Архитектура Мексики

Часть серии о |
Культура Мексики |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
Архитектура Мексики отражает влияние различных культур, регионов и периодов, которые сформировали историю и самобытность страны. В доколумбовую эпоху возникли отдельные стили, отражавшие различные культуры коренных народов Мексики , особенно в архитектуре Мезоамерики . В колониальную эпоху регион преобразовывался под воздействием сменяющих друг друга стилей Европы . Главным стилем этой эпохи было мексиканское барокко .
В независимой Мексике 19-го века иностранное архитектурное влияние привело к постепенному росту эклектизма , особенно во времена Порфириато . После Мексиканской революции возникло националистическое движение в искусстве , которое продвигало нео-мезоамериканские стили и возрождение новоиспанских стилей .
К середине 20-го века националистические архитектурные стили начали терять популярность по мере распространения международных архитектурных движений. Тем не менее, архитекторы той эпохи разрабатывали общественные и частные проекты, сочетающие в себе функционализм , регионализм и модернизм , чтобы создать характерный мексиканский стиль архитектуры. Самым известным среди этих архитекторов был Луис Барраган .
В современной Мексике рост глобализации привел к локализации международных движений, включая постмодерн , новую классику и неомодерн .
Доколумбовая архитектура
[ редактировать ]
В стране сделаны важные археологические находки остатков сооружений, построенных коренными народами Мексики. сложным ; Возникшие там мезоамериканские цивилизации развили сложную архитектуру, которая эволюционировала от упрощенных форм к на севере это проявилось в зданиях из самана и камня, многоэтажных домах, как в Пакиме , и пещерных жилищах Западной Сьерра-Мадре.
Монте-Альбан долгое время был резиденцией доминирующей политической власти в центральных долинах Оахаки , с момента упадка Сан-Хосе Моготе до упадка города, который произошел примерно в 9 веке. Родное название этого города, основанного сапотеками в позднем доклассическом периоде, до сих пор остается предметом дискуссий. По некоторым источникам, первоначальное имя было Дани Баа . Известно, однако, что местные микстеки называли город Юку куи (Зеленый холм) на своем языке .


Как и большинство великих городов Мезоамерики , Монте-Альбан был городом с многонациональным населением. На протяжении всей своей истории город поддерживал прочные связи с другими народами Мезоамерики, особенно с теотиуаканами в ранний классический период. [2] Город был покинут социальной элитой и большей частью остального населения в конце Фазы Xoo. Однако церемониальная ограда, составляющая комплекс археологических раскопок Монте-Альбан, была повторно использована миштеками в постклассический период. К этому времени политическая власть народа сапотеков была разделена между различными городами-государствами, включая Заахила , Ягул , Ламбитиеко и Теуантепек .
Майя, по-видимому, основали Лакам Ха около 100 г. до н.э., в период формирования (2500 г. до н.э. – 300 г. н.э.). [3] преимущественно как фермерская деревня, любимая многочисленными источниками и ручьями поблизости. Население Лакам Ха росло в ранний классический период (200–600 человек), поскольку он стал полноценным городом; в период поздней классики (600–900 гг.) он был столицей региона Бакаал («кости») в Чьяпасе и Табаско . Самые старые из обнаруженных построек были построены около 600 года.
Бакаал был важным центром цивилизации майя между V и IX веками, в течение которого он формировал различные, меняющиеся союзы и вел многочисленные войны со своими врагами. Не раз он заключал союз с Тикалем , другим великим городом майя того времени, чтобы сдержать распространение воинственного Калакмула , также называемого «Королевством Змея». Калакмуль выиграл две из этих войн, в 599 и 611 годах. Правители Бакаала утверждали, что их королевская родословная берет свое начало в далеком прошлом, а некоторые даже хвастались, что их генеалогия датируется сотворением мира, которое в мифологии майя произошло в 3114 году. Современные археологические теории предполагают, что первая династия их правителей, вероятно, принадлежала к ольмекской национальности.
Во время фазы Толлана город достиг наибольшего размера и численности населения. По оценкам некоторых авторов, площадь города Толлан-Шикокотитлан в то время составляла от 5 до 16 км . 2 с населением от 16 000 до 55 000 человек. [4] На этом этапе монументальное пространство, составляющее Тульскую археологическую зону, было консолидировано в двух пирамидальных основаниях, двух площадках для игры в мяч и нескольких дворцах, занятых элитой тольтеков. К этому времени Толлан-Шикокотитлан стал не только связующим звеном мезоамериканских коммерческих сетей, но и стал местом пребывания военно-теократической элиты, которая навязывала свое правление в различных частях Мезоамерики, будь то путем военных завоеваний или политического союза , или путем создания колоний в различных частях Мезоамерики. стратегические места.
Теотиуакан был внесен в список наследия ЮНЕСКО Всемирного в 1987 году. Археологические раскопки Теотиуакана продолжаются и по сей день и привели к постепенному увеличению качества и количества знаний об истории города; несмотря на это, такие важные факты, как его первоначальное название и этническая принадлежность его основателей, до сих пор неизвестны. Однако известно, что это было космополитическое место, благодаря документально подтвержденному присутствию групп с побережья Персидского залива или центральных долин Оахаки .
расположенный в современном городе одноименном Цинцунцан, , был церемониальным центром доколумбовой столицы тарасковского государства . Его руины расположены на большой искусственной платформе, высеченной на склоне холма Яуарато, с которой открывается великолепный вид на озеро Пацкуаро . Там к озеру обращены пять округлых пирамид, называемых «Якатас». На территории есть небольшой археологический музей.
