Афро-венесуэльцы
Общая численность населения | |
---|---|
1,087,427 (2011) (3,6% населения Венесуэлы) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Самый высокий процент обнаружен в Венесуэльском Карибском бассейне и Барловенто . Небольшие меньшинства живут в США, Испании и Бразилии. | |
Языки | |
Испанский , португальский , английский , папиаменто , антильский французский креольский , тринидадский английский креольский , тобагонский английский креольский , гайанский английский креольский | |
Религия | |
Преимущественно католицизм , меньшинства венесуэльских юю, протестантизм , Мария Лионса , ислам , буддизм , афроамериканские религии . | |
Родственные этнические группы | |
Африканцы , афрокубинцы , афрогайанцы , афроколумбийцы , афробразильцы , Афро-тринидадцы, и венесуэльцы тобагонцы |
Афровенесуэльцы ( исп . Afrovenezolanos ) — венесуэльцы африканского происхождения . Афровенесуэльцы в основном являются потомками порабощенных африканцев, завезенных в Западное полушарие во время атлантической работорговли . Этот термин также иногда относится к сочетанию африканских и других культурных элементов венесуэльского общества, таких как искусство, традиции, музыка, религия, раса и язык.
История
[ редактировать ]Работорговля
[ редактировать ]Первые чернокожие африканцы прибыли на остров Кубагуа примерно в 1526–1527 годах и использовались испанцами в качестве рабов при ловле жемчуга. Позже рабов завезли на остальную территорию Венесуэлы для использования на плантациях и в качестве домашней прислуги.Между 1576 и 1810 годами около 100 000 африканских рабов были перевезены через Атлантику в Венесуэлу посредством трансатлантической работорговли . Эти рабы принадлежали к различным этническим группам из современной Анголы , Сенегала , Гамбии , Бенина , Нигерии и Конго , таких как: Калабари , Игбо , Йоруба , Конго , Волоф и другие. С рабами обращались как с единицами торговли, называемыми pieza de india , что указывает на их телосложение и способность путешествовать. На протяжении всего шестнадцатого века рабов привозили работать на золотые прииски в Коро и Бурии ( Яракуй ), а также на острова Маргарита и Кумана для рыбалки и ловли жемчуга. Небольшие сельскохозяйственные плантации были также созданы в Венесуэле, особенно в регионах, окружающих Каракас . В 18 веке огромные партии рабов были перевезены в Барловенто, чтобы помочь растущей промышленности какао, плантациям индиго в венесуэльском Льяносе и сахарным плантациям в Ларе , Арагуа и Сулии , вокруг озера Маракайбо . [2]
Восстания рабов
[ редактировать ]История восстаний рабов в Венесуэле, как в форме беглых общин, так и в форме мятежей, началась довольно рано. Первое задокументированное восстание произошло в Коро в 1532 году. Однако самое важное восстание того времени произошло на рудниках Бурия в 1552 году. Восстание возглавил Эль-Негро Мигель (также известный как Рей Мигель), который основал маронов , симаррон. , или cumbe (сбежавший раб) из поселения и провозгласил себя королем. Он создал армию из 1500 рабов, черных , мулатов , замбос и коренных народов для нападения на колониальные учреждения. [3]
За всю историю колонии было несколько восстаний порабощенных людей. «Кумбе» происходит от термина Мандинг, означающего «удаленное место». Обычно кумбы располагались над берегами рек или в отдаленных горных районах и обычно были хорошо скрыты, и в них проживало в среднем 120 жителей. Такие поселения также назывались патукос и рочелос . Симарронам часто помогали коренные племена, жившие в этом районе (например, томуса в Барловенто), а население кумбэ состояло не только из чернокожих, но также из индейцев и даже из бедных белых. Группы Симаррона совершали набеги на плантации, помогали в побеге других рабов и участвовали в контрабандной торговле. Единственным законно созданным городом свободных чернокожих был город Кюрьепе, основанный в Барловенто в 1721 году под руководством капитана Хуана дель Росарио Бланко. Сообщество состояло из бывших членов «Компании свободных чернокожих» Каракаса, а также хуанго с Антильских островов. Последние были беглыми рабами, которым, как и всем чернокожим, бежавшим с островов, не говорящих по-испански, была предоставлена свобода по прибытии в Венесуэлу, если они приняли крещение. [4]
