Союз между Швецией и Норвегией
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Соединенное Королевство Швеции и Норвегии Великобритания Швеция и Норвегия ( шведский ) Великобритания Норвегия и Швеция ( дано-норвежский ) [А] Связь между Норвегия и Швеция ( национальный язык ) [Б] | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1814–1905 | |||||||||||||||
Гимн: Норвегия: Норвежская шкала (1814–1820 гг.) Сыны Норвегии (1820–1864) Швеция: Ты старый, ты свободный ( де-факто ) Королевский гимн : Норвегия: Никто Швеция: Спаси Боже, Царя нашего (1805–1893) Королевская песня (1844–1905) | |||||||||||||||
Статус | Личный союз | ||||||||||||||
Капитал | Стокгольм и Христиания [а] | ||||||||||||||
Общие языки | Шведский , Норвежский , [б] датский , саамский , финский | ||||||||||||||
Религия | Норвегия: Церковь Норвегии ( государственная религия ) Швеция: Церковь Швеции ( государственная религия ) | ||||||||||||||
Правительство | Конституционные монархии | ||||||||||||||
Король Швеции и Норвегии | |||||||||||||||
• 1814–1818 | Карл XIII/II | ||||||||||||||
• 1818–1844 | Карл XIV/III Иоанн | ||||||||||||||
• 1844–1859 | Оскар I | ||||||||||||||
• 1859–1872 | Карл XV/IV | ||||||||||||||
• 1872–1905 | Оскар II | ||||||||||||||
Законодательная власть | Законодательные органы: [д] | ||||||||||||||
• Законодательное собрание Швеции | Парламент | ||||||||||||||
• Норвежский законодательный орган | Стортинг | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Между наполеоновскими войнами и Первой мировой войной | ||||||||||||||
14 января 1814 г. | |||||||||||||||
4 ноября 1814 г. | |||||||||||||||
16 октября 1875 г. | |||||||||||||||
26 октября 1905 г. | |||||||||||||||
Население | |||||||||||||||
• 1820 | 3,550,000 [с] | ||||||||||||||
• 1905 | 7,560,000 [с] | ||||||||||||||
Валюта | Швеция: Норвегия:
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | Швеция Норвегия | ||||||||||||||
а. ^ Король поочередно проживал в Стокгольме (в основном) и Христиании (обычно несколько месяцев в году). Он принимал министров обеих стран в совете Союза или отдельно в чисто шведских или норвежских советах . Большинство министров норвежского кабинета собирались в Христиании, когда король отсутствовал. б. ↑ Письменный норвежский язык прекратил свое существование в первой половине 16 века и был заменен датским. Письменный датский язык все еще использовался во время союза со Швецией, но был немного норвежизирован благодаря созданию Нюнорска во второй половине XIX века. В 1885 году Стортинг признал ландсмол официальным письменным языком наравне с датским. |
Часть серии о |
Скандинавия |
---|
Швеция и Норвегия или Швеция-Норвегия ( шведский : Svensk-norska Unionen ; норвежский : Den svensk-norske Union(en) ), официально Соединенное Королевство Швеции и Норвегии и известное как Соединенное Королевство , было личным союзом отдельных королевства Швеции Норвегии и распада под общим монархом и общей внешней политикой, которая продолжалась с 1814 года до его мирного в 1905 году . [3] [4]
В двух штатах сохранялись отдельные конституции, законы, законодательные органы, администрации, государственные церкви, вооруженные силы и валюты; короли большей частью проживали в Стокгольме , где располагались иностранные дипломатические представительства. Норвежское правительство возглавляли наместники : шведы до 1829 года, норвежцы до 1856 года. Эта должность позже была вакантной, а затем упразднена в 1873 году. Внешняя политика проводилась через министерство иностранных дел Швеции до роспуска союза в 1905 году.
Норвегия была в более тесном союзе с Данией , но Дании и Норвегии союз с наполеоновской Францией заставил Соединенное Королевство и Россию согласиться на аннексию королевства Швецией в качестве компенсации за потерю Финляндии в 1809 году и в качестве награды за присоединение к союз против Наполеона. По Кильскому договору 1814 года король Дании и Норвегии был вынужден уступить Норвегию королю Швеции, но Норвегия отказалась подчиниться положениям договора, провозгласила независимость и созвала учредительное собрание в Эйдсволле в начале 1814 года.
После принятия новой конституции Норвегии 17 мая 1814 года принц Кристиан Фредерик королем был избран . Последовавшая за этим шведско-норвежская война (1814 г.) и Конвенция Мосса вынудили Кристиана Фредерика отречься от престола после созыва внеочередной сессии норвежского парламента, Стортинга , для пересмотра Конституции, чтобы разрешить личный союз со Швецией. 4 ноября Стортинг избрал короля Швеции Карла XIII королем Норвегии , тем самым подтвердив союз. Продолжающиеся разногласия между двумя королевствами привели к неудачной попытке создать отдельную норвежскую консульскую службу, а затем, 7 июня 1905 года, к одностороннему провозглашению независимости Стортингом. Швеция приняла роспуск союза 26 октября. После плебисцита, подтвердившего избрание принца Датского Карла новым королем Норвегии, он принял предложение Стортинга о престоле 18 ноября и принял королевское имя Хокон VII.
Фон
[ редактировать ]Швеция и Норвегия были объединены под одной короной в двух предыдущих случаях: с 1319 по 1343 год при Магнусе Эрикссоне ненадолго с 1449 по 1450 год при Кнутссоне в противовес Кристиану Ольденбургскому Карле , который был избран датчанами королем унии Кальмарской и снова . В течение следующих столетий Норвегия оставалась объединенной с Данией в тесном союзе, номинально как одно королевство, но на самом деле она была низведена до статуса простой провинции, управляемой датскими королями из их столицы Копенгагена . После установления абсолютизма в 1660 году была установлена более централизованная форма правления, но Норвегия сохранила некоторые отдельные институты, включая собственные законы, армию и чеканку монет. называли Соединенное королевство Данией-Норвегией Более поздние историки .
Швеция окончательно вырвалась из Кальмарской унии в 1523 году при короле Густаве Васе , а в середине 17 века поднялась до статуса крупной региональной державы после вмешательства Густава II Адольфа в Тридцатилетнюю войну . Однако амбициозные войны, которые вел король Карл XII , привели к потере этого статуса после Великой Северной войны 1700–1721 годов.
После распада Кальмарского союза Швеция и Дания-Норвегия оставались соперничающими державами и вели множество войн, во время которых и Дания, и Норвегия были вынуждены уступить важные провинции Швеции в 1645 и 1658 годах. Швеция также вторгалась в Норвегию в 1567, 1644, 1658 годах. и 1716 г. — вырвать страну из союза с Данией и либо аннексировать ее, либо образовать союз. Неоднократные войны и вторжения привели к народному недовольству Швецией среди норвежцев.
В восемнадцатом веке Норвегия пережила период большого процветания и становилась все более важной частью союза. Отраслью с наибольшим ростом был экспорт досок, причем Великобритания главным рынком сбыта была . Владельцы лесопилок и торговцы древесиной в регионе Христиания, опираясь на огромные состояния и экономическое влияние, сформировали элитную группу, которая начала рассматривать центральное правительство в Копенгагене как препятствие норвежским устремлениям. Их растущая самоуверенность заставила их подвергнуть сомнению политику, которая отдавала предпочтение интересам Дании по сравнению с интересами Норвегии, одновременно отвергая ключевые норвежские требования о создании важных национальных институтов, таких как банк и университет. Таким образом, некоторые представители «лесной аристократии» рассматривали Швецию как более естественного партнера и развивали коммерческие и политические контакты со Швецией. Около 1800 года многие видные норвежцы тайно выступали за раскол с Данией, не предпринимая активных шагов по продвижению независимости. Их необъявленным лидером был граф Герман Ведель-Ярлсберг .
Шведская политика в тот же период заключалась в развитии контактов в Норвегии и поощрении всех признаков сепаратизма. Король Густав III (1746–1792) активно обращался к любому кругу в Норвегии, который выступал за союз со Швецией, а не с Данией.
Подобные попытки «сближения» по обе стороны границы были далеки от реалистичных до того, как наполеоновские войны создали условия, вызвавшие крупные политические потрясения в Скандинавии.
