Jump to content

Панамская литература

Панамская литература включает в себя все литературные произведения, написанные в Панаме . Первую литературу, касающуюся Панамы, можно датировать 1535 годом, а современное литературное движение появилось с середины 19 века.

Ранняя литература

[ редактировать ]

Панамский историк и эссеист Родриго Миро (1912-1996) цитирует Гонсало Фернандеса де Овьедо-и-Вальдеса как автора первого панамского литературного произведения, истории персонажа по имени Андреа де ла Рока , которое было опубликовано в рамках «Общей истории». и Природа Индии» (1535).

Первая литература панамских авторов датируется 17 веком и называется « Llanto de Panamá a la muerte de don Enrique Enríquez » («Плач Панамы по поводу смерти дона Энрике Энрикеса»). Хотя эта антология была сформирована во времена колонии, большинство стихов в ней были написаны авторами, родившимися в Панаме.

Современное литературное движение появилось в Панаме с середины 19 века.

Во время колонии

[ редактировать ]

Родриго Миро в своем «Itinerario de la Poesía en Panama» (Поэтический маршрут в Панаме) рассказывает о различных испанских авторах: Матео Росас де Окендо , авторе автобиографического романа; Хуан де Мирамонтес-и-Суазола , автор книги «Антарктическое оружие»; Хуан де Парамо-и-Сепеда , автор книги «Alteraciones del Dariel» (Изменения Дариэля); и другие. Также в этот период возникли авторы «Политики мира» (World Politics) Виктор де ла Гуардиа и Айяла. «Политика мира» — это «театральная пьеса», впервые поставленная в 1809 году. [1] Важность Виктора де ла Гуардиа-и-Аяла состоит в том, что он родился в Панаме , в отличие от других, приехавших из Испании , и по этой причине какое-то время считался «первым панамским поэтом». [2]

Однако обнаружение некоторых рукописей, относящихся к 17 веку, вызвало пересмотр этой идеи, поскольку первое упоминание этого периода, указывающее на письменное произведение панамских авторов (другими словами, родившихся в Панаме), датируется 1638 годом, и это антология под названием « Llanto de Panamá a la muerte de don Enrique Enríquez » («Плач Панамы по поводу смерти дона Энрике Энрикеса»). В этой антологии собраны произведения, написанные в связи со смертью Энрике Энрикеса, губернатора Панамы . Впервые он был издан в Мадриде (1642 г.), его автором был Матео Рибера (панамец); также он написал много стихов в этом произведении. Хотя большинство стихотворений «Лланто де Панама» написаны панамцами, в нем много произведений, написанных испанскими авторами.

Это открытие совершил испанский дипломат Антонио Серрано де Аро, который также изучал эти рукописи. Новая версия этой антологии была опубликована в 1984 году совместной работой Панамского университета и «Института испаноязычной культуры». [3] Это открытие фактически подтверждает, что первые панамские литературные проявления (найденные до сих пор) относятся к 17 веку.

Романтизм

[ редактировать ]

Панама не была изолирована от революционных движений, добивавшихся независимости колоний от Испании . Стремление к независимости завершилось с провозглашением независимости Панамы от Испании 28 ноября 1821 года. Как и в других колониях, панамский романтизм был связан с либертарианскими и националистическими идеями и находился под их влиянием. Большая часть литературы того периода была написана авторами-любителями; профессиональных авторов осталось немного. [1]

Среди первых панамских поэтов- романтиков были Мануэль Мария Айала (1785–1824) и Томаш Миро Рубини (1800–1881), за ними следовали Хосе Мария Алеман (1830–1887), Хиль Колунхе (1831–1899), Томас Мартин Фейе (1832–1832–1887). 1899), Хосе Долорес Урриола (1834–1883), Амелия Денис де Икаса (1836–1911), Мануэль Хосе Перес (1837–1895), Херонимо де ла Осса (1847–1907), Федерико Эскобар (1861–1912) и Родольфо Кайседо (1868–1905).

Романтическая поэзия, окрашенная понятиями национализма, была основной темой панамских поэтических произведений до середины 20 века, когда в Панаму прибыла авангардная поэзия.

Модернизм

[ редактировать ]

В 1903 году Панама отделилась от Колумбии; на этот раз наблюдался пик модернизма в латиноамериканской литературе. Первым модернистом был Дарио Эррера (1870–1914), друг и последователь Рубена Дарио , с которым он познакомился в Буэнос-Айресе . Другим важным поэтом был Леон Антонио Сото (1874–1902), который умер в молодом возрасте от пыток со стороны полиции за то, что он защищал дело Панамы.

