Мексиканская литература
Эта статья была переведена из статьи Википедии на другой язык и требует корректуры . ( август 2022 г. ) |
Часть серии о |
Культура Мексики |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
Мексиканская литература считается одной из самых плодовитых и влиятельных среди испаноязычных литературных традиций наряду с литературой Испании и Аргентины. Эта богатая и разнообразная традиция насчитывает столетия и включает в себя широкий спектр жанров, тем и голосов, которые отражают сложности мексиканского общества и культуры. От древних мифов коренных народов до современных городских повествований — мексиканская литература служит ярким отражением сущности нации, приглашая читателей изучить ее богатую историю, разнообразную культуру и коллективные устремления.
Мексиканская литература, вдохновленная писателями-провидцами, оставила неизгладимый след в мировом литературном дискурсе. От барочной элегантности поэзии Сор Хуаны Инес де ла Крус до модернистской прозы Карлоса Фуэнтеса — мексиканские авторы умело исследуют темы идентичности, истории, социальной справедливости и человеческого опыта. Известные литературные произведения, такие как » Хуана Рульфо захватывающий « Педро Парамо , Октавио Паса интроспективный « Лабиринт одиночества » Лауры Эскивель и очаровательный роман « Как вода для шоколада », демонстрируют глубину и разнообразие мексиканского литературного выражения, собирая международное признание за их глубокое понимание мексиканской культуры и общества.
Мексиканская революция начала 20 века вдохновила новое поколение писателей, таких как Хосе Васконселос и Мариано Асуэла , уловивших дух времени в своих произведениях. Во время латиноамериканского литературного бума середины 20-го века мексиканские авторы, такие как Октавио Пас, Карлос Фуэнтес и Хуан Рульфо, получили мировое признание за свой вклад в мировую литературу. Знаменитый роман Карлоса Фуэнтеса «Смерть Артемио Круса » (исп. «La muerte de Artemio Cruz»), впервые опубликованный в 1962 году, исследует темы власти, коррупции и идентичности в послереволюционной Мексике. Он был переведен на несколько языков и получил признание критиков. Среди других известных писателей: Розарио Кастельянос , Серджио Питол , Альфонсо Рейес , Хосе Эмилио Пачеко и Елена Гарро .
Движением, имеющим большое значение для литературной истории страны, была группа, известная как «Los Contemporáneos» («Современники»), возникшая в 1930-х годах. Эту группу сформировали журналист Сальвадор Ново и поэты Ксавье Вильяуррутиа и Хосе Горостиса . Ко второй половине 20 века мексиканская литература разнообразилась по темам, стилям и жанрам. Появились новые группы, такие как «Ла Онда» в 1960-х годах, которые пропагандировали городскую, сатирическую и вызывающую литературу. Среди известных авторов были Парменидес Гарсиа Салданья и Хосе Агустин , а также группа, известная как «Ла Мафия», в которую входили Карлос Фуэнтес, Сальвадор Элизондо , Хосе Эмилио Пачеко, Карлос Монсивайс , Инес Арредондо , Фернандо Бенитес и другие. «Инфрарреалисты» (Инфрареалисты) 1970-х годов стремились «снести крышку с официальной культуры». В 1990 году Октавио Пас стал единственным на сегодняшний день мексиканцем, получившим Нобелевскую премию по литературе .
В наши дни мексиканская литература продолжает процветать: такие писатели, как Елена Понятовска , Юрий Эррера и Валерия Луизелли, с глубиной и нюансами исследуют темы миграции, городской жизни и социальной справедливости. Их работы, наряду с работами новых авторов, гарантируют, что традиция останется живой и актуальной в 21 веке. «Сезон ураганов» Фернанды Мельчор — фантастический роман, оказавший значительное влияние на современную мексиканскую литературу. Благодаря убедительному повествованию и исследованию социальных проблем книга получила признание критиков и внесла свой вклад в продолжающиеся литературные дискуссии.
Введение
[ редактировать ]
Литература Мексики имеет свои предшественники в литературе коренных народов Мезоамерики и литературных традициях Испании . С приходом испанцев новая литература стала производиться через метисов , что уступило место периоду креолизации литературы в недавно созданном вице-королевстве Новой Испании . Литература Новой Испании находилась под сильным влиянием испанского Возрождения , которое было представлено во всей испанской литературе того времени, а местные произведения также включали многочисленные термины, обычно используемые в жаргоне вице-королевства, и некоторые темы, обсуждавшиеся в произведениях этот период сформировал своеобразный вариант испанской литературы, производимой в Мексике.
В колониальную эпоху Новая Испания была домом для писателей эпохи барокко , таких как Бернардо де Бальбуэна , Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора , Хуан Руис де Аларкон , Франсиско де Кастро , Луис Сандовал Сапата , Сор Хуана Инес де ла Крус , Диего де Рибера и Рафаэль Ландивар. . На пути к независимости новая волна писателей дала начальную борьбу за эмансипацию национальной литературы от литературы Испанского полуострова: Диего Хосе Абад , Франсиско Хавьер Алегри и монах Сервандо Тереза де Миер .

К концу колониального правления в Новой Испании появились такие личности, как Хосе Хоакин Фернандес де Лисарди , Эль Перикильо Сарньенто, который считается эмблемой мексиканской литературы и первым современным романом, написанным в Америке. Ко второй половине того же века появились такие работы, как Los mexicanos pintados por sí mismos , книга о манерах , которая дает приблизительное представление о том, как интеллектуалы того времени видели остальных своих соотечественников. К концу века, при правительстве Порфирио Диаса , мексиканские писатели склонялись к доминирующим европейским тенденциям того времени.

