Jump to content

Религия в Германии

Религия в Германии (оценка на 2022 год) [1] [2]

  Другие христиане (1,1%)
  Ислам (3,7%)
  Другие религии (1,7%)
Кёльнский собор является объектом Всемирного наследия .

Христианство является крупнейшей религией в Германии . Он был завезен на территорию современной Германии в 300 году нашей эры, хотя некоторые части этой территории принадлежали Римской империи , а затем, когда франки и другие германские племена обратились в христианство, начиная с пятого века. Этот район стал полностью христианизированным ко времени Карла Великого в восьмом и девятом веках. После Реформации , начатой ​​Мартином Лютером в начале 16 века, многие люди покинули католическую церковь и стали протестантами , в основном лютеранами и кальвинистами . В 17 и 18 веках немецкие города также стали центрами еретического, а иногда и антирелигиозного свободомыслия , бросая вызов влиянию религии и способствуя распространению светских представлений о морали по Германии и Европе. [3]

В 2022 году около 50,7% населения были христианами, среди них 47,4% — члены двух крупных христианских церквей. [1] [2] Около половины христиан в Германии — католики, в основном католики ; Католицизм сильнее в южной и западной части страны. Около половины принадлежит Протестантской церкви в Германии (EKD), преобладающей в северных регионах, а остальная часть — нескольким небольшим христианским конфессиям, таким как Союз евангелических свободных церквей в Германии , Восточная православная церковь или Свидетели Иеговы . [4] [5] Оценки процента мусульман варьируются от 3,6%. [5] и 6,7%, [6] [7] в то время как гораздо меньшие религии включают буддизм , иудаизм , индуизм и езидизм . [5] Остальная часть населения не принадлежит ни к какой церкви, и многие из них являются атеистами , агностиками или иным нерелигиозными людьми . [4] 60% жителей Германии говорят, что верят в существование Бога, 9% говорят, что верят в существование высшей силы или духовной силы, а 27% говорят, что не верят в существование Бога, высшей силы или духовной силы. [8] В другом опросе 44% заявили, что верят в существование Бога, 25% заявили, что верят в существование какого-то духа или жизненной силы, а 27% заявили, что не верят в существование какого-либо духа, Бога или жизненной силы. . [9] 35% жителей идентифицируют себя со своей религией или убеждениями. [10] Религиозное исследование IPSOS 2023 года показало, что 24% немцев идентифицируют себя как протестанты/евангелисты, а 20% идентифицируют себя как католики. [11]

Почти половина немцев не исповедуют религии . Религиозная демография в Германии сильно различается в зависимости от региона и возраста, с резкими различиями, которые отражают как историю страны как центра Просвещения , так и ее более поздний опыт послевоенного коммунизма . Нерелигиозные люди обычно составляют большинство в крупных городах Германии, включая Берлин , Гамбург , Бремен , Мюнхен и Кёльн , и абсолютное большинство (70–80%) в восточных землях того, что между 1949 и 1990 годами было Восточной Германией . [12] Напротив, сельские районы западных земель , которые в тот же период назывались Западной Германией, более религиозны, а некоторые сельские районы очень религиозны. [13]

История [ править ]

и римское поселение (1000 г. до н.э. – 300 г. Язычество ) н.э.

Мартбергский галло-римский храм , посвященный Ленусу , перестроенный в Померании, Рейнланд-Пфальц

Древнегерманское язычество было политеистической религией, практиковавшейся в доисторической Германии и Скандинавии , а также на римских территориях Германии к первому веку нашей эры. У него был пантеон божеств , в который входили Донар/Тунар , Уотан/Водан , Фрува/Фруа , Бальдер/Фол/Балдаг и другие, общие с северогерманским язычеством . [14] Вместо этого кельтское язычество , а затем и галло-римский синтез практиковались в западных и южных частях современной Германии, тогда как славянское язычество практиковалось на востоке.

Позднеримская и Каролингская эпохи (300–1000 . гг )

Аула Палатина в Трире , базилика, построенная в 306–337 годах нашей эры.
Палатинская капелла в Ахене , построенная ок. 800

На территориях Германии, находившихся под контролем Римской империи (провинциях Реция , Верхняя Германия и Нижняя Германия ), было внедрено раннее христианство, которое начало процветать после четвертого века. Хотя языческие римские храмы существовали и раньше, вскоре были построены христианские религиозные сооружения, такие как Палатинская палата в Трире (тогда столица римской провинции Галлия Бельгика ), построенная во время правления римского императора Константина I (306–337). [15]

В период Каролингов христианство распространилось по всей Германии, особенно во время правления Карла Великого (годы правления 768–814). Религиозные сооружения, построенные в период Каролингов, включают Палатинскую капеллу в Аахене , сохранившуюся часть Ахенского дворца, построенную архитектором Одо из Меца во время правления Карла Великого. [16]

Дореформационный период (1000–1517 гг . )

Территории современной Германии, как и большая часть Европы, были полностью римско-католическими , а религиозные расколы подавлялись как папством, так и императором Священной Римской империи .

и Тридцатилетняя война (1517–1648 гг Реформация, Контрреформация . )

Мартин Лютер (1483–1546) был ответственным за протестантскую Реформацию .

Римский католицизм был единственной установленной религией в Священной Римской империи до тех пор, пока появление протестантской Реформации радикально не изменило это положение. В начале 16 века злоупотребления (например, продажа индульгенций в католической церкви) вызывали большое недовольство, и возникло общее стремление к реформам. В 1517 году Реформация началась с публикации Мартина Лютера, » « 95 тезисов в которых подробно описывались 95 утверждений, которые, по мнению Лютера, свидетельствовали о коррупции и заблуждениях внутри католической церкви. Реформация продемонстрировала несогласие Лютера как с тем, как высшее духовенство использовало и злоупотребляло властью, так и с самой идеей папства. В 1521 году сейм Вормса объявил Лютера вне закона, но Реформация быстро распространилась. [17] Лютер перевел Библию с латыни на немецкий, заложив основу современного немецкого языка. Любопытный факт состоит в том, что Лютер говорил на диалекте, который имел второстепенное значение в немецком языке того времени. После публикации его перевода Библии его диалект превратился в то, что сейчас является стандартным современным немецким языком.

После протеста лютеранских князей на императорском сейме в Шпейере (1529 г.) и отклонения лютеранского «Аугсбургского исповедания» на сейме в Аугсбурге (1530 г.) возникла отдельная лютеранская церковь. [3]

Религиозная раздробленность в начале Тридцатилетней войны в 1618 году.

С 1545 года в Германии началась Контрреформация . Во многом его импульс исходил от недавно основанного (в 1540 году) ордена иезуитов . Он восстановил католицизм во многих регионах, включая Баварию. [18] Священная Римская империя стала религиозно разнообразной; по большей части земли северной и центральной Германии стали протестантскими (в основном лютеранскими, но также и кальвинистскими/реформаторскими), тогда как земли южной Германии и Рейнской области в основном остались католическими. В 1547 году император Священной Римской империи Карл V разгромил Шмалькальдскую лигу — союз протестантских правителей. 1555 Аугсбургский мир года принес признание лютеранской веры. Но договор также предусматривал, что религия государства должна была быть религией его правителя ( cuius regio, eius religio ). [19]

В 1608/1609 гг. образовались Протестантский союз и Католическая лига . Тридцатилетняя война (1618–1648), один из самых разрушительных конфликтов в европейской истории, разыгралась преимущественно на немецких землях, но охватила большинство стран Европы. В некоторой степени это был религиозный конфликт, в котором участвовали как протестанты, так и католики. [20]

Тридцатилетней войны и протестантские церковные союзы ( 1648–1871 Период после )

Стеклянное окно в городской церкви Вислоха с Мартином Лютером и Жаном Кальвином в память о союзе лютеранской и реформатской церквей в Великом герцогстве Баден в 1821 году.