Пуук стиль
[ редактировать ]
Стиль Пуук зародился в холмистой местности западного Юкатана в терминальный классический период. Основной метод строительства зданий Пуука – это бетонно-бутовый каркас, покрытый шпоном из тесаного камня. Некоторые отличительные архитектурные детали включают колонны на фасадах, камни в форме сапог в конструкции консольных сводов и простые нижние фасады с мозаичными верхними фасадами с масками бога дождя Чаака . [5]
Самым выдающимся городом, построенным в этом стиле, был Ушмаль . Другие известные места включают Кабах , Лабну и Сайил .
Здания Чичен-Ицы демонстрируют большое количество архитектурных и иконографических элементов, которые некоторые историки называют мексиканскими. Влияние культур центральной Мексики, смешанных со стилем Пуук верхнего полуострова, заметно в его классической архитектуре майя. Недавно было высказано предположение , что присутствие этих элементов в культурах Мексиканского нагорья было результатом массовой миграции или завоевания города майя группами тольтеков . Однако недавние исследования показывают, что они, возможно, были культурным выражением престижной и широко распространенной политической системы во время раннего постклассического периода в Мезоамерике .
Оазисамериканская архитектура
[ редактировать ]
Оазиамериканские народы, проживающие на территории нынешней северо-западной Мексики и юго-запада Соединенных Штатов, испытали архитектурное влияние в результате коммерческого обмена с Мезоамерикой, что привело к уникальному стилю строительства зданий в Америке. Архитектурные детали, свидетельствующие об этом обмене, включают наличие площадок для игры в мяч и вольеров для попугаев на оазиамериканских стоянках.
Пакиме был доисторическим поселением, имевшим культурное влияние на северо-западе Западной Сьерра-Мадре, большей части современного западного Чиуауа и некоторых районах нынешних штатов Сонора , Аризона , Юта , Колорадо и Нью-Мексико . По оценкам исследователей, население, вероятно, выросло примерно до 3500 жителей, но их языковая и этническая принадлежность неизвестна.
Это место известно своими глинобитными постройками и Т-образными дверями. Только часть его общей длины огорожена, а раскопки еще меньше. Его здания имеют черты оазиамериканской культуры и демонстрируют мастерство доиспанских архитекторов региона, которые проектировали многоквартирные глинобитные дома высотой до четырех этажей, используя дерево, тростник и камень в качестве дополнительных строительных материалов.
Новоиспанская архитектура
[ редактировать ]
С установлением испанского правления в Мексике первые церкви и монастыри были построены с использованием архитектурных принципов классического ордера и арабских формальностей испанского мудехаризма . [6] Великие соборы и общественные здания позже были построены в стилях барокко и маньеризма , а в сельских районах усадьбы и здания гасиенд включали мосарабские элементы. Стиль маньеризма оставался популярным около ста лет. [7]
Первые соборы в Мексике были построены в 1521 году, когда была основана Новая Испания; с этого времени были построены все более сложные сооружения, ярким примером которых является собор Мериды на Юкатане, построенный в архитектурном стиле эпохи Возрождения и один из старейших соборов в Новом Свете. [8]
Китки
[ редактировать ]Синкретический текитки индейско-христианский стиль архитектуры развился органично, поскольку коренные жители интерпретировали европейские архитектурные и декоративные особенности в родном доколумбовом стиле, называемом ( «рабочий» или «каменщик» с языка науатль ). [9]
Организация местных общин коренных народов вокруг монастырских центров была одним из решений, разработанных монахами нищенствующих орденов в 16 веке для обращения большого числа коренных некатоликов в Новой Испании . Они были задуманы как крепости , но архитектурно основаны на европейской монастырской модели, включая новые особенности, такие как открытая часовня и атриумы с каменным крестом в центре; они характеризовались различными декоративными элементами. [10]
В начале истории редукции индейцев ( reducciones de indios ) монастыри становились, так сказать, общественными учебными центрами, где индейцы могли изучать различные искусства и ремесла, а также европейские социальные обычаи и испанский язык , получать медицинскую помощь и даже проводить похороны. Эти здания, разбросанные по центральной части территории нынешней Мексики, содержат великолепные образцы местного мастерства архитектуры и скульптурного искусства. Их работы, созданные под руководством католических монахов, были выполнены в стиле текитки , который возник из архитектурной резьбы по камню и декоративной живописи, практиковавшейся их предками до испанского завоевания. [11]
Мексиканское барокко
[ редактировать ]
Доминирующей формой искусства и архитектуры на протяжении большей части колониального периода было барокко . В 1577 году папа Григорий XIII создал Академию Святого Луки с целью порвать со стилем Возрождения. Его цель заключалась в том, чтобы использовать живопись и скульптуру в церквях и на них для создания иконографии для обучения и укрепления церковного учения. В Испании первые работы в стиле барокко включают Королевский дворик в Эль-Эскориал . монастыре [12]
Испанское барокко было перенесено в Мексику и с конца 16 по конец 18 веков вывело свои собственные разновидности. [13] Искусство и архитектура барокко в основном применялись к церквям. Одной из причин этого было то, что почти во всех городах, поселках и деревнях церковь была центром общины, а от нее отводились регулярные улицы. Это отражало роль Церкви как центра общественной жизни. Дизайн церквей в Новой Испании имел тенденцию следовать прямолинейному образцу квадратов и кубов, а не современным европейским церквям, которые предпочитали кривые и сферы. [14]
Пространства мексиканских церквей в стиле барокко, как правило, более замкнуты, чем их европейские аналоги, с особым упором на главный алтарь. Целью было созерцание и медитация. Богатый орнамент был создан, чтобы сосредоточить внимание на центральных темах. Особенно это касалось главного алтаря. [15]
