Керамика Талавера
Керамика Талавера (исп. Talavera poblana) — мексиканская и испанская гончарная традиция из Талавера-де-ла-Рейна в Испании . В 2019 году он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [1]
Мексиканская керамика представляет собой разновидность майолики ( фаянса ) или с оловянной глазурью фаянсовой посуды , с типичной для этого типа белой основной глазурью. [2] Он происходит из города Сан-Пабло-дель-Монте (в Тлашкале ) и городов Пуэбла , Атлиско , Чолула и Текали (все последние четыре находятся в штате Пуэбла ) из-за качества найденной там природной глины и Традиция производства, восходящая к 16 веку. [3] такие цвета, как желтый, черный, зеленый, оранжевый и лиловый . Большая часть этой керамики была украшена только синим цветом, но также использовались [4] Керамика из майолики была завезена в Мексику испанцами в первом веке колониального периода . Производство этой керамики стало высоко развитым в Пуэбле из-за наличия прекрасной глины и спроса на плитку со стороны недавно основанных церквей и монастырей в этом районе. Промышленность настолько выросла, что к середине 17 века были установлены стандарты и гильдии, которые еще больше улучшили качество, что привело Пуэблу к так называемому «золотому веку» керамики Талавера (с 1650 по 1750 год). [3] Формально сложившаяся там традиция называется Талавера Поблана, чтобы отличить ее от одноименной керамики Талавера в Испании. Это смесь итальянских, испанских и местных керамических техник. [2]
Эта традиция испытывает трудности со времен мексиканской войны за независимость в начале 19 века, когда количество мастерских в штате Пуэбла сократилось до менее восьми. имеются значительные коллекции керамики Талавера Более поздние усилия художников и коллекционеров несколько возродили это ремесло в начале 20 века, и теперь в Пуэбле, Мехико и Нью-Йорке . Дальнейшие усилия по сохранению и продвижению этого ремесла были предприняты в конце 20-го века, с появлением новых декоративных дизайнов и принятием закона Denominación de Origen de la Talavera, защищающего подлинные изделия Талавера, изготовленные из оригинальных изделий 16-го века. методы. [3] [5]
Определение
[ редактировать ]Настоящая керамика Талавера в основном происходит из Талавера-де-ла-Рейна в Испании и города Сан-Пабло-дель-Монте (в Тлашкале). [6] [7] и города Пуэбла, Атлиско, Чолула и Текали в Мексике; поскольку здесь сосредоточена необходимая глина и история этого ремесла. Все детали отлиты вручную на гончарном круге , а глазури содержат олово и свинец , как это было еще с колониальных времен. Эта глазурь должна крениться , быть слегка пористой и молочно-белой, но не чисто белой. Разрешенных цветов всего шесть: синий, желтый, черный, зеленый, оранжевый и лиловый, и эти цвета должны быть изготовлены из натуральных пигментов. Раскрашенные рисунки имеют размытый вид, поскольку слегка сливаются с глазурью. Основание, часть, соприкасающаяся со столом, не покрыто глазурью, но обнажает терракоту под ним. Внизу обязательна надпись, содержащая следующую информацию: логотип производителя, инициалы художника и местонахождение производителя в Пуэбле. [3] [4] [8]
Дизайн изделий строго регламентирован традициями. Краска в конечном итоге слегка приподнимается над основой. Раньше использовался только синий кобальт , так как это был самый дорогой пигмент, что делало его очень востребованным не только из-за престижа, но и потому, что он обеспечивал качество всего изделия. [9] Используется только натуральная глина, а не химически обработанная и окрашенная глина, а процесс ручной работы занимает от трех до четырех месяцев. Процесс рискованный, поскольку деталь может сломаться в любой момент. Это делает Талаверу в три раза дороже других видов керамики. [10] Из-за этого производители Талавера оказались под давлением имитаций, обычно из Китая. [11] и подобная керамика из других частей Мексики, особенно из Гуанахуато . Штат Гуанахуато подал прошение к федеральному правительству о праве разделить обозначение Талавера с Пуэблой , но с 1997 года в этом было отказано, и глазурованная керамика из других частей Мексики называется Майоликой или Майоликой . [4] [5]