Два основных события изменили религию в Германии после 1814 года. Возникло движение за объединение более крупных лютеранских и меньших реформатских протестантских церквей. Этому способствовали сами церкви в Бадене, Нассау и Баварии. Однако король Пруссии Фридрих Вильгельм III был полон решимости провести объединение исключительно на своих условиях, без консультаций. Его целью было объединить протестантские церкви и ввести единую стандартизированную литургию, организацию и даже архитектуру. Долгосрочная цель заключалась в полной централизации королевского контроля над всеми протестантскими церквями. В результате серии прокламаций на протяжении нескольких десятилетий была сформирована Евангелическая церковь Прусского союза , объединившая более многочисленных лютеран и менее многочисленных протестантов-реформаторов. Правительство Пруссии теперь имело полный контроль над церковными делами, а главным епископом был признан сам король. Оппозиция объединению исходила от « старых лютеран » в Пруссии и Силезии, которые следовали теологическим и литургическим формам, которым они следовали со времен Лютера. Правительство попыталось расправиться с ними, поэтому они ушли в подполье. Десятки тысяч мигрировали в Южную Австралию и США, где они сформировали Синод штата Миссури . Наконец, в 1845 году новый король Фридрих Вильгельм IV предложил всеобщую амнистию и позволил старым лютеранам создавать отдельные свободные церковные ассоциации лишь с номинальным контролем правительства. [21] [22] [23]

С религиозной точки зрения типичного католика или протестанта происходили серьезные изменения в плане гораздо более персонализированной религиозности, которая больше фокусировалась на личности, чем на церкви или церемонии. В противовес рационализму конца XVIII века появился новый акцент на психологии и чувстве личности, особенно с точки зрения размышлений о греховности, искуплении, а также тайнах и откровениях христианства. пиетистские возрождения Среди протестантов были распространены . Среди католиков резко возросло популярное паломничество. Только в 1844 году полмиллиона паломников совершили паломничество в город Трир в Рейнской области, чтобы увидеть бесшовную мантию Иисуса , которая, как говорят, была мантией, которую Иисус носил по пути на распятие. Католические епископы в Германии исторически были в значительной степени независимы от Рима, но теперь Ватикан осуществлял все больший контроль, новый « ультрамонтанизм » католиков, очень лояльных к Риму. [24] Острый спор разгорелся в 1837–1838 годах в преимущественно католической Рейнской области по поводу религиозного образования детей от смешанных браков, где мать была католичкой, а отец протестантом. Правительство приняло законы, требующие, чтобы этих детей всегда воспитывали протестантами, вопреки действовавшему ранее наполеоновскому закону, который позволял родителям принимать решение. Католического архиепископа поместили под домашний арест. В 1840 году новый король Фридрих Вильгельм IV стремился к примирению и положил конец противоречиям, согласившись на большинство требований католиков. [25]

и Германская империя ( Культуркампф 1871–1918 )

Между Берлином и Римом Бисмарк (слева) противостоит Папе Пию IX, 1875 год.
Религиозная ситуация в Германской империи около 1895 года. Коричневые, фиолетовые и розовые территории преимущественно протестантские, сиреневые и синие территории преимущественно католические.

Канцлер Отто фон Бисмарк не терпел никакой власти за пределами Германии и начал Kulturkampf («культурную войну») против власти Папы и католической церкви. Это получило мощную поддержку со стороны немецких либералов, которые считали католическую церковь оплотом реакции и своим злейшим врагом. Католический элемент, в свою очередь, увидел в национал-либералах своего злейшего врага и сформировал Центристскую партию . [26]

Католикам, хотя и составлявшим около трети населения страны, редко разрешалось занимать важные посты в имперском правительстве или правительстве Пруссии. После 1871 г. проводилась систематическая чистка католиков; в могущественном министерстве внутренних дел, которое ведало всеми делами полиции, единственным католиком был посыльный. [27] [28]

Германская империя приняла Закон о кафедре (1871 г.), согласно которому обсуждение политических вопросов любым священнослужителем считалось преступлением, а Закон об иезуитах (1872 г.) изгнал этот орден за пределы территории Германии. В 1873 году Бисмарк, будучи премьер-министром Пруссии, предпринял дальнейшие антицерковные меры: государственные школы и регистрация рождений, браков и смертей были переданы от религиозных властей (включая протестантскую государственную церковь) государству. Немцы теперь могли менять свою религиозную принадлежность через ЗАГС. Другие немецкие государства последовали аналогичным мерам. Почти все католические епископы, духовенство и миряне отвергли законность новых законов и выразили неповиновение все более суровым наказаниям и тюремному заключению, налагаемым правительством Бисмарка. Историк Энтони Стейнхофф сообщает общее количество жертв:

По состоянию на 1878 год только в трех из восьми прусских епархий еще были епископы, около 1125 из 4600 приходов были вакантными, а почти 1800 священников оказались в тюрьме или в ссылке. ...Наконец, между 1872 и 1878 годами многочисленные католические газеты были конфискованы, католические ассоциации и собрания были распущены, а католические государственные служащие были уволены просто под предлогом симпатий к ультрамонтане. [29]

Британский посол Одо Рассел сообщил в Лондон в октябре 1872 года, как планы Бисмарка имели неприятные последствия из-за укрепления ультрамонтанской (пропапской) позиции внутри немецкого католицизма:

Немецкие епископы, которые были политически бессильны в Германии и теологически находились в оппозиции к Папе в Риме, теперь стали могущественными политическими лидерами в Германии и восторженными защитниками ныне непогрешимой Римской веры, объединенными, дисциплинированными и жаждущими мученичества, благодаря Бисмарку. неуместно было объявить антилиберальную войну свободе, которой они до сих пор мирно пользовались. [30]

Бисмарк недооценил решимость католической церкви и не предвидел крайностей, которые повлечет за собой эта борьба. [31] [32] Католическая церковь осудила новые суровые законы как антикатолические и заручилась поддержкой рядовых избирателей по всей Германии. На следующих выборах Центристская партия получила четверть мест в императорском сейме. [33] Конфликт закончился после 1879 года по двум причинам: Папа Пий IX умер в 1878 году, и ему наследовал более примирительный Папа Лев XIII . Бисмарк также искал большей поддержки в парламенте после того, как его союз с национал-либералами распался из-за изменения тарифов Бисмарка и социал-демократы стали новой угрозой . После переговоров со Львом XIII, [34] мир был восстановлен: епископы вернулись, а заключенные священнослужители были освобождены. Законы были смягчены или отменены (Законы о смягчении последствий 1880–1883 ​​гг. и Мирные законы 1886/87 г.), но Закон об иезуитах и ​​Закон о кафедре не были отменены до 1917 и 1953 годов соответственно. Изменения, касающиеся школ, записи актов гражданского состояния, брака и религиозного размежевания, остаются в силе и сегодня. Центристская партия набрала силу и стала союзником Бисмарка, особенно когда он напал на социализм. [35]

Веймарская республика и нацистская Германия 1918–1945 ( )

Религия в переписи 1925 года

Национальная конституция 1919 года определила, что недавно образованная Веймарская республика не имела государственной церкви, и гарантировала свободу религии . Ранее эти свободы упоминались только в конституциях штатов. Протестанты и католики были равны перед законом, и свободомыслие процветало. Лига немецких свободомыслящих насчитывала около 500 000 членов, многие из которых были атеистами , до того, как организация была закрыта нацистами в мае 1933 года. [36]

Когда Адольфа Гитлера захватила нацистская партия власть в январе 1933 года , она стремилась утвердить государственное превосходство во всех сферах жизни. Рейхсконкордат католическую нейтрализовал церковь как политическую силу. Благодаря пронацистскому Deutsche Christenbewegung («движению немецких христиан») и насильственному слиянию Конфедерации немецких евангелических церквей с протестантской церковью Рейха протестантизм оказался под контролем государства. После «постепенного ухудшения отношений» в конце 1936 года нацисты поддержали Kirchenaustrittsbewegung («движение за выход из церкви»). [37] Хотя официальной директивы о прекращении членства в церкви не было, некоторые члены нацистской партии начали делать это добровольно и заставили других членов последовать их примеру. [37] Тех, кто покинул церкви, обозначали как Готтглойбиг : они верили в высшую силу, часто в Бога-творца с особым интересом к немецкой нации, но не принадлежали ни к одной церкви и не были атеистами. Многие из них были германскими неоязычниками . [37] Это движение, особенно продвигаемое рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером , оставалось относительно небольшим, и к 1939 году 3,5% немцев идентифицировали себя как Готтглойбиг ; подавляющее большинство (94,5%) оставалось протестантом или католиком и только 1,5% не исповедовали никакой веры. [38] С 1933 года евреи в Германии подвергались все большей маргинализации, изгнанию и преследованиям по религиозным, расовым и экономическим причинам. С 1941 года и до падения нацистской Германии в 1945 году их активно уничтожали во время Холокоста . [39]

Холодная война и современный период (1945 – время настоящее )

Дорожные указатели информируют посетителей об обычном времени церковных служб. [40]

После Второй мировой войны в 1949 году в Германии возникли два государства: Западная Германия под эгидой западных союзников и Восточная Германия как часть советского блока . Западная Германия, официально известная как Федеративная Республика Германия, приняла в 1949 году конституцию, защищающую свободу религии , и приняла положения Веймарской конституции; [41] следовательно, [ нужна ссылка ] секуляризация в Западной Германии продвигалась медленно. Восточная Германия, официально известная как Германская Демократическая Республика, имела коммунистическую систему, которая активно пыталась уменьшить влияние религии в обществе; правительство ограничивало христианские церкви и дискриминировало христиан. [42] [43] [ нужна цитата для проверки ] В 21 веке восточногерманские земли, включая территорию бывшей восточной столицы Восточного Берлина , менее религиозны, чем западногерманские земли. [12]

Религиозные общины, обладающие достаточным размером и стабильностью и лояльные конституции, могут быть признаны Körperschaften öffentlichen Rechtes (уставные корпорации). Это дает им определенные привилегии – например, возможность преподавать религию в государственных школах (как это закреплено в конституции Германии, хотя некоторые штаты освобождены от этого) и сбор членских взносов (за определенную плату) немецким налоговым департаментом в качестве « Церковный налог » ( Kirchensteuer ): надбавка в размере от 8 до 9% от подоходного налога. Статус в основном распространяется на католическую церковь , основную протестантскую церковь в Германии , ряд свободных церквей и еврейские общины. Было много дискуссий о допуске других религиозных групп (например, мусульман ) в эту систему. [43] [ нужна цитата для проверки ]

В 2018 году земли Нижняя Саксония , Шлезвиг-Гольштейн , Гамбург и Бремен сделали День Реформации (31 октября) постоянным официальным праздником. [44] Эта инициатива началась после того, как в 2017 году этот день был объявлен общенациональным праздником, в связи с 500-летием Реформации, а также в связи с тем, что в северных немецких землях праздников значительно меньше, чем в южных.

