Меланезийская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Меланезийская мифология относится к фольклору , мифам и религиям Меланезии , региона на юго-западе Океании , который охватывает архипелаги Новой Гвинеи (включая индонезийскую Новую Гвинею и Папуа-Новую Гвинею ), острова Торресова пролива , Соломоновы острова , Вануату , Новую Каледонию и Фиджи . Различные мифологии состоят в основном из традиций устной литературы разных народов Меланезии. Более поздние аспекты включают карго-культы, зародившиеся в 20 веке во время войны на Тихом океане .
Мифология всех рас ( ) 1916
В 1916 году Роланд Беррейдж Диксон написал ранний отчет о меланезийской мифологии в «Мифологии всех рас» . [1] Сборник Диксона отражает убеждения некоторых западных наблюдателей того времени в существовании мифологии в масштабах Меланезии в целом. Тогда было принято смешивать мифологические традиции из разных регионов южной части Тихого океана, как если бы они были образцами единой «меланезийской» культуры. Современные ученые [ который? ] критиковать этот подход как чрезмерное упрощение, предпочитая представлять каждую местную традицию отдельно и более тщательно предлагать возможные связи.
территории Предложенное Диксоном разделение населения
По словам Диксона, Меланезия делится на две географические части: Новая Гвинея с прилегающими к ней более мелкими островами, образующими одну; и длинная серия островов, лежащих к северу и востоку от него, от группы Адмиралтейства до Новой Каледонии и Фиджи, составляющих другую.
С антропологической точки зрения, население меланезийской территории состоит из ряда различных исторических популяций (то, что Диксон назвал «расовыми типами»). [Н 1] Он признал «по крайней мере три группы»:
- Одна группа, которую Диксон назвал « негритоподобными или негритоподобными племенами», предположительно жила в основном во внутренних районах Новой Гвинеи и на нескольких островах острова Меланезия («Восточный архипелаг», по его терминологии). [Н 2]
- Вторую группу он определил как папуасов , о которой у него было мало информации.
- Третья группа, соответствующая австронезийскоязычному населению Меланезии. [Н 3]
Вопреки современному использованию, Диксон использовал термин «меланезийцы» только для обозначения своей третьей группы, а именно непапуасского населения Меланезии. [Н 4] [2]
Диксона характеристики Основные типологии
По мнению Диксона, материал по мифологии Меланезии, хотя и неполный и фрагментарный, «кажется, довольно ясно доказывает» существование двух отдельных слоев, один из которых он назвал «папуасским», другой «меланезийским» [ sic ]. Хотя автор не упоминает языки, предложенная им дихотомия , основанная на устной литературе, очевидно, соответствует контрасту, сделанному лингвистами, между носителями папуасских языков и носителями австронезийских ( океанических ) языков. [Н 4]
«Папуасский» слой Диксона, по его мнению, был лучше всего представлен среди племен кай на севере Папуа-Новой Гвинеи, а также у байнингов и сулка на севере Новой Британии .
Его так называемый «меланезийский» [Н 4] stratum, с другой стороны, в основном встречался в Отдаленной Океании (которую он назвал «восточной Меланезией»), но также и в некоторых частях Новой Гвинеи, среди прибрежных племен северной Новой Британии и на островах Адмиралтейства .
- По мнению Диксона, «папуасский» тип мифологии характеризовался относительным отсутствием космогонических мифов , преобладанием призраков и «общей простотой и наивностью» [ sic ]. [Н 1] Эта категория также, судя по всему, сохраняется в местном населении, а не распространяется более широко.
- «Меланезийская» мифология, напротив, имеет больше мифов, относящихся к космогонии , а также каннибалистических рассказов и часто включает в себя рудиментарный дуалистический характер (раскрытый во многих рассказах о мудрых и глупых братьях-героях).
По мере дальнейшего изучения Диксоном своего «меланезийского» типа он обнаружил, что ему не хватает единства. Он предложил следующую группировку:
- Мифы, которые вообще были из «Меланезии»; [Н 4]
- Мифы строго в Новой Гвинее и ближайших окрестностях.
