Афро-чилийцы
Афро-чилийские женщины на карнавале «Фуэрса-дель-Соль» в 2014 году. | |
Общая численность населения | |
---|---|
Восток. 195 809 (всего) 1529 (0,0008% населения африканского происхождения, 2017 г.) [1] 8 415 (0,05% населения чилийского происхождения, 2013 г.) [2] 185 865 (1% гаитянско-чилийского населения, 2019 г.) [3] [4] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Регион Арика и Паринакота , регион Тарапака , столичный регион Сантьяго | |
Языки | |
Большинство: испанский ( чилийские диалекты , карибские диалекты ) Меньшинство: гаитянский креольский • французский • нигерско-конголезские языки • языки банту | |
Религия | |
Большинство: католицизм Меньшинство: протестантизм • Ислам • Буддизм • Гаитянское вуду • Анимизм • Атеизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие афро-латиноамериканцы |
Афрочилийцы — чилийцы африканского происхождения. Они могут быть потомками рабов , привезенных в Чили в результате трансатлантической работорговли , или недавними мигрантами из других частей Латинской Америки , Карибского бассейна или Африки . [5]
История
[ редактировать ]Атлантическая работорговля
[ редактировать ]
Рабы из атлантической Африки были впервые доставлены в испанскую колонию , которая сейчас является Чили, в 1536 году. После пересечения Атлантического океана от западного побережья Африки два сухопутных маршрута доставляли множество порабощенных африканцев в колонию: один пересекал запад от северного побережья Южной Африки. Америки , и еще один, путешествующий на север из Буэнос-Айреса через Пампасы и Анды . Многие рабы не пережили трудный путь в плену. [6] Порт Вальпараисо также использовался в работорговле для морской перевозки пленников. [7]
Учитывая, что типом экономической деятельности в колониальные времена по климатическим причинам никогда не были крупные тропические плантации ( хлопок , сахар и табак и др.), европейцы не видели необходимости ввозить большие контингенты черных рабов, как у Карибский бассейн. Другая причина заключалась в том, что в результате войны Арауко коренные народы мапуче были украдены со своих земель, которые, в свою очередь, были вывезены в Перу по гораздо более низкой цене, чем цена черного раба. Хотя никакие экономические выгоды не привели к крупному ввозу африканских рабов в Чили, примерно около 6000 африканцев были перевезены непосредственно в Чили, где они пошли в основном на прислугу в качестве средства статуса для колонистов и в качестве рабочей силы при добыче золота в Арике. . К 1590 году афрочилийцы составляли 20 000 человек, но к моменту эмансипации в 1823 году их было всего 4 000. [8] [9]
Рабство в Арике
[ редактировать ]
Чернокожее население современной Арики или выходцев из Африки в колониальную эпоху было значительным. Город был основан в 1570 году и принадлежал вице-королевству Перу, а с 1824 по 1880 год — Республике Перу. В прошлом году страна была присоединена к Чили после того, как она выиграла войну на Тихом океане. Город получил такое большое количество рабов, потому что его территория была оптимальной для выращивания хлопка и сахарного тростника в долине Азапа. Большинство прибывших рабов прибыли из Вест-Индии или с африканского континента, особенно из районов нынешней Демократической Республики Конго , Республики Конго и Анголы . Кроме того, после открытия серебряных рудников Потоси Арика стала основным портом высадки привезенных туда рабов.
В то время испанцы не жили в основном в Арике, поскольку анофелес , вид комаров, обитавший в долине Асапа , передавал смертельную болезнь малярии. Чернокожие африканцы или их потомки, поселившиеся в Арике, были менее восприимчивы к тропическим болезням. В 1793 году была опубликована книга «Гия дель Перу», в которой сообщалось об этническом составе жителей «Партидо де Арика».