В 2019 году Католическое агентство новостей сообщило, что в предыдущем году католическая церковь в Германии потеряла 216 078 членов. Протестантские церкви в Германии имели аналогичную чистую потерю членства - около 220 000 членов. Хотя общее количество членов католических и протестантских церквей по состоянию на 2019 год составляет 45 миллионов или 53%, демографы прогнозируют, что, исходя из нынешних тенденций, к 2060 году она упадет до 23 миллионов. [45] В 2020 году сообщалось, что католическая церковь в Германии потеряла 402 000 членов, что на тот момент стало самым большим сокращением за год. В протестантских церквях Германии также произошло значительное сокращение числа членов — примерно на 440 000 человек. [46]

Демография [ править ]

Карта Германии с указанием религиозной статистики по районам. Католицизм преобладает на юге и западе, протестантизм в Швабии и на севере, а другая религия или ее отсутствие преобладает на востоке и в некоторых крупных городах.
Преобладающие конфессии в Германии, выявленные переписью 2011 года с использованием вопроса о самоидентификации.
Синий: протестантское большинство.
Зеленый: католическое плюрализм.
Красный: нерелигиозное/неаффилированное множество.
Более темные оттенки указывают на большинство от 50 до 75%, в то время как самые темные оттенки указывают на подавляющее большинство, превышающее 75%.

В настоящее время протестанты сконцентрированы в северной и центральной Германии, тогда как католики преобладают на юге и западе, а неаффилированные люди сконцентрированы на востоке, где они составляют большую часть населения, и имеют значительное значение на севере и западе Германии. стране, главным образом в мегаполисах. [47] С упадком христианства в конце 20-го и начале 21-го века, усиленным на востоке официальным атеизмом бывшей Германской Демократической Республики , северо-восточные земли Германии теперь в основном нерелигиозны (70%), и многие люди живут есть агностики и атеисты . [12]

Иммиграция в конце 20-го и начале 21-го века принесла в Германию новые религии, включая православие и ислам . Православие исповедуется среди иммигрировавших греков , сербов , русских , румын и представителей других общин. [48] Большинство мусульман сунниты , но есть небольшое количество алевитов , шиитов и других сектантских меньшинств. [49] Более того, Германия занимает третье место в Европе по величине еврейского населения (после Франции и Великобритании). [50]

Переписи [ править ]

В современной Германии было проведено несколько переписей населения. С момента реформации до 1960-х годов большинство немецкого населения составляли протестанты (в основном лютеране, принадлежащие к протестантской церкви в Германии ), в то время как примерно одна треть населения была католиками . [51] [52] После воссоединения Германии религиозный ландшафт значительно изменился, как показала перепись 2011 года, первая с 1960-х годов.

Последняя перепись 2011 года показала, что христианство было религией 53 257 550 человек или 66,8% от общей численности населения, среди которых 24 869 380 или 31,2% были католиками, 24 552 110 или 30,8% были протестантами Протестантской церкви в Германии, 714 360 или 0,9% были ее членами. протестантских свободных церквей , а 1 050 740 или 1,3% были членами восточно-православных и восточно-православных церквей. Еще 2,6% принадлежали к какой-либо другой христианской конфессии. Евреев было 83 430 человек или 0,1%, а 4 137 140 человек или 5,2% были представителями других религий. Остальные 22 223 010 человек, или 27,9% от общей численности населения Германии, не были верующими или не принадлежали к какой-либо религии (включая атеистов, агностиков и приверженцев непризнанных религий). [4]

Религия в Германии по переписям 1910–2011 гг. [51] [52] Источником годов, выделенных курсивом, является количество членов церкви. [53] [54] [55]
Религия 1910 [а] 1925 [б] 1933 [б] 1939 [б] 1946 [с] 1950 [с] 1960-е годы [с] [д] 1990 2001 2011 [4] [56] [57]
Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число %
христианство 63,812,000 98.3 60,208,000 96.5 62,037,000 95.2 65,127,000 94.0 59,973,519 94.9 65,514,677 94.7 65,455,144 89.4 57,947,000 73.2 52,742,000 64.1 53,257,550 66.8
EKD и Свободные церкви 39,991,000 61.6 40,015,000 64.1 40,865,000 62.7 42,103,000 60.8 37,240,625 59.0 40,974,217 59.2 39,293,907 53.7 29,422,000 37.2 26,454,000 32.2 25,266,470 31.7
Католицизм 23,821,000 36.7 20,193,000 32.4 21,172,000 32.5 23,024,000 33.2 22,732,894 35.9 24,540,460 35.5 26,161,237 35.7 28,525,000 36.1 26,288,000 32.0 24,869,380 31.2
Православное христианство - - - - - - - - - - - - - - - 1,050,740 1.3
Другие христиане 2,070,960 2.6
иудаизм 615,000 1.0 564,000 0.9 500,000 0.8 222,000 0.3 - - - - - - - 84,430 0.1
Другой [э] 498,000 0.7 1,639,000 2.6 2,681,000 4.0 3,966,000 5.7 623,956 1.0 [г] 752,575 1.1 1,089,673 1.5 - 4,137,140 5.2
Нет религии - - - - - - 1,190,629 1.5 2,572,369 4.1 [или] 3,438,020 4.9 7,459,914 10.2 - 22,223,010 27.9
Общая численность населения 64,926,000 100 62,411,000 100 65,218,000 100 69,314,000 100 63,169,844 100 69,187,072 100 73,178,431 100 79,112,831 100 82,259,540 100 79,652,360 100
  1. ^ Границы Германской империи .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Границы Веймарской республики , то есть государственные границы Германии по состоянию на 31 декабря 1937 года.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Совокупные данные по ФРГ и ГДР , исключая Саарский протекторат до 1956 года.
  4. ^ Переписи проводились в разные годы; в Западной Германии это было сделано 6 июня 1961 года, а в Восточной Германии - 31 декабря 1964 года.
  5. ^ Данные с 1910 по 1939 год включали нерелигиозных немцев, нерелигиозных евреев и людей нехристианских религий, тогда как религиозные евреи учитывались отдельно. С 1939 года нерелигиозные люди учитывались отдельно. Данные с 1946 по 1960-е годы включали евреев, которые иначе не выделялись в отдельную категорию.
  6. ^ Исключены представители любой нехристианской религии, проживающие в Восточной Германии.
  7. ^ Включены представители любой нехристианской религии, проживающие в Восточной Германии.

Церковные цифры оценки другие и

Религия в Германии (оценка на 2022 г. с использованием официальных данных о членстве в церкви) [1] [2]

  Неаффилированные (43,8%)
  Другие христиане (1,1%)
  Ислам , не считая алевизма (3,7%)
  Алевизм (0,8%)
  Буддизм (0,2%)
  Иудаизм (0,1%)
  Индуизм (0,1%)
  Езиды (0,1%)
  Другие религии (0,4%)

Крупнейшие религиозные организации Германии публикуют ежегодно обновляемые отчеты о своем членстве. [58]

Только определенные религиозные группы публикуют обновленные данные о своем официальном членстве, и такого рода данные собираются для взимания налогов с зарегистрированных членов этих церквей, что соответствует 9% от общего подоходного налога (8% в Баден-Вюртемберге ). . [59] Многие члены предпочитают больше не регистрироваться официально в своей церкви, чтобы снизить налоги, поскольку те, кто отказывается от регистрации, не обязаны платить дополнительный церковный подоходный налог. Согласно исследованию, примерно 44% лиц, отменивших регистрацию в своей церкви в 2018 году, сделали это, чтобы избежать уплаты церковного налога. [60] По данным исследования Pew Research Center , проведенного в 2017 году , около 20% людей, не зарегистрированных ни в одной церкви, тем не менее считают себя христианами. [61] Таким образом, официальный подсчет церквей может занижать фактическое количество людей, считающих себя католиками или протестантами, как отмечается в переписи населения 2011 года, которая предоставляет сопоставимые данные религиозной статистики, основанной на самоидентификации. [62] и церковный реестр. [63]

