Разное (вышивка)

Чиканкари ( урду : چِکن کاری , хинди : चिकन की कढ़ाई, चिकनकारी ) — традиционный стиль вышивки из Лакхнау , Индия .В переводе это слово означает вышивку (с использованием ниток или проволоки), и это один из самых известных стилей текстильного оформления Лакхнау. Основным рынком продуктов на основе Чиканкари в Лакхнау является Чоук. Производство в основном базируется в Лакхнау и прилегающих районах.
Источник
[ редактировать ]Есть упоминания о вышивке, похожей на работу чикан в Индии, еще в III веке до нашей эры у Мегасфена , который упомянул использование индийцами муслина с цветочным узором , но в этих вышитых узорах отсутствовали характерные черты чикана, такие как цвет, орнамент или какие-либо заметные украшения. . [1] По словам Лейлы Тьябджи , чиканкари происходит от белой вышивки Шираза , пришедшей в Индию как часть культуры персидской знати при дворе Великих Моголов . [2] Существует также легенда, в которой упоминается, как путешественник научил крестьянина чикану в обмен на воду для питья. Самая популярная история происхождения приписывает Нур Джахан , императрице Великих Моголов и жене Джахангира , за то, что она познакомила чиканкари с Индией. [3] [4]
Чикан начинался как разновидность вышивки белым по белому (или белой вышивки ). [5]
Техника
[ редактировать ]Техника вышивки чикан известна как чиканкари ( चिकनकारी چکن کاری ). Чиканкари – это тонкая и искусно выполненная ручная вышивка на различных текстильных тканях: хлопке, чандери, муслине, жоржете, вискозе, шелке, органзе, сетке и др. Белой нитью вышивают холодные пастельные оттенки легких муслиновых и хлопчатобумажных изделий. В настоящее время вышивка чиканка также выполняется цветными и шелковыми нитками в цветах, отвечающих модным тенденциям и актуальных чиканкари. Лакхнау сегодня является сердцем индустрии чиканкари , и этот сорт известен как Лакнави чикан .
В последнее время в работах Чикан используются дополнительные украшения, такие как Мукаиш, Камдани, Бадла, блестки, бисер и зеркала, что придает им богатый вид. Вышивка Чикан в основном выполняется на таких тканях, как хлопок, полужоржет, чистый жоржет, креп, шифон, шелк и любых других легких тканях, подчеркивающих вышивку. Ткань не может быть слишком толстой или жесткой, иначе игла для вышивания ее не проткнет. Кроме того, прозрачная ткань позволяет части стежков на изнанке ткани создавать эффект тени, что характерно для этой техники.
Изделие начинается с одного или нескольких блоков выкроек, которые используются для блочной печати рисунка на основной ткани. Вышивальщица вышивает узор, а готовое изделие тщательно промывают, чтобы удалить все следы напечатанного рисунка. [6] Процесс чиканкари включает в себя следующие этапы:
- Дизайн
- Гравировка
- Блочная печать
- Вышивка
- Мойка и отделка
Швы
[ редактировать ]Создаваемые узоры и эффекты зависят от стежков и толщины используемых ниток. Некоторые из стежков включают бэкстич , тамбурный шов и мережку. В результате получается ажурный узор работы, джали ( кружево ) или теневая работа. Часто вышивальщица создает сетчатые участки, разделяя иглой нити в основной ткани, а затем обводя промежутки. [6] Он состоит из 32 петель: [7]
- Чиканкари-Тепчи — это длинная строчка или штопка, при которой шесть нитей на правой стороне ткани перекрывают четыре нити и подхватывают одну. Таким образом формируется линия. Его используют в основном как основу для дальнейшей вышивки, а иногда и для формирования простой формы. [8]
- Бахия — «Теневая работа» или бхакиа — один из стежков чиканкари. Причина названия «тень» в том, что вышивка сделана на изнаночной стороне, и мы видим ее тень на правой стороне. [9]
- Хул – это тонкий стежок с отдельными петельками. В ткани проделывают отверстие и отделяют нити. Затем его закрепляют небольшими прямыми стежками по всему периметру и обрабатывают одной нитью с лицевой стороны ткани. Его можно обработать шестью нитями, и он часто образует центр цветка.
