Мексиканская маска-народное искусство

Мексиканское народное искусство масок относится к изготовлению и использованию масок для различных традиционных танцев и церемоний в Мексике . Свидетельства изготовления масок в этом регионе насчитывают тысячи лет и были устоявшейся частью ритуальной жизни на доиспанских территориях, которые сейчас являются Мексикой, задолго до того, как произошло испанское завоевание Империи ацтеков . В ранний колониальный период евангелисты использовали местные обычаи танца и масок для обучения католической вере, хотя позже колониальные власти безуспешно пытались запретить и то, и другое. После обретения Мексикой независимости традиции масок и танцев продемонстрировали синкретизм, а традиции масок продолжали развиваться в новые формы, отражая историю Мексики и новые формы популярной культуры, такие как луча либре . Большинство традиционных масок изготавливаются из дерева, а некоторые — из кожи, воска, картона, папье-маше или других материалов. Маски обычно изображают европейцев (испанцев, французов и т. д.), афромексиканцев , стариков и женщин, животных, а также фантастические или сверхъестественные существа, особенно демонов или дьявол .
История
[ редактировать ]Использование масок и костюмов было важной частью мезоамериканских культур задолго до прихода испанцев. Свидетельства существования масок, сделанных из костей, которым тысячи лет, были найдены в Текискиаке , штат Мехико . [ 1 ] Использование этих масок было разнообразным, но всегда связанным с церемониями и ритуалами, особенно в театральных танцах и шествиях. [ 2 ] Первосвященники использовали маски для воплощения божеств. [ 2 ] [ 3 ] Воины -ягуары и орлы одевались как эти животные, чтобы набраться сил. [ 2 ] [ 4 ] Погребальные маски предназначались для погребений самой элиты, такой как погребение короля Пакаля , и представляли собой произведения искусства, изготовленные из нефрита, ракушек, обсидиана , гематита и других драгоценных материалов того времени. [ 5 ] Маски, используемые в театральных представлениях и танцах, широко варьировались: от изображений различных животных мезоамериканского мира до изображений стариков и женщин, обычно для комедийного облегчения, до рисунков, высмеивающих соседние этнические группы. [ 2 ]
До наших дней сохранились некоторые древние маски из камня или обожженной глины. Однако большинство из них были сделаны из разлагаемых материалов, таких как дерево, аматная бумага, ткань и перья. Знания об этих типах исходят из кодексов, изображений на скульптурах и сочинений испанцев-завоевателей. [ 3 ] [ 6 ] Признаки древних типов масок также существуют в танцах, сохранившихся с доиспанского периода, таких как Текуанес, Тигрес и Тлакололерос. [ 7 ]
После завоевания Империи ацтеков ряд испанских историков отметили местные религиозные ритуалы и церемонии, в том числе с использованием масок. [ 6 ] В Испании запретили доиспанскую религию, но евангелизаторы использовали склонность этой культуры к маскам и зрелищам для пропаганды новой веры посредством пьес и танцев. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Новые танцы возникли на основе мистерий и аллегорических драм, используемых евангелистами. [ 11 ] Одним из наиболее важных было театрализованное представление, воспроизводившее битвы между христианами и маврами , в которых использовались маски, имитирующие мавров. [ 8 ] Этот танец был быстро принят коренными народами и исполнялся на языках коренных народов. [ 11 ] Другие танцы в масках возникли в связи со Страстной неделей , Днем мертвых и завоеванием Мексики, а также с карнавалом , европейским фестивалем, представленным испанцами. [ 9 ] [ 12 ] Маски таких персонажей, как Эрнан Кортес , Ла Малинче , пастухи, дьяволы, короли развивались и становились очень разнообразными. [ 11 ]
О масках колониальной эпохи мало что известно, но, по крайней мере, некоторые из них были изготовлены в тех же мастерских, где производились изображения святых, на которых были сложные и реалистичные изображения лиц. Другие, скорее всего, были изготовлены теми, кто продавал или сдавал костюмы артистам в аренду. Некоторые, возможно, были созданы самими танцорами. [ 12 ]