Сегодня только изделия, изготовленные в специально отведенных местах и в сертифицированных мастерских, имеют право называть свою работу «Талавера». [12] Сертификат выдается Consejo Regulador de la Talavera, специальным регулирующим органом. На данный момент сертифицированы только девять мастерских: Uriarte Talavera , Talavera La Reyna, Talavera Armando, Talavera Celia, Talavera Santa Catarina, Talavera de la Nueva España, Talavera de la Luz, Talavera de las Americas и Talavera Virglio Perez. Каждый из них должен проходить проверку производственных процессов два раза в год. Изделия проходят шестнадцать лабораторных испытаний в лабораториях, сертифицированных на международном уровне. [3] Кроме того, Факультет наук Университета Пуэблы проводит тест , чтобы убедиться, что в глазури нет содержания свинца более 2,5 частей на миллион или содержания кадмия более 0,25 частей на миллион, как это делают многие из кусочки используются для подачи еды. [4] [13] Только изделия из мастерских, соответствующих стандартам, имеют право иметь подпись гончара, логотип мастерской и специальную голограмму, удостоверяющую подлинность изделия. [11]
Производство
[ редактировать ]Процесс создания керамики Талавера сложен и практически не изменился с раннего колониального периода, когда это ремесло впервые появилось. [14] [2] [9] Первый шаг — смешать черный песок из Амозока и белый песок из Текали. Затем его промывают и фильтруют, чтобы сохранить только самые мелкие частицы. Это может уменьшить громкость на пятьдесят процентов. [10] Затем изделие формуют вручную на гончарном круге и оставляют сохнуть на несколько дней. [9] Затем следует первый обжиг при температуре 850 °C (1560 °F). [4] Деталь проверяется на наличие трещин. Нанесено первичное лессирование, создающее молочно-белый фон. После этого конструкция раскрашивается вручную. [9] Наконец, для затвердевания глазури применяется второй обжиг. [4] Для большинства изделий этот процесс занимает около трех месяцев. [11] но некоторые работы могут занять до шести месяцев. [15]
Этот процесс настолько сложен и сопряжен с возможностью непоправимого ущерба, что в колониальные времена ремесленники молились особыми молитвами, особенно во время процесса обжига. [16]
Некоторые семинары в Пуэбле предлагают экскурсии и объясняют необходимые процессы. Самая старая сертифицированная, постоянно действующая мастерская находится в Уриарте. [15] Он был основан в 1824 году Димасом Уриарте и специализировался на традиционном дизайне колониальной эпохи. [17] Другая сертифицированная мастерская, Талавера де ла Рейна, известна тем, что оживила декор керамики работами мексиканских художников 1990-х годов. [10]
Использование
[ редактировать ]Керамика Талавера в основном используется для изготовления предметов утилитарного назначения, таких как тарелки, миски, кувшины, цветочные горшки, раковины, религиозные предметы и декоративные фигурки. Тем не менее, керамика широко используется для изготовления плитки, которая используется для украшения как внутри, так и снаружи зданий в Мексике, особенно в городе Пуэбла. [18] Кухня Пуэблы — одна из традиционных сред гончарного дела Талавера: от плитки, украшающей стены и прилавки, до посуды и других пищевых контейнеров. Это очень своеобразный стиль кухни. Многие рисунки монастырских кухонь также включают в себя эмблему религиозного ордена. [19] Многие фасады исторического центра Пуэблы украшены этой плиткой. [9] [20] Эти плитки называются азулежу , их можно найти на фонтанах, патио, фасадах домов, церквей и других зданий, что составляет важную часть архитектуры барокко Пуэблы. [21] Такое использование азулежу свидетельствовало о богатстве семьи или церкви. Это привело к появлению поговорки «никогда не построить дом из плитки», что означало «ничего не значить в жизни». [2] Возможность продемонстрировать такое богатство была доступна не только Пуэбле. В Мехико церковь монастыря Ла-Энкарнасьон и церковь Богородицы Вальванеры имеют купола, покрытые Талаверой. [22] Самым известным примером Талаверы в столице является Каса- де-лос-Азулехос , или Дом из плитки, дворец 18-го века, построенный семьей графа дель Валье де Орисаба. Что делает этот дворец в Городе Дворцов особенным, так это то, что его фасад с трех сторон полностью покрыт дорогой сине-белой плиткой, что было сенсацией в то время, когда плитка была использована. [23] [24]
История
