История Панамы (1821–1903)
История Панамы |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Панама — трансконтинентальная страна, охватывающая южную часть Северной Америки и северную часть Южной Америки.
Независимость
[ редактировать ]Панама оставалась оплотом и форпостом роялистов до 1821 года (года панамской революции против Испании). Панама-Сити немедленно инициировал планы провозглашения независимости, но город Лос-Сантос упредил этот шаг, провозгласив свободу от Испании 10 ноября 1821 года. Этот акт спровоцировал митинг в Панама-Сити 28 ноября, который отмечается как официальная дата независимости. . Последовала серьезная дискуссия о том, должна ли Панама оставаться частью Колумбии (тогда включавшей в себя и современную страну, и Венесуэлу ) или объединиться с Перу . Епископ Панамы, уроженец Перу, который осознавал, что коммерческие связи могут быть развиты с его страной, выступал за последнее решение, но было отклонено. Третий возможный вариант действий — союз с Мексикой, предложенный эмиссарами этой страны, — был отвергнут.
Таким образом, Панама стала частью Колумбии, которая затем управлялась в соответствии с Конституцией Кукуты 1821 года и получила статус департамента с двумя провинциями: Панама и Верагуас. С присоединением к освобожденной территории Эквадора вся страна стала называться Большой Колумбией . Панама направила отряд из 700 человек, чтобы присоединиться к Симону Боливару в Перу, где продолжалась перуанская война за независимость .
Прекращение военных действий против роялистов в 1824 году не принесло спокойствия в Великую Колумбию. Конституция, разработанная Боливаром для Боливии, была предложена им для принятия в Великой Колумбии. Страна разделилась главным образом из-за предложения о том, чтобы президент был избран пожизненно. Президент не будет нести ответственность перед законодательным органом и будет иметь право выбирать своего вице-президента. Другие положения, в целом централистские по своей направленности, некоторым были противны, а некоторые желали монархии. Панама избежала вооруженного насилия по конституционному вопросу, но присоединилась к другим регионам, обратившимся к Боливару с просьбой взять на себя диктаторские полномочия до тех пор, пока не соберется съезд. Панама объявила о своем союзе с Великой Колумбией как о «Ганзейском государстве», т. е. как об автономной территории с особыми торговыми привилегиями до проведения конвенции.
В 1826 году Боливар почтил Панаму, выбрав ее местом проведения конгресса недавно освобожденных испанских колоний. Многие лидеры революций в Латинской Америке считали создание единого правительства для бывших испанских колоний естественным продолжением изгнания полуостровов . И Хосе де Сан-Мартин , и Франсиско де Миранда предлагали создать единую обширную монархию, управляемую императором, потомком инков . Однако Боливар был тем, кто предпринял самую серьезную попытку объединить испано-американские республики.
Хотя лига или конфедерация, задуманная Боливаром, должна была способствовать благам свободы и справедливости, основной целью было обеспечение независимости бывших колоний от новых нападений со стороны Испании и ее союзников. В этом стремлении Боливар искал защиты Великобритании. Он не хотел приглашать представителей Соединенных Штатов, даже в качестве наблюдателей, на конгресс полномочных представителей , чтобы их сотрудничество не поставило под угрозу позиции лиги с британцами. Более того, Боливар считал, что нейтралитет Соединенных Штатов в войне между Испанией и ее бывшими колониями сделает их представительство неуместным. Кроме того, рабство в США станет препятствием для обсуждения отмены африканской работорговли . Тем не менее Боливар согласился, когда правительства Колумбии, Мексики и Центральной Америки предложили Соединенным Штатам прислать наблюдателей.
Несмотря на широкомасштабные последствия доктрины Монро , президент Джон Куинси Адамс , принимая решение послать делегатов на Панамскую конференцию, не был склонен обязывать Соединенные Штаты защищать своих южных соседей. Адамс поручил своим делегатам воздержаться от участия в обсуждениях, касающихся региональной безопасности, и сделать упор на обсуждениях морского нейтралитета и торговли. Тем не менее, многие члены Конгресса США выступили против участия ни на каких условиях. К тому времени, когда участие было одобрено, делегация не успела добраться до конференции. Британцы и голландцы прислали неофициальных представителей.
, В Панамском конгрессе созванном в июне и прекратившем работу в июле 1826 года, приняли участие четыре американских штата — Мексика, Центральная Америка, Колумбия и Перу. Договор о Союзе, Лиге и Постоянной Конфедерации, составленный на этом конгрессе, обязал бы все стороны взаимной защиты и мирного разрешения споров. Более того, поскольку некоторые опасались, что монархические элементы, симпатизирующие Испании и ее союзникам, могут восстановить контроль над одной из новых республик, договор включал положение, согласно которому, если государство-член существенно изменит свою форму правления, оно будет исключено из конфедерации и может быть реадмиссирован только с единогласного согласия всех остальных членов.
