Мексиканская керамика

Керамика в Мексике возникла за тысячи лет до доколумбового периода, когда керамическое искусство и гончарное ремесло развивались вместе с первыми развитыми цивилизациями и культурами Мезоамерики . За одним исключением, доиспанские изделия не покрывались глазурью, а скорее полировались и расписывались цветными тонкими глиняными пластинками . гончарный круг Неизвестен был и ; кускам придавали форму формованием, навивкой и другими методами,
После испанского вторжения и завоевания были внедрены европейские методы и конструкции, почти уничтожившие местные традиции. Традиции коренных народов сохранились в некоторых керамических изделиях, таких как комалы , а также в добавлении элементов местного дизайна в основном к европейским мотивам. Сегодня керамика по-прежнему производится от традиционных предметов, таких как посуда, кухонная утварь, до новых предметов, таких как скульптуры и народное искусство . Несмотря на известность настоятеля, основную часть керамических изделий, производимых в стране, составляет напольная и настенная плитка, а также сантехника. В Мексике есть ряд известных ремесленных керамических традиций, большинство из которых находятся в центре и на юге страны. Примерами являются Талавера из Пуэблы , майолика из Гуанахуато , различные изделия из района Гвадалахары и негр барро из Оахаки. Более поздним дополнением является производство изделий Мата Ортис или Пакиме в Чиуауа . Хотя число ремесленников сокращается из-за конкуренции со стороны изделий массового производства, производство изделий народного творчества и изысканных изделий по-прежнему играет важную роль в экономике. Мексиканская экономика и производство керамики в целом по-прежнему важны для мексиканской культуры .
История
[ редактировать ]Изготовление глиняной посуды начало заменять каменную посуду в Мексике, началось примерно в период Пуррон (2300–1500 гг. До н.э.). Многие из этих первых керамических изделий имели форму тыквы или тыквы, что осталось от тех времен, когда эти овощи использовались для переноски жидкостей. [ 1 ] Эта глиняная посуда развилась в гончарную традицию, в которой в основном использовалась глина, тонко покрытая тонкой глиняной пластинкой. Большинству глин в Мексике требуется закалка для регулирования водопоглощения, за одним существенным исключением является глина, используемая для изготовления изысканной апельсиновой посуды на побережье Мексиканского залива . [ 2 ]
Доиспанские сосуды формировались путем моделирования, намотки или литья. За исключением прото-колеса, использовавшегося сапотеками , гончарный круг был неизвестен до испанского завоевания. Простые горшочки или горшки, свернутые в спираль , обычно изготавливались всей семьей, а более крупные формованные изделия изготавливались мастерами. [ 3 ] Самые ранние формованные изделия представляли собой просто глину, прижатую к уже существовавшей чаше, но для изготовления чаш с рельефным декором стали использовать двойные формы и шликерное литье. Известные примеры этого типа существуют в штатах Тласкала и Пуэбла. [ 4 ] Многие фигурки также были изготовлены с использованием форм. Иногда сосуды изготавливались из нескольких литых деталей, верхняя часть которых заканчивалась намоткой. [ 4 ]
За одним исключением, доиспанские изделия не покрывались глазурью , а отделка выполнялась накладкой из чрезвычайно тонкой глины. В этот шликер часто для цвета добавляли минеральные пигменты, которые можно было добавлять до и/или после обжига. [ 5 ] Стрельба велась на открытом огне или в яме. Статуэтки часто делались в семейном очаге. Горшки обжигали кучей, поставленной на землю или в яму и накрытой дровами. [ 4 ] Использование этого метода обжига чаще всего приводило к тому, что горшки обжигались не полностью, за исключением изящной апельсиновой посуды. [ 4 ]
Единственная глазурованная посуда из Мезоамерики называется Plumbate. Его глазури покрывали мелкой шлифовкой, смешанной со свинцом, и обжигали по специальной технологии. Он производился лишь в течение короткого времени, и его появление отмечает ранний постклассический период . на многих археологических памятниках [ 6 ]
Существует более тридцати известных методов украшения доиспанской керамики, включая вдавливание рисунков в глину с помощью текстиля, использование штампов-качалок или прессование таких предметов, как ракушки, и использование заостренных палочек. Использовались также различные способы нанесения и сохранения красок как во время, так и после обжига. [ 7 ] Дизайны обычно делятся на четыре категории: геометрические, реалистичные или натуралистические (обычно стилизованные под животных и людей), символические и пиктографические. Большинство дизайнов связаны с рисунками других ремесел и художественных произведений, таких как фрески. [ 7 ] Все эти стили и методы гончарного искусства до сих пор можно найти в современной Мексике. [ 8 ]
Испанское завоевание привнесло европейские традиции гончарного дела и оказало серьезное влияние на местные традиции. Некоторые керамические формы сохранились неповрежденными, например комалы, мельницы ( molcajetes ), основные кухонные миски/посуда и курильницы . В основном это делалось в простой оранжевой посуде, а некоторые были окрашены в красный и черный цвета. Все доиспанские фигурки, поскольку они почти всегда были связаны с религией, исчезли и были заменены изображениями Девы Марии , ангелов, монахов , солдат, дьяволов и европейских сельскохозяйственных животных, таких как собаки, крупный рогатый скот и овцы. Основное влияние на производство оказало появление гончарного круга, закрытой печи , свинцовой глазури и новых форм, таких как подсвечники и кувшины для оливок. Импорт европейской и азиатской керамики в большей степени повлиял на стиль оформления изделий местного производства. Их воздействие ощущалось раньше и сильнее всего в центральных высокогорьях Мексики, в Мехико и его окрестностях. Хотя некоторая традиционная посуда доиспанского стиля все еще производилась в раннем колониальном периоде, ее качество и эстетика резко ухудшились, пока она почти полностью не исчезла. [ 9 ]
Посуда в европейском стиле, особенно глазурованная посуда, производимая местными мастерами, появилась в начале колониального периода, но была плохо сделана и использовала только два цвета: зеленый и янтарный. Большинство декоративных элементов имели смешанный испанский и местный дизайн. Наиболее распространенными формами были кувшины, кувшины и миски, предназначенные для повседневного использования. [ 10 ] Со временем к середине 17 века развилось и регламентировалось производство майоликовой глазурованной посуды, которую было дорого импортировать из Европы. Лучшее производилось в Пуэбле, хотя его производили также в Мехико , Гвадалахаре, Агуаскальентесе и других местах. Эти изделия в основном имели белый или кремовый фон с рисунками, нарисованными на них одним или несколькими цветами. [ 11 ] В течение оставшейся части колониального периода местные стили продолжали приходить в упадок по всей Новой Испании, в то время как иностранное влияние из Европы, Азии и Ближнего Востока приводило к изменениям в украшениях. [ 4 ] Ко времени мексиканской войны за независимость мексиканская майолика экспортировалась по всему Новому Свету и вытеснила с рынка испанскую версию. Однако это доминирование продлилось недолго, прежде чем более дешевая делфтская посуда из Англии и азиатские товары оказали давление на отрасль в 19 веке. [ 12 ] Мексика продолжала импортировать и копировать стили из Франции и Англии на протяжении всего 20 века; однако за последние полтора столетия были и местные инновации. [ 13 ]
Большая часть керамики, производимой в центральной Мексике, обжигается при низких температурах (слабый огонь) и покрывается глазурью из свинца и других минералов. [ 14 ] [ 15 ] Это связано с тем, что свинец плавится и дает блеск при температуре обжига менее 800°C, в то время как альтернативы требуют температуры в два раза выше. [ 16 ] Использование свинца в этих товарах вызвало предупреждение о вреде для здоровья как в Мексике, так и в США. [ 15 ] При этом риски были известны еще в конце 19 века. Свинец из глазури имеет тенденцию проникать в пищу после многократного использования. Использование посуды этого типа было связано с повышенным уровнем этого вещества в крови у детей в Мехико, Оахаке и других местах, а также с очень высоким уровнем этого вещества у детей гончаров. Содержание свинца самое высокое в керамике Оахаки. [ 17 ] Содержание свинца заблокировало доступ большей части керамики, произведенной в сельской местности, на рынок США, где она могла стоить гораздо дороже. [ 16 ]
В 1990-х годах ФОНАРТ , государственная организация, занимающаяся продвижением ремесел, и несколько неправительственных организаций работали над созданием альтернативной бессвинцовой глазури, подходящей для керамики с низким обжигом. Эта глазурь на основе бора . Они также пытались убедить ремесленников установить в своих печах вентиляторы стоимостью 40 долларов США, чтобы сделать горение более эффективным. Это позволило на значительной части тугоплавкой керамики поставить штамп «без свинца» и экспортировать ее. [ 14 ] [ 16 ]
Однако исследователи обнаружили содержание свинца в товарах с надписью «sin plomo» (без свинца). [ 15 ] Хотя борная глазурь стоит дешевле, чем традиционная свинцовая глазурь, многие гончары отказывались менять традицию. В целом, только половина гончаров Мексики перешла на другую работу. [ 16 ] В некоторых местах проблема заключается в отсутствии информации о глазури, а в некоторых местах ремесленники заявляют, что им нужна государственная финансовая поддержка, особенно для вариантов, требующих использования газовой печи. Другая проблема в том, что многие не доверяют правительству и игнорируют предупреждения. [ 18 ]