- Занзира
- Град
- Банараси
- Хатау
- Расследовать
- Мурри — это форма стежка, используемая для вышивки центральной части цветов в мотивах работы чикан. Это типично французские узлы в форме риса. Мурри — старейшая и самая популярная форма чиканкари. Использование этого шва истощается из-за уменьшения количества мастеров, выполняющих эту вышивку.
- Стежок Джали — это стежок, при котором нить никогда не протягивается сквозь ткань, благодаря чему задняя часть изделия выглядит так же безупречно, как и передняя. Нити основы и утка аккуратно раздвигаются и в ткань вставляются мелкие петли для пуговиц.
- Турпай
- Дарздари
- Печани
- Электричество
- Гаспатти
- Макросы
- Толщина
- ремесло
- Банджкали
- Мы знаем
- Каран
- Капкапи
- Мадрас
- Бюльбюль-пропасть
- Тадж-Махал
- Тенденция
- Брат' '
- Дхания-патти
- Розан
- Мехарки
- Чанапатти
- Баалда
- Жора
- Киль канган
- Бюльбюль
- Сидхаул
- Гас ки Патти
Статус GI
[ редактировать ]Реестр географических указаний (GIR) предоставил чиканкари статус географического указания (GI) в декабре 2008 года, что признало Лакхнау эксклюзивным центром чиканкари. [10]
В популярной культуре
[ редактировать ]Действие индийского фильма 1986 года « Анджуман» режиссера Музаффара Али с Шабаной Азми и Фаруком Шейхом в главных ролях происходит в Лакхнау и посвящено проблемам рабочих чикан. [11] Фактически, Фарук Шейх был настолько очарован этой тканью и стилем, что носил чикан всю свою жизнь и стал послом бренда Лахнави чиканкари.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манфреди, Паола (2004). «Чиканкари из Лакхнау» . В Дамидже, Джаслин (ред.). Азиатская вышивка . Публикации Абхинава. ISBN 9788170174509 .
- ^ Манфреди, Паола (2004). «Чиканкари из Лакхнау» . В Дамидже, Джаслин (ред.). Азиатская вышивка . Публикации Абхинава. ISBN 9788170174509 .
- ^ «Чиканкари» . Культурная Индия . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ Уилкинсон-Вебер, Клэр М. (1999). Вышивание жизни: женский труд и навыки в вышивальной промышленности Лакхнау . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 12–13 . ISBN 9780791440872 .
- ^ Уилкинсон-Вебер, Клэр М. (1999). Вышивание жизни: женский труд и мастерство в вышивальной промышленности Лакхнау . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 24 . ISBN 9780791440872 .
- ^ Перейти обратно: а б Дасенбери, Мэри М. (2004). Цветы, драконы и сосны: азиатский текстиль в Художественном музее Спенсера . Хадсон-Хиллз Пресс. п. 42. ISBN 1-55595-238-0 .
- ^ «Швы в Чиканкари» . Ручная вышивка.com. Архивировано из оригинала 14 июня 2010 года . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ «Стежок Тепчи: Выполнение стежков в Чиканкари» . Уцавпедия . 17 августа 2015 года . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Бриджбхушан, Джамиля (2006). Индийская вышивка . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 46 . ISBN 8123013698 .
- ^ «Chikankari GI — шаг к международному брендингу» . Таймс оф Индия . 16 января 2009 года. Архивировано из оригинала 31 января 2014 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Анурадха Дингвани Нидэм; Раджешвари Сундер Раджан (28 декабря 2006 г.). Кризис секуляризма в Индии . Издательство Университета Дьюка. стр. 100-1 235–236. ISBN 0-8223-8841-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сингх, Вина (2004). Роман с Чиканкари . Публикации Тушара.
- Пейн, Шейла (1989). Вышивка Чикан: цветочная белая вышивка Индии . Публикации Шира. ISBN 0-7478-0009-Х .
- Рай, Ашок (1992). Чиканкари Вышивка Лакхнау . Национальный институт дизайна.
- Тьябджи, Лейла (2007). Нити и голоса: за индийской текстильной традицией . Публикации Марга. ISBN 9788185026794 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чикан (вышивка), на Викискладе?