Развивающиеся танцы и другие мероприятия в масках стали частью синкретизма католических и местных традиций и верований, особенно Карнавала и Страстной недели, первый из которых совпал с ацтекским Новым годом и новым сельскохозяйственным циклом. [ 11 ] Кроме того, многие маски, разработанные в это время, высмеивали колониальных повелителей. [ 13 ] По этим причинам в разное время маски и танцы запрещались властями с 16 по 18 века. [ 12 ] [ 14 ]
Несмотря на эти запреты, празднования в масках продолжались до обретения независимости , когда законы мексиканской инквизиции были полностью отменены. Остался ряд местных обычаев, наложенных на католические и другие европейские традиции. [ 12 ] [ 15 ] Хотя традиционные маски коренных народов, изготовленные вручную, не пользовались большим уважением, в мексиканских городах XIX века маски и костюмы покупали в магазинах, особенно для карнавала. [ 16 ]
После мексиканской революции многие аспекты традиционной мексиканской жизни стали переоцениваться, включая традиционные и сельские ремесла. [ 17 ] Сегодня фестивали и танцы в масках наиболее распространены в районах страны с большой концентрацией коренных народов. [ 18 ] Сложные маски, изготовленные святыми мастерами, до сих пор можно найти в штатах Тлашкала , Пуэбла , Оахака , Чьяпас и Мичоакан , но в большинстве регионов маски изготавливаются более мелкими мастерами. [ 18 ] Прошлая история и обычаи живут в традиционных танцах. К ним относятся завоевание, независимость и битва при Пуэбле с использованием персонажей в масках. [ 19 ]
Сегодня большая часть использования масок связана с праздниками и ритуалами, хотя современные изображения и новые их вариации вошли в современную массовую культуру. На традиционных масках вырезаны изображения таких фигур, как Педро Инфанте и Кантинфлас . [ 20 ] Влияние Хэллоуина в Соединенных Штатах привело к появлению коммерческих масок для дней, приуроченных к Дню мертвых. [ 21 ] Персонажи в масках появляются в комиксах, на телевидении и в таких фильмах, как «Эль Чапулин Колорадо» и «Карматрон» . Однако наиболее важное использование масок в мексиканской популярной культуре связано с луча либре или профессиональной борьбой. [ 22 ] Здесь маска является символом профессиональной идентичности борца. Он изготовлен из ткани и закрывает как голову, так и лицо, с пластиковым усилением вокруг глаз и рта. Дизайн у каждого борца уникален, и они борются за защиту своей индивидуальности. Некоторые из этих масок передавались от отца к сыну, например, маски Эль Санто , Синего Демона , Лос Херманос Динамита , Тиниебласа и Дос Караса . В случае боя под названием «луча де апуэстос» проигравший теряет маску и открывается его настоящее лицо. После этого маску больше никогда нельзя использовать. [ 23 ]
Использование масок
[ редактировать ]Маски в Мексике используются в самых разных танцах, церемониях, фестивалях и театрах, причем их ношение неотделимо от мероприятия, на котором они используются. [ 24 ] [ 25 ] Чаще всего используются в традиционных танцах, которые представляют собой форму театра с персонажами, сюжетом и музыкой, но исполнители не являются профессионалами. [ 19 ] [ 26 ] Цель масок — превратить участников в других существ или персонажей. [ 27 ] Этот элемент настолько важен во многих мероприятиях, что, если танцор не использует маску, он часто носит темные очки, чтобы показать, что он не свой обычный. Двойной смысл маскировки – надевать поверх маски темные очки. [ 28 ]
За редким исключением, танцы исполняют мужчины, исполняющие как мужские, так и женские роли в масках. Причина этого в том, что женщинам в Европе не считалось уместным выступать или танцевать - запрет, привнесенный в Мексику испанцами. Одним из важных персонажей этого типа является Ла Малинш в танцах о Завоевании. [ 29 ]
