Или

Капа — ткань, изготавливаемая коренными гавайцами из лубяных волокон некоторых видов деревьев и кустарников отрядов Розалес и Мальвалес . Кору отбивают и валяют для достижения мягкой текстуры, а краску наносят геометрические узоры.
Описание и использование
[ редактировать ]
Подобно тапе , встречающейся в других местах Полинезии ( гавайская фонема /k/ соответствует /t/ в большинстве других полинезийских языков ), капа отличается методами, использованными при ее создании. Капа основана, прежде всего, на творческом сочетании линейных элементов, которые пересекаются и сходятся, образуя квадраты, треугольники, шевроны и диагональные формы, придавая ощущение смелости и прямоты. [1] Капа использовалась в основном для изготовления такой одежды, как мало, которое мужчины носили как набедренную повязку, и пау, которое женщины носили как набедренную повязку. Капа также использовалась для кихея , шали или накидки, которую носили через одно плечо. [2] Другое использование капы зависело от касты и места человека в древнем гавайском обществе.
Капа моэ (покрывала) предназначалось для алии или вождей касты — несколько слоев капа сшивались вместе по краям, образуя капа моэ. Одеяния капа использовались кахуной или кастой жрецов. Капа также использовалась в качестве знамен, к ней подвешивали леи и печатали на ней изображения своих богов. [3]
Техники
[ редактировать ]Культурные антропологи на протяжении 20-го века определили методы создания капы, уникальные для Гавайских островов . Вауке ( Broussonetia papyrifera ) был предпочтительным источником лубяных волокон для капы, но его также изготавливали из улу ( Artocarpus altilis ), [4] Урела ( Urera spp.), [5] маалоа ( Neraudia melastomifolia ), [6] свинка ( Pipturus albidus ), [7] Чертополох ( Rubus hawaiensis ), чертополох ( R. macraei ) и хау ( Hibiscus tiliaceus ). [8] В XVIII веке куски капы часто делали рифлеными или ребристыми. Делается это путем просовывания смоченной ткани в пазы специальной доски. [9] Дерево вауке срезают и замачивают в воде. Затем его кладут на куа куку (полированную каменную табличку) и бьют хохоа ( круглой колотушкой). После первой фазы избиения капу переносят в священный дом, где его избивают второй раз, но уже в религиозной манере.
Процесс
[ редактировать ]Каждый производитель капы использовал ʻiʻe kūkū , колотушку с четырьмя плоскими сторонами, каждая из которых была вырезана по-разному. Другой способ вырезать капу — начать с четырехсторонних работ, при этом самые грубые канавки на одной стороне используются первыми для разрушения лыка или влажной коры. Затем избиение продолжилось с использованием двух сторон с более тонкими бороздками. Наконец, последние штрихи были сделаны с оставшейся гладкой стороной колотушки. [10] Резьба оставила след на ткани, принадлежавшей только ей. После открытия европейцами Гавайских островов западные торговцы отправились на Гавайи специально за капой.
Процессом изготовления капы занимались в основном женщины. Молодые девушки учились, помогая своим матерям, со временем выполняя большую часть работы, а когда постарше, могли делать капу самостоятельно. [11]
См. также
[ редактировать ]- Ткань тапа , аналогичная ткань, производимая в других местах Полинезии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэпплер, Адриенн Л. (1980). Капа: ткань из гавайской коры. Гонолулу: Boom Books. п. 1.
- ^ «kihei — Wehe²wiki² Словари гавайского языка» . Вехевехе Викивики . Гавайский университет в Хило . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Куйкендалл, Ральф Симпсон (1938). Гавайское королевство: Том 1 . Издательство Гавайского университета. п. 8.
- ^ «улу» . Интернет-база данных гавайской этноботаники . Музей Бернис П. Бишоп . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ «опухе, хопуэ (А. glabra), хона (U. glabra)» . Интернет-база данных гавайской этноботаники . Музей Бернис П. Бишоп . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ «маалоа, маолоа» . Интернет-база данных гавайской этноботаники . Музей Бернис П. Бишоп . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ «мамаки, мамаке, ваймеа (P. albidus на Кауаи и P. Ruber)» . Интернет-база данных гавайской этноботаники . Музей Бернис П. Бишоп . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ «Аборигенные растения сухих лесов Гавайских островов и их традиционное использование» (PDF) . Гавайская ассоциация лесной промышленности. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Кэпплер, Адиен Л. (1980). Капа: ткань из гавайской коры . Гонолулу: Boom Books. п. 4.
- ^ Фуллард-Лео, Бетти (июнь 1998 г.). «Капа» . Кофе Таймс . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Данфорд, Бетти; Андрей, Лилиное; Аяу, Микиала; Хонда, Лиана И.; Уильямс, Джули Стюарт (2002). Старые гавайцы (3-е изд.). Гонолулу, Гавайи: Bess Press Inc., с. 48. ИСБН 1573061379 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аркинсталл, Патрисия Лоррейн (1966). Исследование ткани из коры с Гавайских островов, Самоа, Тонги и Фиджи: исследование регионального развития отличительных стилей ткани из коры и ее связи с другими культурными факторами . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет.
- Бригам, Уильям Тафтс (1911). Ка хана капа — изготовление ткани из коры на Гавайях . Гонолулу, Гавайи: Издательство Bishop Museum Press.
- Кэпплер, Адриенн Лоис (1975). Ткани Гавайских островов (ткань из коры) . Ли-он-Си, Англия: Ф. Льюис. ISBN 9780853170365 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коллекция Кука-Фостера в Университете Георга-Августа в Геттингене, Германия
- Капа Соединение
- Гавайское судостроение
- История гавайского мыса
- Современная гавайская капа
- «Капа: ткань культуры» Статья Риты Гольдман об искусстве изготовления капы и мастере капы Пуа Ван Дорпе. Журнал Maui No Ka 'Oi , том 12, № 1 (январь 2008 г.)
- «Капа: еще чему учиться» Коллекция капа Пуа Ван Дорпе в честь 11 вождей Мауи. Журнал Maui No Ka 'Oi , том 12, № 1 (январь 2008 г.)
- История гавайского квилтинга
- одежда для сна