- Мифы Фиджи, Центрального Вануату или островов Бэнкс и Санта-Крус.
Включая всю Океаническую область, Диксон отмечал, что «папуасский» тип имеет мало общего с каким-либо другим регионом Тихого океана, в то время как его так называемый «меланезийский» тип [Н 4] показал сходство с Индонезией , Микронезией и Полинезией ; и даже Австралия. «Меланезийский» тип мифов (имеющий сходство с другими областями) можно разделить на четыре группы:
- Те, кто имеет сходство только с Индонезией , которые обычно больше представлены на северном побережье Новой Гвинеи;
- Те, которые имеют сходство с Полинезией , которые более заметны на южном побережье Новой Гвинеи и, по-видимому, включают в себя также мифы из Меланезии;
- Те, которые имеют сходство как с Индонезией, так и с Полинезией, которые наиболее распространены в Отдаленной Океании, восточном архипелаге Меланезии, и, возможно, были привезены и сохранены полинезийскими предками из их индонезийских домов; или
- Только с Микронезией , которая в равной степени представлена в Новой Гвинее и восточном архипелаге.
потопе о происхождении Мифы и
Согласно классификации Диксона, мифология его «меланезийского» ареала (т.е. территории, населенной океаноязычным населением) характеризуется почти полным отсутствием мифов, касающихся происхождения мира. За одним или двумя исключениями, Земля, по-видимому, всегда существовала в более или менее той же форме, что и сегодня.
На островах Адмиралтейства часть населения считала, что когда-то здесь не было ничего, кроме обширного моря. В одном мифе говорится, что большой змей приказал подняться рифу и образовать первую часть суши. Другой миф о происхождении рассказывает о мужчине и женщине, плавающих в море на куске коряги, пока вода не отступила, после чего они начали жить на суше. В Новой Британии , среди прибрежных племен полуострова Газель , два брата- героя культуры , То-Кабинана и То-Карвуву, ловили рыбу на суше со дна моря. [3] Та же история, несколько более подробно, встречается и на южных островах Новых Гебридских островов .
Концепция первобытного моря широко распространена в центральной Полинезии , Микронезии и Индонезии , но появляется только в северных частях Меланезии, где теоретически можно было бы ожидать контакта с немеланезийскими народами. Гораздо более тесная связь с Полинезией проявляется в другом классе мифов о происхождении.
Хотя Диксон не сосредоточился на возникновении мира в своей «меланезийской» области, он нашел значительный и широко варьирующийся материал о сотворении человечества. Можно выделить три типа мифов: один, в котором человечество непосредственно создано каким-то божеством или ранее существовавшим существом; во-вторых, в котором человек возникает спонтанно или волшебным образом; в-третьих, где человечество спускается на землю из небесной страны.
Сотворение человечества [ править ]
На островах Адмиралтейства существует миф об одиноком мужчине, который жаждал жену и поэтому приказал ожить резной деревянной фигурке женщины.
На островах Бэнкс божество Кат описывается как первое, кто создал людей, вырезав древесину драцены и сформировав из нее шесть фигур: трех мужчин и трех женщин. Спрятав их три дня, он оживил их и разделил на три супружеские пары. Завистливый Марава увидел, что сделал Кат, взял другое дерево и дал им жизнь. Когда он увидел, что они двигаются, он выкопал яму и покрыл дно кокосовыми листьями, похоронив в ней своих мужчин и женщин на семь дней. Выкопав их снова, он нашел их безжизненными, что считалось причиной смерти среди людей. По другой версии из того же региона, в то время как первый мужчина был сделан Катом из красной глины, он создал первую женщину из прутьев и колец из прутьев, покрытых побегами пальм , саговых которые используются для изготовления высоких шляп, используемых в священные танцы .
рассказывается история создания человека из земли На Новых Гебридах . [ где? ] В нем участвует богоподобная фигура Такаро, который сделал из грязи десять мужских фигур и вдохнул в них жизнь. Затем он бросил в одного из них фрукт, который превратил мужчину в женщину.
