Jump to content

Афро-чилийцы

Афро-чилийцы
АфроЧилийцы
Афро-чилийские женщины на карнавале «Фуэрса-дель-Соль» в 2014 году.
Общая численность населения
Восток. 195 809 (всего)
1529 (0,0008% населения африканского происхождения, 2017 г.) [1]
8 415 (0,05% населения чилийского происхождения, 2013 г.) [2]
185 865 (1% гаитянско-чилийского населения, 2019 г.) [3] [4]
Регионы со значительной численностью населения
Регион Арика и Паринакота , регион Тарапака , столичный регион Сантьяго
Языки
Большинство: испанский ( чилийские диалекты , карибские диалекты )
Меньшинство: гаитянский креольский французский нигерско-конголезские языки языки банту
Религия
Большинство: католицизм
Меньшинство: протестантизм Ислам Буддизм Гаитянское вуду Анимизм Атеизм
Родственные этнические группы
Другие афро-латиноамериканцы

Афрочилийцы — чилийцы африканского происхождения. Они могут быть потомками рабов , привезенных в Чили в результате трансатлантической работорговли , или недавними мигрантами из других частей Латинской Америки , Карибского бассейна или Африки . [5]

Атлантическая работорговля

[ редактировать ]
Внутренний план корабля рабов XVIII века.

Рабы из атлантической Африки были впервые доставлены в испанскую колонию , которая сейчас является Чили, в 1536 году. После пересечения Атлантического океана от западного побережья Африки два сухопутных маршрута доставляли множество порабощенных африканцев в колонию: один пересекал запад от северного побережья Южной Африки. Америки , и еще один, путешествующий на север из Буэнос-Айреса через Пампасы и Анды . Многие рабы не пережили трудный путь в плену. [6] Порт Вальпараисо также использовался в работорговле для морской перевозки пленников. [7]

Учитывая, что типом экономической деятельности в колониальные времена по климатическим причинам никогда не были крупные тропические плантации ( хлопок , сахар и табак и др.), европейцы не видели необходимости ввозить большие контингенты черных рабов, как у Карибский бассейн. Другая причина заключалась в том, что в результате войны Арауко коренные народы мапуче были украдены со своих земель, которые, в свою очередь, были вывезены в Перу по гораздо более низкой цене, чем цена черного раба. Хотя никакие экономические выгоды не привели к крупному ввозу африканских рабов в Чили, примерно около 6000 африканцев были перевезены непосредственно в Чили, где они пошли в основном на прислугу в качестве средства статуса для колонистов и в качестве рабочей силы при добыче золота в Арике. . К 1590 году афрочилийцы составляли 20 000 человек, но к моменту эмансипации в 1823 году их было всего 4 000. [8] [9]

Рабство в Арике

[ редактировать ]
Фестиваль проходит недалеко от Эль-Морро в Арике.

Чернокожее население современной Арики или выходцев из Африки в колониальную эпоху было значительным. Город был основан в 1570 году и принадлежал вице-королевству Перу, а с 1824 по 1880 год — Республике Перу. В прошлом году страна была присоединена к Чили после того, как она выиграла войну на Тихом океане. Город получил такое большое количество рабов, потому что его территория была оптимальной для выращивания хлопка и сахарного тростника в долине Азапа. Большинство прибывших рабов прибыли из Вест-Индии или с африканского континента, особенно из районов нынешней Демократической Республики Конго , Республики Конго и Анголы . Кроме того, после открытия серебряных рудников Потоси Арика стала основным портом высадки привезенных туда рабов.

В то время испанцы не жили в основном в Арике, поскольку анофелес , вид комаров, обитавший в долине Асапа , передавал смертельную болезнь малярии. Чернокожие африканцы или их потомки, поселившиеся в Арике, были менее восприимчивы к тропическим болезням. В 1793 году была опубликована книга «Гия дель Перу», в которой сообщалось об этническом составе жителей «Партидо де Арика».

Афро-перуанские солдаты-поселенцы в Вальдивии

[ редактировать ]
Главный форт Коррала, Чили

После того, как испанское присутствие в Вальдивии было восстановлено в 1645 году , власти приказали заключенным со всего вице-королевства Перу построить систему Вальдивских фортов . [10] Осужденные, многие из которых были афро-перуанцами , после отбытия срока стали солдатами-поселенцами. [10] Тесные контакты с коренными народами мапуче означали, что многие солдаты владели двумя языками: испанским и мапудунгуном . [11] Перепись 1749 года в Вальдивии показывает, что в этом районе было сильное присутствие выходцев из Африки. [10] Хотя большинство афроперуанцев прибыли в качестве каторжников, чилийские рабы, прибывшие в порты Кокимбо и Вальпараисо, стоили в два-три раза дороже. [12]

Война за независимость

[ редактировать ]
Член 8-го полка Андской армии .