Маскированные мероприятия варьируются от небольших эпизодов на ранчо, в племенах и кварталах до больших городских комиксов для крупных событий католического календаря, таких как Рождество, Карнавал, Страстная неделя, Праздник Креста , Корпус-Кристи , День мертвых и День мертвых. праздники главных святых. [ 18 ] Маски наиболее широко используются на Карнавале, Страстной неделе и Дне мертвых и носят их как часть тщательно продуманного костюма. [ 9 ] [ 26 ] Маски для карнавала сильно различаются и включают стариков, фермеров, афро-мексиканцев, смерть и различных животных. [ 30 ] Известные карнавальные торжества включают театрализованные представления «тигров» в Оахаке, Чьяпасе и Табаско ; изображения колониальной деревенской жизни в штате Мехико; и реконструкция битвы при Пуэбле в Уэхоцинго . Другой популярный тип маски в это время — это маска, которая высмеивает богатых и влиятельных людей колониальной Мексики, например, танец Чинелос в Тлайакапане , Морелос . Некоторые маскарады, такие как Viejos y Diablos, носят юмористический характер с сексуальным подтекстом. Многие из этих танцев также связаны с предстоящим сезоном дождей, когда происходит большая часть сельскохозяйственного производства, с призывами к дождю и использованию кукурузы. [ 24 ] Театрализованное представление и здесь представлены группы «преследователей» Иисуса, которых можно назвать «judios» (евреи), «fareséos» ( фарисеи ), «romanos» (римляне) или «chapokobam». [ 13 ] [ 31 ] Одним из примеров использования масок в День мертвых являются уастеки , которые по этому случаю изображают своих предков таким образом. [ 32 ]
Традиционные маски – ценное достояние танцора. [ 33 ] Большинство танцоров стараются сохранить свои маски в новом состоянии и сдают их на чистку и перекраску. [ 34 ] В ряде общин, таких как Чонталь в Табаско, маски обычно хранятся в местной церкви, когда они не используются. На другом конце спектра маскирование, ношение и уничтожение маски является частью ритуалов Страстной недели среди кора , яки и майо . Кора уничтожают свои маски из папье-маше, погружая их в местную реку, а яки и майо сжигают их. В обоих случаях это акт очищения. [ 13 ] [ 35 ] [ 36 ]
Изготовление масок
[ редактировать ]

Традиционные маски по-прежнему изготавливаются вручную. В большинстве традиционных сообществ есть один человек, специализирующийся на этом ремесле. Этим человеком почти всегда является мужчина, который научился этому ремеслу у своего отца, за редким исключением, когда вдова продолжает дело своего мужа. [ 34 ] [ 37 ] Некоторые производители масок специализируются на масках для определенного танца. [ 38 ] Изготовителей масок уважают, поскольку им необходимо знать значение каждого танца, чтобы сделать подходящие маски. [ 34 ] Большинство производителей масок имеют другие профессии, например, пекарь, восковой рабочий, фабричный рабочий или плотник. [ 39 ] Ряд производителей масок также создают религиозные изображения, называемые «сантерос». Эти мастера, как правило, создают маски с тонкими чертами и отделкой, имитирующими человеческую кожу. [ 33 ] [ 34 ] Производство ориентировано почти исключительно на танцоров, хотя маски изготавливаются и для коллекционеров, а более фантастические — для туристического рынка, особенно в Герреро. [ 34 ] Отличить эти маски от более «аутентичных» для танцев бывает сложно. [ 28 ] В некоторых населенных пунктах существует достаточный спрос на штатных производителей масок, которых на крупные праздники надевают сотни. [ 28 ] [ 39 ] Одним из таких является Тласкала, потому что почти все танцоры в масках. Многие из этих масок изготавливаются в городе Апетатитлан-де-Антонио Карвахаль семьей Карлоса Рейеса Акольци и семьей Мендес из города Тласкала . Еще одним районом с высоким спросом на маски является Чьяпа-де-Корсо , где танцуют парашикос, исполняемые на праздник Святого Себастьяна тысячами танцоров. Самым известным производителем масок этого типа является Антонио Лопес, который также обучает этому ремеслу молодежь. [ 39 ] До сих пор бывают случаи, когда танцоры изготавливают свои собственные маски, например, Кора в Наярите и Майо и Яки в Синалоа и Соноре . Обычно они не изготавливаются из дерева. [ 18 ] [ 28 ] В общине Кора танцоры обязаны делать свои собственные маски в рамках ритуалов Страстной недели из папье-маше, выкрашенного в белый цвет и переплетенного тканью. В Страстную среду маски носят именно так. В Великий четверг добавляются черные линии, а затем окрашиваются в Страстную пятницу . [ 28 ]