Другой миф из Новой Британии описывает существо, рисовавшее на земле две мужские фигуры, обрызгивающее рисунки собственной кровью и покрывающее их листьями, в результате чего они ожили как двое мужчин, То-Кабинана и То-Карвуву. . [4] Тогда То-Кабинана забрался на кокосовую пальму и, сорвав два незрелых кокоса, бросил их на землю, где они лопнули и превратились в двух женщин, которых он взял себе в жены. Тогда То-Карвуву попробовал сделать то же самое, только бросил орехи на землю острием вниз, а у возникших из них женщин были плоские некрасивые носы. [5]
Происхождение человечества из других источников [ править ]
Еще один важный миф о сотворении человечества в меланезийской мифологии заключается в том, что люди произошли от птиц.
На островах Адмиралтейства миф описывает голубя, родившего двух детенышей, один из которых был птицей, а другой человеком, которые стали предками человечества. По другой версии мифа черепаха отложила десять яиц, из которых вылупились восемь черепах, один мужчина и одна женщина. Мужчины и женщины женились, становясь предками как светлокожих, так и темнокожих людей. На Фиджи говорят, что птица отложила два яйца, из которых высидела змея Нденгей : из одного вышел мальчик, а из другого — девочка. [6] Вариант этого встречается в Торресовом проливе , где, по словам жителей Восточных островов , из птичьего яйца развилась личинка, которая затем превратилась в человека.
Мифы о происхождении людей или божеств из сгустка крови встречаются в Меланезии и других частях Океании. Миф с островов Адмиралтейства утверждает, что мужчины вылупились из яиц, возникших из пролитой крови женщины по имени Хи-аса. В одном сообщении на соседнем острове Новая Британия говорится о похожем происхождении двух братьев То-Рабинаны и То-Карвуву: старуха бродила по морю в поисках моллюсков; руки у нее болели, и поэтому, взяв две острые полоски пандануса , она оцарапала и порезала сначала одну руку, потом другую. Две окровавленные полоски пандануса позже начали разбухать, и когда она собиралась их поджечь, [ нужны разъяснения ] чтобы уничтожить их, из ее крови выросли два мальчика — из крови ее правой руки, То-Кабинаны, и из ее левой руки, То-Карвуву. В нескольких регионах северной Папуа-Новой Гвинеи Диксон, по-видимому, обнаружил подобные истории о детях, рождающихся из-за тромбов.
Происхождение человечества от растений уникально для Соломоновых Островов , где говорят, что на стебле сахарного тростника начали прорастать два сучка , из которых произошли мужчина и женщина. Однако в Новой Британии ходит миф, что первая женщина произошла из сахарного тростника, посаженного двумя мужчинами. После того, как сахарный тростник лопнул, мужчины схватили ее и спаривались с ней. В некоторых версиях женщина затем стала женой одного из мужчин, и от этой пары произошло все человечество. Происхождение первой женщины из дерева и первого мужчины из земли дают папуасские племена Элема на юге Папуа-Новой Гвинеи ; Говорят, что на Новых Гебридах первое существо женского пола превратилось из раковины каури .
О происхождении человека из камня рассказывает Бейнинг Новой Британии: Сначала единственными существами в мире были Солнце и Луна , но они соединились, и от их союза родились камни и птицы, первые впоследствии превратились в людей. , последний в женщин. Происхождение самого Ката приписывают в группе Бэнкса камню, который лопнул и породил божество.
Происхождение моря [ править ]
Хотя в «Меланезии» Диксона отсутствуют мифы о происхождении мира, довольно широко распространена сказка, повествующая об истоке моря. Как сообщает газета Baining в Новой Британии , история выглядит следующим образом:
Вначале море было всего лишь крохотным водоемом, из которого пожилая женщина черпала соленую воду для придания вкуса еде, которую она хранила спрятанной под навесом из ткани тапа . Однажды ее сыновья разорвали обложку; чем дальше они рвали, тем больше становилась яма с водой. В ужасе они убежали, неся каждый по уголку ткани; из-за чего вода распространилась, пока не превратилась в море. В ответ старуха торопливо посадила несколько веток вдоль кромки берега, тем самым не давая океану уничтожить все сущее.