Афро-перуанские солдаты-поселенцы в Вальдивии
[ редактировать ]После того, как испанское присутствие в Вальдивии было восстановлено в 1645 году , власти приказали заключенным со всего вице-королевства Перу построить систему Вальдивских фортов . [10] Осужденные, многие из которых были афро-перуанцами , после отбытия срока стали солдатами-поселенцами. [10] Тесные контакты с коренными народами мапуче означали, что многие солдаты владели двумя языками: испанским и мапудунгуном . [11] Перепись 1749 года в Вальдивии показывает, что в этом районе было сильное присутствие выходцев из Африки. [10] Хотя большинство афроперуанцев прибыли в качестве каторжников, чилийские рабы, прибывшие в порты Кокимбо и Вальпараисо, стоили в два-три раза дороже. [12]
Война за независимость
[ редактировать ]
Генерал Сан-Мартин сформировал армию из 3 генералов, 28 вождей, 207 офицеров, 15 гражданских служащих, 3778 рядовых (большинство которых составляли чернокожие и мулаты, более половины из которых были освобожденными рабами). [13] Особой группой чернокожих в истории Чили являются члены 8-го полка Андской армии , сражавшегося с испанцами в Чакабуко . Это была армия, организованная Соединенными провинциями Рио-де-ла-Плата и возглавляемая Хосе де Сан-Мартином для освобождения Чили, а затем и для освобождения Перу . черных рабов в качестве вклада в Андскую армию Сан-Мартин потребовал от землевладельцев Мендосы , поскольку, по его мнению, чернокожие были единственными людьми, способными участвовать в пехотном компоненте армии, и включил их в силы, которыми позже командовал Бернардо О' Хиггинс . Они были включены в состав Андской армии и получили свободу после перехода через Анды и борьбы с испанцами. Как пехотинцы они подвергались более высокому риску во время боя. Этот эпизод истории Чили очень редко упоминается, и группа чернокожих никогда не получала никакого признания за свой вклад в освобождение Чили. [14] [ нужна страница ]
Численность чернокожих солдат в Андской армии Сан-Мартина во время освобождения Чили от испанского престола [15] было многочисленно, и большинство солдат из полков Андской пехоты под номерами 7, 8 и 11 были сгруппированы вместе, но в указанных полках все офицеры и унтер-офицеры должны были быть белыми согласно законам Аргентины, хотя Сан-Мартин хотел изменить правила, чтобы хотя бы чернокожие солдаты дослужились до капралов и сержантов. Однако традиционно испанская колониальная армия имела батальоны чернокожих, разделенных на касты рабов и свободных, и Сан-Мартин считал, что еще труднее собрать цветных и белых людей, сражающихся как отряд, в одном отряде. Позже обе группы под номерами 7 и 8 будут переформированы в Перу в черный полк Рио-де-ла-Плата. Номер 4 Чили, первоначально белые креолы, также будет преобразован его рабом-рекрутом из Перу в черный полк. [16] Таким образом, происхождение рекрутов цветных людей было географически разнообразным и состояло из черных рабов или вольноотпущенников (будь то африканцы или негры-креолы), а также свободных каст, называемых в колонии пардос и моренос.

В 1816 году в армию влилась часть 7-го пехотного полка под командованием подполковника Педро Конде в составе 600 чернокожих. В декабре того же года Сан-Мартин приказал разделить полк на два независимых батальона: 8-й пехотный батальон и 7-й пехотный батальон под командованием подполковников Амбросио Крамера и Педро Конде соответственно. С владельцами Куйо было согласовано, что две трети рабов будут включены в армию, при этом 710 человек будут набраны в Куйо. Таким образом, хотя контингент под номером 8 прибыл из Буэнос-Айреса, большая часть его войск была набрана в провинциях. Однако армия питалась в основном рабами (которую Линч оценивает в 1554 раба). [17] Возраст вербовки рабов, первоначально установленный с 16 до 35 лет, был увеличен с 14 до 55 лет. [18]

Согласно военной доктрине Сан-Мартина, цветные солдаты будут лучше служить в пехотном отделении трех родов войск Андской армии, фактически они будут составлять 2/3 их численности. [15] по оценкам, от 2000 до 3000 аргентинских вольноотпущенников, пересекших Анды в Чили в 1817 году вместе с Сан-Мартином. [19] Из тех 2500 чернокожих солдат, которые начали переправу через Анды, только 143 были репатриированы живыми. [20]
Запрет рабства
[ редактировать ]Благодаря Свободе матки рабство было остановлено в 1811 году. Закон освободил детей рабов, рожденных на территории Чили, независимо от состояния их родителей. Работорговля была запрещена, и рабы, остававшиеся на территории Чили более шести месяцев, автоматически объявлялись вольноотпущенниками . К 1823 году [21] Чили была второй страной в Америке, где было запрещено рабство, после Гаити. В результате отмены смертной казни было освобождено около пяти тысяч рабов, живших в стране. [22]
Несмотря на постепенное освобождение большинства чернокожих рабов в Чили, рабство продолжалось вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на протяжении всего XIX века, поскольку перуанские работорговцы похищали полинезийцев , в первую очередь с Маркизских островов и острова Пасхи , и заставляли их выполнять физический труд в шахтах. и в индустрии гуано в Перу и Чили.
