Jump to content

Накши кантха

Накши Канта
Географическое указание
Традиционная накши-канта
Альтернативные названия Накши Канта
Описание Традиционное искусство вышивки Бангладеш , Западной Бенгалии , Трипуры и долины Барак . региона
Страна Бангладеш и Индия
Материал Ткань, обычно хлопок
Одеяло, 19 век, хлопок и шерсть.
Накши кантха

Накши-кантха , разновидность вышитого одеяла, представляет собой многовековую бенгальскую художественную традицию Бенгальского региона, известную в Бангладеш и индийских штатах Западная Бенгалия , Трипура и часть Ассама . [1] [2] [3] В качестве основного материала используются нитки и старая ткань. [4] Накши-канты изготавливаются по всей Бангладеш, но Мименсингх , Джамалпур , Богра , Раджшахи , Фаридпур и Джессор , Читтагонг . наиболее известны этим ремеслом большие районы [5]

Красочные узоры и узоры, которые вышиты, дали название «Накши Кантха». [6] которое произошло от бенгальского слова «накша», обозначающего художественные узоры. [7] Ранние кантхи имели белый фон с красной, синей и черной вышивкой; позже были также включены желтый, зеленый, розовый и другие цвета. , Сметочный стежок называемый « кантховый стежок», является основным стежком, используемым для этой цели. [8] Традиционно кантху производили для семейного использования. Сегодня, после возрождения накши-канты, они производятся коммерчески. [9]

Происхождение слова

[ редактировать ]

Слово кантха не имеет явного этимологического корня. [10] Точное время происхождения слова кантха точно не известно, но, вероятно, его предшественником было слово кхета (кхет на бенгали означает «поле»). [11] Согласно слову кантха произошло от санскритского слова kontha , что означает лохмотья, поскольку кантха сделана из лохмотьев. [12]

Традиция

[ редактировать ]

Как и любое другое народное искусство, на изготовление кантхи влияют такие факторы, как доступные материалы, повседневные потребности, климат, география и экономические факторы. [13] Вероятно, самой ранней формой кантхи была лоскутная кантха, а от нее произошли кантхи типа декоративных аппликаций . [14]

В литературе

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание о бенгальской кантхе встречается в книге Кришнадаса Кавираджа «Шри Шри Чайтанья Чаритамрита» , написанной около пятисот лет назад. У известного бенгальского поэта Джасимуддина также было очень известное стихотворение « Накши Кантар Матх » о Накши Кантхе. [3]

Изготовление

[ редактировать ]

старые сари , лунги и дхоти Традиционно для изготовления кантх использовались . Изготовление кантхи не было работой на полный рабочий день. Женщины почти в каждом доме были экспертами в этом искусстве. Сельские женщины работали в свободное время или в ленивые дни сезона дождей, поэтому месяцы или даже годы, чтобы закончить кантху, было нормальным явлением. Для изготовления кантхи стандартного размера требовалось как минимум от трех до шести сари. Сегодня старые материалы заменены новыми хлопчатобумажными тканями. Традиционно нить собирали из старых сари. Сегодня это делается редко.

При изготовлении кантхи сначала соединяют сари до нужного размера, а затем слоями раскладывают их на земле. Затем ткань разглаживают, и между ними не остается складок и заломов. Во время процесса ткань кладут на землю с грузом по краям. Затем сшивают четыре края и делают два или три ряда крупных сметочных стежков, чтобы скрепить кантху. На этом этапе кантху можно в свободное время сложить и сшить.

Первоначально на ткани не рисовались узоры и мотивы. Сначала дизайн был обрисован иглой и ниткой, затем были расставлены акценты, а затем были выполнены мотивы заполнения. В кантах с преобладающим центральным мотивом сначала создавался центр, затем угловые узоры и другие детали. В некоторых видах кантх (ковер, лик, суджни и др.) для печати контура использовались деревянные бруски. На смену блокам сегодня приходят узоры, нарисованные на кальке.

Ниже показано, как кантхи классифицируются в зависимости от типа стежка: [13]

Бегущий стежок

[ редактировать ]

Канта бегущего стежка - это действительно местный Зидан Аль Хаким. Они подразделяются на накши (фигурные) и партола (узорчатые). Накши (фигурные) кантхи подразделяются на мотивные или живописные кантхи.

