Jump to content

Исламская вышивка

Мухаммед Алим-хан в вышитой одежде, фотография Прокудина-Горского в 1911 году.

Вышивка была важным искусством в исламском мире с самого начала ислама до тех пор, пока промышленная революция не разрушила традиционный образ жизни.

Вышивка-покрывало лошади вышито серебряной нитью. Фес, Марокко . 18–19 века

Ранний ислам захватил общества, где вышивка одежды для обоих полов и других тканей была очень популярна. И Византийская , и Персидская Сасанидская империи использовали одежду, вышитую рисунками, включающими довольно крупные человеческие фигуры, а также животных, с эффектом, сравнимым с эффектом современных футболок . Внешний вид Каабы в Мекке еще до ислама был «покрыт снаружи разноцветными тканевым завесом». [1] весьма вероятно, включая вышивку, как это часто бывает в их современных исламских эквивалентах. Мухаммед возражал против рисунков животных, возможно, вышитых, которые он видел на подушках, когда посещал дом своей жены Аиши . [а] Эти типы дизайна в значительной степени исчезли при исламе, хотя растительные мотивы часто оставались приемлемыми.

XVII века Турецкий путешественник Эвлия Челеби называл вышивку «ремеслом двух рук». [3] Поскольку это было признаком высокого социального статуса в мусульманском обществе, оно уже давно пользовалось широкой популярностью. В таких городах, как Дамаск , Каир и Стамбул , вышивка была видна на носовых платках, униформе, флагах, каллиграфии , обуви, халатах, туниках, конской сбруе , тапочках, ножнах, мешочках, чехлах и даже на кожаных ремнях. Мастерицы вышивали изделия золотой и серебряной нитью. Надомные предприятия по вышивке, в некоторых из которых занято более 800 человек, начали поставлять эти изделия. [3]

В XVI веке, во времена правления императора Великих Моголов Акбара , его летописец Абу аль-Фазл ибн Мубарак писал в знаменитом «Айн-и-Акбари» :

Османский фартук парикмахера. Вышивка серебряными и шелковыми нитками на шерсти. 18 век

Его величество [Акбар] уделяет много внимания различным вещам; поэтому иранские , османские и монгольские предметы одежды находятся в большом изобилии, особенно ткани, вышитые узорами Накши , Саади , Чихана , Ари , Зардози , Вастли , Гота и Кохра . Императорские мастерские в городах Лахор , Агра , Фатехпур и Ахмадабад создают множество шедевров искусства изготовления тканей, а рисунки и узоры, узлы и разнообразие мод, которые сейчас преобладают, поражают даже самых опытных путешественников. С тех пор вкус к прекрасным материалам стал всеобщим, а драпировка вышитых тканей, используемых на пирах, превосходит все описания. [4]

Вышивка обеспечивала символическую защиту наиболее ценных предметов, в том числе младенцев, домашнего имущества и вещей религиозного значения. Когда в XVI и XVII веках в Турции мужчины носили тюрбаны в знак ислама, они помещали свои тюрбаны под вышитые ткани. [5]

Турецкий чехол для зеркала с цветочным орнаментом на основе османской керамики. Суеверие предостерегало от необходимости смотреться ночью в зеркало. 18 век

В исламском мире использовались самые разные техники вышивки с одинаково широким спектром материалов. [6]

Уйгурские женщины вышивают фетровые тюбетейки для самостоятельного использования или в качестве основы для тюрбана . [7]

В Марокко и Тунисе атласную строчку использовали для изготовления декоративных штор и чехлов для зеркал. [8] форма атласной строчки, присутствовавшая в бедуинских обществах Аравийского полуострова , иногда называемая хият аль-медресе Для оформления мебели использовалась («школьная вышивка»). Перед процессом сшивания опытный художник нарисовал на ткани форму. Наиболее распространенными были дизайны, включающие природные темы, такие как птицы или цветы. [9]

Поверхностная гладь, выполняемая только на верхней поверхности, является более экономичной, но более свободной техникой, уязвимой к износу, поэтому в основном используется в особых случаях. Однако в Пенджабе шали пхулкари (цветочные работы) были повседневной одеждой для женщин в сельской местности, а специальные шали, багх, были полностью покрыты вышивкой и шились бабушками по материнской линии для свадеб своих внучек. [10]