Аннексия Арики
[ редактировать ]
Население африканского происхождения составляло основу ополченцев Арика во времена Колонии и Перуанской Республики. Так существовал батальон Пардос де Арика, входящий в состав перуанской королевской армии, а спустя годы - батальон № 27 Арика под командованием полковника Хулио Мак-Лина, брата последнего перуанского мэра Такны до оккупации. Чилиец, погиб вместе со своим отрядом во время битвы при Альто-де-ла-Альянса. Одним из африканских героев во время войны был бы 16-летний капрал Альфредо Мальдонадо Ариас, который во время захвата Арики пожертвовал собой, поджег порох мощной Цитадели, когда увидел, как чилийские войска водружают в ней свой флаг. [ нужна ссылка ]
Современность
[ редактировать ]В настоящее время большинство афрочилийцев сконцентрировано на крайнем севере страны, особенно в регионах Арика и Паринакота , в частности в долинах Ллута , Асапа и Ла Чимба . [23]
На практике не существует официального государственного механизма, позволяющего измерить точное количество выходцев из Африки в Чили, но были предприняты шаги для того, чтобы этническая группа «выходцев из Африки» была включена в перепись населения Чили 2012 года. [24] Несмотря на инициативы различных национальных и международных общественных организаций, они не увенчались успехом, поскольку администрация Себастьяна Пиньеры отрицала включение вопроса об африканском происхождении в последнюю перепись населения. [25] они также не учитывались в переписи населения Чили 2017 года.
Большинство афро-чилийцев в современности являются потомками иммигрантов, в основном из Гаити , см. гаитянско-чилийцев , и смешанного происхождения. Основной причиной этого является сильное смешение браков, которое на многие десятилетия стерло африканскую этническую группу как отдельную группу через Blanqueamiento и метисов . Генетические исследования показывают, что в 2014 году 3,8% чилийского генома произошли от африканцев к югу от Сахары , где наибольшее бремя приходится на регионы Тарапака (5,7%), Антофагаста (5,0%) и Столичный регион (4,5%). и самый низкий в Айсене (0,3%). [26]
Культурный вклад
[ редактировать ]Куэка и Самокуэка Чилийские
[ редактировать ]
Происхождение самакуэка и куэка происходит от музыкальной метизации, произошедшей между цыганами и мулатами, населявшими Лиму во времена вице-королевства Перу . Темперамент, сатира и плачевно-бунтарское исполнение игры на гитаре имеют цыганское происхождение, а хоровая форма и тундете — африканское. Он восходит к шестнадцатому и семнадцатому векам, когда эта смешанная музыкальная форма начала выделяться в Римаке, Барриос-Альтос, в окрестностях Кальяо и в барах, расположенных между мостами, переулками и балконами Лимы.

Название «замакуэка» происходит от слова «замба ключка», где «замба» (черная / индейская женщина-метис) делает движения, как курица «клюека», снесшая яйцо. Музыковед Никомедес Санта-Крус указывает, что в Кимбунду слово «замба» или самба означает «танец». [27] в то время как слово «cueca» намекает на «clueca», состояние агрессии, которое возникает у курицы после того, как она отложила яйца перед самцом.