Генерал Сан-Мартин сформировал армию из 3 генералов, 28 вождей, 207 офицеров, 15 гражданских служащих, 3778 рядовых (большинство которых составляли чернокожие и мулаты, более половины из которых были освобожденными рабами). [13] Особой группой чернокожих в истории Чили являются члены 8-го полка Андской армии , сражавшегося с испанцами в Чакабуко . Это была армия, организованная Соединенными провинциями Рио-де-ла-Плата и возглавляемая Хосе де Сан-Мартином для освобождения Чили, а затем и для освобождения Перу . черных рабов в качестве вклада в Андскую армию Сан-Мартин потребовал от землевладельцев Мендосы , поскольку, по его мнению, чернокожие были единственными людьми, способными участвовать в пехотном компоненте армии, и включил их в силы, которыми позже командовал Бернардо О' Хиггинс . Они были включены в состав Андской армии и получили свободу после перехода через Анды и борьбы с испанцами. Как пехотинцы они подвергались более высокому риску во время боя. Этот эпизод истории Чили очень редко упоминается, и группа чернокожих никогда не получала никакого признания за свой вклад в освобождение Чили. [14] [ нужна страница ]

Хосе де Сан-Мартин осматривает в Ранкагуа войска, которые должны были вести кампанию в Перу . (Журнал Ранкагуа, работа Хуана Мануэля Бланеса , 1872 г.).

Численность чернокожих солдат в Андской армии Сан-Мартина во время освобождения Чили от испанского престола [15] было многочисленно, и большинство солдат из полков Андской пехоты под номерами 7, 8 и 11 были сгруппированы вместе, но в указанных полках все офицеры и унтер-офицеры должны были быть белыми согласно законам Аргентины, хотя Сан-Мартин хотел изменить правила, чтобы хотя бы чернокожие солдаты дослужились до капралов и сержантов. Однако традиционно испанская колониальная армия имела батальоны чернокожих, разделенных на касты рабов и свободных, и Сан-Мартин считал, что еще труднее собрать цветных и белых людей, сражающихся как отряд, в одном отряде. Позже обе группы под номерами 7 и 8 будут переформированы в Перу в черный полк Рио-де-ла-Плата. Номер 4 Чили, первоначально белые креолы, также будет преобразован его рабом-рекрутом из Перу в черный полк. [16] Таким образом, происхождение рекрутов цветных людей было географически разнообразным и состояло из черных рабов или вольноотпущенников (будь то африканцы или негры-креолы), а также свободных каст, называемых в колонии пардос и моренос.

Стрелок 7-го пехотного батальона Андской армии.

В 1816 году в армию влилась часть 7-го пехотного полка под командованием подполковника Педро Конде в составе 600 чернокожих. В декабре того же года Сан-Мартин приказал разделить полк на два независимых батальона: 8-й пехотный батальон и 7-й пехотный батальон под командованием подполковников Амбросио Крамера и Педро Конде соответственно. С владельцами Куйо было согласовано, что две трети рабов будут включены в армию, при этом 710 человек будут набраны в Куйо. Таким образом, хотя контингент под номером 8 прибыл из Буэнос-Айреса, большая часть его войск была набрана в провинциях. Однако армия питалась в основном рабами (которую Линч оценивает в 1554 раба). [17] Возраст вербовки рабов, первоначально установленный с 16 до 35 лет, был увеличен с 14 до 55 лет. [18]

Униформа стрелков и охотников 7-го Андского пехотного полка.

Согласно военной доктрине Сан-Мартина, цветные солдаты будут лучше служить в пехотном отделении трех родов войск Андской армии, фактически они будут составлять 2/3 их численности. [15] по оценкам, от 2000 до 3000 аргентинских вольноотпущенников, пересекших Анды в Чили в 1817 году вместе с Сан-Мартином. [19] Из тех 2500 чернокожих солдат, которые начали переправу через Анды, только 143 были репатриированы живыми. [20]

Запрет рабства

[ редактировать ]
Журнал отмены рабства.