[ редактировать ]Техники и рисунки исламской керамики были привезены в Испанию маврами к концу XII века как испано-мавританская посуда . Оттуда они оказали влияние на позднесредневековую керамику в остальной части Испании и Европы под названием майолика . [8] [19] Испанские мастера из Талавера-де-ла-Рейна ( Кастилия , Испания ) переняли и дополнили этот вид искусства. Дальнейшие итальянские влияния были учтены по мере развития этого ремесла в Испании, и были созданы гильдии для регулирования качества. [9]
Примерно в тот же период в доиспанских культурах существовали свои собственные традиции гончарного дела и керамики, но они не использовали гончарный круг или глазурь. [2] [9] Существует несколько теорий относительно того, как керамика из майолики была завезена в Мексику. [2] Самая распространенная и общепринятая теория состоит в том, что ее представили монахи, которые либо послали за ремесленниками из Испании, либо сами знали, как производить керамику. Эти монахи хотели, чтобы их новые монастыри украшались изразцами и другими предметами, поэтому, чтобы удовлетворить этот спрос, либо испанские художники, либо монахи обучали местных мастеров изготовлению глазурованной керамики. [2] [8] Значительное количество светских гончаров приехало в Мексику из Севильи и Талавера-де-ла-Рейна , Испания, в самый ранний колониальный период. [2] [18] Позже известный гончар по имени Диего Гайтан, уроженец Талаверы, оказал влияние на гончарное дело после прибытия в Пуэблу. [18]
С момента основания города Пуэбла в 1531 году здесь было построено большое количество церквей и монастырей. Спрос на плитку для украшения этих зданий, а также наличие в этом районе высококачественной глины привели к развитию керамической промышленности. Вскоре его начали производить коренные жители, а также испанские мастера, что привело к смешению влияний, особенно в декоративном дизайне. Новая традиция стала известна как Талавера Поблана, чтобы отличить ее от керамики Талавера из Испании. [3] [9] К 1550 году город Пуэбла производил высококачественные изделия Талавера, а к 1580 году он стал центром производства Талавера в Мексике. [8]
С 1580 года до середины 17 века число гончаров и мастерских продолжало расти, каждая из которых имела свои собственные конструкции и методы. Колониальное правительство решило регулировать отрасль с помощью гильдий и стандартов. В 1653 году были приняты первые постановления. Они регламентировали, кого можно назвать мастером, категории качества продукции и нормы отделки. [18] Результатом стала стандартизация производства керамики и повышение качества производимой продукции. Некоторые из правил, установленных постановлениями, включали использование синего кобальта только на самых лучших и качественных изделиях, маркировку изделий мастерами во избежание подделок, создание категорий качества (тонкое, полутонкое и ежедневное использование) и ежегодные проверки и экзамены мастеров-гончаров. [2]
Период между 1650 и 1750 годами был известен как Золотой век Талаверы. [3] Пуэбла стала важнейшим фаянсовым центром Новой Испании . [2] Изделия были разосланы по всей территории и отправлены в Гватемалу , Кубу , Санто-Доминго , Венесуэлу и Колумбию . [18] В это время предпочтительное использование синего цвета в керамике Талавера было подкреплено влиянием китайской династии Мин через импортную китайскую керамику, которая попала в Мексику через манильские галеоны. [2] Итальянское влияние в 18 веке привело к использованию других цветов. [8]
Во время мексиканской войны за независимость были упразднены гильдия гончаров и постановления 17 века. Это позволяло кому угодно изготавливать керамику любым способом, что приводило к снижению качества. [3] Война нарушила торговлю между испанскими колониями, и более дешевый английский фарфор . стал импортироваться [18] Рынок Талавера рухнул. Из сорока шести мастерских, производивших продукцию в XVIII веке, после войны осталось только семь. [3]
В 1897 году в Пуэблу прибыл каталонец по имени Энрике Луис Вентоза. Вентоза был очарован историей этого ремесла, которое отличалось от других видов искусства Мексики. Он изучил оригинальные процессы и объединил их со своими знаниями современной испанской работы. Он публиковал статьи и стихи об этой традиции и работал над украшением керамических изделий. В 1922 году он подружился с Исауро Уриарте Мартинесом, молодым гончаром, унаследовавшим мастерскую своего деда. Двое мужчин сотрудничали для создания новых декоративных дизайнов, добавляя влияние доколумбовой эпохи и модерна к уже существовавшим исламским, китайским, испанским и итальянским влияниям. Также работали над восстановлением прежнего уровня качества. Они выбрали удачное время, поскольку Мексиканская революция закончилась, и страна находилась в периоде восстановления. [3]
