Клятва

Таутога катоага (произносится [tauˈtoŋa] ) считается наиболее формальным и сдержанным стилем ротуманского танца , который обычно исполняется на больших праздниках или церемониях (так называемый , термин, обобщающий все традиционные ротуманские церемонии) или на публичных мероприятиях для демонстрации Ротуманская культура. Стиль таутога можно сравнить с тувалуанским фателе или тонганским лакалака , а звук «тога» [ˈtoŋa] в этом слове указывает на такое происхождение.
Исполнители
[ редактировать ]Танцевальные группы в таутоге (называемые хафа , заимствованное слово, обозначающее половины танцевальной группы) могут варьироваться по количеству от 10 до 100+ человек, в зависимости от наличия танцоров и масштаба мероприятия. Мужчины и женщины обычно располагаются рядами в форме прямоугольника: мужчины с одной стороны, женщины с другой. [1] Как и в случае с лакалакой, а также по аналогии с тонганским танцем, наиболее привлекательные и компетентные танцоры стоят в первом ряду по центру (этот фактор в ротуманской культуре называется «мру»), и эти атрибуты уменьшаются с каждым рядом и столбцом.
Стили мужского и женского танца сильно различаются, хотя их действия синхронизированы и используют схожие формы, чтобы передать слова и чувства музыки, под которую они танцуют. Движения женских рук обычно медленные и изящные, похожие на фигуры самоанского или тонганского танца, а ноги почти вместе, они совершают тонкие шаркающие движения в такт музыке, перенося вес тела с одной ноги на другую. С другой стороны, мужские движения обычно более энергичные и четкие, с более резким перенесением веса с одной ноги на другую, что достигается за счет того, что их ноги обычно расставлены дальше и несколько приседают, так что мужская половина таутоги обычно кажется ниже. чем женская половина.
Костюм
[ редактировать ]Дресс-код обычно довольно единый: все члены таутоги носят «hạ' fạli» , аналог сулу, саронга или лава-лавы, одинакового цвета и дизайна, а также рубашки с воротником или блузки (недавняя адаптация, вероятно, миссионерская, указывающая на уважение к главным гостям на торжествах). В дополнение к этому все члены таутоги носят в ухе сладко пахнущий цветок, а также тэфуи (традиционную гирлянду) и тити (юбку из длинных листьев), оба из которых более сложны и украшены для мужчин, чем для мужчин. женщины. Известно, что в некоторых случаях танцевальные коллективы носили хвостовые перья птицы «тавяке» ( белохвостая тропическая птица ).
Стили исполнения
[ редактировать ]Таутога обычно исполняется в виде сюиты танцев, построенной вокруг трех основных типов: «суа», «тиап хи'и» и «тиап форау». Танец сопровождается группой певцов, которые сидят сзади и бьют по куче циновок большими барабанными палками.
Твой
[ редактировать ]Для суа танцоры стоят на месте: мужчины, расставив ноги; женщины, поставив ноги вместе. Основное движение включает подъем рук в стороны, сцепление их перед талией и отпускание в стороны; танец также требует попеременного сгибания и выпрямления коленей.
Суа обычно состоит из строф из четырех стихов, тексты которых намекают на это событие. Музыка состоит из одной фразы в двухметровом размере, повторяющейся много раз. Все исполнители поют одну и ту же мелодию, но параллельными квинтами: верхнюю партию берут женщины; мужчины, тем ниже. Часто певцы звучат и другие ноты, чтобы создать трех- или четырехнотную гармонию.
Каждый привет
[ редактировать ]После суа следуют тиап хи'и, танцы двух видов. В одном из них, hi tägtäg 'томный привет', женщины поют "привет, привет, привет, привет", в то время как мужчины хрюкают, производя эффект "хуй, хуй, хуй". , хуэй». Исполнители сосредотачиваются на мажорном трезвучии: мужчины поют основной тон, а женщины - третью и пятую; субдоминантная триада служит вспомогательной. Исполнители хлопают в ладоши на слабые доли. В другом типе тиап хи, хи сасап «поддержанное хи», мужчины еще больше растягивают «хуэй». В обоих поджанрах одни певцы дышат, а другие вокализируют, поэтому музыка создает непрерывную звуковую нить.
Как и в суа, женщины остаются неподвижными во время выполнения тиап хи; они ограничивают свои движения изящными, тонкими движениями рук. Мужчины могут прыгать из стороны в сторону или по кругу. В тиапхи контраст между женской сдержанностью и мужской жизненной силой становится резко выраженным. В одной из версий жанра мужчины ведут бестекстовый гул, а женщины поют четыре или восемь куплетов, пересказывая легенды. В суа и тиап хи каждый из первых трех рядов танцоров идет по очереди впереди; после завершения ряда куплетов танцоры в первом ряду отступают назад, позволяя ряду позади них выйти вперед (Херенико 1991: 128-130).
Рано утром
[ редактировать ]Тиап форау предлагают перформативный контраст: суа и тиап хи имеют более сдержанный характер; но оживленное тявканье и клоунада подчеркивают тиап форау. Зрители могут спонтанно встать и присоединиться к представлению. Во время танца задний ряд разделяется: мужчины спускаются с одной стороны группы, женщины - с другой, пока не присоединятся к передним рядам, заменяя первый ряд. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый ряд не окажется впереди. В песнях обычно отмечают выдающихся личностей, особенно вождей, выступающих в роли хозяев; тексты восхваляют людей, труды которых способствовали событию (Геренико 1991: 130-131). Многие тиап форау имеют двойной размер, но некоторые имеют составной тройной размер (расшифровывается как размер 6/8).
Таутога может включать от одного до трех суа, одного или двух тиап хи и двух или более тиап форау; для полной производительности должен встретиться хотя бы один пример каждого типа. Группа старейшин аккомпанирует суа и тиап форау: они бьют деревянными палками по стопке сложенных циновок. Каждый танец они начинают с представления песни и берут на себя ответственность за поддержание ритма и темпа.
В конце 19 века один миссионер описал песни таутоги как исполняемые в унисон, за исключением случаев, когда в них участвовали и мужчины, и женщины. В последнем случае мужчины пели в более низком диапазоне, примерно на пятую часть ниже, не следуя внимательно за мелодией. Ритм в разных песнях мало менялся. Большинство из них характеризовалось как «анданте», но некоторые песни на юмористические темы были «аллегро». Мелодия состояла из трех-четырех разных нот, первая нота повторялась три-четыре раза, за ней следовала нота на треть выше, возвращаясь к первой, снова повторялась три раза, за ней следовала более высокая или низкая нота, заканчивавшаяся «негармоничным бемоль» (Мюллер, цит. по Gardiner 1898:491).