Лохори кантха

[ редактировать ]

Название произошло от санскрита. [15] как « Саундарья Лахари » или « Шивананда Лахари » — религиозные поэтические произведения на санскрите Ади Шанкары . Оно также встречается в персидском языке и дает то же значение: «лер », что означает «волна». Этот тип кантхи особенно популярен в Раджшахи . Эти кантхи далее делятся на соджа (прямая или простая), каутар хупи (голубятня или треугольник), борфи или ромб (угольная

Лик или анараси

[ редактировать ]

Тип кантхи Лик или Анараси (ананас) встречается в районах Чапайнавабгандж и Джессур . Варианты: лик тан, лик тайл, лик джумка и лик лохори.

Вышивка крестиком или ковер

[ редактировать ]

Этот тип кантхи был введен англичанами во время британского правления в Индии. [16] В этой кантхе используется стежок крестик .

Суджни кантха

[ редактировать ]

Этот тип кантхи встречается только в районе Раджшахи . Популярным мотивом является волнистый цветочный и виноградный мотив.

Влияние религии и народных верований

[ редактировать ]

Индуистские женщины XIX века использовали человеческие и животные формы, чтобы рассказывать истории о богах и богинях и их ваханах. Бенгальские женщины могли свободно использовать свое богатое местное окружение, а также свои современные истории. Для них ткань была художником, а человек — ремесленником. В середине 19 века цветовые схемы и дизайн Накши Канты начали меняться, чтобы сделать их пригодными для использования в современной одежде. 1940 г. Кабигуру Рабиндра Нат Тагор и его невестка Пратима Деви обучали женщин Сантали в округе Бирбхум, и под опекой художников «Калабхабан» были созданы качественные работы.

Канта состоит из самого простого стежка на языке вышивки – сметочного стежка, но он производит впечатление как на национальном, так и на международном рынке. В настоящее время «Накши Канта» рассматривается как традиционная форма народного искусства, а также как место, где лучшие дизайнеры создают свои творения от кутюр. Накши Кантха в Бангладеш – Джессур, Фаридпур, Мименсингх и Джамалпур имеют схожие стили вышивания. Эти драгоценные произведения искусства остаются молчаливыми свидетелями прошлого, настоящего и будущего Бангладеш.

Самый ранний и основной стежок, встречающийся в кантах, — это сметочный стежок . Преобладающая форма этого стежка называется фор или кантха. [17] Другими используемыми формами стежков являются чатаи, или узорная штопка , кайтья или загибающийся стежок , тканый сметочный стежок , штопальный стежок , штопальный стежок Джессора (разновидность штопального шва), стежки с резьбой , ликфор или анараси или гархасия ( гольбейн ) стежки. . В современной кантхе используются стежки кашмири и стежки в виде наконечника стрелы . такие стежки, как « елочка» , гладьевая строчка , обратная строчка и вышивка крестиком . Иногда используются [13]

Канты обычно обозначают одеяла, используемые в качестве оберток; однако все изделия, изготовленные путем стегания старой ткани, также могут называться одним и тем же родовым названием. Однако, в зависимости от размера и назначения, кантхи можно разделить на различные предметы, каждый из которых имеет свое особое название. Различные типы кантхи следующие: [18]