Договор был ратифицирован только Колумбией и так и не вступил в силу. Боливар, предпринявший несколько тщетных попыток создать меньшие федерации, незадолго до своей смерти в 1830 году заявил, что «Америка неуправляема; те, кто служил революции, бороздили море». Однако, несмотря на свое разочарование, он не считал защиту Соединенных Штатов заменой мерам коллективной безопасности между испаноязычными государствами. Фактически, ему приписывают слова: «Похоже, что Соединенным Штатам было суждено Провидением преследовать Америку страданиями во имя Свободы».
Три неудачные попытки отделить перешеек от Колумбии произошли между 1830 и 1840 годами. Первая была предпринята исполняющим обязанности губернатора Панамы, который выступал против политики президента, но панамский лидер вновь включил департамент Панама по настоянию Боливара, а затем по настоянию Боливара. его смертное одр. Вторая попытка отделения была замыслом непопулярного диктатора, который вскоре был свергнут и казнен. Третье отделение, ответ на гражданскую войну в Колумбии, было объявлено народным собранием, но реинтеграция произошла год спустя.
Золотая лихорадка в Калифорнии и железная дорога
[ редактировать ]Еще до того, как Соединенные Штаты приобрели Калифорнию после американо-мексиканской войны (1846–1848 гг.), Многие направлявшиеся в Калифорнию использовали перешеек, а не длинный и опасный маршрут повозок через обширные равнины и бурные горные хребты. Открытие золота в 1848 году значительно увеличило трафик. В 1847 году группа финансистов Нью-Йорка организовала Панамскую железнодорожную компанию . Эта компания получила от Колумбии эксклюзивную концессию, позволяющую построить переход, который может быть автомобильным, железнодорожным, речным или комбинированным. После изысканий была выбрана железная дорога, и в 1850 году был получен новый контракт с таким указанием. Железнодорожные пути в целом следовали линии нынешнего канала. Первый сквозной поезд со стороны Атлантики на Тихий океан прошёл по построенному пути 28 января 1855 года.
Движение золотой лихорадки, даже до завершения строительства железной дороги, восстановило процветание Панамы. Между 1848 и 1869 годами около 375 000 человек пересекли перешеек от Атлантики до Тихого океана, а 225 000 перешли в обратном направлении. Цены на продукты питания и услуги были сильно завышены, что приносило огромную прибыль от еды и проживания.
Железная дорога также создала новый город и порт на конечной точке линии в Атлантическом океане. Город, сразу же возникший для размещения железнодорожных контор, складов, доков и магазинов, а также для размещения железнодорожников и пассажиров, вскоре стал и остается вторым по величине в стране. Граждане США назвали его Аспинуолл в честь одного из основателей Панамской железнодорожной компании, но панамцы окрестили его Колон в честь Колумба. Оба названия использовались в течение многих лет, но поскольку панамцы настаивали на том, что такого места, как Аспинуолл, не существует, и отказывались доставлять почту с таким адресом, преобладало название Колон.
Золотая лихорадка и железная дорога также привели Соединенные Штаты на «Дикий Запад» на перешеек. Сорок девяти, как правило, были неуправляемыми людьми, которым обычно было скучно в ожидании корабля, идущего в Калифорнию, часто пьяные и зачастую вооруженные. Многие также проявляли предубеждения, граничащие с презрением к другим расам и культурам. Так называемый «Арбузный бунт» 1856 года, в ходе которого погибло по меньшей мере шестнадцать человек, был самым серьезным столкновением рас и культур того периода.
В 1869 году Первая трансконтинентальная железная дорога в США была построена . Это развитие уменьшило пассажирские и грузовые перевозки через перешеек и уменьшило количество золота и серебра, отправляемых на восток. Однако в разгар золотой лихорадки, с 1855 по 1858 год, только одна десятая часть обычных коммерческих грузов предназначалась или отправлялась из Калифорнии. Баланс касался торговли североамериканцев с Европой и Азией. Железнодорожная компания, благодаря своей исключительно высокой доходности от капитализации , которая никогда не превышала 7 миллионов долларов США, выплатила в общей сложности почти 38 миллионов долларов США в виде дивидендов Колумбии в период с 1853 по 1905 год. Панама получила 25 000 долларов США из аннуитета и извлекла выгоду из временной торговли и некоторого притока капитала.
