Jump to content

Люди Рапа Нуи

Рапа-Нуи
Традиционный танец народа Рапа-Нуи
Общая численность населения
9,399 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Чили (особенно остров Пасхи )
Языки
Рапа-Нуи , чилийский испанский
Религия
Христианство , мифология Рапа Нуи.
Родственные этнические группы
Опароа , Таити

Рапа -Нуи (Rapa Nui: [ˈɾapa ˈnu.i] , испанский: [ˈrapa ˈnu.i] ) — коренные полинезийские народы острова Пасхи . Самая восточная полинезийская культура, потомки коренных жителей острова Пасхи, составляют около 60% нынешнего населения острова Пасхи, и значительная часть их населения проживает на материковой части Чили . Они говорят как на традиционном языке Рапа-Нуи , так и на основном языке Чили, испанском . [2] По данным переписи 2017 года, на острове проживало 7750 жителей — почти все они проживали в деревне Ханга-Роа на защищенном западном побережье.

По состоянию на 2011 год основной источник дохода Рапа-Нуи связан с туризмом , который сосредоточен на гигантских скульптурах, называемых моаи .

В течение последнего десятилетия активисты Рапа-Нуи боролись за самоопределение и суверенитет над своими землями. [3] [ нужны разъяснения ] Рапа-Нуи на острове Пасхи в 2010 и 2011 годах Протесты коренного населения , протестовавшие против создания морского парка и заповедника, [4] привели к столкновениям с чилийской полицией . [5] [6]

Доевропейский контакт (300–1722 гг. Н. Э.)

[ редактировать ]

Считается, что Рапа-Нуи заселили остров Пасхи между 300 и 1200 годами нашей эры. Ранее дата прибытия оценивалась примерно в 700–800 гг. н.э., но более поздние данные радиоуглеродного датирования подтверждают дату прибытия уже в 1200 г. н.э. Благодаря генетическому анализу митохондриальной ДНК доисторических скелетов было установлено, что народ рапа-нуи имеет полинезийское происхождение. Генетический анализ, проведенный Эриком Торсби и другими генетиками в 2007 году, выявил генетические маркеры европейского и индейского происхождения, которые позволяют предположить, что рапа-нуи внесли вклад европейцев и индейцев в свою ДНК во время или до начала 1800-х годов. [7]

Рисунок человека с острова Пасхи, 1777 год.
Рисунок женщины с острова Пасхи, 1777 г.
Рисунок мужчины и женщины с острова Пасхи работы Уильяма Ходжеса , 1777 год.

Ранние контакты с европейцами (1722–1870 гг. Н. Э.)

[ редактировать ]

Джейкоб Роггевен был первым европейцем, зафиксировавшим контакт с Рапа-Нуи. Роггевен якобы отправился в плавание либо на острова Хуана Фернандеса , либо на остров Давида, но вместо этого прибыл на остров Пасхи 5 апреля 1722 года ( пасхальное воскресенье ). Он оставался на острове около недели. [8] Фелипе Гонсалес де Ахедо посетил Рапа-Нуи в 1770 году и заявил, что остров принадлежит Испании, на основании документа, который островитяне написали ронгоронго , теперь не поддающимся расшифровке письмом Рапа-Нуи. Джеймс Кук и Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз , посетили остров на несколько дней в 1774 и 1786 годах соответственно.

Группа жителей рапа-нуи в Ханга-Роа, ок. 1914 год
Хуан Тепано Рано 'а Вери Амо, чистокровный рапа-нуи и чилийский военный офицер, во время службы в экспедиции Мана 1915 года (23 июля 1915 года).

Культура

[ редактировать ]

Рапа-Нуи в настоящее время говорят на испанском и традиционном языке Рапа-Нуи. Язык рапа-нуи, также известный как паскуан, классифицируется как восточно-полинезийский язык и в настоящее время пишется латиницей. Рапа-Нуи является языком меньшинства, поскольку большинство жителей Рапа-Нуи говорят на испанском как на своем родном языке. Испанский является наиболее распространенным языком на острове Пасхи и основным языком образования и управления. Считается, что на Рапа-Нуи в настоящее время происходит сдвиг в сторону более испанской структуры предложений. Ронгоронго , система символов, обнаруженная в 1800-х годах, как полагают, представляет собой более старую версию языка Рапа-Нуи. Однако расшифровка ронгоронго — это непрерывный процесс, и пока неясно, является ли ронгоронго формой письма или какой-то другой формой культурного самовыражения.