Тамбурный шов , который легко адаптировать и относительно легко создать, использовался в Персии для Решт вышивки с густо проработанными цветами и арабесками на валяных шерстяных тканях. [11] Тип вышивки, похожий на тяжелую тамбурную строчку, известный как курар , ранее использовался бедуинами для создания платьев как для мужчин, так и для женщин. Для этого требовалось четыре человека, каждый из которых нес четыре нити разного цвета или из серебра и золота. [12]

Алжирский чехол для тюрбана . Вышивка шелком на льне . 18 век

Вышивка крестом использовалась на Ближнем Востоке, в Сирии , Иордании , Палестине и Синае для изготовления свадебных платьев с яркой вышивкой красного цвета, с треугольными амулетами или цветами гвоздик на черном фоне. [13]

Другая широко используемая техника, стежок «елочка» , использовалась в Афганистане для вышивки выступающими халатов жениха . полосами красной, зеленой или белой строчки на белом фоне [14]

Коучинг , пришивание декоративного шнура на поверхность ткани, широко использовался во всем исламском мире. В Афганистане бархатное платье могло быть выполнено в стиле милитари с золотистыми нитями спереди, рукавами и подолу. Вожди Черногории могли носить мантии, обильно расшитые золотой нитью. В Палестине платья могли быть выполнены в виде вертикальных панелей с переплетенными нитями из металла и хлопка. В Сирии куртки украшали стилизованные цветы и деревья. На северо-западной границе Пакистана жилеты шились с сочетанием аппликаций и металлической тесьмы . [15]

Вышитые сюзане из Бухары , Узбекистан . Хлопок с шелковыми нитями. Конец 19 века

В Средней Азии из бухарской кушетки с использованием непрерывной нити создают эффектные сюзане , драпировки для свадебных залов и свадебных кроватей. гвоздики и граната Мотивы символизировали плодородие . Эту технику также использовали в Афганистане и Узбекистане для изготовления попон и чехлов для жаровен. [16]

Опоясывающий стежок , петельный шов и стежок с ушками изначально выполняли функцию укрепления краев тканей, подверженных ежедневному износу, но были адаптированы для декоративных целей. В Северной Африке и на Ближнем Востоке петельчатый шов выполняется с использованием узора спицевого колеса или в алжирской форме без замыкающего круга. В Туркменистане мотивы крючка и тюльпана можно выполнять петельным швом. В Афганистане мужские рубашки могли быть вышиты елочкой и петлицами из белого шелка на белом хлопке сложными арабесками. [17]

Деталь мужского белого халата с вышивкой гладью из Афганистана. Середина 20 века.

Белая работа , использование белой нити на белом фоне, охватывает множество техник и материалов и используется в разных формах по всему миру. В Алжире кабильские женщины могли носить белые платья. В Газни , Афганистан, мужские халаты могли быть расшиты геометрической белой строчкой, украшенной маленькими круглыми зеркалами. [18]

Острие иглы (холст) использовалось для изготовления ярких геометрических панелей хазарейской одежды в Афганистане. [19]

Сборка использовалась для мужских халатов в Нуристане в Гиндукуше : черная строчка делила ткань на вертикальные полосы с зигзагообразными, крестообразными и другими простыми геометрическими узорами. [20]

Тамбурная работа, быстрая форма вышивки с использованием тонкого крючка ари вместо иглы, была одной из техник, используемых в Бухаре в Узбекистане для изготовления сюзане. [21]

Символизм

[ редактировать ]

Вышитые мотивы часто несут символическое значение. Распространенным символом в исламском мире (а также часто встречающимся на исламских коврах ) является дерево жизни , обозначающее рождение, рост до зрелости, смерть и возрождение. Его можно изобразить во многих формах, например, в виде намеренно стилизованного дерева, иногда в окружении пар птиц или фруктов, таких как гранаты, или вазы с цветами. [22]

Текстиль священных мест

[ редактировать ]
Ситара для двери Каабы , 1606 г.