Согласно этой церковной статистике, христианство является крупнейшей религиозной группой в Германии: в 2021 году насчитывалось около 44,9 миллиона приверженцев (52,7%), из которых 21,6 миллиона - католики (26,0%) и 19,7 миллиона - протестанты (23,7%). [5] [58]

По другим оценкам, православие насчитывает 1,6 млн членов или 1,9% населения. [5] [48] [58] Другие второстепенные христианские религии, вместе взятые, насчитывают около 0,8 миллиона членов, что составляет 1,1% от общей численности населения. [5] [48] [58]

Второй по величине религией в Германии является ислам , насчитывающий около 3,0–4,7 миллионов приверженцев (3,6–5,7% населения), почти все из которых имеют полное или частичное иностранное происхождение. [64] [5] [48] Более мелкие религиозные группы включают буддизм (0,2–0,3%), иудаизм (0,1%), индуизм (0,1%), езиды (0,1%) и другие (0,4%). [5] [48] По итогам 2021 года 34,9 млн, или 41,9% населения страны, не были связаны ни с какой церковью или религией . [5]

По оценкам демографов, в Германии проживает около 100 000 религиозных евреев ( иудаизм ) и еще 90 000 этнических евреев без религии, около 100 000 езидов , 130 000 индуистов и 270 000 буддистов . [48]

Распределение религиозного и нерелигиозного населения в Германии (церковные данные 2011 г.) [4]
протестанты
католики
Нерелигиозные и беспристрастные

Данные опроса [ править ]

Процент населения (справа)

Источник (слева)

Общий

христианство

Христианские конфессии Нет религии Другие религии
католицизм протестанты православный Другие номиналы ислам иудаизм буддизм Другие религии
Евробарометр (сентябрь 2019 г.) [65] 61 30 24 2 5 30 4 0 0 4
Евробарометр (декабрь 2018 г.) [66] 66.1 29.5 26.6 2.2 7.8 27.6 3.7 0.1 0.7 1.8
Общее социальное исследование Германии (2018 г.) [67] 63.2 29.1 31.9 1.5 0.7 33.3 2.9 0.1 0.1 0.3
Международная программа социальных исследований (2017 г.) [68] 63.5 30.1 31.1 1.7 0.6 33.4 2.5 0.1 0.1 0.3
Политбарометр (2017) имеет право только голоса [69] 66.1 32.4 33.7 включен в «прочие» 29.9 2.2 0.04 1,6 (включая других христиан)

Религия в Германии, 2016 г., согласно Общему социальному исследованию Германии : [67]

  Другие христиане (1,3%)
  Никакой принадлежности (32,4%)
  Ислам (2,6%)
  Другие религии (0,5%)
  • В 2017 году опрос, проведенный исследовательским центром Pew, показал, что 71% взрослого населения Германии считают себя христианами, когда спрашивают об их нынешней религии (независимо от того, являются ли они официально членами определенной христианской церкви). Тот же опрос показывает, что большинство христиан в Германии не практикуют христианство (т.е. люди, которые идентифицируют себя как христиане, но посещают церковные службы не чаще нескольких раз в год). 5% опрошенных заявили, что исповедуют нехристианскую религию, а 24% не исповедуют никакой религии. [70]
  • В 2016 году немецкий Политбарометр обнаружил, что 34,2% взрослого населения, имеющего право голоса, были протестантами, 31,9% — католиками, 28,8% — беспартийными, 2,5% — мусульманами, 0,02% — евреями и 1,8% — исповедующими другую религию. Еще 0,9% не ответили на вопрос. [71]
  • В 2016 году Общее социальное исследование Германии показало, что 64,5% немцев заявили о своей принадлежности к христианской конфессии, 30,5% были католиками, 29,6% были членами Евангелической церкви, 1,7% были членами Евангелической свободной церкви, 1,4% были православными и 1,3% - другими христианами. Нерелигиозные люди составляли 32,4% населения, мусульмане - 2,6% и 0,5% - представители других религий. [72]
  • В 2015 году Евробарометр обнаружил, что 72,6% взрослого населения составляли христиане, причем крупнейшей христианской конфессией является протестантизм, составляющий 33,1% населения, за ним следует католицизм с 31,1%, восточное православие с 0,9% и неуказанные другие формы христианства с 31,1% населения. 7,5%. Еще 2,2% составляли мусульмане, 0,4% - буддисты, 0,1% - евреи и 1,3% принадлежали к другим религиям. Еще 23,5% населения не были религиозными, в том числе 12,8% были атеистами и 10,7% - агностиками. [73] Опрос Евробарометра 2010 года показал, что 44% граждан Германии ответили, что «они верят в существование Бога», 25% ответили, что «они верят, что существует какой-то дух или жизненная сила», а 27% ответили, что «они не верят в существование Бога». существует какой-либо дух, Бог или жизненная сила». 4% не ответили. [74]
  • Согласно опросу Worldwide Independent Network/Gallup International Association (WIN/GIA), проведенному в 2015 году, [75] 34% взрослых граждан заявили, что они религиозны, 42% заявили, что не религиозны и 17% заявили, что являются убежденными атеистами. 7% не ответили. [76]
  • По данным исследования, проведенного совместно при лондонском университете Святой Марии Центром религии и общества имени Бенедикта XVI и Парижским католическим институтом и на основе данных Европейского социального исследования за 2014–2016 годы, в 2018 году среди людей в возрасте от 16 до 29 лет -47% старых немцев были христианами (24% протестантами, 20% католиками, 2% православными и 1% другими христианами), 7% были мусульманами, 1% исповедовали другие религии и 45% не были религиозными. [77] Данные были получены в результате двух вопросов, один из которых спрашивал: «Считаете ли вы себя принадлежащим к какой-либо конкретной религии или конфессии?» на полную выборку в 900 человек, а другой спрашивает "какой?" к выборке, ответившей «да». [78]

Религия по штатам [ править ]

В 2016 году исследование «Политбарометр» предоставило данные о религии в каждой из земель Германии для взрослых, имеющих право голоса (18+), как указано в таблице ниже. [79] Христианство является доминирующей религией Западной Германии , за исключением Гамбурга , где существует нерелигиозное большинство. В Северной Германии традиционно доминировало протестантство , особенно лютеранство . В двух самых северных провинциях Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония проживает самый большой процент лютеран в Германии, о которых сообщают сами. [80] В Южной Германии большинство католическое , но также и значительное лютеранское протестантское население (особенно в Северном Вюртемберге и некоторых частях Бадена и Франконии (Северная Бавария)), в отличие от почти полностью протестантской Северной Германии . Безверие преобладает в Восточной Германии , которая была наименее религиозным регионом среди 30 стран, опрошенных в исследовании 2012 года. [81] [82] [83]

Религия по штатам, 2016 г. [79] протестанты католики Не религиозный мусульмане Другие
Баден-Вюртемберг Баден-Вюртемберг 37.6% 40.6% 16.4% 2.5% 3.0%
Бавария Бавария 23.4% 58.6% 15.6% 1.1% 1.3%
Бранденбург Бранденбург 24.9% 3.5% 69.9% 0.0% 1.5%
Бремен (штат) Бремен 51.8% 7.8% 39.1% 0.0% 1.3%
Берлин бывший Восточный Берлин 14.3% 7.5% 74.3% 1.5% 2.4%
Берлин бывший Западный Берлин 32.0% 12.4% 43.5% 8.5% 3.5%
Гамбург Гамбург 34.3% 9.0% 44.1% 10.9% 1.7%
Гессе Гессе 50.2% 21.7% 22.2% 3.8% 2.1%
Нижняя Саксония Нижняя Саксония 53.8% 18.7% 24.1% 2.5% 0.9%
Мекленбург-Передняя Померания Мекленбург-Передняя Померания 24.9% 3.9% 70.0% 0.3% 0.9%
Северный Рейн-Вестфалия Северный Рейн-Вестфалия 30.9% 44.6% 18.1% 4.4% 2.0%
Рейнланд-Пфальц Рейнланд-Пфальц 34.8% 42.4% 19.6% 1.0% 2.1%
Саар Саар 22.3% 68.1% 8.2% 1.4% 0.0%
Саксония Саксония 27.6% 4.0% 66.9% 0.3% 1.1%
Саксония-Анхальт Саксония-Анхальт 18.8% 5.1% 74.7% 0.3% 1.2%
Земля Шлезвиг-Гольштейн Земля Шлезвиг-Гольштейн 61.5% 3.2% 31.3% 2.2% 1.7%
Тюрингия Тюрингия 27.8% 9.5% 61.2% 0.0% 1.5%
Германия Германия 34.5% 32.2% 29.0% 2.5% 1.8%

Личные убеждения [ править ]

По данным опроса Pew Research Center в 2017 году, 60% взрослого населения Германии верят в Бога, а 36% не верят в Бога (9% не верят в Бога, а в высшие силы, 27% не верят в Бога). Бог или любая высшая сила): [84]

Личные убеждения в Германии (2017)
Вера % населения
Верить в Бога ( монотеизм ) 60 60
 
Верь в Бога, абсолютно точно 10 10
 
Верь в Бога, вполне уверен 37 37
 
Верь в Бога, не слишком уверен 12 12
 
Верить в Бога, совсем не уверен 1 1
 
Вера в высшую силу или духовную силу ( иецизм ) 9 9
 
Не верьте в Бога или какую-либо высшую силу или духовную силу ( атеизм ). 27 27
 
Не знаю ( агностицизм ) или отказался отвечать 4 4
 

Христианство [ править ]

На момент основания в 1871 году около двух третей населения Германской империи принадлежало к государственной протестантской церкви; [85] в 2021 году протестантскую церковь в Германии составили 23,7%. В 1871 году треть населения была католиками ; в 2021 году его членство составило 26,0%. В штате существовали и другие конфессии, но они никогда не достигли такого демографического значения и культурного влияния, как эти конфессии.