Гончарное производство
[ редактировать ]Керамика — самое распространенное ремесло в Мексике. Формы и функции изделий варьируются от простых плоских комалов, используемых для изготовления лепешек, до сложных скульптур под названием « Древа жизни» . [ 19 ] Самые простые формы, такие как комалы, казуэлы (разновидность кастрюли для тушения), простые миски и другая посуда для приготовления пищи и хранения, по-прежнему основаны на местных дизайнах и формах. В декоративной керамике и фигурках почти полностью преобладают европейские традиции, особенно в центральной Мексике. В некоторых случаях происходит смешение традиций, в основном в декоративных конструкциях, где местные элементы сочетаются с европейскими элементами. [ 20 ]
Относительно новая традиция в керамике называется «народное искусство». Эти предметы в основном носят декоративный характер, например, фигурки, плитка; и изысканные изделия, такие как запеканки, чайные чашки и посуда. Они производятся для высшего класса Мексики, международного рынка и, в некоторой степени, туристов. Производство народного искусства поощряется правительством на всех уровнях, и теперь большое количество ремесленников подписывают по крайней мере свои лучшие произведения. Хотя этот сегмент рынка сохраняет связи с прошлым, он также чувствителен к модным тенденциям. Это приводит к экспериментам с новыми декоративными элементами и исчезновению тех, которые не продаются. [ 21 ]
На местных мексиканских рынках меньше терпят дефектов изделий, чем на некоторых зарубежных рынках. Причина этого в том, что механизированное производство почти идеальных копий все еще является относительно новым явлением, поэтому недостатки, свидетельствующие о том, что что-то было сделано вручную, не имеют того «шарма», который мог бы быть в более промышленно развитых странах. [ 22 ]
Большинство гончаров работают в семейных мастерских, где в процессе участвуют все. Семьи, занимающиеся гончарным делом, обычно скрывают свою практику и редко сотрудничают с кем-либо за пределами семьи в каком-либо аспекте процесса изготовления керамики. Этот процесс, особенно обжиг, может быть связан с суевериями: гончары стараются избежать «сглаза» соседей, строят небольшие святыни и совершают христианские и местные благословения. И мужчины, и женщины лепят детали, но мужчины обычно делают самые большие детали (из-за веса) и обжигают. Дети начинают работать с глиной примерно с шести лет, лепя декоративные элементы. Обычно они начинают лепить детали, когда им около четырнадцати лет, и осваивают это примерно к восемнадцати. Главой семейной мастерской является мужчина пенсионного возраста, основной целью которого является обучение и контроль. Однако многие из этих мастерских исчезают, поскольку пожилые люди полностью перестают работать, а дети ищут другую, более прибыльную карьеру. [ 23 ]
Мексиканские гончары обычно используют местную глину, выкапывая ее сами или платя кому-нибудь, чтобы тот привез ее на осле или грузовике. Тип используемой закалки варьируется в зависимости от местоположения: от пуха рогоза в Метепеке до песка в Акатлане или капка в Амеялтепеке, чтобы придать глине нужную консистенцию и предотвратить растрескивание конечного продукта. В некоторых случаях полевой шпат используется . Глина поставляется в виде кусков, которые необходимо высушить, а затем измельчить с помощью катящегося камня или цепа . Некоторые гончары в Метепеке выбрасывали куски на улицу перед своим домом и позволяли машинам проезжать по ним. Еще один способ удалить примеси и использовать тончайшие частицы — это диспергировать глину в воде, при этом примеси и более грубый осадок выпадут на дно. [ 24 ]
Все методы, использовавшиеся в доиспанские времена, а также гончарный круг, до сих пор используются для изготовления изделий. Намотка обычно ограничивается отделкой детали, которая сначала была запрессована в форму. Формование — наиболее распространенный способ формирования закрытых сосудов. Большинство этих форм вогнутые или выпуклые, при этом глина прижимается к внутренней или внешней части формы. Иногда жидкую глину заливают в гипсовые формы. Гончарные круги чаще всего используются в некоторых мастерских и часто для быстрого изготовления нескольких небольших сосудов. Их использование более распространено в Гуанахуато и Халиско, чем в других частях страны. Во многих местах колесо приводится в движение ногой с помощью махового колеса, а не с помощью электричества. Также используются колеса, выточенные вручную. В Оахаке сапотеки использовали своего рода протоколесо с доиспанских времен. Это блюдце, балансирующее на перевернутом блюдце, которое поворачивается, чтобы придать изделию форму. Чаще всего он используется для изготовления негритянской керамики барро, изготовленной в Сан-Бартоло-Койотепек. . [ 25 ]
Как глазурованные, так и полированные изделия производятся в современной Мексике с использованием как этилированной, так и неэтилированной глазури. Если изделие необходимо отполировать, его обычно покрывают шликером, а затем полируют камнем или куском металла. Как местные, так и европейские гончарные традиции используют украшение, которое может варьироваться от простых изменений цвета до сложных изображений и рисунков, нарисованных и/или вдавленных в изделие. Красители раньше изготавливались самими гончарами, но сегодня большинство из них используют покупные химикаты. [ 26 ]
Традиционно изделия обжигали в дровяных печах или просто складывали в кучу дров. Это малопламенный метод, поскольку достигаемая температура не превышает 800 °C. [ 15 ] [ 16 ] Лучшие дровяные и газовые печи могут достигать температуры от 900 до 1000°C, что еще не является высокотемпературным, но позволяет использовать больше типов глазурей с низким содержанием свинца или без свинца. Другая причина более высоких температур заключается в том, что в некоторых частях Мексики становится нехваткой древесины, а газовые печи легко достигают этих температур, что позволяет производить изделия лучшего качества. [ 27 ]
Тела, требующие более высоких температур обжига, такие как керамика, были представлены в конце 1950-х годов, хотя они существовали в других местах на протяжении веков. Считается, что эти изделия намного лучше, чем те, которые можно получить при более низких температурах. Пионером в производстве керамики в Мексике является Хорхе Вильмот , который начал с Кена Эдвардса в 1950-х и 1960-х годах. Позже группа в Мехико начала экспериментировать с керамикой, назвав себя Cono 10. Хотя группа больше не существует, их работа, как группы, так и позже как отдельных лиц, оказала значительное влияние на развитие керамики в Мексике. Керамика, обожженная при более высоких температурах, заинтересовала правительство, особенно ФОНАРТ, в 1970-х годах. Это агентство установило подходящие помещения в различных частях страны и обучило гончаров этой технике. Многие из них позже открыли свои собственные мастерские. Керамические изделия по-прежнему относительно редки и, в отличие от других форм керамики, их обычно изготавливают профессионалы с образованием, а не люди в сельской местности. Некоторые из самых известных мастерских по производству керамики включают мастерские Уго Веласкеса в Куэрнавака , Таллер Текпатль в Гуанахуато , Альберто Диас де Коссио, Грациелла Диас де Леон и Франсиско Хавьер Сервин М., все из Мехико. [ 28 ]
Основные гончарные традиции Мексики
[ редактировать ]Оахака
[ редактировать ]Во многих частях штата Оахака производятся как функциональные, так и декоративные керамические изделия. Большинство гончаров живут в центральных долинах Оахаки, где сохранились некоторые из самых известных традиций. Самые традиционные гончары живут в небольших сельских деревнях, таких как Сан-Маркос Тлапасола и Виста Эрмоса Тоналтепек . Последняя представляет собой деревню сапотеков, в которой проживает около дюжины семей, которые изготавливают очень простую, но легкую посуду и утварь земляного цвета. Большая часть этой керамики продается в другие местные деревни, но также появился небольшой региональный и международный рынок этой керамики. [ 29 ] Во многих деревнях Оахаки, таких как Сан-Маркос-Тлапазола, почти нет мужчин трудоспособного возраста, поскольку большинство из них уехали на заработки в Соединенные Штаты. Многие женщины начали заниматься гончарным делом, чтобы дополнить то, что присылают их мужья. Большая часть работ продается в крупных городах гончарами индивидуально или вместе в кооперативе. Кооператив в Тлапазоле продает и выставляет свою продукцию на рынках и конкурсах в различных частях Мексики. Большая часть глины добывается из местного источника, и обычно этот источник держится в секрете. [ 30 ] Несмотря на цену, составляющую всего тридцать песо за кастрюлю, большая часть традиционной местной посуды заменяется кастрюлями и сковородками массового производства в сельской местности. Меньше молодых людей занимаются торговлей, главным образом потому, что многие хотят жить в городе. Большая часть гончарного производства в Оахаке перешла от функциональной посуды к декоративной, которая привлекает зарубежные рынки и туристов. [ 29 ]
Некоторые ремесленники Оахаки опираются на естественное использование ярких цветов и магического реализма, присутствующего в современных работах, таких как работы Руфино Тамайо и Франсиско Толедо . Другие демонстрируют мировоззрение, сочетающее местные верования и традиции с католической верой. Большинство гончаров не могут конкурировать с дешевыми изделиями массового производства, поэтому многие обратились к народному искусству высшего класса и уникальным изделиям. Другие вдохновились взглянуть на свою древнюю культуру и использовать ее для создания продаваемых произведений. Подобные кооперативы привлекли внимание японских керамистов и финансиста-миллиардера Альфредо Харпа Хелу , которые предоставили стартовый капитал, бизнес-консультации и торговые точки для демонстрации своей продукции на международном уровне. Несмотря на это, стать прибыльным по-прежнему непросто. [ 31 ]