Вышитые ткани являются визитной карточкой святынь ислама: Великой мечети в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Их регулярно заменяют по традициям, уходящим в глубь веков. Замена текстиля является одной из привилегий Хранителя Двух Святынь – титула, принятого правителями Мамлюков , Османской империи и Саудовской Аравии. [23] Покрытие Каабы , известное как кисва , включает в себя ситару (богато украшенную завесу над дверью) и хизам (пояс, который обвивает здание). Самая ранняя известная ситара была изготовлена ​​в 1544 году в Египте, а самый ранний османский хизам был изготовлен для Селима II в конце 16 века. Основные конструкции ситары и хизама мало изменились, хотя вышивка золотой и серебряной проволокой со временем стала более богатой. [24] Макам Ибрагим (Стоянка Авраама) — небольшой квадратный камень возле Каабы, на котором, согласно исламской традиции, отмечен след Авраама . [25] Раньше он располагался в здании с собственной ситарой, которую заменяли ежегодно. [26]

Ситара для двери Каабы размером в среднем 5,75 метра (18,9 футов) на 3,5 метра (11 футов) собирается путем сшивания четырех отдельных текстильных панелей; Хизам собирается аналогичным образом из восьми панелей (по две на каждую стену Каабы). [26] В 1817 году в Каире была создана специализированная мастерская Дар аль-Кисва , в которой на пике своего развития работало 100 мастеров, производивших кисву и другие ткани для Мекки и Медины. С 1962 года их производят в мастерской в ​​Мекке. [26] [24] Используемые цвета менялись в разные эпохи. Нынешняя цветовая гамма ситары Каабы, используемая с начала 20 века, представляет собой золотую и белую вышивку на черном фоне. [27] В современной кисве используется 670 кг (1480 фунтов) шелка и вышивается 15 кг (33 фунта) золотой нитью. [28] Эти надписи включают стихи из Корана и мольбы к Аллаху , а также имена правителей, заказавших текстиль. [27] [26] Шахада . (исламская декларация веры) – еще один широко используемый текст [29]

Отклонить

[ редактировать ]
Современные палестинские подушки , вышитые крестиком . Слева вверху по часовой стрелке: Газа , Рамалла , Рамалла, Наблус , Бейт-Джалла , Вифлеем .

Вышивка имела важное значение в традиционных культурах исламского мира. Промышленная революция сделала яркую одежду доступной быстрее и дешевле, вытеснив такие ремесла, как вышивка. [30]

Например, ткани масната (интронизации) в Хайдарабаде, Индия, были сделаны из бархата, расшитого вручную блестящей медной нитью, образующей цветы золотого и серебряного цвета (ранее фактически из этих металлов). Они были сделаны для императоров Великих Моголов и других правителей, а также для жениха и невесты, чтобы они могли сидеть на них во время свадеб в Хайдарабаде. Техника пришла из Турции и Персии. Изготовление масната занимает от двенадцати дней до двух месяцев и может стоить до 100 000 рупий. В 20 веке бизнес пришел в упадок, поскольку было заказано меньше традиционных тканей. Организаторы свадеб предлагали маснат как часть своих услуг; ткани машинного производства вытеснили ткани ручной работы. По состоянию на 2012 год осталось всего несколько пожилых мастеров масната. [31]

Исследователь вышивки Шейла Пейн завершает свою книгу «Вышитый текстиль» , объясняя, что [30]

как только социальный контекст больше не существует, а убеждения и страхи, которые поощряла или отклоняла вышивка, больше не мучают, как только лен перестанет мучительно выращиваться, прясть и ткать, овцы больше не будут основой жизни, а экзотические шелка из других стран станут драгоценной роскошью. – тогда традиционная вышивка обречена. [30]

