немецкая модель
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2009 г. ) |
Термин «немецкая модель» чаще всего используется в экономике для описания после Второй мировой войны в Западной Германии способов использования Университетского колледжа Лондона (по мнению профессора Венди Карлин ) инновационных производственных отношений, профессионального обучения и более тесных связей между финансовым и промышленным секторами. способствовать экономическому процветанию. [1] Двумя ключевыми компонентами немецкой модели являются национальная система сертификации промышленных и ремесленных навыков, а также полное участие профсоюзов в надзоре за профессиональным обучением на предприятиях. [2]
Немецкая модель коллективных переговоров отличается от модели, распространенной в других европейских странах и США. [3] В Германии профсоюзы и ассоциации работодателей ведут переговоры на уровне отрасли и региона. [3] В отличие от трехсторонних корпоративистских систем, правительство Германии не участвует в переговорах. [3] Эти крупномасштабные соглашения имеют широкий охват и приводят к значительной стандартизации заработной платы и условий занятости по всей стране. [3] Некоторые переговоры происходят на уровне фирм. [3]
История
[ редактировать ]В 1869 году законодательство либерализовало обучение, сняв ограничения на то, кто мог брать на работу учеников. [4] В 1881, 1884 и 1887 годах законодательство ужесточило ограничения. [4]
Закон, принятый в 1897 году, «Закон о защите ремесел», стабилизировал систему ученичества на заводах в немецкой промышленности. Закон установил ограничения на количество учеников, которые могла взять на работу фирма, и ввел систему контроля качества обучения. [4] По словам Кэтлин Телен , этот закон сыграл важную роль в закреплении того, что впоследствии стало немецкой моделью. [5] Закон 1897 года стал результатом переговоров между государством и ремесленным сектором, которые поддерживали отношения. [6] Организованный труд оказал минимальное влияние на законодательство, а социал-демократы выступили против этого закона из-за подозрений в отношении традиционного ремесленного сектора. [6] Телен пишет, что стимул к принятию закона был «глубоко политическим и по большей части нелиберальным». [4]
Со временем у социал-демократов появился стимул не разрушать систему, установленную законом, поскольку профсоюзы все больше наполнялись квалифицированными работниками, прошедшими обучение по системе ученичества. [6] В Веймарской республике немецкие профсоюзы стали сторонниками системы повышения квалификации на производстве. [6] В XX веке в систему профессионального образования вносились постепенные изменения. [4]
Производственные отношения
[ редактировать ]Согласно немецкой модели, профсоюзы организуются на уровне отрасли и сосуществуют с производственными советами как на уровне завода, так и на уровне компании. [7] Эти профсоюзы договариваются об определении заработной платы с ассоциациями работодателей . Сильной стороной этой системы является сотрудничество между профсоюзами и советами управления. Это уникально для западных стран, которые характеризуются либо существенным ослаблением профсоюзной власти (например, в США и Великобритании с 1980-х годов), либо постоянными профсоюзными конфликтами (например, во Франции и Италии , где профсоюзы остаются сильными). ).
Консенсусная модель
[ редактировать ]Как и в отношениях между профсоюзами и работодателями, немецкая модель также направлена на гармонизацию отношений между регулирующими органами и заинтересованными сторонами, а также между отдельными компаниями, чтобы предотвратить разрушительную конкуренцию в рамках применимого антимонопольного законодательства. Считавшиеся результатом неконфронтационной культуры послевоенной Германии, поиск общего знаменателя часто был главной целью в таких отношениях.
Профессиональное образование и обучение
[ редактировать ]Система профессионального образования , возможно, является наиболее важным компонентом немецкой модели и до сих пор широко распространена в немецкой образовательной системе. В Германии гораздо больше внимания уделяется обучению на квалифицированных должностях, проводимому опытными рабочими-инструкторами. Это стало возможным благодаря долгосрочной политике, направленной на установление более тесных связей между системой дуального профессионального образования и обучения и высшими учебными заведениями, на улучшение интеграции в профессиональное обучение посредством базовых навыков и проницаемости, а также на установление национального охвата отраслевых программ. региональные центры начальной и непрерывной подготовки. [8]
Таким образом, в Германии меньший процент студентов университетов по сравнению с другими западными странами, а также гораздо меньший процент людей, поступающих на работу для обучения без отрыва от производства.
