Зандака
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Зиндик (мн. занадика ) — это исламское уничижительное слово, применяемое к людям, которые, как считается, придерживаются взглядов или следуют практикам, противоречащим центральным исламским догмам. [1] Зандака — существительное, описывающее эти взгляды. [2]
Зандака обычно переводится как «ересь» и часто используется, чтобы «подчеркнуть серьезность» религиозной ошибки обвиняемого мусульманина. Первоначально оно относилось к манихейской религии , но «вскоре стало» применяться к мусульманам, обвиненным в сокрытии девиантных убеждений. [3]
При Аббасидах
[ редактировать ]Арабский zindīq — заимствованное слово из доисламского среднеперсидского 𐭦𐭭𐭣𐭩𐭪 zandik , зороастрийского термина неопределенной этимологии и значения (обсуждение этого термина в доисламском контексте см. в zandik ).
Зиндик (زنديق) или Зандик (𐭦𐭭𐭣𐭩𐭪) изначально использовался для отрицательного обозначения последователей религии манихейства в Сасанидской империи . [4] Однако ко времени Аббасидского халифата восьмого века значение слова зиндик и прилагательного зандака расширилось и могло свободно обозначать многие вещи: гностических дуалистов, а также последователей манихейства, агностиков и атеистов . [5] [6] Однако многие из тех, кого преследовали за зандаку при Аббасидах, утверждали, что они мусульмане, а применительно к мусульманам обвинение заключалось в том, что обвиняемые тайно придерживались манихейских убеждений. [6] «Доказательства такого обвинения искались, если вообще были, в указании на какой-то дуализм или в том, что этот человек открыто попирал исламские убеждения или практики». [6] Таким образом, некоторые мусульманские поэты ранних времен Аббасидов также могли быть обвинены в зандаке так же, как и настоящие манихеи. [6]
Обвинение в зандаке было серьезным и могло стоить обвиняемому жизни. [6] [7] В истории того времени говорится, что первый Аббасидов халиф Абу аль-Аббас Ас-Саффах сказал: «Терпимость похвальна, за исключением вопросов, опасных для религиозных убеждений или достоинства суверена». [8] Третий халиф Аббасидов, Аль-Махди , приказал составить полемические произведения, чтобы опровергнуть вольнодумцев и других еретиков, и в течение многих лет пытался истребить их полностью, выслеживая их и истребляя вольнодумцев в больших количествах, казня любого по простому подозрению в быть зиндиком . [8] Преемники аль-Махди, халифы аль-Хади и Харун ар-Рашид , продолжили погромы, хотя и с меньшей интенсивностью в период правления последнего и впоследствии были им отменены. [6] [9] Эта политика, в свою очередь, повлияла на Михны политику аль-Мамуна , направленную против тех мусульманских религиозных ученых и чиновников, которые отказались принять доктрину о сотворенной природе Корана. [6]
Причину этих преследований определить непросто. [6] Зандака рассматривалась как угроза исламу, мусульманскому обществу и государству. [6] В восьмом веке исламские нормы все еще находились в стадии разработки и еще не сформировались, а мусульмане все еще составляли небольшое меньшинство на огромных территориях, управляемых халифатом, и даже те, кто обратился в ислам, считались лишь «несовершенно» исламизированными. Многие из этих новообращенных ранее были манихеями, и манихейство с его хорошо развитыми миссионерскими идеалами претерпело небольшое возрождение во время раннего правления халифата. Таким образом, манихеи воспринимались как угроза безопасности мусульманской религиозной элиты и государства Аббасидов. Угроза воспринималась как особенно очевидная в квазинаучной манере, с которой манихеи ставили тревожные вопросы, в их умении производить благоприятное впечатление в публичных дебатах и в их способности защищать свое собственное интеллектуально привлекательное мировоззрение. [6]
Позднее использование
[ редактировать ]Со временем мусульманские богословы стали применять зиндик к «преступному диссиденту — исповедующему мусульманину, который придерживается убеждений или следует практикам, противоречащим основным убеждениям ислама, и поэтому должен рассматриваться как отступник и неверный. Юристы расходятся во мнениях относительно того, теоретическая формулировка точки исключения, но на самом деле обычно принимает практический критерий открытого восстания». [1]
В наше время термин зиндик иногда используется для обозначения представителей религий, сект или культов, которые зародились в мусульманском обществе, но считаются еретическими или независимыми конфессиями среди основных мусульман. [10] В этом смысле зиндик воспринимается как неисправимо неверный по отношению к принципам ислама. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Льюис, Бернард (1993), Ислам в истории: идеи, люди и события на Ближнем Востоке , Открытый суд, с. 287 .
- ^ Блуа, ФК Де (2012). «Зиндих» . У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1389 . (требуется подписка)
- ^ Аданг, Камилла; Ансари, Хасан; Фиерро, Марибель (2015). Обвинения в неверии в ислам: диахронический взгляд на такфир . Брилл. п. 18. ISBN 9789004307834 . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ Тахери-Ираки, Ахмад. Зандака в период раннего Аббасидов с особым акцентом на поэзию . Эдинбургский университет. п. 3.
[...] слово зиндик/зандик первоначально применялось в Империи Сасанидов по отношению к манихеям как уничижительный эпитет [...]
- ^ Тахери-Ираки, Ахмад. Зандака в период раннего Аббасидов с особым акцентом на поэзию . Эдинбургский университет. п. 3.
Хотя слово зиндик/зандик изначально в Сасанидской империи применялось к манихеям как уничижительный эпитет, ко времени исламской эпохи его использование расширилось и широко применялось к гностическим дуалистам, агностикам, атеистам и даже свободным людям. -мыслители и развратники. В конце концов, в более поздний период, вплоть до настоящего времени, слово «зиндик» стало синонимом слова «нерелигиозный».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Заман, Мухаммад Касим (1997), Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты , Брилл, стр. 63–65, ISBN 9004106782 .
- ^ Боукер, Джон (1997), «Зиндик», Краткий Оксфордский словарь мировых религий , OUP .
- ^ Jump up to: а б Глассе, Сирил (2013), «Зиндик», Новая энциклопедия ислама (4-е изд.), Rowman & Littlefield, стр. 491 .
- ^ Кристин Колдуэлл Эймс (2015). Средневековые ереси . Издательство Кембриджского университета . п. 88. ИСБН 9781107023369 .
- ^ Адамец, Людвиг В. (2016), «Зиндик», Исторический словарь ислама , Лондон: Rowman & Littlefield, стр. 494, ISBN 978-1-4422-7723-6 .
- ^ Хьюз, Томас Патрик (1895), «Зиндик», Исламский словарь (2-е изд.), Лондон: WH Allen & Co., стр. 713 .