Колонны и пилястры были важным элементом стиля мексиканского барокко, в частности, часть колонны между капителью и основанием, которую можно разделить на шесть типов, включая Саломонический и эстипит (перевернутая усеченная пирамида) в более поздний колониальный период. Даже если остальная часть конструкции не была украшена, как, например, в «пуристском» стиле, колонны и пространства между сдвоенными колоннами были обильно украшены. [16] [17]
По мере своего развития в Мексике барокко раскололось на ряд подстилей и техник. «Эстукадо» в стиле барокко носило чисто декоративный характер и не имело никаких архитектурных особенностей. Детали были вылеплены из лепнины с замысловатыми деталями и покрыты сусальным золотом или краской. Эта форма достигла своего апогея в 17 веке в Пуэбле и Оахаке. Сохранившиеся примеры включают часовню дель Росарио в Пуэбле и церковь в Тонанцинтле . Одной из причин, по которой этот стиль потерял популярность, было то, что лепнина со временем растворилась. [18]
Талавера Барокко была разновидностью, в основном распространенной в штатах Пуэбла и Тласкала . Главной определяющей особенностью стало использование расписанной вручную керамической плитки типа Талавера . Этот стиль возник здесь благодаря гончарному промыслу. Плитка чаще всего встречается на колокольнях, куполах и главных внешних порталах. Они также встречаются на остальной части фасада в качестве акцентов кирпичной кладки. Этот тип барокко впервые появился в 17 веке и достиг своего расцвета в 18 веке. Хотя массовое использование этого стиля в основном ограничивается двумя штатами, элементы этой плитки появляются, особенно в куполах, во многих других частях страны. [19]
В эпоху позднего барокко художники провинциальной области Новой Испании создавали церковные фасады и интерьеры с замысловатой текстурой, похожие на интерьеры крупных городов. Он имел более двумерный характер, поэтому его стали называть метисским барокко или народным барокко. Двухуровневый эффект был основан не столько на скульптурном моделировании, сколько на сверлении поверхности для создания эффекта экрана. Это имеет некоторое сходство с доиспанской резьбой по камню и дереву, что позволяет сохранить элементы местных художественных традиций. [20]
Другие стили барокко в Мексике не украшали все поверхности интерьера или экстерьера, а сосредоточили свой орнамент на колоннах, пилястрах и пространствах между парами этих опор. Медальоны и ниши со статуями обычно появляются между колоннами и пилястрами, особенно вокруг главных порталов и окон. Декоративные узоры на колоннах представляли собой волнистые бороздки (так называемые estrias móviles ). [17]
Другой стиль позднего барокко в Мексике часто называют мексиканским чурригереском в честь испанской семьи Чурригера, которая в это время создавала алтари. Однако более технический термин для этого очень буйного антиклассического стиля — ультрабарокко. Он зародился в Испании как архитектурный декор, распространившись на скульптуру и резьбу по мебели. [21] В Испании определяющим элементом ультрабарокко было использование колонны Саломони вместе с обильным декором. [22] В Мексике также появляется колонна Саломона, но главной отличительной чертой мексиканского ультрабарокко является использование колонны эстипита как в зданиях, так и в алтарях. Это не настоящая колонна, а скорее вытянутое основание в виде перевернутой усеченной пирамиды. Это можно увидеть в соборе Мехико, на Алтаре королей и на главном портале Скинии. [13]
Ультрабарокко было представлено в Мексике Херонимо Бальбасом , чей дизайн алтаря в Севильском соборе послужил источником вдохновения для Алтаря королей, построенного в 1717 году. Бальбас использовал эстипиты, чтобы передать ощущение плавности, но его мексиканские последователи сгладили фасады. и выровняли estípites, что привело к менее динамичным результатам. Именно это Лоренцо Родригес сделал с проектом Бальбаса Алтаря королей. Он также создал более сильное горизонтальное разделение между первым и вторым уровнями, которое заимствовало мексиканское ультра-барокко из испанской версии. Ультра-барокко появилось, когда мексиканские рудники приносили огромные богатства, что привело к многочисленным строительным проектам. Большую часть мексиканского ультрабарокко можно увидеть в городе Гуанахуато и его шахтах. По этой причине стиль стал более развитым в Мексике, чем в Испании. [21]
Сочетание индийских и арабских декоративных влияний с чрезвычайно выразительной интерпретацией чурригерески могло бы объяснить разнообразие и интенсивность барокко в Новой Испании. Американское барокко даже в большей степени, чем его испанский аналог, развивалось как стиль лепного декора. Фасады башен-близнецов многих американских соборов 17 века имеют средневековые корни.
На севере, самая богатая провинция XVIII века, Новая Испания , нынешняя Мексика, представляла собой фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, напоминающую мексиканский чурригереск . Этот стиль ультрабарокко достигает кульминации в работах Лоренцо Родригеса, чьим шедевром является Саграрио Метрополитано в Мехико (1749-1769). Другие примечательные примеры можно найти в отдаленных шахтерских городах. Например, святилище Окотлана (начатое в 1745 году) представляет собой собор в стиле первого барокко, поверхность которого покрыта ярко-красными изразцами, которые контрастируют с множеством сжатых орнаментов, щедро нанесенных на лицевую и боковые части башен. Настоящая столица мексиканского барокко — Пуэбла , где обилие расписанной вручную плитки и местного серого камня привело к очень индивидуальной и локализованной эволюции стиля с ярко выраженным индийским колоритом.

Новое испанское барокко — художественное движение, возникшее на территории нынешней Мексики примерно в конце 16 века и сохранившееся до середины 18 века. От португальского слова barrueco, означающего нечистый, пестрый, яркий, дерзкий, самый яркий пример искусства нового испанского барокко находится в религиозной архитектуре, где местные ремесленники придали ей уникальный характер. Основные моменты включают Кафедральный собор Мехико с Алтарем королей, церковь Санта-Мария Тонанцинтла в Пуэбле, иезуитский монастырь Тепоцотлан в штате Мехико, часовню Розария в церкви Санто-Доминго в городе Мехико. Пуэбла, монастырь и церковь Санто-Доминго де Гусман в Оахаке, а также церковь Санта-Приска в Таско , Герреро .
