Исламская вышивка

Вышивка была важным искусством в исламском мире с самого начала ислама до тех пор, пока промышленная революция не разрушила традиционный образ жизни.
Обзор
[ редактировать ]Ранний ислам захватил общества, где вышивка одежды для обоих полов и других тканей была очень популярна. И Византийская , и Персидская Сасанидская империи использовали одежду, вышитую рисунками, включающими довольно крупные человеческие фигуры, а также животных, с эффектом, сравнимым с эффектом современных футболок . Внешний вид Каабы в Мекке еще до ислама был «покрыт снаружи разноцветными тканевым завесом». [1] весьма вероятно, включая вышивку, как это часто бывает в их современных исламских эквивалентах. Мухаммед возражал против рисунков животных, возможно, вышитых, которые он видел на подушках, когда посещал дом своей жены Аиши . [а] Эти типы дизайна в значительной степени исчезли при исламе, хотя растительные мотивы часто оставались приемлемыми.
XVII века Турецкий путешественник Эвлия Челеби называл вышивку «ремеслом двух рук». [3] Поскольку это было признаком высокого социального статуса в мусульманском обществе, оно уже давно пользовалось широкой популярностью. В таких городах, как Дамаск , Каир и Стамбул , вышивка была видна на носовых платках, униформе, флагах, каллиграфии , обуви, халатах, туниках, конской сбруе , тапочках, ножнах, мешочках, чехлах и даже на кожаных ремнях. Мастерицы вышивали изделия золотой и серебряной нитью. Надомные предприятия по вышивке, в некоторых из которых занято более 800 человек, начали поставлять эти изделия. [3]
В XVI веке, во времена правления императора Великих Моголов Акбара , его летописец Абу аль-Фазл ибн Мубарак писал в знаменитом «Айн-и-Акбари» :

Его величество [Акбар] уделяет много внимания различным вещам; поэтому иранские , османские и монгольские предметы одежды находятся в большом изобилии, особенно ткани, вышитые узорами Накши , Саади , Чихана , Ари , Зардози , Вастли , Гота и Кохра . Императорские мастерские в городах Лахор , Агра , Фатехпур и Ахмадабад создают множество шедевров искусства изготовления тканей, а рисунки и узоры, узлы и разнообразие мод, которые сейчас преобладают, поражают даже самых опытных путешественников. С тех пор вкус к прекрасным материалам стал всеобщим, а драпировка вышитых тканей, используемых на пирах, превосходит все описания. [4]
Вышивка обеспечивала символическую защиту наиболее ценных предметов, в том числе младенцев, домашнего имущества и вещей религиозного значения. Когда в XVI и XVII веках в Турции мужчины носили тюрбаны в знак ислама, они помещали свои тюрбаны под вышитые ткани. [5]
Техники
[ редактировать ]
В исламском мире использовались самые разные техники вышивки с одинаково широким спектром материалов. [6]
Уйгурские женщины вышивают фетровые тюбетейки для самостоятельного использования или в качестве основы для тюрбана . [7]
В Марокко и Тунисе атласную строчку использовали для изготовления декоративных штор и чехлов для зеркал. [8] форма атласной строчки, присутствовавшая в бедуинских обществах Аравийского полуострова , иногда называемая хият аль-медресе Для оформления мебели использовалась («школьная вышивка»). Перед процессом сшивания опытный художник нарисовал на ткани форму. Наиболее распространенными были дизайны, включающие природные темы, такие как птицы или цветы. [9]
Поверхностная гладь, выполняемая только на верхней поверхности, является более экономичной, но более свободной техникой, уязвимой к износу, поэтому в основном используется в особых случаях. Однако в Пенджабе шали пхулкари (цветочные работы) были повседневной одеждой для женщин в сельской местности, а специальные шали, багх, были полностью покрыты вышивкой и шились бабушками по материнской линии для свадеб своих внучек. [10]
Тамбурный шов , который легко адаптировать и относительно легко создать, использовался в Персии для Решт вышивки с густо проработанными цветами и арабесками на валяных шерстяных тканях. [11] Тип вышивки, похожий на тяжелую тамбурную строчку, известный как курар , ранее использовался бедуинами для создания платьев как для мужчин, так и для женщин. Для этого требовалось четыре человека, каждый из которых нес четыре нити разного цвета или из серебра и золота. [12]