Многие сапотекские гончары до сих пор используют «сапотекское колесо», чтобы придать форму своим изделиям. Это не гончарный круг как таковой. Это диск или пластина, уравновешенная другим перевернутым диском. Изделию придают базовую форму путем скручивания или формования, а затем его обрабатывают на диске. Диск с работающим судном поворачивается только руками, что требует определенного баланса и умения. [ 29 ]
Один из распространенных способов украшения простейших керамических изделий в Оахаке называется «чорреада» (жидкий). Изделия сначала обжигаются прозрачной глазурью. Затем наносят вторую глазурь с оксидами для цвета и дают ей растекаться, где возможно. [ 29 ] [ 32 ] Это двойное остекление похоже на производство майолики XIX века, керамической формы, более известной в центральной Мексике. [ 32 ] Использование рельефных изображений на глиняных изделиях также было адаптировано к более традиционным сосудам, часто с изображением, окрашенным иначе, чем фон. [ 33 ]

Двумя наиболее известными гончарными традициями являются «черный барро» и покрытые зеленой глазурью изделия Санта-Мария-Ацомпа . [ 34 ] Керамика Барро-негро (черная глина) — это стиль керамики, отличающийся цветом, блеском и уникальным дизайном, который чаще всего ассоциируется с городом Сан-Бартоло-Койотепек . [ 35 ] Истоки этого стиля керамики уходят корнями в период Монте-Альбана , и почти на протяжении всей своей истории он был доступен только с матовой серовато-черной отделкой. В 1950-х годах гончар по имени Донья Роза придумала способ придать керамике черный металлический блеск, отполировав ее. Этот внешний вид сделал керамику гораздо более популярной. [ 36 ] [ 37 ] Хотя методы и дизайн доньи Розы сейчас широко копируются в Оахаке, оригинальная мастерская все еще существует, а ее сын Валенте Ньето Реал все еще создает изделия в возрасте семидесяти лет. [ 19 ] С 1980-х годов по настоящее время ремесленник по имени Карломаньо Педро Мартинес продвигал изделия, изготовленные таким образом, с помощью скульптур негров из барро, которые выставлялись в ряде стран. [ 38 ]
Город Санта-Мария-Ацомпа известен своей нефритовой керамикой с зеленой глазурью, которую изготавливали одним и тем же способом на протяжении нескольких поколений. Цвет обусловлен из монооксида свинца . нанесенной на него глазурью [ 39 ] Гончарная традиция Ацомпы до завоевания аналогична традициям других поселений в этом районе. [ 40 ] но после того, как испанцы ввели технику остекления, был принят зеленый вариант, который с тех пор мало изменился. Вплоть до середины 20 века эта посуда была достаточно популярна, чтобы ее можно было отправлять во все части Мексики и даже в Соединенные Штаты. Однако ограничения на керамику, содержащую свинец, с тех пор опустошили этот рынок, и она в основном продается только на местном уровне. [ 41 ] Несмотря на разработку и внедрение бессвинцовых глазурей, [ 41 ] В Ацомпе по-прежнему наблюдается одно из самых высоких показателей содержания свинца в Мексике: он содержится как в изделиях, так и в гончарах и других людях, которые там живут. [ 17 ]
Хотя зеленая глазурованная посуда продолжает оставаться основным продуктом Ацомпы, в их гончарной традиции произошли некоторые новшества.
Ряд гончаров в Ацомпе занялись изготовлением глиняных фигурок, в первую очередь семья Бланко . Покойная матриарх Теодора Бланко Нуньес разработала особый стиль терракотовых фигурок, которые она назвала «мунекас» (куклы). Теодора обычно создавала женские фигуры и антропоморфизированных животных, а иногда и мужские исторические и религиозные деятели. [ 42 ] Перед обжигом Теодора богато украсила свои изделия небольшими детализированными кусочками глины. Эти мелкие детали называются «pastillajes» (украшения из глазури). Теодора Бланко Нуньес скончалась в 1980 году, но она научила этому ремеслу всех своих детей. Старший сын Луис Гарсия Бланко делает фигурки под названием «muñecas bordadas» (вышитые куклы) с длинными юбками, доходящим до пола, что устраняет необходимость делать ломающиеся ножки. Они элегантно украшены серьгами и ожерельями, а их платья украшены сложными цветочными узорами. Обычно женщины плетут две толстые косы, как Луис, и часто носят на голове корзину. Работы Бланко, как правило, неокрашены, почти все декоративные детали вылеплены из глины. Этот стиль копировали и переосмысливали другие мастера. [ 43 ]
В 1970-х годах местная гончарша по имени Долорес Поррас получила известность, когда пошла против условностей и стала пионером в производстве разноцветной глазурованной керамики. Она училась лепке у Теодоры Бланко Нуньес и освоила деликатную технику пастилье. [ 44 ] Когда у нее появилась собственная мастерская, она научилась рисовать на глиняных изделиях, начиная с красных и белых красок. Позже она добавила синий, зеленый, серый и оранжевый цвета. Ее изделия хорошо продавались, и другие гончары подражали ее работе. Позже она начала использовать глазури, не содержащие свинца. Сегодня ее изделия являются частью гончарных традиций Ацомпы, хотя ее работы продаются лучше, чем изделия более молодых гончаров. [ 29 ] [ 39 ]
Анжелика Васкес Крус известна своими фигурами женщин, русалок и ангелов. Васкес — мать-одиночка, которая вырастила четверых детей, зарабатывая деньги и имя, создавая эти фигурки. За свою напряженную и сложную работу она получила множество наград. Ее глиняные изображения почти всегда ориентированы на сильную женскую фигуру. Большие изделия выполнены в «византийском» стиле, имеют форму рождественской елки и украшены ярусами миниатюрных миниатюр. Каждое изделие уникально, и на его изготовление могут уйти месяцы. Цвета производятся минеральными пигментами из местных пород. Работы покупают коллекционеры, которые платят в галереях от 175 до 800 долларов за штуку. В ее мастерской изделия стоят примерно вдвое дешевле. [ 29 ]
В Окотлан-де-Морелос самую известную семью гончаров возглавляют сестры Агилар. Династия началась с их матери, гончарши Изауры Алькантары Диас. Исаура изучила традиционные методы изготовления керамики долины Оахака, которые в основном ограничивались изготовлением утилитарных предметов. Она начала экспериментировать с фигурками и другими декоративными предметами, некоторые из ее произведений попали в коллекцию Рокфеллера, но, к сожалению, она умерла преждевременно в возрасте 44 лет. Перед смертью она учила горшечному делу своих детей Жозефину , Гильермину, Ирен. , Консепсьон и Хесус. Из-за смерти матери дети рано начали работать: Жозефине было всего семь лет. Бедность не позволяла детям посещать школу. Как и их мать, они начинали и в основном изготавливали горшки и другую кухонную утварь, но также работали над созданием глиняных фигурок. [ 45 ] Со временем эти братья и сестры прославились своими причудливыми расписными глиняными фигурками, символизирующими повседневную жизнь. [ 29 ] Сегодня эти братья и сестры все еще работают, и большая часть представителей третьего поколения также являются мастерами. Некоторые, такие как Деметрио Гарсия Агилар, тоже делают себе имя. [ 45 ]
За пределами центральных долин город Теуантепек также является важной традицией гончарного дела. Наиболее характерным аспектом являются фигуры женщин, средний рост которых составляет около метра, у которых на голове неглубокая кастрюля с песком, в которой можно поставить кувшин для хранения воды. Миниатюрные фигурки, основанные на них, похожи по дизайну, но часто окрашены в белый и золотой цвета. Они называются «тангуйюс» и предназначены для подарков в честь конца года. [ 32 ]
Халиско
[ редактировать ]В районе Гвадалахары используется широкий спектр традиционных методов обжига при низких и высоких температурах для производства посуды, от дешевых предметов до художественных произведений. Двумя основными муниципалитетами по производству керамики являются Тонала и Тлакепаке . [ 46 ] Эти два муниципалитета производят несколько различных типов керамики и керамики, в основном «бруньидо», «бандера», «канело», «петате», «бетус» и высокообожженную керамическую посуду. Самый известный из этих стилей — «брунидо», что в переводе означает «полированный». Вероятно, он произошел от полихромии, производившейся в этой местности в XIX веке. Название происходит от того факта, что эти изделия не глазуруются, а подвергаются шлифовке, а затем полируются камнем или пиритом. Многие из этих предметов представляют собой кувшины с тонким горлышком или основания для ламп, часто украшенные животными, такими как кролики, с искаженными характеристиками, что придает им сюрреалистический вид. Изделия обычно окрашены нежными тонами розового, серо-голубого и белого цветов на фоне светло-кофейного, светло-серого, иногда зеленого или голубого цвета. Каждое изделие создается индивидуально. Привлекательность этой керамики заключается в ее внешнем виде: она слишком пористая, чтобы удерживать жидкость или пищу. Исключением являются толстые большие ванны, предназначенные главным образом для хранения воды или для купания. Вода, хранящаяся в таком сосуде, приобретает аромат глиняной посуды, который нравится некоторым людям. Еще одним исключением является емкость для воды с толстым туловом и длинным горлышком, на горлышке которой находится перевернутая керамическая чашка. Они называются ботеллонами и похожи на графины. Одним из городов, который специализируется на этом, является Эль-Росарио, недалеко от Тоналы. [ 47 ] [ 48 ]