Недостроенный французский канал
[ редактировать ]На протяжении девятнадцатого века правительства и частные инвесторы в США, Великобритании и Франции время от времени проявляли интерес к строительству канала через Западное полушарие. Рассматривалось несколько объектов, но с самого начала объектам в Никарагуа самое серьёзное внимание уделялось и Панаме. Президент Эндрю Джексон послал Чарльза А. Биддла в качестве своего эмиссара в 1830-х годах для исследования обоих маршрутов, но проект был прерван, когда Биддл отказался от своей правительственной миссии и вместо этого начал переговоры с колумбийскими капиталистами о частной концессии.
Тем не менее, Колумбия продолжала выражать заинтересованность в переговорах с США о строительстве канала. В 1846 году между двумя странами был подписан договор. Договор отменил существующие ограничительные тарифы и предоставил Соединенным Штатам и их гражданам право свободного транзита людей и товаров по любой дороге или каналу, которые могут быть построены на перешейке. Кроме того, Соединенные Штаты гарантировали нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним с целью обеспечения бесперебойного транзита в течение срока действия договора, который должен был составлять двадцать лет или столько времени после этого, пока стороны не уведомят о пересмотре. это. Названный Договором Малларино-Бидлака 1846 года, он был фактически ратифицирован и вступил в силу в 1848 году.
Поскольку интересы Великобритании и Соединенных Штатов в отношении канала продолжали сталкиваться, особенно в Никарагуа, Великобритания и Соединенные Штаты стремились ослабить напряженность, заключив Договор Клейтона-Бульвера 1850 года. Правительства конкретно договорились, что ни одна из них не будет приобретать права или построить никарагуанский канал без участия другой стороны. Этот общий принцип был распространен на любой канал или железную дорогу через Центральную Америку, включая перешеек Теуантепек в Мексике и Панаме. Фактически, поскольку ни одно правительство тогда не желало и не могло строить канал, договор в то время был инструментом нейтралитета.
Попытка Колумбии привлечь внимание к каналу наконец привлекла внимание Франции к Панаме. После нескольких исследований от Колумбии была получена концессия исключительных прав, и в 1879 году была основана компания для строительства канала на уровне моря, как правило, вдоль железнодорожного маршрута. Фердинанд де Лессепс , известный по Суэцкому каналу Компанию возглавил . Условия концессии требовали завершения в течение двенадцати лет с возможностью продления на шесть лет по усмотрению Колумбии. Договор аренды был заключен на девяносто лет и мог быть передан, но не какому-либо иностранному правительству. Компания также приобрела большую часть акций Панамской железнодорожной компании, которой, однако, продолжали управлять американцы.
Торжественное начало работ было организовано де Лессепсом 1 января 1880 года, но серьезные земляные работы начались только в следующем году. По мере продвижения работ инженеры пришли к выводу, что строительство канала на уровне моря неосуществимо. Де Лессепса, промоутера, но не инженера, не удалось убедить, пока работа не продолжалась шесть лет. Фактические работы на шлюзовом канале начались только в конце 1888 года, когда компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. На пике своей деятельности в компании работало около 10 000 человек.
Де Лессепсу приходилось бороться не только с врагами, которые препятствовали финансированию, распространяя слухи о провале и сбрасывая акции и облигации на рынок, но и с продажными французскими политиками и бюрократами, которые требовали крупные взятки за одобрение выпуска ценных бумаг. Его попытки добиться от французского правительства гарантий по его облигациям были заблокированы Соединенными Штатами на том основании, что такие действия приведут к государственному контролю в нарушение доктрины Монро. Конечным результатом в январе 1889 года стало назначение управляющего по ликвидации компании, после чего вся работа была остановлена.
Несмотря на катастрофический финансовый опыт французской компании, примерно две пятых раскопок, необходимых для будущего канала, были завершены. Многие здания штаб-квартиры и больницы были завершены. Некоторую часть техники, оставленной на объекте, можно было использовать позже, а железную дорогу поддерживали. Еще одним наследием банкротства французской компании стала большая рабочая сила, ныне безработная, в основном чернокожие с Антильских островов . Более половины было репатриировано, но остались тысячи, многие из которых в конечном итоге работали на канале Соединенных Штатов.
Последствия гражданской войны в Колумбии
[ редактировать ]Во второй половине девятнадцатого века жестокие столкновения между сторонниками либеральной и консервативной партий в Колумбии привели к тому, что дела на перешейке находились в постоянном хаосе. Местное самоуправление департамента Панама было расширено, когда у власти находились либералы, и отменено, когда победили консерваторы. Католическая церковь была упразднена при либералах и восстановлена при консерваторах. Состояние местных партизан резко и часто резко падало.