Вышивка крестом использовалась на Ближнем Востоке, в Сирии , Иордании , Палестине и Синае для изготовления свадебных платьев с яркой вышивкой красного цвета, с треугольными амулетами или цветами гвоздик на черном фоне. [13]
Другая широко используемая техника, стежок «елочка» , использовалась в Афганистане для вышивки выступающими халатов жениха . полосами красной, зеленой или белой строчки на белом фоне [14]
Коучинг , пришивание декоративного шнура на поверхность ткани, широко использовался во всем исламском мире. В Афганистане бархатное платье могло быть выполнено в стиле милитари с золотистыми нитями спереди, рукавами и подолу. Вожди Черногории могли носить мантии, обильно расшитые золотой нитью. В Палестине платья могли быть выполнены в виде вертикальных панелей с переплетенными нитями из металла и хлопка. В Сирии куртки украшали стилизованные цветы и деревья. На северо-западной границе Пакистана жилеты шились с сочетанием аппликаций и металлической тесьмы . [15]
В Средней Азии из бухарской кушетки с использованием непрерывной нити создают эффектные сюзане , драпировки для свадебных залов и свадебных кроватей. гвоздики и граната Мотивы символизировали плодородие . Эту технику также использовали в Афганистане и Узбекистане для изготовления попон и чехлов для жаровен. [16]
Опоясывающий стежок , петельный шов и стежок с ушками изначально выполняли функцию укрепления краев тканей, подверженных ежедневному износу, но были адаптированы для декоративных целей. В Северной Африке и на Ближнем Востоке петельчатый шов выполняется с использованием узора спицевого колеса или в алжирской форме без замыкающего круга. В Туркменистане мотивы крючка и тюльпана можно выполнять петельным швом. В Афганистане мужские рубашки могли быть вышиты елочкой и петлицами из белого шелка на белом хлопке сложными арабесками. [17]

Белая работа , использование белой нити на белом фоне, охватывает множество техник и материалов и используется в разных формах по всему миру. В Алжире кабильские женщины могли носить белые платья. В Газни , Афганистан, мужские халаты могли быть расшиты геометрической белой строчкой, украшенной маленькими круглыми зеркалами. [18]
Острие иглы (холст) использовалось для изготовления ярких геометрических панелей хазарейской одежды в Афганистане. [19]
Сборка использовалась для мужских халатов в Нуристане в Гиндукуше : черная строчка делила ткань на вертикальные полосы с зигзагообразными, крестообразными и другими простыми геометрическими узорами. [20]
Тамбурная работа, быстрая форма вышивки с использованием тонкого крючка ари вместо иглы, была одной из техник, используемых в Бухаре в Узбекистане для изготовления сюзане. [21]
Символизм
[ редактировать ]Вышитые мотивы часто несут символическое значение. Распространенным символом в исламском мире (а также часто встречающимся на исламских коврах ) является дерево жизни , обозначающее рождение, рост до зрелости, смерть и возрождение. Его можно изобразить во многих формах, например, в виде намеренно стилизованного дерева, иногда в окружении пар птиц или фруктов, таких как гранаты, или вазы с цветами. [22]
Текстиль священных мест
[ редактировать ]
Вышитые ткани являются визитной карточкой святынь ислама: Великой мечети в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Их регулярно заменяют по традициям, уходящим в глубь веков. Замена текстиля является одной из привилегий Хранителя Двух Святынь – титула, принятого правителями Мамлюков , Османской империи и Саудовской Аравии. [23] Покрытие Каабы , известное как кисва , включает в себя ситару (богато украшенную завесу над дверью) и хизам (пояс, который обвивает здание). Самая ранняя известная ситара была изготовлена в 1544 году в Египте, а самый ранний османский хизам был изготовлен для Селима II в конце 16 века. Основные конструкции ситары и хизама мало изменились, хотя вышивка золотой и серебряной проволокой со временем стала более богатой. [24] Макам Ибрагим (Стоянка Авраама) — небольшой квадратный камень возле Каабы, на котором, согласно исламской традиции, отмечен след Авраама . [25] Раньше он располагался в здании с собственной ситарой, которую заменяли ежегодно. [26]