Бандера, что в переводе с испанского означает «флаг», назван так потому, что имеет зелено-красно-белые цвета мексиканского флага . [ 49 ] Красный обычно используется в качестве цвета фона, а зеленый и белый — для декоративных деталей. [ 47 ] Это также неглазурованная полированная посуда. По неизвестным причинам этот стиль керамики встречается очень редко. [ 50 ]
Изделия Петатильо отличаются четко прорисованными линиями или штриховкой на красном фоне. Эти линии названы в честь соломенных циновок под названием петаты , на которые они похожи. [ 47 ] [ 49 ] Над линиями нарисованы стилизованные изображения растений и животных, особенно оленей, кроликов, орлов, петухов и лебедей. Часто основные фигуры окаймлены черными полосами, а использование зеленого цвета дополняет набор. Эту посуду перед обжигом красят, глазуруют, а затем снова обжигают. Это очень трудоемкий и редкий процесс, в основном его используют на тарелках. На создание гигантской урны в этом стиле может уйти до трех лет. [ 49 ] [ 51 ]
Канело назван в честь цвета обожженной керамики, который представляет собой различные оттенки корицы (канела по-испански). Он популярен и используется в основном для изготовления кувшинов с водой, поскольку хорошо сохраняет жидкость прохладной. [ 47 ]
Керамика Betus отличается яркими цветами, которые придают керамике причудливый вид. Этот стиль получил свое название от масла бетуса, в которое погружают глиняную посуду перед обжигом. Масло, изготовленное из смолы, добываемой из сосен, придает расписной керамике блестящий блеск. [ 47 ]
Одна необычная посуда называется энгрегадо. Эти предметы покрыты специальным лаком, который делает их полезными для приготовления пищи. Этот лак действует как тефлоновое покрытие, которое предотвращает скольжение пищи при нагревании. [ 49 ]
Изделия с высокой степенью возгорания, такие как альта-глина и керамогранит, были завезены в этот район американцем Кеном Эдвардсом и мексиканцем Хорхе Уилмотом, начиная с 1960-х годов. Их обжигают при температуре более 1100°C, в результате чего глина остекловывается и образует непористую поверхность. Первая печь для обжига керамики была установлена в Тонале и распространилась оттуда. [ 47 ] [ 49 ]
Керамические изделия производятся El Palomar и некоторыми другими фабриками в Тлакепаке. Еще одна высокотемпературная посуда - это белый каолин , производимый такими фабриками, как Loza Fina и Cerámica Contemporánea Suro. [ 46 ] Последний представляет собой семейное предприятие, обслуживающее шеф-поваров, дизайнеров, архитекторов и художников. В мастерской в основном изготавливают посуду всех форм и размеров, а также такие предметы, как лампы и декоративные элементы. Обычно изделия изготавливаются на заказ по эскизам, предварительно одобренным клиентом. Размер заказов варьируется от набора блюд на четверых до всего набора блюд для ресторанов. Многие из их клиентов покупают товары оптом, хотя минимума не существует. [ 52 ]
Около 2000 ремесленников, таких как Хосе Гарсия Хинонес в Тлакепаке, сохраняют традицию изготовления вертепов и других фигурок из глины. Эти рождественские сцены могут быть причудливыми, с участием нетрадиционных животных, таких как львы и жирафы, и даже может появиться Дьявол . Гарсиа Хинонес с детства получал призы за свою работу и каждый год в течение тридцати лет продавал свои войны на ежегодном Рождественском базаре на спортивном комплексе Депортиво Венустиано Карранса. Как и другие гончары, изделия изготавливаются в домашней мастерской, в создании которых участвуют все члены семьи. Другой гончар, Хустино Эстувье, которому более 70 лет, экспортирует свои искусные изделия в Испанию. Однако этот аспект керамической промышленности в муниципалитете угасает, и гончаров стало гораздо меньше, чем раньше. Обычные ремесленники здесь борются за выживание против распространения пластика и более дешевой керамики из Азии. Средний вертеп ручной работы продается в Мексике за 350 песо, тогда как более дешевые вертеп массового производства продаются за 160. [ 53 ]
В Тлакепаке находится Национальный музей керамики Пантален Пандуро (Музей национальной премии керамики Панталена Пандуро), в котором представлены лауреаты ежегодной национальной премии, вручаемой производителям керамики. Он расположен в Культурном центре Эль-Рефухио и был создан в 1997 году. Первая ежегодная Национальная премия была вручена в 1977 году. Сегодня существуют премии в различных категориях, но наиболее востребованной является Президентская премия Галардон (Президентское признание), которую подписывает президент Мексики. Двадцать одно произведение, получившее эту награду, находится в музее. [ 54 ]
Тонала уже давно признан центром керамики Мексики. Улицы заполнены ремесленными мастерскими и киосками на тротуарах, где продаются керамические и керамические изделия. [ 47 ] Одна вещь, которая отличает изделия Тонала, — это декоративные детали. Два элемента, науаль и «Флор де Тонала», являются общими. Нагуаль — это доиспанский оборотень или шаман, которого часто изображают в виде улыбающегося кота. Флор де Тонала (цветок Тонала) впервые появился в гончарном дизайне в начале 20 века. Его отличительная форма — овальный центр с закругленными лепестками, образующими зубчатый узор. Эти элементы могут присутствовать во всех типах керамики, производимой здесь. [ 47 ] Рыночные дни, четверг и воскресенье, — это хороший шанс увидеть большое разнообразие керамики региона, разбросанной на улицах центра города. Хотя существует большое разнообразие фигурок, утвари и декоративных предметов, это еще не все, что производится. Многие Многие производители продают свою продукцию через другие каналы. Чтобы найти лучшие изделия, нужно посетить мастерские и фабрики. [ 46 ]
Одним из известных гончаров из Тоналы является Хорхе Вильмонт. Хотя его опыт работы связан с традициями Тонала, он был в авангарде инноваций в этом ремесле. Многие из его нововведений были переняты столь многими гончарами в этом районе, что практически все, что отклоняется от традиции, свидетельствует о влиянии Уилмота. Сегодня Уилмот живет в Сан-Пабло-дель-Монте в Тлашкале , где консультирует гончаров оттуда и соседнего штата Пуэбла. [ 55 ]
В муниципалитете находится Национальный музей керамики (Национальный музей керамики), директор которого Пруденсио Гусман Родригес считает «связующим звеном между традициями Тоналы и людьми, заинтересованными в исследовании наших традиций». Основанный в 1986 году, музей имеет коллекцию из 1000 экспонатов, от доиспанских артефактов до современных лауреатов. Учреждение было основано, когда совет местных ремесленников и бизнесменов вместе со скульпторами Хорхе Уилмотом и Кеном Эдвардсом искал способ популяризировать здесь керамическую традицию. Многие артефакты предоставлены взаймы Instituto Nacional Indigenista (Национальный институт коренных народов), а некоторые были подарены Уилмотом. Остальные изделия являются лауреатами Государственного конкурса керамики Certamen Estatal de la Cerámica. К сожалению, к середине 1990-х годов музей пришлось закрыть из-за нехватки средств и обслуживания. Муниципалитет вмешался, и музей был вновь открыт в 1996 году. В коллекции представлены произведения, созданные некоторыми из самых известных ремесленников региона, в стилях, наиболее типичных для Тоналы, таких как брунидо, бандера, петатильо и канело. Представленные художники и ремесленники включают Сальвадора Васкеса, Хуана Антонио Матео, Джеронимо Рамоса, Никасио Пахарито , Канделарио Медрано, Хорхе Уилмот и Кен Эдвардс. [ 47 ]
Еще один популярный контейнер для жидкости в районе Тонала — тинаджа, приземистый кувшин с ручкой вверху и небольшим носиком. [ 56 ] В Санта-Крус-де-ла-Уэрта , недалеко от Тоналы, специализируется на глиняных водосточных трубах, грубо вылепленных игрушках и свистках в форме животных. Большая часть этой продукции продается на общественных рынках. Исключением являются работы Канделарио Медрано, создающего любопытные, порой гротескные скульптуры. В его мастерской можно найти двухпалубные лодки, церковные здания с миниатюрными людьми, а также животных, таких как львы, петухи и совы, с дикими человеческими лицами. Как правило, это большие изделия, изготовленные частично с помощью пресс-формы, частично вручную, а затем раскрашенные яркими, контрастными акриловыми красками. [ 56 ]
Гуанахуато
[ редактировать ]Вскоре после завоевания керамика европейского стиля стала доминировать на территории, ныне известной как штат Гуанахуато. В колониальный период в городе Гуанахуато существовала сильная традиция майолики наряду с Пуэблой, которая сейчас возрождается. Эти изделия изготавливаются с помощью формы для тортильи неправильной формы или на круге. Его покрывают подглазурью, обычно светло-кремового цвета, обжигают, затем рисуют узором, глазуруют и снова обжигают. Многие мотивы выполнены с использованием таких цветов, как желтый, сине-зеленый, ржавый и синий. Основными производителями в городе Гуанахуато являются Горький Гонсалес, который поддерживает традиционный дизайн, и Alfarería Capelo Mayolica, которая производит большие изделия с более насыщенными и темными цветами. В Санта-Роза-де-Лима группа бывших студентов Капело также изготавливает майолику. [ 57 ] [ 58 ]
Крупнейшим производителем за пределами столицы является Alfarería Aguilera Mayolica Santa Rosa в Минерал-де-Санта-Роза, недалеко от Долорес Идальго . В дизайне этой мастерской прослеживается влияние местных народов, а также некоторых итальянских и китайских элементов. Alfarería Aguilera — это семейное предприятие, которым управляют несколько поколений семьи Агилера. [ 58 ] Небольшие мастерские в этом городе производят как традиционные, так и инновационные конструкции посуды, ваз для цветов и плитки. Одной из примечательных мастерских является мастерская Хуана Герреро, который изготавливает посуду с эффектными цветами оранжевого, желтого и синего цветов. Отец Хуана, Фортино, изготавливает керамику с простой красноватой основой, украшенную двумя тонами зеленой глазури, стекающей по бокам. На некоторых контейнерах, например цветочных горшках, сбоку будут изображены саламандры. С изготовлением майолики Долорес Идальго познакомил сам отец Мигель Идальго. [ 59 ]