Biblioteca Palafoxiana , которую некоторые историки считают первой публичной библиотекой в Америке, была основана в 1646 году епископом Хуаном де Палафоксом и Мендосой из Пуэблы и подарила ей 5000 томов. [23] в Colegio de San Juan (который он также основал) при условии, что они будут доступны широкой публике, [24] и не только священнослужителям и семинаристам.
Более века спустя Франсиско Фабиан-и-Фуэро приказал построить помещение, в котором сейчас находится библиотека, в сводчатом зале на втором этаже Colegio. Он был закончен в 1773 году и имеет два уровня книжных полок и ретабло , или алтарь, тонкую работу, в которой находится изображение Мадонны Трапани , картина маслом, предположительно созданная по образцу скульптуры, вырезанной сицилийским мастером Нино Пизано в середине -14 век. [25] Книжные полки были работой краснодеревщиков-наместников, которые вырезали из сосны аякауит , кедра и дерева колойота . Размер коллекции постоянно увеличивался, и в середине 19 века был добавлен третий уровень книжных полок.
Неоклассицизм
[ редактировать ]В рамках культурного влияния испанского Просвещения на Новую Испанию в 1785 году корона учредила Академию Сан-Карлоса для обучения художников, скульпторов и архитекторов в Новой Испании под руководством полуостровного испанца Херонимо Антонио Хиля . [26] Академия делала упор на неоклассицизм, вдохновленный чистыми линиями греческой и римской архитектуры. Неоклассицизм в архитектуре был напрямую связан с политикой короны, которая стремилась обуздать буйство барокко, считавшегося «дурным тоном», и создавать общественные здания «хорошего вкуса», финансируемые короной. [27] Известные неоклассические здания, построенные в позднюю колониальную эпоху, включают Альхондига-де-Гранадитас в Гуанахуато, дворец графа Буэнависта и дворец маркиза дель Апартадо в Мехико.
Выдающимся неоклассическим мексиканским архитектором был Мануэль Толса . Его наиболее известными работами были Шахтный дворец в Мехико и Хижины хосписа в Гвадалахаре.
Архитектура 19 и начала 20 веков.
[ редактировать ]
Городские пейзажи в Мексике мало менялись в первой половине XIX века, вплоть до французской оккупации во время Второй Мексиканской империи в середине 1860-х годов. Император Максимилиан I привез в Мексику новый набор идей городского дизайна. Опираясь на план перестройки Парижа барона Османа середины века , Максимиллен руководил строительством нового широкого диагонального проспекта — Пасео де ла Реформа . Этот элегантный бульвар тянулся на многие мили от Национального дворца в центре города до пышного парка Чапультепек, жил австрийский правитель где в замке Чапультепек . Вдоль широкой Реформы были посажены двойные ряды эвкалиптов, установлены газовые фонари и появились первые трамваи, запряженные мулами. Развитие стало катализатором новой фазы роста от центра Мехико на запад, направления, которое определит структуру города на следующие полвека.
Во время правления президента Порфирио Диаса (1876–1880, 1884–1911) покровители и практики архитектуры проявили два импульса: создать архитектуру, которая бы свидетельствовала об участии Мексики в современности, и подчеркнуть отличие Мексики от других стран посредством включения местных характеристики в архитектуру. Первая цель преобладала над второй на протяжении большей части XIX века. Крупные инфраструктурные проекты по строительству железнодорожной сети и проект канализации по осушению центральной системы озер ( Дезаге ) недалеко от Мехико потребовали инженеров-строителей и архитекторов. Были спроектированы и построены железнодорожные станции и мосты через овраги. Старые колониальные здания в столице, такие как Национальный дворец, были отремонтированы, а новая тюрьма Лекамберри была спроектирована в соответствии с принципами Джереми Бентама паноптикума .

Современный, изысканный Мехико был целью президента Диаса. Технология чугуна из Европы и США позволила создать новые конструкции зданий. Итальянский мрамор , европейский гранит , бронза и витражи теперь можно было импортировать. Диас был полон решимости превратить ландшафт столицы страны в пейзаж, напоминающий Париж или Лондон. Неудивительно, что важнейшие архитектурные заказы Порфириато были поручены иностранцам. Итальянский архитектор Адамо Боари спроектировал Почтовый дворец, построенный Гонсало Гаритой (1902 г.), и Национальный театр Мексики (1904 г.). Французский архитектор Эмиль Бенар , работавший над Дворцом Законодательного собрания в 1903 году, основал архитектурную студию, куда принимал мексиканских студентов. Сильвио Контри отвечал за Секретариат коммуникаций и общественных работ (1902–11). Неоготические конструкции воплощены в монументальных общественных зданиях начала 20 века. Двумя лучшими примерами являются Центральное почтовое отделение и Дворец изящных искусств. , спроектированный итальянским архитектором Адамо Боари .

В 1877 году президент Диас издал указ, который предусматривал размещение ряда политических статуй мексиканских героев вдоль Пасео-де-ла-Реформа . Классические конструкции использовались для строительства таких сооружений, как памятник Ангелу независимости , памятник Куаутемоку , памятник Бенито Хуаресу и статуя Колумба . Убежденность Диаса в важности общественных памятников в городском ландшафте положила начало традиции, которая стала постоянной в Мексике: общественные памятники в ландшафте 20-го века.

