Мола (вид искусства)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Мола — это текстиль ручной работы, который является частью или Молас традиционной женской одежды коренного народа гуна из Панамы и Колумбии . Их одежда включает в себя узорчатую юбку с запахом (сабурет), красно-желтый платок (мусуэ), бусы на руках и ногах (вини), золотое кольцо в носу (оласу) и серьги в дополнение к блузке мола (дулемор). [1] Две группы, Чоко и Куна, жили бок о бок, не заключая смешанных браков и не принимая схожую культуру. [2] На дулегайе , родном языке Гуны, «мола» означает «рубашка» или «одежда». Мола возникла из традиции женщин Гуна раскрашивать свое тело геометрическими узорами, используя доступные естественные цвета; в какой-то момент, после прибытия испанцев, эти же узоры ткали из хлопка, а еще позже шили из ткани, «приобретенной в результате торговли с кораблей, пришедших для обмена на кокосы в 19 веке». [3] [4]
Развитие стиля
[ редактировать ]Художниками по телу были две группы: Чоко, группа, живущая недалеко от перешейка, известная как Дариен.
Молас, возможно, берет свое начало в росписи тела. В 1514 году Паскуаль де Андагоя прибыл в Дариан и написал: «Женщины очень хорошо одеты, в вышитых хлопчатобумажных мантиях, которые спускаются так, что прикрывают их ноги, но руки и грудь открыты». [5] Они не носили блузок даже в 1688 году, пока их не представили миссионеры.
Только после колонизации испанцами и контактов с миссионерами гуны начали переносить свои традиционные геометрические узоры на ткань, сначала рисуя непосредственно на ткани, а затем используя технику обратной аппликации . Неизвестно, когда эта техника была впервые использована. Судя по всему, оно было популярно во второй половине девятнадцатого века. [6] В 1924 году леди Браун описала одежду знахаря / Кантула как «одетую до колен длинные, покрытые каббалистическими иероглифами… все это было вплетено в ткань в виде лоскутного шитья». [7]
В качестве вдохновения для своих дизайнов Гуна сначала использовали геометрические узоры, которые раньше использовались для росписи тела. В прошлом они также изображали реалистичные и абстрактные изображения цветов, морских животных и птиц, а также популярную культуру.
В зависимости от традиций каждого острова женщины Гуны начинают изготовление мола либо после достижения половой зрелости, либо в гораздо более молодом возрасте. Женщины, предпочитающие одеваться в западном стиле, находятся в меньшинстве, как и в общинах Панама-Сити .
Строительство
[ редактировать ]Молы изготовлены вручную в технике обратной аппликации. Несколько слоев (обычно от двух до семи) ткани разного цвета (обычно хлопка) сшиваются; Затем дизайн формируется путем вырезания частей каждого слоя. Края слоев затем подворачиваются и пришиваются. Зачастую швы почти незаметны. Это достигается за счет использования нити того же цвета, что и сшиваемый слой, выполнения потайных и мелких стежков. Самые тонкие молы имеют очень тонкую строчку, выполненную с помощью крошечных иголок.
Самый большой узор обычно вырезается из верхнего слоя, а узоры постепенно уменьшаются из каждого последующего слоя, таким образом раскрывая цвета под ним в последовательных слоях. Эту базовую схему можно варьировать, разрезая сразу несколько слоев, тем самым меняя последовательность цветов; некоторые мола также включают в себя пятна контрастных цветов, включенные в дизайн в определенных точках, чтобы добавить дополнительные вариации цвета. [8]
Молы сильно различаются по качеству, и соответственно варьируются цены для покупателей. Большее количество слоев обычно является признаком более высокого качества; двухслойные молы являются обычным явлением, но образцы с четырьмя или более слоями потребуют более низкой цены. Качество швов также является важным фактором: швы на лучших родинках практически незаметны. Хотя некоторые мола для улучшения дизайна используют вышивку, красивый мола всегда создается с использованием метода обратной аппликации в качестве основной техники. [1] Изготовление мола может занять от двух недель до шести месяцев, в зависимости от сложности дизайна.