Последствия наполеоновских войн
[ редактировать ]Швеция и Дания-Норвегия усиленно пытались сохранить нейтралитет во время наполеоновских войн, и долгое время им это удавалось, несмотря на многочисленные приглашения присоединиться к воюющим союзам. Обе страны присоединились к России и Пруссии в Лиге вооруженного нейтралитета в 1800 году. Дания-Норвегия была вынуждена выйти из Лиги после победы Великобритании в Первой битве при Копенгагене в апреле 1801 года, но все еще придерживалась политики нейтралитета. Однако союз распался после убийства царя Павла I в 1801 году. [ нужна ссылка ]
Дания-Норвегия была вынуждена заключить союз с Францией после второго нападения Великобритании на датский флот во Второй битве при Копенгагене . Датчане были вынуждены сдать флот после сильной бомбардировки, поскольку армия находилась на южной границе, чтобы защитить ее от возможного нападения французов. Поскольку Швеция тем временем встала на сторону британцев, Наполеон вынудил Данию-Норвегия объявить войну Швеции 29 февраля 1808 года.
Поскольку британская военно-морская блокада прервала сообщение между Данией и Норвегией, в Христиании было создано временное норвежское правительство во главе с генералом армии принцем Кристианом Августом Аугустенборгским . Это первое национальное правительство после нескольких столетий датского правления продемонстрировало, что самоуправление возможно в Норвегии, и позже рассматривалось как проверка жизнеспособности независимости. Самой большой задачей Кристиана Августа было обеспечение запасов продовольствия во время блокады. Когда весной 1808 года Швеция вторглась в Норвегию, он командовал армией Южной Норвегии и вынудил численно превосходящие шведские силы отойти за границу после битв при Товеруде и Престебакке . Его успех в качестве военачальника и лидера временного правительства сделал его очень популярным в Норвегии. Более того, его шведские противники заметили его заслуги и популярность и в 1809 году выбрали его преемником шведского престола после короля Густава IV Адольфа свержения .
Одним из факторов, способствовавших плохой работе шведских сил вторжения в Норвегию, было то, что Россия одновременно вторглась в Финляндию 21 февраля 1808 года. Война на два фронта оказалась катастрофической для Швеции, и вся Финляндия была передана России по Мирному договору. Фредриксхамна 17 сентября 1809 года. Тем временем недовольство ходом войны привело к свержению короля Густава IV 13 мая 1809 года. Был выбран принц Кристиан Август, вражеский командующий, который в 1809 году был произведен в вице-короли Норвегии. потому что шведские повстанцы увидели, что его большая популярность среди норвежцев может открыть путь к союзу с Норвегией, чтобы компенсировать потерю Финляндии. Он пользовался большим уважением еще и потому, что воздерживался от преследования отступающей шведской армии, пока эта страна подвергалась сильному давлению со стороны России во время Финской войны . Кристиан Август был избран наследным принцем Швеции 29 декабря 1809 года и покинул Норвегию 7 января 1810 года. После его внезапной смерти в мае 1810 года Швеция выбрала своим преемником другого вражеского генерала, французского маршала. Жан Батист Бернадот , который также считался отважным противником и доказал свои способности в качестве командующего армией.
Швеция требует компенсации за потерю Финляндии
[ редактировать ]Главной целью внешней политики Бернадота как наследного принца Швеции Карла Иоанна было приобретение Норвегии, и он преследовал эту цель, окончательно отказавшись от претензий Швеции на Финляндию и присоединившись к врагам Наполеона. В 1812 году он подписал секретный Санкт-Петербургский договор с Россией против Франции и Дании-Норвегии. Его внешняя политика вызвала некоторую критику среди шведских политиков, которые сочли аморальным компенсировать ущерб Швеции за счет более слабого дружественного соседа. Более того, Великобритания и Россия настаивали на том, что первым долгом Чарльза Джона было участие в антинаполеоновской коалиции. Великобритания решительно возражала против расходования своих субсидий на норвежскую авантюру до того, как общий враг будет разгромлен. Только после того, как Карл дал свое слово, Соединенное Королевство также пообещало поддержать союз Норвегии и Швеции по Стокгольмскому договору от 3 марта 1813 года. Несколько недель спустя Россия дала свои гарантии того же эффекта, а в апреле Пруссия также пообещала Норвегии в качестве награды за участие в битве против Наполеона. Тем временем Швеция обязала своих союзников присоединиться к Шестая коалиция и объявление войны Франции и Дании-Норвегии 24 марта 1813 года.
Во время своих кампаний на континенте Чарльз Джон успешно возглавил Северную союзную армию при защите Берлина , отразив две отдельные попытки французов захватить город, а также в решающей битве при Лейпциге . Затем он выступил против Дании, чтобы заставить датского короля сдать Норвегию.
1814
[ редактировать ]Кильский договор
[ редактировать ]7 января, находясь на грани захвата шведскими, русскими и немецкими войсками под командованием избранного наследного принца Швеции, король Дании (и Норвегии) Фридрих VI согласился уступить Норвегию королю Швеции, чтобы предотвратить оккупацию Ютландии .
Эти условия были официально оформлены и подписаны 14 января в Кильском договоре , в котором Дания договорилась о сохранении суверенитета над норвежскими владениями Фарерских островов , Исландии и Гренландии . В статье IV договора говорилось, что Норвегия отошла «королю Швеции», а не Королевству Швеции - положение, благоприятное как для его бывших норвежских подданных, так и для их будущего короля, чье положение как бывшего революционера стало наследником. шведский престол был далеко не безопасным. Секретная переписка британского правительства в предыдущие дни оказала давление на стороны переговоров с целью достижения соглашения, чтобы избежать полномасштабного вторжения в Данию. Бернадот направил письмо правительствам Пруссии, Австрии и Соединенного Королевства , поблагодарив их за поддержку, признав роль России в мирных переговорах и предусмотрев большую стабильность в Северном регионе. 18 января датский король направил норвежскому народу письмо, освобождающее его от верности ему.
Попытка государственного переворота наследным принцем Кристианом Фредериком
[ редактировать ]Уже в Норвегии вице-король Норвегии наследный принц Кристиан Фредерик решил сохранить целостность страны и, если возможно, союз с Данией, возглавив норвежское восстание. Король был проинформирован об этих планах в секретном письме от декабря 1813 года и, вероятно, согласился с ними. Но на первый взгляд он выполнил условия Кильского договора, приказав Кристиану Фредерику сдать приграничные крепости и вернуться в Данию. Но Кристиан Фредерик оставил содержание письма при себе, приказав своим войскам удерживать крепости. Он решил претендовать на трон Норвегии как законный наследник и создать независимое правительство во главе с собой. 30 января он проконсультировался с несколькими видными норвежскими советниками, утверждая, что король Фридрих не имел законного права отказываться от своего наследства, утверждая, что он был законным королем Норвегии и что Норвегия имела право на самоопределение. Его импровизированный совет согласился с ним, подготовив почву для движения за независимость.
2 февраля норвежская общественность получила известие о том, что их страна передана королю Швеции. Это вызвало всеобщее возмущение среди большинства людей, которым не нравилась идея подчинения Швеции и которые с энтузиазмом поддерживали идею национальной независимости. Шведский наследный принц Бернадот в ответ пригрозил послать армию для оккупации Норвегии и поддержать зерновое эмбарго, если страна добровольно не выполнит положения Кильского договора. В этом случае он созовет конституционное собрание. Но пока он был занят завершающими сражениями на континенте, давая норвежцам время разработать свои планы.
Движение за независимость растет под угрозой войны
[ редактировать ]10 февраля Кристиан Фредерик пригласил видных норвежцев на встречу, которая состоится в поместье его друга Карстена Анкера в Эйдсволле, чтобы обсудить ситуацию. Он сообщил им о своем намерении противостоять шведской гегемонии и претендовать на норвежскую корону как на свое наследство. Но на эмоциональной сессии в Эйдсволле его советники убедили его, что требование Норвегии о независимости должно скорее основываться на принципе самоопределения, и что на данный момент он должен выступать в качестве регента. Вернувшись в Христианию 19 февраля, Кристиан Фредерик провозгласил себя регентом Норвегии. Он приказал всем общинам собраться 25 февраля, чтобы присягнуть на верность делу независимости Норвегии и избрать делегатов конституционного собрания, которое соберется в Эйдсволле 10 апреля.
