Jump to content

Прусские добродетели

Прусские добродетели ( нем . preußische Tugenden ) — добродетели, связанные с историческим Королевством Пруссия (1701–1918). Пруссии Они были заимствованы из милитаризма и этического кодекса прусской армии, а также из буржуазных ценностей, таких как честность и бережливость, на которые повлияли пиетизм и Просвещение . Так называемые «немецкие добродетели», к которым относятся пунктуальность, порядок и трудолюбие, также восходят к прусским добродетелям.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм I.

Пиетизм, подчеркивавший индивидуальное благочестие и ведение активной христианской жизни, оказывал значительное влияние на прусский двор и его дворянство со времени его основания в конце XVII века. Хотя король Фридрих Вильгельм I (годы правления 1713–1740) был кальвинистом , он питал значительное уважение к лютеранскому пиетизму. Он чувствовал, что это оказало смягчающее влияние на напряженность между лютеранами и кальвинистами как внутри королевства, так и при дворе. Это также принесло с собой практические социальные выгоды, такие как Фонд Франке , который открыл благотворительные школы и детские дома. Пиетизм быстро стал тесно переплетаться с прусскими органами власти всех уровней и всех сословий . Многочисленные пасторы и администраторы, получившие образование в духе пиетизма в Университете Галле, принесли его ценности в страну. Его также поддержали некоторые высокопоставленные военные офицеры Пруссии, такие как фельдмаршал Дубислав Гнеомар фон Нацмер , который поддерживал попытки пиетистов освободить армию от пороков, таких как азартные игры и использование публичных домов. [1]

Королевство Пруссия в 1714 году

В то время территория Пруссии была раскинута на обширных территориях, некоторые из которых находились далеко друг от друга, а ее население было неоднородным. Большинство пруссаков были лютеранами, меньшинство (включая часть правящей семьи) кальвинистами и еще одно меньшинство католиками . После того, как король Фридрих Великий (годы правления 1740–1786) привел евреев в страну, в государстве существовало в общей сложности четыре крупные религиозные общины, а также несколько небольших свободных церквей. В этническом отношении, кроме немецкого большинства, существовали славянское ( польское , сербское , кашубское ) и балтийское ( прусские литовцы и курши ) меньшинства, а значительное меньшинство населения, особенно в Берлине , состояло из потомков французских гугенотов . В столь неоднородном государстве идеи пиетизма, принявшего со временем характер «прусской государственной религии», [2] оказалось ценной областью общения.

Фридрих Великий

Когда Фридрих Вильгельм I взошел на престол, он обнаружил, что Пруссия находится в большом долгу, и сделал порядок, трудолюбие, скромность и страх Божий руководящими принципами своей успешной реформы и реорганизации государства. Он считал себя моральным образцом для подражания для своих подданных. Фридрих Великий, в отличие от своего отца, был эстетом, восхищавшимся Вольтером и французским Просвещением , и не был склонен к пиетизму. Тем не менее он чувствовал себя связанным многими идеалами своего отца и лишь немного отклонялся от образа Фридриха Вильгельма как «первого сержанта короля Пруссии», заявив, что он хотел быть «первым слугой своего государства». Он считал идеалы разума и терпимости Просвещения личными принципами поведения в своем управлении Пруссией. [3]

Благодаря Фридриху Уильяму и его сыну ценности пиетизма были объединены с ценностями Просвещения. Они дали Пруссии прогрессивную правовую систему и администрацию, лояльный короне офицерский корпус и «патриотизм разума», который способствовал подъему Пруссии из барочного государства Великого курфюрста Фридриха Вильгельма (годы правления 1640–1688) к современному европейскому государству. власть. Изменение произошло, несмотря на экономически скудные ресурсы Пруссии – она претерпела сильное опустошение и депопуляцию во время Тридцатилетней войны (1618–1648) и имела песчаные, плохо пахотные почвы, из-за чего ее прозвали «ящиком с промокательным песком Священная Римская империя ». [4]

Прусское реформаторское движение , которое началось после поражения Пруссии от Наполеона в 1806 году в битве при Йене-Ауэрштедте и продолжалось до Венского конгресса в 1815 году, также повлияло на дальнейшее развитие королевства. Реформы затронули муниципалитеты, армию, школы, университеты и налоги и включали Эдикт об освобождении 1812 года , который, с некоторыми ограничениями, предоставил прусским евреям те же права и обязанности, что и другим гражданам. Реформа армии имела особенно важное значение для развития прусских ценностей, поскольку навсегда изменила отношения между королем и солдатом и «превратила форменный мундир в почетный плащ». [5] Возможно, что новый принцип лидерства, основанный на готовности брать на себя ответственность, разработанный после освободительных войн 1813 года против Наполеона (но имевший предшественников еще во времена Фридриха Великого), также вырос из идеалов это создало прусский симбиоз пиетизма и Просвещения. [ нужна ссылка ]