Среди причин упадка вышивки - политика и экономика , но Пейн предполагает, что самым мощным фактором было образование молодых женщин. Вышивание больше не является единственным способом, которым молодая женщина в Турции или Белуджистане может обеспечить свое будущее, завоевав мужа; вместо этого она может стремиться к получению университетского образования и собственной карьере. Пейн утверждает, что попытки восстановить традиционную вышивку, как это было в случае со школами, созданными в Стамбуле и Саламанке , неизбежно потерпят неудачу, как только рухнет необходимая социальная среда, которая придавала значение артефактам ручной работы. В будущем, утверждает она, вышивка будет нести индивидуальное значение, как на Западе, и, возможно, новые социальные цели, как в случае с политически значимыми вышитыми платьями палестинцев. [30] [32]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аиша сообщила в хадисе : «Я купила подушку с изображениями (животных). Когда Посланник Аллаха увидел ее, он встал у двери и не вошел. Я заметила знак неодобрения на его лице и сказала: «О Посланник Аллаха! Я каюсь перед Аллахом и Его Посланником. Какой грех я совершил? Посланник Аллаха сказал. «Что это за подушка?» Я сказал: «Я купил его для тебя, чтобы ты мог сидеть на нем и возлежать на нем». Посланник Аллаха сказал: «Создатели этих изображений будут наказаны в День Воскресения , и им будет сказано: «Дайте жизнь тому, что вы создали (т.е. этим изображениям)». Пророк добавил: «Ангелы (Милосердия) не входят в дом, в котором есть изображения (животных)». Мухаммад аль-Бухари [2]
  1. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 20.
  2. ^ Сахих аль-Бухари Сахих аль-Бухари , 3:34:318 , 7:62:110
  3. ^ Jump up to: а б Стоун, Кэролайн (май – июнь 2007 г.). «Мастерство двух рук» . Саудовская Арамко Мир . 58 (3). Мир Арамко.
  4. ^ Вернер, Луи (июль – август 2011 г.). «Могол Маал» . Саудовская Арамко Мир . 62 (4). Мир Арамко.
  5. ^ Пейн 1995 , с. 160.
  6. ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 174–203.
  7. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , с. 171.
  8. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 174–175.
  9. ^ Абу Сауд 1984 , с. 140.
  10. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , с. 177.
  11. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 178–179.
  12. ^ Абу Сауд 1984 , с. 136.
  13. ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 180–181.
  14. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 182–183.
  15. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 184–185.
  16. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 186–187.
  17. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 188–189.
  18. ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 196–197.
  19. ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 198–199.
  20. ^ Gillow & Sentance 2000 , стр. 200–201.
  21. ^ Гиллоу и Сентанс 2000 , стр. 202–203.
  22. ^ Пейн 1995 , стр. 70–72, 88–89 и т. д.
  23. ^ Керн, Карен М.; Розенфилд, Яэль; Каро, Федерико; Сибаяма, Нобуко (декабрь 2017 г.). «Священное и современное: история, сохранение и наука Мадина Ситара» . Журнал Метрополитен-музея . 52 : 72–93. дои : 10.1086/696548 . ISSN   0077-8958 . S2CID   194836803 .
  24. ^ Jump up to: а б Портер, Венеция (2012). «Текстиль Мекки и Медины». В Портере, Венеция (ред.). Хадж: путешествие в сердце Ислама . Кембридж, Массачусетс: Британский музей. стр. 257–265. ISBN  978-0-674-06218-4 . OCLC   709670348 .
  25. ^ Питерс, Ф.Е. (1994). «Другой камень: Макам Ибрагим» . Хадж . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 16–17. ISBN  9780691026190 .
  26. ^ Jump up to: а б с д Нассар, Нала (2013). «Дар аль-Кисва аш-Шарифа: Управление и производство». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. стр. 176–178. ISBN  978-0-86159-193-0 . ОСЛК   857109543 .
  27. ^ Jump up to: а б Газаль, Рим (28 августа 2014 г.). «Соткано с преданностью: священные исламские ткани Каабы» . Национальный . Проверено 7 января 2021 г.
  28. ^ Исламский голос. Архивировано 9 апреля 2018 г. в Wayback Machine статье Кисва: Одевание Божьей обители, том 14-02, №: 158 * ФЕВРАЛЬ 2000 г. / Шавваль 1420 г.
  29. ^ Ипек, Селин (лето 2011 г.). «Одевание Пророка: Текстиль из Харамайна». Хали . 168 : 49–51. ISSN   0142-0798 .
  30. ^ Jump up to: а б с д Пейн 1995 , стр. 177–178.
  31. ^ Мохаммед, Сайед (30 января 2012 г.). «Технологии прозвучали похоронным звоном для производителей маснатов» . Времена Индии . Проверено 16 декабря 2015 г.
  32. ^ «Ремесленные традиции Палестины» . Сунбула . Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 16 декабря 2015 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da15eb7bfb2bdd5632e9d561919eb60e__1710284340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/0e/da15eb7bfb2bdd5632e9d561919eb60e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic embroidery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)