В начале 1800-х годов танец назывался «замба», а затем «замакуэка», что африканисты считают источником происхождения моряка и других танцев, таких как «мозамала», «куэка» или «танец носового платка».

Традиционный Фернандо Ромеро Пинтадо указывает, что колониальный танец под названием «Замба», исполняемый бозалами и мулатами, является матерью замакуэка и бабушкой моряка. [28] Также исследователь Хосе Дюран утверждает, что замакуэка — мать моряка.

Другой этимологический анализ показывает, что оно восходит к музыкальным формам, принадлежащим цыганско-андалузской традиции, принесенной испанцами в Чили. [29] [30] предшественниками которого были мавританские замбры элементы [31] (От латиноамериканского арабского замра, а это от классического арабского замр, «токата»). [32] Хотя это возможно, важно знать, что другие танцы, такие как замба в Боливии и самба в Бразилии, берут свое начало из языков кимбунду и киконго . также [33]
Шкафы
[ редактировать ]Тумбе — танец африканского происхождения, который в настоящее время танцуют на севере Чили афроарикеньяс, привезенные на континент африканскими рабами 400 лет назад в долине Асапа под испанской колонией . [34] Будучи этим регионом, один из основных регионов африканского происхождения произошел из Чили. Примерно во второй половине двадцатого века претензии африканского населения Южной Америки возникли вместе с «Тумбе-дель-Валле-де-Асапа». [35]
Текущие проблемы и дискриминация
[ редактировать ]Дискриминация и социальная изоляция стали в последнее время еще одной важной проблемой для выходцев из Африки в Чили. [36] В южных и южных районах страны чернокожих практически нет, большинство из них — иностранные иммигранты или проходящие туристы. Это, в дополнение к отсутствию исторических связей в этом районе, [ сомнительно – обсудить ] провоцирует чувство недоверия, неприятия и появление предрассудков вокруг чернокожего сообщества. [37] С другой стороны, на севере Чили общественному мнению в декабре 2010 года стало известно дело Хосе Корвачо, чиновника африканского происхождения из Фонда солидарности и социальных инвестиций (FOSIS) региона Арика и Паринакота , который был уволены по их заявлениям из-за цвета кожи. [38] Этот факт привел к отставке регионального директора ФОСИС и соответствующему расследованию дела. [39] возобновление дебатов по этнической интеграции в стране. [40]
8 апреля 2019 года государство Чили предоставило юридическое признание афро-чилийскому народу, приняв Закон № 21151. [41]
Афро-чилийские организации
[ редактировать ]
Афро-чилийцы создали различные структуры и организации для защиты своей культуры и самобытности: Культурная организация Лумбанга , Женский коллектив Луанды , Неправительственная организация Black Gold Comparsa , Carnival Tomb Comparsa , Клуб пожилых людей Джулии Корвачо и Black Arica Group. Эти организации координируются через Афро-чилийский альянс. [42]
Известные афрочилийцы
[ редактировать ]Исторические личности
[ редактировать ]- Хуан Бельтран де Маганья [ является ] , конкистадор ( афро-испанский , из Гвадалахары, Испания )
- Хосе Ромеро (Парик) [ является ] , солдат чилийской войны за независимость (африканская мать)
- Хуан Валиенте , конкистадор (афро-испанец, родом из Сенегала )
Политические деятели
[ редактировать ]- Марта Сальгадо , активистка за права афро-чилийцев ( родители -мулаты )
Художники и Писатели
[ редактировать ]- Марио Карреньо , художник (кубинец, натурализованный чилийец)
- Пьер Дезарм [ является ] , певец (гаитянин, натурализованный чилийец)
- Пепе Пелайо [ является ] , автор, сценарист, комик (кубинец, натурализованный чилийец)
- Эфрен Виера [ является ] , музыкант (кубинец, натурализованный чилийец)
- Полима WestCoast , певец (отец из Анголы)
Спортсмены
[ редактировать ]Баскетбол
[ редактировать ]- Мак Хилтон [ является ] , баскетболист ( афроамериканец, натурализованный чилиец)
- Дэррол Джонс , баскетболист (отец афроамериканец) [43]
- Зиомара Моррисон , баскетболист ( афро-панамского происхождения ) отец