Молас в культуре Гуна
[ редактировать ]Можно засвидетельствовать несколько ранних влияний: небольшая колония Христофора Колумба в 1502 году, шотландская колония, основанная на юге Дариена в 1698 году; Кальвинисты или французские гугеноты поселились и женились на некоторых женщинах племени Куна, хотя они были убиты в 1757 году. В конечном итоге в 1790 году была основана испанская колония. [9]
К 1907 году традиционный костюм женщины Гуны состоял из узорчатой синей хлопчатобумажной юбки, красно-желтого платка, бус на руках и ногах, золотых колец и серег в носу, а также многослойной и тонко сшитой блузки со вставками мола. [1]
Художественность мола отражает синтез традиционной культуры Гуна с влияниями современного мира. Искусство Мола развилось, когда женщины Гуна получили доступ к купленным в магазине товарам. Дизайн Мола часто вдохновлен современной графикой, такой как политические плакаты, этикетки, картинки из книг и телевизионных мультфильмов, а также традиционными темами из легенд и культуры Гуна.
Геометрические молы являются наиболее традиционными, они произошли от древних рисунков росписи тела. Чтобы создать прекрасную молу, требуется много часов тщательного шитья. Умение делать выдающиеся мола является источником статуса среди женщин Гуны. [10]
Качество мола определяется такими факторами, как количество слоев, тонкость строчки, ровность и ширина вырезов, добавление таких деталей, как зигзагообразные края, решетка или вышивка, сочетание цветов и, как Мари Лин Сальвадор, По его словам, «умелое манипулирование техническим процессом и объемом работы, а также соображения дизайна, которые включают заполненное пространство, повторение с тонкими вариациями, тонкую асимметрию, видимость, сложность и интересный предмет». [11]
Поскольку панели мола носили как часть традиционной блузки женщины Гуна, на них часто наблюдаются признаки износа, такие как выцветание и следы стежков по краям панелей. Эти «несовершенства» указывают на то, что мола настоящая и не предназначена исключительно для продажи туристам. [1] , хотя мощное производство мола с единственной целью продажи посторонним начало процветать после Второй мировой войны. [12] Молы очень прочные и хорошо сшиты. Настоящие мола уже много раз стирались, и их можно смело стирать вручную в теплой воде.Молас часто продаются парами, пара состоит из задней и передней частей блузки. Две молы обычно представляют собой две вариации одной темы. Соответствующие молы дополняют друг друга и должны храниться вместе.
Запрет Моласа
[ редактировать ]В 1919 году правительство Панамы начало политику принудительной ассимиляции, запретив женщинам носить одежду мола и пирсинг носа. Правительство ввело эти законы, чтобы вестернизировать общество Гуна и установить контроль. [13]
Между традиционной одеждой, культурой и самобытностью Гуна существовала прочная связь. Молас имеют такое значение для народа Гуна и его традиционной идентичности, что их можно считать ответственными за независимый статус Комарка Куна Яла . [14]
После попытки правительства Панамы «вестернизировать» Гуну, Гуна резко возражали против контроля над их культурной одеждой и этнической идентичностью и продемонстрировали большую силу в своей реакции на запреты, введенные правительством, что привело к революции гуны. . [13]
В 1925 году, в течение трех лет после революции, женщины были вынуждены снова надеть традиционную одежду в знак протеста против правительства. Женщин на Наргане и других более прогрессивных островах заставляли носить мола, даже если они никогда не носили эту традиционную одежду, а им приходилось насильно прокалывать носы. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эмма Каппони (16 октября 2020 г.). «Текстиль мира: Молас» . Сьюциалисты .
- ^ Гувер, Ф. Луи (1969). Молас с островов Сан-Блас: выставка из коллекции искусства Куна Ф. Луи Гувера, 19 декабря 1968 г. - 19 января 1969 г. Художественная галерея Центра межамериканских отношений. OCLC 8962 .