Помимо майолики, две крупные фабрики выпускают керамику каолинового типа с ручной росписью. Это Брэм и Доса в городе Гуанахуато и городке Марфил соответственно. Большинство этих дизайнов представляют собой современные формы с пастельными цветочными мотивами и блестящей или матовой отделкой. [ 60 ]
В Сан-Мигель-Альенде на городском рынке продается своего рода примитивная народная керамика. Это соусники и пиалы красного тона с причудливыми искаженными фигурками животных черного цвета (из оксида меди) под плохой прозрачной глазурью. На самом деле они родом из небольшой деревни недалеко от Сан-Мигеля. [ 59 ] Похожий дизайн можно найти в Коронео , с той основной разницей, что изображение животного приподнято над дном сосуда, изготовленного с помощью формы. Выступающая конструкция окрашена в черный цвет. Хотя черты животных не искажаются, им часто придают сверхъестественные аспекты, например, львы, дышащие огнем. [ 61 ]
Пуэбла
[ редактировать ]Керамика Талавера из Пуэблы, Мексика, представляет собой разновидность керамики из майолики, отличающуюся молочно-белой глазурью. [ 62 ] Подлинная керамика Талавера производится только в городе Пуэбла и близлежащих общинах Атлиско , Чолула и Текали из-за качества найденной там природной глины и традиций производства, восходящих к 16 веку. [ 63 ]
Керамическую плитку, кувшины и посуду можно найти в продаже по всему городу Пуэбла, и ими украшено большинство колониальных зданий исторического центра. [ 64 ] Процесс медленный, и во время него многие детали ломаются. Большая часть керамики имеет ярко-синий цвет на белом фоне, но можно использовать и другие цвета, такие как желтый, оранжевый, зеленый и фиолетовый. Цвета и дизайн отражают смешанную историю с влиянием Европы, коренных народов, арабов и Китая. Ремесло прибыло в город вскоре после его основания в 1530-х годах, когда гончары из Испании, в том числе Талавера де ла Рейна , основали мастерские. [ 64 ] Производство этой керамики стало высоко развитым в Пуэбле из-за наличия прекрасной глины и спроса на плитку со стороны недавно основанных церквей и монастырей в этом районе. Промышленность настолько выросла, что к середине 17 века были установлены стандарты и гильдии , которые еще больше улучшили качество, что привело Пуэблу к так называемому «золотому веку» керамики Талавера (с 1650 по 1750 год). [ 63 ] Формально сложившаяся там традиция называется Талавера Поблана, чтобы отличить ее от одноименной керамики Талавера в Испании. Это смесь китайских, итальянских, испанских и местных керамических техник. [ 62 ] Производство плитки здесь также стало очень заметным, покрывая сначала в основном процветающие церкви и монастыри, а затем частные дома, опять же, чтобы показать социально-экономический статус. [ 65 ]
Талавера Санта-Катарина — один из немногих сертифицированных государством производителей Талаверы в Пуэбле. Эксклюзивность настоящего изделия во многом определяет успех этой керамики. Название «Талавера» для керамики по закону ограничено изделиями, изготовленными в Пуэбле и нескольких других близлежащих местах. В Пуэбле и других местах делается множество имитаций, но только восемь мастерских имеют государственное разрешение на использование названия Талавера. Существует определенный рынок для тех, кто готов платить больше за изделия, изготовленные на заказ и имеющие сертификаты аутентификации. Большая часть продается за границу, потому что эти изделия стоят гораздо дороже. Клиенты могут прийти просто заказать целый набор посуды или плитки для облицовки зданий на родине. [ 64 ]
Менее дорогая керамика, изготовленная в Пуэбле, называется Barrio de la Luz. Предметы этого типа обычно состоят из посуды для приготовления пищи, банок с крышками, кувшинов и других предметов, предназначенных для обычного кухонного использования. Он желто-коричневого цвета с рельефными орнаментами, такими как листья или розы, которые обычно покрываются прозрачной глазурью, а другие части - черной глазурью. [ 66 ] В северной части штата Пуэбла, особенно в муниципалитетах Акикстла и Чигнауапан , коренные народы, говорящие на языке науатль, производят кухонную утварь, такую как комалы, кувшины, кастрюли и многое другое, с глазурованной поверхностью. Они используют мавританскую печь, которая экономит топливо и тепло. Отличительной особенностью этой керамики является наличие на ней штампованных рисунков, обычно цветов. Эти штампы представляют собой вырезанные глиняные таблички, которые отпечатываются на керамических изделиях. [ 67 ] Исукар де Матаморос специализируется на «деревьях жизни», иногда называемых «канделябрами». Это разветвленные глиняные скульптуры, которые могут быть посвящены различным праздникам, например, Дню мертвых или Рождеству. Ветви наполнены цветами, листьями и изображениями, связанными с темой. Кроме того, фигурки Дня мертвых, такие как скелеты, одетые как чарро или дамы из высшего сословия ( La Calavera Catrina ). Все эти декоративные детали окрашены в яркие цвета. Исключением являются работы Эриберто Кастильо, который использует более нежные цвета с глазурованной отделкой. Альфонсо Кастильо отличает свои изделия использованием красок, изготовленных из натуральных ингредиентов. [ 67 ]
Еще один город Пуэблы, в котором изображены древа жизни, — это Акатлан, расположенный недалеко от границы с Оахакой. Ветви часто исходят из спины птицы или другого животного. Другие товары включают реалистично выглядящих животных, таких как птицы, игуаны или крабы, с местом для свечи на спине и горшками с плоской спинкой, которые можно повесить на стены. Они могут быть изготовлены либо в виде окрашенной посуды, либо в виде полированной посуды, выполненной в оттенках красного и черного. Одним из гончаров, известных своими блестящими работами, является Херон Мартинес. [ 67 ]
Мичоакан
[ редактировать ]Большая часть примечательной керамики штата Мичоакан происходит из района озера Пацкуаро . Один город, известный своей керамикой, - это Цинцунцан , где в домашних мастерских производятся самые разнообразные гончарные изделия. Большая часть этих товаров продается туристам. Большая часть производимой посуды покрыта глазурью. Их часто украшают очертаниями рыб или водоплавающих птиц. Зеленая глазурь обычно покрывает внутреннюю часть и край сосуда, при этом рисунок наносится на неокрашенную глину снаружи, а затем покрывается прозрачной глазурью. Там же появилась черная полированная керамика в виде цветочных ваз и кувшинов. Полированный гончар другого типа перед полировкой подвергается красной шлифовке и украшен простыми мотивами птиц и изящными черно-белыми изгибами. Обычно они имеют форму кувшинов для воды с крышками и ручками, а также фигурок уток. Также изготавливаются копии доиспанских изделий, таких как кувшин-тренога и кувшины для воды в форме пончиков. Обычно их рисуют геометрическими узорами и резьба . [ 68 ]
В Санта-Фе-де-ла-Лагуна ряд гончаров изготавливают глазурованные изделия популярных форм с черной или зеленой глазурью, покрывающей большую часть изделия, а остальную часть - прозрачной глазурью среднего качества. Черная глазурь обычно используется на больших предметах, таких как чаши для воды или фруктового пунша с крышками и украшенные рельефными листьями или розами. Многие из них созданы Матиасом Херонимо. Кармен Гаспар изготавливает посуду с изображением животных или рыб из белого скольжения под зеленой глазурью. Также проводились эксперименты с новыми цветами глазури, такими как синий и лиловый . [ 69 ]
В городе Патамбан на юго-западе озера производят изделия из зеленой глазури, которые отличаются качеством глазури и тонкой глиной. Даже нижняя часть изделий покрыта глазурью и украшена рисунками. Большинство форм предназначены для общего пользования, например, маленькие кружки, кувшины и тарелки. Дизайн варьируется от геометрических или линейных рисунков до животных произвольной формы, таких как кролики. Они окрашены в белый цвет, имеющий ярко-зеленый оттенок. [ 69 ] Одна из форм, которая встречается как здесь, так и в соседнем Сан-Хосе-де-Грасиа, — это кувшин для воды в форме ананаса. Тело целиком покрыто небольшими конусовидными комочками, помещенными вручную. Размер этих банок варьируется от одной чашки до пяти галлонов. Крышка украшена изображением остроконечной кроны фрукта. Большинство из них также покрыты зеленой глазурью Патамбана, но существует и версия с коричневой глазурью. Еще один сосуд, который этот город делает вместе с Хуанцио, — это пузатый сосуд для воды с маленьким горлышком. Они не покрыты зеленой глазурью, а покрыты красной накладкой и отполированы. Затем их украшают черно-белыми горизонтальными полосами с вкраплениями кроликов, птиц и цветов. Хуанцито также часто использует сине-зеленую цветовую схему. [ 70 ]
Кирога продает большие кувшины с черной глазурью и кувшины для воды с рельефными сценами, в основном изображающими Danza de los Viejitos . Керамика изготовлена в Санта-Фе и расписана в Кироге. [ 70 ] Окумичо производит глазурованные фигурки чертей и другие фантазии. Оформление фигур причудливо: черти сидят на краю вулкана и Ноев ковчег, где животные выглядят крайне уставшими. Некоторые из лучших гончаров здесь — женщины. В маленькую деревню трудно добраться, но фигурки продаются в городах Уруапан и в Каса-де-лас-Артесаниас в Морелии. [ 71 ]