Два литературных журнала занимались в основном распространением модернистского движения: El Heraldo del Istmo (1904–1906), режиссер Гильермо Андреве (1879–1940), и Nuevos Ritos (1907), основанный Рикардо Миро (1883–1940). Рикардо Миро, пожалуй, самый выдающийся поэт панамского модернизма. Известно также его стихотворение «Патрия» (1909).

В это время Гаспар Октавио Эрнандес (1893–1918), автор «Мелодий корасона» (1915) и «Копа де аматиста» также действовал (1923). Другими известными поэтами того же поколения были Мария Олимпия де Обальдия (1891–1985) и Деметрио Корси (1899–1957).

1930 г. по настоящее время

[ редактировать ]

С 1930 года, что совпало с молодёжной революцией «Общинного действия» ( Acción Comunal ), новое поколение поэтов, сгруппировавшееся вокруг журнала « Антена » , дистанцировалось от модернистской риторики, вместо этого приблизившись к авангарду. Главным ориентиром для этой трансформации был Рохелио Синан (Табога, 1902 – Панама, 1994), автор, который путешествовал по Европе и посетил сюрреалистов в Париже. Онда (1929) демонстрирует влияние чистой поэзии; Среди других крупных работ Синана - Incendios (1944) и Semana Santa en la niebla (1949), в которых сказочные элементы показывают его сюрреалистическую принадлежность.

Сюрреализм также очевиден в работах Рикардо Х. Бермудеса (1914), самая известная работа которого — Лорел де Сенисас (1951). Работы Деметрио Эрреры Севильяно (1902–1950) также являются частью этого авангардного движения; на его творчество большое влияние оказал ультраизм .

Другим поэтом той эпохи, который также был автором рассказов и журналистом, был Марио Аугусто Родригес (1917). В 1957 году он опубликовал свой поэтический сборник Canto de amor para la Patría novia , поэтическую историю панамской нации.

Среди других крупных поэтов этой эпохи - Стелла Сьерра , Роке Хавьер Лауренса , Офелия Хупер , Тобиас Диас Блайтри (1919–2006), Тристан Соларте (1934), Хосе де Хесус Мартинес , Диана Моран (1932), Альваро Менендес Франко (1932), Луис Карлос Хименес Варела , Хосе Гильермо Росс-Занет (1930), Хосе Франко (1931) и Элси Альварадо де Рикорд (1928–2005).

Среди крупных поэтов следующего поколения были Бенхамин Рамон (1939), Берталисия Перальта (1939), Рамон Овьеро (1939–2008), Моравия Очоа Лопес (1941), Димас Лидио Питти (1941–2015), Роберто Фернандес Иглесиас (1941), Эрик Арсе (1942), Энрике Харамильо Леви (1944), Ярл Рикардо Бабот (1945), Джованна Бенедетти (1950), Мануэль Орест Ньето (1951), Моисес Паскуаль (1955), Консуэло Томас (1957), Леонсио Обандо (род. Лидице, 1959 г. - ум. Ла Чоррера, 2023 г.), Эктор М. Колладо (1960 г.) и Пабло Меначо (1960 г.).

В конце 20-го века появилось новое поколение поэтов, которые начали публиковаться после 1990 года. Среди крупнейших поэтов этой эпохи - Хавьер Ромеро Эрнандес (Чоррера, 1983), София Сантим (Панама, 1982), Хавьер Альварадо (Сантьяго де Верагуас) . , 1982), Сальвадор Медина Бараона (Мариабе де Педаси, 1973), Эйра Харбар Гомес (Бокас дель Торо, 1972), Эла Урриола (Панама, 1971), Аура Бенхамин (Панама, 1970), Порфирио Салазар (1970), Катя Кьяри (Панама, 1969 г.) и Александр Занчес (Дэвид, Чирики, 1968 г.).

Повествование

[ редактировать ]

Модернизм и первые панамские книги

[ редактировать ]

Можно сказать, что рассказ в Панаме формально начался в 1903 году, когда Дарио Эррера , первый сборник рассказов панамского автора Хораса Леханаса (1870–1914) опубликовал в Буэнос-Айресе , Аргентина . С этого времени рассказ стал самым важным литературным жанром в Панаме. [4]

Почти все поэты-модернисты и постмодернисты в Панаме публиковали рассказы в конце 19 - начале 20 веков. Среди них Саломон Понсе Агилера (1868–1945), Гильермо Андреве , Гаспар Октавио Эрнандес (1883–1940) и Рикардо Миро (1883–1940) выделяются как поэты, чьи рассказы, часто разрозненные и неопубликованные, были подобраны и прокомментированы. автор Марио Аугусто Родригес в 1956 году. Среди других важных авторов этого периода - Хосе Мария Нуньес (1894–1990), Моисес Кастильо (1899–1974) и Хиль Блас Техейра (1901–1975).