Шведское правительство немедленно направило миссию к Кристиану Фредерику, предупредив его, что восстание является нарушением Кильского договора и приводит Норвегию к войне с союзными державами. Последствиями будут голод и банкротство. Кристиан Фредерик через свою личную сеть разослал письма правительствам по всей Европе, уверяя их, что он не возглавлял датский заговор с целью отменить условия Кильского договора и что его усилия отражают стремление Норвегии к самоопределению. Он также искал тайного соглашения с Наполеоном .
Шведская делегация прибыла в Христианию 24 февраля. Кристиан Фредерик отказался принять прокламацию шведского короля, но вместо этого настоял на том, чтобы прочитать его письмо норвежскому народу, провозгласив себя регентом. Шведы охарактеризовали его решения как безрассудные и незаконные и вернулись в Швецию. На следующий день церковные колокола в Христиании звонили целый час, и жители города собрались, чтобы присягнуть Кристиану Фредерику.
Карстен Анкер был отправлен в Лондон для переговоров о признании со стороны британского правительства с такими инструкциями регента: «Наша главная потребность — это мир с Англией. Если, не дай Бог, наша надежда на английскую поддержку будет разрушена, вы должны дать понять министр, каковы будут последствия того, что недостойный народ будет страдать, нашей первой обязанностью будет тогда самая кровавая месть Швеции и ее друзьям, но вы никогда не должны терять надежду, что Англия осознает несправедливость, причиненную нам; и озвучивать это до последнего момента – а также наше постоянное стремление к миру». Просьба Анкера о поддержке была решительно отвергнута премьер-министром лордом Ливерпулем , но он настойчиво выполнял свою миссию по убеждению своих знакомых среди британских аристократов и политиков в пользу Норвегии. Ему удалось представить это дело в парламенте, где Эрл Грей почти три часа выступал в Палате лордов 10 мая . Его аргументы были озвучены и в Палате общин : после 22 лет борьбы за свободу в Европе Великобритания не могла продолжать поддерживать Швецию в ее насильственном порабощении свободного народа, находившегося тогда под иностранным игом. Но Договор между Великобританией и Швецией игнорировать нельзя было: Швеция помогала союзникам во время войны, и обещания нужно было сдержать. Анкер оставался в Лондоне до осени, упорно пытаясь пробудить сочувствие и поддержку норвежских интересов.
К началу марта Кристиан Фредерик также организовал кабинет министров и пять правительственных ведомств, хотя все полномочия по принятию решений он сохранил за собой.
Кристиан Фредерик встречает растущее сопротивление
[ редактировать ]Граф Ведель-Ярлсберг , самый видный представитель норвежской знати, находился в Дании, чтобы организовать снабжение голодающего населения продовольствием, в то время как принц Кристиан Фредерик организовал свое восстание. На обратном пути он взял отпуск, чтобы встретиться с графом Гансом Хенриком фон Эссеном , недавно назначенным шведским генерал-губернатором Норвегии. Приехав в марте, он предупредил регента, что ведет опасную игру, но сам был обвинен в сговоре со Швецией. Общественное мнение все более критично относилось к политике регента, которого подозревали в маневрах с целью вернуть Норвегию под суверенитет Дании.
9 марта шведская миссия в Копенгагене потребовала лишить Кристиана Фредерика права наследования датского престола и чтобы европейские державы начали войну с Данией, если он не отменит себя от норвежского движения за независимость. Нильс Розенкранц , министр иностранных дел Дании, ответил на требования Швеции, заявив, что датское правительство никоим образом не поддерживает независимость Норвегии, но что они не могут освободить пограничные посты, которые они не удерживают. Требование лишить наследства Кристиана Фредерика не было рассмотрено. Шведские войска сосредоточились вдоль границы, и ежедневно ходили слухи о вторжении. В нескольких письмах фон Эссену, командующему шведскими войсками на границах Норвегии, Бернадот называл Кристиана Фредерика мятежником и распорядился, чтобы со всеми датскими чиновниками, которые не вернулись домой, обращались как с преступниками. Но регент в ответ конфисковал все военные корабли, стоявшие в Норвегии, и арестовал офицеров, которые планировали отправить их в Данию.
1 апреля король Дании Фридрих VI направил письмо Кристиану Фредерику, в котором просил его отказаться от своих усилий и вернуться в Данию. Была упомянута возможность лишения наследства наследного принца. Кристиан Фредерик отверг эту инициативу, сославшись на право Норвегии на самоопределение, а также на возможность воссоединения Норвегии и Дании в будущем. Несколько дней спустя Кристиан Фредерик предупредил о встрече с министром иностранных дел Дании, отметив, что это усилит слухи о том, что принц был мотивирован датскими замыслами в отношении Норвегии.
Хотя европейские державы отказались признать норвежское движение за независимость, к началу апреля появились признаки того, что они не склонны вставать на сторону Швеции в тотальной конфронтации. По мере приближения конституционного собрания движение за независимость набирало силу.
Конституционное собрание
[ редактировать ]10 апреля делегаты собрались в Эйдсволле. Сидя на неудобных скамейках, съезд избрал своих должностных лиц в присутствии Кристиана Фредерика 11 апреля, прежде чем на следующий день начались дебаты. Вскоре были сформированы две партии: «Партия независимости», также известная как «Датская партия» или «Партия принца», и, с другой стороны, «Союзная партия», также известная как «Шведская партия». Все делегаты согласились, что независимость была бы идеальным решением, но разошлись во мнениях относительно того, что было бы осуществимо.
- Партия независимости имела большинство и утверждала, что мандат ограничивался формальным оформлением независимости Норвегии на основе народной присяги на верность, принятой ранее в том же году. С Кристианом Фредериком в качестве регента отношения с Данией будут обсуждаться в контексте независимости Норвегии.
- Партия Союза, составлявшая меньшинство делегатов, считала, что Норвегия достигнет более независимого статуса в рамках свободного союза со Швецией, чем в составе датской монархии, и что ассамблея должна продолжить свою работу даже после того, как конституция будет завершена.
Конституционный комитет представил свои предложения 16 апреля, вызвав оживленные дебаты. Партия независимости победила с большинством в 78–33 и провозгласила Норвегию независимой монархией. В последующие дни внутри съезда проявились взаимные подозрения и недоверие. Делегаты разошлись во мнениях относительно того, следует ли учитывать настроения европейских держав; некоторые факты могли быть от них скрыты.
К 20 апреля принцип права народа на самоопределение, сформулированный Кристианом Магнусом Фальсеном и Гундером Адлером, был заложен в основу конституции.Первый проект конституции был подписан редакционной комиссией 1 мая. Ключевые положения конституции включали обеспечение свободы личности, права на собственность и равенство.
После спорных дебатов 4 мая собрание решило, что Норвегия будет придерживаться лютеранской веры, что ее монарх должен всегда исповедовать эту веру (тем самым не позволяя католику Бернадоту стать королем) и что евреи и иезуиты будут запрещен въезд в королевство. Но партия независимости проиграла еще одну битву, когда собрание проголосовало 98 голосами против 11 за то, чтобы позволить монарху править другой страной с согласия двух третей законодательного собрания.
Хотя окончательный указ конституции был подписан 18 мая, единогласное избрание Кристиана Фредерика 17 мая считается Днем Конституции в Норвегии. Выборы прошли единогласно, но некоторые делегаты просили отложить их до стабилизации политической ситуации.
Поиск внутренней и международной легитимности
[ редактировать ]22 мая новоизбранный король триумфально въехал в Христианию. Пушки крепости Акерсхус состоялась праздничная служба прозвучали царским салютом, а в соборе . Продолжалась обеспокоенность по поводу международного климата, и правительство решило послать двух делегатов конституционного собрания, чтобы они присоединились к Карстену Анкеру в Англии, чтобы защищать дело Норвегии. Созван первый государственный совет, учредивший верховный суд страны.
5 июня британский эмиссар Джон Филип Морье прибыл в Христианию с неофициальным визитом. Он принял гостеприимство одного из министров Кристиана Фредерика и согласился встретиться с самим королем в неформальной обстановке, подчеркнув, что никакие его действия не должны быть истолкованы как признание независимости Норвегии. Ходили слухи, что Морье хотел, чтобы Бернадот был свергнут и сослан на датский остров Борнхольм . Король попросил Соединенное Королевство выступить посредником между Норвегией и Швецией, но Морье никогда не отклонялся от официальной позиции британского правительства, отвергающей независимость Норвегии. Он заявил, что Норвегия должна подчиниться шведскому союзу, а также что позиция его правительства должна быть напечатана во всех норвежских газетах. 10 июня норвежская армия была мобилизована и ей были розданы оружие и боеприпасы.