Происхождение Солнца и Луны [ править ]
Различные мифы описывают происхождение Солнца и Луны. На островах Адмиралтейства говорят, что, когда море высохло, первые два существа образовали два гриба. Мужчина бросил одну в небо, создав луну; женщина подбросила другого вверх и образовала солнце.
Согласно мифу из южной Папуа-Новой Гвинеи , человек обнаружил Луну как небольшой яркий объект, закопанный в землю. После того, как он вынул его, оно выросло и поднялось высоко в небо. Похожая история из северной Папуа-Новой Гвинеи рассказывает о том, как пожилая женщина изначально спрятала луну в банке. Некоторые мальчики обнаружили это и тайно открыли банку, после чего луна вылетела и поднялась на небо.
У жителей острова Вудларк есть легенда, в которой происхождение солнца и луны связано с происхождением огня: Вначале старуха была единственной владелицей огня, и одна она могла есть приготовленную пищу, в то время как другие люди только была сырая пища. Женщина отказалась делиться огнем, поэтому ее сын украл часть пламени и передал его остальному человечеству. Разгневавшись на его поступок, старуха схватила то, что осталось от ее огня, разделила его на две части и бросила их в небо, причем большая часть стала солнцем, а меньшая — луной.
Во всех этих мифах солнце и луна кажутся неодушевленными объектами . Однако другая группа сказок считает их живыми существами. Одну такую версию приводит одно из племен округа Массим на юге Папуа-Новой Гвинеи : Женщина гуляла по океанскому рифу и играла с рыбой, когда рыба потерлась о ее ногу, которая начала опухать и болеть. Женщина разрезала опухоль, и из нее выскочил маленький мальчик по имени Дудугера, которого позже схватила рыба. Прежде чем уйти, Дудугера предупредил свою мать и родственников, чтобы они укрылись под огромной скалой, потому что скоро, по его словам, он заберется на пандан дерево и поднимется в небо, как солнце, и уничтожит все своим жаром. Как он и предсказывал, почти все было разрушено, за исключением его матери и ее родственников, которые последовали его совету. Чтобы предотвратить их полное уничтожение, мать взяла калебас и бросила его ему в лицо, когда он поднимался, заставив солнце закрыть глаза и уменьшить количество тепла.
Основной характеристикой меланезийской мифологии происхождения является представление о том, что сначала существовал день без ночи, пока ночь не была открыта или принесена человечеству. На островах Банкс божество Кат не создавало ночи. Он услышал, что в стране Вава ( острова Торрес ) наступила ночь, поэтому пошел туда, чтобы встретиться с И Конгом («Ночью»), и купил у него ночь. [Н 5] Кат вернулся на свой остров Вануа-Лава с ночью, петухом и камнем обсидиана . Затем он велел своим братьям лечь и закрыть глаза. Они все легли и быстро уснули, а небо потемнело. Через некоторое время Кат достал петуха и заставил его спеть, чтобы разбудить своих братьев. В то же время он взял свой обсидиан и разрезал темное небо на части: это было первое утро. [7]
Происхождение огня [ править ]
Мифы о происхождении огня представлены несколькими видами. Диксон начался с формы, распространенной на юге Папуа-Новой Гвинеи . По версии, рассказанной моту , предки нынешних людей не имели огня и ели пищу сырой, пока однажды не увидели дым, поднимающийся над морем. Группа животных увидела дым; пес пошел искать источник и увидел, как женщины готовили на огне. Схватив пылающую головню , он благополучно доплыл с ней обратно на материк, где раздал ее всему народу.
