Бунад

Бунад ( Норвежский: [ˈbʉ̂ːnɑd] , множественное число: Bunader / Bunadar ) — общий норвежский термин. В более широком смысле термин охватывает быт , хозяйственный инвентарь и домашний скот , а также как традиционную сельскую одежду (в основном датируемую XVIII и XIX веками), так и современные народные костюмы XX века . [1] В самом узком смысле слово бунад относится только к одежде, созданной в начале 20 века и во многом основанной на традиционных костюмах.
Движение бунад уходит корнями в национальный романтизм XIX века , который включал интерес к традиционным народным костюмам не только в Норвегии , но и в соседних странах, таких как Дания и особенно Германия . Однако в Норвегии идеи национального романтизма имели более продолжительное влияние, о чем свидетельствует использование костюмов в народном стиле.
История
[ редактировать ]
Движение бунада развивалось энтузиастами по всей стране, и часто создаются и предлагаются на утверждение новые варианты бунада. Такие дизайнеры, как Лиза Скьок Брек, разработали целые линии костюмов, основанные на традиции бунад. В области народных костюмов принято различать бунад и народный костюм , причем последний был местной одеждой в прежние времена со всеми ее вариациями и использованием. Современные интерпретации этих костюмов часто видоизменяют или полностью отказываются от частей традиционных платьев, чтобы привести их в соответствие с более традиционными представлениями о красоте и моде. Например, немногие норвежцы до сих пор используют головные уборы и головные уборы, которые были частью традиционных костюмов, предпочитая вместо этого демонстрировать свои волосы в соответствии с современной западной модой. Эти головные уборы, подобные тому, что изображен на фотографии в верхней части этой статьи, часто рассматривались как наиболее важная часть костюма местных приверженцев обычаев, поскольку головной убор часто указывал на социальное или семейное положение человека.
Продолжаются споры о том, в какой степени бунады должны соответствовать стандартам и допустимо ли варьировать или импровизировать на основе общих тем. Некоторые группы (иногда насмешливо называемые полицией бунадов ) утверждают, что бунады следует шить и носить в соответствии со строгими стандартами; другие выступают за более творческий и снисходительный подход. Традиционно для женщин считается правильным носить подходящую обувь и сумочки-бунад и избегать ношения солнцезащитных очков, сережек и сильного макияжа, когда они одеты в бунад.
Бунады в настоящее время часто рассматриваются как символ статуса, их цена варьируется от 2 000 до 10 000 долларов, в зависимости от желаемого дизайна, материала, вышивки, золота, серебра и аксессуаров. Цена также зависит от того, покупает ли клиент у хорошо зарекомендовавшей себя компании, такой как Husfliden, у местных канализационных сетей или решает сшить или выполнить часть вышивки самостоятельно. Обычно на изготовление бунада уходит до года, и для родителей стало традицией дарить своим детям бунад в качестве подарка на конфирмацию, который они наденут в день конфирмации.
- Хульда Гарборг в бунаде
- Хульда Гарборг в бунаде
- Норвежские иммигранты в США носят традиционные бунады.
- Будея - картина Герхарда Мунте (1890)
- Ухаживание - картина Нильса Бергслиена (1853–1928).
- Кто величайший лицемер - картина Нильса Бергслиена (1853–1928).
- Народные костюмы из Гран-и-Телемарка - картина Йоханнеса Флинтое
- Две молодые женщины в бунаде в Трёнделаге
- Молодые девушки в разных национальных костюмах в Акершусе
- Сетесдалсбунад из Сетесдаля (женщина)
- Сетесдалс бунад (живопись)

Традиции
[ редактировать ]
В Норвегии в послевоенную эпоху, особенно в последнее время, принято, но ни в коем случае не обязательно, носить бунад на различных праздниках, таких как: народные танцы, свадьбы, крещения, конфирмации, Рождество, выпускные вечера и особенно Национальный праздник 17 мая. Дневные торжества. В последние годы его использование вышло далеко за пределы народных танцев, народной музыки и отдельных праздников. Принято считаться надлежащим торжественным нарядом, и все чаще можно увидеть людей, особенно женщин, одетых в бунад. Бывший министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг вошел в историю, вручив свою аккредитацию в качестве посла датской Маргрете II, одетой в бунад. [2] Бунады также были заметны среди присутствующих на Благословении правления короля Харальда и королевы Сони, демонстрируя, что бунад теперь считается приемлемой альтернативной формой формальной одежды даже в самых торжественных общественных случаях.
Продолжаются споры об официальном статусе различных нарядов и о том, какие допустимые вариации. Из-за продолжающихся дискуссий о статусе бунадов невозможно точно указать количество различных типов бунадов в Норвегии, но по большинству оценок их число составляет около 200. [3] В 1947 году было организовано официальное учреждение — Национальный комитет по вопросам, связанным с бунадами ( Landsnemnda for Bunadspørsmål ), который выполнял консультативные функции по всем вопросам, касающимся бунадов в Норвегии. В настоящее время эта функция возложена на Норвежский институт костюма и народного костюма ( Norsk institutt for Bunad og Folkedrakt ), национальное учреждение, занимающееся документацией и исследованием народных костюмов как средства культурного самовыражения. С 2008 года руководство учреждения работает в сотрудничестве с Народным музеем Вальдреса ( Valdresmusea ), с которым делит помещения в Фагернесе . В институте создан архив регистраций костюмов, фотографий, выкроек и эскизов, а также записей традиционных материалов из разных районов. [4]
С конца 19-го века и до недавнего времени изображением, которое чаще всего использовалось для изображения норвежской традиционной сельской одежды в целом, было изображение бунада женщины из Хардангера, но в последнее время это изображение все чаще вытесняется изображением женщины из Восточного Телемарка. бунад. Поскольку бунад чаще всего основан на более старых конструкциях из определенных областей, конкретный бунад получит свое название от этой области. Большинство людей с местными корнями выберут (если не одни и те же) бунады из своего региона или места рождения своих (бабушек) родителей. Люди в целом будут ожидать, что ваш бунад представляет собой область, с которой у вас сильная связь. Однако не существует конкретного правила, определяющего ваш выбор, и вы вольны выбирать любой вид, который вам нравится. Между тем, у местных продавцов бунада могут возникнуть некоторые трудности с приобретением нужного бунада, если он не из их региона.
