Хуана (с 23 по 25 июня) были единственными тремя днями в году, в течение которых рабам давали отдых от каторжного труда и им разрешалось свободно собираться. Во время праздника рабы не только праздновали барабанный бой и танцы, но и готовили восстание и бегство. [ нужна ссылка ]

Парранда де Сан Педро [ является ] — религиозный праздник Святого Петра, который отмечается каждый 29 июня в городах Гуатире и Гуаренас в штате Миранда, Венесуэла. Оно берет свое начало в сообществе рабов колониальной эпохи. Он состоит из нескольких гуляк, одетых во фрак и топпер (один из них несет изображение святого, другой несет желто-красный флаг) в сопровождении Куатро и Маракасов . Перкуссия достигается с помощью кусочков кожи, привязанных к ногам в виде сандалий (так называемых кавычек). Их также сопровождают двое детей препубертатного возраста, одетые в красно-желтые костюмы (похожие на арлекинов), известные как «тукуситос». Самый яркий персонаж — мужчина в костюме женщины, несущий тряпичную куклу.

Афро-венесуэльское музыкальное выражение характеризуется большим разнообразием барабанов. Большинство из них имеют африканское происхождение, и многие из них имеют прямое сходство с барабанами банту-говорящих и западноафриканских групп. Как правило, барабаны используют определенные ритмические рисунки для сопровождения определенных форм песни или танца; следовательно, барабаны, ритмы и стилистические формы могут обозначаться одним и тем же именем. В свою очередь, этот стилистический комплекс обычно связан с определенной фиестой или праздником. [ нужна ссылка ]

В Барловенто важную роль играют барабаны куло э'пуйя, а также мина и курбата, на которых играют вместе. Китиплас также известен в Барловенто. Они изготовлены из полых бамбуковых трубок, и на них играют, ударяя ими по земле. (Они похожи на тринидадский «бамбук тамбу», который дал начало стилям стальных барабанов.) В центральном прибрежном регионе широко распространен кумако , который используется на празднованиях Сан-Хуана, а также на светских bailes de tambor (танцах). Тамунанге . встречается в афро-венесуэльских общинах во внутренних районах страны На западе, в Сулии, чимбангели используются для сопровождения праздников Сан-Бенито, а обычно играют на фрикционном барабане, называемом фурруко во время празднования Рождества и пения гайт . В восточных прибрежных регионах и Гуаяне влияние Тринидада очевидно в исполнении музыки стальных оркестров ( стилбан ), таких как калипсо и сока . Маракасы (погремушки, наполненные семенами) распространены по всей Венесуэле и обычно используются для сопровождения игры на барабанах, как и другой инструмент местного происхождения - раковина. [ нужна ссылка ]

В качестве аккомпанемента также используются другие небольшие ударные инструменты, такие как чараска, небольшой скребок с зазубринами. Менее распространенные инструменты, встречающиеся в Барловенто и вдоль побережья, включают маримболу , большое басовое «пианино для большого пальца», происходящее от африканской калимбы ; карангано , музыкальный лук , похожий на бразильский беримбау ; и маримба barloventeña , большая губная дужка (Арец, 1967). Как и в других частях Венесуэлы, чрезвычайно распространена четырехструнная куатро. [ нужна ссылка ]

Фольклор

[ редактировать ]

Помимо музыкальных, танцевальных и костюмированных традиций, устное предание составляет важную часть экспрессивной культуры афро-венесуэльцев. Некоторые из самых известных рассказов афро-венесуэльского ораторского искусства сосредоточены вокруг подвигов Тио Конехо (Дядя Кролик), которому удается перехитрить Тио Тигре (Дядя Тигр). В двадцатом веке был создан небольшой корпус афро-венесуэльской литературы, в том числе произведения писателя и фольклориста Хуана Пабло Сохо и поэта Мануэля Родригеса Карденаса. Театральные и танцевальные коллективы, имеющие долгую историю выступлений в Барловенто, стали становиться все более важными с появлением таких коллективов, как Centro de Creación Teatral de Barlovento-Curiepe, Teatro Negro de Barlovento и Madera. [ нужна ссылка ]

Афровенесуэльцы сегодня

[ редактировать ]

Идентификация

[ редактировать ]