Некоторые племена массимов на юго-востоке Папуа-Новой Гвинеи указывают другое происхождение: до открытия огня старуха по имени Гога готовила сырую еду для многих людей. Однако она могла получать огонь из собственного тела и готовила еду только для себя. Однажды кусок вареного таро случайно попал в еду одному мужчине. Затем люди узнали о пожаре женщины, и мужчина украл головню. Когда он убегал от старухи, клеймо обожгло ему руку, и он уронил ее в сухую траву, которая загорелась и перекинулась на ближайшее дерево, в результате чего загорелась змея, жившая в дупле дерева. . Старуха приказала пустить дождь, чтобы остановить огонь, но хвост змеи остался сухим и горящим. Люди вытащили хвост и подожгли кучу дров.
Версия с Адмиралтейских островов такова: Женщина и змея поженились и родили сына и дочь. Змея взяла под свой контроль детей и прогнала жену. Однажды голодным детям велели пойти ловить рыбу. Они принесли рыбу змее, которая сказала своему сыну залезть к нему в живот и забрать у него огонь, чтобы приготовить еду. Сын так и сделал и принес огонь, чтобы поделиться с сестрой и приготовить на нем еду.
Другой миф об огне, связанный со змеей, возник в Новой Британии. Изначально сулка не знали огня, но однажды человек по имени Эмаконг упал в ручей и нашел на дне дом, где жило множество людей, у которых был огонь и ночь, и пригласил Эмаконга остаться на время. Когда наступила ночь, люди превратились в змей. Ночью пели сверчки, а утром пели птицы, чего не было в доме Эмаконга. Когда Эмаконг ушел, хозяева подарили ему сверток с ночью, огнем, сверчками и птицами, который он забрал домой и поделился со своим народом.
Происхождение смерти [ править ]
По версии на Амбриме , острове в Вануату, добрые и злые божества обсуждали человечество после его создания. Доброе божество предложило мужчинам сбросить кожу, чтобы навсегда сохранить молодость. Злое божество не согласилось и предложило навсегда закопать в землю слишком старых людей. Поскольку сказано, что побеждает тот, за кем остается последнее слово, смерть пришла в мир.
Согласно другому мифу, рассказанному на островах Бэнкс , вначале люди не умирали, а могли сбрасывать кожу, чтобы вернуть себе молодость. Однажды, после того как старуха сбросила кожу, ее маленький ребенок отказался узнать ее в ее новом, юном облике. Чтобы успокоить младенца, который плакал, не переставая, она вернулась, взяла свою старую шкуру и снова надела ее. С этого времени люди перестали сбрасывать шкуры и умирали, когда старели.
По другим легендам, смерть наступила из-за ошибки. На островах Бэнкс также ходили мифы о том, что вначале люди жили вечно и сбрасывали кожу, но постоянство собственности в одних и тех же руках приводило к большим неприятностям. Поэтому Кат вызвал человека по имени Мате («Смерть»), положил его на доску и убил. Затем он убил свинью и разделил имущество Мэйта между своими потомками, которые все пришли и оплакивали смерть Мэйта. Пять дней спустя взорвали раковины , чтобы отогнать призрак, Кэт снял покров, и Мейт исчез, оставив только кости. Тем временем Кат послал Тагаро Глупого следить за дорогой в Паной, где пути в подземный мир и верхние области разделяются, чтобы проследить, чтобы Мате не спустился вниз. Тагаро по ошибке сел на пути верхнего мира, заставив Мате спуститься в подземный мир, за которым впоследствии последовали все люди.
Еще одно объяснение состоит в том, что смерть наступила из-за непослушания. Байнинги в Новой Британии рассказывают, что однажды солнце собрало все сущее и спросило, кто желает жить вечно. Пришли все, кроме человека, а это означало, что человек должен умереть. Если бы человек подчинился солнцу, он смог бы обрести бессмертие.