Число общин беглых рабов продолжало расти на протяжении всего семнадцатого века, и к 1720 году в Венесуэле насчитывалось от 20 000 до 30 000 симарронов, в отличие от 60 000 рабов, все еще работающих на плантациях (Rout 1976, 111–112). Барловенто был местом активной деятельности симарронов на протяжении восемнадцатого века: вокруг Каукагуа и Кюрьепе было основано несколько поселений кумбэ. В 1732 году произошло восстание порабощенных людей под предводительством Андресоте против монополии Королевской компании Гипускоа Каракаса в Пуэрто-Кабельо и Капайе. В 1747 году Мигель Луэнго возглавил восстание порабощенных людей в Йере. [4]
было много кумбов Внутри территории, которая позже стала Венесуэлой, . Самым известным из них был город Окойта , основанный около 1770 года легендарным Гильермо Ривасом . Ривас сбежал в 1768 году и образовал группу , в которую вошли беглецы африканского и индийского происхождения. [5]
После того, как он возглавил набеги на различные плантации как для освобождения рабов, так и для наказания надзирателей, была собрана специальная армия, чтобы уничтожить Окойту и казнить Риваса. Кумбэ Окойта в конечном итоге было разрушено в 1771 году . Военная экспедиция под руководством Германа де Агилеры разрушила поселение, убив Гильермо, но удалось захватить только восемь взрослых и двоих детей. Остальные беглецы отошли в окружающие леса, где остались на свободе. [6]
Один из заместителей Гильермо, англичанин Убальдо, чье имя в крещении было Хосе Эдуардо де ла Лус Перера, первоначально родился рабом в Лондоне, был продан капитану корабля и совершил несколько путешествий, прежде чем в конце концов получил свободу. Он был одним из многих свободных чернокожих, присоединившихся к общине Окойта . В 1772 году он был схвачен испанскими властями. [7]
В 1794 году произошли восстания в округах Каукагуа и Капайя. восстание под предводительством Хосе Леонардо Чириноса В 1795 году в Сьеррас-де-Коро вспыхнуло . В 1799 году лейтенант Франсиско Хавьер Пирела возглавил восстание порабощенных черных ополченцев. [4]
Отмена рабства
[ редактировать ]Афровенесуэльцы сыграли решающую роль в борьбе за независимость. Первоначально рабы сражались за корону, считая, что землевладельцы-креолы-республиканцы были их врагами. В частности, пресловутый роялистский батальон генерала Хосе Томаса Бовеса привлекал множество солдат-рабов. Боливар, осознавая стратегическую важность черных солдат в борьбе за независимость, объявил об отмене рабства в 1812 году и снова в 1816 году, после того как пообещал президенту Гаити Александру Петиону, что он обеспечит свободу рабам в обмен на военную помощь Гаити. Будучи крупным землевладельцем, Боливар освободил 1000 собственных рабов, а в 1819 году набрал в свою армию 5000 рабов. Многие члены кумбов сражались на стороне повстанцев и покинули свои деревни. [8]
Хосе Антонио Паес, ключевая фигура в борьбе за независимость Венесуэлы, возглавил армию чернокожих с льянос (равнин). Один из его самых известных помощников, Педро Камехо , был увековечен в истории Венесуэлы как «Эль Негро Примеро», потому что он всегда первым вступал в бой. В финальной битве при Карабобо Камехо был смертельно ранен, но вернулся к генералу Паесу, чтобы произнести одно из самых известных заявлений в истории Венесуэлы: «Генерал, vengo decirle, adiós, porque estoy muerto» (Генерал, я пришел попрощаться, потому что я умер). Статуя Эль-Негро Примеро стоит на площади Карабобо в Каракасе. Любопытно, что иногда его изображают в тюрбане — такая же иконография использовалась для мифического негра Фелипе. С провозглашением независимости в 1810 году вся торговля рабами была объявлена вне закона. Упадок рабства продолжался на протяжении всей Войны за независимость, когда по ее завершению на конгрессе в Кукуте (1821 г.) был принят «Ley de vientre», в котором говорилось, что все дети, рожденные как от рабов, так и от свободных родителей, автоматически становятся свободными. К 24 марта 1854 года, дате официальной отмены рабства в Венесуэле, оставалось менее 24 000 рабов. [ нужна ссылка ]
Последствия рабства и дискриминации по признаку пола в 20 веке