Футбол
[ редактировать ]- Аарон Астудилло , футболист (венесуэльский натурализованный чилийский)
- Хосе Бальбуэна , футболист ( афро-перуанский натурализованный чилиец)
- Аугусто Барриос , футболист ( африканского происхождения ) дедушка
- Бизи Баенга , футболист (натурализованный конголезец, чилиец)
- Жан Босежур , футболист и спортивный комментатор (отец с Гаити)
- Педро Кампос , футболист (кубинец)
- Омар Карабали , футболист ( афро-эквадорский натурализованный чилиец)
- Пабло Карденас , футболист (отец афро-перуанец)
- Сегундо Кастильо , футболист (афро-перуанский натурализованный чилиец)
- Лаура Де Ла Торре ( афро-колумбийского происхождения ) натурализованная чилийка
- Хуниор Фернандес , футболист ( афро-бразильцы ) родители
- Виллиан Гама , футболист (афро-бразильский натурализованный чилийец)
- Гильермо Лариос , футболист (родители афро-перуанцы)
- Паулу Магальяйнс , футболист (отец афро-бразилец)
- Наэль Мессату , футболист (отец марокканца)
- Карлос Мина , футболист (натурализованный чилиец афро-колумбийского происхождения)
- Сезар Мундер , футболист (кубинец, натурализованный чилийец)
- Жоао Ортис , футболист (отец афро-перуанец)
- Пабло Пасаче , футболист и тренер (афро-перуанец, натурализованный чилиец)
- Себастьен Пино , футболист (мать афро-перуанка)
- Адриан Сахибедин , футболист (марокканский дедушка)
- Мэри Валенсия (афроколумбийка, натурализованная чилийка)
- Мигель Варгас , футболист (отец афро-перуанец)
- Лоуренс Вигуру , футболист (мать из Ямайки)
Другие виды спорта
[ редактировать ]- Хулио Акоста , штангист (кубинец, натурализованный чилиец)
- Ясмани Акоста , борец греко-римского стиля (кубинец, натурализованный чилиец)
- Бердин Кастильо , спортсмен (гаитянин, натурализованный чилиец) [44]
- Оливер Эллиот , пловец ( афро-британец ) отец
- Сантьяго Форд , спортсмен (кубинец, натурализованный чилиец)
- Арли Мендес , штангист (кубинец, натурализованный чилиец)
Медийные личности
[ редактировать ]- Стивенс Бенджамин , актер (гаитянин, натурализованный чилиец) [45]
- Хуан Фалькон , актер (кубинец, натурализованный чилийец)
- Мей Сантамария [ является ] , модель (кубинка, натурализованная чилийка)
В художественной литературе
[ редактировать ]- « Бенито Серено », рассказ Германа Мелвилла из «Сказок на , площади » в котором рассказывается о чилийском морском капитане и его невольничьем корабле.
- « Бандит », стихотворение «Национальных легенд» из Сальвадора Санфуэнтеса . [46] [47]
- Эль Мулато Рикельме — исторический роман Фернандо Сантивана . [46] [48]
- Густаво Фринг — персонаж «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» . телесериалов
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальный институт статистики. «Перепись населения и жилищного фонда 2017 года» (Redatam WebServer) . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ «Первое исследование характеристик населения африканского происхождения в регионе Арика и Паринакота» (PDF) . ine.gob.cl (на испанском языке). Февраль 2014 года . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Пресс, изд. (2020). «Оценка иностранцев, постоянно проживающих в Чили, по состоянию на 31 декабря 2019 г.» (PDF) (на испанском языке). Национальный институт статистики (INE). п. 21 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Годой, Глория, изд. (12 мая 2020 г.). «По оценкам, число иностранцев, постоянно проживающих в Чили, по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет около 1,5 миллиона человек» (на испанском языке). Национальный институт статистики (INE) . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Ньюман, Мэри К. | Оксфордский университет (1 декабря 2022 г.). «История и историография афрочилийцев в колониальном Чили» . Журнал Эпоха . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Барбоза, Розана; Барбоза Нуне, Роза (2008). "Чили". Африка и Америка: культура, политика и история: Многопрофильная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-446-2 .