Другой миф объясняет происхождение смерти неблагодарностью. В одном сообщении Адмиралтейской группы говорится, что мужчину, который ловил рыбу, преследовал злой дух. Он убежал в лес и залез на дерево, чтобы спрятаться. Дерево закрылось, когда дух пришел, и снова открылось, когда тот ушел, после чего попросило у человека двух белых свиней за помощь. Мужчина вернулся в свою деревню. Когда он вернулся, он принес одну белую свинью и черную свинью, которую раскрасил белым мелом. Затем дерево прокляло всех людей умереть.
Наводнение и наводнение [ править ]
Из мифов о потопе из Меланезийского региона сообщалось лишь о некоторых, которые не несут на себе следов миссионерского влияния, например, ссылки на великий потоп в христианстве.
поток Географический
Диксон считает, что из собранных им рассказов мифы о происхождении Меланезии ясно свидетельствуют о сложном происхождении. Он считает, что сравнение полинезийских и индонезийских мифов предполагает, что мифы о происхождении моря, о том, что человечество изначально обладало способностью обновлять свою молодость путем смены кожи, а также о получении огня из змей или с помощью змей, были в основном папуасами, поскольку никаких следов ни того, ни другого не обнаружено в Индонезии, и только первый в другой форме встречается на Самоа , но больше нигде в Полинезии. Другие темы, как отмечает Диксон, такие как происхождение человека из яиц или сгустка крови, широко известны в Индонезии, а также в западной и юго-западной Полинезии и предполагают, что мифы иммигрировали через пролив, который проходит из Индонезии на восток в Тихий океан.
Культурные герои [ править ]
Одной из наиболее примечательных особенностей меланезийской мифологии является известность рассказов, касающихся либо двух культурных героев, один из которых мудр и великодушен, а другой глуп и злонамерен; или группе братьев, обычно числом десять или двенадцать, двое из которых, один мудрый и один глупый, особенно выдающиеся. Развивается своего рода дуализм, противостоящий индонезийской мифологии, но показывающий точки соприкосновения с полинезийскими и микронезийскими идеями.
То-Кабинана и То-Карвуву ( Новая Британия )
То-Кабинана и То-Карвуву были парой мифических братьев. Многие злые и вредные вещи в мире, такие как каннибализм, приписываются работе глупого брата То-Карвуву. То-Кабинана, с другой стороны, выглядит активно доброжелательным, его благие намерения во имя человечества расстраиваются его братом. Сказки подобного типа были собраны в одном или двух местах на берегу северной Папуа-Новой Гвинеи , но, по-видимому, гораздо менее распространены, чем среди прибрежного населения Новой Британии.
Судя по всему, из южной Папуа-Новой Гвинеи было собрано немного историй такого рода. Напротив, истории о мудрых и глупых братьях очень распространены на Соломоновых островах и в Вануату ; в последних случаях чаще встречаются сказки второго типа (т. е. о группе из десяти или двенадцати человек). [8]
Кат (острова Бэнкс) [ править ]
На Бэнкс островах Кат — главное божество в мифологии. У него было одиннадцать братьев, всех по имени Тагаро: одного Тагаро Мудрого, а другого Тагаро Глупого. В историях, рассказанных в Моте , все братья сговорились против Ката и убить его. На Гауа , другом острове группы, у Ката есть антитеза в лице Маравы, Паука, персонажа, который, кажется, становится другом и проводником Ката.
Тагаро (Амбаэ) [ править ]
На Новых Гебридах Тагаро задуман как главный актер и противостоит двенадцатому брату Суке-Матуа. В Амбае (бывший остров прокаженных в Вануату ) Тагаро и Суке-матуа разделяли работу творения, но что бы последний ни делал, это было неправильно. Они всегда не соглашались, но слово Тагаро взяло верх.
Темы [ править ]
Призраки [ править ]
Типичными для Меланезии являются многочисленные истории о привидениях . Диксон привел пример кай , папуасского племени на севере Папуа-Новой Гвинеи .
Каннибалы [ править ]
Общей темой меланезийских сказок является риск быть съеденным заживо людьми, не являющимися людьми: призраками, духами или опасными животными. Упоминания о человеческом каннибализме , когда людей едят другие люди, встречаются гораздо реже, но в некоторых историях они встречаются.
