Мазар (мавзолей)
![]() |
Эта статья выглядит как словарное определение . ( октябрь 2023 г. ) |

Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |


Мазар ( ( араб . مَزَار ), также транслитерируемый как мазар , также известный как маркад . مَرْقَد ) или в Магрибе как Дарих ( ضَرِيْح ), представляет собой мавзолей или святыню в некоторых местах мира, обычно это мавзолей святого или известного религиозного деятеля лидер. В средневековых арабских текстах также могут использоваться слова машхад ( مَشْهَد ) или макам для обозначения той же концепции. [1]
Этимология
[ редактировать ]- Мазар , множественное число мазарат ( مَزَارَات ), связано со словом зияра ( زيارة , что означает «посещение»). [2] Это относится к месту и времени посещения. [3] По происхождению это слово арабское , оно было заимствовано персидским языком и хинди-урду . [4] [5] это также было переведено как мазар . На английском языке [6]
- Дарих , множественное число адриха ( أضرحة ) или дараих ( ضرائح ), связано с глаголом дараха ( ضَرَحَ , означающим «интернать»). [7] Он широко используется в странах Магриба .
- Машхад , множественное число машахид ( مشاهد ), родственно слову шахид ( شهيد , что означает «мученик»). [1] Речь идет о месте упокоения мученика, отдавшего свою жизнь за дело Божие.
Особые типы святынь
[ редактировать ]- Мешхед обычно означает сооружение, в котором находится могила святого, или место, где произошло религиозное посещение. [1] [а] Мешхед часто имел купол над местом захоронения внутри здания. Некоторые имели минарет . [9]
- Макам , множественное число макамат , буквально «станция», обозначающее место проживания или проживания, часто используется для обозначения святынь Ахль аль-Байт . [10] По мнению Ибн Таймийи , макамат – это места, где почитаемый человек жил, умер или поклонялся, а машахид – это постройки над макаматом или над реликвиями человека. [3]
Региональные условия для эквивалентных структур
[ редактировать ]- Мазар – арабское слово, заимствованное персидским языком , урду и хинди . [4] [5] Таким образом, он широко используется в Иране и других странах, находящихся под влиянием персидской культуры , в Афганистане, Пакистане и Индии.
- Вели (множественное число аулия ): в Палестине . «вели» — общий термин как для святого, так и для его святилища пророка Вели называется хадра , у обычного святого — макам , а у знаменитого святого — машхед . [11] В западной литературе XIX-начала XX веков было принято слово «вали», иногда написанное «вели», «велли» и т. д., в значении «гробница или мавзолей святого человека». [12]
- Кубба ( букв. «купол», множественное число куббат ): в Судане могила святого человека. Суданский народный ислам утверждает, что святой человек делится своей баракой или благословениями даже после смерти через свою могилу, которая является хранилищем его бараки и, таким образом, становится местом зияра -зиярата или посещения. Святого человека, достойного такой святыни, называют в Судане вали , факи или шейхом . [13]
- На северо-западе Китая мазар также фонетически переводится как мажа ( 麻扎 ). Его также часто называют гунбей ( 拱北 ), что происходит от персидского слова « гонбад », означающего «купол». Часто это храмовый комплекс, сосредоточенный на могиле суфийского мастера народа хуэй .
- В Иране и Южной Азии дарга — это суфийская исламская святыня, построенная над могилой почитаемого религиозного деятеля.
- В Южной Африке (особенно в Западно-Капской провинции ) крамат — это могила духовного лидера или аулия , иногда внутри прямоугольного здания, которое также служит святыней для умерших (часто мыс Малай ). [14] [6]
- В Индонезии термины макам и кубуран относятся к могилам первых миссионеров, особенно святых Вали Сонго на Яве .
- На малайском языке керамат относится к объекту или человеку, который считается священным или благословенным, например, могиле мусульманского святого. См. также Датук Керамат .