Рабов доставляли в Чили двумя маршрутами: Тихоокеанским и Атлантическим. Тихоокеанский путь начинался в Атлантике на западном побережье Африки, продолжался до северного побережья Южной Америки (особенно Картахены и Панамы) и пролегал по суше до Тихого океана, а затем до Чили. Атлантический маршрут также начинался на западном побережье Африки, но по нему корабли с рабами направлялись в Аргентину, в частности в порт Буэнос-Айреса. Оттуда рабов везли пешком через регион Пампа и Анды в Чили. Оба маршрута были чрезвычайно трудными, а уровень смертности мог достигать 50 процентов и даже больше.
- ^ О'Мэлли, Грегори Э; Боруцкий, Алекс (2017). «Модели межколониальной работорговли в Америке до девятнадцатого века» . Темп . 23 (2): 314–338. дои : 10.1590/TEM-1980-542X2017v230207 .
Реже африканцы продолжали свою вынужденную одиссею от Рио-де-ла-Плата до Вальпараисо под парусом через Магелланов пролив. Эти внутренние и морские пути рабов встретились в Вальпараисо.
- ^ «Афро-чилийская — Афропедея» . www.afropedea.org . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Афро-чилийцы» . Группа по правам меньшинств . 20 сентября 2017 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «История» . Музей замка Ньебла (на испанском языке). Служба национального культурного наследия. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Урбина К., Мария Химена (2017). «Экспедиция Джона Нарборо в Чили, 1670 г.: Защита Вальдивии, индийские слухи, информация от пленников и вера в Город Цезарей» [Экспедиция Джона Нарборо в Чили, 1670 г.: Защита Вальдивии, индийские слухи, информация о пленных, и вера в Город Цезарей]. Магаллания . 45 (2): 11–36. дои : 10.4067/S0718-22442017000200011 . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «Bienvenidos a Oro Negro» . 17 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2011 г. Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Библиотека Конгресса - Аргентина - Библиопресс № 9 - страница 2» . 28 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 г. . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Баррос Арана, Диего (1999). Общая история Чили: Колония, 1610–1700 гг. [ Всеобщая история Чили: Колония с 1610 по 1700 г. ] (PDF) (на испанском языке). Том. 5. Исследовательский центр Университета Сантьяго-де-Чили. ISBN 956-11-1550-6 . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бланшар, Питер (29 июня 2008 г.). Под флагами свободы: солдаты-рабы и войны за независимость в испанской Южной Америке . Университет Питтсбурга Pre. ISBN 978-0-8229-7342-3 .
- ^ Журнал Буэнос-Айреса: американская история, литература и право (на испанском языке). Может. 1867.
- ^ Линч, Джон (2009). Сан-Мартин: аргентинский солдат, американский герой (на испанском языке). Группа компаний «Планета» (GBS). ISBN 978-84-9892-024-6 .
- ^ Галассо, Норберто (2000). Давайте будем свободными, а остальное вообще не имеет значения: жизнь Сан-Мартина (на испанском языке). Colihue Editions SRL. ISBN 978-950-581-779-5 .
- ^ Хеллер, М. (октябрь 2000 г.). «Суперфизиологическое поглощение ФДГ в непарализованных голосовых связках. Разрешение ложноположительного результата ПЭТ с комбинированной ПЭТ-КТ» . Клиническая позитронная визуализация . 3 (5): 207–211. дои : 10.1016/s1095-0397(00)00099-6 . ISSN 1095-0397 . ПМИД 11348849 .