Капула , город недалеко от Морелии , производит глазурованную посуду, которая в последнее время стала популярной и сейчас является одной из наиболее часто встречающихся в магазинах популярных произведений искусства в Мексике. Обычно он представляет собой раскрашенный дизайн из маленьких формализованных цветов, состоящих из круглых точечных лепестков, окрашенных белой краской на натуральный красный цвет глины, а затем обожженных прозрачной глазурью. Цветы могут быть ограничены полосой или обильно нанесены по всему изделию. Последнее часто делают с запеканками и цветочными горшками. Формы включают посуду, запеканки и цветочные горшки. Совсем недавно местные гончары экспериментировали с другими рисунками, например, с рыбами и птицами, состоящими из белых или даже цветных точек, таких как синие, зеленые или черные. Они также модернизируют свою деятельность, внедряя газовые печи и используя глазурь с низким содержанием свинца. [ 71 ]
Штат Мехико
[ редактировать ]В штате Мехико есть несколько гончарных городов, самый известный из которых — Метепек. В центре города есть несколько хорошо укомплектованных магазинов ремесел, предлагающих местную керамику, а также открытый рынок. Самыми известными формами, связанными с Метепеком, являются его Древа Жизни, русалки и животные, такие как львы, лошади (с крыльями или без них) и упряжки быков. В формах выделяется не столько их форма, которая имеет тенденцию быть коренастой и солидной, сколько цвета, которые их украшают. Как и алебрихе , они окрашены в яркие и довольно неестественные цвета, такие как розовый, зеленый, желтый и другие цвета. Среди самых известных гончаров — Хосе Вара, Сауль Ортега и Альфонсо Сотено . [ 72 ]
«Древо жизни» ( arbol de la vida ) — тема глиняной скульптуры, созданной в центральной Мексике. Изображение, изображенное на этих скульптурах, изначально предназначалось для преподавания библейской истории творения местным жителям в ранний колониальный период. Изготовление деревьев в глиняных скульптурах началось в Исукар-де-Матаморос , Пуэбла, но сегодня это ремесло наиболее тесно отождествляется с Метепеком. [ 73 ] Традиционно предполагается, что эти скульптуры состоят из определенных библейских образов, таких как Адам и Ева , но создаются и другие темы, такие как Рождество, День мертвых и даже темы, не связанные с религией. [ 72 ] [ 74 ] Деревья жизни могут быть маленькими или высотой с человека. Фигурки на Древах Жизни изготавливаются методом литья и перед обжигом прикрепляются к основной фигуре дерева проволокой. Большинство из них окрашены в яркие цвета, но есть версии, полностью окрашенные в белый цвет с золотыми штрихами, а другие оставлены в естественном красноватом цвете глины. [ 75 ]
Еще одним популярным изделием для изготовления и украшения домов являются круглые солнца с остроконечными нимбами и улыбающимися или удивленными лицами. Они продаются как окрашенные, так и неокрашенные. Мастерская Саула Камачо изготавливает майолику, похожую на Талаверу из Пуэблы и Мануэля Леона Монтеса де Ока, делает копии доиспанских произведений. Эти изделия ценятся потому, что ремесленник нашел время, чтобы изучить формы и культуру оригиналов. Metepec также производит керамику для повседневного использования, как правило, из натуральной глины с простыми геометрическими узорами, выполненными белой глиной. Одним из наиболее необычных предметов этого типа является набор из кувшина и чашек, предназначенный для питья пульке . Они часто содержат интересные лозунги, такие как «Я твой», «Да здравствует Пульке» или «Пусть тот, кто истощает меня, наполняет меня». Их также можно отличить по головам животных или людей (быка, козла, человека с сигарой и других) с пульке, выходящим изо рта. Многие из них созданы Ласаро Леоном. [ 76 ] Еще один город, производивший изделия для пульке, — Текоматепек , недалеко от Икстапан-де-ла-Саль . Кувшины величественны, украшены черными завитками на кремовом фоне, покрытыми прозрачной глазурью. Другие предметы включают блюда, чашки и т. д., также глазированные кремом с поднятыми лебедями или цветами и окрашенные в желтый, зеленый и синий цвета. Также изготавливаются копии доиспанских фигур. [ 77 ]
Чихуахуа
[ редактировать ]
Деревня Хуан Мата Ортис расположена на берегу реки Паланганас недалеко от Нуэво-Касас-Грандес на высоких северных равнинах Чиуауа . Он был назван в честь местного героя 19 века, сражавшегося против апачей . [ 78 ] Это дом Хуана Кесады, которому приписывают создание керамики в стиле Мата Ортис или Пакиме. Когда ему было четырнадцать, он наткнулся на заброшенную доиспанскую деревню Пакиме вместе с фрагментами ее керамики. Эта керамика была украшена замысловатыми узорами, и Кесада рассудил, что материалы для ее изготовления были поблизости. [ 79 ] Найденная им керамика является частью полихромной керамики в стиле Касас-Грандес, которая процветала между 1175 и 1400 годами и связана с керамикой стиля Пуэбло. [ 78 ] Со временем и путем большого количества экспериментов Кесада научился полностью воссоздавать керамику самостоятельно, без какой-либо предварительной подготовки или опыта. [ 79 ]
Кесада раздал свои первые произведения семье и друзьям, а затем продал несколько. Три из этих ранних произведений попали в магазин подержанных вещей в Деминге, штат Нью-Мексико, где их нашел Спенсер МакКаллум , археолог и историк искусства. Понимая их ценность, Маккаллум отправился в Чиуауа в поисках создателя горшков. В конце концов он добрался до дома Мата Ортис Хуана Кесады. В течение восьми лет МакКаллум оказывал финансовую поддержку Кесаде, чтобы позволить ему и дальше развивать это ремесло, а МакКаллум выступал в качестве наставника и агента. Керамика приобрела известность в мире искусства, кульминацией которой стала выставка в Музее штата Аризона в 1977 году. С тех пор Кесада обучал свою семью и других членов сообщества изготовлению керамики. Кесада не держит в секрете ни свои методы, ни запасы материалов; скорее он делится со всеми, у кого есть интерес. [ 79 ] [ 80 ] В отличие от ряда возрождений гончарных традиций в Аризоне и Нью-Мексико, это возрождение древнего искусства было осуществлено одним из жителей деревни без какой-либо помощи со стороны археологов или музеев. [ 78 ]
Хотя керамика Пакиме вдохновлена доиспанской керамикой, она не является точной копией. В отличие от других частей Мексики, гончарная традиция здесь полностью сломалась где-то в колониальный период. [ 79 ] Нынешние жители не считают себя потомками культуры Касас-Грандес и не связаны с ней своими традициями. Никто до поколения Кесады не занимался гончарным делом. [ 78 ] Это позволило гончарам экспериментировать и проверять границы формы и дизайна, в отличие от многих других мексиканских гончаров, которые ограничены традициями поколений. Тем не менее, воссоздание Кесады интересно, потому что он воссоздал две основные техники герметизации доиспанского периода: методы спирали и формовки. [ 79 ] Сырую глину добывают киркой и лопатой в суровых предгорьях за городом. Его очищают, замачивая в воде до тех пор, пока ее можно будет вылить через сито. Лучше всего работать с белой глиной, но используется много цветов. Гончарный круг не используется. Дно горшка вылеплено, а верхняя часть создана методом змеевика. Когда горшок высохнет, его натирают камнем или другим твердым предметом, чтобы он блестел. Это может занять несколько дней. Горшки обжигают на открытом грунте, используя в качестве топлива дрова и навоз. Краски изготовлены из минеральных пигментов, собранных на месте. Пигменты измельчают в порошок с помощью метатового шлифовального камня, затем смешивают с глиной, чтобы получить жидкую молочную краску. [ 80 ] Многие используют традиционные цвета, такие как красный, белый и земляные тона, но также используются и более яркие цвета. Кисти изготавливаются из собачьего, кошачьего и даже человеческого волоса. [ 79 ]
Эти горшки изготавливают более трехсот человек в этой деревне с населением около двух тысяч человек. Большинство ремесленников производят изделия низкого и среднего качества, и лишь немногие делают прекрасные горшки, тонкие и легкие. Среди высокопоставленных художников - семья Кесада, семья Ортис, Таурина Бака, а также Гектор и Грасиелла Гальегос. Николя Ортис известен своими скульптурами. Гончарное дело было большим экономическим благом для общества. Раньше мужчины выполняли сезонные работы, и у женщин не было возможности зарабатывать деньги. Доход от гончарного дела позволил семьям строить и улучшать дома, а также покупать машины. [ 79 ]
Другие гончарные традиции
[ редактировать ]В Чилилико , деревне науа недалеко от Уэхутла-де-Рейес , Идальго , женщины по-прежнему доминируют в горшках, производя украшенные изделия для церемониального использования. Они также объединили новые идеи и методы с традиционным дизайном. Одной из примечательных работ является точное воспроизведение сельских сцен на их изделиях, распространение этого декора на более новые предметы, такие как пепельницы и картины. [ 81 ]
В штатах вдоль побережья Персидского залива, таких как Веракрус, Табаско , Кампече и Юкатан, есть центры, связанные с гончарным делом, но большинство из них производят продукцию для удовлетворения местных потребностей, и большая часть работы раньше выполнялась исключительно женщинами. Поскольку гончарные изделия, которые выполнялись здесь на протяжении веков, имели меньшее европейское влияние, чем в центральных высокогорьях, влияние коренных народов все еще можно увидеть во многих утварях и игрушках. С появлением обжиговых печей и глазурования мужчины стали более активно участвовать во многих областях, и многие центры гончарного производства теперь являются семейными делами. [ 81 ] Основные гончарные центры Веракруса расположены в Бланка Эспина , Агуасуэлос и Тлакотальпан . В Бланка Эспума большая часть продукции производится в виде домашней посуды, детали которой глазурованы и декорированы аналогично Агуасуэлосу и Чилилико. В Агуасуэлосе производят большие горшки, называемые олла. Многие из них по-прежнему украшены цветами, как и раньше, но дизайн смещается в пользу церквей региона, домов и даже сцен повседневной жизни. [ 81 ]