В честь столетия независимости Мексики был запущен литературный проект Antologia del Centenario , целью которого было собрать авторов первых ста лет существования Мексики. Он был сокращен, и только первый том был опубликован в двух томах, в основном состоящих из сборника стихов. Поэтами того времени были монах Мануэль де Наваррете , Фернандо Кальдерон , Игнасио Родригес Гальван . Среди известных модернистов того времени были Амадо Нерво и Мануэль Гутьеррес Нахера . Другими известными авторами того времени были Луис Г. Урбина , Эфрен Реболледо , Хосе Хуан Таблада , Энрике Гонсалес Мартинес и Рамон Лопес Веларде .
Появление мексиканской революции способствовало развитию журналистского жанра. После окончания гражданского конфликта тема Революции стала темой многих романов, рассказов и пьес, таких как Мариано Асуэла или Родольфо Усильи . Эта тенденция станет предшественником расцвета «революционной литературы», которая нашла воплощение в творчестве таких писателей, как Розарио Кастельянос или Хуан Рульфо . Литература на коренные народы, целью которой было изобразить мысли и жизнь коренных народов Мексики, росла вместе с этой революционной литературой, хотя, по иронии судьбы, ни один из писателей не был коренным народом. Среди наиболее известных авторов- аборигенов того времени были Мигель Анхель Менендес Рейес , Рикардо Посас и Франсиско Рохас Гонсалес .
В качестве альтернативы этой основной литературе в стране развивались и другие литературные стили, причем менее известные течения находились за пределами основного внимания. Среди них estridentistas (1920-е годы), в которые входили такие авторы, как Аркелес Вела и Мануэль Мэйплс Арсе . Еще одним важным движением в литературной истории страны была группа интеллектуалов, известная как Los Contemporáneos (1930-е годы), которая объединила таких фигур, как журналист Сальвадор Ново , и таких поэтов, как Ксавье Вильяуррутиа и Хосе Горостиса .
Во второй половине 20 века мексиканская литература разделилась на темы, стили и жанры. Появились новые группы, такие как «Литература де ла Онда» (1960-е), которые стремились создавать городскую, сатирическую и бунтарскую литературу; среди представленных авторов были Парменид Гарсиа Салданья и Хосе Агустин ; появился еще один литературный стиль под названием Инфрареализм (1970-е), который стремился «вышибить мозги официальной культуре»; Культурная мафия (1960-е годы) состояла из Карлоса Фуэнтеса, Сальвадора Элизондо , Хосе Эмилио Пачеко, Карлоса Монсивайса , Инес Арредондо , Фернандо Бенитеса и других. В 1990 году Октавио Пас стал единственным на сегодняшний день мексиканцем, получившим Нобелевскую премию по литературе .
Доколумбовая литература
[ редактировать ]
Хотя народы Мезоамерики разработали системы письменности, они не часто использовались для сохранения своей литературы. Большинство мифов и литературных произведений коренных народов Мексики передавалось устно. Народы Мезоамерики, несмотря на развитую систему письма, использовали преимущественно пиктографические и логослоговые формы, а не фонетическое письмо. Среди этих выражений кодексы Группы Борджиа рассматриваются некоторыми учеными как исключительные художественные и литературные произведения. Хотя среди ученых существуют разногласия, общепринято, что центральный раздел Кодекса Борджиа содержит повествование, связанное с созданием Вселенной, хотя альтернативная гипотеза предполагает, что он может изображать серию ритуалов с неясной целью.
Помимо Кодекса Борджиа, микстекские кодексы Беккера 1, Нуталла и Коломбино изображают жизнь героя-правителя 8-Венадо и его усилия по объединению народа миштеков. Другая важная рукопись, Кодекс Ботурини или «Полоса паломничества», описывает главы миграции мексиканцев из северной Мексики к их окончательному поселению на озере Тескоко. Однако стоит отметить, что некоторые ученые утверждают, что Кодекс Ботурини является копией более старого неопознанного документа, созданного на ранних этапах Завоевания.
В богатом культурном наследии древней Мексики множество керамических артефактов, резьбы по камню, стел и монолитов свидетельствуют об исторических, мифо-генеалогических, космогонических и легендарных повествованиях. Примечательно, что народы ольмеки, тольтеки, майя, науа и миштеки создали замечательные произведения искусства, которые поражают воображение.
Ольмеки, которых часто считают основателями сложных цивилизаций в Мезоамерике, связаны с древнейшим известным каменным письмом. Среди их реликвий гравийная глыба под названием «Блок де Каскахаль» на испанском языке украшена глифами и датирована радиоуглеродом примерно 3000 лет назад, что делает ее важной археологической находкой. Это открытие проливает свет на раннее развитие письменной коммуникации в регионе, подчеркивая сложные культурные достижения ольмеков.

Мы знаем, что одним из занятий, которое должно было доминировать среди новичков жрецов среди мексиканцев, было запоминание лирических произведений или мифологии своего народа. [1]
Некоторые из этих произведений были навсегда зафиксированы путем записи их с помощью латинского алфавита, который миссионеры XVI века использовали для расшифровки информации, полученной ими от коренных жителей. Современные ученые, такие как Анхель Мария Гарибай К. и Мигель Леон-Портилья , перевели эти работы, которые когда-то были разбросаны по нескольким текстам, и воссоединили или рассмотрели эти работы в таких публикациях, как « Visión de los vencidos. Relaciones indígenas de la Conquista ». или « История литературы науатля » .