[ редактировать ]На протяжении всего двадцатого века чернокожие в Венесуэле сталкивались с тонкими формами расовой дискриминации, несмотря на философию расовой демократии и идеологию метисов , утверждающую, что все группы смешались вместе, чтобы сформировать новый, неотличимый тип, называемый метисами . Однако в основе этой идеологии лежит политика blanqueamiento, или «отбеливания», которая способствовала как физической, так и культурной ассимиляции афро-венесуэльцев в мейнстрим, где доминирует евро. Важным семантическим аналогом процесса blanqueamiento является термин negrear, обозначающий концепции «маргинализации» или «тривиализации». Появление чернокожих интеллектуалов, таких как Хуан Пабло Сохо и Мануэль Родригес Карденас в 1940-х годах, а в последнее время и более молодых писателей, таких как Хесус Гарсия, помогло противостоять силам blanqueamiento, или ассимиляции. Венесуэльские ученые, в частности Мигель Акоста Сэньс (1967), провели обширные исследования афро-венесуэльской истории и фольклора. Публичные фестивали, такие как Фиеста-де-Сан-Хуан, стали центральными точками в реапроприации афро-венесуэльской культуры, отражая текущие преобразования в живой традиции cimarronaje (сопротивление господствующей культуре, сознание своей маргинальности). [ нужна ссылка ]
Культурное выражение
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Афро-венесуэльские религиозные обряды были адаптированы к католицизму. Игра на барабанах и танцы, которые присутствуют в праздновании дней святых покровителей и других религиозных церемониях, очень похожи на различные формы поклонения африканским предкам. Поскольку рабское население было настолько неоднородным, ни одна африканская религиозная система не доминировала в этом процессе синкретизации, хотя некоторые из них продолжали религию йоруба, как это было, например, на Кубе, в Бразилии и, в меньшей степени, на Тринидаде. Также произошло некоторое пересечение с местными космологическими системами. Такие фигуры, как дуэнде , фамильяры и энкантадо, представляют собой типы духовных существ, связанных с мертвыми или силами природы, которые действуют как посредники между параллельными сферами физического существования и миром духов. Именно через контакт с этими существами, обычно обитающими в глубоких речных заводях, курандеро (целители) черпают свою силу и предсказывают будущее. Эти существа также несут ответственность за смерть и исчезновение различных людей. Подобные верования сформулированы в устных традициях не только афровенесуэльцев, но также коренных народов и метисов. [9]
Некоторые афро-венесуэльцы исповедуют религии африканской диаспоры - венесуэльские юйю и эспиритизм . Эспиритизм зародился в 14 веке у сельских племен карибского народа Яракуй в Центральной Венесуэле. Эта религия распространилась по всей Венесуэле и даже в Колумбии , Бразилии , Кубе , Доминиканской Республике и Пуэрто-Рико . Он вращается вокруг местной богини, первоначально звавшейся Ярой, но когда пришли испанцы, она стала Санта-Мария-де-ла-Онза (Святая Мария Ягуара). Говорят, что она проживает в природном памятнике Серро-Мария-Лионса ,также известна как гора Сорте, недалеко от Чивакоа , Яракуй . Религия включает в себя владение имуществом, игру на барабанах, церемонии исцеления и многое другое. Венесуэльский юйю — это афро-диаспорическая религия из Венесуэлы, берущая свое начало от западноафриканской религии водын , йоруба- исезе и конго. Первоначальная религия до сих пор исповедуется некоторыми сельскими общинами на карибском побережье Центральной и Западной Венесуэлы, но в основном она была утеряна из-за внешнего влияния. Впервые эта религия стала практиковаться, когда африканские рабы из племен эве, фон, игбо, йоруба, гбе, эфик, акан, конго и мбунду прибыли в Венесуэлу и включили в себя анимизм коренных народов, европейский католицизм и духовность, а также африканский анимизм, одержимость трансом. , и общение с умершими и духами
Приток кубинских иммигрантов после кубинской революции 1959 года способствовал распространению афро-кубинской религии Сантерия среди венесуэльцев всех культурных и социально-экономических слоев. Хотя это преимущественно городское явление, африканское влияние в Венесуэле продолжает развиваться посредством динамичной и непрерывной миграции культурных практик и форм. [ нужна ссылка ]
Религиозные практикующие