Профессиональная подготовка требуется для большого числа профессий. По окончании профессионального обучения выдается высоко ценимая сертификация. [ нужна ссылка ] присуждается квалификация, действительная для более чем 400 профессий. Это резко отличается от других европейских стран, где количество контролируемых профессий намного меньше. [ нужна ссылка ]
Критики называют негибкость школьной системы главным недостатком. Около 60% выпускников меняют профессию в течение 10 лет после окончания учебы. [ нужна ссылка ]
Финансовые и производственные отношения
[ редактировать ]Немецкие банки играют гораздо большую роль в формировании промышленного сектора, чем банки других западных стран. Вместо того, чтобы просто собирать сбережения и инвестиции и выдавать кредиты, большинство немецких банков имеют большие интересы в коммерческом секторе . Таким образом, многие корпоративные советы предлагают места высокопоставленным немецким банковским чиновникам, чьи банки часто являются инвесторами корпораций. В результате они стремятся содействовать долгосрочным инвестициям в общее состояние компаний, с которыми они работают.
Будущее немецкой модели
[ редактировать ]После воссоединения Германии благосостояние Германии снизилось по сравнению с уровнем Западной Германии до объединения, а уровень безработицы в Германии достиг рекордного уровня: 12,6% (согласно национальному определению) по состоянию на 2 марта 2005 г. [9] самый высокий показатель со времен Второй мировой войны. Неспособность немецкой модели поддерживать стандарты высокой производительности привела экспертов к предположениям о ее упадке, несмотря на то, что с момента своего пика она была успешно принята в корпорациях других стран. Другие рассматривают относительный спад как неизбежное последствие интеграции гораздо менее развитой экономики ГДР и 17 миллионов новых граждан, что потребовало перевода более 1,3 триллиона евро с запада на восток по состоянию на 2009 год.
Большая часть политического дискурса относительно реформ в последние годы вращалась вокруг вопроса о том, как изменить немецкую модель (и политические условия, формирующие ее основу), чтобы поддержать ее в условиях глобализированной экономики. экс-канцлера Герхарда Шредера Реформы , получившие название « Повестка дня на 2010 год », сделали некоторые шаги в направлении этой цели, но также вызвали много споров. Тем не менее, после многих лет «болезненных» реформ немецкая экономика, похоже, вернулась в нормальное русло. Однако доля заработной платы , измеряемая как оплата труда работников в процентах от валового национального дохода , в Германии снижалась с 1980-х годов.
Безработица упала ниже 10% (согласно национальному определению) впервые за многие годы, а экономический рост достиг 2,7% в 2006 году. [10]
) сообщило, что уровень безработицы составил 5,9% В июне 2016 года Федеральное агентство занятости Германии ( Bundesagentur für Arbeit . [11]
Однако вопрос о том, является ли это постоянным развитием, является предметом продолжающихся дискуссий, как и дальнейшие реформы.
Контраргумент: подъем немецкой модели
[ редактировать ]По данным некоторых аналитиков, по состоянию на 2009 год и недавний мировой экономический спад [12] предположили, что немецкая модель социального капитализма возрождается и является наиболее ответственной экономической системой, которая все еще обеспечивает выживание свободного рынка . Учитывая недавние экономические схемы и злоупотребления со стороны компаний, такие как скандал с Бернардом Мэдоффом , [13] После скандала с Enron и финансового кризиса 2007–2010 годов немецкая модель жестко структурированной и регулируемой экономики стала более привлекательной.
С 2003 по 2008 год Германия (страна с населением всего 80 миллионов человек) была крупнейшим экспортером в мире. В 2009 году Китай (1,3 миллиарда жителей) обогнал Германию по экспорту. [14] Одной из причин этого являются скрытые чемпионы, возникшие в результате немецкой модели. [15] в Германии Считается, что реформы Гарца и растущий сектор с низкой заработной платой ослабили основную структуру этой немецкой модели. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлин, Венди (1996). «Рост и институты Западной Германии, 1945-90» . В ремеслах, Николас ; Тониоло, Джанни (ред.). Экономический рост в Европе с 1945 года . Издательство Кембриджского университета. п. 484. ИСБН 9780521499644 .