Работы испанских миссионеров в центральной Мексике способствовали сохранению устной традиции народов, говорящих на науатле, записывая их на бумаге с помощью латинского алфавита. связи с этим были сохранены и переданы потомкам лирические произведения Акольмицтли Незауалькойотля (1402–1472), тлатоани Тескоко В , дав автору титул короля-поэта . Его произведения, наряду с произведениями других дворян народов науатлака Альтиплано , таких как Айокуан из Чалко-Атенко и Текаеуацин из Уэшоцинко , представляют собой крупнейший образец доколумбовых произведений и философских текстов, сохранившихся до наших дней.
Есть также меньшие запасы литературы постклассической эпохи, обнаруженные у других народов, таких как пурепеча , сапотеки и миштеки . Случай с миштеками особенный, поскольку четыре кодекса сохранились , которые привели к подходу к изучению истории этого народа под отпечатком Восьми Оленей , Лорда Тутутепека и Тилантонго . В мире майя сохранились фрагменты, называемые Книгами Чилам Балама .
Другая хорошо известная доколумбовая литература — это литература народа киче , который не населял нынешнюю территорию Мексики, а жил на территории нынешней Гватемалы. Пополь Вух (Книга советов) была написана на языке киче и включает в себя два космогонических мифа майя: сотворение мира и падение Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу , подземный мир майя.
За пределами Мезоамерики Артуро Варман выдвинул гипотезу о том, что стихи, исполняемые музыкантами яки и майо во время исполнения Данса дель Венадо, берут свое начало еще в доколумбовые времена и сохранились до наших дней с очень небольшими изменениями с тех пор.
Среди процветавшей доиспанской литературы:
- Эпическая поэзия, в которой рассказывается о жизни известных людей, таких как Топильцин Кетцалькоатль , основании городов и паломничества племен.
- Лирическая поэзия религиозного, военного или философского контекста.
- Драматическая поэзия, в которой смешались элементы музыки и танца, как праздник Тескатлипоки .
- Историческая проза и дидактические генеалогии, а также пословицы под названием Huehuetlatolli («Изречения древних»).
Испанский колониальный период
[ редактировать ]
В колониальной литературе Мексики можно выделить несколько периодов. Первый период связан с историческим моментом завоевания, о нем имеется множество хроник и писем.
16 век
[ редактировать ]
Влияние тем коренных народов в литературе Новой Испании проявляется во включении многих терминов, обычно используемых в общем местном языке жителей колониальной Мексики, а также в некоторых темах, затрагиваемых в произведениях того периода, которые отражали местные взгляды. и культуры. В этот период в Новой Испании проживали такие писатели, как Бернардо де Бальбуэна .
В колониальной литературе Мексики можно выделить несколько периодов. Первые образцы литературы связаны с историческим моментом завоевания, колонизационными хрониками и письмами.Произведения и писатели:
- Маршрут флота католического короля на остров Юкатан [...] , вероятно, составлен Хуаном Диасом (1480–1549).
- Список некоторых вещей, которые произошли с Эрнаном Кортесом [...] Андреса де Тапиа (1498? -1561)
- Письма о взаимоотношениях Эрнана Кортеса (1485–1547)
- Правдивая история завоевания Новой Испании Берналем Диасом дель Кастильо (1492–1584).
- Общая история вещей Новой Испании Монах Бернардино де Саагун (1499–1590)
- История Индии, Очень краткий отчет о разрушении Индии, Апологетическая история [...] и т. д. Брат Бартоломе де лас Касас (1484–1566)
- Всеобщая история Индии, Завоевание Мексики Франсиско Лопесом де Гомара (1511–1566).
- Древности Новой Испании , Франсиско Эрнандес (1517–1578).
- Отчет о вещах юкатанского монаха Диего де Ланда (1524–1579).
- Мексиканские хроники и хроники Мексикайотля Фернандо Альварадо Тесосомока (ок. 1525 – ок. 1610)
- История Тласкалы ( Диего Муньоса Камарго ок. 1530 – ок. 1600)
- История Чичимеки Фернандо де Альва Кортес Иштлильшочитль (1568? -1648)
- Общая история Вест-Индии и частная история провинции Чьяпа и Гватемала монаха Антонио де Ремесаль.
- Франсиско Сервантес де Саласар (1514?-1575). Родился в Испании, был профессором риторики, а затем ректором Мексиканского университета, автором « Хроники Новой Испании» и таких стихотворений, как «Túmulo Imperial» и «Latinos Diálogos » (по примеру Хуана Луиса Вивеса ) на мексиканские темы для преподавания Латинский.
- Гутьерре де Цетина (1520 – ок. 1567). Родился в Испании, жил и умер в Мексике. Его поэзия возникла еще до его пребывания в Мексике, но, весьма вероятно, существует множество пьес его авторства.
- Бернардо де Бальбуэна (1562–1627). Родился в Испании, окончил Мексиканский университет , автор книги Grandeza mexicana (Мексиканское величие).
- Монах Луис де Фонсалида, автор «Диалогов или коллоквиумов на мексиканском языке между Девой Марией и Архангелом Святым Гавриилом».
- Брат Луис Рак, автор книги «Несколько песен на сапотекские стихи».
- Пласидо Франсиско, принц Тепанека, автор «Песнь о явлениях Девы Марии».
- Андрес де Олмос, драматург, автор книги «Представление конца света».
- Гаспар Перес де Вильягра (1555–1620). Родился в Пуэбле, участвовал в завоевании Нью-Мексико. Автор поэмы «История Новой Мексики» (1610 г.) и нескольких печатных мемориалов.
- Франсиско де Террасас . Первый известный поэт, родившийся в Новой Испании .
17 век
[ редактировать ]

В этот период особенно процветал мексиканский вариант литературы барокко . Многие из самых известных авторов века достигли переменного успеха в области литературных игр , создав такие произведения, как анаграммы , эмблемы и лабиринты . Были известные авторы поэзии, лирики, повествования и драмы. Литература барокко в Новой Испании следовала рекам испанских писателей Гонгоры и Кеведо. Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора , Хуан Руис де Аларкон , Сор Хуана Инес де ла Крус и Диего де Рибера были крупными представителями мексиканской литературы этого периода.