[ редактировать ]Организованные вокруг святых покровителей, черные кофрадиа были не просто социальными, но и религиозными организациями. Некоторые кофрадиа были разделены на отдельные «общества», у которых были разные обязанности. Соджо (1986) сообщает, что в Барловенто, например, в каждый день Страстной недели существовало отдельное общество, отвечавшее за поддержание святых изображений и ритуальных церемоний, связанных с соответствующим днем. При подготовке участники соблюдали целибат, воздерживались от употребления алкоголя и совершали различные омовения перед тем, как «одеть» образ святого. [ нужна ссылка ]
С колониальных времен магико-религиозные также существовали общества, использующие различные формы бругерии, или « колдовства ». В афро-венесуэльских общинах, как и в остальной части Венесуэлы, существует вера в брухо (колдунов), которые могут произносить заклинания и причинять различные формы даньо (вреда). Особенно распространен страх мал де охо («сглаза») в отношении детей. Курандеры ценятся за их знания о лекарственных травах, которые используются как для борьбы с болезнями, так и для противодействия даньо. В Барловенто целителей иногда называют энсалмадоре , и их особенно уважают за их способность предсказывать будущее, а также находить потерянные предметы и людей. [ нужна ссылка ]
Искусство и церемонии
[ редактировать ]Афро-венесуэльские церемонии в первую очередь связаны с христианским календарем, и многие афро-венесуэльские традиции музыки, танцев и костюмов связаны с конкретными церковными праздниками. Рождество, Страстная неделя, Корпус-Кристи, Крус-де-Майо и праздники святых покровителей занимают центральное место в экспрессивной афро-венесуэльской культуре по всей стране. Día de los Inocentes (Праздник дураков, 28 декабря) также отмечается и имеет особенно важное значение в Барловенто, где созданы «правительства женщин», пародирующие мужскую власть абсурдными указами и другими действиями, такими как переодевание в одежду другого пола. Карнавальные празднования (за неделю до Великого поста) имеют большое значение, особенно в восточной Венесуэле, где в таких общинах, как Карупано, Матурин, Гуирия и Эль-Кальяо, наблюдается большое карибское влияние. Во время праздников святых исполняются промесы (обещания), данные святым в обмен на личные благосклонности. Правильное соблюдение ритуальных действий, таких как подношения, игра на барабанах, танцы и кормление всех присутствующих, имеет важное значение для выполнения этих обещаний. [ нужна ссылка ]
В различных регионах Венесуэлы различные религиозные праздники стали важными местными праздниками. Вокруг озера Маракайбо проводится праздник Черного святого Сан-Бенито (с 26 декабря по 2 января), который отмечается игрой на барабанах чимбангеле . В Ката, Чуао, Куягуа и Окумаре-де-ла-Коста (Арагуа), Найгуата (Федеральный округ), Сан-Франциско-де-Яре (Миранда), а также Каноабо и Патанемо (Карабобо) Diablos Danzantes (организованные в кофрадиа) являются центральным элементом празднование Тела Христова, выступающее в особенно ярких костюмах и масках, включающих африканские образы. В Барловенто праздник Сан-Хуан-Баутиста (Святого Иоанна Крестителя) имел особое значение со времен рабства. Три дня Сан-Хуана (с 23 по 25 июня) были единственными тремя днями в году, в течение которых рабам давали отдых от каторжного труда и им разрешалось свободно собираться. Во время праздника рабы не только праздновали барабанный бой и танцы, но и готовили восстание и бегство. [ нужна ссылка ]
Парранда де Сан Педро [ является ] — религиозный праздник Святого Петра, который отмечается каждый 29 июня в городах Гуатире и Гуаренас в штате Миранда, Венесуэла. Оно берет свое начало в сообществе рабов колониальной эпохи. Он состоит из нескольких гуляк, одетых во фрак и топпер (один из них несет изображение святого, другой несет желто-красный флаг) в сопровождении Куатро и Маракасов . Перкуссия достигается с помощью кусочков кожи, привязанных к ногам в виде сандалий (так называемых кавычек). Их также сопровождают двое детей препубертатного возраста, одетые в красно-желтые костюмы (похожие на арлекинов), известные как «тукуситос». Самый яркий персонаж — мужчина в костюме женщины, несущий тряпичную куклу.