Благодаря Свободе матки рабство было остановлено в 1811 году. Закон освободил детей рабов, рожденных на территории Чили, независимо от состояния их родителей. Работорговля была запрещена, и рабы, остававшиеся на территории Чили более шести месяцев, автоматически объявлялись вольноотпущенниками . К 1823 году [21] Чили была второй страной в Америке, где было запрещено рабство, после Гаити. В результате отмены смертной казни было освобождено около пяти тысяч рабов, живших в стране. [22]

Несмотря на постепенное освобождение большинства чернокожих рабов в Чили, рабство продолжалось вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на протяжении всего XIX века, поскольку перуанские работорговцы похищали полинезийцев , в первую очередь с Маркизских островов и острова Пасхи , и заставляли их выполнять физический труд в шахтах. и в индустрии гуано в Перу и Чили.

Аннексия Арики

[ редактировать ]
Эль-Морро-де-Арика был местом важной битвы во время войны на Тихом океане.

Население африканского происхождения составляло основу ополченцев Арика во времена Колонии и Перуанской Республики. Так существовал батальон Пардос де Арика, входящий в состав перуанской королевской армии, а спустя годы - батальон № 27 Арика под командованием полковника Хулио Мак-Лина, брата последнего перуанского мэра Такны до оккупации. Чилиец, погиб вместе со своим отрядом во время битвы при Альто-де-ла-Альянса. Одним из африканских героев во время войны был бы 16-летний капрал Альфредо Мальдонадо Ариас, который во время захвата Арики пожертвовал собой, поджег порох мощной Цитадели, когда увидел, как чилийские войска водружают в ней свой флаг. [ нужна ссылка ]

Современность

[ редактировать ]

В настоящее время большинство афрочилийцев сконцентрировано на крайнем севере страны, особенно в регионах Арика и Паринакота , в частности в долинах Ллута , Асапа и Ла Чимба . [23]

На практике не существует официального государственного механизма, позволяющего измерить точное количество выходцев из Африки в Чили, но были предприняты шаги для того, чтобы этническая группа «выходцев из Африки» была включена в перепись населения Чили 2012 года. [24] Несмотря на инициативы различных национальных и международных общественных организаций, они не увенчались успехом, поскольку администрация Себастьяна Пиньеры отрицала включение вопроса об африканском происхождении в последнюю перепись населения. [25] они также не учитывались в переписи населения Чили 2017 года.

Большинство афро-чилийцев в современности являются потомками иммигрантов, в основном из Гаити , см. гаитянско-чилийцев , и смешанного происхождения. Основной причиной этого является сильное смешение браков, которое на многие десятилетия стерло африканскую этническую группу как отдельную группу через Blanqueamiento и метисов . Генетические исследования показывают, что в 2014 году 3,8% чилийского генома произошли от африканцев к югу от Сахары , где наибольшее бремя приходится на регионы Тарапака (5,7%), Антофагаста (5,0%) и Столичный регион (4,5%). и самый низкий в Айсене (0,3%). [26]

Культурный вклад

[ редактировать ]

Куэка и Самокуэка Чилийские

[ редактировать ]
Выходцы из Африки танцуют замакуэку.

Происхождение самакуэка и куэка происходит от музыкальной метизации, произошедшей между цыганами и мулатами, населявшими Лиму во времена вице-королевства Перу . Темперамент, сатира и плачевно-бунтарское исполнение игры на гитаре имеют цыганское происхождение, а хоровая форма и тундете — африканское. Он восходит к шестнадцатому и семнадцатому векам, когда эта смешанная музыкальная форма начала выделяться в Римаке, Барриос-Альтос, в окрестностях Кальяо и в барах, расположенных между мостами, переулками и балконами Лимы.

Танец замакуэка записан в 1886 году в Перу Британской библиотекой.

Название «замакуэка» происходит от слова «замба ключка», где «замба» (черная / индейская женщина-метис) делает движения, как курица «клюека», снесшая яйцо. Музыковед Никомедес Санта-Крус указывает, что в Кимбунду слово «замба» или самба означает «танец». [27] в то время как слово «cueca» намекает на «clueca», состояние агрессии, которое возникает у курицы после того, как она отложила яйца перед самцом.

Самбакуэка в Перу.

В начале 1800-х годов танец назывался «замба», а затем «замакуэка», что африканисты считают источником происхождения моряка и других танцев, таких как «мозамала», «куэка» или «танец носового платка».

Перуанская Замакуэка.