16 июня Карстен Анкер написал Кристиану Фредерику о своих недавних беседах с высокопоставленным прусским дипломатом. Он узнал, что Пруссия и Австрия ослабляют свою поддержку притязаний Швеции на Норвегию, что российский царь Александр I (дальний родственник Кристиана Фредерика) выступает за шведско-норвежский союз, но без Бернадота в качестве короля, и что Соединенное Королевство надеется для решения, которое удерживало бы Норвегию вне сферы влияния России.
Прелюдия к войне
[ редактировать ]26 июня эмиссары из России, Пруссии, Австрии и Великобритании прибыли в Венерсборг в Швеции, чтобы убедить Кристиана Фредерика соблюдать положения Кильского договора. Там они совещались с фон Эссеном, который сообщил им, что 65 000 шведских солдат готовы вторгнуться в Норвегию. 30 июня эмиссары прибыли в Христианию, где отказались от гостеприимства Кристиана Фредерика. На следующий день на встрече с Норвежским государственным советом российский эмиссар Орлов поставил присутствующих перед выбором: Норвегия может подчиниться шведской короне или столкнуться с войной с остальной Европой. Когда Кристиан Фредерик утверждал, что норвежский народ имеет право определять свою собственную судьбу, австрийский эмиссар Август Эрнст Штайгентеш сделал знаменитый комментарий: «Народ? Что он может сказать против воли своих правителей? мир перевернут с ног на голову».
В ходе переговоров Кристиан Фредерик предложил отказаться от престола и вернуться в Данию при условии, что норвежцы выскажут свое мнение о своем будущем на внеочередном заседании Стортинга. Однако он отказался сдать норвежские пограничные форты шведским войскам. Делегация четырех держав отклонила предложение Кристиана Фредерика о том, чтобы конституция Норвегии стала основой для переговоров о союзе со Швецией, но пообещала передать это предложение на рассмотрение шведскому королю.
20 июля Бернадот отправил письмо своему «кузену» Кристиану Фредерику, обвинив его в придворных интригах и безрассудном авантюризме. Через два дня он встретился с делегацией, находившейся в Норвегии. Они призвали его рассмотреть предложенные Кристианом Фредериком условия союза со Швецией, но наследный принц был возмущен. Он повторил свой ультиматум: Кристиан Фредерик либо откажется от всех прав на трон и покинет пограничные посты, либо столкнется с войной. 27 июля шведский флот захватил острова Хвалер , фактически поставив Швецию в войну с Норвегией. На следующий день Кристиан Фредерик отклонил шведский ультиматум, заявив, что капитуляция будет представлять собой измену народу. 29 июля шведские войска вторглись в Норвегию.
Короткая война с двумя победителями
[ редактировать ]Шведские войска не встретили большого сопротивления при продвижении на север, в Норвегию, обходя крепость Фредрикстен . Первые боевые действия были непродолжительными и завершились решающими победами Швеции. К 4 августа сдался город-крепость Фредрикстад . Кристиан Фредерик приказал отступить к реке Гломма . Шведская армия, пытаясь перехватить отступление, была остановлена в битве при Лангне , что стало важной тактической победой норвежцев. Шведские атаки с востока были эффективно отражены возле Конгсвингера .
3 августа Кристиан Фредерик объявил о своей политической воле на заседании кабинета министров в Моссе . 7 августа делегация Бернадота прибыла в норвежский военный штаб в Шпидеберге с предложением о прекращении огня, основанным на обещании союза с уважением норвежской конституции. На следующий день Кристиан Фредерик высказался в пользу условий, позволяющих шведским войскам оставаться на позициях к востоку от Гломмы. В Гломме вспыхнули боевые действия, в результате которых были жертвы, но норвежским войскам было приказано отступить. Мирные переговоры со шведскими посланниками начались в Моссе 10 августа. 14 августа была заключена Конвенция Мосса : общее прекращение огня, фактически основанное на условиях мира.
Кристиану Фредерику удалось исключить из текста любое указание на то, что Норвегия признала Кильский договор, а Швеция признала, что его не следует рассматривать как предпосылку будущего союза между двумя государствами. Понимая преимущество избежать дорогостоящей войны и позволить Норвегии добровольно вступить в союз вместо того, чтобы быть аннексированной как завоеванная территория, Бернадот предложил выгодные условия мира. Он пообещал признать Конституцию Норвегии только с теми поправками, которые были необходимы для объединения двух стран. Кристиан Фредерик согласился созвать внеочередную сессию Стортинга в сентябре или октябре. Затем ему придется передать свои полномочия избранным представителям народа, которые будут вести переговоры об условиях унии со Швецией, и, наконец, он откажется от всех претензий на норвежский престол и покинет страну.
Непростое прекращение огня
[ редактировать ]Эта новость сильно ударила по норвежской общественности, и реакция включала гнев по поводу «трусости» и «измены» военачальников, отчаяние по поводу перспектив независимости Норвегии и замешательство по поводу вариантов развития страны. Кристиан Фредерик подтвердил свою готовность отречься от престола «по состоянию здоровья», оставив свои полномочия совету штата, как это было согласовано в секретном протоколе в Моссе. В письме от 28 августа он приказал совету принимать приказы «высшей власти», косвенно имея в виду шведского короля. Два дня спустя шведский король провозгласил себя правителем Швеции и Норвегии.
3 сентября британцы объявили о снятии морской блокады Норвегии. Возобновилось почтовое сообщение между Норвегией и Швецией. Шведский генерал в оккупированных приграничных районах Норвегии Магнус Фредрик Фердинанд Бьёрнстьерна пригрозил возобновить военные действия, если норвежцы не будут соблюдать соглашение о перемирии и охотно примут унию со Швецией. Считалось, что Кристиан Фредерик впал в глубокую депрессию, и его по-разному обвиняли в поражениях на поле боя.
В конце сентября между шведскими властями и Норвежским государственным советом возник спор по поводу распределения зерна среди бедняков в Христиании. Зерно было задумано как подарок «норвежского» короля своим новым подданным, но для норвежского совета стало принципиальным вопросом не допускать создания впечатления, что в Норвегии появился новый король, пока переход не будет официально оформлен. Бьёрнстьерна разослал несколько посланий с угрозами возобновить военные действия.
Выполнение условий Конвенции Мосса
[ редактировать ]В начале октября норвежцы снова отказались принять партию кукурузы от Бернадота, и вместо этого норвежские купцы взяли кредиты на покупку продуктов питания и других предметов первой необходимости в Дании. Однако к началу октября было общепризнано, что уния со Швецией неизбежна. 7 октября состоялось внеочередное заседание Стортинга . Делегатов из оккупированных Швецией территорий в Эстфолде допустили только после предоставления заверений в том, что они не лояльны шведским властям. 10 октября Кристиан Фредерик отрекся от престола в соответствии с условиями, согласованными в Моссе, и отправился в Данию. Исполнительные полномочия были временно переданы Стортингу до тех пор, пока не будут приняты необходимые поправки к Конституции.
За день до истечения срока прекращения огня Стортинг 72 голосами против 5 проголосовал за присоединение к Швеции в личной унии, но предложение об избрании Карла XIII королем Норвегии не было принято. Этот вопрос был отложен до внесения необходимых поправок в конституцию. В последующие дни Стортинг принял несколько резолюций, направленных на утверждение как можно большего суверенитета внутри союза. 1 ноября они 52 голосами против 25 проголосовали за то, чтобы Норвегия не назначала своих собственных консулов, и это решение позже имело серьезные последствия. Стортинг принял поправки к конституции, необходимые для создания союза, 4 ноября и единогласно избрал Карла XIII королем Норвегии, вместо того, чтобы признать его таковым.
Союз
[ редактировать ]Новый король никогда не ступал в свое норвежское королевство, но его приемный наследник Чарльз Джон прибыл в Христианию 18 ноября 1814 года. На встрече со Стортингом он принял выборы и поклялся поддерживать конституцию от имени короля. В своей речи наследный принц подчеркнул, что Союз — это союз, который король заключил с народом Норвегии, и что «он решил взять на себя обязательства, которые были более ценны для его сердца, те, которые выражали любовь к народу, а не привилегии, приобретенные посредством торжественных договоров». Его отказ от Кильского договора как правовой основы Союза был одобрен Шведским риксдагом сословий в преамбуле к Акту об унии от 15 августа 1815 года. Чтобы понять природу Союза, необходимо знать исторические события, которые привели к его созданию. Это ясно демонстрирует, что Швеция при помощи крупных держав вынудила Норвегию вступить в Союз. С другой стороны, Норвегия при поддержке тех же держав по сути диктовала условия Союза.
