Закон Янте

Закон Янте ( датский : janteloven [ˈjæntəˌlɔwˀən, -lɒwˀ-] ) [примечание 1] это кодекс поведения [1] зародившийся в художественной литературе и теперь используемый в разговорной речи для обозначения социального неодобрения к проявлениям индивидуальности и личного успеха. [2] Созданная датско - норвежским писателем Акселем Сандемосе , она также стала олицетворением эгалитарной природы скандинавских стран. [3]
«Закон» впервые был сформулирован в виде десяти правил в сатирическом романе Сандемоса «Беглый, пересекающий свои следы» ( En fliktning krysser sitt spor , 1933), но сами установки старше. [4] Сандемос изображает вымышленный небольшой датский городок Янте, созданный по образцу его родного города Нюкёбинг Морс 1930-х годов, где никто не был анонимным, что является особенностью жизни, типичной для маленьких городов. [5]
Определение
[ редактировать ]В законе, как это определил Сандемос, есть десять правил, все они выражают вариации на одну тему и обычно называются единым целым: Вы не должны думать, что вы кто-то особенный или что вы лучше нас.
Десять правил гласят:
- Ты не должен думать, что ты какой-то особенный.
- Вы не должны думать, что вы так же хороши, как мы .
- Вы не должны думать, что вы умнее нас .
- Вы не должны воображать себя лучше, чем мы .
- Вы не должны думать, что знаете больше, чем мы .
- Вы не должны думать, что вы важнее нас .
- Вы не должны думать, что вы хороши в чем-либо.
- Вы не должны смеяться над нами .
- Вы не должны думать, что кто-то заботится о вас .
- Вы не должны думать, что можете чему-то научить нас .
К жантерам, нарушающим этот неписаный «закон», относятся с подозрением и некоторой враждебностью, поскольку это противоречит общему желанию города сохранить гармонию, социальную стабильность и единообразие.
Одиннадцатое правило, признанное в романе «уголовным кодексом Янте», гласит:
- не Возможно, вы думаете, что мы кое-что о вас знаем ?
Из главы «Может быть, ты думаешь, что я что-то о тебе знаю»:
Это одно предложение (одиннадцатое правило), действующее как уголовный кодекс Янте, само по себе было богатым по содержанию. Это было обвинение абсолютно во всем, и так оно и должно было быть, потому что абсолютно ничего не разрешалось. Это было также тщательно продуманное обвинение, предполагающее всевозможные неуказанные наказания, которых можно было ожидать. Более того, это было полезно, полностью в зависимости от тона голоса, при финансовом вымогательстве и склонении к преступным действиям, а также могло быть лучшим средством защиты.
В романе Сандемоса описывается жизнь рабочего класса в вымышленном городе Янте. В 1955 году он написал немного озорно: «Многие люди узнали [в Янте] свой родной город – это регулярно случалось с людьми из Арендаля [Норвегия], Тромсё [Норвегия] и Выборга [Дания]». [6] Сандемосе не претендовал на то, что он изобрел правила; он просто стремился сформулировать социальные нормы, которые веками формировали психику датчан и норвежцев.
Социологические эффекты
[ редактировать ]Хотя Закон Янте задумывался как критика общества в целом, некоторые критики в 1990-х годах утверждали, что Закон Янте стал относиться к личной критике людей, которые хотят вырваться из своих социальных групп и достичь более высокого положения. [7]
В Скандинавии принято считать Закон Янте чем-то типично датским, норвежским или шведским. [ нужна ссылка ] Правила рассматриваются как способ поведения, позволяющий вписаться в общество, что приводит к тому, что люди одеваются одинаково, а также типы автомобилей, которые покупают, и покупают одинаковые товары для своих домов. [8] Обычно утверждается, что Янте Ло предназначен для жителей провинции, но комментаторы предполагают, что это затронуло и мегаполисы. [8]
Хотя первоначальный замысел был сатирическим, Ким Орлин Кантарджиев, норвежский политик [9] и консультант по образованию, утверждает, что Закон Янте преподается в школах как скорее социальный кодекс, поощряющий групповое поведение , и пытается приписать ему поддержку высоких показателей счастья в скандинавских странах . [8] Также высказывалось предположение, что удовлетворенность скучным образом жизни является частью счастья в скандинавских странах. [10]
Однако в Скандинавии также появились журналистские статьи, в которых Закон Янте связывается с высоким уровнем самоубийств . [11] На правила произошла негативная реакция, и в Норвегии кто-то даже похоронил Янте Лоуза, объявив его умершим в 2005 году. Однако другие задаются вопросом, исчезнут ли они когда-нибудь, поскольку они могут прочно укорениться в обществе. [8]
Появление в англоязычных источниках
[ редактировать ]- В интервью во время 646-й серии передачи «Позднее шоу со Стивеном Кольбером» , транслировавшейся 9 ноября 2018 года, шведский актер Александр Скарсгард объяснил, что, хотя он недавно получил «Эмми» и премии «Золотой глобус» за хвалебное выступление, сдерживающие факторы, вызванные Законом Янте, помешало ему похвастаться этой наградой. [12]
- В «Вистинге» , процессуальном телесериале норвежской полиции 2019 года, частично на английском языке, персонаж Лайн говорит (в переводе): « Количество продаж газет и Закон Янте сливаются » . [13]
- В книге Энтони Бурден: Неизвестные части » Бурден и Рене Редзепи обсуждают влияние Янтеловена « на датскую культуру. [14]
- В некоторых интервью Грета Тунберг хвалит и хвалит закон за то, что шведы, видя ее на публике, игнорируют ее. [15] [16]
- Этот закон занимает видное место в шведской культуре, и шведский парламент считает его потенциально вредным, сдерживающим людей. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ваш путеводитель по норвежской культуре» . Discover-the-World.com . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Адлесвард, Вивека (2 ноября 2003 г.). « Ревность имеет древние корни». Svenska Dagbladet (на шведском языке) . Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ Стивен, Троттер (15 апреля 2015 г.). «Нарушение закона Янте» (PDF) . Университет Глазго . ЭШарп . Проверено 24 июня 2023 г.