Мифология

[ редактировать ]

Основные истории мифологии Рапа Нуи — это история Хоту Матуа , считающегося первым поселенцем острова Пасхи, и Тангата Ману. Тангата ману — это мифология религии и культа человека-птицы, в которой бог-создатель Макемаке соревновался с яйцами, чтобы выбрать человека-птицу , который останется священным в течение пяти месяцев. Более поздняя мифология Рапа-Нуи включает в себя историю эпической битвы между Ханау Эпе и Ханау Момоко.

Транснептуновая . карликовая планета Макемаке названа в честь этого божества-создателя

Самым известным аспектом культуры Рапа-Нуи являются моаи , 887 человеческих фигур, вырезанных из скалы между 1250 и 1500 годами нашей эры и перевезенных по всему острову Пасхи. Считалось, что моаи — это живые лица предков, и все они были свергнуты к 1868 году. Моаи покоятся на больших каменных платформах, называемых аху , самыми известными из которых являются Аху Тонгарики , самый большой аху, и Аху Винапу . У некоторых моаи есть шляпы из красного вулканического камня, известного как Пукао . В настоящее время Рапа-Нуи и правительство Чили сосредоточены на сохранении и восстановлении статуй, включая внесение территории, на которой расположено множество статуй, Национального парка Рапа-Нуи , в список Всемирного наследия .

Искусство

[ редактировать ]

Рапануи исторически изготавливали головные уборы из перьев, ткани из коры, резьбу по дереву и камню. Тесла — тупые круглые камни — использовались для выполнения каменных изображений и резьбы по дереву. Отличительной особенностью статуй Рапа-Нуи является использование ракушек или кораллов, инкрустированных обсидианом, для изображения глаз.

Традиционная музыка Рапа-Нуи состоит из хорового пения и пения в сопровождении инструментов, включая трубы из раковин, танцоров на ударных инструментах, аккордеоны и кауаха, ударный инструмент, созданный из челюстной кости лошади. Современная музыка Рапануи испытала влияние Латинской Америки, создав новые жанры, такие как стиль танго Рапануи. Matato'a , одна из самых известных музыкальных групп на острове, пропагандирует традиционные стили танца и музыки.

Татуировки

[ редактировать ]
Тепано, фотография мадам Хоар.
Эскиз татуировки Тепанос, сделанный Ялмаром Столпе.
Фотография Тепано, сделанная Оскаром Экхольмом.
Тепано, мужчина из Рапа-Нуи с татуировками на лице. Фотография слева сделана в 1870-х годах Софией Хоар на Таити. В центре — гравюра по эскизам Ялмара Столпе на Таити в 1884 году во время экспедиции Ванадиса , а справа — фотография Оскара Экхольма в 1884 году. На правом снимке очень трудно увидеть какие-либо следы татуировок, о чем Столпе также пишет в своей книге. статья 1899. [9]

Как и на других полинезийских островах, татуировки и нательные рисунки имели фундаментально духовный подтекст. В некоторых случаях татуировки считались приемниками божественной силы или маны. Они были проявлениями культуры Рапа-Нуи. Жрецы, воины и вожди имели больше татуировок, чем остальная часть населения, как символ своей иерархии. И мужчины, и женщины были татуированы, чтобы представить свой социальный класс. [10] [11] Татуировки, как и другие формы искусства на Рапа-Нуи, сочетают в себе антропоморфные и зооморфные образы. [11] Сегодня молодые люди возвращают татуировки Рапа-Нуи как важную часть своей культуры, а местные художники основывают свои творения на традиционных мотивах.