Семена раздора, конечно, были присущи конституционному объединению двух партий, основанному на таких противоречивых расчетах. Швеция рассматривала Союз как реализацию идеи, которую вынашивали веками и которая укрепилась после недавней потери Финляндии. Была надежда, что со временем сопротивляющиеся норвежцы согласятся на более тесные отношения. Норвежцы, как более слабая сторона, требовали строгого соблюдения оговоренных условий и ревностно следили за последовательным соблюдением всех подробностей, подтверждающих равенство между двумя государствами. [5]
Важной особенностью Союза было то, что Норвегия имела более демократическую конституцию, чем Швеция. Норвежская конституция 1814 года более строго придерживалась принципа разделения властей между исполнительной , законодательной и судебной ветвями власти. В Норвегии был модифицированный однопалатный законодательный орган, обладающий большей властью, чем любой другой законодательный орган в Европе. Напротив, король Швеции был почти автократом; В Правительственном документе 1809 года недвусмысленно говорилось, что «король один должен управлять королевством». Больше граждан (мужчин) в Норвегии (около 40%) имели право голоса, чем в более стратифицированной в социальном отношении Швеции. В первые годы существования Союза влиятельный класс государственных служащих доминировал в норвежской политике; однако их было мало, и они могли легко потерять контроль, если новые избиратели решат воспользоваться своим численным превосходством, выбрав членов из низших социальных слоев. Чтобы сохранить свою гегемонию, госслужащие заключили союз с зажиточными фермерами в регионах. Политика, благоприятствующая сельскому хозяйству и интересам сельской местности, обеспечила лояльность фермеров. Но учитывая конституционное положение, 2/3 . альянсе членов парламента должны были быть избраны от сельских округов, в конечном итоге будет избрано больше фермеров, что предвещало потенциальный раскол в Законодательство, которое поощряло участие населения в местном самоуправлении, завершилось введением местного самоуправления в 1837 году, создав 373 сельских Форманскапсдистрикта , соответствующих приходам Государственной церкви Норвегии . Участие населения в правительстве дало большему количеству граждан административный и политический опыт, и в конечном итоге они стали продвигать свои собственные дела, часто в оппозиции к классу государственных служащих. [6]
Растущая демократизация Норвегии со временем приведет к дальнейшему разъединению политических систем Норвегии и Швеции, осложнит сотрудничество между двумя странами и в конечном итоге приведет к распаду союза между Норвегией и Швецией . Например, хотя в Швеции король имел право абсолютного вето, в Норвегии у него было только приостанавливающее вето. Чарльз Джон потребовал, чтобы Стортинг предоставил ему абсолютное вето, но был вынужден отступить. Хотя конституция наделяла исполнительную власть королем, на практике она все чаще находилась в руках его Государственного совета (statsråd). Переломным моментом в этом процессе стал 1884 год, когда Норвегия стала первой скандинавской монархией, принявшей парламентское правление . После 1884 года король больше не мог назначать правительство по своему выбору или удерживать его у власти вопреки воле Стортинга. Вместо этого он мог назначать только членов партии или коалиции, имеющих большинство в Стортинге. Совет также стал подотчетным Стортингу, так что неудавшийся вотум доверия привел бы к отставке правительства. Для сравнения, парламентское правление было установлено в Швеции только в 1905 году — незадолго до распада союза.
Акт Союза
[ редактировать ]Отсутствие общей конституционной основы для Союза остро ощущался наследным принцем Чарльзом Джоном в течение первого года его существования. Основополагающими документами были только Конвенция Мосса и пересмотренная норвежская конституция от 4 ноября 1814 года. Но консервативный шведский риксдаг не допустил пересмотра шведской конституции. Таким образом, необходимо было заключить двусторонний договор, чтобы прояснить процедуры решения конституционных вопросов, которые должны были решаться совместно обоими правительствами. Акт об унии ( Риксактен ) был согласован весной 1815 года, когда норвежскую делегацию возглавлял премьер-министр Педер Анкер. Договор содержал двенадцать статей, касающихся власти короля, отношений между двумя законодательными органами, того, как должна осуществляться исполнительная власть, если король умрет до того, как наследный принц достигнет совершеннолетия, а также отношений между кабинетами министров. Он также подтвердил практику рассмотрения вопросов внешней политики в кабинете министров Швеции в присутствии премьер-министра Норвегии. Жизненно важные вопросы, касающиеся Союза, должны были рассматриваться на совместном заседании кабинета министров, на котором должны были присутствовать все норвежские министры в Стокгольме. Закон был принят Стортингом 31 июля 1815 года и риксдагом 6 августа и одобрен королем 15 августа. В Швеции Акт о Союзе представлял собой набор положений обычного права, но норвежский стортинг придал ему конституционный статус, так что его положения могли быть пересмотрены только в соответствии с процедурами, изложенными в конституции.
Союз на практике
[ редактировать ]Условия Союза, изложенные в Моссской конвенции , пересмотренной норвежской конституции и Акте Союза, обеспечили Норвегии большую независимость, чем предполагалось в Кильском договоре. Судя по всему, Норвегия вступила в Союз добровольно и упорно отрицала шведское превосходство, в то время как многие шведы считали Норвегию неполноценным партнером и военным трофеем.
Юридически Норвегия имела статус независимой конституционной монархии с большей внутренней независимостью, чем она имела за последние 400 лет. Хотя у него был общий монарх и общая внешняя политика со Швецией, все остальные министерства и правительственные учреждения были отделены от каждого государства. Норвегия имела собственную армию, флот и казну. Дипломатическая служба подчинялась непосредственно королю, и это было закреплено еще в норвежской конституции от 17 мая 1814 года, до ее пересмотра от 4 ноября. Непредвиденным эффектом стало то, что внешняя политика определялась шведским кабинетом министров и проводилась шведским министерством иностранных дел. Когда вопросы внешней политики обсуждались на заседаниях кабинета министров, единственным присутствующим норвежцем, который мог отстаивать позицию Норвегии, был премьер-министр. Шведский риксдаг мог косвенно влиять на внешнюю политику, но не норвежский стортинг. Поскольку представительства за границей были назначены шведским правительством и в основном укомплектованы шведами, иностранцы часто воспринимали Союз как единое государство, а не как два суверенных государства. Однако со временем союз стал реже называть «Швеция» и вместо этого совместно называть его «Швеция и Норвегия».
Согласно норвежской конституции, король должен был назначить свой кабинет. Поскольку король в основном проживал в Стокгольме часть кабинета министров во главе с премьер-министром , там должна была присутствовать в сопровождении двух министров. Первым премьер-министром был Педер Анкер , который занимал видное место среди норвежцев, разработавших конституцию, и открыто заявил, что поддерживает Союз. Норвежское правительство приобрело таунхаус Pechlinska huset в качестве резиденции кабинета министров в Стокгольме, который также служил неофициальным «посольством» Норвегии. Остальные шесть министров из Христиании возглавляли соответствующие правительственные ведомства. В отсутствие короля заседания кабинета Христиании вел наместник ( статтхолдер ), назначаемый королем своим представителем. Первым, кто занял этот пост, был граф Ганс Хенрик фон Эссен , который уже при заключении Кильского договора был назначен генерал-губернатором Норвегии, когда ожидаемая шведская оккупация вступила в силу. [7]
Следующими наместниками также были шведы, и эта последовательная политика в течение первых 15 лет существования Союза вызвала негодование в Норвегии. С 1829 года наместниками были норвежцы, пока эта должность не осталась вакантной после 1856 года и окончательно не была упразднена в 1873 году.
Слияние или разделение
[ редактировать ]После прихода к власти Карла Джона в 1818 году он попытался сблизить две страны и усилить исполнительную власть. Этим усилиям в основном сопротивлялся норвежский стортинг. В 1821 году король предложил поправки к конституции, которые давали ему абсолютное право вето , расширяли полномочия его министров, право управлять посредством декретов и расширяли контроль над Стортингом. Еще одной провокацией стали его попытки основать новое потомственное дворянство в Норвегии. Он оказывал давление на Стортинг, организовав военные маневры недалеко от Христиании во время его сессии. Тем не менее, все его предложения были тщательно рассмотрены, а затем отвергнуты. Столь же негативно они были встречены следующим Стортингом в 1824 году, а затем были отложены, за исключением вопроса о расширенном вето. Это требование неоднократно предъявлялось каждому Стортингу при жизни короля, но безрезультатно.