По состоянию на 2021 год христианство , насчитывающее около 44,9 миллионов членов, было крупнейшей религией в Германии (52,7% населения). [5] [48] [58] Следовательно, большинство немецкого народа принадлежит к христианской общине, хотя многие из них не принимают активного участия в церковной жизни. В 2021 году около 1,9% населения были православными христианами, а около 1,1% следовали другим формам христианства (включая другие протестантские церкви, Свидетелей Иеговы , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и другие). [5] [48] [58]

Протестантизм [ править ]

Ульмский собор

Источник всех данных: REMID. [48]

Католицизм [ править ]

Католические церкви в полном общении:

Церковь не в общении:

Восточное христианство [ править ]

Коптский православный монастырь Святого Антония в Вальдсольмсе-Креффельбахе
Сербский православный епархиальный собор Святого Саввы в Дюссельдорфе.

Другие [ править ]

Никакой религии [ править ]

По состоянию на 2021 год 34,9 миллиона или 41,9% немцев нерелигиозны . [90] [5] [48] До Второй мировой войны около двух третей населения Германии составляли протестанты, а одна треть — католики. Особенно на севере и северо-востоке Германии преобладали протестанты. [91] В бывшей Западной Германии между 1945 и 1990 годами, которая включала почти все исторически католические территории Германии, с 1980-х годов католики составляли незначительное большинство. Из-за того, что поколение стояло за железным занавесом , протестантские районы бывших государств Пруссии гораздо больше пострадали от секуляризма, чем преимущественно католические районы. Преимущественно секуляризованные государства, такие как Гамбург или земли Восточной Германии, раньше были оплотами лютеранства или объединенных протестантов . Из-за этого протестантизм сейчас наиболее силен на двух полосах территории бывшей Западной Германии: одна простирается от датской границы до Гессена, а другая простирается с северо-востока на юго-запад через южную Германию.

Нерелигиозное большинство проживает в Гамбурге , Бремене , Берлине , Бранденбурге , Саксонии , Саксонии-Анхальт , Тюрингии и Мекленбург-Передней Померании . В восточной земле Саксония-Анхальт только 19,7% принадлежат к двум основным конфессиям страны. [92] Это штат, где Мартин Лютер родился и прожил большую часть своей жизни.

В бывшей Восточной Германии после сорока лет коммунистического правления уровень религиозных обрядов и принадлежности намного ниже, чем в остальной части страны. Правительство Германской Демократической Республики поощряло государственное атеистическое мировоззрение через такие учреждения, как Jugendweihen (хиротонии молодежи) — светские церемонии совершеннолетия, аналогичные христианскому конфирмации, которые поощрялось посещать все молодые люди. Число крещений, религиозных свадеб и похорон также ниже, чем на Западе.

Согласно опросу немецкой молодежи (в возрасте от 12 до 24 лет), проведенному в 2006 году, большинство немецкой молодежи нерелигиозны (51%). 30% немецкой молодежи заявили о вере в личного бога, 19% верят в какую-то сверхъестественную силу, 23% разделяют агностические взгляды и 28% являются атеистами. [93]

Ислам [ править ]

Центральная мечеть Кельна
Шиитский Гамбурга исламский центр

Ислам — крупнейшая нехристианская религия в стране. Мусульман насчитывается от 3,0 до 4,7 миллионов человек, что составляет около 3,6% населения. [5] [94] Большинство мусульман в Германии имеют турецкое происхождение, за ними следуют выходцы из Пакистана, стран бывшей Югославии , арабских стран , Ирана и Афганистана . Эта цифра включает в себя различные конфессии ислама, такие как сунниты , шииты , ахмади и алевиты . Мусульмане впервые прибыли в Германию в рамках дипломатических, военных и экономических отношений между Германией и Османской империей в 18 веке. [95]

В период с 2010 по 2016 год число мусульман, проживающих в Германии, увеличилось с 3,3 миллиона (4,1% населения) до почти 5 миллионов (6,1%). Важнейшим фактором роста мусульманского населения Германии является иммиграция. [96]

Иудаизм [ править ]

Синагога Вормса (первоначально построенная в 1034 году) — старейшая сохранившаяся синагога в Германии.

Еврейские общины в немецкоязычных регионах возникли еще в четвертом веке. [98] В 1910 году в Германии проживало около 600 000 евреев. После того как Адольф Гитлер пришел к власти в 1933 году, он начал систематически преследовать евреев в Германии. Систематические массовые убийства евреев в оккупированной немцами Европе начались с вторжения в Советский Союз в 1941 году . К концу Второй мировой войны , четыре года спустя, около 6 миллионов евреев были убиты национал-социалистическим правительством. [99]

Около девяноста тысяч евреев из бывшего Восточного блока, в основном из стран бывшего Советского Союза, поселились в Германии после падения Берлинской стены . В основном это связано с политикой правительства Германии, которая фактически предоставляет возможность иммиграции любому человеку из Содружества Независимых Государств и стран Балтии с еврейским наследием, а также с тем фактом, что сегодняшние немцы считаются более лояльными к евреям, чем многие люди в бывших странах. -Советские регионы.

В последнее время антисемитские оскорбления в отношении евреев в Германии возросли. Центральный совет евреев призвал немцев-евреев избегать ношения кипы в общественных местах. [100]

Буддизм [ править ]

Японский буддийский храм в Дюссельдорфе

Буддисты являются третьей по численности группой верующих в Германии после различных религиозных конфессий христианства и ислама . В Германии проживает около 270 000 буддистов. [48]

Большинство из них являются последователями буддийской школы Тхеравады , особенно из Шри-Ланки . Кроме того, есть последователи Ваджраяны , также называемой тибетским буддизмом , а также последователи буддизма Нитирэн , в основном из Японии, и дзен-буддизма из Японии. Около 59 000 буддистов из Таиланда следуют школе Тхеравады , содержат 48 храмов в Германии и образуют одну из крупнейших буддийских общин буддистов азиатского происхождения в Германии. Большая часть буддистов в Восточной Германии являются частью вьетнамской общины. Большинство различных буддийских школ и организаций в Германии являются членами некоммерческой ассоциации Deutsche Buddhaische Union eV (DBU) .

Индуизм [ править ]

Шри Камадчи Ампал Индуистский храм в городе Хамм

В Германии проживает около 100 000 индуистов . [48] Большинство из них — тамилы- индусы из Шри-Ланки (около 42 000–45 000); из Индии – от 35 000 до 40 000; немецкого или европейского происхождения около 7500 и около 5000 индусов родом из Афганистана . В Германии также есть индуисты из Непала , однако их число очень мало.

Кроме того, в Германии есть индуисты , являющиеся последователями Новых религиозных движений, таких как движение Харе Кришна , Бхакти-йога и Трансцендентальная Медитация . Однако общее число этих последователей в Германии сравнительно невелико.

Другие религии [ править ]

Сикхизм [ править ]

от 10 000 до 20 000 сикхов . В Германии проживает [48] Многие сикхи в Германии имеют корни из региона Пенджаб на севере Индии, а также из Пакистана и Афганистана. Германия занимает третье место по численности сикхского населения в Европе после Великобритании и Италии. Город Франкфурт также известен сикхам как Мини-Пенджаб из-за большого количества сикхов, проживающих там.

Езидизм [ править ]

В Германии существует большая община езидов , насчитывающая около 100 000 человек. [48] Это делает немецкую езидскую общину одной из крупнейших езидских общин в езидской диаспоре.