Монстры [ править ]
Обычный сюжет в Меланезии заключается в том, что сельским жителям угрожает серьезная опасность (монстр, гигантское животное, вулкан...) и они массово покидают свой остров - за исключением одного человека, обычно беременной женщины, который остается там один. . Ребенок, рожденный от этой женщины, станет героем, победившим монстра.
Миф о девушке-лебеде [ править ]
Тема девы-лебедя , которая, возможно, встречается в некоторых частях Полинезии и широко в Индонезии, кажется, довольно хорошо развита в Вануату.
Мифы о происхождении [ править ]
Этиологические мифы распространены в Меланезии (в большей степени, чем в остальном австронезийском мире), а также в Австралии. [ нужна ссылка ] : это мифы о происхождении, которые объясняют особые характеристики известного нам мира, включая животных, растения, общества и так далее.
Список мифических существ [ править ]
- Улупока , божественный персонаж из Фиджи и Полинезии.
- Хана, бог луны народа хули в Папуа-Новой Гвинее. [9]
- Ни, богиня солнца народа хули в Папуа-Новой Гвинее. [10]
- Кахаусибваре , богиня-создательница народа моно-алу на Соломоновых островах. [11] [12]
- Вы видели его тогда , культурного героя Макиры ( Соломоновы острова ) [13]
- Адаро , дух Макиры водный (Соломоновы Острова) [13] [14]
- Какамора , мифическая популяция эльфоподобных существ в традиции Макиры и Гуадалканала (Соломоновы острова) [13]
- Тамате , духи предков на севере Вануату. [15] [16] [17] : 213
- Кат , культурный герой островов Бэнкс (север Вануату) [15] [16] [17] : 220
- Тагаро , культурный герой северного Вануату, [15] [17] : 221 чье имя связано с полинезийским божеством Тангароа.
- Лисепсеп , мифическое существо в фольклоре Вануату, особенно Малекула.
См. также [ править ]
- Папуасская мифология
- Куваэ , подводный вулкан в центральной части Вануату, извержение которого в 1452 году оказало большое влияние на устные традиции островов Шеперд (Вануату). [18]
- Рой Мата , историческая личность центрального Вануату, память о которой сохранилась в устных традициях островов Шеперд (Вануату). [19]
- Карго-культы
Источник [ править ]
источника В эту статью включен текст из общедоступного : Диксон (1916).
Примечания и ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обратите внимание на осуждающие формулировки, типичные для колониальных времен Диксона, иногда пренебрежительные или даже расистские .
- ^ Неясно, какое население Новой Гвинеи Диксон имел в виду, используя это описание «негритоподобное».
- ↑ Диксон описал это австронезийское население, которое он назвал «меланезийцами», следующим образом: группа, «которая занимает большую часть юго-востока Новой Гвинеи вместе с частью ее северного и северо-западного побережья и составляет большинство жителей островов, простирающихся от островов Адмиралтейства до Фиджи».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Диксон, очевидно, использует термин «меланезийский» для обозначения исключительно австронезийского народа : это противоречит общепринятому определению « Меланезии », которое обычно включает как австронезийское, так и папуасское население.
- ↑ По словам Диксона, в других источниках говорится, что Кэт подплыл к краю неба, чтобы купить ночь у Ночи, которая начернила ему брови, показала ему сон и научила, как вызвать рассвет.
Ссылки [ править ]
- ^ Диксон (1916) .
- ^ Пикантно, Рослин (1967). Океаническая мифология: Мифы Полинезии, Микронезии, Меланезии, Австралии . Хэмлин. ISBN 978-0-600-02372-2 .
- ^ Луи Герберт Грей; Джордж Фут Мур; Джон Арнотт МакКаллох, ред. (1916). Мифология всех рас… Том 9 «Мифологии всех рас» . Компания Marshall Jones – через Мичиганский университет, Google Книги.