Афровенесуэльцы обозначаются испанскими терминами; слова африканского происхождения не используются. «Афровенезолано» используется преимущественно как прилагательное (например, фольклорный афро-венезолано). «Негр» — это наиболее общий термин; «Морено» относится к людям с более темной кожей, а «Мулат» относится к людям со светлой кожей, обычно смешанного европейско-африканского происхождения. «Пардо» использовалось в колониальные времена для обозначения освобожденных рабов или рабов смешанного евро-африканско-коренного происхождения. «Замбо» относилось к представителям смешанного афро-коренного происхождения. Слово «Криолло», сохраняющее свое колониальное значение «родившийся в Венесуэле», не указывает на какую-либо расовую или этническую принадлежность. [ нужна ссылка ]

Расположение

[ редактировать ]

Афровенесуэльцев можно встретить по всей стране, но самая большая афровенесуэльская популяция проживает в регионе Барловенто , в штате Миранда . Барловенто занимает площадь в 4500 квадратных километров и охватывает четыре района штата Миранда. Существуют также важные афро-венесуэльские общины вдоль побережий Карабобо (Каноабо, Патанемо, Пуэрто-Кабельо), Федерального округа (Найгуата, Ла-Сабана, Тарма и т. д.), Арагуа (Ката, Чуао, Куягуа, Окумаре-де-ла-Коста, и др.), а также юго-восточный берег озера Маракайбо (Бобурес, Гибралтар, Санта-Мария и др.). Меньшие очаги также обнаружены в Сукре (Кампома, Гуирия), юго-западной части Яракуй (Фарриар) и горах Миранды (Яре). Важная афро-венесуэльская община также находится в Эль-Кальяо , в самом южном штате Боливар , где с середины девятнадцатого века поселились горняки из Гайаны, Бразилии, французских и британских Антильских островов. [ нужна ссылка ]

Демография

[ редактировать ]
Географическое распределение афровенесуэльцев по данным переписи 2011 года. [10]
  < 1%
  1–2.5%
  2.5–5%
  5–10%
  10-20%
  20-30%
  30-40%
  40-50%
  50-60%
  > 60%

По переписи 2011 года 3,6% венесуэльцев назвали себя афро-венесуэльцами. [11] Как и в Бразилии, в Венесуэле людей принято классифицировать по тому, как они выглядят: «морено», «негр», «бачако» и т. д., а не по их фактическому происхождению. По оценкам Британской энциклопедии , по крайней мере одна десятая часть венесуэльцев (3 миллиона) имеют относительно чистое происхождение из Африки к югу от Сахары. [12] По подсчетам The Brilliant Maps, выходцы из Африки составляют 4% населения Венесуэлы. [13] Однако многие венесуэльцы имеют африканское происхождение.

Известные афровенесуэльцы

[ редактировать ]
  1. ^ Перепись населения и жилищного фонда ine.gob.ve
  2. ^ Амария, Амара (10 мая 2022 г.). «Афро-венесуэльская культура и история, которые прославляются и защищаются» . Travelnoire.com . Проверено 3 сентября 2022 г.
  3. ^ Хосе Франко, «Мароны и восстания рабов на испанских территориях», в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 36–7.
  4. ^ Jump up to: а б с Хосе Франко, «Мароны и восстания рабов на испанских территориях», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 37.
  5. ^ Мигель Акоста Сэньс, «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 65–7.
  6. ^ Мигель Акоста Сэньс , «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 64–5.
  7. ^ Мигель Акоста Сэньс, «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 70–1.
  8. ^ Мигель Акоста Сэньс, Жизнь в венесуэльском Кумбе , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 72–3.
  9. ^ Дагер, Сара (5 июля 2016 г.). «Венесуэльцы ищут духовности у горной богини, африканских традиций» . Рейтер . Проверено 3 сентября 2022 г.
  10. ^ «Перепись 2011 Редатам» . www.redatam.ine.gob.ve . Проверено 13 июля 2021 г.
  11. ^ «Перепись 2011 года» (PDF) . ИНЕ .
  12. ^ «Венесуэла – Иммиграция и этнический состав» .
  13. ^ «Этническая карта Венесуэлы - блестящие карты» . сайт гениальных карт . Проверено 15 апреля 2023 г.
  14. ^ «Писательница Эстер Пинеда Дж. против неравенства» (на испанском языке). Героини. 7 августа 2017 г. Проверено 31 мая 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f1d77accdda257986d8fe6558218f7c__1722986040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/7c/4f1d77accdda257986d8fe6558218f7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afro-Venezuelans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)