В 19 веке нео-туземная архитектура играла активную роль в представлении национальной идентичности, созданной режимом Порфирия. Представление местного населения в мексиканской архитектуре достигалось в основном за счет тем и декоративных мотивов, вдохновленных доиспанской древностью. Эти представления были необходимы для создания общего наследия, благодаря которому нация могла бы быть объединена. Первым зданием по старинным мексиканским мотивам, построенным в XIX веке, стал памятник Куаутемоку, выполненный инженером Франсиско Хименесом и скульптором Мигелем Норенья. Другие здания 19-го века, включающие доиспанские декоративные мотивы, включают памятник Бенито Хуаресу в Пасео-Хуаресе , Оахака (1889 г.).
В начале 20 века Луис Залазар с энтузиазмом призывал архитекторов создать национальный стиль архитектуры, основанный на изучении доиспанских руин. Его произведения оказали влияние на националистические тенденции в мексиканской архитектуре, которые развивались во втором и третьем десятилетии 20-го века.
Главный штаб Секретариата народного образования представлял собой бывший монастырь, который был захвачен и секуляризован в 19 веке, что отражало растущий либерализм в Мексике 19 века. После революции в 1921 году здание получило неоклассическую пристройку ионического ордера и было расписано фресками Диего Риверы.
В первые два десятилетия 20-го века природа мексиканской архитектуры и культуры была в центре сложного и богатого диалога мексиканской колониальной архитектуры, на который обращали внимание многие из лучших умов этой страны. В разной степени Бакстер, Асеведо, Марискальс, Гарсиа и другие интеллектуалы изо всех сил старались систематизировать историю мексиканской архитектуры, лучше определить всю отрасль, реформировать архитектурное преподавание, сохранить колониальную архитектуру и расширить понимание выдающейся архитектурной истории Мексики. . [28] Эти ученые и архитекторы соединили историю архитектуры с убеждениями об этнических культурных условиях, разнообразии и интеграции, вкладе коренных мексиканцев в колониальную архитектуру и глубоком участии в визуальных эффектах архитектурных поверхностей и фасадов в стиле чурригереско и барокко. Это корни развития современной архитектуры в Мексике. [28]
После Мексиканской революции сменявшие друг друга мексиканские режимы использовали доиспанское прошлое для представления нации. Архитекторы также черпали вдохновение из архитектуры колониального периода и региональной архитектуры, поскольку создание подлинно мексиканской архитектуры стало националистической проблемой в начале 20 века.
Региональная и народная архитектура
[ редактировать ]Мексика — большая страна с разнообразным населением, поэтому в ней никогда не было единого архитектурного стиля, пронизывающего всю ее территорию. страны Вместо этого разнообразие местных материалов, культур и исторических периодов, которые повлияли на различные регионы, отражено в региональной и народной архитектуре .
Некоторые из наиболее характерных и устойчивых примеров региональной архитектуры — это те, которые возникли у коренных народов Мексики . как тройки Пурепеча Такие , , [29] сосновые бревенчатые домики, построенные традиционно без гвоздей, [30] и ксаанил надж , дома юкатекских майя овальной формы , закругленные, чтобы смягчить ущерб от ураганных ветров. [31]
Наличие и доступность строительных материалов, таких как кантера (разновидность вулканического камня), саман (сырец из высушенной на солнце глиняного кирпича) и палапа (крыши из пальмовых листьев), также повлияли на проектирование и строительство многих сельских и некоторых городских жилищ в Мексика. Некоторые архитектурные стили уникальны для конкретного города или города, например, с портиками здания Тлакотальпана , речного города, который является объектом Всемирного наследия и известен своей характерной городской планировкой и фасадами зданий, которые создают непрерывный крытый переход вдоль улиц.
Другие стили являются результатом иммиграции и культурного обмена. Например, некоторые стили были полностью перенесены иммигрантами, поселившимися в определенных районах Мексики, например, города мормонских колоний канадском стиле прерий в американском стиле в Чиуауа и Соноре или фермерские дома меннонитов в в Чиуауа, Дуранго и Сакатекасе. .
В других местах стили, привнесенные иммигрантами, смешались с местными стилями, и появились новые народные выражения. Например, дома на берегу реки, выполненные под французским влиянием, в регионе Наутла в Веракрусе, [32] с характерной округлой керамической черепицей, имитирующей шиферную черепицу , англо-карибские деревянные дома Четумаль в Кинтана-Роо, [33] с приподнятым фундаментом, остроконечными крышами и окнами с жалюзи или зданиями шахтерского города Кананеа в Соноре, [34] которые были созданы под влиянием американской архитектуры начала 20-го века и включают такие элементы, как металлические крыши и кирпич .
Современная и современная архитектура
[ редактировать ]
Через пятнадцать лет после окончания Мексиканской революции в 1917 году началось одобрение правительством федеральных программ жилищного строительства, образования и здравоохранения. Хотя развитие современной архитектуры в Мексике имеет некоторые примечательные параллели с ее североамериканскими и европейскими аналогами, ее траектория подчеркивает несколько уникальных характеристик, которые бросают вызов существующим определениям современной архитектуры. В послереволюционный период идеализация коренных народов и традиций символизировала попытки проникнуть в прошлое и вернуть то, что было потеряно в гонке за модернизацией.
Функционализм, экспрессионизм и другие школы оставили свой отпечаток в большом количестве произведений, в которых мексиканские стилистические элементы сочетаются с европейскими и североамериканскими приемами.
Институт гигиены (1925 г.) в Попотле, Мексика, построенный Хосе Вильяграном Гарсиа , был одним из первых примеров этой новой национальной архитектуры. Студия, спроектированная Хуаном О'Горманом в Сан-Анхеле, Мехико, для Диего Риверы и Фриды Кало (1931–32), является прекрасным примером авангардной архитектуры, построенной в Мексике.
