Конституция Панамы
![]() |
---|
Панама управляется в соответствии с Конституцией Панамы 1972 года с поправками, внесенными в 1978, 1983, 1993, 1994 и 2004 годах. [1] Панамы Это четвертая конституция , предыдущие конституции были приняты в 1904, 1941 и 1946 годах. Различия между этими конституциями были предметом особого внимания и отражали политические обстоятельства, существовавшие на момент их формулирования. [2]
Последующие конституции Панамы в разной степени соблюдались правительствами республики. После переворота 1968 года оппоненты различных правительств обвиняли их в нарушении духа, а иногда и буквы конституции, а также в использовании положений о чрезвычайном положении в чисто политических целях. Создание общественного доверия к верховенству закона, установленному конституцией, стало одной из главных задач правительства в конце 1980-х годов. [2]
Более ранние конституции
[ редактировать ]конституция 1904 года
[ редактировать ]Конституция 1904 года в статье 136 давала Соединенным Штатам право «вмешиваться в любую часть Панамы, чтобы восстановить общественный мир и конституционный порядок». Отражая положения Договора Хей-Бунау-Варилья , это подтвердило статус Панамы как фактического протектората Соединенных Штатов. Статья 136, наряду с другими положениями договора Хэя-Бунау-Варилья, такими как предоставление Соединенным Штатам права добавлять дополнительную территорию к зоне канала всякий раз, когда они считают, что это необходимо в оборонительных целях, раздражала панамских националистов. более трех раз десятилетия. [2]
В 1918 году в конституцию были внесены поправки. Эти поправки отменили смертную казнь; предусматривалось, что президент избирается прямым голосованием; и уточнил, что срок полномочий депутатов нижней законодательной палаты составляет четыре года. [3]
Конституции 1941 и 1946 годов
[ редактировать ]В 1939 году Соединенные Штаты аннулировали свое право на вмешательство во внутренние дела Панамы, ратифицировав Договор Халла-Альфаро. Конституция 1941 года, принятая во время первого короткого президентского срока Арнульфо Ариаса , не только положила конец предусмотренному конституцией статусу протектората Панамы, но и отразила политические взгляды президента. Власть была сосредоточена в руках президента, срок полномочий которого вместе со сроком полномочий членов законодательного органа был продлен с четырех до шести лет. Были добавлены требования к гражданству , которые дискриминировали англоговорящее чернокожее сообщество страны и другие неиспаноязычные меньшинства. [2]
В октябре 1941 года президент Ариас был свергнут Национальной полицией (предшественницей Национальной гвардии и Сил обороны Панамы), и пост президента занял Рикардо Адольфо де ла Гуардиа Аранго . В 1946 году президент де ла Гуардиа обнародовал новую конституцию, которая, по сути, представляла собой возврат к документу 1904 года без оскорбительной статьи 136.
конституция 1972 года
[ редактировать ]Конституция 1946 года действовала 26 лет. После военного переворота 1968 года 11 конституционных гарантий, включая свободу слова , печати и путешествий , были приостановлены на несколько месяцев, а некоторые не были полностью восстановлены до принятия конституции 1972 года. Конституция 1972 года была обнародована генералом Торрихосом и отразила доминирование в политической системе генералов и военных. [2]
Статья 277 конституции 1972 года назначила Торрихоса «максимальным лидером панамской революции», предоставив ему чрезвычайные полномочия сроком на шесть лет, включая право назначать большинство правительственных чиновников и руководить международными отношениями. 11 октября 1978 года срок действия этого и других временных положений конституции 1972 года истек, и ряд поправок, ратифицированных контролируемой Торрихосом Национальной ассамблеей муниципальных представителей , стал законом. Эти поправки призывали к постепенному возвращению к демократическим политическим процессам в период с 1978 по 1984 годы и были призваны, отчасти, смягчить обеспокоенность США по поводу недемократического характера политической системы Панамы. [2]
поправки 1983 года
[ редактировать ]В 1983 году была создана комиссия, представляющая различные политические партии, для дальнейшего внесения поправок в конституцию в рамках подготовки к выборам 1984 года . Комиссия из 16 членов изменила почти половину статей конституции, внеся несколько существенных изменений. Статья 2 отводила военным особую политическую роль, но в пересмотренном проекте об этом не упоминалось. Законодательная власть также была обновлена. [2]
Национальный законодательный совет был упразднен, а громоздкая, контролируемая правительством Национальная ассамблея муниципальных представителей, в которую входило 505 представителей, по одному от каждого corregimiento (муниципального подрайона), стала Законодательной ассамблеей , в которой 67 членов были распределены в зависимости от численности населения и непосредственно избран. Была усилена независимость судебной власти и Избирательного трибунала, срок полномочий президента был сокращен до пяти лет, должны были быть избраны два вице-президента. Гарантии гражданских свобод были усилены, а официальная поддержка кандидатов на выборах была, по крайней мере теоретически, жестко ограничена. [2]
Конституция
[ редактировать ]Власть исходит от народа и осуществляется тремя ветвями власти, каждая из которых «ограничена и обособлена», но теоретически все они работают вместе в «гармоничном сотрудничестве». Национальная территория определяется как «суша, территориальное море, подводный континентальный шельф, недра и воздушное пространство между Коста-Рикой и Колумбией ». Любая уступка, сдача в аренду или иное отчуждение этой территории любому другому государству категорически запрещается. Испанский является национальным языком страны. [2]
Исправленная конституция содержит 328 статей, сгруппированных в 1 преамбулу и 15 заголовков следующим образом: [1]
- Преамбула
- Раздел I Панамское государство (статьи 1–7)
- Раздел II. Гражданство и иммиграция (статьи 8–16).
- Раздел III Индивидуальные и социальные права и обязанности (статьи 17–130)
- Раздел IV Политические права (статьи 131–145)
- Раздел V Законодательный орган (статьи 146–174)
- Раздел VI. Исполнительный орган (статьи 175–200).
- Раздел VII. Отправление правосудия (статьи 201–224).
- Раздел VIII. Муниципальные и провинциальные режимы (статьи 225–256).
- РАЗДЕЛ IX. Общественное казначейство (статьи 257–281).
- Раздел X. Народное хозяйство (статьи 282–298).
- Раздел XI. Государственные служащие (статьи 299–309).
- Раздел XII Общественная сила (статьи 310–312)
- Раздел XIII Реформа Конституции (статьи 313–314)
- Раздел XIV Панамский канал (статьи 315–323)
- Раздел XV Заключительные и переходные положения (статьи 324–328)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Политическая конституция Республики Панама [Политическая конституция Республики Панама] (PDF) . 1972.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Ричард Миллетт (декабрь 1987 г.). Сандра В. Медиц и Деннис М. Хэнратти (ред.). Панама: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституционные рамки.
- ^ Каннингем, Швейцария (1920). «Новости и заметки» . Юго-западный ежеквартальный журнал политологии . 1 (1): 48. ISSN 2374-1295 .