Наиболее известные авторы:
- Ариас Вильялобос . Он написал «Историю Мексики в кастильских стихах», повествовательную поэзию.
- Бернардино де Льянос . Родился в Испании, был известен своими пьесами и литературными прихотями.
- Диего де Рибера . Автор описательных стихов о природе и искусстве.
- Хуан Ортис де Торрес и Жером Бесерра . Драматурги.
- Хосе Лопес Авилес Я написал «Пайо Энрикес», биографию в стихах.
- Матиас Боканегра , автор «Canción la vista de un desengaño».
- Мария Эстрада Мединилья и сестра Тереза де Кристо выступали в качестве чтецов на гражданских и религиозных церемониях.
- Фернандо де Кордова и Боканегра (1565–1589). Он родился в Мехико и умер в Пуэбле. Он написал «Песнь Божественной Любви» и «Песнь Святейшему Имени Иисуса» .
- Хуан де Гевара родился в Мексике и был известным лириком.
- Хуан Руис де Аларкон (1581–1639).
- Сестра Хуана Инес де ла Крус (1651–1695).
- Мигель де Гевара (ок. 1586 – после 1646). Монах -августинец из Мичоакана, владеющий «языком коренных народов». Его рукопись, датированная 1638 годом, включает, среди других стихов, такие сонеты , как No me mueve mi Dios para quererte... .
- Антонио де Сааведра Гусман (?-¿? Опубликовано в 1599 г.). Автор стихотворения «Индийский сапсан» , восхваляющего Эрнана Кортеса.
- Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора (1645–1700).
- Франсиско де Террасас (? - ?, он был жив между 1525 и 1600 гг.). Родившийся в Мексике, недалеко от Кортеса, его работы были оценены Мигелем де Сервантесом , как и в «Галатее» . фрагменты его стихотворения Conquista y Mundo Nuevo . Сохранились
18 век
[ редактировать ]
К концу колониального периода появились такие важные фигуры, как Хосе Хоакин Фернандес де Лизарди , чей «Эль Перикильо Сарниенто » считается символом мексиканского пикареска наряду с другими его романами, такими как «Кихотита и су Прима» и «Дон Катрин дела Фаченда», представлявшие первые романы. написано в Америке .
Среди иллюстрированных писателей и классиков были:
- Диего Хосе Абад (1727–1779)
- Франсиско Хавьер Алегре (1729–1788)
- Франсиско Хавьер Клавихеро (1731–1787)
- Рафаэль Ландивар (1731–1793)
- Хосе Мариано Беристейн (1756–1817)
- Хосе Хоакин Фернандес де Лисарди (1776–1827), также известный как «мексиканский мыслитель».
- Брат Сервандо Тереза де Миер (1765–1827)
Писатели независимой Мексики (19 век)
[ редактировать ]
Из-за политической нестабильности XIX века в Мексике, уже независимой стране, произошел упадок не только в литературе, но и в других искусствах. Во второй половине XIX века мексиканская литература оживилась благодаря таким произведениям, как « Los Mexicanos Pintados Por Si Mismos» , книге, которая дает нам приблизительное представление о том, как интеллектуалы того периода видели своих современников. К концу века мексиканские писатели переняли общие тенденции того периода. Двумя выдающимися поэтами-модернистами являются Амадо Нерво и Мануэль Гутьеррес Нахера .
В 19 веке существовало три основных литературных направления: романтизм , реализм-натурализм и модернизм .
Писатели-романтики собирали вокруг себя сотни объединений; среди наиболее важных Латеранская Академия , основанная в 1836 году ( Хосе Мария Лакунца , Гильермо Прието , Мануэль Карпио , Андрес Кинтана Роо Хосе Хоакин Песадо , Игнасио Родригес Гальван (Игнасио Рамирес). , ( Игнасио Мануэль Альтамирано , Мануэль Акунья , Мануэль М. Флорес ) ), как Хосе Мануэль Мартинес де Наваррете , Винсент Рива Палас , Хоакин Аркадио Каспиан , Джаст Сьерра и Мануэль Хосе Отон.
Позже, на подъеме позитива, эстетический вкус изменился. Среди реалистов и натуралистов мексиканские писатели были Луис Г. Инклан , Рафаэль Дельгадо , Эмилио Рабаса , Хосе Томас де Куэльяр , Федерико Гамбоа и Анхель де Кампо .
В рамках модернистского сверхчеловека, своеобразной литературной революции в Латинской Америке, произошли многочисленные метрические и рифмованные новации, возрождение устаревших форм и главным образом символических находок. Между 1895 и 1910 годами Мексика стала центром модернистской деятельности; среди известных писателей были Мануэль Гутьеррес Нахера , Энрике Гонсалес Мартинес , Сальвадор Диас Мирон и Амадо Нерво .
Эссеисты
[ редактировать ]
- Лукас Аламан (1792–1853)
- Серапио Бакейро Баррера (1865–1940)
- Мануэль Гутьеррес Нахера (1859–1895).
- Антонио Менендес де ла Пенья (1844–1912).
- Родольфо Менендес де ла Пенья (1850–1928).
- Хусто Сьерра Мендес (1848–1912).
- Хосе Васконселос (1882–1959).
Писатели и авторы рассказов
[ редактировать ]
- Игнасио Мануэль Альтамирано (1834–1893).
- Анхель дель Кампо (1868–1908).
- Флоренсио Мария дель Кастильо (1828–1863).
- Хосе Томас де Куэльяр (1830–1894).