В середине двадцатого века на архитектуру Мехико повлияли быстрое экономическое и городское развитие, новые методы строительства, демографические изменения и политика. Марио Пани, Хосе Вильягран Гарсия, Хуан О'Горман и Луис Барраган создали новые крупные произведения, сыграли ключевые роли и оказали сильное влияние на индустрию. С 1920-х годов государственные заказчики были наиболее важными клиентами современных зданий, и эти здания часто удовлетворяют потребности людей в лучшем образовании, жилье и здравоохранении. В этот период также наблюдался рост современных пригородов, развитие частных домов и создание культурных учреждений, особенно музеев. [35]
Как и в последние несколько десятилетий, архитекторы используют неархитектурное искусство, особенно живопись, чтобы выделить свои работы. Наследие мексиканского фрескового движения наиболее явно отражено в фасадах главных зданий нового Университетского города, также весьма существенно влияние принципов международного модернистского планирования. В 1968 году Мехико принимал Олимпийские игры. Архитекторы, проектировщики и дизайнеры создали сеть зданий и изображений. Эти здания и изображения взаимозависимы, показывая интернационализацию Мексики и ее историю, укорененную в местной истории. В 1970-х годах, когда столица была оккупирована зданиями, спроектированными неархитекторами, рост городов и загрязнение увеличились. [35] .
Стиль колониального возрождения
[ редактировать ]
Колониальные здания в Мексике были отозваны в первые 25 лет 20-го века, например, при реконструкции и расширении мэрии (1906 г.). В течение следующих 30 лет архитекторы преобразовали здания вокруг площади, создав тем самым визуально более целостный и бессмертный центр города. К 1940 году почти все здания Сокало были либо настоящими колониальными зданиями, либо их аналогами. [28]
Федерико Марискаль был первым архитектором, который использовал формы колониального возрождения в новых зданиях недалеко от центра города. В 1917 году он взял на себя проектирование здания Sostres y Dosal, универмага, расположенного на углу Коррео Майор, которое сейчас называется Венустиано Карранса. Объем и эффектные закругленные углы этого пятиэтажного здания напоминают Порфировский торговый дворец в стиле модерн. Его деревенский и классический западный вход перекликается с архитектурой эпохи Возрождения. [28] Но при оформлении поверхности фасада Марискаль использовал архитектуру XVIII века. Он использовал оконную раму H-образной формы, обычно встречающуюся во дворцах в стиле барокко, и установил смешанную линейную подпорную стену на вершине здания. Между третьим и четвертым этажами зигзагообразно выложена синяя и белая плитка. На верхнем этаже Марискаль разместил три окна в стиле колониального возрождения, центральное из которых имело форму шестиконечной звезды. [28] Кроме того, Анхель Торрес Ториха использовал фасад многоквартирного дома Гаона в 1922 году, который, возможно, был одним из самых интересных и первых специально построенных квартир в столице, чтобы отдать дань уважения колониальной архитектуре. В отличие от своих коллег, он использовал форму историка и явные графические ссылки, чтобы обратиться к политической истории страны. Здание Гаона было построено за пределами исторического центра, недалеко от самых фешенебельных жилых домов Мехико. [28]
В годы после Мексиканской революции главные лидеры мексиканского правительства заимствовали свои идеи у архитекторов и историков до войны и различными способами продвигали стиль колониального возрождения. [28] Правительство президента Венустиано Каррансы (1917-20) предоставило федеральные налоговые льготы тем, кто построил дома в стиле колониального возрождения. Многие чиновники спонсировали реконструкцию исторического центра, самым известным из которых является министр образования Хосе Васконселос, курировавший проектирование и строительство нескольких крупных зданий. [28]
Модерн середины века
[ редактировать ]
Первым проектом недорогого жилья с высокой плотностью застройки в Мексике стал Centro Urbano Alemán (1947–49) в Мехико, построенный Марио Пани .
Возможно, самым амбициозным проектом современной архитектуры было строительство, начатое в 1950 году, Сьюдад-Университарии за пределами Мехико, комплекса зданий и территорий, в которых размещается Национальный автономный университет Мексики . Проект был совместным предприятием, режиссерами которого выступили Карлос Лазо, Энрике Дель Мораль и Пани. В новом кампусе искусство мексиканских монументалистов было включено в архитектуру, начиная с рельефа Риверы на новом Олимпийском университетском стадионе (1952 г.) работы Аугусто Переса Паласиоса , Хорхе Браво Хименеса и Рауля Салинаса Моро . Дом приходского священника (1952) Пани, дель Морала и Сальвадора Ортеги Флореса включает фрески Давида Альфаро Сикейроса . Здание науки было спроектировано Эухенио Пешардом и украшено фреской « Покорение энергии » Хосе Чавеса Морадо . Возможно, самая известная интеграция фрески с архитектурой наблюдается в Университетской библиотеке О'Гормана, Густаво Сааведры и Хуана Мартинеса де Веласко, фасад которой украшен монументальным мозаичным дизайном О'Гормана. Еще один известный архитектор — Феликс Кандела (испанский), спроектировавший экспрессионистскую церковь Нуэстра-Сеньора-де-лос-Милагрос.
Развитие железобетона и новых стальных сплавов позволило создать функциональные и современные здания, что привело к постепенной замене натуральных материалов (дерева, камня, самана и др.) при строительстве частных домов. В 19 веке бетон был введен в мексиканский язык и стал очень естественным переходом для мексиканских архитектурных проектов. [36] Он стал известен как более прочный и долговечный материал, действовавший аналогично ранее использовавшимся традиционным строительным технологиям, таким как саман. Дома из бетонных блоков строятся так же, как и некоторые глинобитные дома, в том смысле, что блоки самана укладываются рукой человека. Жилые дома из бетонных блоков спроектированы так, чтобы их можно было легко строить, сохраняя при этом возможность использовать тепловую массу в качестве стратегии охлаждения — аналогично традиционным стратегиям в сухом климате Мексики.