  • Одеяло (леп на бенгали): легкое стеганое покрывало, сделанное из старых сари/дхоти/лунги, а иногда и из листовой ткани.
  • Большой разворот (Накси Кантха на бенгали): украшенное лоскутное одеяло, вышитое в традиционных мотивах и новаторском стиле.
  • Пуджа на полу (асон на бенгали): расстелить ткань для сидения в месте поклонения или для почетного гостя.
  • Косметическая обертка (Аршилота на бенгали): узкая вышитая обертка, в которую можно свернуть и хранить женскую расческу, зеркало, краску для глаз, киноварь, сандаловую пасту, бутылку с маслом и т. д. Часто для связывания обертки используется веревка. пакетики более позднего дня.
  • Кошелек (батва тули на бенгали): небольшая сумка в форме конверта для хранения денег, листьев бетеля и т. д.
  • Обложка для Корана (гиляф на арабском и бенгали): сумка в форме конверта для покрытия Корана.
  • Молитвенные коврики (Джайнамаз на бенгали): Коврики, используемые мусульманами для произнесения молитв.
  • Floor spread (Galicha in Bengali): Floor coverings.
  • Тканевая обертка (бостани, гутри по-бенгальски): квадратная обертка для книг и других ценностей.
  • Покрытие (дхакни на бенгали): покровные ткани различных форм и размеров.
  • Церемониальная трапеза (Дастер хан на бенгали): настил для еды, используемый во время еды.
  • Наволочка (балишер чапа или ошар по-бенгальски): плоская цельная наволочка.
  • Носовой платок (Румал): Маленький, квадратной формы.
  • Современные изделия: Сегодня накши-канты находят новые применения, такие как покрывала, настенные ковры, чехлы для подушек, дамские сумочки, салфетки, шкатулки для драгоценностей, передние части платьев, бордюры юбок, шали и шаровары.

Мотивы накши-канты находятся под глубоким влиянием религиозных верований и культуры. Несмотря на то, что никакой особой строгой симметрии не соблюдается, тонко вышитая накси Махин всегда будет в центре внимания. В большинстве кантх центральным элементом является лотос , а вокруг лотоса часто встречаются волнистые лозы, цветочные мотивы или мотив шари-бордюра. Мотивы могут включать изображения цветов и листьев, птиц и рыб, животных, форм кухни и даже предметов туалета.

Хотя большинство канта имеют некий первоначальный образец, не существует двух одинаковых накси-кантов. Традиционные мотивы повторяются, но индивидуальность проявляется в разнообразии стежков, цветов и форм. Известные мотивы, встречающиеся в Накси Саббир, следующие:

мотив лотоса

[ редактировать ]
мотив лотоса

Мотив лотоса — наиболее распространенный мотив в кантхах. Этот мотив связан с индуистской иконографией и поэтому также очень популярен в кантхе. Лотос – божественное место. Это также символ космической гармонии и женственности. Лотос также является символом вечного порядка и союза земли, воды и неба. Он олицетворяет живительную силу воды, а также связан с солнцем, отвечающим за открытие и закрытие лепестков. Это также символ воссоздающей силы жизни. С высыханием воды лотос умирает, а с дождем снова оживает. Лотос ассоциируется с чистотой. Существуют различные формы мотивов лотоса: от восьмилепесткового астадал-падмы до столепесткового сатадала . В старых кантхах центральным мотивом почти всегда является полностью распустившийся лотос, видимый сверху.

солнечный мотив

[ редактировать ]

Солярный мотив тесно связан с лотосом путки. Часто лотос и солнечные мотивы встречаются вместе в центре накши-канты. Солярный мотив символизирует животворящую силу Солнца. Солнце ассоциируется с огнем, который играет важную роль в индуистских обрядах, как религиозных, так и супружеских.

Лунный мотив

[ редактировать ]

Мотив луны имеет религиозное влияние и популярен среди бенгальских мусульман . Чаще всего он имеет форму полумесяца в сопровождении звезды. Этот мотив особенно встречается в джайнамаз- кантхах.

Исламские Мотивы

[ редактировать ]

Религиозные мотивы мечетей , звезд, арабской каллиграфии, исламского искусства , а также мотивы Джамдани , который является частью мусульманского наследия Бангладеш , используются в Накши-катхе, которая используется для религиозных мероприятий, таких как молитвенный коврик и обложка для Корана .

Мотив колеса

[ редактировать ]

Колесо — распространенный символ в индийском искусстве, как индуистском, так и буддийском. Это символ порядка. Колесо также представляет мир. Колесо — популярный мотив в кантах, даже когда создатель забыл значение символа. Мотив относительно легко сделать с помощью чатайфора.

Свастика мотив

[ редактировать ]

Су асти на санскрите означает «хорошо» . Как мотив индийского искусства, он восходит к цивилизации долины Инда . Это символ удачи. Он также известен как мучри или голок дханда. С течением времени рисунок стал более криволинейным, чем четырехлапая свастика на печати Мохенджодаро . Символический дизайн имеет значительное влияние в индуизме, буддизме и джайнизме.