- Рафаэль Дельгадо (1853–1914).
- Федерико Гамбоа (1864–1939).
- Грегорио Лопес (1897–1966).
- Мануэль Пайно (1810–1894).
- Гильермо Прието (1818–1897).
- Висенте Рива Паласио (1832–1896)
- Хосе Рубен Ромеро (1890–1952).
- Викториано Саладо Альварес (1867–1931).
- Ярмарка Сьерра О'Рейли (1814–1861).
- Франсиско Хавьер Морено (1895–1961).
Поэты
[ редактировать ]
- Мануэль Акунья (1849–1873).
- Мануэль Карпио (1791–1860).
- Сальвадор Диас Мирон (1853–1928).
- Энрике Гонсалес Мартинес (1871–1952).
- Энрике Гонсалес Ред (1899–1939).
- Мануэль Гутьеррес Нахера (1858–1895).
- Ренато Ледюк (1898–1986).
- Рафаэль Лопес (1873–1943).
- Рамон Лопес Веларде (1888–1921).
- Амадо Нерво (1870–1919).
- Мануэль Хосе Отон (1858–1906).
- Хуан де Диос Песа (1852–1910).
- Эфрен Реболледо (1877–1929).
- Альфонсо Рейес (1889–1959).
- Хосе Хуан Таблада (1871–1945).
- Луис Г. Урбина (1864–1934).
- Granade Miriam (1995)
- Арианна Альварес (2001)
Современные писатели (20 и 21 века)
[ редактировать ]Начало мексиканской революции способствовало развитию журналистского жанра. После окончания гражданского конфликта тема Революции появилась в романах, рассказах и пьесах Мариано Асуэлы и Родольфо Усильи . Эта тенденция предвосхищала расцвет националистической литературы, которая оформилась в произведениях таких писателей, как Розарио Кастельянос и Хуан Рульфо . Появилась также «туземная литература», претендующая на изображение жизни и мышления коренных народов Мексики, хотя, по иронии судьбы, ни один из авторов этого движения не был коренным народом. Среди них Рикардо Посас и Франсиско Рохас Гонсалес выделяются .
Также возникли менее массовые движения, такие как « Эстридентисты », в число фигур которых входят Аркелес Вела и Мануэль Мэйплс Арсе (1920-е). Другие литературные движения включают движение Los Contemporáneos , которое было представлено такими писателями, как Сальвадор Ново , Ксавье Вильяуррутиа и Хосе Горостиса . К концу 20-го века мексиканская литература стала разнообразной по темам, стилям и жанрам. В 1990 году Октавио Пас стал первым мексиканцем — и до этого момента единственным — получившим Нобелевскую премию по литературе . [2]
В период с 1900 по 1914 год продолжал доминировать модернизм в поэзии и прозе, реализм и натурализм. В этот период жили представители литературы 19 века и представители молодежи Атенео .
С 1915 по 1930 год существовало три направления: стилистическое обновление, вобравшее в себя влияние европейского авангарда ( эстридентизм (Мануэль Мэйплс Арсе, Герман Лист Арзубиде, Аркелес Вела) и «Современники» ), группа писателей, возобновивших колониальную тематику ( Ксавье Вильяуррутиа , Хайме Торрес Боде , Хорхе Куэста , Хосе Горостиса , Сальвадор Ново ) и другие, начавшие публикацию, называют «романы Революции» (самые известные — «Андердоги » Мариано Асуэлы ): Мартин Луис Гусман , Рафаэль Муньос , Эриберто Фриас , Хорхе Ферретис , Нелли Кампобелло .
До середины 1940-х годов были авторы, которые продолжали реалистическое повествование, но также достигли своего пика в индейских романах и размышлениях о себе и национальной культуре. Появились два новых поэтических поколения, сгруппировавшиеся вокруг журналов Taller y Tierra Nueva .
С публикацией » Агустина Яньеса в « Аль фило дель воды 1947 году началось то, что мы называем «современным мексиканским романом», включающим в себя новаторские методы, влияние американских писателей, таких как ( Уильям Фолкнер и Джон Дос Пассос ), и европейские влияния ( Джеймс Джойс и Франц Кафка ), а в 1963 году — доселе известная своими статьями в газетах и журналах и своим прекрасным театром «Елена Гарро» , изданная которой стала инициатором латиноамериканского бума и основоположником жанра, известного как «магический реализм»: романа « Воспоминания ». «Грядущее» , вдохновившее колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса на написание его самого знаменитого произведения «Сто лет одиночества» . Хотя в период с 1947 по 1961 годы преобладали рассказчики (Арреола, Рульфо, Фуэнтес), затем появились такие поэты, как Рубен Бонифас Нуньо и Росарио Кастельянос (также рассказчик).
В 1960 году была издана антология La espiga amotinada , в которой объединилась основная группа поэтов: Хуан Бануэлос, Оскар Олива, Хайме Аугусто Шелли, Эраклиус Сепеда и Хайме Лабастида. Литературные журналы были одним из основных средств распространения писателей, поэтому многие из них склонны группировать под названиями журналов, в которых они действовали. «Блудного сына» Режиссером выступил Ксавье Вильяуррутиа, группа Los Contemporaneos , у которой Октавио Пас был крутым помощником. Октавио Пас после ухода основал газету «Эксельсиор» , журнал под названием «Вуэльта» , который на протяжении многих лет руководил национальной культурой, в основном после смерти Мартина Луиса Гусмана в 1976 году.