Это был период разнообразных экспериментов и даже структурных инноваций, о чем свидетельствуют тонкостенные бетонные конструкции испанского архитектора Феликса Канделы, такие как его Церковь Чудесной Богородицы (1953 г.) в Мехико и Павильон космических лучей (1951 г.). на территории университета. Интеграция искусства и архитектуры стала константой в современной мексиканской архитектуре, которую можно увидеть во дворе Музея антропологии (ок. 1963–65) в Мехико работы Педро Рамиреса Васкеса .
Другая сторона мексиканской современной архитектуры представлена в работах Луиса Баррагана . Дома, которые он спроектировал в 1950-х и 60-х годах, представляли собой попытку совместить уроки Ле Корбюзье с испанскими колониальными традициями. Этот новый синтез создал совершенно оригинальную модернистскую архитектуру, уникально адаптированную к окружающей среде.
- Леонардо Зеварт: Латиноамериканская башня (1956)
- Марио Пани : Знак отличия Торре (1962)
- Хоакин Альварес Ордонес : Правительственный дворец штата Кампече (1963)
Современный
[ редактировать ]
В Мексике брутализм Музыкальной консерватории Теодоро Гонсалеса де Леона (1994 г.) и необарраганской библиотеки (1994 г.) Легорреты сосуществует в новом Национальном центре искусств с работами молодого поколения архитекторов, находящихся под влиянием современного искусства. Архитектура Европы и Северной Америки.
Школа театра (1994 г.) от TEN Arquitectos и Школа танца (1994 г.) Луиса Висенте Флореса выражают современность, которая усиливает желание правительства представить новый имидж Мексики как промышленно развитой страны с глобальным присутствием. Энрике Нортен , основатель TEN Arquitectors, был награжден «Премией наследия» Смитсоновского института за вклад в искусство и культуру США посредством своей работы. В 2005 году он получил Всемирную премию искусств «Леонардо да Винчи» от Всемирного совета по культуре и стал первым лауреатом премии Миса ван дер Роэ в области латиноамериканской архитектуры.
Хорхе Лойзага — основатель студии Loyzaga Studio, которая стала видным сторонником новой классической архитектуры в Мексике.
Изысканные работы Альберто Калача и Даниэля Альвареса выделяются как в их многочисленных резиденциях, так и на станции Сан-Хуан-де-Летран (1994 г.) в Мехико. Жилые работы Хосе Антонио Альдрете-Хааса в Мехико демонстрируют как влияние смягченного модернизма великого португальского архитектора Альваро Сизы , так и преемственность уроков Баррагана. Среди других известных и новых современных архитекторов — Марио Шетнан , Мишель Ройкинд , Татьяна Бильбао , Беатрис Пешард , Маурисио Роча , Исаак Бройд , Фрида Эскобедо , Продуктора, Масиас Передо и Бернардо Гомес-Пимиента , чьи отмеченные наградами работы в Мексике, США и Европе. [37] [38]
- Теодоро Гонсалес де Леон : Аркос Боскес (1996)
- Альберто Калах : Библиотека Васконселоса (2008)
- Фернандо Ромеро : Музей Сумайя (2011)
- Архитекторы группы 4А: Великий музей мира майя (2012)
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдрич, Ричард. Стиль в мексиканской архитектуре . Корал-Гейблс: Университет Майами Press, 1968.
- Анда Аланис, Энрике X. де. Эволюция архитектуры в Мексике: доиспанское, современное вице-королевство и современные эпохи . Мехико: редакция Panorama, 1987.
- Анда Аланис, Энрике X. де. Архитектура революции: течения и стили 1920-х годов . Мехико: УНАМ, Институт эстетических исследований, 1990.
- Анда Аланис, Энрике X. де. Мехико: Архитектура 1921-1970 гг . Севилья: Департамент общественных работ и транспорта и Мексика: Правительство Федерального округа, 2001 г.
- Бакстер, Сильвестр. Испано-колониальная архитектура в Мексике 10 тт. 1901.
- Буриан, редактор Эдварда Р., «Современность и архитектура Мексики» . Остин: Техасский университет Press, 1994.
- Карранса, Луис. Архитектура как революция: эпизоды истории современной Мексики . Остин: Техасский университет Press, 2010.
- Четто, Макс. Современная архитектура Мексики . Нью-Йорк: Прегер 1961.
- Донахью-Уоллес, Келли. Искусство и архитектура вице-королевства Латинской Америки, 1521–1821 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2008.
- Фрейзер, Валери. Строительство нового мира: исследования современной архитектуры Латинской Америки, 1930-1960 гг . Лондон: Версо 2000.
- Гомес, Лилия и Мигель Анхель Кевдо, «Живые свидетельства», 20 архитекторов . Записные книжки по архитектуре и сохранению художественного наследия. Мехико: Национальный институт изящных искусств, 1981.
- Гроув, Ричард. Искусство и архитектура в Мексике . Лондон: Темза и Гудзон, 2013.
- Кацман, Израиль. Архитектура Мексики XIX века . УНАМ 1973.
- Лира Васкес, Карлос. К истории мексиканской архитектуры . Мехико: Столичный автономный университет Аскапоцалько, 1990.
- Мартинес Гутьеррес, Патрисия. Железный дворец: начало архитектурной современности в Мехико . Мехико: Институт эстетических исследований, УНАМ, 2005.
- Олсен, Патрис Элизабет. Артефакты революции: архитектура, общество и политика в Мехико, 1920-1940 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд, 2008.
- О'Рурк, Кэтрин. Современная архитектура в Мехико: история, представление и формирование столицы . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета, 2016.
- Риз, Кэрол МакМайкл. «Городское развитие Мехико, 1850–1930 годы» в книге «Планирование столиц Латинской Америки: 1850–1950 годы» . Артуро Альмандос, изд. Нью-Йорк: Рутледж, 2002.