Музыка
[ редактировать ]Афро-венесуэльское музыкальное выражение характеризуется большим разнообразием барабанов. Большинство из них имеют африканское происхождение, и многие из них имеют прямое сходство с барабанами банту-говорящих и западноафриканских групп. Как правило, барабаны используют определенные ритмические рисунки для сопровождения определенных форм песни или танца; следовательно, барабаны, ритмы и стилистические формы могут обозначаться одним и тем же именем. В свою очередь, этот стилистический комплекс обычно связан с определенной фиестой или праздником. [ нужна ссылка ]
В Барловенто важную роль играют барабаны куло э'пуйя, а также мина и курбата, на которых играют вместе. Китиплас также известен в Барловенто. Они изготовлены из полых бамбуковых трубок, и на них играют, ударяя ими по земле. (Они похожи на тринидадский «бамбук тамбу», который дал начало стилям стальных барабанов.) В центральном прибрежном регионе широко распространен кумако , который используется на празднованиях Сан-Хуана, а также на светских bailes de tambor (танцах). Тамунанге . встречается в афро-венесуэльских общинах во внутренних районах страны На западе, в Сулии, чимбангели используются для сопровождения праздников Сан-Бенито, а обычно играют на фрикционном барабане, называемом фурруко во время празднования Рождества и пения гайт . В восточных прибрежных регионах и Гуаяне влияние Тринидада очевидно в исполнении музыки стальных оркестров ( стилбан ), таких как калипсо и сока . Маракасы (погремушки, наполненные семенами) распространены по всей Венесуэле и обычно используются для сопровождения игры на барабанах, как и другой инструмент местного происхождения - раковина. [ нужна ссылка ]
В качестве аккомпанемента также используются другие небольшие ударные инструменты, такие как чараска, небольшой скребок с зазубринами. Менее распространенные инструменты, встречающиеся в Барловенто и вдоль побережья, включают маримболу , большое басовое «пианино для большого пальца», происходящее от африканской калимбы ; карангано , музыкальный лук , похожий на бразильский беримбау ; и маримба barloventeña , большая губная дужка (Арец, 1967). Как и в других частях Венесуэлы, чрезвычайно распространена четырехструнная куатро. [ нужна ссылка ]
Фольклор
[ редактировать ]Помимо музыкальных, танцевальных и костюмированных традиций, устное предание составляет важную часть экспрессивной культуры афро-венесуэльцев. Некоторые из самых известных рассказов афро-венесуэльского ораторского искусства сосредоточены вокруг подвигов Тио Конехо (Дядя Кролик), которому удается перехитрить Тио Тигре (Дядя Тигр). В двадцатом веке был создан небольшой корпус афро-венесуэльской литературы, в том числе произведения писателя и фольклориста Хуана Пабло Сохо и поэта Мануэля Родригеса Карденаса. Театральные и танцевальные коллективы, имеющие долгую историю выступлений в Барловенто, стали становиться все более важными с появлением таких коллективов, как Centro de Creación Teatral de Barlovento-Curiepe, Teatro Negro de Barlovento и Madera. [ нужна ссылка ]
Афровенесуэльцы сегодня
[ редактировать ]Идентификация
[ редактировать ]Афровенесуэльцы обозначаются испанскими терминами; слова африканского происхождения не используются. «Афровенезолано» используется преимущественно как прилагательное (например, фольклорный афро-венезолано). «Негр» — это наиболее общий термин; «Морено» относится к людям с более темной кожей, а «Мулат» относится к людям со светлой кожей, обычно смешанного европейско-африканского происхождения. «Пардо» использовалось в колониальные времена для обозначения освобожденных рабов или рабов смешанного евро-африканско-коренного происхождения. «Замбо» относилось к представителям смешанного афро-коренного происхождения. Слово «Криолло», сохраняющее свое колониальное значение «родившийся в Венесуэле», не указывает на какую-либо расовую или этническую принадлежность. [ нужна ссылка ]
Расположение
[ редактировать ]Афровенесуэльцев можно встретить по всей стране, но самая большая афровенесуэльская популяция проживает в регионе Барловенто , в штате Миранда . Барловенто занимает площадь в 4500 квадратных километров и охватывает четыре района штата Миранда. Существуют также важные афро-венесуэльские общины вдоль побережий Карабобо (Каноабо, Патанемо, Пуэрто-Кабельо), Федерального округа (Найгуата, Ла-Сабана, Тарма и т. д.), Арагуа (Ката, Чуао, Куягуа, Окумаре-де-ла-Коста, и др.), а также юго-восточный берег озера Маракайбо (Бобурес, Гибралтар, Санта-Мария и др.). Меньшие очаги также обнаружены в Сукре (Кампома, Гуирия), юго-западной части Яракуй (Фарриар) и горах Миранды (Яре). Важная афро-венесуэльская община также находится в Эль-Кальяо , в самом южном штате Боливар , где с середины девятнадцатого века поселились горняки из Гайаны, Бразилии, французских и британских Антильских островов. [ нужна ссылка ]
Демография
[ редактировать ]По переписи 2011 года 3,6% венесуэльцев назвали себя афро-венесуэльцами. [11] Как и в Бразилии, в Венесуэле людей принято классифицировать по тому, как они выглядят: «морено», «негр», «бачако» и т. д., а не по их фактическому происхождению. По оценкам Британской энциклопедии , по крайней мере одна десятая часть венесуэльцев (3 миллиона) имеют относительно чистое происхождение из Африки к югу от Сахары. [12] По подсчетам The Brilliant Maps, выходцы из Африки составляют 4% населения Венесуэлы. [13] Однако многие венесуэльцы имеют африканское происхождение.
