Jump to content

Клеменс Август, граф Гален


Клеменс Август, граф Гален
Кардинал, епископ Мюнстера
Церковь Латинская церковь
епархия Мюнстер
Назначен 5 сентября 1933 г.
Срок закончился 22 марта 1946 г.
Предшественник Йоханнес Поггенбург
Преемник Майкл Келлер
Заказы
Рукоположение 28 мая 1904 г.
Герман Дингельштадт
Посвящение 28 октября 1933 г.
Карл Йозеф Шульте
Создан кардинал 21 февраля 1946 г.
Папа Пий XII
Классифицировать Кардинал-священник
Личные данные
Рожденный
Клеменс Август, граф Гален

( 1878-03-16 ) 16 марта 1878 г.
Умер 22 марта 1946 г. ( 1946-03-22 ) (68 лет)
Мюнстер , Вестфалия , Германия
Похороненный Мюнстерский собор
Национальность немецкий
Девиз Nec laaudibus nec timore (ни лестью, ни страхом) [1]
Герб Герб Клеменса Августа графа фон Галена
Святость
Праздник 22 марта
Почитается в Костел
Беатифицированный 9 октября 2005 г.
Собор Святого Петра , Ватикан
Папой Бенедиктом XVI

Клеменс Августин Эммануэль Джозеф Пий Антоний Губертус Мария Граф [2] фон Гален (16 марта 1878 — 22 марта 1946), более известный как Клеменс Август Граф фон Гален , был немецким графом , епископом Мюнстера и кардиналом католической церкви . Во время Второй мировой войны Гален возглавлял католические протесты против нацистской эвтаназии и осуждал гестапо беззаконие и преследование церкви в нацистской Германии . Он был назначен кардиналом Папой Пием XII в 1946 году, незадолго до своей смерти, и был беатифицирован Папой Бенедиктом XVI в 2005 году.

Родившийся в семье немецкой аристократии, Гален получил часть своего образования в Австро-Венгрии у иезуитов в Стелле Матутина в городе Фельдкирх . После рукоположения он работал в Берлине у Св. Матьяша. Он сильно не любил светские либеральные ценности Веймарской республики и выступал против индивидуализма, модернизма, светского гуманизма, атеизма, анархизма, коммунизма, социализма, либерализма и демократии. Убежденный немецкий монархист, консерватор, националист, медиевист, традиционалист и патриот, он считал Версальский договор несправедливым и рассматривал большевизм как угрозу Германии и церкви. Он придерживался теории удара в спину : немецкая армия потерпела поражение в 1918 году только потому, что она была подорвана пораженческими элементами в тылу. Он выразил свое неприятие секуляризма в своей книге Die Pest des Laizismus und ihre Erscheinungsformen (Чума лаицизма и его формы выражения) (1932). [3] После служения в берлинских приходах с 1906 по 1929 год он стал пастором мюнстерской церкви Св. Ламберти, где отличался своим политическим консерватизмом, прежде чем был назначен епископом Мюнстера в 1933 году.

Гален начал критиковать гитлеровское движение в 1934 году. Он осудил нацистское «поклонение расе» в пастырском письме от 29 января 1934 года и взял на себя ответственность за публикацию сборника эссе, в которых яростно критиковалась нацистская идеология Альфреда Розенберга и защищалась учение католической церкви. Он был откровенным критиком некоторых нацистских политиков и участвовал в составлении Папы Пия XI антинацистской энциклики 1937 года «Мит Бреннендер Зорге» . В 1941 году фон Гален произнес три проповеди, в которых осудил арест иезуитов, конфискацию церковной собственности, нападения нацистов на церковь, а в третьей яростно осудил одобренные государством массовые убийства в рамках программы принудительной эвтаназии лиц с психические или физические дефекты ( Актион Т4 ). [4] [5] Проповеди незаконно распространялись в печати, что вдохновило некоторые группы немецкого Сопротивления , в том числе « Белую розу» . [6]

Вслед за этим, в сентябре 1943 года, по приказу фон Галена и других епископов со всех католических кафедр в Мюнстерской епархии и по всей нацистской Германии было зачитано еще одно осуждение , осуждающее убийство «невинных и беззащитных, умственно отсталых и психически больных, неизлечимо немощные и смертельно раненые, невинные заложники и обезоруженные военнопленные и уголовные преступники, лица иностранной расы или происхождения». [7]

Ранние годы

[ редактировать ]
Гален был одним из тринадцати детей, родившихся в старинной аристократической семье в Бург Динклаге.

одному из старейших и знатнейших дворянских родов Вестфалии Гален принадлежал к . [ нужна ссылка ]

До 1890 года Клеменс Август и его брат Франц обучались дома. В то время, когда иезуитам еще не разрешалось находиться в Мюнстере, он получил основное образование в иезуитской школе Стелла Матутина в Форарльберге , Австрия, где только на латыни говорили . Его нелегко было обучать, и его настоятель-иезуит писал его родителям: « Непогрешимость — главная проблема Клеменса, который ни при каких обстоятельствах не признает, что может ошибаться. Неправы всегда его учителя и воспитатели. [8]

Клеменс Август (третий слева) в шесть лет

Поскольку Пруссия не признавала академию Stella Matutina, Клеменс вернулся домой в 1894 году, чтобы поступить в государственную школу в Фехте , а к 1896 году Клеменс и Франц сдали экзамены, позволившие им поступить в университет. По окончании учебы его сокурсники написали в его ежегоднике: «Клеменс не занимается любовью и не пьет, он не любит мирского обмана». В 1896 году он отправился учиться в Католический университет Фрайбурга , основанный в 1886 году доминиканцами , где он познакомился с трудами Фомы Аквинского . В 1897 году он начал изучать различные темы, включая литературу, историю и философию. Одним из его учителей был профессор истории и известный библейский археолог Иоганн Петер Кирш . После первого зимнего семестра во Фрайбурге Клеменс и Франц на три месяца посетили Рим. В конце визита он сказал Францу, что решил стать священником, хотя и не уверен, кем ему стать – созерцательным бенедиктинцем или иезуитом . [9] В 1899 году он встретился с Папой Львом XIII на частной аудиенции. Он учился на теологическом факультете и в монастыре в Инсбруке , основанном в 1669 году иезуитами, где упор делался на схоластическую философию и избегал новых концепций и идей. Гален покинул Инсбрук в 1903 году, чтобы поступить в семинарию в Мюнстере , и 28 мая 1904 года был рукоположен в священники епископом Германом Дингельштадтом. [10] Сначала он работал у члена семьи, вспомогательного епископа Мюнстера . капелланом [11] Вскоре он переехал в Берлин, где работал приходским священником в церкви Святого Матьяша. [12]