Мотив Древа жизни

[ редактировать ]

Влияние этого мотива в искусстве и культуре Бангладеш (как и в случае с кантхой) можно проследить до цивилизации долины Инда . Вполне вероятно, что жители Инда считали пипал Древом Жизни с дэватой внутри, олицетворяющей силу плодородия. [19] В буддийские времена культ дерева продолжался. Пипал является священным местом Будды, потому что под его сенью он получил просветление. Он отражает плодородие природы и очень популярен в Бенгалии. Виноградные лозы и лианы играют важную роль в кантах и ​​содержат ту же символику, что и древо жизни. Популярным мотивом в лохори Раджшахи является лист бетеля.

мотив «вставай»

[ редактировать ]
Крупным планом мотив Калки

Это современный мотив, восходящий к временам мусульманских правителей времен Великих Моголов . [20] Мотив калка или пейсли зародился в Персии и Кашмире и стал неотъемлемым образом субконтинентального декоративного мотива. [21] Его можно сравнить со стилизованным листом, манго или пламенем. Калка - привлекательный мотив, и экспериментируется с множеством разновидностей. Подобные мотивы можно найти в традиционных кашмирских шалях .

Другие мотивы

[ редактировать ]
Крупный план современной Накши-канты с цветочным мотивом
  • Водный мотив:
  • Горный мотив:
  • Рыбный мотив:
  • Лодочный мотив:
  • Мотив следа:
  • Мотив Ратхи:
  • Мотив мечети:
  • Панджа или мотив открытой ладони:
  • Сельскохозяйственное оборудование:
  • Узоры животных:
  • Туалетные принадлежности:
  • Китэн реализует:
  • Кантха Мотив:
  • Мотив паланкина:
Границы сверху: рисовый стебель, скорпион, горошина, глазок, волнистый или изогнутый, амулет.
Сверху: шамук тага, граница глаза, граница гаечного ключа, разные границы, волнистая граница, ромбовидная граница.

Большинство накши-кантх имеют какую-то границу. Либо пришивается кайма сари, либо вокруг кантхи вышивается кайма. Общие границы, обнаруженные в кантах, следующие: [22]

Сверху: кайма ожерелья, кайма лестницы, тага кишки, тага чик, кайма кольца в носу, кайма рыбы, панч тага, биса тага, анадж тага.
  • Стебель риса или ветка финика (дханер шиш или хеджур чари)
  • Граница Скорпиона (Biche par на бенгали)
  • Волнистая или изогнутая граница (Беки на бенгали)
  • Алмазная граница ( Барфи )
  • Граница Глаза (чок пар на бенгали)
  • Граница Амулета ( Таабиз пар на бенгали)
  • Граница ожерелья (мала пар на бенгали)
  • Граница лестницы (Moi taga)
  • Тага «Кишка»
  • Цыпленок тага
  • Нолок тага
  • Рыбная граница (Маах пар на бенгали)
  • Панч тага
  • Кан тага
  • Мешок для зерна
  • Шамук тага
  • гаечного ключа Граница
  • Якорь (график на бенгали)
  • Граница загона (калам пар на бенгали)

Коллекции

[ редактировать ]

Бангладеш

[ редактировать ]
  • Бангла
  • Центр дизайна, БНЦИК
  • Фонд народного искусства и ремесел
  • Национальный музей Бангладеш
  • Музей Ашутоша, Калькутта
  • Музей текстиля Калико, Ахмадабад
  • Музей Гурусадай, Тхакурпур

Организации, производящие Накши Кантхи

[ редактировать ]
  • Совет по развитию сельских районов Бангладеш (BRDB), Центр продаж Кару Палли
  • Кумудини Ремесла (заботы), Бангладеш
  • BRAC-Ааронг, Бангладеш

Споры относительно географического указания

[ редактировать ]

В 2008 году индийский штат Западная Бенгалия подал заявку на получение географического указания для Накши-канты, а Бангладеш также была сильным претендентом на то же самое. [23] Но из-за отсутствия в то время в Бангладеш надлежащего закона о географических указаниях (который был позже принят), Бангладеш не могла официально подать заявку на получение ГУ. В 2008 году ЗАГС передал географическое указание Западной Бенгалии.