Процесс нанесения татуировки выполнялся костяными иглами и гребнями «ухи», сделанными из костей птиц или рыб. [11] Чернила изготавливались из натуральных продуктов, в основном из сжигаемых листьев титана ( Cordyline Terminalis ) и сахарного тростника. [12] [11]

Кухня Паскуэнсе, также известная как кухня острова Пасхи или кухня Рапа-Нуи, включает в себя влияние коренного народа Рапа-Нуи и Латинской Америки. Известные ингредиенты включают морепродукты, такие как рыба, осьминог (хеке), угорь, морские улитки (пипи) и ракообразные (лобстер), а также сладкий картофель, таро, банан, ананас, кокос, тыква, а также мясо птицы, свинины и баранины. [1]Традиционные блюда включают уму, мясо, рыбу, овощи и фрукты, завернутые в банановые листья и зажаренные в уму паэ – земляной печи. Поэ, пудинг из бананового пюре, тыквы и муки, также запекают в уму паэ.[1] Другие любимые блюда — туну ахи, рыба, приготовленная на гриле на горячих камнях, или севиче. Кухня Паскуэнсе также включает мясные блюда, такие как свиные или бараньи ребрышки.[2]

Взаимодействие с окружающей средой

[ редактировать ]

Распространена гипотеза, согласно которой очевидный упадок культуры и общества Рапа-Нуи до прибытия европейцев в 1722 году был вызван чрезмерной эксплуатацией окружающей среды острова, в первую очередь за счет вырубки почти всех деревьев острова. Наиболее видным сторонником этого объяснения является Джаред Даймонд , который предлагает сценарий «экоцида » на острове Пасхи в своей книге «Коллапс » 2005 года .

Идея о коллапсе общества Рапа-Нуи возникла из-за дисбаланса между общими ресурсами, присутствующими на острове, в основном населением, древесиной и источниками пищи, и энерго- и ресурсоемким процессом транспортировки и выращивания моаи. Продовольственные ресурсы, возможно, были скуднее, чем в других районах Полинезии, из-за таких факторов, как более прохладный климат, отсутствие осадков по сравнению с другими островами в этом районе, сильные ветры и отсутствие биоразнообразия, что приводит к тому, что обычные полинезийские культуры не растут так хорошо, как они сделали бы это в других районах Тихого океана. Источник хорошей древесины также в настоящее время заметно отсутствует на острове: средняя высота самой высокой из сохранившихся растений составляет около 7 футов.

Хотя на острове Пасхи в настоящее время произрастает всего 48 различных видов растений, о чем свидетельствуют ботанические исследования острова, когда-то на нем обитало гораздо больше растений, как показал анализ пыльцы , проведенный на слоях отложений из болот или прудов. Из этих образцов выяснилось, что 22 экземпляра, которых больше нет на острове, когда-то существовали там. В число этих растений входила гигантская пальма, пальма Рапа-Нуи , которая показывала признаки того, что является крупнейшим видом пальм в мире, затмевая размерами чилийскую винную пальму, если бы она не вымерла. Есть также признаки того, что когда-то на острове Пасхи была гораздо более разнообразная коллекция фауны. На острове были обнаружены останки 25 различных видов гнездящихся птиц, но с тех пор их число сократилось до 16. Эта тенденция к исчезновению и истреблению является обычным явлением, когда люди заселяют новую территорию из-за склонности к чрезмерной охоте и чрезмерной эксплуатации ресурсов. . [13]

Вырубка лесов привела бы к снижению урожайности сельскохозяйственных культур из-за эрозии почвы, потери древесины как ресурса для строительства рыбацких лодок, среди прочего, и потребовала бы остановки строительства моаи, возведенного вокруг острова. Даймонд предполагает, что нехватка ресурсов могла привести к жестокой гражданской войне, что привело к сокращению населения. Он также предполагает, что до войны на острове проживало около 7000 человек, и это число упало до 2000, которых миссионеры встретили, когда они появились в 19 веке и провели первую перепись населения на острове.

В последние годы этот спад все больше связан не с разрушением окружающей среды, вызванным людьми Рапа-Нуи, а с прибытием на остров европейцев и болезнями, которые обычно сопровождали их, такими как оспа , при этом некоторые исследователи вместо этого отметили, что до Колониальное общество Рапа-Нуи было довольно стабильным. [14] [15]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Сельское хозяйство на острове Пасхи демонстрирует признаки интенсификации перед приходом европейцев, что было необходимо из-за его климата, характеризующегося обильным ветром и низким количеством осадков для этого района. Археологические находки показывают множество ям для компостирования и ирригационных систем. Также были сложены большие валуны, которые служили барьерами от ветра. На полях система земледелия, называемая каменной мульчей применялась . В этом методе фермеры раскладывали камни по шаблону на своих полях, заставляя растения расти на определенных участках. Известно, что этот метод увеличивает влажность почвы, одновременно уменьшая эрозию почвы ветром, эффективно борясь с климатическими условиями. [16]