Берлин (1906–1929)

[ редактировать ]

Гален прибыл с кратким визитом в Берлин 23 апреля 1906 года и оставался там до 16 апреля 1929 года. В столице Германии находились районы протестантской элиты, католическая община, состоящая в основном из людей рабочего класса, и еврейская община, состоящая как из среднего класса, так и из бедных слоев населения. иммигранты. В то время, когда он прибыл, это был процветающий торговый и культурный мегаполис — его население увеличилось с 900 000 в 1871 году до немногим менее 4 миллионов к 1920 году. Религия не объединяла сообщество — «религия и страх потери религиозных убеждений пришли к быть основным источником внутреннего раскола». [13] Для рабочего класса католицизм и социал-демократия боролись за верность. В этой атмосфере Гален стремился быть энергичным и идеалистическим руководителем своего прихода. Он посещал больных и бедных, стал президентом Ассоциации католических молодых людей, давал религиозное обучение в школах, и за свои усилия прозвали его Папой Галеном прихожане, которым он служил, . Властный облик (рост 6 футов 7 дюймов (2,01 м)) - его комнаты были обставлены просто, он носил простую одежду и говорил прямо - он не любил театр, светскую музыку (за исключением военных маршей) или литературу. Его единственным пороком, от которого он отказался отказаться, было курение трубки. [14]

Клеменс Август фон Гален в 1899 году после охоты.

Во время Первой мировой войны Гален пошел добровольцем на военную службу, чтобы продемонстрировать свою лояльность кайзеру . Будучи приходским священником, он призывал своих прихожан добровольно служить своей стране. В августе 1917 года он посетил линию фронта во Франции и обнаружил, что оптимистичный моральный дух войск поднимается. «Чувства немецкого национализма, по-видимому, могли взять верх над беспокойством по поводу посягательств на неприкосновенность человеческой жизни на войне». [15] В 1916 и 1917 годах он приветствовал сообщения о том, что у немецких военных есть план колонизации Восточной Европы, заявив, что немецких католиков следует переселить в этот регион, особенно в Литву , с целью не изгнать литовцев, а научить их думать и чувствовать как немцы. [15]

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года Гален, все еще находясь в Берлине, работал над созданием бесплатных столовых, обществ помощи и акций по продаже одежды для решения насущных проблем голода и бедности. Он боялся, что низшие классы примут радикализм и анархию. Гален сожалел о падении монархии и с подозрением относился к новой Веймарской демократии , полагая, что «революционные идеи 1918 года нанесли значительный ущерб католическому христианству». [16] Он верил в миф об ударе в спину , согласно которому немецкая армия потерпела поражение не в бою, а в результате того, что ее подорвали пораженческие элементы в тылу. [17] и, как и большинство немцев, считали Версальский договор несправедливым.

На протяжении всех веймарских лет он оставался на правом фланге немецкой политики. Он часто критиковал Центристскую партию за то, что она слишком левая. [17] Гален открыто поддерживал протестанта Пауля фон Гинденбурга против кандидата от Центристской партии Вильгельма Маркса на президентских выборах 1925 года. Гален был известен как ярый антикоммунист (позже он поддерживал борьбу держав Оси на Восточном фронте против Иосифа Сталина). режим в Советском Союзе [18] ). Его взгляды на коммунизм во многом сформировались вследствие сталинизации и беспощадных преследований христиан в Советском Союзе после 1918 года , во время которых практически все католические епископы были либо убиты, либо вынуждены уйти в подполье. Он также выразил свое неприятие современности в своей публикации 1932 года « Die Pest des Laizismus und ihre Erscheinungsformen » (« Чума лаицизма и его формы выражения »). [3]

Гален стал пастором Церковь Святого Ламберта в Мюнстере , где он поначалу расстроил некоторых прихожан своим политическим консерватизмом. На заседании Ассоциации католических академиков в Мюнстере в июне 1933 года Гален выступил против тех ученых, которые критиковали нацистское правительство, и призвал к «справедливой и объективной оценке нового политического движения [Гитлера]». [3] В 1933 году Гален был избран епископом Мюнстера, хотя он не был популярным кандидатом на смену предыдущему епископу Йоханнесу Поггенбургу и был выбран только после того, как другие кандидаты отказались выдвигаться, и несмотря на протест папского нунция Чезаре Орсениго , который сообщил, что Гален был властным и патерналистским в своих публичных высказываниях. [19] В октябре 1933 года Гален одобрительно отзывался об усилиях нацистов «искоренить» «открытую пропаганду безбожия и безнравственности». [20]

Гален был назначен епископом Папой Пием XI 5 сентября 1933 года. 28 октября он был рукоположен в сан епископа в Мюнстерском соборе кардиналом Карлом Йозефом Шульте . [10] Своим девизом он выбрал «Nec laaudibus nec timore» - фразу из литургии, используемой при хиротонии епископа, когда хиротонизирующий епископ молится, чтобы новый епископ был побежден «ни лестью, ни страхом». [1] Будучи епископом, Гален выступал против тоталитарного подхода нацистской партии в национальном образовании, призывая родителей настаивать на католическом преподавании в школах. Ссылаясь на недавно согласованное заверение Рейхсконкордата о том, что Церковь имеет право самостоятельно определять религиозное обучение, он успешно заставил нацистов разрешить продолжение католического обучения в католических школах. Это был один из первых случаев, когда Рейхскокордат против правительства, что было одним из намерений Папы Пия XI. Церковь использовала [21]