Традиционные маски чаще всего вырезаются из дерева и используются различные типы. Заготовка этой древесины часто подпадает под определенные обычаи, связанные с тем, когда и как можно рубить деревья. Наиболее распространенной традиционной древесиной является «зомпантле», также называемый «пало бофо» или «колорин» ( Erythrina coralloides ), растение семейства бобовых, из которого получается мягкая белая древесина. Это было связано с ритуалом с доиспанских времен. Его часто используют для художественных предметов, но никогда для утилитарных предметов. [ 40 ] Другие распространенные породы древесины включают красный кедр и «аякауит» ( Pinus ayacahuite ), которые славятся своей способностью противостоять заражению насекомыми. Маски из красного кедра чаще всего встречаются в Сьерра-де-Пуэбла, районе Папантла , Чьяпа-де-Корсо и среди соков в Чьяпасе. [ 41 ] Обычно используется древесина тополя , потому что ее можно обрабатывать тонкой и она не раскалывается. Маски из этого дерева чаще всего используются для танцев паскола майо и яки. Самые твердые породы дерева, используемые для масок, — мескит и авокадо . Мескитовые маски встречаются в Идальго , Сакатекасе и на северо-западе страны, а маски из дерева авокадо — в штате Мехико. Копаловая древесина используется в основном в Мичоакане и Оахаке, но ее также можно найти в Соноре и других штатах. [ 42 ]
Другие материалы, используемые для масок, включают воск, обожженную глину, кожу, ткань, проволочную сетку, листовой металл, резиновые шины, картон и папье-маше. [ 18 ] [ 28 ] В районе Мехико производятся восковые маски, которые идеально подходят к лицу владельца и имеют очень реалистичный вид. Другие районы, где воск используется таким образом, включают Вилья-де-Саачила , Сан-Бартоло-Койотепек и сапотеков общины недалеко от города Оахака . [ 43 ] Эти маски изготавливаются путем приклеивания воска к лицу владельца. [ 36 ]
Инструменты, используемые изготовителями деревянных масок, включают мачете , ножи и лезвия, часто изготовленные самим мастером. Другие инструменты могут включать долота, плоскогубцы и многое другое, а также наждачную бумагу или пемзу для сглаживания. Иногда маски покрывают гипсом, чтобы добиться гладкости. [ 42 ] Лак используется на масках в некоторых местах Мичоакана и Герреро , где эта техника применяется и к ряду других предметов. [ 44 ]
После того, как маскам придана форма, их раскрашивают и украшают другим способом. Черты лица можно вырезать или нарисовать на маске. Большинство масок сначала окрашиваются слоем белого цвета, а затем добавляются цвета. Декоративные краски традиционно представляли собой масляные и эмалевые краски, но многие производители масок перешли на акрил и другие коммерческие краски. [ 42 ] [ 44 ] Хотя такие детали, как бороды, усы и брови, можно нарисовать или вылепить на маске, в более реалистичных версиях используются шерсть животных (например, лошади или овцы) и даже человеческие волосы, а также другие материалы. [ 44 ] Глаза на маске можно имитировать с помощью мрамора, слюды , плоского или изогнутого стекла (окрашенного сзади) или стеклянных глаз. Многие маски тигров имеют зеркала вместо глаз. [ 38 ] [ 44 ] Зубы можно добавить как настоящие от животных или человека, так и из металла, колючек кактуса, кукурузы или камыша. Если у маски есть язычок, то он чаще всего из кожи или жести. Рога на масках дьявола обычно изготавливаются из рогов коров, коз или оленей. [ 44 ] Готовые маски часто дополнительно украшают лентами, золотыми акцентами, колокольчиками, блестками и многим другим. [ 1 ] Часто танцоры добавляют украшения сами, чтобы персонализировать их, особенно бороды и клыки. В городке Телолоапан , штат Герреро, местное правительство проводит конкурс на лучшее украшение масок дьявола. [ 37 ]
Виды масок
[ редактировать ]Маски в Мексике сильно различаются: маски для одних и тех же танцев меняются от одной деревни к другой. [ 9 ] На этих масках изображены люди, в том числе известные люди, животные, сверхъестественные существа, абстрактные понятия, инопланетяне и фантастические существа. Некоторые маски сочетают в себе элементы из разных категорий. [ 6 ] [ 23 ] [ 45 ]