В Тлакотальпане в основном производятся кулеры для воды, распространенные в жарком климате. Чтобы кулеры выполняли свою функцию, глину лишь разглаживают, а затем полируют на некоторых ее поверхностях, придавая ей декоративный эффект с помощью контрастных фактур. Поглощение воды стенками глиняного сосуда сохраняет воду прохладной. [ 82 ]
В Тепакане, Кампече , общине майя, изготавливают традиционные цветочные горшки и свистки. Они также делают кувшины темно-коричневых тонов, которые, по мнению женщин-гончаров, олицетворяют бога ветра. Здесь же находится одна из крупнейших печей мавританского типа в Мексике. Недалеко от Тепакана, в соседнем штате Юкатан, находится деревня майя Тикул . Особенностью здесь является воспроизведение предметов майя, найденных в гробницах Джайны , острова недалеко от берега в Персидском заливе. [ 82 ]
В Аматенанго-дель-Валле , штат Чьяпас, находится фабрика по производству керамики, которая является важным источником занятости для местного населения. Создаваемые объекты включают миниатюрных животных, реальных и фантастических, смоделированных в основном детьми. Взрослые люди, в основном женщины, производят крупные предметы, такие как большие кувшины, называемые тинаджас. Они декорированы полосками разных цветов. Цветочные горшки в форме голубя — еще один распространенный предмет. Потому что это большие куски, и по традиции куски обжигают на земле, кладя сверху дрова. [ 82 ]
Доколумбовая Мексика имела тысячелетнюю традицию изготовления скульптур и фигурок из глины, большая часть которых была утрачена во время испанской колонизации Америки и мексиканского колониального периода. Традиция начала возвращаться в середине 20-го века с появлением таких художников, как Хуан Сориано , Франсиско Толедо и Матиас Геритц . Многие из этих художников использовали глину для создания черновых набросков работ, которые нужно было выполнить из других материалов, таких как металлы, но в конечном итоге обратились к глине в качестве основного материала. Лепка из глины вернулась на передний план мексиканского искусства с выставкой под названием «Terra incognita» в Музее современного искусства в 1981 году, хотя об этом явлении было написано относительно мало. Некоторые из самых известных современных художников в этой области включают Херардо Аскунагу, Адриану Маргейн, Хавьера Марина и Мириам Медрес. [ 83 ]
Керамика и мексиканская экономика
[ редактировать ]В то время как производство кастрюль и посуды является визитной карточкой Мексики, керамическая напольная и настенная плитка составляет основную часть керамического производства Мексики. Второй по величине вид керамической продукции — это сантехника, например, унитазы, умывальники и аксессуары. Большая часть сырья поступает на местный рынок, а другое сырье импортируется в ограниченном количестве. Большая часть оборудования, используемого для массового производства керамики этого типа, включая пресс-формы и технологии разработки, поставляется из Италии. Однако компании также рассматривают возможность поставок смесителей, конвейеров, печей и электронного оборудования из США из-за близости страны и тарифов НАФТА. [ 84 ]
В 1994 году Мексика экспортировала в США глазурованные и неглазурованные напольные покрытия на сумму 78,1 миллиона долларов США, импортировав оборудование и сырье для этой продукции на 17 миллионов долларов США. 75% сантехники для ванных комнат экспортируется в Соединенные Штаты на сумму 54,7 миллиона долларов США в 1994 году. [ 84 ]
Наиболее слабо развита область массовой керамики — столовая посуда , фарфор и керамогранит . В Мексике есть только два крупных производителя посуды, Anfora и Santa Anita, которые производят фарфор и керамику соответственно. Anfora — единственная компания, которой удалось экспортировать свою продукцию в такие американские компании, как Panera Bread, Pottery Barn и Starbucks. Большая часть этой керамики импортируется из других стран, таких как США, Япония и Германия, несмотря на ее способность производить ее самостоятельно. Однако частично это можно объяснить отсутствием определенного сырья. [ 84 ] Другая проблема – продолжающееся производство свинцовой глазурованной посуды, которую невозможно экспортировать. Хотя глазури без свинца и с низким содержанием свинца были разработаны для использования при низкотемпературном обжиге, наиболее традиционными являются только около половины мастеров. [ 16 ] [ 18 ]
Однако наиболее быстрорастущая отрасль керамической промышленности состоит из небольших компаний, которые производят в основном посуду и декоративные изделия ручной работы. Этот сектор промышленности быстро находит экспортные рынки в США, на Дальнем Востоке и в некоторых частях Европы. Это трудоемкий процесс, но требует импорта определенного оборудования, такого как печи . Большая часть товаров, производимых в этом секторе, экспортируется в США. Поскольку этот сектор продолжает расти и становиться все более сложным, вероятно, будет импортироваться больше производственного оборудования. [ 84 ]
Для людей, живущих в очень сельских районах Мексики и практически не имеющих работы, производство ремесленных изделий, особенно керамики, является альтернативой. Для многих людей, живущих в сельской местности Оахаки, экономические возможности ограничиваются натуральным сельским хозяйством, работой в Мехико или нелегальной миграцией в Соединенные Штаты. В результате многие небольшие деревни, такие как Сан-Херонимо-Слайопилла, стали фактически городами-призраками, населенными лишь некоторыми стариками, женщинами и детьми. По крайней мере, для некоторых интерес к местной и народной керамике дает еще одну возможность. Кооперативы, такие как «Polvo de Agua», объединяют ремесленников из разных мест, чтобы продавать свои изделия и обеспечивать доход своим семьям. [ 31 ] Производство керамики повысило уровень жизни в других небольших деревнях в других районах, таких как Мата Ортис в Чиуауа. [ 79 ] Большинство ремесленников в сельской местности учатся этому ремеслу у своих семей и продолжают использовать те же методы, которые использовали их предки. Для многих жителей сельской местности продажа керамики является единственным источником дохода. [ 18 ]
Все большее число гончаров также обращаются к Интернету, чтобы продавать свои изделия за границу, даже если у них нет прямого доступа к компьютеру. Оскар Сотено , известный гончар из Метепека, использует его для продажи своих скульптур «Древа жизни» и других произведений в Соединённые Штаты. Особенно выгодна продажа на прибыльной рождественской ярмарке. Хотя мотивы Дня мертвых не связаны с Хэллоуином, благодаря Интернету они проникли во многие дома в США к этому празднику. Многие ремесленники сотрудничают с NOVICA.com, компанией, которая работает с художниками из стран третьего мира, помогая им продавать свои изделия в других странах. Это позволяет многим ремесленникам продавать напрямую, минуя посредников. [ 85 ] Организация Barro sin Plomo, связанная со Всемирным банком, добилась успеха в экспорте изделий из бессвинцовой керамики в Соединенные Штаты и заявляет, что перспективы рынка этой продукции оптимистичны. Одним из сегментов рынка являются мексиканские рестораны в США, которые хотят готовить блюда в мексиканском стиле, но не могут импортировать достаточное количество блюд, соответствующих ведущим стандартам США. Другой возможный рынок – Центральная Америка . [ 86 ]
Для поддержки производства керамики, особенно в сельской местности, были созданы государственные и федеральные правительственные учреждения. Премия Premio Nacional de Cerámica была учреждена в 1977 году и вручает денежные призы в различных категориях. Самой престижной наградой является Galardon Presidencial (Признание президента), которую подписывает президент Мексики. [ 54 ] Каждый год в Метепеке проводятся Concurso Nacional de Alfarería и Ceramica «Arbol de la Vida». На этом мероприятии присуждается первый приз в размере 50 000 песо за лучшую работу, выполненную из глины. Также предусмотрены призы в таких подкатегориях, как глазурованные и неглазурованные изделия, а также высокообжигаемая и слабообожженная керамика. Мероприятие привлекает художников и ремесленников из Оахаки и Халиско, а также штата Мехико. Судьи приезжают из Музея популярного искусства в Мехико , ОАЭ и других учреждений. [ 87 ]
Несмотря на поддержку и интерес к традиционной мексиканской керамике, количество ремесленников сокращается. В 1994 году в стране насчитывалось чуть более 1,5 миллиона мастеров-керамистов, а к 2006 году их число упало до 50 000. В результате в некоторых штатах мастеров практически не существовало. Майолику больше не производят в Агуаскальентесе, а количество мастерских в штате Гуанахуато за последние годы сократилось вдвое. В крупных городах, таких как Мехико и Монтеррей , их всего несколько. Одна из причин этого заключается в том, что многие ремесленные изделия заменяются более дешевыми оловянными и пластиковыми изделиями. Другая причина заключается в том, что многие представители ремесленных производств уехали на заработки в Соединенные Штаты. [ 86 ]
Видеть
[ редактировать ]
- Доколумбовая эпоха
- Керамика коренных американцев
- Категория: Мексиканские гончары
- Pretty Ladies (женские фигурки)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хопкинс и Мюллер 5
- ^ Хопкинс и Мюллер 6
- ^ Хопкинс и Мюллер 7
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хопкинс и Мюллер 53
- ^ Хопкинс и Мюллер 9–10.