Прусские добродетели суммированы в первых строках стихотворения Людвига Хельти « Der alte Landmann an seinen Sohn » («Старый фермер своему сыну»). Он был настроен на мелодию « Ein Mädchen oder Weibchen » («Девушка или маленькая жена») из Моцарта оперы Волшебная 1791 года « флейта» и ежедневно исполнялся карильоном Потсдамской гарнизонной церкви . [6] где первоначально был похоронен Фридрих Великий. Стихотворение начинается словами: «Соблюдайте всегда верность и честность / До своей холодной могилы / И не отклоняйтесь ни на палец / От путей Божиих». [7]

Достоинства

[ редактировать ]

Прусские добродетели не фиксированы ни по количеству, ни по типу и поэтому не образуют канона. [3] За исключением послушания, все они восходят к основным добродетелям (обычно благоразумию, справедливости, силе духа и умеренности). [8]

Добродетели, имеющие преимущественно военное значение

[ редактировать ]

Хотя идеалы прусских добродетелей зародились не в военной сфере, они сильно повлияли на нее и вскоре стали одними из ее наиболее ярких черт. Строгая иерархия была характерна для прусской социальной системы, в результате чего характеристики, к которым нужно стремиться, включали лояльность, самоотречение, приносящее пользу государству и королю (немецкий писатель Вальтер Флекс похвалил присягу прусского солдата на верность в стихотворении: «Тот, кто клянется прусским флагом, больше не имеет ничего своего», [9] ) храбрость без жалости к себе («Научитесь страдать, не жалуясь»), субординация, смелость и послушание (но не без откровенности). (Само)дисциплина, [10] незаменимая военная добродетель, предполагавшая жесткость ( Härte ) по отношению к себе даже больше, чем к другим.

Добродетели общесоциальной значимости

[ редактировать ]
  • Sincerity (AufrichtigkeitИскренность
  • Modesty (BescheidenheitСкромность
  • Честность [11] ( Честность )
  • Трудолюбие [10] ( усердие )
  • Straightforwardness (GeradlinigkeitПрямолинейность
  • Чувство справедливости ( Gerechtigkeitssinn ): suum cuique = каждому свое / должное, девиз прусского ордена Черного Орла.
  • Добросовестность [11] ( совестливость )
  • Готовность идти на жертвы [12] ( готовность жертвовать )
  • Чувство порядка [10] ( чувство порядка )
  • Чувство долга [10] ( чувство долга )
  • Пунктуальность [10] ( пунктуальность )
  • Честность ( честность )
  • Чистота [11] ( чистота )
  • Бережливость [10] ( Бережливость )
  • Толерантность [10] ( толерантность )
  • Неподкупность [10] ( неподкупность )
  • Сдержанность/самоуничижение : Быть больше , чем казаться.
  • Решимость ( решительность )
  • Надежность [11] ( надежность )

Именно к этим добродетелям иногда относят устаревшую поговорку о том, что кто-то делает что-то pour le Roi de Prusse («для короля Пруссии», т. е. бесплатно, ничего не беря взамен).

Достоинства мировоззрения

[ редактировать ]

Страх Божий считался прусской добродетелью, по крайней мере, со времен Фридриха Вильгельма I. При его сыне ему также по-прежнему придавался высокий приоритет, хотя и в аспекте религиозной терпимости. «Каждый будет благословлен по-своему» стало лейтмотивом Фридриха Великого. Его спонсируемый государством космополитизм также имел экономические мотивы. Когда Фридрих разрешил евреям въехать в страну, он обязал их платить высокие специальные налоги. [10]

Типичные цитаты

[ редактировать ]

В своем романе «Штехлин » Теодор Фонтане попросил офицера сказать:

«Служба – все, а лихость – только бравада. [...] Истинно благородные подчиняются не правителю, а чувству долга. На нас возлагается не наслаждение жизнью, даже не любовь, настоящая любовь, а только Это, кроме того, что-то специфически прусское. Мы отличаемся этим от других наций, и даже среди тех, кто не понимает этого и желает нам зла, возникает мысль, что наше превосходство проистекает из этого».

Надпись на надгробии генерала Иоганна Фридриха Адольфа фон дер Марвица , отказавшегося от приказа Фридриха Великого о разграблении Губертусбург замка во время Семилетней войны, гласит: «Он выбрал позор там, где послушание не принесло чести».

Французская пословица: Быть пруссаком – честь, но не удовольствие . («Быть ​​пруссаком — это честь, но не удовольствие».)

Освальд Шпенглер

В своей книге «Preußentum und Sozialismus» 1919 года философ истории Освальд Шпенглер считал пруссачество основой специфически немецкой, по существу нелиберальной, антидемократической и антиреволюционной социалистической школы мысли:

«Немецкий, или, точнее, прусский инстинкт, заключался в следующем: власть принадлежит целому. Индивид служит ей. Целое суверенно. Король — лишь первый слуга своего государства (Фридрих Великий). У каждого есть свое место. приказывал, и он подчинялся». [13]

Прусские добродетели с самого начала подвергались критике, как, например, среди буржуазии, из-за их отдаленности от науки и искусства, их враждебности к демократии, а также их контролируемых государством и милитаристских характеристик - «командования и послушания». Рабочее движение особенно выступило против двух последних черт. Во время протестов 1960-х годов , поскольку лояльность и послушание национал-социалистическому правительству были настолько распространены среди немецкого народа, к этим добродетелям относились с крайним подозрением и обесценивали как «вторичные добродетели» по сравнению с освободительными « основными добродетелями ».