В 1933 году, когда нацистский директор школы в Мюнстере издал указ о том, что религиозное обучение должно сочетаться с обсуждением «деморализующей силы» «народа Израиля», Гален отказался, написав, что такое вмешательство в школьную программу является нарушением школьной программы. Конкордата и что он опасается, что дети будут сбиты с толку относительно своей «обязанности проявлять милосердие ко всем людям» и относительно исторической миссии народа Израиля. [22] Гален часто протестовал против нарушений Конкордата непосредственно Гитлеру. В 1936 году, когда нацисты убрали распятия из школ, протест Галена вылился в публичную демонстрацию. Вместе с мюнхенским кардиналом Фаульхабером и берлинским епископом Прейзингом Гален участвовал в разработке проекта антинацистской энциклики Папы Пия XI « Mit brennender Sorge » ( «С жгучей заботой ») 1937 года. [23] [24]

В 1934 году епископ Гален начал нападать на расовую идеологию нацистского режима, частично высмеивая ее, частично критикуя ее идеологическую основу, представленную нацистским идеологом Альфредом Розенбергом . Он заявил, что неприемлемо утверждать, что еврейское авторство Ветхого Завета умаляет его авторитет или что мораль и добродетель каким-либо образом вытекают из осознания полезности определенной расы. [25] В январе 1934 года он раскритиковал нацистскую расовую политику в проповеди, а в последующих проповедях приравнял безоговорочную верность Рейху к «рабству». Он выступал против теории Гитлера о чистоте немецкой крови. [24] Епископ Гален также высмеял неоязыческие теории Розенберга в «Мифе двадцатого века » как, возможно, не более чем «повод для смеха в образованном мире», но предупредил, что «огромное значение Розенберга заключается в принятии его основных понятий как Подлинная философия национал-социализма и его почти неограниченная власть в области немецкого образования должны восприниматься серьезно, если мы хотим понять ситуацию в Германии». [26]

В отместку два старших офицера СС посетили Галена, чтобы заставить его публично поддержать доктрины Розенберга, угрожая конфискацией церковной собственности и антикатолической пропагандистской кампанией. Одним из них был будущий генерал СС Юрген Штроп , который позже вспоминал: «Епископ фон Гален был великим джентльменом, истинным аристократом, принцем церкви эпохи Возрождения. Он приветствовал нас вежливо, но сдержанно». [27] Гален начал с похвалы матери Штропа за ее набожный католицизм, а затем категорически отказался принять или похвалить доктрину Розенберга об эвтаназии или насильственной стерилизации инвалидов. Он осудил нацистов за попытку внедрить германское неоязычество в его епархии. Он высмеивал свадебные церемонии и похороны, проводимые перед алтарями, посвященными Вотану , чем удивлял Струпа, который присутствовал на такой церемонии всего несколько дней назад. В заключение Гален заверил офицеров, что Церковь останется верной государству во всех законных вопросах. Он выразил свою глубокую любовь к Германии и напомнил, что он был первым епископом, публично признавшим новый режим. [27] По мнению Штропа, немецкий патриотизм Галена «был запятнан папистскими идеалами, которые на протяжении веков вредили Германии. Кроме того, приказы архиепископа исходили из-за пределов Фатерланда, и этот факт нас беспокоил. Католическая церковь — это мировое сообщество, которое держится вместе, даже когда дела идут плохо». [27]

В июне 1935 года он произнес проповедь, в которой связал ересь анабаптистов с «грехами евреев». Он сказал своей аудитории, что «тот, кто не слушает Церковь, является язычником и официально является грешником». Он описал, как «израильтяне унижали Спасителя» и как люди, противившиеся Иисусу как Христу, оказались на «стороне ослепленных евреев». Он приравнивал отказ от христианства к отказу от мирской власти, что ведет к анархии и хаосу. Он указывал на русских также как на тех, кто не уважал данную Богом власть. Гален не протестовал против антисемитских Нюрнбергских законов 1935 года или погрома «Хрустальной ночи» 1938 года. До своей смерти он отказывался признать, что называть евреев «выродившимися», «отвергнутыми» и «потерянными» или навешивать ярлыки на анархизм, коммунизм, социализм или либерализм как «еврейский» каким-либо образом способствовал нацистскому режиму или его расистскому антисемитизму. [28]

К концу 1935 года Гален настаивал на совместном пастырском письме немецких епископов с протестом против «подпольной войны» против церкви. [22] К началу 1937 года церковная иерархия в Германии, которая первоначально пыталась сотрудничать с нацистским правительством, сильно разочаровалась. В марте Папа Пий XI издал энциклику Mit brennender Sorge ( «С жгучей заботой» ), обвинив нацистское правительство в нарушении Конкордата 1933 года и в сеянии «сказок о подозрениях, разногласиях, ненависти, клевете, о тайной и открытой фундаментальной враждебности ко Христу». и Его Церковь». [29] Гален входил в состав комиссии из пяти человек, готовившей папскую энциклику. Нацисты ответили усилением кампании против католической церкви. [30] Произошли массовые аресты духовенства и экспроприации церковных издательств, за которыми последовали широко распространенные обвинения в злоупотреблениях и организованы судебные процессы над членами религиозных орденов и священниками. [31]

В 1941 году Гален приветствовал войну Германии против СССР как положительное событие. [32] как он также сплотился на стороне Германии, когда Гитлер вторгся в Польшу, предлагая патриотическое благословение. [33]

Эвтаназия

[ редактировать ]
Герб кардинала фон Галена

В то время как истребление нацистами евреев происходило в основном на территории Польши, убийства людей с ограниченными возможностями (которых нацистский режим считал «инвалидными») стали достоянием общественности, поскольку они происходили на немецкой земле и непосредственно вмешивались в благосостояние католиков и протестантов. учреждения. Церковные лидеры, выступавшие против этого – в первую очередь епископ Гален и Теофил Вурм , лютеранский епископ Вюртемберга – смогли вызвать широкое общественное сопротивление. [34] Режим начал программу эвтаназии в 1939 году. [35] Он был нацелен на людей с деменцией, когнитивными/умственными нарушениями, психическими заболеваниями, эпилепсией, физическими недостатками, детей с синдромом Дауна и людей с аналогичными заболеваниями. [36] В период с сентября 1939 года по август 1941 года в рамках этой программы систематически погибло более 70 000 человек. [35] После 1941 года убийства продолжались неофициально, общее число погибших оценивается в 200 000 человек. [37]

