Литам
Тип | вуаль для рта |
---|---|
Материал | ткань |
Место происхождения | Северная Африка |
Производитель | Туареги и санхаджа народ |
Литам ( арабский : لِثَام , латинизированный : литхам , иногда произносится как лифам ) — это вуаль для рта , которую туареги и другие североафриканские кочевники, особенно мужчины, традиционно использовали, чтобы закрыть нижнюю часть лица. [1]
Роль и значение
[ редактировать ]Литам служил защитой от пыли и экстремальных температур, характерных для пустынной среды. [1] В случаях кровной мести он также служил защитой от насилия, затрудняя узнавание владельца. [1] Ношение литама не рассматривается как религиозное требование, хотя, очевидно, считалось, что оно обеспечивает магическую защиту от злых сил. [1]
История и практика
[ редактировать ]Древние африканские наскальные рисунки, изображающие человеческие лица с глазами, но без рта и носа, позволяют предположить, что литам имеет не только доисламское, но даже доисторическое происхождение. [1] Литам обычно носили среди берберских племен санхаджа на северо-западе Африки. [1] Его использование Альморавидами , происходящими из клана Санхаджа, придало ему политическое значение во время их завоеваний в 11 и 12 веках. [1] Эта практика привела к тому, что Альморавидов уничижительно прозвали аль-мулаттхамун (приглушенные). [2] Альмохады . , сменившие Альморавидов в качестве доминирующей династии в североафриканском регионе, выступали против практики ношения литама, утверждая, что мужчинам запрещено имитировать женскую одежду, но им так и не удалось подавить его использование [1]
Среди туарегов мужчины носят литам, также называемый тагельмуст , а женщины ходят без одежды. [3] Мальчики-туареги начинают носить литам в начале полового созревания, и чадра считается признаком мужественности. [3] Мужчине считается неприличным появляться без одежды перед старшими, особенно из семьи жены. [3] Туарегский литам изготавливается из нескольких кусков суданской ткани, которые сшиваются вместе, образуя полосу длиной около четырех ярдов. [4]
Тагельмуст, Афрвал или Литам
[ редактировать ]Тагельмуст (также известный как чейч , чече и литам ) представляет собой индиго окрашенный в хлопковый литам, внешне напоминающий одновременно вуаль и тюрбан . Длина ткани может превышать 10 метров (33 фута). Его в основном носят туареги- берберы , хауса из далекого северного региона Сахеля и сонгай . В последнее время в обиход вошли и другие цвета: вуали цвета индиго сохранялись для использования в особых случаях. Обычно он состоит из нескольких слоев, которые покрывают голову, и спускается вниз, свободно закрывая шею. Некоторые французы носят его как шарф. [ нужна ссылка ]
Тагель должен закрывать голову. Он предотвращает вдыхание переносимого ветром песка теми, кто его носит в регионе Сахары . [5] Многие владельцы считают индиго здоровым и красивым, а накопление индиго на коже владельца обычно считается защищающим кожу и обозначающим достаток. [6] Из-за нехватки воды тагельмуст часто окрашивают, растирая его в сушеном индиго, а не замачивая. Краска часто навсегда впитывается в кожу владельца, и из-за этого туарегов часто называют «голубыми людьми пустыни». [7]
Среди туарегов мужчин, носящих тагельмуст, называют Кель Тагельмуст , или «Люди вуали». [8] Тагельмуст носят только взрослые мужчины и снимают только в присутствии близких родственников. Мужчины-туареги часто стыдятся показывать свой рот или нос незнакомцам или людям более высокого положения, чем они сами, и, как известно, скрывают свое лицо руками, если тагельмуст недоступен. Тагель должен иметь и другое культурное значение, поскольку способ его заворачивания и складывания часто используется для обозначения кланового и регионального происхождения, а темнота, в которую он окрашен, указывает на богатство владельца.
В литературе и фольклоре
[ редактировать ]Был придуман ряд легенд, объясняющих обычай носить чадру. [1] Когда кто-то падал в бою и терял литам, друзья не могли его узнать, пока он не был надет обратно. [1] Слово литам и его производные широко использовались в арабской литературе, в частности, поэтами, которые обычно использовали каламбуры между общим значением слова литам как вуаль и глагольным корнем латхама , что означает «целовать». [1] В «Тысяче и одной ночи» женщины используют литам, чтобы маскироваться под мужчин. [1] [9] Классический словарь Лисан аль-Араб Ибн Манзура рассматривает лифам как отдельное слово, описывая его как покрывало для рта, которое носят женщины. [1]
См. также
[ редактировать ]- Агал (аксессуар)
- Алашо , аналогичный тюрбан, который носят мужчины хауса.
- Хвост
- Хиджази тюрбан
- Имам Тюрбан
- Ислам и одежда
- изар
- Куфия
- Никаб , арабский термин, обозначающий вуаль, которую носят женщины.
- Пандама , которую носят мандейские мужчины.
- Сирвал
- Такия
- Толкать
- Виды хиджаба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бьоркман, В. (2012). «Литхам». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_4672 .
- ^ Джон Л. Эспозито, изд. (2009). «Мурабитун» . Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: а б с Аллен Фромхерц (2008). «Тварег» . В Питере Н. Стернсе (ред.). Оксфордская энциклопедия современного мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195176322 .
- ^ Дуглас Порч (2005). Покорение Сахары . Макмиллан. п. 78. ИСБН 9780374128791 .
- ^ Крис Скотт Бюджетное путешествие (16 марта 2007 г.). «Сахара: сухо, но никогда не скучно» . Cnn.com . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Бальфур-Поль, Дженни (1997). Индиго в арабском мире (1. изд.). Лондон: Рутледж. п. 152. ИСБН 978-0-7007-0373-9 .
- ^ «Туарег» . Newsfinder.org. 16 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Коренные народы мира — туареги» . Архивировано из оригинала 19 июля 2007 года . Проверено 3 апреля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Тысяча и одна ночь, или Развлечения арабских ночей . Том. 2. Дж. Мюррей. 1847. С. 60, 143.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филиппы, Дитер (2009). Коллекция Филиппов: Головные уборы веры, религии и духовности . Санкт-Бенно Верлаг, Лейпциг. ISBN 978-3-7462-2800-6 .