Традиционный Фернандо Ромеро Пинтадо указывает, что колониальный танец под названием «Замба», исполняемый бозалами и мулатами, является матерью замакуэка и бабушкой моряка. [28] Также исследователь Хосе Дюран утверждает, что замакуэка — мать моряка.

Чилийский Замакуэка в Чили.

Другой этимологический анализ показывает, что оно восходит к музыкальным формам, принадлежащим цыганско-андалузской традиции, принесенной испанцами в Чили. [29] [30] предшественниками которого были мавританские замбры элементы [31] (От латиноамериканского арабского замра, а это от классического арабского замр, «токата»). [32] Хотя это возможно, важно знать, что другие танцы, такие как замба в Боливии и самба в Бразилии, берут свое начало из языков кимбунду и киконго . также [33]

Представление Тумбе Арикой Негро на Андино-карнавале 2012 года.

Тумбе — танец африканского происхождения, который в настоящее время танцуют на севере Чили афроарикеньяс, привезенные на континент африканскими рабами 400 лет назад в долине Асапа под испанской колонией . [34] Будучи этим регионом, один из основных регионов африканского происхождения произошел из Чили. Примерно во второй половине двадцатого века претензии африканского населения Южной Америки возникли вместе с «Тумбе-дель-Валле-де-Асапа». [35]

Текущие проблемы и дискриминация

[ редактировать ]

Дискриминация и социальная изоляция стали в последнее время еще одной важной проблемой для выходцев из Африки в Чили. [36] В южных и южных районах страны чернокожих практически нет, большинство из них — иностранные иммигранты или проходящие туристы. Это, в дополнение к отсутствию исторических связей в этом районе, [ сомнительно обсудить ] провоцирует чувство недоверия, неприятия и появление предрассудков вокруг чернокожего сообщества. [37] С другой стороны, на севере Чили общественному мнению в декабре 2010 года стало известно дело Хосе Корвачо, чиновника африканского происхождения из Фонда солидарности и социальных инвестиций (FOSIS) региона Арика и Паринакота , который был уволены по их заявлениям из-за цвета кожи. [38] Этот факт привел к отставке регионального директора ФОСИС и соответствующему расследованию дела. [39] возобновление дебатов по этнической интеграции в стране. [40]

8 апреля 2019 года государство Чили предоставило юридическое признание афро-чилийскому народу, приняв Закон № 21151. [41]

Афро-чилийские организации

[ редактировать ]
Афро-чилийский флаг создан в 2020 году.

Афро-чилийцы создали различные структуры и организации для защиты своей культуры и самобытности: Культурная организация Лумбанга , Женский коллектив Луанды , Неправительственная организация Black Gold Comparsa , Carnival Tomb Comparsa , Клуб пожилых людей Джулии Корвачо и Black Arica Group. Эти организации координируются через Афро-чилийский альянс. [42]

Известные афрочилийцы

[ редактировать ]

Исторические личности

[ редактировать ]

Политические деятели

[ редактировать ]

Художники и Писатели

[ редактировать ]

Спортсмены

[ редактировать ]

Баскетбол

[ редактировать ]

Другие виды спорта

[ редактировать ]

Медийные личности

[ редактировать ]