В 1941 году, когда вермахт все еще маршировал на Москву, Гален, несмотря на свои давние националистические симпатии, осудил беззаконие гестапо, конфискацию церковной собственности и нацистскую программу эвтаназии. [38] Он напал на гестапо за использование церковной собственности в своих целях, в том числе под кинотеатры и бордели. [39] Он протестовал против плохого обращения с католиками в Германии: арестов и тюремного заключения без судебного разбирательства, подавления монастырей и изгнания религиозных орденов. Но его проповеди не ограничивались защитой церкви; он говорил о моральной опасности для Германии от нарушений режимом основных прав человека: «право на жизнь, на неприкосновенность и свободу является неотъемлемой частью любого морального социального порядка», сказал он – и любого правительства, которое наказывает без суда разбирательство «подрывает его собственный авторитет и уважение к его суверенитету в сознании граждан». [40] Гален сказал, что долг христиан – противостоять лишению человека жизни, даже если это означает потерю собственной жизни. [41]

Приказ Гитлера о программе эвтаназии «Актион Т4» был датирован 1 сентября 1939 года, днем, когда Германия вторглась в Польшу. По мере того как слухи о программе распространялись, протесты росли, пока, наконец, Гален не произнес свою знаменитую проповедь в августе 1941 года, осудив программу как «убийство». [40] 3 августа 1941 года в одном из своих обвинений Гален заявил: [42]

«Не убий». Бог запечатлел эту заповедь в душах людей задолго до появления уголовного кодекса... Бог запечатлел эти заповеди в наших сердцах... Это неизменные и фундаментальные истины нашей общественной жизни... Где в Германии и где, здесь, такое послушание заповедям Божиим? [...] Что касается первой заповеди: «Да не будет у тебя предо мною чужих богов», то вместо Единого, Истинного, Вечного Бога люди создали по велению своей прихоти своих собственных богов для поклонения: Природу, Государство, Нация или Раса.

проповеди 1941 года

[ редактировать ]

Три мощные проповеди Галена в июле и августе 1941 года принесли ему прозвище «Мюнстерский лев». Проповеди печатались и распространялись незаконно. [39] Гитлер хотел отстранить Галена от должности епископа, но Геббельс сказал ему, что это приведет к потере лояльности населения Вестфалии . [39] Проповеди выражали протест против политики нацистов, такой как террор гестапо, эвтаназия , принудительная стерилизация и концентрационные лагеря . [43] Его нападки на нацистов были настолько жестокими, что нацистский чиновник Вальтер Тисслер в письме Мартину Борману предложил казнить Галена. [43]

13 июля 1941 года Гален атаковал режим за его гестапо тактику террора , включая исчезновения без суда, закрытие католических учреждений без каких-либо заявленных оправданий и возникший в результате страх, наложенный на всех немцев. Гестапо, утверждал он, довело даже самых порядочных и лояльных граждан до страха оказаться в подвальной тюрьме или концентрационном лагере. Несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны, Гален отверг идею о том, что его речь подрывает немецкую солидарность и единство. Папы Пия XII Цитируя Opus Justitiae Pax и Justitia Fundamentum Regnorum , Гален отметил, что «Мир — это дело справедливости и справедливости, основа владычества», затем напал на Третий Рейх за подрыв справедливости, веры в справедливость и за сокращение немецкого народа. до состояния постоянного страха, вплоть до трусости. В заключение он сказал: «Как немец, как порядочный гражданин, я требую справедливости». [44]

Во второй проповеди 20 июля 1941 года Гален сказал, что все письменные протесты против военных действий нацистов оказались бесполезными. Конфискация религиозных учреждений продолжалась с прежней силой. Членов религиозных орденов по-прежнему депортировали или заключали в тюрьму. Он призвал своих слушателей набраться терпения и терпеть и сказал, что немецкий народ уничтожается не бомбардировками союзников извне, а негативными силами внутри. [45]

3 августа 1941 года в третьей проповеди Галена описывалось продолжающееся осквернение католических церквей, закрытие и конфискация женских монастырей и монастырей, а также депортация психически больных людей в неизвестные места, при этом членам семьи было отправлено уведомление, в котором говорилось, что рассматриваемый человек умер. Это убийство, воскликнул он, противозаконное по божественному и немецкому закону, отказ от законов Божиих. Он сказал, что передал свои доказательства государственному прокурору. «Это люди, наши братья и сестры; возможно, их жизнь непродуктивна, но продуктивность не является оправданием убийства». Если бы это действительно было оправданием казни, рассуждал он, каждому пришлось бы бояться даже идти к врачу из страха перед тем, что может быть обнаружено. Социальная структура будет затронута. Затем Гален заметил, что режим, который может отменить Пятую заповедь («Не убий»), может уничтожить и другие заповеди. [46] Далее Гален поднял вопрос о том, подпадают ли под эту программу и необратимо раненые немецкие солдаты.

Тысячи экземпляров проповедей были распространены по всей Германии. [40] В результате местные протесты в Германии нарушили секретность, окружавшую программу эвтаназии, известную как Aktion T4 . [47] Местный нацистский гауляйтер пришел в ярость и потребовал немедленного ареста Галена. Йозеф Геббельс и партийные прагматики предпочли дождаться окончания боевых действий, чтобы не подорвать моральный дух немцев в регионе с преобладанием католиков. [48] Год спустя программа эвтаназии все еще действовала, но режим проводил ее в большей секретности.