На острове Пасхи выращивали сладкий картофель, ямс, таро , бананы и сахарный тростник. Куры были единственным домашним животным, хотя высеченные из камня «курятники», которые до сих пор усеивают поля острова, скорее всего, были гробницами, из которых куры получали кальций и фосфор в виде костной муки. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Обобщение результатов переписи населения 2017 года» (PDF) . Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили . п. 16.
  2. ^ «В настоящее время губернатор» . Правительство провинции Остров Пасхи (на испанском языке).
  3. ^ «Положение коренных народов Рапа-Нуи и международное право: размышления о коренных народах и этике исправления ситуации» . Закон Санта-Клары Digital Commons .
  4. ^ «Морской парк разделяет коренное население острова Пасхи Рапа-Нуи» . Аль Джазира .
  5. ^ «Рапануи: шаги международного сообщества, чтобы остановить насилие против народа Рапа-Нуи» . Проблемы и ресурсы коренных народов . 8 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г.
  6. ^ Рейни, Самсон Каала (23 декабря 2010 г.). «Митинг в Лос-Анджелесе, чтобы привлечь внимание к насильственным выселениям Рапа-Нуи» . Гавайи Индепендент . Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 года.
  7. ^ Ложь Б.А.; Дюпюи, Б.М.; Спуркленд, А.; Фернандес-Винья, Массачусетс; Хагельберг, Э .; Торсби, Э. (январь 2007 г.). «Молекулярно-генетические исследования коренных жителей острова Пасхи: свидетельства раннего вклада европейцев и индейцев в полинезийский генофонд». Тканевые антигены . 69 (1): 10–18. дои : 10.1111/j.1399-0039.2006.00717.x . ПМИД   17212703 .
  8. ^ Дуглас, Питер. «Путешествие Джейкоба Регевена по Южному морю, 1721–1723» (PDF) . Институт Новых Нидерландов . Проверено 2 ноября 2016 г. .
  9. ^ Столпе, Ялмар (1899). О татуировках жителей острова Пасхи. Королевские трактаты и отчеты . Зоологический и антрополого-этнографический музей в Дрездене 8, вып.
  10. ^ Кьельгрен, Эрик (2002). Великолепная изоляция: искусство острова Пасхи; [опубликовано совместно с выставкой «Великолепная изоляция – Искусство острова Пасхи», проходившей в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, с 11 декабря 2001 г. по 4 августа 2002 г.] . Нью-Йорк: Метрополитен-музей [ua]
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Крутак, Ларс (2005). «Священная кожа: чернила острова Пасхи» . Проверено 11 июля 2018 г.
  12. ^ «Тату Рапа Нуи» . Имагина, Остров Эстер, Полный путеводитель по Рапа-Нуи . Проверено 11 июля 2018 г.
  13. ^ Даймонд, Джаред М. (2005). Свернуть: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха . Нью-Йорк: Викинг . стр. 94 –113. ISBN  978-0-14-303655-5 .
  14. ^ Пейзер, Б. (июль 2005 г.). «Геноцид к экоциду: изнасилование Рапа-Нуи». Энергетика и окружающая среда . 16 (3/4): 513–539. CiteSeerX   10.1.1.173.2800 . дои : 10.1260/0958305054672385 . S2CID   155079232 .
  15. ^ «Правда об острове Пасхи: устойчивое общество было ложно обвинено в его собственном упадке» .
  16. ^ Барбер, Ян (22 апреля 2013 г.). «Мульчирование моллюсками на полях: исследование развития вариации маори Южного острова на полинезийскую агрономию с твердой мульчей». Археология в Океании . 48 (48/1): 40. дои : 10.1002/arco.5005 .
  17. ^ Фердон, Эдвин Н. младший (сентябрь 2000 г.). «Каменные курятники на острове Пасхи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 14 (3): 77–79.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa3831be90b8991284594b9247959da0__1722182820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/a0/fa3831be90b8991284594b9247959da0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rapa Nui people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)