- ^ Пол Б. Гудвин. «Молас островов Сан-Блас: историческая перспектива» . Университет Коннектикута — Художественный музей Уильяма Бентона . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Освальдо ДеЛеон Кантуле. «Молас» . Архивировано из оригинала 21 июля 2007 года . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Килер, Клайд Э. (1969). Индийское искусство куна: культура и ремесло панамского Сан-Бласа . Экспозиционная пресса. ISBN 978-0682468152 .
- ^ Перрен, Мишель (2000). Великолепные мола: искусство индейцев Куна . Перевод Дузинберра, Дик. Париж : Фламмарион. п. 25. ISBN 9782080136749 . OCLC 43849654 .
- ^ Пульс, Герта (1978). Искусство ришелье и аппликации: из исторических, современных образцов и образцов Индии Куна . Книги Бэтсфорда. ISBN 978-0713404760 .
- ^ Глория Эсперанса Мартинес. Женщина и мола (на испанском языке – субтитры на английском языке). Медельин : Parque Explora для Museo del Oro Colombia (YouTube) . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Ангермюллер, Линнея; Чавес, Энрике (1972). О Моласе / Говоря о Моласе . Государственный университет Флориды.
- ^ Эгле Герулаййте (14 августа 2018 г.). «Гуна Яла: Острова, где женщины диктуют правила» . Би-би-си/Путешествия . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Сальвадор, Мари Лин (1997). «Оглядываясь назад: современное женское искусство куна». В Сальвадоре, Мари Лин (ред.). Искусство быть куна: уровни значений панамской куна . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе - Музей истории культуры Фаулера. п. 177.
- ^ Тайс, Карин Э. (1995). Куна Ремесла, гендер и глобальная экономика . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 63–4.
- ^ Jump up to: а б с Маркс, Диана (1 мая 2014 г.). «Куна Мола». Одеваться . 40 (1): 17–30. дои : 10.1179/0361211214Z.00000000021 . ISSN 0361-2112 . S2CID 128783858 .
- ^ Хау, Джеймс (1997). «Куна изображают свою собственную революционную историю». В Сальвадоре, Мари Лин (ред.). Искусство быть куна: уровни значений панамской куна . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе - Музей истории культуры Фаулера. стр. 146–9.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Искусство Мола с островов Сан-Блас . Публикации КС Каппа. 1972.
- Хартманн, Гюнтер (1980). Молакана: Народное искусство народа Куна, Панама . Берлин: Музей этнологии. ISBN 3-88609-001-9 .
- Киллер, Клайд Э. (1960). Тайны Матери-Земли Куны: сравнительное исследование древних религий в иллюстрациях . Нью-Йорк: Exposition Press.
- Паркер, Энн; Нил, Эйвон (1977). Молас: Народное искусство индейцев Куна . Нью-Йорк: Издательство Barre Publishing. ISBN 0-517-52911-4 .
- Перрен, Мишель (1999). Великолепный Молас: Искусство индейцев Куна . Париж: Фламмарион. ISBN 978-2-08-013674-9 .
- Сальвадор, Мари Лин (2003). «Женское искусство Куна: Молас, значения и рынки». В Барте, Эли (ред.). Ремесленный гендер: женщины и народное искусство в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3170-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мола Текстиль Панамы» . кромка . 23 января 2022 г. Проверено 15 августа 2023 г.
- Андреа Васкес де Артур (22 ноября 2020 г.). «Модная идентичность: текстиль Mola из Панамы» . Кливлендский художественный музей . Проверено 15 августа 2023 г.
- Рената Веттер; Мэрион Веттер. «Что такое Молас?» . Панама Мола . Проверено 15 августа 2023 г.
- Рената Веттер; Мэрион Веттер. «Как приготовить Мола» . Панама Мола . Проверено 15 августа 2023 г.