Известные афровенесуэльцы
[ редактировать ]- Андрес Галаррага - профессиональный бейсболист
- Андресоте - контрабандист
- Хуан Ариас - дрессировщик чистокровных лошадей, наиболее известный благодаря гоночной подготовке Canonero II, выигравшей Кентукки Дерби и Прикнесс Стейкс в 1971 году в Соединенных Штатах.
- Хесус Агилар - профессиональный бейсболист
- Джонатан Вегас - профессиональный игрок в гольф
- Освальдо Борхес - волейболист
- Рохелио Кортес - жокей
- Хилл - певец
- Исидора Агнес - певица, основательница карнавала Эль-Кальяо
- Клеотильда Стэплтон - певица
- Леопольдо Биллингс - перкуссионист
- Марджер Сили - певица
- Бетсайда Мачадо - певица
- Агилар - певец и композитор
- Руди Маркес - певец
- Сонни Леон - боксер
- Уильям Вюйке
- Виктор Мальдонадо
- Аристид Пинеда
- Лесли Ментор
- Гортензий Фучил
- Кристиан Кассерес
- Кристиан Кассерес мл.
- Кристиан Макун
- Эдсон Кастильо
- Йозеф Мартинес
- Даниэль Норьега
- Клаудио Фермин
- Нельсон Солорсано - профессиональный баскетболист
- Оскар Торрес - профессиональный баскетболист
- Леоценис Гарсиа Осорио - журналист
- Хосе Кафе Мартинес - профессиональный бейсболист
- Кокаин Гарсия - профессиональный бейсболист
- Ремиджио Эрмосо - профессиональный бейсболист
- Феликс Эрнандес - профессиональный бейсболист
- Освальдо Бланко - профессиональный бейсболист
- Мигель де Буриа
- Канелита Медина - певица
- Ольга Тереза Мачадо - певица
- Виктор Пиньеро - певец
- Франсиско Пачеко - певец
- Порфи Хименес - композитор, трубач и руководитель оркестра
- Фрэнк Кинтеро - гитарист, певец и композитор
- Аида Наварро — лирическое сопрано
- Педро Лиендо - оперный бас-певец
- Висенте Поль Рондон
- Мануэль Кристофер Фигера - военный
- Хосе Хоакин Вероэс - военный
- Иоланда Морено - люди танцуют
- Генри Стивен - певец и актер
- Рональд Акуна-младший - профессиональный бейсболист команды Атланта Брэйвс.
- Дамасо Бланко - профессиональный бейсболист команды Сан-Франциско Джайентс.
- Педро Камехо - венесуэльский солдат, сражавшийся в составе королевской армии.
- Луис Бельтран Прието Фигероа - учитель и политик
- Аристобуло Истурис - венесуэльский политик
- Аргелия Лайя - педагог, политический активист, философ, соучредитель и президент политической партии MAS (Movimiento al Socialismo)
- Аснольдо Девониш - спортсмен
- Оскар Д'Леон - музыкант и певец
- Симони - певица, телеведущая
- Марта Луна - модельер
- Каролина Индриаго - Мисс Венесуэла 1998.