По словам Роберта Джея Лифтона , «[т] его мощная популистская проповедь была немедленно воспроизведена и распространена по всей Германии - более того, она была сброшена среди немецких войск летчиками британских Королевских ВВС . Проповедь Галена, вероятно, оказала большее влияние, чем любое другое заявление. в консолидации настроений против эвтаназии». [49] Говард К. Смит назвал Галена «героем», написав, что движение, которое он представлял, было настолько широко распространено, что нацистское правительство не смогло арестовать епископа. [50] Ян Кершоу назвал «открытую атаку» Галена на правительственную программу эвтаназии в 1941 году «решительным осуждением нацистской бесчеловечности и варварства». [51] По словам Антона Гилла , «Гален использовал свое осуждение этой ужасающей политики, чтобы сделать более широкие выводы о природе нацистского государства». [36]

Проповеди вдохновили различных участников немецкого Сопротивления . Любекские мученики распространяли проповеди фон Галена. [52] Проповеди повлияли на братьев и сестер Шолля , которые основали группу пацифистского студенческого сопротивления « Белая роза» . [6] Одна из проповедей фон Галена в 1941 году стала первой брошюрой группы. [53] Генерал-майор Ганс Остер , набожный лютеранин и ведущий член немецкого Сопротивления, однажды сказал о Галене: [54]

Он человек мужественный и убежденный. А какая решительность в его проповедях! Во всех наших церквях должна быть горстка таких людей, а в Вермахте — как минимум две горстки . Если бы они были, Германия выглядела бы совсем иначе!

Гален находился под домашним арестом с 1941 года до конца войны. Документы свидетельствуют о том, что нацисты намеревались повесить его в конце войны. [38] В застольной беседе в 1942 году Гитлер сказал: «Тот факт, что я храню публичное молчание по поводу церковных дел, ни в малейшей степени не был неправильно понят хитрыми лисами католической церкви, и я совершенно уверен, что такой человек, как епископ фон Гален, знает об этом. прекрасно, что после войны я добьюсь возмездия до последнего гроша». [55]

Несмотря на оппозицию Галена нацизму и его расовым теориям, он, тем не менее, считал, что Германия является последним оплотом против распространения атеистического большевизма . Сообщается, что части проповеди, которую он произнес в 1943 году, были использованы нацистами для помощи в вербовке голландцев для добровольного вступления в Ваффен СС против Советского Союза. [56] Гален опасался, что немецкие католики будут отнесены к статусу второго сорта в гитлеровской Германии, и считал, что Гитлер упускает из виду тот момент, что католическая церковь и государство могут объединиться против большевизма. [ нужна ссылка ] Хотя фон Гален смело выступал против нацистской политики и программы эвтаназии, историк Бет А. Грих-Полле писала, что Гален хранил молчание по другим вопросам, таким как облавы, депортация и массовые убийства евреев. [57] Немецкий историк Йоахим Куропка отверг это утверждение как «неправильное суждение». [58] Куропка, ссылаясь на открытие Вильгельма Дамберга , которое, по его мнению, до сих пор не получило достаточного внимания, указал, что епархиальное руководство в Мюнстере в июне 1938 года поручило всем своим пасторам рекомендовать брошюру против антисемитизма под названием «Вопрос Нафанаила». наших дней» («Die Nathanaelfrage unserer Tage») всем верующим прочитать. [58] Куропка также подчеркнул теплые личные отношения Галена с раввином города Мюнстер Фрицем Штейнталем . [58]

По словам Куропки, хотя в церковных архивах не было подтверждений сделанному по памяти заявлению раввина о том, что после Хрустальной ночи по приказу Галена молились за евреев во всех храмах Мюнстерской епархии, Куропка смог процитировать подтверждающие данные из файлов Рейнландского гестапо. Куропка подчеркнул уникальность распространения брошюр и молитвенной кампании в Мюнстерской епархии Галена. Однако, как и другие епископы, по словам Куропки, Гален упустил подходящее время, чтобы «выйти на публику» по вопросу о преследовании евреев, в чем Гален позже, по собственному признанию, винил себя. [58]

Помимо официальных заявлений по этому поводу Папы Римского и немецких церковных организаций, сам Гален неоднократно осуждал нацистский расизм: [59] и он был частично ответственен за осуждение расовых преследований на конференции немецких епископов в пастырском письме Dekalog-Hirtenbrief 1943 года . После войны раввин Мюнстера Фриц Штейнталь записал поддержку Галена после Хрустальной ночи , выразив при этом свое твердое убеждение как раввина в том, что большинство католиков в его городе Мюнстере были в ужасе от погрома и фактически опасались, что они станут следующими жертвами. [60] Во время поминок в 2012 году переживший Холокост и свидетель Ханс Кауфман из Мюнстера напомнил о том факте, что фон Гален протянул руку помощи Штейнталю после Хрустальной ночи 1938 года, но выразил сожаление по поводу того, что другие еврейские жертвы в Мюнстере не получили особой помощи от соседей, день после. [61]

Хотя фон Гален и его коллеги-епископы в Германии не были такими явными и эффективными, как громкие протесты немецкого епископата 1941 года, в сентябре 1943 года они подготовили еще одно осуждение нацистских расовых преследований и приказали зачитать его со всех кафедр Мюнстерской и Мюнстерской епархии. по всей Германии , осуждая при этом убийства «невинных и беззащитных умственно отсталых и психически больных, неизлечимо немощных и смертельно раненых, невинных заложников и разоруженных военнопленных и уголовных преступников, людей иностранной расы или происхождения». [62]

В своей истории немецкого Сопротивления Теодор С. Хамеров охарактеризовал подход Галена к сопротивлению как «попытку повлиять на Третий Рейх изнутри». Хотя некоторые священнослужители отказывались когда-либо симулировать поддержку режима, в конфликте Церкви с государством по поводу церковной автономии католическая иерархия приняла стратегию «кажущегося принятия Третьего рейха», формулируя свою критику как мотивированную просто желанием «указать на ошибки, допущенные некоторыми из его чрезмерно рьяных последователей», чтобы укрепить правительство. [63] Так, когда епископ Гален выступил в 1941 году со своим знаменитым осуждением нацистской эвтаназии и беззакония гестапо, он также сказал, что Церковь никогда не стремилась к «свержению правительства Рейха». [64]

Послевоенные позиции

[ редактировать ]