Маски варьируются от грубых до детализированных, делающих их похожими на настоящие лица. [ 45 ] Большинство масок масштабируются так, чтобы соответствовать человеческому лицу: танцоры смотрят сквозь щели прямо над нарисованными глазами. [ 9 ] Ширина самых маленьких масок составляет от десяти до пятнадцати сантиметров, а остальная часть лица, включая рот, закрыта тканью. [ 46 ] Другие маски намного больше лица, и владелец смотрит изо рта маски. [ 9 ] [ 47 ] Некоторые маски имеют подвижные части, такие как губы, язык и веки, что делает их более анимированными. [ 9 ] [ 48 ]
Маски изображали три расы мексиканской истории: коренную, европейскую и африканскую. [ 30 ] Маски с азиатскими чертами иногда можно встретить вдоль побережья Тихого океана, где поселились выходцы из Китая и Филиппин . [ 49 ] Большинство мексиканских масок изображают человеческие мужские лица, особенно маски для Карнавала, Страстной недели, Дня мертвых и местных праздников святых. [ 50 ] Многие человеческие маски реалистичны и точно воспроизводят различные типы лица. Другие настолько стилизованы, что лишь намекают на черты лица. Выражения варьируются в зависимости от изображаемого персонажа. [ 6 ]
Материалы
[ редактировать ]
Маски различаются в зависимости от материалов, из которых они изготовлены. Дерево – самый популярный материал для масок. Глиняные маски использовались в доиспанский период, и их до сих пор можно найти в Метепеке (маски Локос), некоторые для Тастоанеса в Халиско и на многих танцах в Мичоакане. [ 1 ] [ 36 ]
Кожаные маски могут закрывать лицо или всю голову, как, например, у фарисео майо и яки. На этих масках обычно подрисовываются черты лица и делаются вырезы для глаз. Эти маски могут поддерживаться деревянными рамами. В некоторых случаях маска представляет собой высушенную и законсервированную морду животного. [ 1 ] Некоторые из самых традиционных карнавальных масок изготавливаются из формованной кожи под названием «суэла», которую пропитывают и придают форму лицу владельца. [ 1 ] Одним из примеров являются те, которые используются танцорами карнавала в Уэхоцинго и поддерживаются проволочным каркасом с бородой из человеческих волос. Примеры тканевых масок включают маски El Doctor, Керетаро , которые сделаны из полосок ткани, обработанных как папье-маше. Другой тип изготавливается путем натягивания фетра на форму. [ 36 ] Полупрозрачные тканевые маски используются для неверующих, поскольку они еще не «увидели свет Христов» в пасторелах. [ 1 ] Маски из папье-маше (cartonería), изготовленные в Селайе , Гуанахуато и Мехико , обычно используются детьми на празднованиях Карнавала и Дня независимости. [ 43 ] Иногда используется картон в виде плоской детали с глазами и ртом. У афро-мексиканцев в Оахаке эти маски тщательно украшают зернами кукурузы для создания зубов, конским волосом для бороды и оленьими рогами для создания изображений дьявола. [ 43 ] Восковые маски изготавливаются путем приклеивания материала непосредственно к лицу пользователя. [ 46 ]
Маски с изображением европейцев
[ редактировать ]Маски, изображающие лица европейцев, в основном связаны с колониальной историей Мексики и могут изображать испанцев, французов, короля, христианина, сражающегося с мавром, владельца гасиенды и многих других. На этих масках изображены персонажи, которых следует бояться, уважать, но в то же время высмеивать. [ 49 ]
Танцы, воспроизводящие историю, чаще всего содержат такого рода маски, наиболее популярным из которых является танец «Мавры и христиане». Маски, связанные с этим танцем, сильно различаются по выражению лица: от безмятежного до устрашающего. [ 50 ] [ 51 ] Танцы рассказывают истории христиан, сражающихся с мусульманами в Испании, Франции или Святой Земле . [ 51 ] Маски, изображающие христиан, как правило, имеют европейские черты лица: темные волосы и борода. Цвет кожи белый или светло-розовый, с красной краской на щеках и иногда других частях лица. В некоторых районах Герреро, Пуэблы и Веракруса лица красные, поскольку светлая кожа легко обгорает на тропическом солнце. Танцоры, играющие мавров, тоже имеют европейские маски, но, чтобы их отличить, носят большие тюрбаны. В некоторых районах Герреро красные лица изображают мавров. [ 50 ] Во многих версиях в драме также появляется святой Иаков Матаморос , отличающийся более сложным головным убором и привязанной к поясу лошадкой. [ 18 ]