Связанные термины
[ редактировать ]- Масджид , множественное число масаджид , означает место простирания или молитвы и часто используется шиитами для обозначения святынь, к которым пристроены мечети. [3]
- Дарих , множественное число адриха , — это траншея посреди могилы или сама могила. [10]
Происхождение
[ редактировать ]
Практика значительно различается в разных странах. Синкретизм не является чем-то необычным, поскольку в мусульманских общинах сохраняются доисламские обычаи и верования. [15] Несмотря на желание Мухаммеда и повеление Аллаха [ нужна ссылка ] Культ святых возник в некоторых мусульманских общинах довольно рано, следуя глубоко укоренившимся доисламским практикам на Ближнем Востоке. Мешхеды , или святилища, были созданы определенными людьми для фигур, упомянутых в Коране , таких как Мухаммед , Иисус , пророки и другие главные фигуры еврейской и христианской Библии , великие правители, военачальники и священнослужители. [16]
Оппоненты
[ редактировать ]Последователи ваххабизма считают, что ни один человек не может быть посредником между человеком и Богом. [17] Они считают, что мусульмане, считающие, что святые и их святыни обладают священными свойствами, являются многобожниками и еретиками . В 1802 году силы ваххабитов частично разрушили святыню имама Хусейна . [18] [19] В 1925 году командующий, а затем и король Саудовской Аравии Абдель Азиз Ибн Сауд разрушил искусственные постройки в Джаннат аль-Баки в Медине , месте захоронения четырех шиитских имамов и дочери Мухаммеда. [18] [20] Кладбище существует до сих пор, хотя и в гораздо более простой форме, и используется для захоронения умерших.
Дизайн
[ редактировать ]
не существует определенного архитектурного типа Для мазаров , они сильно различаются по размеру и сложности. Однако все они следуют традиционному дизайну турбы , или гробницы, и обычно имеют купол над прямоугольным основанием. [16]
Яркие примеры
[ редактировать ]В Ираке
[ редактировать ]Храм Имама Хусейна в Кербеле , Ирак, привлекает паломников-шиитов из Ирака, Ирана и других стран.
Сардаб под золотым куполом , халифа аль-Махди ( годы правления 775–785) сохранился в Самарре , Ирак, подаренным Насер ад-Дином Шахом Каджаром и завершенным Мозаффар ад-Дином Шахом Каджаром в 1905 году. [21] Гробница находится на территории мечети Аль-Аскари , одной из самых важных шиитских святынь. Мечеть сильно пострадала в результате взрыва в феврале 2006 года , предположительно, рук боевиков -суннитов . [22]
В Иране
[ редактировать ]По состоянию на 2007 год храм Имама Резы в Мешхеде , Иран, ежегодно привлекал 12 миллионов посетителей, уступая только Мекке место назначения для мусульманских паломников. Эта святыня известна своей целебной силой.
Храм принцессы Шахрбану , расположенный к югу от Тегерана , открыт только для женщин. Шахрбану была дочерью Йездигерда III , последнего сасанидского правителя Персии. Она вышла замуж за имама Хусейна ибн Али и была матерью четвертого шиитского имама, Али ибн аль-Хусейна , поэтому стала символом ранней и тесной связи между шиизмом и Ираном. Святыня популярна среди женщин, ищущих утешения или помощи. [23]
В Сирии
[ редактировать ]Мечеть Сайида Зайнаб , святыня Зайнаб бинт Али в Дамаске , была восстановлена с помощью пожертвований шиитов из Индии, Пакистана, Ирана и других стран. [24] Храм является одним из самых важных шиитских объектов в Сирии и привлекает множество паломников из Ирака, Ливана и Ирана. В сентябре 2008 года возле храма взорвался заминированный автомобиль, в результате чего погибло 17 человек. [25]
В Алеппо Мешхед аль-Хусейн периода Айюбидов является самым важным из сирийских средневековых зданий. [26] Святилище аль-Хусейна было построено на месте, указанном пастуху явившимся ему во сне святым человеком, и построено членами местной шиитской общины. [27] Нынешнее здание представляет собой реконструкцию: оригинал сильно пострадал в 1918 году от мощного взрыва и сорок лет лежал в руинах. [26] Первоначальная реставрация в значительной степени позволила вернуть машхеду его прежний вид. Более поздние дополнения включали покрытие двора навесом из стального каркаса и добавление ярко украшенной «святыни», что придало памятнику характер, сильно отличающийся от оригинала. [27]
В Египте
[ редактировать ]В Египте Каире было построено множество машхедов, посвященных религиозным деятелям в Фатимидском , в основном это простые квадратные сооружения с куполом. Некоторые мавзолеи в Асуане были более сложными и включали боковые комнаты. [28] Большинство мавзолеев Фатимидов либо были разрушены, либо сильно изменились в результате более поздних реконструкций. Джамали . Исключением является Машад аль-Джуюши, также называемый Машад Бадр аль- В этом здании есть молельный зал, покрытый крестовыми сводами , с куполом, опирающимся на выступы над площадью перед михрабом . Он имеет внутренний двор с высоким квадратным минаретом. Неясно, кого чествует Мешхед . [29]
Два других важных машхеда эпохи Фатимидов в Каире — это машхеды Сайиды Рукайи и Яйхи аль-Шабиб на кладбище Фустат . Сайида Рукайя , потомок Али , никогда не посещала Египет, но Мешхед в память о ней был построен . Он похож на аль-Джуюши, но с более крупным рифленым куполом и элегантно украшенным михрабом . [30]
В Пакистане
[ редактировать ]Некоторые святыни привлекают паломников как суннитов, так и шиитов. Одним из примеров является храм Абдул-Гази Сахаба в Карачи , который, как говорят, является родственником Джафара аль-Садика , шестого имама. Он бежал от Аббасидов в Багдаде в Синд , где ему предоставил убежище индуистский принц. [31] Шииты почитают его как члена семьи имамов, а сунниты просто видят в нем человека великой святости.