Однако к 1980-м годам количество мастерских продолжало сокращаться, пока их не осталось только четыре. [10] Во второй половине 20-го века Талавера находился под давлением из-за конкуренции со стороны керамики, изготовленной в других мексиканских штатах, дешевого импорта и отсутствия более современных и креативных дизайнов. [5] В начале 1990-х годов мастерская Талавера де ла Рейна начала возрождать ремесло, приглашая художников работать со своими мастерами над созданием новых произведений и новых декоративных дизайнов. Среди художников были Хуан Сориано , Висенте Рохо Альмазан , Хавьер Марин , Густаво Перес , Магали Лара и Франсиско Толедо . [5] [10] [11] Они не изменили керамические процессы, но добавили в рисунки человеческие формы, животных, другие предметы и традиционные изображения цветов. [10]
С тех пор это ремесло возродилось. В 2000-е годы Талаверу по старой традиции производили семнадцать мастерских. Восемь из них находились в процессе сертификации. [5] [10] В этих мастерских работало около 250 рабочих, и они экспортировали свою продукцию в США, Канаду, Южную Америку и Европу. [18]
Хотя испанцы представили этот тип керамики, по иронии судьбы термин Талавера гораздо чаще используется в Мексике, чем в Талавера-де-ла-Рейна, Испания, ее тезке. [2] В 1997 году была создана Denominación de Origin de la Talavera, чтобы регулировать, какие изделия могут официально называться Talavera. Реквизиты включали город производства, использованную глину и методы производства. На этих предметах теперь есть голограммы. [5] Одной из причин принятия федерального закона было то, что оставшиеся мастерские Талавера сохранили высокое качество и процесс изготовления с раннего колониального периода, и цель заключалась в защите традиции. [4]
Однако традиция все еще борется. Анжелика Морено, владелица Talavera de la Reina, обеспокоена тем, что традиции этого ремесла угасают, несмотря на усилия ее мастерской. Одной из проблем, с которой сталкивается это ремесло, является отсутствие молодых людей, заинтересованных в его изучении. Ремесленник зарабатывает от 700 до 1800 песо в неделю, чего недостаточно для покрытия расходов. [10]
Музейные выставки
[ редактировать ]В начале 20 века возник интерес к коллекционированию произведений. В 1904 году американка по имени Эмили Джонстон де Форрест открыла для себя Талаверу во время поездки в Мексику. Она заинтересовалась коллекционированием работ, поэтому консультировалась с учеными, местными коллекционерами и дилерами. Со временем ее коллекция стала основой того, что сейчас выставлено в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Ее энтузиазм передался Эдвину Этли Барберу , куратору Художественного музея Филадельфии . Он тоже побывал в Мексике и представил Талаверу в коллекцию музея Пенсильвании. Он изучил основные стилистические периоды и научился отличать лучшие примеры, опубликовав в 1908 году руководство, которое до сих пор считается авторитетным. [3]
В это время в Мексике также собирались важные музейные коллекции. Одной из самых ранних и важных была коллекция Франсиско Переса Салазера в Мехико. Чуть позже, в 1920-х годах, свою коллекцию начал Франц Майер , биржевой маклер немецкого происхождения. В Пуэбле его считали немного сумасшедшим за то, что он покупал все «старье» у местных жителей. В 1986 году в Мехико открылся Музей Франца Майера с самой большой коллекцией Талавера Поблана в мире — 726 произведений 17-19 веков, а также несколько произведений 20-го века Энрике Луиса Вентозы. В Пуэбле Хосе Луис Белло-и-Гонсалес и его сын Хосе Мариано Белло-и-Аседо обратились за советом к Вентосе, чтобы начать свою коллекцию. Они собрали самую большую и важную коллекцию в городе, которая сейчас находится в Музее Хосе Луиса Белло и Гонсалеса (Музей Белло). [3]
Совсем недавно в городе Пуэбла был открыт Museo de la Talavera (Музей Талавера) с первоначальной коллекцией, насчитывающей 400 экспонатов. Музей посвящен рассказу о происхождении, истории, развитии и вариациях этого ремесла. Произведения включают в себя как самые простые и сложные, так и произведения, представляющие разные эпохи. [10] [26]