В художественной литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Национальный институт статистики. «Перепись населения и жилищного фонда 2017 года» (Redatam WebServer) . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  2. ^ «Первое исследование характеристик населения африканского происхождения в регионе Арика и Паринакота» (PDF) . ine.gob.cl (на испанском языке). Февраль 2014 года . Проверено 17 апреля 2023 г.
  3. ^ Пресс, изд. (2020). «Оценка иностранцев, постоянно проживающих в Чили, по состоянию на 31 декабря 2019 г.» (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики (INE). п. 21 . Проверено 3 августа 2020 г.
  4. ^ Годой, Глория, изд. (12 мая 2020 г.). «По оценкам, число иностранцев, постоянно проживающих в Чили, по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет около 1,5 миллиона человек» (на испанском языке). Национальный институт статистики (INE) . Проверено 3 августа 2020 г.
  5. ^ Ньюман, Мэри К. | Оксфордский университет (1 декабря 2022 г.). «История и историография афрочилийцев в колониальном Чили» . Журнал Эпоха . Проверено 13 декабря 2022 г.
  6. ^ Барбоза, Розана; Барбоза Нуне, Роза (2008). "Чили". Африка и Америка: культура, политика и история: Многопрофильная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-85109-446-2 . Рабов доставляли в Чили двумя маршрутами: Тихоокеанским и Атлантическим. Тихоокеанский путь начинался в Атлантике на западном побережье Африки, продолжался до северного побережья Южной Америки (особенно Картахены и Панамы) и пролегал по суше до Тихого океана, а затем до Чили. Атлантический маршрут также начинался на западном побережье Африки, но по нему корабли с рабами направлялись в Аргентину, в частности в порт Буэнос-Айреса. Оттуда рабов везли пешком через регион Пампа и Анды в Чили. Оба маршрута были чрезвычайно трудными, а уровень смертности мог достигать 50 процентов и даже больше.
  7. ^ О'Мэлли, Грегори Э; Боруцкий, Алекс (2017). «Модели межколониальной работорговли в Америке до девятнадцатого века» . Темп . 23 (2): 314–338. дои : 10.1590/TEM-1980-542X2017v230207 . Реже африканцы продолжали свою вынужденную одиссею от Рио-де-ла-Плата до Вальпараисо под парусом через Магелланов пролив. Эти внутренние и морские пути рабов встретились в Вальпараисо.
  8. ^ «Афро-чилийская — Афропедея» . www.afropedea.org . Проверено 18 июня 2021 г.
  9. ^ «Афро-чилийцы» . Группа по правам меньшинств . 20 сентября 2017 года . Проверено 18 июня 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с «История» . Музей замка Ньебла (на испанском языке). Служба национального культурного наследия. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
  11. ^ Урбина К., Мария Химена (2017). «Экспедиция Джона Нарборо в Чили, 1670 г.: Защита Вальдивии, индийские слухи, информация от пленников и вера в Город Цезарей» [Экспедиция Джона Нарборо в Чили, 1670 г.: Защита Вальдивии, индийские слухи, информация о пленных, и вера в Город Цезарей]. Магаллания . 45 (2): 11–36. дои : 10.4067/S0718-22442017000200011 . Проверено 27 декабря 2019 г.
  12. ^ «Bienvenidos a Oro Negro» . 17 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2011 г. Проверено 19 июня 2021 г.
  13. ^ «Библиотека Конгресса - Аргентина - Библиопресс № 9 - страница 2» . 28 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 г. . Проверено 18 июня 2021 г.
  14. ^ Баррос Арана, Диего (1999). Общая история Чили: Колония, 1610–1700 гг. [ Всеобщая история Чили: Колония с 1610 по 1700 г. ] (PDF) (на испанском языке). Том. 5. Исследовательский центр Университета Сантьяго-де-Чили. ISBN  956-11-1550-6 . Проверено 11 октября 2016 г.
  15. ^ Jump up to: а б Бланшар, Питер (29 июня 2008 г.). Под флагами свободы: солдаты-рабы и войны за независимость в испанской Южной Америке . Университет Питтсбурга Pre. ISBN  978-0-8229-7342-3 .
  16. ^ Журнал Буэнос-Айреса: американская история, литература и право (на испанском языке). Может. 1867.
  17. ^ Линч, Джон (2009). Сан-Мартин: аргентинский солдат, американский герой (на испанском языке). Группа компаний «Планета» (GBS). ISBN  978-84-9892-024-6 .
  18. ^ Галассо, Норберто (2000). Давайте будем свободными, а остальное вообще не имеет значения: жизнь Сан-Мартина (на испанском языке). Colihue Editions SRL. ISBN  978-950-581-779-5 .
  19. ^ Хеллер, М. (октябрь 2000 г.). «Суперфизиологическое поглощение ФДГ в непарализованных голосовых связках. Разрешение ложноположительного результата ПЭТ с комбинированной ПЭТ-КТ» . Клиническая позитронная визуализация . 3 (5): 207–211. дои : 10.1016/s1095-0397(00)00099-6 . ISSN   1095-0397 . ПМИД   11348849 .