Самым спорным политическим вопросом в начале правления Карла Иоанна был вопрос о том, как погасить государственный долг Дании и Норвегии. Обедневшее норвежское государство пыталось отсрочить или уменьшить выплату Дании 3 миллионов спейдалеров - суммы, которая была согласована. Это привело к ожесточенному конфликту между королем и норвежским правительством. Хотя долг был в конечном итоге выплачен посредством иностранного займа, разногласия, которые он спровоцировал, привели к отставке графа Ведель-Ярлсберга с поста министра финансов в 1821 году. Вскоре после этого в отставку ушел его тесть, премьер-министр Педер Анкер. потому что он чувствовал, что король ему не доверяет.
Ответом норвежских политиков на все королевские достижения была строгая приверженность политике конституционного консерватизма , последовательное противодействие поправкам, которые расширили бы королевскую власть или привели бы к более тесным связям и возможному объединению со Швецией, вместо этого отдав предпочтение региональной автономии .
Разногласия и недоверие этих ранних лет постепенно стали менее выраженными, а все более уступчивое отношение Чарльза Джона сделало его более популярным. После беспорядков в Стокгольме осенью 1838 года король нашел Христианию более дружелюбной и, находясь там, согласился на несколько требований. На совместном заседании шведского и норвежского кабинетов 30 января 1839 года был назначен союзный комитет в составе четырех членов от каждой страны для решения спорных вопросов между ними. Когда в его присутствии собрался Стортинг 1839 года, политики и общественность приняли его с большой любовью.
Национальные символы
[ редактировать ]Еще одним яблоком раздора стал вопрос о национальной символике – флагах , гербах, королевских титулах, а также праздновании 17 мая как национального дня. Чарльз Джон решительно выступал против публичного празднования майской конституции, которое, как он подозревал, было празднованием избрания Кристиана Фредерика. Вместо этого, но безуспешно, он поощрял празднование пересмотренной конституции 4 ноября, что также было днем основания Союза. Кульминацией этого конфликта стала битва на площади (torvslaget) в Христиании 17 мая 1829 года, когда мирные торжества переросли в демонстрации, а начальник полиции зачитал Закон о беспорядках и приказал толпе разойтись. Наконец, для восстановления порядка с применением насилия были вызваны армейские и кавалерийские части. Общественный резонанс по поводу этой провокации был настолько велик, что с тех пор королю пришлось согласиться на празднование национального дня.
Вскоре после Кильского договора Швеция включила герб Норвегии в большой герб Швеции . Норвежцы сочли оскорбительным то, что он также отображался на шведских монетах и правительственных документах, как будто Норвегия была неотъемлемой частью Швеции. Их также возмущал тот факт, что на норвежских монетах до 1819 года титул короля носил титул короля Швеции и Норвегии . [8] Все эти вопросы были решены после воцарения короля Оскара I в 1844 году. Он сразу же начал использовать титул короля Норвегии и Швеции во всех документах, касающихся норвежских дел. Предложения совместного комитета относительно флагов и оружия были приняты для обеих стран. Знак союза был помещен в кантоне всех флагов обеих стран, сочетая цвета флагов обеих стран, распределенные поровну. Обе страны получили отдельные, но параллельные системы флагов, ясно демонстрируя свое равенство. Норвежцы были рады обнаружить, что бывший общий военный флаг и военно-морской флаг были заменены отдельными флагами. Норвежское оружие было удалено из основного оружия Швеции, а общее союзное и королевское оружие было создано для использования исключительно королевской семьей, дипломатической службой и в документах, касающихся обеих стран. Важной деталью герба Союза является то, что были помещены две королевские короны, над гербом чтобы показать, что это был союз двух суверенных королевств.
Флаги
[ редактировать ]- Государственный флаг Швеции (до 1814–1815 гг.)
- Флаг Норвегии (1814–1821 гг.)
- Флаг Швеции и Норвегии (1818–1844 гг.)
- Государственный флаг и военно-морской флаг Швеции и Норвегии (1815–1844 гг.)
- Союза Военно-морской дом и дипломатический флаг (1844–1905)
- Флаг Швеции (1844–1905 гг.)
- Флаг Норвегии (1821–1844 гг.)
- Флаг Норвегии (1844–1899 гг.)
- Флаг Норвегии (1899 – настоящее время)
- Государственный флаг и военно-морской флаг Швеции (1844–1905).
- Военно-морской флаг Норвегии (1844–1905) и государственный флаг (1844–1899).
- Государственный флаг Норвегии (1899 – настоящее время)
- Королевский штандарт в Швеции (1844–1905)
- Королевский штандарт Норвегии (1844–1905)
геральдика
[ редактировать ]- Королевский шведский герб (1814–1844 гг.)
- Союзный и королевский герб (1844–1905)
Зенит Союза, 1844–1860 гг.
[ редактировать ]Середина XIX века была мирной для Союза. Все символические вопросы были решены, Норвегия получила большее влияние на внешнюю политику, должность вице-короля или губернатора оставалась вакантной или заполнялась норвежцем Северином Левеншельдом , а торговля между странами процветала благодаря договорам ( mellomriksloven ), которые способствовали свободной торговле и эффективному отменил защитные тарифные стены. Завершение строительства линии Конгсвингер , первого железнодорожного сообщения через границу, значительно ускорило сообщение. Политическому климату примирения способствовали уступки Швеции в вопросе равенства между странами.
В этот период скандинавизм был на пике своего развития и способствовал растущему сближению между партнерами по Союзу. Он поддерживал идею Скандинавии как единого региона или единой нации, основанной на общем языковом, политическом и культурном наследии скандинавских стран. (Эти три страны названы «тремя братьями» в шестой строфе государственного гимна Норвегии .) Это элитное движение было инициировано датскими и шведскими студентами университетов в 1840-х годах. Поначалу политические круги двух стран относились к движению с подозрением. Однако, когда Оскар I стал королем Швеции и Норвегии в 1844 году, отношения с Данией улучшились, и движение начало получать поддержку. Норвежские студенты присоединились к нему в 1845 году и участвовали в ежегодных встречах, проводимых попеременно в разных странах. Во время войны между Данией и Пруссией в 1848 году король Оскар предложил поддержку в виде норвежско-шведского экспедиционного корпуса, хотя этот отряд так и не участвовал в боях. Движение получило удар, от которого так и не оправилось после второго Датско-германская война из-за Шлезвига в 1864 году, когда шведское и норвежское правительства совместно вынудили короля Карла XV отказаться от обещания военной поддержки, которое он дал королю Дании, не посоветовавшись с его кабинетом министров. [9]
К тому времени Союз потерял поддержку среди норвежцев из-за неудачи, вызванной вопросом об упразднении должности наместника. Король Карл XV поддержал это норвежское требование и после своего вступления на престол в 1859 году пообещал своему норвежскому кабинету министров, что одобрит решение Стортинга по этому поводу. Предложение покончить с этим ненавистным символом зависимости и заменить его должностью премьер-министра в Христиании было принято почти единогласно. Когда король вернулся в Стокгольм, он был встречен неожиданно сильной реакцией шведской националистической прессы. Нья Даглигт Аллеханда кричала, что Норвегия сошла с пути законности и повернулась к революции. Риксдаг потребовал высказаться по этому вопросу. Суть вопроса заключалась в том, было ли оно чисто норвежским или вызывало беспокойство обеих стран. Консервативное шведское большинство провозгласило «законное превосходящее положение Швеции в Союзе». Король Карл был вынужден отступить, когда шведский кабинет пригрозил уйти в отставку. Он решил не санкционировать закон, но в качестве уступки оскорбленным норвежским чувствам он все равно сделал это на заседании норвежского кабинета министров. Но его действия непреднамеренно подтвердили, что он был скорее шведом, чем норвежцем, несмотря на его добрые намерения.