По одной из оценок, за этот период произошло сорок администраций панамского департамента, пятьдесят беспорядков и восстаний, пять попыток отделения и тринадцать интервенций со стороны Соединенных Штатов, действовавших в соответствии с положениями Договора Бидлака-Малларино. Партизанские столкновения и иностранная интервенция обострили расовый антагонизм и экономические проблемы, а также усилили недовольство центральным правительством Колумбии.
Между 1863 и 1886 годами на перешейке было двадцать шесть президентов. Государственный переворот , восстания и насилие были почти непрерывными, организованными войсками центрального правительства, местными гражданами вопреки навязанным из центра указам, а также фракциями, потерявшими власть. Хаотичные условия, преобладавшие при федералистской конституции 1863 года, завершились избранием в 1884 году Рафаэля Нуньеса президентом Колумбии при поддержке коалиции умеренных либералов и консерваторов. Нуньес призвал все фракции принять участие в новом учредительном собрании, но его просьба была встречена вооруженным восстанием радикальных либералов.
В начале 1885 года Панамский кризис 1885 года произошел . Восстание, возглавляемое радикальным генералом-либералом и сосредоточенное в Панама-Сити, переросло в трехстороннюю борьбу. Колон был практически разрушен. Войска Соединенных Штатов высадились по просьбе колумбийского правительства, но опоздали и не смогли спасти город от сожжения . Иски на миллионы долларов были поданы компаниями и гражданами США, Франции и Великобритании, но Колумбия успешно заявила об отсутствии ответственности.
Дополнительные военно-морские силы США оккупировали Колон и Панама-Сити и охраняли железную дорогу, чтобы обеспечить бесперебойный транзит, пока колумбийские войска не высадились для защиты железной дороги. Новая конституция 1886 года провозгласила Республику Колумбия унитарным государством с четким подчинением департаментов центральному правительству. Панама была выделена как страна, находящаяся под прямой властью правительства. Соединенных Штатов Генеральный консул сообщил, что три четверти панамцев хотят независимости от Колумбии и восстанут, если они смогут получить оружие и быть уверенными в свободе от интервенции Соединенных Штатов.
Колумбии Панама была втянута в Тысячедневную войну (1899–1902) мятежными радикальными либералами, нашедшими убежище в Никарагуа. Как и в остальной части Колумбии, мнения в Панаме разделились, и едва успели подавить восстания на юго-западе, как либералы из Никарагуа вторглись в прибрежный регион Тихого океана и почти сумели захватить Панама-Сити в середине 1900 года. Судьба войны была разной, и хотя местное перемирие дало сторонникам колумбийского правительства временную безопасность в регионе Панама-Колон, повстанцы контролировали весь перешеек. Между тем, к началу 1902 года повстанцы потерпели поражение на большей части территории Колумбии. В этот момент правительство Колумбии обратилось к Соединенным Штатам с просьбой вмешаться и добиться перемирия в Панаме, которое было заключено на борту военного корабля США « Висконсин» в Панамском заливе в 1902 году.
На протяжении всего периода беспорядков Соединенные Штаты сохраняли интерес к строительству канала через Никарагуа или Панаму. Препятствие на пути к этой цели было преодолено в декабре 1901 года, когда Соединенные Штаты и Великобритания подписали Договор Хей-Паунсефота . Этот договор аннулировал положения Договора Клейтона-Бульвера 1850 года и означал принятие Великобританией канала, построенного исключительно Соединенными Штатами или под их эгидой, с гарантиями нейтралитета.
Договор 1903 года и квалифицированная независимость
[ редактировать ]Военно-морские операции во время испано-американской войны (1898–1901) убедили президента США Теодора Рузвельта в том, что Соединенным Штатам необходимо контролировать канал где-то в Западном полушарии. Этот интерес достиг кульминации в законопроекте Спунера от 29 июня 1902 года, предусматривающем строительство канала через Панамский перешеек, и в договоре Хей-Эррана от 22 января 1903 года, согласно которому Колумбия дала согласие на такой проект в форме 100 -годовая аренда на участке шириной 10 километров. Этот договор, однако, не был ратифицирован в Боготе , и Соединенные Штаты, полные решимости построить канал через перешеек, интенсивно поощряли панамское сепаратистское движение.