После войны Гален протестовал против жестокого обращения с немецким населением со стороны оккупационных войск союзников. 13 апреля 1945 года он выразил протест американским военным властям против массовых изнасилований немецких женщин солдатами Красной Армии, а также против грабежа немецких домов, фабрик, исследовательских центров, фирм и офисов американскими и британскими войсками. [65] [66]

В совместном интервью с британскими официальными лицами Гален заявил международной прессе, что «так же, как я боролся с нацистской несправедливостью, я буду бороться с любой несправедливостью, независимо от того, откуда она исходит». [67] Он повторил эти утверждения в проповеди 1 июля 1945 года, которая была скопирована и незаконно распространена по всей оккупированной Германии. Британские власти приказали ему немедленно отказаться от проповеди, но епископ отказался. [68] Несмотря на его сопротивление и широкую популярность, ему разрешили свободу слова без какой-либо цензуры. В интервью швейцарским СМИ Гален потребовал наказания нацистских преступников, но гуманного обращения с миллионами немецких военнопленных, не совершивших никаких преступлений и которым британцы отказывали в контакте со своими родственниками. Он раскритиковал британское увольнение немцев с государственной службы без расследования и суда. [69] Он решительно осудил изгнание немецкого гражданского населения из бывших немецких провинций и территорий на востоке, аннексированных коммунистической Польшей и Советским Союзом .

В документе британского министерства иностранных дел Гален назван «самой выдающейся личностью среди духовенства британской зоны... Величественный по внешности и бескомпромиссный в дискуссиях, этот старый аристократ с дубовым дном... является немецким националистом до мозга костей». [70]

Когда генерал СС Курт Мейер , обвиненный в соучастии в расстреле восемнадцати канадских военнопленных, был приговорен к смертной казни, Гален умолял сохранить ему жизнь: «Согласно тому, что мне сообщили, генерал Курт Мейер был приговорен к смертной казни. смерть, потому что его подчиненные совершили преступления, которые он не организовал и которые он не одобрял. Как сторонник христианского юридического мнения, которое гласит, что вы несете ответственность только за свои собственные дела, я поддерживаю призыв о помиловании генерала Мейера и клятву. о помиловании». При втором пересмотре канадский генерал, обнаружив лишь «массу косвенных улик», заменил смертный приговор Мейеру тюремным заключением. Мейер отсидел девять лет в британских и канадских военных тюрьмах. [71]

Коллегия кардиналов

[ редактировать ]

Неожиданно на Рождество 1945 года стало известно, что Папа Пий XII назначит трех новых немецких кардиналов: епископа Клеменса Августа фон Галена, епископа Конрада фон Прейзинга Берлина Йозефа Фрингса и архиепископа Кельна . Несмотря на многочисленные препятствия со стороны Великобритании и отказ в авиаперелете, Гален прибыл в Рим 5 февраля 1946 года. [72] Щедрые американские кардиналы финансировали его пребывание в Риме, поскольку немецкие деньги не пользовались спросом. Он стал знаменитым и популярным, поэтому после того, как Папа надел ему на голову красную шляпу со словами: «Боже, благослови тебя, Боже, благослови Германию», собор Святого Петра несколько минут гремел «триумфальными аплодисментами» Галена. [73]

Находясь в Риме , он посетил лагеря немецких военнопленных в Таранто и сказал немецким солдатам Вермахта , что позаботится об их освобождении, и что над освобождением военнопленных работает сам Папа. Он передал большое количество утешительных личных посланий их обеспокоенным семьям. [74]

Получив красную шляпу, Гален отправился к мадре Паскалине , верной служанке Папы. Он рассказал ей, как Папа цитировал по памяти длинные отрывки из проповедей Галена 1941 года и как Папа благодарил его за смелость. Гален сказал Папе: «Да, Святой Отец, но многие из моих лучших священников умерли в концентрационных лагерях, потому что они распространяли мои проповеди». Пий ответил, что он всегда знал, что тысячи невинных людей были бы отправлены на верную смерть, если бы он, как папа, протестовал. Они говорили о старых днях в Берлине, и Гален заявил: «Ни за что на свете я не хотел бы пропустить эти два часа, даже из-за красной шляпы». [75]

Могила кардинала Клеменса Августа фон Галена в Мюнстерском соборе.

Смерть и беатификация

[ редактировать ]

После возвращения из утомительного путешествия в Ватикан нового кардинала с энтузиазмом чествовали в его родной Вестфалии и в его разрушенном городе Мюнстере , который до сих пор полностью лежал в руинах в результате воздушных налетов. Он умер через несколько дней после возвращения из Рима в больнице Святого Франциска в Мюнстере из-за слишком поздно диагностированной инфекции аппендикса. Его последними словами были: [76] — Да, да, как Богу угодно. Да вознаградит тебя Бог за это. Да защитит Бог милое отечество. Продолжай работать для Него... о, ты, дорогой Спаситель! Он был похоронен в семейном склепе семьи Гален в разрушенном Мюнстерском соборе.

Дело о беатификации было запрошено его преемником, епископом Мюнстера Михаэлем Келлером, и оно началось при Папе Пии XII в 1956 году. Оно было положительно завершено в ноябре 2004 года при Папе Иоанне Павле II . Клеменс Август Граф фон Гален был беатифицирован 9 октября 2005 года возле базилики Святого Петра Папой Бенедиктом XVI , в 47-ю годовщину смерти Папы Пия (1958 г.).