24 апреля 1860 года норвежский стортинг отреагировал на притязания Швеции на верховенство, единогласно постановив, что норвежское государство имеет исключительное право вносить поправки в свою собственную конституцию и что любой пересмотр условий Союза должен основываться на принципе полное равенство. Эта резолюция на долгие годы блокировала любые попытки пересмотреть Акт о Союзе. Новый объединенный комитет был назначен в 1866 году, но его предложения были отклонены в 1871 году, поскольку они не предусматривали равного влияния на внешнюю политику и открывали путь к федеративному государству . [10]
Прелюдия к растворению
[ редактировать ]Отношения с Норвегией во время правления короля Оскара II (1872–1907) оказали большое влияние на политическую жизнь Швеции, и не раз казалось, что союз двух стран вот-вот распадется. Разногласия главным образом возникли из-за требования Норвегии создать отдельных консулов и, в конечном итоге, отдельную дипломатическую службу. Согласно пересмотренной конституции 1814 года, Норвегия имела право на отдельные консульские учреждения, но не воспользовалась этим правом отчасти по финансовым причинам, отчасти потому, что консулы, назначенные шведским министерством иностранных дел, в целом удовлетворительно представляли Норвегию. Однако в конце 19 века норвежский торговый флот быстро разросся и стал одним из крупнейших в мире и одним из наиболее важных факторов национальной экономики. Все больше становилось очевидным, что Норвегии нужны отдельные консулы, которые могли бы помочь судоходству и национальным интересам за рубежом. Частично требование отдельных консулов также стало символическим, способом утвердить растущее разочарование в Союзе.
В Норвегии разногласия по конституционным вопросам привели к фактическому принятию парламентаризма в 1884 году после процесса импичмента консервативному кабинету Кристиана Августа Зельмера . Кабинет министров был обвинен в помощи королю в препятствовании реформе посредством вето. Новое либеральное правительство Йохана Свердрупа было неохотно установлено королем Оскаром. Он немедленно провел важные реформы, в том числе расширил избирательное право и обязательную военную службу. Две противоположные группы создали официальные политические партии в 1884 году: Венстре (левая) для либералов, которые хотели распустить Союз, и Хойре (правые) для консерваторов, которые хотели сохранить союз двух равных государств.
Либералы получили подавляющее большинство на выборах 1891 года благодаря программе всеобщего избирательного права для всех мужчин и отдельной норвежской дипломатической службы. В качестве первого шага новое правительство Стина предложило отдельные консульские услуги, и были начаты переговоры со Швецией. Но королевская оппозиция вызвала серию кабинетных кризисов, пока в 1895 году не было сформировано коалиционное правительство с Фрэнсисом Хагерупом в качестве премьер-министра. В том же году был назначен третий объединенный комитет Союза, в который вошли семь членов от каждой страны, но он так и не пришел к согласию по решающим вопросам и был быстро распущен в 1898 году. Столкнувшись с бряцанием оружием со стороны превосходящей в военном отношении Швеции, Норвегии пришлось отозвать требования о создании отдельных консулы в 1895 году. Это жалкое отступление убедило правительство в том, что вооруженными силами слишком долго пренебрегали, и было начато быстрое перевооружение. Из Соединенного Королевства были заказаны четыре линкора и построены пограничные укрепления.
В разгар переговоров и дискуссий, которые оказались тщетными, в 1895 году шведское правительство уведомило Норвегию о том, что действующий торговый договор 1874 года, который предусматривал создание многообещающего общего рынка, истекает в июле 1897 года. Когда Швеция вернулась к протекционизму, Норвегия также повысила таможенные пошлины, что привело к значительному сокращению приграничной торговли. Граф Левенгаупт, шведский министр иностранных дел, которого считали слишком дружелюбным по отношению к норвежцам, подал в отставку, и его заменил граф Людвиг Дуглас , представлявший мнение большинства в Первой палате . Однако, когда в 1898 году Стортинг в третий раз принял законопроект о «чистом» флаге без значка Союза, он стал законом без королевской санкции.
Новые выборы в риксдаг 1900 года ясно показали, что шведский народ не склонен следовать за ультраконсервативной «патриотической» партией, что привело к отставке двух лидеров этой партии, профессора Оскара Алина и маршала суда ( гофмаршала ) Патрика Ройтерсварда. в качестве членов Первой палаты. С другой стороны, экс-профессору Э. Карлсону из Гетеборгского университета удалось сформировать партию либералов и радикалов численностью около 90 членов, которая не только выступала за расширение избирательных прав, но и выступала за полное равноправие. Норвегии со Швецией в управлении иностранными делами. Норвежские выборы того же года с расширенным правом голоса дали либералам (Венстре) подавляющее большинство за их программу отдельной дипломатической службы и отдельных консулов. Стин остался на посту премьер-министра, но в 1902 году его сменил Отто Блер .
Последние попытки спасти Союз
[ редактировать ]Вскоре снова встал вопрос об отдельных консулах Норвегии. В 1902 году министр иностранных дел Лагерхайм на объединенном государственном совете предложил отдельные консульские службы, сохранив при этом общую дипломатическую службу. Норвежское правительство согласилось на назначение еще одного совместного комитета для рассмотрения этого вопроса. Многообещающие результаты этих переговоров были опубликованы в «коммюнике» от 24 марта 1903 года. В нем предлагалось, чтобы отношения отдельных консулов с объединенным министерством иностранных дел и посольствами регулировались идентичными законами, которые не могли быть изменены или отменен без согласия правительств обеих стран. Но это не было формальное соглашение, а лишь предварительный набросок, не имеющий обязательной силы для правительств. На выборах 1903 года консерваторы (Хойре) завоевали множество голосов своей программой примирения и переговоров. Новое коалиционное правительство под руководством Хагерупа было сформировано в октябре 1903 года при поддержке национального консенсуса о необходимости завершить переговоры совместными действиями. Предложения коммюнике было представлено объединенному государственному совету 11 декабря, что вселяет надежду на неизбежность решения. Король Оскар попросил правительства разработать предложения по идентичным законам.
Норвежский проект идентичных законов был представлен в мае 1904 года. В Стокгольме он был встречен полным молчанием. Хотя в Норвегии никогда не было стортинга и кабинета министров, более дружественного к Союзу, оказалось, что политическое мнение в Швеции изменилось в другом направлении. Представитель коммюнике, министр иностранных дел Лагерхайм, подал в отставку 7 ноября из-за разногласий с премьер-министром Эриком Густавом Бостремом и другими его коллегами. Бострём теперь самостоятельно появился в Христиании и представил свои неожиданные принципы или условия урегулирования. Его правительство вернулось к позиции, согласно которой министр иностранных дел Швеции должен сохранить контроль над норвежскими консулами и, при необходимости, отстранить их, и что Швеция всегда должна упоминаться перед Норвегией в официальных документах (отказ от практики, введенной в 1844 году). Норвежское правительство сочло эти требования неприемлемыми и несовместимыми с суверенитетом Норвегии. Поскольку министром иностранных дел должен был быть швед, он не мог осуществлять власть над норвежским учреждением. Дальнейшие переговоры на таких условиях были бы бесполезны.
Встречное предложение шведского правительства также было отклонено, и 7 февраля 1905 г. король на совместном совете решил прервать переговоры, которые он инициировал в 1903 г. Несмотря на это, измученный король все еще надеялся на соглашение. На следующий день наследный принц Густав был назначен регентом, а 13 февраля появился в Христиании, чтобы попытаться спасти Союз. В течение месяца в Христиании он провел несколько встреч с правительством и специальным парламентским комитетом , который был сформирован 18 февраля для разработки деталей национального законодательства по учреждению норвежских консулов. Он призвал их не предпринимать шагов, которые привели бы к разрыву между странами. Но безрезультатно, поскольку 6 марта Специальный комитет рекомендовал продолжить начатую работу, и примирительный кабинет Хагерупа был заменен более непреклонным кабинетом Кристиана Михельсена .
Вернувшись в Стокгольм 14 марта, наследный принц Густав созвал 5 апреля совместный совет, чтобы призвать оба правительства вернуться за стол переговоров и выработать решение, основанное на полном равенстве между двумя королевствами. Он предложил реформы как иностранной, так и консульской службы, с явной оговоркой, что единый министр иностранных дел — Швеции или Норвегии — является предварительным условием существования Союза. Норвежское правительство отклонило его предложение 17 апреля, сославшись на предыдущие бесплодные попытки, и заявило, что продолжит подготовку к созданию отдельной консульской службы. Но обе палаты риксдага одобрили предложение наследного принца 2 мая 1905 года. В последней попытке успокоить непокорных норвежцев Бострема, считавшегося препятствием на пути к улучшению отношений, сменил Йохан Рамстедт . Но эти инициативы не убедили норвежцев. Норвежцы всех политических убеждений пришли к выводу, что справедливое решение конфликта невозможно, и теперь существует общее мнение о том, что Союз необходимо распустить. Новый коалиционный кабинет Михельсена тесно сотрудничал со Стортингом над планом решения проблемы посредством консульского вопроса.