несколько временных и передвижных выставок На основе этих постоянных коллекций было создано определенных тем. Один из них назывался «El Aguila en la Historia de Mexico» («Орел в истории Мексики»). Выставка из сорока двух экспонатов была спонсирована Сенатом Мексики, чтобы показать, как символ орла использовался в стране на протяжении всей ее истории. Эта выставка была организована в честь 200-летия независимости в 2010 году . Эта керамика была выбрана из-за сочетания искусства и полезности. Изображенные орлы включают орлы на гербе Мексики, а также орлы таких политических деятелей, как Хосе Мария Морелос-и-Павон и Порфирио Диас , а также орлы, используемые такими учреждениями, как Королевский и Папский университет Мексики и сам Сенат Мексики. [27]
Другая выставка в Мексике была посвящена созданию карт с использованием плитки Талавера. Большинство плиток в колониальный период были украшены цветами и пейзажами, но значительное количество было расписано для создания фресок с картами. Те, что сохранились, показывают, как развивался ряд городов в колониальный период. Восемь наиболее представительных плиточных карт Талавера XVI века находились в музее Эль-Кармен на выставке под названием «Картография: Una Vision en Talavera del Mexico Colonial» ( «Картография : видение Талаверы колониальной Мексики»). Эта выставка представляла собой репродукции оригиналов, созданных мастерской Талавера де ла Лус в Пуэбле. Выбранные карты показывают развитие Мехико, а также регионы Акапулько , Пуэбла и Тесуко в этот период времени. [21]
Выставки проводились и за пределами Мексики. В Музее Америки в Испании прошла выставка под названием «Талаверас де Пуэбла, колониальная мексиканская керамика. Сиглос XVII и XXI» (Гончарня Талавера из Пуэблы, мексиканская колониальная керамика, XVII–XXI века). Это была временная выставка из 49 экспонатов, объединенных с предметами из Испании и Китая в качестве эталонов. Произведения были предоставлены Музеем Франца Майера и Музеем Белло. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Мексиканские ремесла и народное искусство
- Мексиканская керамика и керамика
- Плитка
- Сезар Торрес Рамирес
- Каэтано Корона Гаспариано
- Уриарте Талавера
- Керамика Талавера де ла Рейна
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Процесс изготовления ремесленной талаверы Пуэблы и Тласкалы (Мексика) и керамики Талавера-де-ла-Рейна и Эль-Пуэнте-дель-Арсобиспо (Испания)» . 01.01.2018 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Герц, Мэй. «Искусство и ремесла-Талавера Поблана» . Внутри Мексики. Архивировано из оригинала 4 января 2010 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Помада, Рита (1 января 2006 г.). «Талавера — земное наследие Мексики из Города Ангелов» . МексКоннект . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г « Они утверждают, что Пуэбла Талавера лучше» (на испанском языке). Мексика: Терра . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Себальос, Мигель Анхель (19 июля 2007 г.). «Авторы оживляют дизайн Талавера » . Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ "Извлекать" . Официальный вестник Федерации . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Исследователь UNAM обнаруживает, что Талавера была создана в районе Какаштлы» . Путешествие на Восток . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартинес Альварес, Луи Альберт (24 апреля 2009 г.). «Популярная Талавера» [Пуэбла Талавера] (на испанском языке). Пуэбла: Правительство Пуэблы. Архивировано из оригинала 2 ноября 2010 г. Проверено 0 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Керамика Талавери, история гончарного дела Пуэблы» . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Создание искусства Талавера» . Век Торреона (на испанском языке). Торреон, Коауила. 5 августа 2007 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мексиканскую керамику, известную как Талавера, невозможно имитировать » . Век Торреона (на испанском языке). Торреон, Коауила. Агентство ЭФЭ. 20 июля 2007 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Официальный мексиканский стандарт NOM-132-SCFI-1998, Технические характеристики Талавера.