Терминологическое примечание

[ редактировать ]
  • Граф — это немецкий титул, который на английском языке переводится как «Граф» , а не имя или отчество. Использование фон перед фамилией Гален указывает на этот статус. Благородная частица (или предлог) фон традиционно опускается в прозе при использовании фамилии без имени или титула Граф . – Если Граф признается титулом неправящего дворянства (а не просто частью имени, как это официально произошло после 1919 года в Германии), то он превосходит титул кардинала и, следовательно, не используется вместе с ним.
  1. ^ Перейти обратно: а б Порядок, последовавший за рукоположением епископа . Ассоциация кафедральных библиотек. 1922. с. 24 . Проверено 6 апреля 2016 г.
  2. ^ Что касается личных имен: до 1919 года Граф был титулом, переводимым как граф , а не именем или вторым именем. Женская форма — Грефин . В Германии оно стало частью фамилий с 1919 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Криг, Роберт А. (2004). Католические богословы в нацистской Германии . Континуум. п. 74.
  4. ^ «Убийство непродуктивных людей» Клеменс фон Гален
  5. ^ Эриксен, Роберт. Соучастие в Холокосте . п. 111.
  6. ^ Перейти обратно: а б Антон Гилл, Почетное поражение: история немецкого сопротивления Гитлеру; Хайнеманн ; Лондон, 1994, стр.188.
  7. ^ Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в войне. Нью-Йорк: Пингвин. ISBN   978-1-59420-206-3 , стр. 529–530.
  8. ^ Мария Анна Зумхольц, Традиция моего дома. О влиянии Клеменса Августа Графа фон Галена в доме, школе и университете его родителей , в: Иоахим Куропка (ред.): Новое исследование жизни и деятельности епископа Мюнстера , Регенсберг, Мюнстер, 1992, стр. 18.
  9. ^ Греческий Pollelle, с. 14.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Бл. Клеменс Август Гален» . Святой Престол . Проверено 21 октября 2015 г.
  11. ^ Готфрид Хазенкамп: Кардинал - Деяния и дни епископа Мюнстера Клеменса Августа Графа фон Галена. Ашендорф, Мюнстер, 2-е издание 1985 г., ISBN   3-402-05126-5 , С. 9 ф.
  12. ^ В Иоахиме Куропке (ред.): Новое исследование жизни и деятельности епископа Мюнстера. Регенсберг, Мюнстер, 1992 г., стр. 32 ф. ISBN   3-7923-0636-0
  13. ^ Смит, Немецкий национализм и религиозные конфликты , цитируется Грих-Полелле, стр. 16. Смит утверждает, что антисемитизм сосуществовал с конфессиональным антагонизмом между католиками и протестантами.
  14. ^ Греческий Pollelle, с. 17
  15. ^ Перейти обратно: а б Греческий Полелле, с. 18.
  16. ^ Генрих Портманн, кардинал фон Гален Ашендорф , Мюнстер, Вестфалия, 1948, с. 66.
  17. ^ Перейти обратно: а б Греческий Полелле, с. 20.
  18. ^ Генрих Август Винклер: Долгий путь на Запад II. История Германии 1933–1990. Федеральное агентство гражданского образования, Бонн, 2004 г., стр. 82–83.
  19. ^ Людгер Гревелхёрстер: Кардинал Клеменс Август Граф фон Гален в свое время. Ашендорф, Мюнстер, 2005 г., ISBN   3-402-03506-5 , С. 57.
  20. ^ Мархофер, Лори (2015). Секс и Веймарская республика: немецкая гомосексуальная эмансипация и рост нацистов , University of Toronto Press; ISBN 978-1-4426-1957-9, стр. 175–176.
  21. ^ Лёффлер (ред.): Епископ Клеменс Август Граф фон Гален - файлы, письма и проповеди 1933–1946 гг. Фердинанд Шёнинг , Падерборн/Мюнхен/Вена/Цюрих, 2-е издание 1996 г., стр. 46 ф. ISBN   3-506-79840-5 ; и Рудольф Вилленборг: «Родители-католики, вы должны это знать!» – Борьба епископа Клеменса Августа графа фон Галена против тотальных образовательных требований национал-социализма. Влияние на партию и государство с особым учетом Ольденбургской части Мюнстерской епархии. В Иоахиме Куропке (ред.): Новое исследование жизни и деятельности епископа Мюнстера. Регенсберг, Мюнстер, 1992, с. 101, 102 ф. ISBN   3-7923-0636-0
  22. ^ Перейти обратно: а б Теодор С. Хамероу. По дороге в волчье логово (1997), с. 139.
  23. ^ Криг, Роберт А. (2004). Католические богословы в нацистской Германии . Континуум. п. 75.
  24. ^ Перейти обратно: а б Антон Гилл ; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; стр.59
  25. ^ Рудольф Морси, Клеменс Август Кардинал фон Гален - епископская работа во времена правления Гитлера. Государственный центр гражданского образования, Дюссельдорф, 1987, с. 14
  26. ^ Ричард Бонни; Противостояние нацистской войне с христианством: Информационные бюллетени Kulturkampf, 1936–1939 ; Международные академические издательства; Берн; 2009 год ISBN   978-3-03911-904-2 ; п. 128
  27. ^ Перейти обратно: а б с Казимеж Мочарский (1981), «Беседы с палачом» , Prentice Hall, с. 56-57.
  28. ^ Грек Поллель, епископ Галена. Немецкий католицизм и национал-социализм , с. 99, 108.
  29. ^ Уильям Л. Ширер, Взлет и падение Третьего Рейха , Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 234-235.
  30. ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; п. 381–82
  31. ^ Иоахим Фест , Планируя смерть Гитлера: Немецкое сопротивление Гитлеру 1933–1945 , Вайденфельд и Николсон; Лондон; стр.374
  32. ^ Петер Лёффлер (ред.): Епископ Клеменс Август Граф фон Гален - файлы, письма и проповеди 1933–1946. Фердинанд Шёнинг, Падерборн/Мюнхен/Вена/Цюрих, 2-е издание 1996 г., стр. 901, 902. ISBN   3-506-79840-5
  33. ^ Теодор С. Хамероу, На дороге к волчьему логову (1997), с. 262-263.
  34. ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон (1977); стр. 24
  35. ^ Перейти обратно: а б Британская онлайн-энциклопедия: Блаженный Клеменс Август, граф Гален ; сеть, апрель 2013 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон (1994), стр. 60