«Концепция Янтеловена (закона Янте) [является] литературной конструкцией из книги Акселя Сандемозе «Беглый пересекает свои следы» (1997[1933])… предположительно объясняющей эгалитарную природу скандинавских наций.
- ^ Скотт, Марк (18 декабря 2003 г.). «Признаки трещин в законе Янте» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 декабря 2013 г.
Эта концепция, взятая из книги датского писателя Акселя Сандемосе, предполагает, что культура скандинавских стран не поощряет людей продвигать свои собственные достижения над достижениями других.
- ↑ Примечание переводчика: Беженец переходит свой след , 2-е изд.
- ^ Английский перевод отрывка из предисловия норвежского издания (1999), стр. 14.
- ^ Андерсен, Стин (6 июля 1992 г.). «Закон о беглом Янте» [Закон о беглом Янте]. Морсё Фолькеблад . Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д BBC Ideas Забудьте о хюгге: Законы, которые действительно правят в Скандинавии
- ^ журнал «Повестка дня» Интернет-
- ^ «Счастье датчан легко объяснить 10 культурными правилами» . кварц . 29 сентября 2016 г.
- ↑ Клас Леффлер в MittMedia Allehanda Västernorrland , 16 июля 2016 г.
- ^ Александр Скарсгард слишком швед, чтобы быть дерзким - YouTube «Позднее шоу со Стивеном Колбертом», опубликовано 10 ноября 2018 г.
- ^ Вистинг (сериал) , 1 сезон, 6 серия, 30:38+
- ^ «Стенограммы: Энтони Бурден, части неизвестны» . CNN . 6 октября 2013 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Хук, Лесли (31 марта 2021 г.). «Грета Тунберг: «Все просто вышло из-под контроля » . Файнэншл Таймс . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Генри, Грейс (22 апреля 2021 г.). «Грета Тунберг о климатическом кризисе: «Иногда нужно смеяться» » . Радио Таймс . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «Что такое янтелаген» . Шведский вестник . 15 июня 2024 г. Проверено 19 июня 2024 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Норвежский букмол : Janteloven [ˈjɑ̀ntəˌloːvn̩] , [ проверочный тон ] Нюнорск : Янтелова ; Исландский : Jantelögin ; Фарерский : Янтелогин ; Шведский : Jantelagen [ˈjânːtɛˌlɑːɡɛn] ; Финский : Jände laki [ˈjɑntenˌlɑki] .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сандемосе, Аксель (1933). Беженец перебегает ему дорогу. Осло: Ашехуг (ред. 2005 г.). ISBN 82-03-18914-8
- Сандемосе, Аксель (1936). Беглец переходит его следы . перевод Юджина Гей-Тиффта. Нью-Йорк: А.А. Кнопф.
- Колдау, Линда Мария (2013): Университет Янте. (Университет Янте). Том. 1: Красивый Фасад (Красивый Фасад); Том. 2: Образовательная катастрофа (Образовательная катастрофа); Том. 3: Тоталитарные структуры. Гамбург: Традиция. ISBN 978-3-8495-0351-2 (Том 1); ISBN 978-3-8495-0350-5 (Том 2); ISBN 978-3-8495-0266-9 (Том 3). На датском языке.
- Колдау, Линда Мария (2013): Образовательная катастрофа. Разрушение наших университетов: пример Дании. (сокращенная английская версия Jante Universitet, содержащая наиболее важные анализы и главу о менталитете Янте Лоу в датском образовании). Гамбург: Тредиция (готовится к печати). ISBN 978-3-8495-4936-7 . На английском языке.
- Штеффен, Джулиана (2011): «Hjem til Jante» (Дом Янте), краткий анализ механизмов закона Янте в датских университетах, опубликовано в: Линда Мария Колдау : Университет Янте. Том. 2: Катастрофа в сфере образования. Гамбург: Tredition, 2013, стр. 464–466. ISBN 978-3-8495-0350-5 (Том 2). На датском языке.
Андерсен, Стин: Новые связи. Подшипники в сочинении Акселя Сандемосе. Вордингборг: Аттика, 2015. ISBN 978-87-7528-8700 . На датском языке.