После смерти Октавио Паса группа его авторов попыталась открыть журнал, но молодой журнал Letras libres не смог добиться признания Вуэльты .В 1979 году Габриэль Заид произвел перепись поэтов, опубликованную в его антологии « Ассамблея молодых поэтов Мексики» ; среди тех, кто был включен, были такие поэты, как Эдуардо Уртадо , Альберто Бланко , Корал Брачо , Эдуардо Касар , Эдуардо Лангань , Мануэль Уласия , Висенте Кирарте , Виктор Мануэль Мендиола , Данте Медина , Вероника Волков , Перл Шварц , Хайме Морено Вильярреал и Франсиско Сеговия. . Эти и другие включенные в него авторы составляют в настоящее время группу авторов, находящихся на пике его литературной карьеры. Большинство работало на Вуэльте .Среди современных известных мексиканских поэтов Эльза Кросс и Эфраин Бартоломе .
Под влиянием средств массовой информации, социальных сетей и Интернета поколение, родившееся в 80-х и 90-х годах, демонстрирует сильную склонность к литературе, которая находит выражение в различных цифровых и печатных медиа-платформах, таких как блоги, интернет-страницы, цифровые и печатные журналы. и электронные книги. Влияние этого поколения на литературный ландшафт до сих пор сложно проследить. Тем не менее, их присутствие очевидно благодаря появлению школ литературного творчества, созданных в последние десятилетия, в том числе Universidad del Claustro de Sor Juana (UCSJ), Casa Lamm, Centro Morelense de las Artes (CMA), Sociedad General de Escritores de México (Sogem). и Escuela Mexicana de Escritores (EME).
Среди этого огромного и динамичного поколения молодых и плодовитых писателей некоторые люди привлекли внимание своим литературным вкладом. Среди них Фернанда Мельчор, Мерседес Альварадо, Мартин Ранхель, Альдо Висенсио, Даво Вальдес, Иван Крус, Хуан Андрес Эррера, Виктор Ибарра (известные под псевдонимами Генкидама Ню и Врайукс Дорос), Таня Каррера, Хоана Медельин Эрреро, Таня Лангарика, Ицель. Наелли Паласиос, Андреа Чавес, Рохо Кордова, Яшкин Мельчи, Карлос Атл и многие другие. Хотя полная степень их влияния еще предстоит определить, эти люди представляют собой активную и видимую грань этого огромного поколения начинающих писателей.
Эссеисты
[ редактировать ]- Хорхе Куэста (1903–1942)
- Херман Дехеса (1944–2010)
- Рикардо Гарибай (1923–1999)
- Марго Гланц (1930–)
- Мануэль Эрнандес Гомес (1950–)
- Хьюго Хириарт (1942–)
- Карлос Монсивайс (1938–2010)
- Октавио Пас (1914–1998)
- Оскар Рене Крус Олива (1933–)
- Серджио Питол (1933–2018)
- Елена Понятовская (1932–)
- Висенте Кирарте (1954–)
- Альфонсо Рейес (1889–1959)
- Гильермо Самперио (1948–)
- Сара Сефчович (1949–)
- Карлос Дж. Сьерра (1933–)
- Габриэль Зайд (1934–)
Писатели и авторы рассказов
[ редактировать ]- Авраам Ниссан (1969–)
- Андрес Акоста (1964–)
- Хосе Агустин (1944–)
- Гомер Ариджис (1940–)
- Инес Арредондо (1928–1989)
- Хуан Хосе Арреола (1918–2001)
- Рене Авилес Фабила (1940–)
- Рене Авилес Рохас (1911–1979)
- Мариано Асуэла (1873–1952)
- Марио Беллатин (1960–)
- Кармен Бултон (1954–)
- Хуан де ла Кабада Вера (1901–1986)
- Нелли Кампобелло (1900–1986)
- Розарио Кастелланос (1925–1974)
- Хосе де ла Колина (1934)
- Alberto Chimal (1970)
- Леонардо да Джандра (1951–)
- Ампаро Давила (1928)
- Гуадалупе Дуэньяс (1920–2002)
- Сальвадор Элизондо (1932–2006)
- Беатрис Зеркало
- Лаура Эскивель (1950–)
- Уильям Фаданелли (1963–)
- Дж. М. Сервин (1962)
- Бернардо Фернандес
- Хорхе Ферретис (1902–1962)
- Эриберто Фриас (1870–1925)
- Карлос Фуэнтес (1928–2012)
- Серджио Галиндо (1926–1993)
- Хуан Гарсиа Понсе (1932–2003)
- Парменид Гарсиа Салданья (1944–1982)
- Иисус-Хранитель (1939–2000)
- Рикардо Гарибай (1923–1999)
- Елена Гарро (1916–1998)
- Хосе Луис Гонсалес (1926)
- Мартин Луис Гусман (1887–1977)
- Андрес Хенестроса (1906–2008)
- Юрий Эррера (1970–)
- Хорхе Ибаргуэнгойтиа (1928–1983)
- Ксавье Икаса (1892–1969)
- Патрисия Лоран Куллик (1962–)
- Моника Лавин (1955–)
- Альфредо Леаль (1985)
- Висенте Леньеро (1933–2014)
- Валерия Луизелли (1983–)
- Маурисио Магдалено (1906–1986)
- Анхелес Мастретта (1949–)