- Морелла Муньос - музыкант, певец
- Аллан Филлипс — музыкальный продюсер
- Эрик Филлипс - спортсмен-спринтер
- Маноэль Родригес Карденас
- Мигель Акоста Сэньс - антрополог
- Мария Тереза Акоста - актриса
- Магдалена Санчес - певица
- Мэрайя Кэри - певица, отец афро-венесуэльец, мать ирландского происхождения.
- Пабло Сандовал - профессиональный бейсболист, игрок с третьей базы команды Boston Red Sox
- Мелвин Мора - профессиональный бейсболист команды Baltimore Orioles
- Энди Чавес - профессиональный бейсболист
- Лес Стрейкер - профессиональный бейсболист
- Карл Эррера - профессиональный баскетболист
- Бобби Абреу - профессиональный бейсболист команды New York Mets.
- Айнетт Стивенс - телеведущая и модель
- Хуан Висенте Товар - жокей
- Джикцад Винья - обладательница титула Мисс Венесуэла 2005 года.
- Элвис Андрус - профессиональный игрок в бейсбол команды Техас Рейнджерс.
- Франклин Виргес - актер
- Гледис Ибарра - актриса
- Роберт Перес - профессиональный бейсболист
- Сальвадор Перес - профессиональный бейсболист
- Карл Эррера - профессиональный баскетболист
- Одубель Эррера - профессиональный бейсболист
- Вуилкер Фариньес ( Каракас ) - вратарь сборной Венесуэлы по футболу.
- Юлимар Рохас - легкоатлет
- Родриго Риера – гитарист и композитор
- Хосе Асеведо - легкоатлет
- Эстер Пинеда Дж. - социолог и писательница-феминистка [14]
- Черный Циклон - борец
- Омар Атлас - борец
- Эдит Сальседо - певица
- Лумумба Вас - боксер
- Кельвим Эскобар - профессиональный баскетболист
- Хосе Селестино Лопес - профессиональный бейсболист
- Видаль Лопес - профессиональный бейсболист
- Карлос Суарес Мендоса - футболист
- Ноэль Санвисенте - футболист
- Джон Мурильо - футболист
- Дарвин Мачис - футболист
- Ян Карлос Уртадо - футболист
- Томас Энрикес
- Гектор Томас
- Бриджидо Ириарте
- Саломон Рондон - футболист
- Луис Гонсалес Кова - футболист
- Янгель Эррера
- Пэт О'Брайен - пианист и композитор
- Хуан Хосе Рондон военный
- Архимед Эррера
- Гельмин Ривас
- Камалеон Гарсия - профессиональный бейсболист
- Эдуард Белло
- Роберто Росалес
- Сезар Товар - профессиональный бейсболист
- Ромуло Отеро
- Серджио Кордова
- Эдит Сальседо - фолк-певица
- Виктор Гарсия
- Йонатан Дель Валле
- Зульма Сади
- Зорая Санс - актриса и модель
- Мирта Борхес
- Ренни Вега - вратарь сборной Венесуэлы по футболу
- Аль Зеппи - певец и композитор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись населения и жилищного фонда ine.gob.ve
- ^ Амария, Амара (10 мая 2022 г.). «Афро-венесуэльская культура и история, которые прославляются и защищаются» . Travelnoire.com . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Хосе Франко, «Мароны и восстания рабов на испанских территориях», в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 36–7.
- ^ Jump up to: а б с Хосе Франко, «Мароны и восстания рабов на испанских территориях», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 37.
- ^ Мигель Акоста Сэньс, «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 65–7.
- ^ Мигель Акоста Сэньс , «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 64–5.
- ^ Мигель Акоста Сэньс, «Жизнь в венесуэльском Кумбе», в книге «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке» , изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 70–1.
- ^ Мигель Акоста Сэньс, Жизнь в венесуэльском Кумбе , в «Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке», изд. Ричард Прайс (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996), стр. 72–3.
- ^ Дагер, Сара (5 июля 2016 г.). «Венесуэльцы ищут духовности у горной богини, африканских традиций» . Рейтер . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «Перепись 2011 Редатам» . www.redatam.ine.gob.ve . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Перепись 2011 года» (PDF) . ИНЕ .
- ^ «Венесуэла – Иммиграция и этнический состав» .
- ^ «Этническая карта Венесуэлы - блестящие карты» . сайт гениальных карт . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Писательница Эстер Пинеда Дж. против неравенства» (на испанском языке). Героини. 7 августа 2017 г. Проверено 31 мая 2020 г.