Однако позже власти Бангладеш приняли «Закон о географическом указании (регистрации и защите) Бангладеш 2013 года». [24] в парламенте и с другими необходимыми приготовлениями, которые теперь ждут следующего временного цикла повторной подачи заявки на географическое указание Накши-канты в Бангладеш. [25] [26]

См. также

[ редактировать ]
  • Накши пати — декоративные коврики для сна из тростника, камыша и т. д.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ремесло Накши Канта-Бенхал» . Бенгальские поделки . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
  2. ^ Заман, Нияз (2012). «Накши Канта» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Одеяло (Кантха) Искусство Бенгалии» . Сайт Jaismuddin.org . Архивировано из оригинала 12 июня 2010 года . Проверено 2 января 2009 г.
  4. ^ Гузнави 1981 , стр. 23.
  5. ^ Сираджуддин, Мухаммад (1992). Живые ремесла в Бангладеш . Дакка: Международная разметка. п. 44. ОСЛК   29737195 .
  6. ^ Канта, Сари. «Кантха Шелковые Сари» . sareesofbengal.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
  7. ^ «О Накши Канте» . Ааронг . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
  8. ^ Гузнави 1981 , стр. 23–24.
  9. ^ «История, использование и современное состояние Накши Кантхи» . Текстильный ученик . 9 января 2022 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 14 февраля 2022 г.
  10. ^ Ахмад 1997 .
  11. ^ Ахмад, Первин (1999). «Лекция: Эстетика и словарный запас Накши Кантхи» . Вихангама . VII (1–4). Национальный центр искусств Индиры Ганди (IGNCA). Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 28 октября 2008 г.
  12. ^ Время 1993 , с. 36.
  13. ^ Jump up to: а б с Время 1993 года .
  14. ^ Датт, Гурусадей (1995). Кантха: Альбом сокровищ искусства (первая серия) . 24 Парганас, Индия: Общество народного искусства Гурусадай Датт, Музей Гурусадей. OCLC   475731213 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  15. ^ Санскритское слово «Лахари», означающее «Волна».
  16. ^ Время 1993 , с. 114.
  17. ^ Заман 1993 , стр. 44–45.
  18. ^ Ахмад 1997 , с. в.
  19. ^ Мукерджи, Радхакамал (1964). Расцвет индийского искусства: рост и распространение цивилизации . Бомбей: Азия Паб. Дом. п. 35. ОСЛК   30086718 .
  20. ^ Время 1993 , с. 82.
  21. ^ Ахмад 1997 , с. 92.
  22. ^ Время 1993 , с. 94.
  23. ^ «Детали государственной регистрации заявок на ГУ до 13 июня 2016 г.» (PDF) . Индийский технологический институт Харагпур . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2017 года.
  24. ^ «Закон о правах военнослужащих-2013, Bangla» (PDF) . Отдел патентов, промышленных образцов и товарных знаков . Архивировано (PDF) из оригинала 13 марта 2018 г. Проверено 13 марта 2018 г.
  25. ^ «Сообщения прессы о защите продуктов с географическим указанием в Бангладеш» . Центр политического диалога (CPD) . 19 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  26. ^ «Парламентский диалог Индия – Бангладеш» . Федерация индийских торгово-промышленных палат . Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
  • Ахмад, Первин (1997). Эстетика и словарный запас Накши Канты . Дакка: Национальный музей Бангладеш. ISBN  984-585-000-6 .
  • Гузнави, Сайяда Р. (1981). Накша: Коллекция образцов Бангладеш . Дакка: Центр дизайна, Бангладешская корпорация малой и коттеджной промышленности. ОСЛК   10301770 .
  • Заман, Нияз (1993). Искусство вышивки кантхи (второе исправленное издание). Дакка: Университетское издательство. ISBN  978-984-05-1228-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a27e958c3571616f87b3dc8a476ed35d__1720748160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/5d/a27e958c3571616f87b3dc8a476ed35d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakshi kantha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)