Ситара для двери Каабы размером в среднем 5,75 метра (18,9 футов) на 3,5 метра (11 футов) собирается путем сшивания четырех отдельных текстильных панелей; Хизам собирается аналогичным образом из восьми панелей (по две на каждую стену Каабы). [26] В 1817 году в Каире была создана специализированная мастерская Дар аль-Кисва , в которой на пике своего развития работало 100 мастеров, производивших кисву и другие ткани для Мекки и Медины. С 1962 года их производят в мастерской в Мекке. [26] [24] Используемые цвета менялись в разные эпохи. Нынешняя цветовая гамма ситары Каабы, используемая с начала 20 века, представляет собой золотую и белую вышивку на черном фоне. [27] В современной кисве используется 670 кг (1480 фунтов) шелка и вышивается 15 кг (33 фунта) золотой нитью. [28] Эти надписи включают стихи из Корана и мольбы к Аллаху , а также имена правителей, заказавших текстиль. [27] [26] Шахада . (исламская декларация веры) – еще один широко используемый текст [29]
Отклонить
[ редактировать ]
Вышивка имела важное значение в традиционных культурах исламского мира. Промышленная революция сделала яркую одежду доступной быстрее и дешевле, вытеснив такие ремесла, как вышивка. [30]
Например, ткани масната (интронизации) в Хайдарабаде, Индия, были сделаны из бархата, расшитого вручную блестящей медной нитью, образующей цветы золотого и серебряного цвета (ранее фактически из этих металлов). Они были сделаны для императоров Великих Моголов и других правителей, а также для жениха и невесты, чтобы они могли сидеть на них во время свадеб в Хайдарабаде. Техника пришла из Турции и Персии. Изготовление масната занимает от двенадцати дней до двух месяцев и может стоить до 100 000 рупий. В 20 веке бизнес пришел в упадок, поскольку было заказано меньше традиционных тканей. Организаторы свадеб предлагали маснат как часть своих услуг; ткани машинного производства вытеснили ткани ручной работы. По состоянию на 2012 год осталось всего несколько пожилых мастеров масната. [31]
Исследователь вышивки Шейла Пейн завершает свою книгу «Вышитый текстиль» , объясняя, что [30]
как только социальный контекст больше не существует, а убеждения и страхи, которые поощряла или отклоняла вышивка, больше не мучают, как только лен перестанет мучительно выращиваться, прясть и ткать, овцы больше не будут основой жизни, а экзотические шелка из других стран станут драгоценной роскошью. – тогда традиционная вышивка обречена. [30]
Среди причин упадка вышивки - политика и экономика , но Пейн предполагает, что самым мощным фактором было образование молодых женщин. Вышивание больше не является единственным способом, которым молодая женщина в Турции или Белуджистане может обеспечить свое будущее, завоевав мужа; вместо этого она может стремиться к получению университетского образования и собственной карьере. Пейн утверждает, что попытки восстановить традиционную вышивку, как это было в случае со школами, созданными в Стамбуле и Саламанке , неизбежно потерпят неудачу, как только рухнет необходимая социальная среда, которая придавала значение артефактам ручной работы. В будущем, утверждает она, вышивка будет нести индивидуальное значение, как на Западе, и, возможно, новые социальные цели, как в случае с политически значимыми вышитыми платьями палестинцев. [30] [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аиша сообщила в хадисе : «Я купила подушку с изображениями (животных). Когда Посланник Аллаха увидел ее, он встал у двери и не вошел. Я заметила знак неодобрения на его лице и сказала: «О Посланник Аллаха! Я каюсь перед Аллахом и Его Посланником. Какой грех я совершил? Посланник Аллаха сказал. «Что это за подушка?» Я сказал: «Я купил его для тебя, чтобы ты мог сидеть на нем и возлежать на нем». Посланник Аллаха сказал: «Создатели этих изображений будут наказаны в День Воскресения , и им будет сказано: «Дайте жизнь тому, что вы создали (т.е. этим изображениям)». Пророк добавил: «Ангелы (Милосердия) не входят в дом, в котором есть изображения (животных)». Мухаммад аль-Бухари [2]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 20.