- Элмер Мендоса (1949–)
- Мигель Анхель Менендес Рейес (1904–1982)
- Томас Мохарро (1932)
- Рафаэль Муньос
- Жилберто Оуэн (1904–1952)
- Хосе Эмилио Пачеко (1939–2014)
- Фернандо дель Пасо (1935–2018)
- Серджио Питол (1933)
- Херардо Орасио Поркайо (1966–)
- Мария Луиза Пуга (1944–2004)
- Рафаэль Рамирес Эредиа (1942–2006)
- Кристина Ривера Гарса (1964–)
- Серхио-Хесус Родригес (1967)
- Октавио Родригес Араужо (1941)
- Хосе Ревуэльтас (1914–1976)
- Марта Роблес (1949–)
- Бернардо Руис (1953–)
- Хуан Рульфо (1918–1986)
- Рафаэль Сааведра (1967–2013)
- Дэниел Сада (1953–2011)
- Альберто Руй Санчес (1951)
- Густаво Сайнс (1940)
- Гильермо Самперио (1948–)
- Федерико Шаффлер
- Маурисио-Хосе Шварц (1955–)
- Энрике Серна (1959–)
- Хорди Солер (1963–)
- Херардо де ла Торре (1938)
- Дэвид Тоскана (1961–)
- Хуан Товар (1941)
- Elman Trevizo (1981)
- Габриэль Трухильо
- Эдмундо Валадес (1915–1994)
- Аркелес Вела (1899–1977)
- Ксавье Веласко (1964–)
- Хуан Пабло Вильялобос (1973–)
- Хуан Виллоро (1956–)
- Жозефина Висенс (1911–1988)
- Джаницио Вильямар (1969–)
- Хорхе Вольпи (1968)
- Агустин Яньес (1904–1980)
- Хосе Луис Сарате (1966–)
- Ираклий Зепеда (1937)
- Херардо Арана (1987–2012)
Поэты
[ редактировать ]
- Гризельда Альварес (1913–2009)
- Гваделупе Лав (1918–2000)
- Омеро Ариджис (1940–)
- Список Херман Арзубиде (1898–1998)
- Хуан Бануэлос (1932–)
- Эфраин Бартоломе (1950–)
- Хосе Карлос Бесерра (1936–1970)
- Абигаэль Бооркес (1936–1995)
- Рубен Бонифас Нуньо (1923–2013)
- Андрес Кастуэра-Мишер (1976)
- Али Чумасеро (1918–2010)
- Оскар Кортес Тапиа (1960–)
- Хорхе Куэста (1903–1942)
- Херардо Дениз (1934–2014)
- Хосе Горостиса (1901–1973)
- Даниэль Гутьеррес Педрейро (1964–)
- Франсиско Эрнандес (1946–)
- Эфраин Уэрта (1914–1982)
- Дэвид Уэрта (1949–)
- Мартин Хименес Серрано (1967)
- Хайме Лабастида (1939–)
- Рикардо Лопес Мендес (1903–1989)
- Теди Лопес Миллс (1959–)
- Мануэль Мэйплс Арсе (1898–1981)
- Яшкин Мельчи Рамос (1985–)
- Кармен Мондрагон «Науи Олин» (1893–1978)
- Марко Антонио Монтес де Ока (1932–2008)
- Оскар Олива (1938–)
- Хосе Эмилио Пачеко (1939–2014)
- Хелена Пас Гарро (1939–2014)
- Октавио Пас (1914–1998)
- Карлос Пеллисер (1899–1977)
- Хайме Сабинс (1926–1999)
- Хайме Аугусто Шелли (1937)
- Хавьер Сицилия (1956–)
- Конча Уркиса (1910–1945)
- Ксавье Вильяуррутиа (1903–1950)
- Эраклио Сепеда (1937–2015)
- Арианна Альварес (2001)
Драматурги
[ редактировать ]- Уго Аргуэльес (1932–2003)
- Гомер Ариджис (1940–)
- Луис Дж. Басурто (1920–1990)
- Сабина Берман (1955–)
- Эмилио Карбаллидо (1925–2008)
- Андрес Кастуэра-Мишер (1976)
- Елена Гарро (1916–1998)
- Рикардо Гарибай (1923–1999)
- Мигель Анхель Тенорио (1954–1)
- Луиза Хосефина Эрнандес (1928–)
- Висенте Леньеро (1933–)
- Оскар Лиера (1946–1990)
- Карлос Олмос (1947–2003)
- Хосе Лоренцо Канчола (1962–)
- Виктор Гюго Раскон Банда (1948–2008)
- Гильермо Шмидхубер (1943–)
- Хуан Товар (1941–)
- Луис Марио Монкада (1963–)
- Родольфо Усигли (1905–1980)
- Ксавье Вильяуррутиа (1903–1951)
Историки
[ редактировать ]
- Альфонсо Юнко
- Карлос Антонио Агирре Рохас (1954–)
- Карлос Перейра
- Карлос Альвеар Асеведо
- Эдуардо Бланкель
- Гильермо Бонфил Баталья (1935–1991)
- Виктор Мануэль Кастильо Фаррерас (1932–)
- Даниэль Косио Вильегас (1898–1976)
- Марта Фернандес
- Мариано Куэвас
- Хосе Фуэнтес Марес (1918–1986)
- Адольфо Гилли
- Пилар Гонсальбо Айзпуру
- Лукас Аламан
- Луис Гонсалес и Гонсалес (1925–2003)
- Луис Гонсалес Обрегон
- Энрике Краузе (1947–)
- Мигель Леон-Портилья (1926–)
- Альфредо Лопес Остин (1936–)
- Леонардо Лопес Лухан (1964–)
- Хорхе Альберто Манрике
- Франсиско Мартин Морено (1946–)
- Альваро Матуте Агирре
- Маргарита Менегус
- Альфонсо Мендиола
- Жан Мейер (1942–)
- Лоренцо Мейер (1942–)
- Хуан Миральес (1930–2011)
- Могуэль Жозефина Флорес (1952–)
- Эдмундо О'Горман (1906–1995)
- Эктор Перес Мартинес (1906–1948)
- Константино Рейес-Валерио (1922–2006)
- Антонио Рубиал
- Рафаэль Товар и Тереза
- Гильермо Товар и Тереза
- Пако Игнасио Тайбо II