- Товар де Тереза, Гильермо. Город дворцов: хроника утраченного наследия . (Мексика: Вуэльта, 1990 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный музей архитектуры» . Мехико . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Джефф Карл Ковальски; Синтия Кристан-Грэм (2007). Толланы-близнецы: Чичен-Ица, Тула и мезоамериканский мир от эпиклассического до раннего постклассического периода . Думбартон-Оукс. п. 5451. ИСБН 978-0-88402-323-4 .
- ^ Ричард А. Диль (7 января 2014 г.). «Тула» . В Виктории Брикер, Джереми А. Саблофф (ред.). Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки, Том 1: Археология . Издательство Техасского университета. п. 497. ИСБН 978-0-292-79171-8 .
- ^ Гордон Р. Уилли (7 января 2014 г.). «Недавние исследования и перспективы мезоамериканской археологии» . В Виктории Брикер, Джереми А. Саблофф (ред.). Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки, Том 1: Археология . Издательство Техасского университета. стр. 38–39. ISBN 978-0-292-79171-8 .
- ^ «Стиль Пуук» . Оксфордский справочник . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Джон Ф. Моффитт (1 июля 2004 г.). Модуль исламского дизайна в Латинской Америке: пропорциональность и методы неомудехарской архитектуры . МакФарланд. п. 144. ИСБН 978-0-7864-1806-0 .
- ^ Jump up to: а б с «Святой Архангел Михаил в Уэхоцинго» . Ханская академия . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Ричард Д. Перри; Розалинд Перри (1988). Миссии майя: исследование испанских колониальных церквей Юкатана . Эспаданья Пресс. п. 97. ИСБН 978-0-9620811-0-1 .
- ^ Мануэль Агилар-Морено (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 263. ИСБН 978-0-19-533083-0 .
- ^ Моника Домингес Торрес (2013). Военный этос и визуальная культура в Мексике после завоевания . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 66–67. ISBN 978-0-7546-6671-4 .
- ^ София Ирен Веларде Крус (20 ноября 2014 г.). «Местисажи в колониальном мексиканском искусстве» . Стефани Викстром, Филип Д. Янг (ред.). Местизаи и глобализация: трансформация идентичности и власти . Издательство Университета Аризоны. п. 46. ИСБН 978-0-8165-9857-1 .
- ^ Росас, том 5, стр.2-3.
- ^ Jump up to: а б Росас Том 4, стр.14.
- ^ Росас, том 5, стр.6.
- ^ Росас, том 5, стр.7.
- ^ Росас, том 5, стр.11.
- ^ Jump up to: а б Росас Том 5, стр.12-13.
- ^ Росас, том 5, стр. 8-9.
- ^ Росас, том 5, стр.10.
- ^ «Местисское барокко» . Латиноамериканское искусство . Британника . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Ультрабарокко» . Латиноамериканское искусство . Британника . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Росас, том 5, стр.5.
- ^ Эрнандес, Артуро Гарсия (26 августа 2003 г.). «История страсти к книгам и знаниям» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ Артуро Гарсия Эрнандес (26 августа 2003 г.). «История страсти к книгам и знаниям» . Ла Хорнада (на испанском языке). ДЕМОС, Развитие СМИ. Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ Стефани Кирк (23 июня 2016 г.). Сор Хуана Инес де ла Крус и гендерная политика знаний в колониальной Мексике . Тейлор и Фрэнсис. п. 46. ИСБН 978-1-317-05256-2 .
- ^ Жан Шарло, Мексиканское искусство и Академия Сан-Карлоса, 1785-1915 . Остин: Техасский университет Press, 1962, стр. 25
- ^ Джеймс Олес, Искусство и архитектура в Мексике . Лондон: Темза и Гудзон, 2013, стр. 132–33, 150.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час О'РУРК, КЭТРИН Э. (2016). Современная архитектура в Мехико: история, представление и формирование столицы . Издательство Питтсбургского университета. дои : 10.2307/j.ctt1kk666f . ISBN 978-0-8229-4462-1 . JSTOR j.ctt1kk666f .
- ^ «Троя» . Национальный музей антропологии . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Оригинальный мексиканский Трое, традиционное мексиканское деревянное здание» . Демеджико . 14 сентября 2016 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Лейя, Лидия (29 июня 2022 г.). «Архитектура майя отражала отношения культуры со Вселенной » . National Geographic en Español (на испанском языке) . Проверено 25 сентября 2023 г.
Особая форма хаанил-наджа... обусловлена тем, что она позволяет ураганному ветру окружать дом, не сталкиваясь...
- ^ Неизвестно, Мексика (21 июля 2010 г.). «Народная архитектура. Дома на берегу реки Наутла» . Неизвестная Мексика (на испанском языке) . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Символические деревянные дома Четумаля будут спасены — The Yucatan Times» . 27 августа 2018 г. Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Кананея надеется, что революционное прошлое принесет признание «Pueblo Magico»» . Фронтерас . 11 октября 2018 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б О'Рурк, Кэтрин Э. (27 июля 2017 г.). «Архитектура Мехико, 1940–1980» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки . дои : 10.1093/акр/9780199366439.013.326 . ISBN 978-0-19-936643-9 . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ УОКЕР, АЛЕКС (2000). «Историческое влияние на использование цемента в домашнем строительстве Мексики» . История строительства . 16 : 87–98. ISSN 0267-7768 . JSTOR 41613815 .
- ^ Эрнандес, Рубен (2 августа 1999 г.). «Хасинто Авалос: Эмоции у моря. (Энтремурос)» . Реформа .
- ^ Amazon.com: Дома у моря: Тихоокеанское побережье Мексики (9789709241075): Маурисио Мартинес: Книги
Внешние ссылки
[ редактировать ]