Роспуск Союза
[ редактировать ]23 мая 1905 года Стортинг принял предложение правительства об учреждении отдельных норвежских консулов. Король Оскар, который снова возобновил работу правительства, воспользовался своим конституционным правом и наложил вето на законопроект 27 мая, и, согласно плану, норвежское министерство подало в отставку. Король, однако, заявил, что не может принять их отставку, «поскольку никакой другой кабинет сейчас не может быть сформирован». Министры отказались подчиниться его требованию о подписании его решения и немедленно уехали в Христианию.
Никаких дальнейших шагов король не предпринял для восстановления нормальных конституционных условий. Тем временем формальный роспуск должен был быть осуществлен на заседании Стортинга 7 июня. Министры передали ему заявление об отставке, и Стортинг единогласно принял запланированную резолюцию, объявляющую союз со Швецией расторгнутым, поскольку Оскар фактически «перестал действовать как король Норвегии», отказавшись сформировать новое правительство. Далее в нем говорилось, что, поскольку король заявил, что не может сформировать правительство, конституционная королевская власть «перестала действовать». Таким образом, Михельсену и его министрам было приказано остаться на посту временного правительства. В ожидании дальнейших инструкций они были наделены исполнительной властью, которой обычно наделен король, до внесения поправок, необходимых для отражения факта роспуска союза.
Реакция Швеции на действия Стортинга была резкой. Король торжественно выразил протест и созвал на 20 июня внеочередную сессию риксдага, чтобы рассмотреть, какие меры следует принять после «восстания» норвежцев. Риксдаг заявил, что готов обсудить условия роспуска Союза, если норвежский народ посредством плебисцита выразит свою поддержку. Риксдаг также проголосовал за 100 миллионов крон выделение , поскольку Риксдаг может решить этот вопрос. Было понятно, но не заявлено открыто, что эта сумма была наготове на случай войны. Маловероятная угроза войны рассматривалась как реальная с обеих сторон, и Норвегия ответила займом у Франции 40 миллионов крон с той же неустановленной целью.
Норвежское правительство заранее знало о требованиях Швеции и предупредило их, объявив плебисцит на 13 августа — до того, как было сделано официальное требование Швеции о плебисците, тем самым предотвращая любые заявления о том, что референдум был проведен в ответ на требования Стокгольма. Людей просили не ответить «да» или «нет» на роспуск, а «подтвердить уже произошедший роспуск». Ответ составил 368 392 голоса за роспуск и только 184 против, то есть подавляющее большинство - более 99,9 процента. После просьбы Стортинга о сотрудничестве со Швецией в отмене Акта о Союзе делегаты обеих стран собрались в Карлстаде 31 августа. По пути переговоры были временно прерваны. В то же время концентрация войск в Швеции заставила норвежское правительство 13 сентября мобилизовать свою армию и флот. Тем не менее соглашение было достигнуто 23 сентября. Основные моменты сводились к тому, что споры между странами в будущем должны передаваться на рассмотрение постоянного третейского суда при Гаага заявила , что нейтральная зона должна быть создана по обе стороны границы и что норвежские укрепления в этой зоне должны быть снесены.
Оба парламента вскоре ратифицировали соглашение и 16 октября отменили Акт о Союзе. Десять дней спустя король Оскар отказался от всех претензий на норвежскую корону для себя и своих преемников. Стортинг просил Оскара позволить принцу Бернадота взойти на норвежский престол в надежде на примирение, но Оскар отклонил это предложение. Затем Стортинг предложил вакантный трон принцу Дании Карлу, который согласился после того, как очередной плебисцит подтвердил монархию. Он прибыл в Норвегию 25 ноября 1905 года, взяв имя Хокон VII .
См. также
[ редактировать ]- Список шведских монархов
- Список норвежских монархов
- История Норвегии
- История Швеции
- История Дании
- История Скандинавии
- Норвегия в 1814 году
- Швеция в союзе с Норвегией
- День роспуска Союза
Примечания
[ редактировать ]- ^ На письменном датском языке , предшественнике букмола . В законе о союзе (датский: Rigsakten ) используется термин Foreningen imellem Norge og Sverige (т.е. «Союз между Норвегией и Швецией»).
- ↑ В письменной форме ландсмол , предшественник нюнорска , одного из официальных языков с 1885 года. Хотя у союза не было официального названия в ландсмоле, такие термины, как Самбандет (или Самфест или Самлагет ) миллом Нориг ог Сверике использовались (включая вариации) ( все это примерно переводится как «Союз Норвегии и Швеции»). Самфестет миллом Нориг ог Сверике — термин, использованный известным автором Ландсмола Аасмундом Олавссоном Винье , а Олав Якобсен Хойем использовал Самбанде миллом Норег ог Свериге в своем переводе закона о профсоюзе 1879 года. В этом переводе объединенный трон называется Dei einade kongsstolarne i Noreg og Sverige («Объединенные троны Норвегии и Швеции»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Скандинавии в преддверии» . Архивировано из оригинала 3 октября 2008 года . Проверено 2 октября 2008 г.
- ^ «SSB – 100 лет одиночества? Норвегия и Швеция 1905–2005 (на норвежском языке)» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2014 года.
- ^ «Швеция» . Мировые государственные деятели. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ «Норвегия» . Мировые государственные деятели. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Герцберг, Э., 1906: «Unionen». В: Salmonsens Konversationsleksikon , Vol. XVII, с. 1043, Копенгаген
- ^ Дирвик. С. и Фельдбек О., 1996: Между братьями 1780–1830 гг . В: «История Aschehougs Norges», том 7, стр. 227–28, Осло. ISBN 978-82-03-22020-3
- ^ Фриденлунд, Борд, 2009: Большой человек Педер Анкер. Биография ., стр. 254, 263, Осло. ISBN 978-82-03-21084-6
- ^ Зейп, Анн-Лизе, 1997: Нация построена в 1830–1870 годах . В: «История Aschehougs Norges», том 8, стр. 192–93, Осло. ISBN 978-82-03-22021-0
- ^ Зейп, Анн-Лизе, 1997: «Нация построена в 1830–1870 годах». В: Aschehougs Norges Historie , Том 8, стр. 199–201, Осло. ISBN 978-82-03-22021-0
- ^ Зейп, Анн-Лизе, 1997: «Нация построена в 1830–1870 годах». В: Aschehougs Norges Historie , Том 8, стр. 201–203, Осло. ISBN 978-82-03-22021-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартон, Х. Арнольд. Швеция и видение Норвегии: политика и культура, 1814–1905 (SIU Press, 2003).
- Страт, Бо (2005): Союз и демократия: Соединенное Королевство Швеции и Норвегии, 1814–1905 гг . Нора, Нью-Докса . ISBN 91-578-0456-7 (шведское издание)
- Страт, Бо (2005): Союз и демократия: объединенная богатая Норвегия и Швеция 1814–1905 гг . Осло, Пакс Форлаг. ISBN 82-530-2752-4 (норвежское издание)
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 809.
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 210.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Обсуждение Стокгольмского договора, 3 марта 1813 г.» , проходившее в Университете Осло и включающее тексты Стокгольмского (1813 г.) и Санкт-Петербургского (1813 г.) договоров.
- «Договор между Ее Величеством, императором Франции и королем Швеции и Норвегии. Подписан в Стокгольме 21 ноября 1855 года» , размещен в Google Books (на французском языке) и
- Соединенное Королевство Швеции и Норвегии
- 19 век в Норвегии.
- 19 век в Швеции.
- 1900-е годы в Норвегии
- 1900-е годы в Швеции
- История Скандинавии
- Политическая история Швеции
- Политическая история Норвегии
- Монархия Норвегии
- Монархия Швеции
- 1814 заведений в Швеции
- Закрытие 1905 года в Швеции
- 1814 заведений в Норвегии
- Закрытие 1905 года в Норвегии
- 1814 заведений в Европе
- Застой 1905 года в Европе
- Норвегия-Швеция отношения
- Личные союзы
- Бывшие монархии
- Бывшие государственные союзы
- Бывшие монархии Европы