- ^ Официальный мексиканский СТАНДАРТ NOM-010-SSA1-1993. Экологическое здоровье. Глазурованные керамические изделия. Пределы растворимого свинца и кадмия.
- ^ С. Де ла Вега, А. Кастанеда-Гомес дель Кампо, М. Хименес-Рейес, А. Теллес-Ньето, Д. ТенориоОпубликовано в Интернете: 3 июля 2013 г. Авторские права принадлежат Akademiai Kiado, Будапешт, Венгрия, 2013 г.«Здесь представлены результаты исследования майоликовой керамики, обнаруженной на трех стоянках, расположенных в Мехико. Набор из 83 образцов включает несколько местных типов керамики, датируемых колониальным периодом, девятнадцатым веком и современностью, а также несколько иностранных образцов. .Процесс изготовления майолики практически не изменился с течением времени: во-первых, источники глины... формовка осуществляется гончарным кругом; сушка должна быть медленной... Два обжига... первый для спекания бисквита и второй. второй заглазурь, используемая в качестве [поверхности для] украшения... Глазурь готовится из смеси стеклянного песка (песка, богатого кремнеземом)... свинца и олова, а окрашенный декор выполняется с использованием оксидов металлов, таких как синий кобальт. , оксид железа и оксид сурьмы».
- ^ Jump up to: а б Коэльо, Оливерио (1 декабря 2000 г.). «Пуэбла скрывает свои секреты в керамике из Талаверы» [Пуэбла скрывает свои секреты в керамике]. Нация (на испанском языке). Буэнос-Айрес . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Пинеда Диас, Пилар. «La historia de la Talavera» [История Талаверы] (на испанском языке). Искусство и история – Мексика. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Каррера, Эдуардо. «Уриарте Талавера» [Uriarte Talavera] (на испанском языке). Пуэбла: Правительство Пуэблы. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Солана, Хосе Луис (1999). «La talavera poblana» [Пуэбла Талавера] (на испанском языке). Мехико: Неизвестная Мексика. Архивировано из оригинала 18 июля 2010 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «La talavera en la historia poblana» [Талавера в истории Пуэблы]. periododigital.com.mx (на испанском языке). 26 июля 2007 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Ла Талавера на улицах исторического центра Пуэблы; Хиль Мехиа, Рауль; против редакторов, sa de cv/Bemerita Universidad Autónoma de Puebla; 2007 г.; ISBN 978-968-5482-10-3
- ^ Jump up to: а б «Выставка карт керамической техники Талавера» . Мексика: INAH. 18 сентября 2008 г. Проверено 4 ноября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Буэно де Аристеги, Патрисия (1984). Туристический путеводитель по Мексике – Центральный федеральный округ 3 . Мехико: Промекса. п. 102. ИСБН 968-34-0319-0 .
- ^ «La Casa los Azulejos» (на испанском языке). Мехико: Санборнс. Архивировано из оригинала 22 августа 2009 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ Лопес Вельварде Эстрада, Моника. «ДВОРЕЦ ПЛИТКИ: МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ СТО ЛЕТ САНБОРНОВ» (на испанском языке). Мехико: Музей Сумайя. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ «Пуэбла де лос Анхелес» . Виртуальный центр Сервантеса, Институт Сервантеса (на испанском языке).
- ^ Санчес, Ирма (08 октября 2009 г.). «Музей Талаверы» [Музей Талаверы] (на испанском языке). Люди: Люди в Интернете . Проверено 0 ноября 2009 г.
- ^ «Показ эволюции орла как национальной эмблемы Талаверы» . Терра (на испанском языке). Нотимекс. 15 сентября 2009 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ «Путешествие Талавера в Мексику» [Талавера путешествует в Мексику]. Эль Паис (на испанском языке). Мадрид. 24 января 2008 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Талаверас де Пуэбла: мексиканская колониальная керамика, 17-21 века; Музей керамики Барселоны/Lunverg Publishers; 2007 г.; ISBN 978-84-9785-380-4 .