Друзская вера [ править ]

В 2020 году в Германии проживало более 10 000 друзов , наибольшая концентрация которых проживала в Берлине и Северном Рейне-Вестфалии . [102] Число друзов увеличилось в последние годы: тысячи сирийских беженцев времен гражданской войны в Сирии прибыли в Германию в поисках статуса беженца. [103] Друзы в Германии в основном имеют сирийское происхождение и исповедуют друзизм, монотеистическую религию, включающую в себя аспекты ислама, индуизма, христианства, иудаизма и греческой философии. [104]

Вера Бахаи [ править ]

Дом Поклонения Бахаи в Лангенхайне недалеко от Франкфурта

По оценкам на 1997–1998 годы в Германии проживало 4000 бахаи. В 2002 году действовало 106 Местных Духовных Собраний. 2007–2008 годов По данным переписи населения Германии с использованием выборки, в Германии проживает 5–6 000 бахаи. Ассоциация архивов религиозных данных (опираясь на Всемирную христианскую энциклопедию ) оценила около 11 743 бахаи. После воссоединения Германии в 1989–91 годах Федеральный конституционный суд Германии вынес решение, подтверждающее статус Веры Бахаи как религии. в Германии. Продолжающееся развитие программ, ориентированных на молодежь, включало Театр танца «Разнообразие» (см. Оскар ДеГрю ), который отправился в Албанию в феврале 1997 года. Книга Удо Шефера 2001 года и др. « Making the Crooked Straight» была написана, чтобы опровергнуть полемику, поддержанную протестантской церковью в Германии, написанную в 1981 году. С момента публикации Протестантская церковь в Германии пересмотрела свои отношения с немецкой общиной бахаи. Бывший член федерального парламента Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер высоко оценил идеи немецкой общины бахаи о социальной интеграции, которые были опубликованы в заявлении в 1998 году, а канцлер Гельмут Коль направил поздравительное послание на церемонию 1992 года, посвященную 100-летию Вознесения Бахауллы .

Неоязычество [ править ]

Алтарь Матронен с подношениями в Неттерсхайме

Неоязыческие религии были общественными в Германии, по крайней мере, с 19 века. В настоящее время германское язычество ( Germanisches Heidentum , или Deutsch Glaube для его специфических немецких форм) имеет множество организаций в стране, в том числе Germanische Glauben-Community (Сообщество германской веры), Heidnischegemeinschaft (Языческое сообщество), Verein für Germanisches Heidentum (Ассоциация для германского язычества), Норниры Этт , Эльдаринг , Артгемайншафт , Арманен-Орден и тюрингский Фирне Ситте.

Другие языческие религии включают массовое кельто - германское поклонение Матроненкульту, практикуемое в Рейнской области , кельты ( кельтское религиозное объединение) и викканские группы. По состоянию на 2006 год 1% населения земли Северный Рейн-Вестфалия придерживается новых религий или эзотерических групп.

Сектен и движения новые религиозные

Церковь Саентологии в Берлине

Правительство Германии предоставляет информацию и предупреждения о культах , сектах и ​​новых религиозных движениях . В 1997 году парламент создал комиссию Sogenannte Sekten und Psychogruppen (буквально «так называемые секты и психические группы»), которая в 1998 году представила обширный отчет о ситуации в Германии в отношении НРД. [105] В 2002 году Федеральный конституционный суд подтвердил право правительства предоставлять важную информацию о религиозных организациях, называемых « Секте» , но заявил, что «клеветнические, дискриминирующие или фальсифицированные отчеты» являются незаконными. [106]

При классификации религиозных групп Римско-католическая церковь и Протестантская церковь в Германии (EKD) используют трехуровневую иерархию «церквей», «свободных церквей» и сектенов :

  1. Кирхен (церкви) — это термин, обычно применяемый к Римско-католической церкви, протестантской церкви в церквях-членах Германии ( Ландескирхен ) и православным церквям. Церквям не только предоставлен статус некоммерческой организации , но они имеют дополнительные права как уставные корпорации ( нем . Körperschaft des öffentlichen Rechts ), что означает, что они имеют право нанимать государственных служащих ( Beamter ), выполнять официальные обязанности, или выдать официальные документы.
  2. Freikirchen ( свободные церкви ) — это термин, обычно применяемый к протестантским организациям за пределами EKD, например , баптистам , методистам , независимым лютеранам, пятидесятникам , адвентистам седьмого дня и другим. Однако старокатоликов тоже можно назвать свободной церковью. [107] Свободным церквям не только предоставляется безналоговый статус некоммерческой организации, но многие из них имеют дополнительные права как уставные корпорации .
  3. Сектен — это термин для религиозных групп, которые не считают себя частью основной религии (но, возможно, единственными настоящими верующими основной религии). [108]

В каждой протестантской Landeskirche (церковь, каноническая юрисдикция которой распространяется на один или несколько штатов или земель ) и католической епископстве есть Sektenbeauftragter ( делегат Sekten ), от которого можно получить информацию о религиозных движениях.

Свобода религии [ править ]