- Кристина Пачеко Торалес
- Элиза Варгас Луго
- Боливар Сапата
- Хосе Давид Гамбоа
- Вито Алессио Роблес
Хронология
[ редактировать ]Почему вы не пошли в полицейский участок? Ни в коробке, ни в куикатле! Мне остается только оставить подобные погибающим цветам? Хоть цветы, хоть песни! |

Присуждена Национальная премия в области искусств и наук
[ редактировать ]Языкознание и литература
[ редактировать ]Языкознание и литература
- 2014: Долорес Кастро
- 2011: Дэниел Сейчас
- 2010: Маруша Вилальта
- 2005: Карлос Монсивайс
- 2004: Марго Гланц
- 2002: Елена Понятовская
- 2001: Висенте Леньеро
- 2000: Margit Frenk
- 1995: Хуан Мигель Лопе Бланш
- 1993: Серхио Питол
- 1988: Эдуардо Лизальде
- 1987: Али Чумасеро
- 1986: Рафаэль Солана
- 1985: Марко Антонио Монтес де Ока
- 1984: Карлос Фуэнтес Масиас
- 1983: Хайме Сабинс
- 1982: Элиас Нандино
- 1981: Маурисио Магдалено
- 1980: Хосе Луис Мартинес Родригес
- 1979: Хуан Хосе Арреола
- 1978: Фернандо Бенитес
- 1977: Октавио Пас
- 1976: (Ничья)
- 1975: Франсиско Монтерде
- 1974: Рубен Бонифас Нуньо
- 1973: Агустин Яньес
- 1972: Родольфо Усигли
- 1971: Даниэль Косио Вильегас
- 1970: Хуан Рульфо
- 1969: Сильвио Завала Вальядо
- 1968: Хосе Горостиса
- 1967: Сальвадор Ново Лопес
- 1966: Хайме Торрес Боде
- 1965: Анхель Мария Гарибай
- 1964: Карлос Пельисер Камара
- 1958: Мартин Луис Гусман
- 1949: Мариано Асуэла Гонсалес
- 1946: Альфонсо Рейес
- 1935: Грегорио Лопес-и-Фуэнтес
История, социальные науки и философия
[ редактировать ]
История, социальные науки и философия
- 2007: Пилар Гонсальбо Айзпуру и Эдуардо Матос Моктесума
- 1997: Родольфо Ставенхаген
- 1986: Луис Виллоро Торанцо
- 1985: Альфонсо Норьега Канту
- 1984: Пабло Гонсалес Казанова
- 1983: Луис Гонсалес и Гонсалес
- 1982: Гектор Фикс Самудио
- 1981: Мигель Леон-Портилья
- 1980: Леопольдо Зеа Агилар
- 1979: Гонсало Агирре Бельтран
- 1978: Марио де ла Куэва
- 1977: Виктор Л. Уркиди Бингэм
- 1976: Эдуардо Гарсиа Майнес
- 1962: Хесус Сильва Херцог
- 1960: Альфонсо Касо
Награды
[ редактировать ]- Нобелевская премия по литературе : Октавио Пас
- Премия Мигеля де Сервантеса : Октавио Пас, Карлос Фуэнтес, Серхио Питол, Хосе Эмилио Пачеко , Елена Понятовска , Фернандо дель Пасо .
- Премия Нойштадта : Октавио Пас, Карлос Фуэнтес (кандидат), Омеро Ариджис (кандидат).
- Иерусалимская премия : Октавио Пас [4]
- Премия Альфонсо Рейеса : Октавио Пас, Хуан Хосе Арреола, Хосе Эмилио Пачеко, Али Чумасеро, Хосе Луис Мартинес, Рамон Хирау, Рубен Бонифас Нуньо
- Национальная премия по литературе : Октавио Пас, Серхио Питол, Хуан Рульфо, Карлос Монсивайс, Хуан Хосе Арреола, Марго Гланц, Елена Понятовска, Али Чумасеро, Висенте Леньеро, Мариано Асуэла, Альфонсо Рейес, Хайме Сабинс, Маруха Вилалта
- Международная премия Менендеса и Пелайо : Октавио Пас, Карлос Фуэнтес, Хосе Луис Мартинес
- Премия принца Астурийского : Карлос Фуэнтес, Хуан Рульфо
- Стипендия Гуггенхайма : Серхио Питол, Омеро Ариджис, Хуан Гарсиа Понсе, Альфредо Лопес Остин, Марго Гланц, Елена Понятовска, Фернандо дель Пасо, Висенте Леньеро, Рамон Хирау, Рубен Бонифас Нуньо, Леонардо Лопес Лухан
- Премия Ромуло Гальегоса : Карлос Фуэнтес, Елена Понятовска, Фернандо дель Пасо, Анхелес Мастретта
- Премия Федерико Гарсиа Лорки : Хосе Эмилио Пачеко
- Премия Хуана Рульфо : Серхио Питол, Карлос Монсивайс, Томас Сеговия, Хуан Хосе Арреола, Хуан Гарсиа Понсе
- Премия Октавио Паса : Томас Сеговия, Хосе Эмилио Пачеко
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Министр национальной обороны» . Sedena.gob.mx . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 1990 года» Нобелевская премия. Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ Версия и перевод на науатль появляются в Bernal, 1996. Леон-Портилья (1992: 171) отмечает, что это стихотворение появляется в рукописи Национальной библиотеки Мексики среди стихотворений Уэшоцинко (в настоящее время в штате Пуэбла ).
- ^ «Иерусалимская премия 1977 года достаётся Октавио Пасу, мексиканскому поэту» Еврейское телеграфное агентство. Проверено 18 февраля 2014 г.