- ^ Хопкинс и Мюллер 12
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 13
- ^ Хопкинс и Мюллер 35–45.
- ^ Хопкинс и Мюллер 48–49.
- ^ Хопкинс и Мюллер 49
- ^ Хопкинс и Мюллер 49–52.
- ^ Хопкинс и Мюллер 54–55.
- ^ Хопкинс и Мюллер 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 123
- ^ Перейти обратно: а б с д «Лидерство в мексиканской продукции вызывает обеспокоенность». Нью-Йорк Таймс . 19 сентября 2000 г. с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Анонимно (21 февраля 2009 г.). «Америка: чистая тарелка; керамическая промышленность Мексики». Экономист . Том. 390, нет. 8619. Лондон. п. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Аскона-Круз, Мария Изабель; Стивен Дж. Ротенберг; Лурдес Шнаас; Хосе С Самора-Муньос; Мануэль Ромеро-ПЛАсерес (май – июнь 2000 г.). «Керамическая посуда со свинцовой глазурью и уровень свинца в крови детей в городе Оахака, Мексика». Архивы гигиены окружающей среды . 55 (3). Вашингтон, округ Колумбия: 217–223. дои : 10.1080/00039890009603409 . ПМИД 10908106 . S2CID 10494636 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рендон, Иван (6 сентября 1999 г.). «Гончарное дело – это призвание шахтерской жизни». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Ромеро Джордано, Карлос (сентябрь 1997 г.). «Manos mexicanas» [Мексиканские руки] (на испанском языке). Журнал: журнал Mexico Desconocido. Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Хопкинс и Мюллер 57
- ^ Хопкинс и Мюллер 59
- ^ Хопкинс и Мюллер 62
- ^ Хопкинс и Мюллер 60–62.
- ^ Хопкинс и Мюллер 68–69.
- ^ Хопкинс и Мюллер 70–71
- ^ Хопкинс и Мюллер 81–82.
- ^ Хопкинс и Мюллер 118–120
- ^ Хопкинс и Мюллер 118–121.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Васкес, А.; Дай Хюинь (2 декабря 2002 г.). «Женщины в Оахаке, Мексика, находят силу в гончарном деле». Найт Риддер Трибьюн Бизнес Нью . Вашингтон, округ Колумбия, с. 1.
- ^ Бернэм, Филип (12 мая 2004 г.). «Женщины сапотеков ездят из Мексики в Лос-Анджелес, делая искусство своим бизнесом». Деловые новости Knight Ridder Tribune . п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Мандель-Кэмпбелл, Андреа (19 января 2002 г.). «Как гончарное дело возвращает людей в города-призраки Мексики: Андреа Мандель-Кэмпбелл о проекте, дающем молодым женщинам повод не ехать в США; [лондонское издание]». Файнэншл Таймс . п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс и Мюллер 97
- ^ Хопкинс и Мюллер 96
- ^ «Энциклопедия культурных и туристических достопримечательностей муниципалитетов Мехико штата Оахака» (на испанском языке). Мексика: ИНАФЕД. Архивировано из оригинала 10 июля 2010 г. Проверено 08 марта 2010 г.
- ^ Марин, Гильермо. «Барро Негро» (на испанском языке). Мехико: журнал Artes de Mexico. Архивировано из оригинала 30 мая 2009 года . Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ «Процесс изготовления поделок из черной глины Оахаки» . Once News (на испанском языке). Мехико. Редакция новостей «Однажды». 08.10.2007 . Проверено 08 марта 2010 г.
- ^ Бой, Алисия (27 августа 2000 г.). «El arte y la Magica de Dona Rosa» [Искусство и магия Доньи Розы]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 2.
- ^ Сория Кастильо, Луис (13 февраля 2010 г.). «В жизни брат В жизни Карл Великий Педро Мартинес» . Эль Импарсиал (на испанском языке). Оахака . Проверено 08 марта 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес Рамирес, Фабиола (февраль 1999 г.). «Arte color verde (Оахака)» [Arte color green] (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido. Архивировано из оригинала 22 июля 2009 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ "Hallan juego de pelota" [Найдена площадка для игры в мяч] (на испанском языке). Мексика: INAH . 24 марта 2009 года . Проверено 18 марта 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Престон, Джулия (14 июня 1996 г.). «Журнал Санта-Мария-Ацомпа; горшки с ядом и гончары, сталкивающиеся с сломанными жизнями» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Сафра, Глория. Ремесленники и мастерицы. Творчество, инновации и традиции в производстве ремесел . Плаза и Вальдес. ISBN 9707224010 .
- ^ Хопкинс и Мюллер 95
- ^ «Долорес Поррас» . честь
- ^ Перейти обратно: а б Сория Кастильо, Луис (28 марта 2009 г.). «En vida, hermano, en vida – «Жозефина Агилар» » [В жизни, брат, в жизни – «Жозефина Агилар»]. Беспристрастный (на испанском языке). Оахака. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс и Мюллер 99
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кассиин, Эрин (1 февраля 2006 г.). «Раскрытие истории Тоналы в Национальном музее керамики» . МексКоннект . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Хопкинс и Мюллер 100–102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алисау, Патрисия (март 2004 г.). «На окраине Гвадалахары». Деловая Мексика . 14 (3). Мехико: 44–47.
- ^ Хопкинс и Мюллер 101
- ^ Хопкинс и Мюллер 98–99.
- ^ Авила, Арели (4 июля 2008 г.). «A fuego lento» [Медленный огонь]. Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 4.
- ^ Севилья, Мария Евгения (20 декабря 2002 г.). «Сохранение традиций в глине» [Сохранение традиций в глине]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Дюран, Сесилия (26 декабря 2003 г.). «Место керамики». Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 4.
- ^ Хопкинс и Мюллер 101–102.
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 102
- ^ Хопкинс и Мюллер 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б Диасмунос, Рикардо; Мэриелл Ортис де Сарате (6 ноября 2005 г.). «Encuentros con Mexico / Ceramica al style Guanajuato» [Встречи с Мексикой / Керамика в стиле Гуанахуато]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 104
- ^ Хопкинс и Мюллер 103
- ^ Хопкинс и Мюллер 105
- ^ Перейти обратно: а б Герц, Мэй. «Искусство и ремесла-Талавера Поблана» . Внутри Мексики . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Помада, Рита (1 января 2006 г.). «Талавера – земное наследие Мексики из Города Ангелов» . МексКоннект . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Басси, Джейн (22 февраля 2004 г.). «Район вокруг Пуэблы, Мексика, дом уникальной глазурованной керамики». Деловые новости Knight Ridder Tribune . п. 1.
- ^ Хопкинс и Мюллер 56–57.
- ^ Хопкинс и Мюллер 106
- ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс и Мюллер 107
- ^ Хопкинс и Мюллер 108
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 109
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 110–111.
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 111
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс и Мюллер 112
- ^ Авила, Вильфридо (08 декабря 2008 г.). «Волшебные руки в грязи древа жизни» . Солнце Куэрнаваки (на испанском языке). Куэрнавака, Мексика . Проверено 5 марта 2010 г.
Волшебные руки в глине Древа Жизни.
- ^ Гонсалес, Мария де ла Лус (16 июля 1996 г.). «Истории и легенды, изображенные в глине». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 23.
- ^ Хопкинс и Мюллер 112–113.
- ^ Хопкинс и Мюллер 113–114.
- ^ Хопкинс и Мюллер 114
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон, Марк М. (февраль 1999 г.). «Гончары Маты Ортис: преобразование традиции». Искусство и деятельность . 125 (1). Скоки: 29–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Доннелли, Карен (апрель 2000 г.). «Искусство инноваций: мексиканская керамика Мата Ортис». Мир и я . 15 (4): 112.
- ^ Перейти обратно: а б «Музей антропологии Фиби А. Херст обслуживает кампус Калифорнийского университета в Беркли» (пресс-релиз). Музей Херста. 6 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 г. Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс и Мюллер 115
- ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс и Мюллер 116
- ^ Гарсия, Омар (19 декабря 2003 г.). «Продемонстрируйте современное использование глины» [Продемонстрируйте современное использование глины]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д МЕКСИКА: КЕРАМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ 1; [1] (Отчет). Анализ сектора промышленности. 1996.
- ^ «Мексиканские ремесленники планируют высокотехнологичную маркетинговую стратегию, чтобы захватить рынок Хэллоуина в Северной Америке». Пиар-новости . Нью-Йорк. 12 октября 2000 г. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Росас, Франциско (4 мая 2007 г.). «Предупреждение о скором исчезновении гончарного дела в Мексике». Финансовые новости (на испанском языке). Майами. п. 23.
- ^ Эспиноза, Артуро (23 мая 2002 г.). «Признать ремесленное творчество». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 18.
Ссылки
[ редактировать ]- Уэллс Хопкинс, Барбара; Флоренсия Мюллер (1999). Путеводитель по мексиканской керамике . Мехико: Мексиканские мелочи. ISBN 968-7074-44-2 .