  37. ^ Майкл Берли (1994), Смерть и избавление: «Эвтаназия» в Германии, архив CUP с 1900 по 1945 год; ISBN   0521477697
  38. ^ Перейти обратно: а б Британская онлайн-энциклопедия: Блаженный Клеменс Август, граф Гален ; Интернет, апрель 2013 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Антон Гилл ; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон (1994 год); стр. 60
  40. ^ Перейти обратно: а б с Теодор С. Хамероу, На дороге к волчьему логову (1997), стр. 289–290.
  41. ^ Размышления Британской энциклопедии о Холокосте
  42. ^ Библиотека: Епископ против нацистов: Бл. Клеменс фон Гален во время Второй мировой войны в Германии – католическая культура
  43. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джон Л., кардинал Ратцингер , с. 26, Continuum International Publishing, 2000 г.
  44. ^ Петер Лёффлер (ред.): Епископ Клеменс Август Граф фон Гален - файлы, письма и проповеди 1933–1946. Фердинанд Шёнинг, Падерборн/Мюнхен/Вена/Цюрих, 2-е издание 1996 г., стр. 843 и далее. ISBN   3-506-79840-5
  45. ^ Петер Лёффлер (ред.): Епископ Клеменс Август Граф фон Гален - файлы, письма и проповеди 1933–1946. Фердинанд Шёнинг, Падерборн/Мюнхен/Вена/Цюрих, 2-е издание 1996 г., стр. 855 и далее. ISBN   3-506-79840-5
  46. ^ Петер Лёффлер (ред.): Епископ Клеменс Август Граф фон Гален - файлы, письма и проповеди 1933–1946. Фердинанд Шёнинг, Падерборн/Мюнхен/Вена/Цюрих, 2-е издание 1996 г., стр. 874 и далее. ISBN   3-506-79840-5
  47. ^ Винфрид Зюсс: Епископ фон Гален и национал-социалистическая «эвтаназия». В: zur дебаты 2005, стр. 18 f. Интернет-издание. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  48. ^ Иоахим Куропка: Клеменс Август Граф фон Гален (1878–1946) - великий нижний саксонец. Буклет к выставке в парламенте земли Нижняя Саксония с 10 по 19 июня 1992 г., стр. 5 ф.
  49. ^ Роберт Джей Лифтон, Убийство по медицинским показаниям и психология геноцида , с. 94.
  50. ^ Смит, Ховард К. (1942). Последний поезд из Берлина . Кнопф. п. 277.
  51. ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; стр. 210–11
  52. ^ Эдуард Мюллер ; Мемориальный центр немецкого сопротивления, Указатель лиц; получено 4 сентября 2013 г.
  53. Белая роза. Архивировано 6 февраля 2008 г. на веб-сайте образовательного проекта Wikiwix Shoah.
  54. ^ Филипп Фрайхерр фон Бозелагер , Валькирия: История заговора с целью убийства Гитлера, автор ее последнего участника , Vintage Books , 2009. стр. 70.
  55. ^ Застольный разговор Гитлера 1941–1944 , Кэмерон и Стивенс, Enigma Books, стр. 90, 555.
  56. ^ Греческий Pollelle, стр. 22, 125.
  57. ^ Епископ фон Гален: немецкий католицизм и национал-социализм , Бет А. Грих-Полелле, стр. 22
  58. ^ Перейти обратно: а б с д « «Спор о Галене» – запросы, разногласия и ответы» . Культ Х-Соз. Коммуникация и специальная информация для исторических наук (на немецком языке). 2006 год . Проверено 8 октября 2021 г.
  59. ^ Хайнц Муссингхофф, Расовое безумие в Мюнстере, Еврейский погром в 1938 году и епископ Клеменс Август Граф фон Гален, Регенсберг Верлаг, Мюнстер, 1989, стр. 67-99, «Епископ Клеменс Август Граф фон Гален в борьбе с расовым безумием», «Епископ фон Гален против расистских заблуждений»
  60. ^ Хайнц Муссингхофф, расовое безумие в Мюнстере, Еврейский погром в 1938 году и епископ Клеменс Август Граф фон Гален, Регенсберг Верлаг, Мюнстер, 1989, стр. 67-99.
  61. Эверт ван Властуин ( Reformatorisch Dagblad , 9 ноября 2012 г.). «Мюнстер стал местом разбития стекла в 1938 году». https://www.rd.nl/artikelen/474069-munster-werd-in-1938-de-plek-van-breaking-glas
  62. ^ Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Пингвин; ISBN   978-1-59420-206-3 , стр. 529–530
    Хайнц Муссингхофф, «Расовое безумие в Мюнстере, Еврейский погром в 1938 году и епископ Клеменс Август Граф фон Гален», Regensberg Verlag , Мюнстер (1989), стр. 67-99.
  63. ^ Теодор С. Хамероу, На дороге к волчьему логову (1997), с. 198.
  64. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон (1970); п. 225
  65. ^ Портман, стр. 234.
  66. Бивор, Энтони «Они изнасиловали каждую немку от восьми до 80 лет» , от 1 мая 2002 г., в The Guardian.
  67. ^ Портман, с. 237.
  68. ^ Портман, с. 239.
  69. ^ Портман, с. 245.
  70. ^ «… самая выдающаяся личность среди духовенства британской зоны.… Статный внешний вид и бескомпромиссный в дискуссиях, этот старый аристократ с дубовым дном… является немецким националистом насквозь». Джон С. Конвей : Обзор Бет А. Грих-Полель, епископа фон Галена: немецкий католицизм и национал-социализм. H-Немецкий, H-Net Reviews, апрель 2003 г.
  71. ^ Портман, с. 246.
  72. ^ Портман, с. 264-265.
  73. ^ Портман, с. 290.
  74. ^ Портман, с. 296-297.
  75. ^ Паскалина Ленерт, Мне разрешили служить ему , Вюрцбург, 1988, с. 151
  76. ^ Готфрид Хазенкамп, Возвращение домой и отъезд кардинала , там же, стр. 13.
[ редактировать ]
Клеменс Август, граф Гален
Родился: 16 марта 1878 года в Динклаге.   Умер: 22 марта 1946 года в Мюнстере в Вестфалии.
Титулы католической церкви
Предшественник Епископ Мюнстерский
1933–1946
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9a66c382d7f17795c0f5e00ec0e77ea__1720944720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/ea/d9a66c382d7f17795c0f5e00ec0e77ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clemens August Graf von Galen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)