В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [109]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Религиозная принадлежность 2022» . 25 августа 2023 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Члены церкви: 47,45 процента» .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберт Колб, Исповедуя веру: реформаторы определяют Церковь, 1530–1580 (Издательство Concordia, 1991).
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «База данных переписи населения — результаты переписи 2011 года — люди по вероисповеданию (подробно) по Германии» . Федеральные и государственные статистические управления. 9 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Религиозная принадлежность 2021» . 24 августа 2022 г.
  6. ^ «Исследовательский центр BAMF: Новое исследование мусульманской жизни в Германии в 2020 году демонстрирует большее разнообразие» (на немецком языке) . Проверено 28 апреля 2021 г.
  7. ^ «Мусульманская жизнь в Германии 2020» (на немецком языке) . Проверено 28 апреля 2021 г.
  8. ^ «Жители Восточной и Западной Европы различаются по важности религии, взглядам меньшинств и ключевым социальным проблемам» , Pew Research Center , 29 октября 2018 г. Проверено 10 августа 2020 г.
  9. ^ «Евробарометр» . europa.eu . Проверено 26 декабря 2021 г.
  10. ^ «Евробарометр» . europa.eu . Проверено 26 декабря 2021 г.
  11. ^ Глобальная религия 2023 — Религиозные верования во всем мире , Ipsos, Париж.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Годдин, Софи Л. (29 апреля 2014 г.). Самый безбожный регион мира: атеизм в Восточной Германии . Конференция молодых историков. Портлендский государственный университет. Архивировано из оригинала 30 сентября 2016 года.
  13. ^ «Глобальный индекс религиозности и атеизма» (PDF) . Гэллап . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2017 года.
  14. ^ Леерсен, Джоп Леерсен (весна 2016 г.). «Боги, герои и мифологи: ученые-романтики и языческие корни европейских народов» (PDF) . История гуманитарных наук . 1 (1): 71–100. дои : 10.1086/685061 . hdl : 11245.1/5020749c-8808-435e-9251-137e66636e33 . S2CID   191884337 .
  15. ^ Польсандер, Ханс А. (4 сентября 2012 г.) [20 июля 2003 г.]. « Константин I (306 – 337 гг. н.э.) » Политехнический институт Ренсселера . По состоянию на 15 мая 2018 г.
  16. ^ Регенты Мичиганского университета. « Исторические иллюстрации искусства и архитектуры ». Библиотека Мичиганского университета . По состоянию на 15 мая 2018 г.
  17. ^ Джон Лотерингтон, Немецкая Реформация (2014)
  18. ^ Марвин Р. О'Коннелл, Контрреформация, 1559–1610 (1974)
  19. ^ Льюис В. Спитц, «Партикуляризм и мир Аугсбург: 1555», История Церкви (1956), 25 № 2, стр. 110–126 в JSTOR
  20. ^ Сравните: Уилсон, Питер Хэмиш (2009). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 9. ISBN  9780674036345 . Проверено 16 июня 2017 г. [...] это была не в первую очередь религиозная война. [...] Религия, безусловно, обеспечивала мощный фокус идентичности, но ей приходилось конкурировать с политическими, социальными, языковыми, гендерными и другими различиями. большинство современных наблюдателей говорили об имперских, баварских, шведских или богемских войсках, а не о католических или протестантских войсках, которые являются анахроническими ярлыками, используемыми для удобства с девятнадцатого века для упрощения отчетов. Война была религиозной лишь в той степени, в которой вера определяла всю государственную политику и частное поведение раннего Нового времени.
  21. ^ Кристофер Кларк, Железное Королевство (2006), стр. 412–19.
  22. ^ Кристофер Кларк, «Конфессиональная политика и пределы действий государства: Фридрих Вильгельм III и Прусский церковный союз 1817–40». Исторический журнал 39.04 (1996), стр: 985–1004. в JSTOR
  23. ^ Хаджо Холборн, История современной Германии 1648–1840 (1964), стр. 485–91.
  24. ^ Кристофер Кларк, Железное Королевство (2006), стр. 419–21.
  25. ^ Холборн, История современной Германии 1648–1840 (1964), стр. 498–509.
  26. ^ Дуглас В. Хэтфилд, «Культуркампф: отношения церкви и государства и провал немецкой политической реформы», Журнал церкви и государства (1981), 23 № 3, стр. 465–484 в JSTOR (1998).
  27. ^ Джон К.Г. Роэль, «Высшие государственные служащие в Германии, 1890–1900» в книге Джеймса Дж. Шихана, изд., Imperial Germany (1976), стр. 128–151.
  28. ^ Маргарет Лавиния Андерсон и Кеннет Баркин. «Миф о чистке Путткамера и реальность Культуркампфа: некоторые размышления об историографии императорской Германии». Журнал современной истории (1982): 647–686. особенно стр. 657–62 в JSTOR
  29. ^ Энтони Дж. Стейнхофф, «Христианство и создание Германии», в книге Шеридана Гилли и Брайана Стэнли, ред., Кембриджская история христианства: Том 8: 1814–1914 (2008), стр. 295.
  30. ^ Цитируется по Эдварду Крэнкшоу, Бисмарк (1981), стр. 308–9.
  31. ^ Джон К. Зиндер в The Catholic Historical Review, Vol. 43, № 3 (октябрь 1957 г.), стр. 328–330.
  32. ^ Ребекка Аяко Беннетт, Борьба за душу Германии: католическая борьба за инклюзию после объединения (Harvard UP, 2012)
  33. ^ Блэкборн, Дэвид (декабрь 1975 г.). «Политическая расстановка Центристской партии в Вильгельминской Германии: исследование возникновения партии в Вюртемберге девятнадцатого века» (PDF) . Исторический журнал . 18 (4): 821–850. дои : 10.1017/s0018246x00008906 . JSTOR   2638516 . S2CID   39447688 .
  34. ^ Кларк, Кристофер (2006). Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600–1947 гг . Издательство Гарвардского университета. стр. 568–576 . ISBN  9780674023857 .
  35. ^ Рональд Дж. Росс, Провал Kulturkampf Бисмарка: католицизм и государственная власть в имперской Германии, 1871–1887 (1998).
  36. ^ «Зал атеистов преобразован: берлинские церкви создают бюро по возвращению прихожан» . Нью-Йорк Таймс . 14 мая 1933 г. с. 2 . Проверено 18 сентября 2010 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стейгманн-Галл, Ричард (2003). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 219. ИСБН  9780521823715 . Проверено 23 января 2018 г.
  38. ^ Зиглер, Герберт Ф. (2014). Новая аристократия нацистской Германии: руководство СС, 1925–1939 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 85–87. ISBN  9781400860364 . Проверено 23 января 2018 г.
  39. ^ Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) св «Антисемитизм §2. Причины»; «холокост». Корпорация Microsoft/Спектр.
  40. ^ « Символы поклонения теперь для всех религиозных общин» (на немецком языке). Apd.info. 20 октября 2008 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  41. ^ Ст. Основного закона. 140
  42. ^ Аллинсон, Марк (2000). «Основы церквей поставлены под сомнение». Политика и общественное мнение в Восточной Германии, 1945–68 . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 99. ИСБН  9780719055546 . Проверено 27 декабря 2019 г. [...] основной взгляд СЕПГ на церкви остался неизменным, даже несмотря на то, что «Новый курс» вынудил преждевременно положить конец первому этапу усилий партии по ограничению религиозного влияния на молодежь.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Германия" . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Проверено 28 декабря 2011 г.
  44. ^ ШПИГЕЛЬ, DER (февраль 2018 г.). «День Реформации: Северная Германия должна получить новый праздник — DER SPIEGEL — Работа и карьера» . Зеркало .
  45. ^ «Католическая церковь в Германии потеряла в прошлом году 200 000 членов» . Католическое информационное агентство . 22 июля 2019 года . Проверено 22 августа 2019 г. По данным Конференции немецких епископов, в прошлом году католическая церковь в стране сократилась на 216 078 членов. В протестантских церквях наблюдалось аналогичное падение: за этот период их покинуло 220 000 членов. [...] По данным DW, около 53% населения страны остаются либо католиками, либо протестантами. Обе церкви в настоящее время насчитывают более 20 миллионов членов.
    Однако Фрайбургский университет прогнозирует, что число членов обеих церквей сократится вдвое к 2060 году, снизившись с нынешних 45 миллионов до менее 23 миллионов в ближайшие 40 лет.
  46. ^ «Католическая церковь в Германии в прошлом году потеряла рекордное количество членов» . Католическое информационное агентство . 26 июня 2020 г. Проверено 27 июня 2020 г.
  47. ^ «База данных переписи населения – результаты переписи 2011 года» . results.zensus2011.de . Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года . Проверено 16 мая 2018 г.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «РЕМИД — Служба СМИ и информации по религиоведению» (на немецком языке). 2017.
  49. ^ жизнь в Германии Мусульманская ( на немецком языке). Нюрнберг : Федеральное ведомство по миграции и беженцам (нем. Federal Office for Migration and Refugees), ведомство Федерального министерства внутренних дел (Германия) . Июнь 2009. стр. 97–80. ISBN  9783981211511 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2011 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  50. ^ Блейк, Мэрайя (10 ноября 2006 г.). «В колыбели нацизма Германия знаменует собой еврейский ренессанс» . Христианский научный монитор .
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Население по религиозной принадлежности (1910–1939)» (PDF) . Том 6. Веймарская республика 1918/19–1933 . История Германии в документах и ​​фотографиях (на немецком языке). Вашингтон, округ Колумбия: Немецкий исторический институт.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Германия: Исповедь» (на немецком языке). ФОВИД. 15 января 2018 г.
  53. ^ Конференция епископов, немецкий. «Церковная статистика» . dbk.de (на немецком языке) . Проверено 27 августа 2019 г.
  54. ^ «Цифры и данные о членстве в церкви» . www.ekd.de (на немецком языке) . Проверено 27 августа 2019 г.
  55. ^ «Изменение численности населения – Демографический баланс и цены на нефть на национальном уровне» . Евростат . 1960–2019.
  56. ^ «Пресс-конференция «Перепись 2011 года – факты о населении Германии» » (PDF) . ДЕСТАТИС . 31 мая 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2013 г. . Проверено 5 сентября 2019 г.
  57. ^ «ZENSUS2011 – Обзорная анкета» . www.zensus2011.de . Проверено 5 сентября 2019 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Цифры и факты о церковной жизни в отчете EKD 2021 . Евангелическая церковь Германии . Проверено 3 января 2022 г.
  59. ^ Джеймс (5 ноября 2017 г.). «Что такое церковный налог в Германии и как мне его не платить?» . Живая работа Германия . Архивировано из оригинала 26 августа 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
  60. ^ «Результат опроса» . Kirchenaustritt.de (на немецком языке) . Проверено 4 сентября 2019 г.
  61. ^ «Взгляд на церковные налоги в Западной Европе» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 30 апреля 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
  62. ^ «База данных переписи населения – результаты переписи 2011 года» . results.zensus2011.de . Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
  63. ^ «База данных переписи населения – результаты переписи 2011 года» . results.zensus2011.de . Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
  64. ^ «Исследование БАМФ 14. Декабрь 2016» (PDF) .
  65. ^ «Специальный евробарометр 493, стр. 229-230» . Европейский Союз: Европейская комиссия . Сентябрь 2019.
  66. ^ Евробарометр 90.4: Отношение европейцев к биоразнообразию, осведомленность и восприятие обычаев ЕС, а также восприятие антисемитизма . Европейская комиссия . Проверено 9 августа 2019 г. - через GESIS .
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всеобщий опрос населения по социальным наукам ALLBUS 2018» . zacat.gesis.org . Проверено 26 августа 2019 г.
  68. ^ «Программа международных социальных исследований: социальные сети и социальные ресурсы – ISSP 2017» . zacat.gesis.org . Проверено 26 августа 2019 г.
  69. ^ «Политбарометр 2017 (Совокупный набор данных)» . zacat.gesis.org . Проверено 26 августа 2019 г.
  70. ^ «Быть ​​христианином в Западной Европе (опрос среди 24 599 взрослых (возраст 18+) в 15 странах Западной Европы)» . Исследовательский центр Пью. 29 мая 2018 года . Проверено 27 июня 2018 г.
  71. ^ «Исповедь – взвешенная (Kumulierter Datensatz)» . Политбарометр 2016 : Вопрос В312.Ф1. 2016 – через ГЕСИС . Опрос проводился на выборке из 30 599 человек.
  72. ^ «Всеобщий опрос населения по социальным наукам ALLBUS 2016» . GESIS – Институт социальных наук Лейбница (на немецком языке). 2016. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
  73. ^ Европейская комиссия (2015). Специальный Евробарометр 84.3, Дискриминация в ЕС в 2015 году , Вопрос sd3.F1, через GESIS
  74. ^ Отчет Евробарометра по биотехнологии, 2010 г., стр. 381.
  75. ^ «Глобальный индекс религиозности и атеизма – 2012» (PDF) . RED C Research & Marketing Ltd. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2012 года.
  76. ^ «Теряем религию? Две трети людей по-прежнему заявляют, что они религиозны» (PDF) . ВЫИГРАТЬ Gallup International. 13 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2015 г.
  77. ^ Булливант, Стивен (2018). «Молодежь и религия Европы: результаты Европейского социального исследования (2014–2016 годы) для информирования Синода епископов 2018 года» (PDF) . Центр религии и общества Бенедикта XVI Университета Святой Марии; Католический институт Парижа. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2018 года.
  78. ^ «Европейское социальное исследование, онлайн-анализ» . nessstar.ess.nsd.uib.no . Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 года . Проверено 14 мая 2018 г.
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Конфессия, Бундесланд – взвешенная (Kumulierter Datensatz)» . Политбарометр 2016 : Вопрос В312.Ф1. 2016. Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года . Проверено 24 октября 2017 г. - через GESIS . Описание выборки исследования .
  80. ^ Евангелическая церковь Германии. «Количество членов церкви по состоянию на 31 декабря 2010 г.» (PDF) . ЭДК . Проверено 13 мая 2016 г.
  81. ^ «Вера в Бога сквозь время и страны, Том В. Смит, Чикагский университет, 2012 г.» (PDF) .
  82. ^ «ПОЧЕМУ ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ — САМОЕ БЕЗБОЖНОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ» . Die Welt. 2012. Архивировано из оригинала 26 августа 2012 года . Проверено 24 мая 2009 г.
  83. ^ «Восточная Германия — самый «атеистический» регион из всех» . Диалог Интернешнл. 2012 . Проверено 24 мая 2009 г.
  84. ^ «Быть ​​христианином в Западной Европе» (опрос среди 24 599 взрослых (возраст 18+) в 15 странах Западной Европы)» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 29 мая 2018 года . Проверено 22 мая 2019 г.
  85. ^ Немецкий протестантизм в подавляющем большинстве представлял собой смесь лютеранской, реформатской (т.е. кальвинистской) и объединенной (лютеранской и реформатской/кальвинистской) церквей, причем баптисты, пятидесятники, методисты и различные другие протестанты появились лишь недавно.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цифры и факты о церковной жизни в отчете EKD 2020 . Евангелическая церковь Германии . Проверено 13 августа 2020 г.
  87. ^ «Союз евангелических свободных церквей (баптистов) в Германии» . Всемирный баптистский альянс . Проверено 22 октября 2022 г.
  88. ^ «Евангелистско-лютеранская свободная церковь — Германия» . celc.info .
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «РЕМИД - Служба СМИ и информации по религиоведению - Численность членов: Православная, Восточная и Объединенная церкви» (на немецком языке). 2017.
  90. ^ «Члены церкви: 49,7 процента» . fovid.de (на немецком языке). 27 июня 2022 г. Проверено 15 августа 2022 г.
  91. ^ Эриксен и Хешель, Предательство: немецкие церкви и Холокост , стр.10, Fortress Press.
  92. ^ «Протестантская церковь в Германии: количество членов на 31 декабря 2004 г.» [Протестантская церковь в Германии: количество членов на 31 декабря 2004 г.] (PDF) (на немецком языке). Протестантская церковь в Германии. Декабрь 2005 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  93. ^ Томас Генсике: Молодежь и религиозность. В: German Shell Youth 2006. 15-е исследование Shell Youth. Франкфурт-на-Майне, 2006 год.
  94. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «РЕМИД - Служба СМИ и информации по религиоведению - Членские номера: ислам» (на немецком языке). 2017.
  95. ^ Анвар, Мухаммед; Бляшке, Йохен; Сандер, Оке (2004). «Ислам и мусульмане в Германии: мусульмане в истории Германии до 1945 года» (PDF) . Государственная политика в отношении мусульманских меньшинств: Швеция, Великобритания и Германия . изданиеПараболис. стр. 65–67. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2004 года.
  96. ^ Митчелл, Трэвис (29 ноября 2017 г.). «Рост мусульманского населения Германии» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew .
  97. ^ Der Tagesspiegel : Мечеть в Вильмерсдорфе: в комплекте с куполом , 29 августа 2001 г., дата обращения 27 января 2016 г.
  98. ^ «Германия: виртуальный тур по еврейской истории» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 22 февраля 2013 г.
  99. ^ «Документирование количества жертв Холокоста и нацистских преследований» . энциклопедия.ushmm.org .
  100. ^ «Евреев Германии призвали не носить кипы после терактов» . Новости Би-би-си . 24 апреля 2018 г.
  101. ^ «Централрат – Митглидер» [Центральный совет – члены]. Центральный совет евреев Германии (на немецком языке) . Проверено 31 марта 2016 г.
  102. ^ «Дружеизм – тайная религия (2020)» . Дойчландфанк . Проверено 5 января 2021 г.
  103. ^ «Дружеизм – тайная религия (2020)» . Дойчландфанк . Проверено 5 января 2021 г.
  104. ^ «Знакомства с друзами: борьба за любовь в сокращающейся диаспоре» . www.cbc.ca. ​Проверено 1 мая 2019 г.
  105. ^ Заключительный отчет комиссии Enquete по «Так называемым сектам и психогруппам»: новые религиозные и идеологические сообщества и психогруппы в Федеральной Республике Германия (PDF) . Боннерский университет-Бухдрукерей. 1998. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2005 года.
  106. ^ Решение Федерального конституционного суда Германии: BVerfG, решение v. 26 июня 2002 г., исх. 1 БвР 670/91.
  107. ^ «Свободная церковь: Старая католическая церковь» [Свободная церковь: Старая католическая церковь]. uni-protocols.de . Проверено 8 апреля 2017 г.
  108. ^ «Sekten: Definitionen» [Секты: Определения] (на немецком языке). hilfe24.de . Проверено 8 апреля 2017 г.
  109. Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.