- ^ Оксфордский справочник
- ^ Джозеф Кэмпбелл (2008). Тысячеликий герой: Том 17 серии Боллингена: Собрание сочинений серии Джозефа Кэмпбелла . Новая Всемирная библиотека. ISBN 978-1577315933 – через Google Книги.
- ^ Альфонс Ризенфельд (1950). Мегалитическая культура Меланезии . Архив Брилла - через Google Книги.
- ^ Об этом мифе см. также рассказ «Икпвет приносит Ночь» , рассказанный на языке мвотлап Тайтусом Лоло, записанный на Моталаве ( острова Бэнкс , Вануату ) в 1998 году и транскрибированный и переведенный А. Франсуа . ( Коллекция Панглосса , CNRS ) .
- ^ Этот миф был записан на нескольких языках островов Банкс А. Франсуа, включая одну версию на языке Лакон ( Гауа ) и одну на Мвезене ( Вануа Лава ).
- ^ «ХАНА — Хули, Бог Луны (меланезийская мифология)» . Godchecker — ваш путеводитель по богам . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ «НИ — Хули, Богиня Солнца (Меланезийская мифология)» . Godchecker — ваш путеводитель по богам . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Уиллер, Джеральд Клер Уильям Камден (1926). Фольклор Моно-Алу: (Бугенвильский пролив, Западные Соломоновы острова) . Г. Рутледж.
- ^ Кодрингтон (1881) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фокс и Дрю (1915) .
- ^ Кнапперт (1992) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кодрингтон (1891) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вена (1984) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнсис (2013) .
- ^ Баллард, Крис (2020). «Ящерица в вулкане: рассказы об извержении Куваэ» . Современный Тихий океан . 32 (1): 98–123. дои : 10.1353/cp.2020.0005 . hdl : 1885/298880 . ISSN 1527-9464 . S2CID 216459133 . Проверено 27 ноября 2021 г. .
- ^ Баллард, Крис (30 июня 2022 г.). «Ночь на острове: Жан Гиар и Рой Мата на Лелепе» . Журнал Общества океанографов (154): 93–104. дои : 10.4000/jso.13718 . ISSN 0300-953X . S2CID 250411992 . Проверено 29 июля 2022 г. .
Библиография [ править ]
- Кодрингтон, Роберт Генри (1881). «Религиозные верования и практики в Меланезии» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 10 : 261–316. дои : 10.2307/2841527 . JSTOR 2841527 .
- Кодрингтон, Роберт Генри (1891). Меланезийцы: исследования их антропологии и фольклора . Нью-Йорк: Кларендон Пресс. ISBN 9780486202587 .
- Денун, Дональд; Лейси, Родерик (1981). Устная традиция в Меланезии . Порт-Морсби, PNG: Университет Папуа-Новой Гвинеи. hdl : 1885/126307 .
- Диксон, Роланд (1916). «Меланезия» . Океанический . Том. IX. Бостон: Маршалл Джонс. стр. 101–150.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Фокс, CE; Дрю, Ф.Х. (1915–1917). «Верования и сказки Сан-Кристоваля» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 45 : 187–228. дои : 10.2307/2843476 . JSTOR 2843476 .
- Франсуа, Александр (2013), «Тени ушедших жизней: истории духовных слов на севере Вануату» , в Мейлхаммере, Роберте (ред.), Лексическая и структурная этимология: За пределами истории слов , Исследования языковых изменений, том. 11, Берлин: ДеГрютер Мутон, стр. 185–244, ISBN. 978-1-61451-058-1
- Кнапперт, Ян (1992). Тихоокеанская мифология: энциклопедия мифов и легенд . Хаммерсмит, Лондон: Водолей/Торсонс. ISBN 978-1-85538-133-9 .
- Вена, Бернар (1984). Народ Мотлава – Идеология и социальная практика в Меланезии . Общество океанистов. Париж: ОРСТОМ. ISBN 9782854300642 . .
Дальнейшее чтение [ править ]
- «Меланезийская культура» , Британская энциклопедия , 2006 г.