Гафла

Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Гафла (غفلة) — арабское слово, означающее «невнимательность», «забывчивость» или «небрежность». В исламском контексте это грех забывания Бога и своего божественного происхождения или безразличия к ним.
В Коране гафла часто ассоциируется с «далаль» (сбиться с пути), куфром (неверием), зульмом (проступком) и ширком (поклонением другим, помимо Бога). Состояние невнимательности или забывчивости можно исправить посредством зикра или поминания Бога.
Этимология
[ редактировать ]Гафла – арабское слово, означающее невнимательность. [2] или невнимательность, [3] а термин гхафил относится к тем, кто небрежен или невнимателен. [2]
Концепция
[ редактировать ]Тошихико Изуцу утверждает, что термин «гафла», используемый в Коране, имеет как общий, так и религиозный оттенок. Обычное использование этого слова можно увидеть в истории Иакова и его сыновей, как упомянуто в стихе 12:13 Корана. В этом стихе Иаков говорит своим сыновьям: «Воистину, мне грустно, что вы должны взять его с собой; я боюсь, как бы волк не сожрал его [Иосифа], пока вы невнимательны (гафилун) к нему». [3] В своем религиозном использовании «гафла» тесно связана с другим похожим понятием, называемым «далал». «Далал» означает отклонение от пути руководства, а «гафла» означает полное незнание этого. [3] Таким образом, в суре 25 , стихе 44 Корана, неверующие сравниваются со скотом в состоянии «далал». Аналогичным образом им свойственно свойство «гафла» или невнимательность. В Коране в 7:178-179 говорится: «Кого Бог ведет прямым путем (яхди), тот идет прямым путем (мухтади), а кого Он сбивает с пути (юдлиль), таковы проигравшие. Мы создали для геенны огромное количество джиннов и люди, имеющие сердце , не понимают этого. Они подобны скоту, они еще больше заблудились (adallu). [3]
Понятие гафла может также относиться к состоянию человечества до откровения, как это видно из суры 36 , стихи 5-6, в которых Коран упоминается как «Откровение Могущественного, Милосердного, чтобы ты [ Мухаммад ] мог предупредить народ, чьи отцы никогда не были предупреждены и, следовательно, беспечны». [4] Понятие гафла также тесно связано с куфром, зульмом и ширком, как видно в 21:97-98, где говорится: «Когда истинное обетование [то есть наказание Ада] приближается, вот, как решительно открываются они глаза кафиров ! [Они говорят]: «Увы нам! Мы были в небрежении (гафла) в этом. Нет, мы были беззаконниками ( залимин )». «Воистину, вы и то, чему вы поклонялись помимо Бога, — все топливо для геенны. Теперь вы войдете в нее». [4]
Согласно Новой энциклопедии ислама , «Гафла — это грех безразличия к реальности Бога». [2] Люди, которых Коран называет небрежными или невнимательными (гафил), имеют ограниченное понимание и оценку истинной сути жизни. Эти люди озабочены только поверхностными аспектами мира и не обращают внимания на значение будущей жизни (30:7). [2]
Если человеческая фитра уже признает таухид, то зачем пророкам говорить об этом? Одним словом, ответ – «небрежность» (гафла). В Коране это слово используется как почти синоним «забывчивости» (нисьян). Иблис восстал из-за гордыни и высокомерия, но Адам поскользнулся, потому что забыл. «И прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли в нем постоянства» (20:115). Фундаментальное различие между Адамом и Иблисом проявляется в их ответах Богу, когда он спросил их об их непослушании. Иблис отказался признать, что сделал что-то неправильное, и обвинил Бога в том, что тот сбил его с пути. Адам и Ева сразу признали свою вину и поэтому просили Бога простить их... Это не значит, что забывчивость и невнимательность невиновны. Напротив, они являются фундаментальной ошибкой людей... Забыть Бога — значит забыть таухид, а без таухида не может быть спасения. [5]
- Сатико Мурата и Уильям Читтик , Видение ислама , 1994 г.
В Коране упоминается, что до получения откровения даже сам Пророк находился в состоянии невнимательности или «гафла». [6] как говорится в Коране в 12:3: «Мы рассказываем тебе лучшую из историй о том, что Мы ниспослали тебе этот Коран, хотя раньше ты был из числа невнимательных». [6]
Зикр как лекарство
[ редактировать ]По мнению Сатико Мурата и Уильяма Читтика , «если забывчивость и невнимательность являются основными недостатками людей, то зикр (память) обозначает их спасительную добродетель». [7] Таким образом, Бог посылает пророков напомнить людям о Завете, который они заключили с Ним еще до своего рождения, который они забыли по невнимательности. Пророки делают это, цитируя Божьи знамения и напоминая людям об их долге перед Ним. Ожидается, что в ответ люди будут помнить Бога, прославляя Его в своих молитвах. Акт поминания Бога считается решающим в достижении цели человеческого существования, поскольку он восстанавливает связь между Творцом и Его творением. [8]
Согласно исламу, величайшим грехом человека на самом деле является забывчивость (аль-гафла), и цель послания откровения – дать человеку возможность помнить. Вот почему одно из названий самого Корана – «Поминание Аллаха» (зикр Аллах) и почему конечной целью и целью всех исламских обрядов и всех исламских союзов является поминание Аллаха. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ротман и Койл 2018 , с. 1733, 1735, 1742 гг.
- ^ Jump up to: а б с д Глассе и Смит 2001 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д Изуцу 2002 , стр. 138.
- ^ Jump up to: а б Изуцу 2002 , стр. 138-139.
- ^ Мурата и Читтик 1994 , с. 133-134.
- ^ Jump up to: а б Изуцу 2002 , стр. 139.
- ^ Мурата и Читтик 1994 , с. 135.
- ^ Мурата и Читтик 1994 , с. 135-136.
- ^ Наср 1993 , с. 30.
Источники
[ редактировать ]- Мурата, С.; Читтик, WC (1994). Видение ислама: основы мусульманской веры и практики . Видения реальности. ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-022-3 .
- Глассе, К.; Смит, Х. (2001). Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. ISBN 978-0-7591-0190-6 . .
- Изуцу, Т. (2002). Этико-религиозные концепции в Коране . Макгилл Исламские исследования. Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-2426-2 .
- Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 .
- Наср, С.Х. (1993). Путеводитель молодого мусульманина по современному миру . Общество исламских текстов. ISBN 978-0-946621-51-4 .