- ^ Сахих аль-Бухари Сахих аль-Бухари , 3:34:318 , 7:62:110
- ^ Jump up to: а б Стоун, Кэролайн (май – июнь 2007 г.). «Мастерство двух рук» . Саудовская Арамко Мир . 58 (3). Мир Арамко.
- ^ Вернер, Луи (июль – август 2011 г.). «Могол Маал» . Саудовская Арамко Мир . 62 (4). Мир Арамко.
- ^ Пейн 1995 , с. 160.
- ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 174–203.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , с. 171.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 174–175.
- ^ Абу Сауд 1984 , с. 140.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , с. 177.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 178–179.
- ^ Абу Сауд 1984 , с. 136.
- ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 180–181.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 182–183.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 184–185.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 186–187.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 188–189.
- ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 196–197.
- ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 198–199.
- ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 200–201.
- ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 202–203.
- ^ Пейн 1995 , стр. 70–72, 88–89 и т. д.
- ^ Керн, Карен М.; Розенфилд, Яэль; Каро, Федерико; Сибаяма, Нобуко (декабрь 2017 г.). «Священное и современное: история, сохранение и наука Мадина Ситара» . Журнал Метрополитен-музея . 52 : 72–93. дои : 10.1086/696548 . ISSN 0077-8958 . S2CID 194836803 .
- ^ Jump up to: а б Портер, Венеция (2012). «Текстиль Мекки и Медины». В Портере, Венеция (ред.). Хадж: путешествие в сердце Ислама . Кембридж, Массачусетс: Британский музей. стр. 257–265. ISBN 978-0-674-06218-4 . OCLC 709670348 .
- ^ Питерс, Ф.Е. (1994). «Другой камень: Макам Ибрагим» . Хадж . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 16–17. ISBN 9780691026190 .
- ^ Jump up to: а б с д Нассар, Нала (2013). «Дар аль-Кисва аш-Шарифа: Управление и производство». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. стр. 176–178. ISBN 978-0-86159-193-0 . ОСЛК 857109543 .
- ^ Jump up to: а б Газаль, Рим (28 августа 2014 г.). «Соткано с преданностью: священные исламские ткани Каабы» . Национальный . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Исламский голос. Архивировано 9 апреля 2018 г. в Wayback Machine статье Кисва: Одевание Божьей обители, том 14-02, №: 158 * ФЕВРАЛЬ 2000 г. / Шавваль 1420 г.
- ^ Ипек, Селин (лето 2011 г.). «Одевание Пророка: Текстиль из Харамайна». Хали . 168 : 49–51. ISSN 0142-0798 .
- ^ Jump up to: а б с д Пейн 1995 , стр. 177–178.
- ^ Мохаммед, Сайед (30 января 2012 г.). «Технологии прозвучали похоронным звоном для производителей маснатов» . Времена Индии . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ «Ремесленные традиции Палестины» . Сунбула . Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Абу Сауд, Абир (1984). Катарские женщины: прошлое и настоящее . Группа Лонгман. ISBN 978-0582783720 .
- Эттингхаузен, Рихард ; Грабарь, Олег ; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08869-8 .
- Гиллоу, Джон; Сентанс, Брайан (2000). Мировой текстиль . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-01950-9 .
- Пейн, Шейла (1995) [1990 (доски)]. Вышитый текстиль. Традиционные узоры пяти континентов . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27823-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллис, Марианна (2001). Вышивки и пробники из исламского Египта . Эшмоловский музей . ISBN 978-1-854-44154-6 . (Коллекция Перси Ньюберри)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламская вышивка в Музее Виктории и Альберта (44 объекта)
- Швы во времени: выставка исламской вышивки в Emirates Palace, 2010 г.