Американец Ричард Роудс видел в принципе прусской «твердости» Генриха Гиммлера необходимое условие для того, чтобы сотни тысяч немцев добровольно осуществили уничтожение евреев:

Гиммлер стремился сделать отвратительную задачу убийства безоружных гражданских лиц частью ауры СС . В своих усилиях он смог опираться на прусскую военную традицию, согласно которой морально предосудительные и психологически напряженные переживания превращались в добродетель: стойкость.

Осенью 1940 года Гиммлер также упомянул о достоинстве стойкости, когда сказал офицерам СС, что СС пришлось выселить сотни тысяч поляков из Польши при температуре минус 40°C и «набраться стойкости», чтобы расстрелять тысячи ведущих поляков.

«Всегда должно быть так, что такая казнь должна быть самым трудным делом для наших людей. И они никогда не должны становиться мягкими, а делать это со стиснутыми зубами». [14]

После поражения Германии во Второй мировой войне и кампании союзников по денацификации исторический немецкий милитаризм стал анафемой в немецкой культуре, которая ориентирована на коллективную ответственность и Vergangenheitsbewältigung («преодоление прошлого»). В то же время соответствующие невоенные, буржуазные добродетели эффективности, дисциплины и труда остаются на высоком уровне. Это привело к тому, что к концепции «прусских добродетелей» в современной Германии относятся со смешанными чувствами. Среди немецких студенческих протестов 1968 года милитаристские добродетели были отвергнуты как предпосылки зверств, совершенных нацистским режимом. Термин Kadavergehorsam (букв. «Повиновение трупу»), обозначающий «слепое повиновение», первоначально был оскорблением, направленным против иезуитов в Kulturkampf 1870-х годов , и стал использоваться как основной уничижительный элемент прусского военного духа. Точно так же термин Nibelungentreue верность нибелунгов »), который в Германской империи использовался в положительном смысле для военной добродетели абсолютной лояльности, стал использоваться уничижительно по отношению к фанатичной лояльности, характерной для фашизм . В 1982 году, на фоне разногласий вокруг решения НАТО о двойном пути , в ответ на призыв канцлера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Гельмута Шмидта к возвращению к таким добродетелям Саарбрюккена мэр Оскар Лафонтен заметил, что они «идеально подходят для концлагерь » . В 2006 году министр-президент Бранденбурга Маттиас Платцек призвал вернуться к прусским добродетелям, сославшись на «хорошие основные добродетели, такие как честность, надежность и трудолюбие».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакДонох, Джайлз (2001). Фридрих Великий: жизнь в делах и письмах . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 26. ISBN  0-312-27266-9 .
  2. ^ Вальманн, Йоханнес (2002). Альтернативная история пиетизма. О нынешней дискуссии о понятии пиетизма. В: Пиетизм и современность. Том 28 [ Альтернативная история пиетизма. О нынешней дискуссии о понятии пиетизма. В: Пиетизм и современность. Том 28 ] (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. п. 38.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шеллхорн, Мартина. «Прусские добродетели. Давно забытые или желанные?» [Прусские добродетели. Давно забыто или желанно?] (на немецком языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2013 года . Проверено 30 октября 2014 г.
  4. ^ « Промокающая песочница». Пруссия: Хроника немецкого государства (на немецком языке). 21 мая 2008 года . Проверено 6 сентября 2022 г.
  5. ^ Хаффнер, Себастьян; Венор, Вольфганг (2001). Прусские профили на ( немецком языке) (2-е изд.). Берлин: Econ-Ullstein-List-Verlag.
  6. ^ Лангельс, Отто (13 сентября 2010 г.). «Мораль без порядочности » Deutschlandfunk (на немецком языке).
  7. ^ Хельти, Людвиг Кристоф Генрих. «Старый земляк своему сыну» . Зено.орг .
  8. ^ Кремп, Герберт (5 февраля 2001 г.). « Прусские добродетели » Мир (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2014 г.
  9. ^ Флекс, Уолтер (1915). Gesammelte Werke [ Собрание сочинений ] (на немецком языке). Том. 1. Мюнхен: Ч. Бек. п. 74.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тимм, Ульрике (12 января 2012 г.). «Историк выступает за возвращение к старым добродетелям » . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2014 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томчак, С. «Двойственность прусских добродетелей » (PDF) . Гимназия Гаусса, Шведт (на немецком языке) . Проверено 30 октября 2014 г.
  12. ^
  13. ^ Шпенглер, Освальд (1921). и социализм ( Пруссия на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. п. 15.
  14. ^ Роудс, Ричард (2004). Немецкие убийцы [ английское название: Masters of Murder ]. Перевод Краузе, Юргена Петера. Бергиш-Гладбах: Бастай-Люббе. стр. 151 ISBN .  3-404-64218-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a82ba9e1445cb2ec3b24b78c7456390__1719732000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/90/8a82ba9e1445cb2ec3b24b78c7456390.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prussian virtues - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)