Дальнейшее чтение

  • Бюттнер, Манфред. «К истории и философии географии религии в Германии». Религия 10 № 1 (1980): 86–119.
  • Драммонд, Эндрю Лэндейл. Немецкий протестантизм со времен Лютера (1951).
  • Эберле, Эдвард Дж. «Свободное исповедание религии в Германии и Соединенных Штатах». Tulane Law Review 78 (2003): 1023+.
  • Илон, Амос. Жаль всего этого: история евреев в Германии, 1743–1933 (2002).
  • Эванс, Эллен Ловелл. Немецкая центристская партия, 1870–1933: исследование политического католицизма (Южный Иллинойс, UP, 1981).
  • Эванс, Ричард Дж. «Религия и общество в современной Германии». European History Quarterly 12 № 3 (1982): 249–288.
  • Фетцер, Джоэл С. и Дж. Кристофер Сопер. Мусульмане и государство в Великобритании, Франции и Германии (Cambridge University Press, 2005). отрывок .
  • Гей, Рут. Евреи Германии: исторический портрет (1992).
  • Харрингтон, Джоэл Ф. и Хельмут Уолзер Смит. «Конфессионализация, община и государственное строительство в Германии, 1555–1870 гг.». Журнал современной истории (1997): 77–101. онлайн ; ДЖСТОР .
  • Касторяно, Рива. «Религия и объединение: ислам во Франции и Германии». Обзор международной миграции 38 № 3 (2004), стр: 1234–1255.
  • Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции, I: Девятнадцатый век в Европе: предыстория и римско-католическая фаза (1959); Христианство в эпоху революции, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви (1959); Христианство в эпоху революции, IV: Двадцатый век в Европе: Римско-католическая, протестантская и восточная церкви (1959); несколько глав о Германии.
  • Ропер, Линдал и Р.В. Скрибнер. Религия и культура в Германии: (1400–1800) (Brill, 2001) онлайн .
  • Скрибнер, Роберт В. и К. Скотт Диксон. Немецкая Реформация (Пэлгрейв Макмиллан, 2003).
  • Смит, Хельмут Вальзер, изд. Протестанты, католики и евреи в Германии, 1800–1914 гг . (Bloomsbury Academic, 2001).
  • Спон, Вилфрид. «Религия и формирование рабочего класса в императорской Германии 1871–1914». Политика и общество 19 № 1 (1991): 109–132.
  • Тал, Уриэль. Христиане и евреи в Германии: религия, политика и идеология во Втором рейхе, 1870–1914 (Cornell UP, 1975).
  • Терио, Барбара. «Консервативные революционеры»: протестантская и католическая церкви в Германии после радикальных политических перемен в 1990-е годы (2004 г.); сосредоточить внимание на слиянии ГДР после 1990 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a60144cb2319ece7d6b64f1ec2475e32__1719142680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/32/a60144cb2319ece7d6b64f1ec2475e32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)