К июлю 1903 года, когда курс внутренней оппозиции Колумбии договору Хей-Эррана стал очевиден, революционная хунта в Панаме была создана Хосе Огюстен Аранго , адвокат Панамской железнодорожной компании . Хунту возглавил . Мануэль Амадор Герреро и Карлос К. Аросемена служили в хунте с самого начала, а также были добавлены еще пять членов, все из известных панамских семей. Аранго считался мозгом революции, а Амадор был активным лидером хунты.
При финансовой помощи, организованной Филиппом Буно-Варилья , гражданином Франции, представляющим интересы компании Лессепса, коренные панамские лидеры сговорились воспользоваться интересом Соединенных Штатов к новому режиму на перешейке. В октябре и ноябре 1903 года революционная хунта под защитой военно-морских сил США провела успешное восстание против колумбийского правительства. Действуя, как это ни парадоксально, в соответствии с договором Малларино-Бидлака 1846 года между Соединенными Штатами и Колумбией, который предусматривал, что силы Соединенных Штатов могли вмешаться в случае беспорядков на перешейке, чтобы гарантировать суверенитет Колумбии и открыть транзит через перешеек, Соединенные Штаты предотвратили колумбийским войскам перебраться через перешеек в Панама-Сити для подавления восстания.
Президент Рузвельт признал новую панамскую хунту фактическим правительством 6 ноября 1903 года; Признание де-юре произошло 13 ноября. Пять дней спустя Бунау-Варилла в качестве дипломатического представителя Панамы (роль, которую он приобрел за счет финансовой помощи повстанцам) заключил Конвенцию по Истмийскому каналу с государственным секретарем Джоном Хэем в Вашингтоне, округ Колумбия. Бунау - Варилла не жил в Панаме семнадцать лет до инцидента и так и не вернулся. Тем не менее, проживая в отеле Waldorf-Astoria в Нью-Йорке, он написал декларацию независимости и конституцию Панамы и разработал панамский флаг . Истмийских патриотов особенно возмущала поспешность, с которой Бунау-Варилья заключил договор, попытка, частично направленная на то, чтобы исключить любые возражения, которые могли бы выдвинуть прибывшая панамская делегация. Тем не менее, панамцы, не имея очевидной альтернативы, ратифицировали договор 2 декабря, а одобрение Сенатом США было получено 23 февраля 1904 года.
Права, предоставленные Соединенным Штатам в так называемом Договоре Хэя-Бунау-Вариллы, были обширными. Они включали грант «на бессрочное пользование, оккупацию и контроль» полосы территории шириной шестнадцать километров и протяженностью в три морских мили в море от каждого терминала «на строительство, обслуживание, эксплуатацию, санитарию и защита» перешейка.
Более того, Соединенные Штаты имели право приобретать дополнительные участки земли или воды, необходимые для эксплуатации канала, и имели право пользоваться выдающимися владениями в Панама-Сити. На этой территории Вашингтон получил «все права, власть и власть... которыми Соединенные Штаты обладали бы и пользовались бы ими, если бы они были сувереном... полностью исключая» Панаму.
Республика Панама стала де-факто протекторатом более крупной страны благодаря двум положениям, согласно которым Соединенные Штаты гарантировали независимость Панамы и получали взамен право вмешиваться во внутренние дела Панамы. За полученные права Соединенные Штаты должны были выплатить сумму в 10 миллионов долларов США и аннуитет, начинающийся через 9 лет после ратификации, в размере 250 000 долларов США золотыми монетами. Соединенные Штаты также приобрели права и собственность французской канальной компании за 40 миллионов долларов США.
Колумбия в то время была самым резким критиком политики Соединенных Штатов. Примирительный договор с Соединенными Штатами, предусматривающий компенсацию в размере 25 миллионов долларов США, был наконец заключен между этими двумя странами в 1921 году и, наконец, к 1922 году. Однако, по иронии судьбы, наибольшие трения, возникшие в результате событий 1903 года, были между Соединенными Штатами и Панамой. Серьезные разногласия возникли относительно прав, предоставленных Соединенным Штатам договором 1903 года и панамской конституцией 1904 года. Правительство Соединенных Штатов впоследствии интерпретировало эти права как означающие, что Соединенные Штаты могут осуществлять полный суверенитет над всеми вопросами в зоне канала . Панама, хотя и признала, что эти положения были расплывчатыми и неясными, позже заявила, что первоначальная уступка полномочий касалась только строительства, эксплуатации и защиты канала и что права и привилегии, не необходимые для этих функций, никогда не отказывались.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из исследования страны Панамы, находящегося в свободном доступе Библиотеки Конгресса США.