Другим примером является лахорский храм Биби Пак Даман , который считается местом захоронения одной из дочерей Али и четырех других женщин из семьи Мухаммеда. [31] Знаменитый суфийский святой суннитской ветви ислама Сайид Али Худжвири (умер в 1071 г.) однажды сорок дней медитировал в этом святилище. [32]
В Узбекистане
[ редактировать ]
- Мавзолей Шейхантаура в Ташкенте , Узбекистан.
В Кыргызстане
[ редактировать ]- Манас Ордо Мавзолей Манаса в Таласской области , Кыргызстан
В Афганистане
[ редактировать ]- Храм Плаща в Кандагаре , Афганистан. В нем находится плащ, который, как полагают, носил Мухаммед.
- Храм Али в Мазари-Шарифе , Афганистан. Одно из известных мест захоронения Али .
В Китае
[ редактировать ]- Мавзолей Афак Ходжи недалеко от Кашгара в Синьцзяне , Китай, могила Мухаммеда Юсуфа и его сына Афака Ходжи.
- Мавзолей Султана Сатук Бугра Хана в Артуше
- Храм Ордама Падишаха недалеко от Кашгара
- Мавзолей Имама Асим-хана
В Египте
[ редактировать ]- Мавзолей Ага Хана III в Асуане
- Мавзолей Абу Аль Хасана Эль-Шазли в Шейх-Шазли
В Судане
[ редактировать ]- Мавзолей Махди в Омдурмане
- Мавзолей шейха Хасана ан-Нила в Омдурмане
В Пакистане
[ редактировать ]- Храм Дата Ганджа Бакша возле ворот Бхати , в Лахора , Пакистан. городе-крепости
- Мазари-Куэйд , могила основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинны , в Карачи , Пакистан.
- Мазар Султана Баху , основателя ордена Сарвари Кадри в Гархе Махарадже , в Лахоре , Пакистан.
В Индии
[ редактировать ]- Дарга Низамуддин , основатель Ордена Чисти Низами, в Дели , Индия.
- Лайла Маджну Ки Мазар , недалеко от Анупгарха , Раджастхан , Индия. По местной легенде, чета Лейла и Меджнун . здесь умерла
- Мавзолей Фахруддина Шахида в Галиакоте , Раджастхан, Индия.
В Бангладеш
[ редактировать ]
- Храм Баязида Бостами в Читтагонге , Бангладеш.
- Храм шейха Сайеда Раззака Али Гилани в Акхане, Читтагонг , Бангладеш .
- Храм Шаха Джалала в Силхете , Бангладеш.
В Индонезии
[ редактировать ]- Имогири на Яве , мавзолейный комплекс султанов Матарама , Джокьякарты и Суракарты .
В Сингапуре
[ редактировать ]- Керамат Искандар Сях в форте Каннинг-Хилл считается могилой раджи Искандар-шаха, короля Сингапура 14 века . [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Город Мешхед в Иране получил свое название от слова « машхед» , означающего «место мученичества». Это место, где принял мученическую смерть восьмой имам Али аль-Рида . [8]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сандуби 2008 , с. 14.