- ^ Телен, Кэтлин (2004). Как развиваются институты: политическая экономия навыков в Германии, Великобритании, США и Японии . Издательство Кембриджского университета. п. 63. ИСБН 978-0-521-54674-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ягер, Саймон; Ной, Шаккед; Шефер, Бенджамин (2022). «Немецкая модель производственных отношений: баланс гибкости и коллективных действий» . Журнал экономических перспектив . 36 (4): 53–80. дои : 10.1257/jep.36.4.53 . HDL : 10419/265721 . ISSN 0895-3309 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Телен, Кэтлин (2004). Как развиваются институты: политическая экономия навыков в Германии, Великобритании, США и Японии . Издательство Кембриджского университета. стр. 42–44. ISBN 978-0-521-54674-4 .
- ^ Телен, Кэтлин (2004). Как развиваются институты: политическая экономия навыков в Германии, Великобритании, США и Японии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54674-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Телен, Кэтлин (2004). Как развиваются институты: политическая экономия навыков в Германии, Великобритании, США и Японии . Издательство Кембриджского университета. стр. 39–41. ISBN 978-0-521-54674-4 .
- ^ Витолс, Сигурт (2005). «Глобализация и трансформация немецкой модели». В Стаббсе, Ричард; Андерхилл, Джеффри Р.Д. (ред.). Политическая экономия и меняющийся глобальный порядок (PDF) (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195419894 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ «Профили стран ТПО» . www.unevoc.unesco.org .
- ^ «Безработица в Германии достигла высокого уровня, экономика стагнирует» . Форбс .
- ^ «В еврозоне наблюдается оживление экономического роста» . 13 февраля 2007 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ «Главная страница – Статистика Федерального агентства по трудоустройству» . statistic.arbeitsagentur.de .
- ^ «Упорядоченный «социальный рынок» Германии » . 19 января 2009 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ «Из-за кулисы Мэдофф привлек жертв в New York Times 16 января 2009 г.» .
- ^ Немецкий экспорт останется крупнейшим в мире в 2008 году, предстоящий трудный год , cinaview, 19 декабря 2008 г. Экспорт Германии вырос в ноябре 2009 года; Китай обогнал Германию как крупнейшего в мире экспортера товаров , согласно данным на 08 января 2010 г.
- ^ Саймон, Герман: Скрытые чемпионы 21 века: стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка. Лондон: Спрингер, 2009.- ISBN 978-0-387-98147-5 .
- ^ Трипати, Рави Кант. «Под сомнение утверждение о «чуде занятости» в Германии » . Разговор . Проверено 23 сентября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибсен, Кристиан Люне; Телен, Кэтлин (2024). « Организаторы и организаторы: различающаяся роль государства в датском и немецком профессиональном образовании и обучении ». Социально-экономический обзор .
- Эдингер, Льюис Дж. и Бриджит Л. Накос . 1998. «Капитализм с человеческим лицом». стр. 145–195 в книге «От Бонна до Берлина: немецкая политика в переходный период». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Стрик, Вольфганг. 1997. «Немецкий капитализм: существует ли он? Может ли он выжить?» стр. 33–54 в « Политической экономии современного капитализма: отображение конвергенции и разнообразия» под редакцией К. Крауча и В. Стрика. Лондон/Таузенд-Оукс: Сейдж.
- Рослер, Йорг. 1997. «Взлет и падение плановой экономики в Германской Демократической Республике, 1945-89». стр. 482–497 в «Экономическом развитии Германии с 1870 года». Том 2 под редакцией Вольфрама Фишера. Челтнем, Великобритания/Лайм, Нью-Хэмпшир: Элгар.
- Пикель, Андреас. 1997. «Рывок к экономике и готовое государство». Сравнительные политические исследования 30 (апрель): 211–241.
- Профессиональное образование в Германии, ЮНЕСКО-UNEVOC