Происхождение
[ редактировать ]
Различные бунады были созданы разными способами. Некоторые из них основаны на старых местных обычаях; другие модели представляют собой конструкции, построенные в 20 веке с опорой (часто очень слабо) на местный и исторический материал. Интерес к бунадам восходит к норвежскому романтическому национализму и приобрел растущий интерес благодаря движению народных танцев в начале 20 века.
Хотя современная традиция бунад уходит корнями в народные костюмы 18 и 19 веков, записи, документирующие использование народных костюмов, восходят к средневековью. Например, в Сетесдале в Южной Норвегии существовала традиция народного костюма, восходящая к 14 веку, которая оставалась относительно нетронутой до середины 20 века. Норвежцы из Сетесдала до сих пор носят этот проверенный временем традиционный костюм в виде бунада. [5] Такие давние традиции народного костюма можно найти по всей Норвегии, но не все регионы сохранили эти традиции так, как такие области, как Сетесдаль. в Трёнделаге Например, в центральной Норвегии традиционные костюмы отошли на второй план в пользу модернизированных версий, но теперь начинают возрождаться среди местного населения и снова использоваться в качестве обычного бунада. Названия этих традиционных бунадов основаны на их географическом происхождении, и традиционно люди выбирают свой бунад на основе своего собственного происхождения или происхождения своих предков.
Хульда Гарборг (1862–1934) и Клара Семб (1884–1970) считаются пионерами внедрения бунадов в массовую культуру. С публикацией Гарборгом брошюры Norsk Klædebunad в 1903 году акцент сместился с создания единого национального костюма на развитие нескольких региональных бунадов. Хотя бунады основаны на традициях различных областей, эти рисунки украшены такими дополнениями, как вышивка. Общий смысл дизайна бунад заключается в том, чтобы сохранить то, как люди одевались для торжественных случаев в одну конкретную эпоху. Это привело к тому, что местные и национальные советы наложили официальные ограничения на различные детали бунада, включая цвета, ткань, вышивку, украшения, крой и разрешенные головные уборы. [6] [7]
Дизайн и популярность
[ редактировать ]Узоры, как правило, сложные, с вышивкой украшениями ручной работы, , шарфами, шалями и серебряными или золотыми известными как sølje . Есть бунады как мужские, так и женские, хотя женские бунады более разнообразны и популярны. [8] Однако, по словам менеджера ежедневной газеты Турид Лисс Агерсборг из Husfliden Oslo, впервые в истории они производят и продают больше мужских бунадов, чем женских. Клиентов-мужчин часто характеризуют как городских и современных людей в возрасте от 20 до 40 лет. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аасен, Ивар (1873). Норвежский словарь . Христиания: Книжный магазин PT Mallings. стр. 90.
- ↑ Изготовление костюмов в Остердалене во времена наполеоновских войн (Тронд Беккеволд). Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ История Bunad og Folkedraktrådet (Bunad og Folkedraktrådet). Архивировано 16 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Bunad- og Folkdraktrådet (Норвежский институт бунада и народного костюма)
- ↑ Stakkeklede в Сетесдале: подзаконные акты и вальдолен , Аагот Носс
- ^ « Хульда Гарборг (Великий норвежский лексикон)» . Архивировано из оригинала 6 июня 2012 г. Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ Клара Семб (Великий норвежский лексикон)
- ^ « Бунад (Большая норвежская энциклопедия)» . Архивировано из оригинала 01 декабря 2018 г. Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ "Барск и Бунад" Aftenposten. Архивировано 20 мая 2010 г., в Wayback Machine.
- Фосснес, бунады Хайди Норвегии и народные костюмы саами (Каппелен. Осло: 1993) ISBN 82-02-13874-4 [1]
- Носс, Аагот Адольф Тидеманд и норвежские народные костюмы (Universitetsforlaget. 1981). ISBN 82-00-05712-7
- Шеель, Эллен Вигаард Норвежские костюмы, костюмы и бунады (NW Damm. 2001) ISBN 82-512-0585-9
- Носс, Аагот Стаккекледе в Сетесдале: подзаконный акт и валлдолен (Universitetsforlaget.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [2] Норвежский институт бунада и народного костюма, файл на английском языке.
- https://web.archive.org/web/20181201005216/https://www.norskebunader.no/en Norske Bunader ( + короткометражные фильмы на YouTube ) (на английском языке)
- Украшения и аксессуары Bunad со всех регионов.
- Фотографии Бунадс
- Телемаркбунадс Бунадс из Телемарка
- Ослобунаден [ постоянная мертвая ссылка ]
- Фотографии Бунада в Национальной библиотеке
- Digitaltmuseum.no: база данных артефактов из норвежских музеев по всей стране. В базе данных собрана большая коллекция изображений народных костюмов и других произведений народного творчества.
- Magasinet Bunad («Журнал Bunad»): норвежское издание, демонстрирующее традиции и техники народного костюма. Magasinet Bunad фокусируется в основном на возрождении и прославлении «реконструированных» народных костюмов (исторически точных костюмов, изготовленных из традиционных материалов и узоров). Они пуристы народного костюма.