- ^ Команда, Германия. «Определение, объяснение и значение посещения на арабском языке в словарях арабского языка, общем словаре значений, промежуточном словаре, современном арабском языке, пионере, Лисан аль-Араб, окружающем словаре - арабско-арабском словаре, страница 1. » www.almaany.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Сандуби 2008 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б «Значение мазара в английском языке» . Рехтинский словарь . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «मज़ार - Значение на английском языке» . Шабдкош . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "О" . Общество Мыса Мазара . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Команда, Германия. «Определение, объяснение и значение слова дхара на арабском языке в словарях арабского языка, всеобъемлющем словаре значений, промежуточном словаре, современном арабском языке, пионере, Лисан аль-Араб, окружающем словаре - арабско-арабском словаре , страница 1». www.almaany.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Хальм 2007 , стр. 26.
- ^ Сандуби 2008 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Сандуби 2008 , с. 15.
- ^ Моше Шарон (1998). Корпус арабских надписей Палестины (CIAP), том второй: до н.э. Академическое издательство Брилл. п. 172. ИСБН 9789004110830 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Герен, 1880, с. 488
- ^ Роберт С. Крамер; Ричард А. Лоббан младший; Кэролайн Флер-Лоббан (2013). Исторический словарь Судана . Исторические словари Африки (4-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд, США: Scarecrow Press, издательство Rowman & Littlefield. п. 361. ИСБН 978-0-8108-6180-0 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 2 мая 2015 г.
КУББА. Арабское название могилы святого человека... Кубба обычно воздвигается над могилой святого человека, которого называют вали (святым), факи или шейхом, поскольку, согласно народному исламу, именно здесь находится его барака [ благословения] считается самым сильным...
- ^ «Крамат» . Музей острова Роббен . 27 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2005 г. Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Берман 2002 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Хоутсма 1993 , с. 425.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (16 июля 1998 г.). Суфийские ордена в исламе . Издательство Оксфордского университета. п. 105. ИСБН 9780198028239 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Наср 2007 , с. 97.
- ^ «Сахих Муслим 969а, 969б – Книга молитв – Похороны – Книга похорон – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Дэнфорт, Лоринг М. (29 марта 2016 г.). Пересечение королевства: портреты Саудовской Аравии . Университет Калифорнии Пресс. п. 163. ИСБН 9780520290280 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Хоутсма 1993 , с. 488.
- ^ Рабаса и др. 2006 , с. 51.
- ^ Наср 2007 , с. 63.
- ^ Наср 2007 , с. 56.
- ^ В результате взрыва заминированного автомобиля в Сирии погибло 17 человек .
- ^ Jump up to: а б Таблица 1997 г. , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Таблица 1997 г. , с. 111.
- ^ Койпер 2009 , с. 164.
- ^ Петерсен 2002 , с. 45.
- ^ Петерсен 2002 , с. 45-46.
- ^ Jump up to: а б Наср 2007 , с. 58.
- ^ Наср 2007 , с. 59.
- ^ Тай, Тимоти (2006). «Керамат Искандар Сях» . Советы путешественникам по Сингапуру . Архивировано из оригинала 18 мая 2019 г. Проверено 28 сентября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Берман, Джей Джей Рой (2002). Индуистско-мусульманские синкретические святыни и общины . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-839-6 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Хальм, Хайнц (1 июля 2007 г.). Шииты: краткая история . Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1-55876-436-1 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Хоутсма, М.Т. (1993). Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . Блестящий. п. 425. ИСБН 978-90-04-09796-4 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Койпер, Кэтлин (11 декабря 2009 г.). Исламское искусство, литература и культура . Издательская группа Розен. ISBN 978-1-61530-097-6 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Наср, Вали (17 апреля 2007 г.). Возрождение шиитов: как конфликты внутри ислама будут определять будущее . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-06640-1 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 13 марта 2013 г.
- Петерсен, Эндрю (11 марта 2002 г.). Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-20387-3 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Рабаса, Ангел; Мел, Питер; Крейгин, Ким; Дейли, Сара А.; Хизер С. Грегг (2006). За пределами Аль-Каиды: Часть 2, Внешние кольца террористической вселенной . Корпорация Рэнд. ISBN 978-0-8330-4105-0 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.
- Сандуби, Алиа Эззельдин Исмаил (2008). Ахль аль-Бейт в Каире и Дамаске: динамика строительства святынь для семьи Пророка . п. 14. ISBN 978-0-549-72466-7 . Проверено 12 марта 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «В результате взрыва заминированного автомобиля в Сирии погибло 17 человек» . Новости Би-би-си . 27 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 г. Проверено 13 марта 2013 г.
- Таббаа, Ясир (1997). Сооружения власти и благочестия в средневековом Алеппо . Пенн Стейт Пресс. п. 110. ИСБН 978-0-271-04331-9 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 12 марта 2013 г.