- ^ Нация, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального Конгресса» . bcn.gob.ar (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Движение против рабства» . Электронная энциклопедия Колумбии (6-е изд.). Издательство Колумбийского университета. 2012 . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ «Отмена рабства чернокожих в Чили» . www.memoriachilena.gob.cl/ . 2020 . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ "Субдере |" . subdere.gov.cl . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Афроперепись началась в Арике» . El Morrocotudo.cl, Новости из Арики и Паринакоты (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Черный, золотой (22 сентября 2011 г.). «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО: ДИРЕКТОР INE ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОВЕДИТЬ ПЕРЕПИСЬ АФРОЧИЛИЙЦЕВ» . ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Фуэнтес, Макарена; Большой палец, Иван; Галло, Карла; Бортолини, Мария-Катира; Канисалес-Кинтерос, Самуэль; Бедойя, Габриэль; Гонсалес-Хосе, Роландо; Руис-Линарес, Андрес; Ротхаммер, Франциско (март 2014 г.). «[Генная география Чили: региональное распределение американского, европейского и африканского генетического вклада]» . Чилийский медицинский журнал . 142 (3): 281–289. дои : 10.4067/S0034-98872014000300001 . hdl : 11336/18854 . ISSN 0717-6163 . ПМИД 25052264 .
- ^ "#ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ#" . www.folkloretradiciones.com.ar . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Р. Ромеро, Рауль (1994). Черная музыка и идентичность в Перу: Реконструкция и возрождение афро-перуанских музыкальных традиций . Центр Север-Юг Университета Майами: Музыка и чернокожая этническая принадлежность: Карибский бассейн и Южная Америка. стр. 307–330.
- ^ «Происхождение — память Чили, Национальная библиотека Чили» . www.memoriachilena.gob.cl . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Документ без названия» . 14 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 г. . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Куэка» . Архивировано из оригинала 26 июня 2009 года.
- ^ АСАЛЕ, РАЭ-; РАЭ. «Замбра | Словарь испанского языка» . «Словарь испанского языка» — трехсотлетнее издание (на испанском языке) . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «самба» . словарь.cambridge.org . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Вольф, Хуан Эдуардо. Стиль черноты в Чили: музыка и танцы в африканской диаспоре. 2019. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- ^ НВейр (27 мая 2020 г.). «Тумбе: скрытые африканские корни чилийской культуры» . Танцор-жажда странствий . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «ПанорамаНьюс» просят положить конец дискриминации «черных» чилийских афроамериканцев» . 24 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Специалисты предупреждают, что расизм «стал нормой» в Чили «Diario y Radio U Чили» (на европейском испанском языке) . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Уволен чиновник Фосиса: Директор сказал мне, что он не работал с чернокожими - Cooperativa.cl» . 29 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «lanacion.cl: Дело о дискриминации: директор FOSIS Арики и Паринакоты уходит в отставку» . 3 января 2011 года. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ "lanacion.cl: Афро-чилийцы требуют закона и включения в перепись" . 6 января 2011 года. Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Национальная, Библиотека Конгресса. «Библиотека Национального конгресса | Закон Чили» . www.bcn.cl/leychile . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Афро-латиноамериканцы — Афропедея» . www.afropedea.org . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Дэррол Джонс в FIBA.basketball
- ^ Далл'Орсо, Катерина (2 апреля 2018 г.). «Занкада де Бердин» . Ла Терсера . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Стивенс Бенджамин
- ^ Jump up to: а б Барренечеа, Паулина (апрель 2009 г.). «САМОЕ ЧЕРНОЕ ЛИЦО: ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БАНДИТА-СИМАРРОНА В ЧИЛИ» . Чилийский литературный журнал (74): 197–211. дои : 10.4067/S0718-22952009000100009 . Проверено 18 октября 2021 г.
В историческом романе Фернандо Сантивана «Эль Мулато Рикельме» создается персонаж чернокожего мулата.
- ^ Бандит
- ^ Эль Мулато Рикельме