  20. ^ Нация, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального Конгресса» . bcn.gob.ar (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2021 г.
  21. ^ «Движение против рабства» . Электронная энциклопедия Колумбии (6-е изд.). Издательство Колумбийского университета. 2012 . Проверено 11 октября 2016 г.
  22. ^ «Отмена рабства чернокожих в Чили» . www.memoriachilena.gob.cl/ . 2020 . Проверено 17 сентября 2020 г.
  23. ^ "Субдере |" . subdere.gov.cl . Проверено 18 июня 2021 г.
  24. ^ «Афроперепись началась в Арике» . El Morrocotudo.cl, Новости из Арики и Паринакоты (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2021 г.
  25. ^ Черный, золотой (22 сентября 2011 г.). «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО: ДИРЕКТОР INE ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОВЕДИТЬ ПЕРЕПИСЬ АФРОЧИЛИЙЦЕВ» . ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО . Проверено 18 июня 2021 г.
  26. ^ Фуэнтес, Макарена; Большой палец, Иван; Галло, Карла; Бортолини, Мария-Катира; Канисалес-Кинтерос, Самуэль; Бедойя, Габриэль; Гонсалес-Хосе, Роландо; Руис-Линарес, Андрес; Ротхаммер, Франциско (март 2014 г.). «[Генная география Чили: региональное распределение американского, европейского и африканского генетического вклада]» . Чилийский медицинский журнал . 142 (3): 281–289. дои : 10.4067/S0034-98872014000300001 . hdl : 11336/18854 . ISSN   0717-6163 . ПМИД   25052264 .
  27. ^ "#ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ#" . www.folkloretradiciones.com.ar . Проверено 19 июня 2021 г.
  28. ^ Р. Ромеро, Рауль (1994). Черная музыка и идентичность в Перу: Реконструкция и возрождение афро-перуанских музыкальных традиций . Центр Север-Юг Университета Майами: Музыка и чернокожая этническая принадлежность: Карибский бассейн и Южная Америка. стр. 307–330.
  29. ^ «Происхождение — память Чили, Национальная библиотека Чили» . www.memoriachilena.gob.cl . Проверено 19 июня 2021 г.
  30. ^ «Документ без названия» . 14 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 г. . Проверено 19 июня 2021 г.
  31. ^ «Куэка» . Архивировано из оригинала 26 июня 2009 года.
  32. ^ АСАЛЕ, РАЭ-; РАЭ. «Замбра | Словарь испанского языка» . «Словарь испанского языка» — трехсотлетнее издание (на испанском языке) . Проверено 19 июня 2021 г.
  33. ^ «самба» . словарь.cambridge.org . Проверено 19 июня 2021 г.
  34. ^ Вольф, Хуан Эдуардо. Стиль черноты в Чили: музыка и танцы в африканской диаспоре. 2019. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  35. ^ НВейр (27 мая 2020 г.). «Тумбе: скрытые африканские корни чилийской культуры» . Танцор-жажда странствий . Проверено 19 июня 2021 г.
  36. ^ «ПанорамаНьюс» просят положить конец дискриминации «черных» чилийских афроамериканцев» . 24 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 19 июня 2021 г.
  37. ^ «Специалисты предупреждают, что расизм «стал нормой» в Чили «Diario y Radio U Чили» (на европейском испанском языке) . Проверено 19 июня 2021 г.
  38. ^ «Уволен чиновник Фосиса: Директор сказал мне, что он не работал с чернокожими - Cooperativa.cl» . 29 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 19 июня 2021 г.
  39. ^ «lanacion.cl: Дело о дискриминации: директор FOSIS Арики и Паринакоты уходит в отставку» . 3 января 2011 года. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 19 июня 2021 г.
  40. ^ "lanacion.cl: Афро-чилийцы требуют закона и включения в перепись" . 6 января 2011 года. Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 19 июня 2021 г.
  41. ^ Национальная, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального конгресса | Закон Чили» . www.bcn.cl/leychile . Проверено 19 июня 2021 г.
  42. ^ «Афро-латиноамериканцы — Афропедея» . www.afropedea.org . Проверено 19 июня 2021 г.
  43. ^ Дэррол Джонс в FIBA.basketball
  44. ^ Далл'Орсо, Катерина (2 апреля 2018 г.). «Занкада де Бердин» . Ла Терсера . Проверено 12 марта 2024 г.
  45. ^ Стивенс Бенджамин
  46. ^ Jump up to: а б Барренечеа, Паулина (апрель 2009 г.). «САМОЕ ЧЕРНОЕ ЛИЦО: ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БАНДИТА-СИМАРРОНА В ЧИЛИ» . Чилийский литературный журнал (74): 197–211. дои : 10.4067/S0718-22952009000100009 . Проверено 18 октября 2021 г. В историческом романе Фернандо Сантивана «Эль Мулато Рикельме» создается персонаж чернокожего мулата.
  47. ^ Бандит
  48. ^ Эль Мулато Рикельме
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b2da6f51d10bae7187ffdf7cb2474c2__1722801900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/c2/0b2da6f51d10bae7187ffdf7cb2474c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afro-Chileans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)