Темы деревни и канала в повествовании

[ редактировать ]

Одним из известных авторов следующего поколения был Рохелио Синан (1902–1994), автор романа «Пленилунио» и сборников рассказов « На берегу зрелых статуй» (1946), «Красный берет и пять рассказов» (1954), «Куэнтос де Рохелио». Синан (1971) и «Канделябры плохих офидианцев» (1982). Среди других авторов этого поколения были Лукас Барсенас (1906–1992), Сезар Канданедо (1906–1993), Ренато Осорес (1910–2001), Альфредо Кантон (1910–1967), Рикардо Бермудес (1914–2000), Марио Аугусто Родригес ( 1917–2009) (автор книг Campo Adentro (1947), Luna en Veraguas (1948) и Los ultrajados (1994)), Хосе Мария Санчес (1918–1973), Рамон Х. Хурадо (1922–1978), Хоакин Беленьо ( 19211–988), Карлос Франсиско Чангмарин (1922–2012), Хорхе Тернер (1922–2011), Тристан Соларте (1924–2019) и Хосе Гильермо Рос-Занет (1930). В этом поколении авторы культивировали националистические темы либо с точки зрения городов на каждом конце Панамского канала и их отношения к зоне канала , либо с точки зрения сельской местности внутри страны.

Универсальные темы

[ редактировать ]

Следующее поколение — это авторы, родившиеся после 1932 года. Многие из этих авторов до сих пор пишут литературные произведения. Среди основных авторов этого поколения Эрнесто Эндара (1932), Альваро Менендес Франко (1932), Энрике Чуес (1934), Хусто Арройо (1936), Роза Мария Бриттон (1936), Виктория Хименес Велес (1937), Педро Ривера (1939). , Бенахамин Рамон (1939), Беатрис Вальдес (1940), Глория Гуардиа (1940), Димас Лидио Питти (1941), Моравия Очоа Лопес (1941), Мирейя Эрнандес (1942–2006), Энрике Харамильо Леви (1944), Исабель Эррера де Тейлор (1944), Рауль Лейс (1947), Джованна Бенедетти (1949), Лупита Кирос Атанасиадис (1950), Рей Барриа (1951), Рамон Фонсека Мора (1952), Эрастро Рейес (1952–2005), Клаудио де Кастро ( 1957), Консуэло Томас (1957), Иоланда Хэкшоу 1958), Аллен Патиньо ( (1959), Рафаэль Алексис Альварес (1959), Ариэль Барриа Альварадо (1959), Эктор Кольядо (1960), Гонсало Менендес Гонсалес (1960), Дэвид Робинсон Оробио (1960), Эрика Харрис (1963) и Рохелио Герра Авила (1963). Это поколение отличается отказом от криоллизм как повествовательная тема в пользу универсальных тем, а в некоторых случаях с упором на мечты и фантазии.

Повествование двадцать первого века

[ редактировать ]

Впервые опубликовавшись в 1990-х годах, появилось новое поколение панамских рассказчиков. Среди этих писателей - Карлос Фонг (1967), Карлос Ориэль Винтер Мело (1971), Хавьер Станциола (1971), Хосе Луис Родригес Питти (1971), Мелани Тейлор (1972), Лили Мендоса (1974), Лилиан Гевара (1974), Роберто Перес-Франко (1976), Глория Мелания Родригес (1981) и Аннабель Мигелена (1984). Для этого поколения характерно использование короткой художественной литературы, поэтического и образного языка, а также человеческих тем, в которых человек выделяется из хаотичной, типично городской среды.

  1. ^ Перейти обратно: а б Миро, Родриго (1999). Поэтический маршрут в Панаме (на испанском языке). Управление Панамского канала.
  2. ^ Мартинес Ортега, Аристид (1992). Поколения панамских поэтов (на испанском языке). Университет Панамы.
  3. ^ Серрано де Аро, Антонио (1984). Плач Панамы по поводу смерти дона Энрике Энрикеса (на испанском языке). Университетское издательство.
  4. ^ Харамилло Леви, Энрике; Опасности торговли, Панама, 2007 г.
[ редактировать ]
  • Новости: литература в Панаме — Еженедельный информационный бюллетень Ассоциации писателей Панамы (на испанском языке).
  • miniTEXTOS.org — Очень короткие рассказы, стихи и эссе панамских писателей (на испанском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1569a0bb340cd0260fac778602bee09__1719452700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/09/c1569a0bb340cd0260fac778602bee09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Panamanian literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)