Этот танец превратился в несколько вариаций, рассказывающих истории о других битвах, таких как Давид против Голиафа , но наиболее распространенная альтернатива связана с завоеванием Мексики и называется «Танец маркиза, тастоанцев или команчей». Обычно те, кто играет за испанцев, носят маски, а те, кто играет за коренных жителей, — нет. [ 18 ] [ 51 ] Кортес обычно изображается с обильной копной темных волос и бороды из-за исторических описаний первых европейцев, которых увидели коренные жители. [ 18 ]
Европейские персонажи появляются в пасторелях или рождественских пьесах, распространенных в центральной Мексике. Одним из центральных персонажей является Бартоло, пастух, чья маска — маска чисто выбритого европейца. Другой — отшельник в маске старика с длинной бородой и волосами. [ 31 ]
танцы, пародирующие европейцев, особенно богатых владельцев гасиенд На карнавале чаще всего исполняются . Одним из наиболее распространенных из них является Чинелос, который танцуют в штате Морелос. [ 7 ] В Тлашкале исполнители «Танца катрин» (денди) носят маски с бледной кожей и держат зонтики в знак просьбы о дожде. Надев цилиндры и пальто, они также высмеивают богатых помещиков. [ 30 ]
Маски с изображением женщин
[ редактировать ]
Поскольку женщины почти никогда не участвуют в традиционных танцах, сцены с участием женских персонажей разыгрывают молодые люди в масках. Маски женских персонажей обычно изображают скромную и добродетельную женщину, соблюдающую нормы общества. [ 29 ] Ла Малинш, переводчик Кортеса, чаще всего изображается такой, но иногда ее можно изображать как сексуальную женщину с маской, на которой виден яркий макияж. [ 18 ] Среди других женщин-нонконформисток есть антисоциальные персонажи, такие как «Лас Виудас» (Вдовы) из Карнавала в Нескипаяке и Ла Боррача (Пьяная женщина) из Данса дель Торито в Гуанахуато. Маски для этих персонажей нелестны. Другим примером является Ла Мариньюйя (Маленькая Мария) из Пурепеча , которая подражает городским женщинам, жизнь которых коренные жители считают аморальной. Эта маска изображает густой макияж и носит облегающее платье. [ 29 ]
Маски с изображением животных
[ редактировать ]
С момента доиспанского контакта почти все животные, обитающие в стране, были представлены в масках, включая обезьян, броненосцев , коати , кроликов, кабанов, стервятников, рыб, аллигаторов, ящериц и многих других. [ 52 ] После завоевания были добавлены животные, завезенные испанцами, такие как быки, козы, овцы, кошки, свиньи и петухи. [ 11 ] Некоторые танцы сосредоточены на одном виде, а другие включают в себя различные виды, с масками, которые можно стилизовать или сделать с реалистичными деталями. [ 11 ] [ 49 ]
Одним из важных существ, изображенных в масках, является змея. Это животное было связано с водой еще с доиспанского периода, особенно с молниями и реками. Однако сегодня он в основном появляется на масках дьявола, особенно в Герреро, Мичоакане, Колиме и Гуанахуато из-за влияния христианства. Единственным исключением является танец Головы Змея в исполнении Уаве в Сан-Матео-дель-Мар , Оахака, где змей представляет собой персонажа с собственной маской, сделанной из дерева и окрашенной в зеленый цвет. [ 53 ]
Еще одно известное животное — ягуар или оцелот , которого в различных танцах часто ошибочно называют «тигром». Этот персонаж появляется в Морелосе, Пуэбле, Герреро, Оахаке, Чьяпасе и Табаско в таких танцах, как Текуанес, Тлакололерос, Техонронес, Эль Калала или Эль Почо. Поведение этого персонажа-тигра варьируется от борьбы до преследования охотниками, но символика чаще всего связана с сельскохозяйственным циклом и сезоном дождей, от которого оно зависит. [ 11 ] [ 54 ] [ 55 ] Маски тигра обычно варьируются от маленьких до размеров человеческого лица, а некоторые и гораздо больше, когда танцор смотрит сквозь пасть. [ 52 ] Маска может закрывать только лицо или представлять собой кожаный или тканевый шлем и дополнять полный костюм. [ 54 ] [ 56 ]
Маски с изображением стариков
[ редактировать ]В танцах с персонажами стариков или женщин есть танцоры в масках, происходящие из доиспанского периода. [ 57 ] Эти танцоры в масках могут представлять старейшин деревни или предков. [ 25 ] В долине Мехико старик может представлять бога огня Уэуэтеотля , особенно в отношении Церемонии Нового Огня . [ 25 ] [ 58 ] В версии танца в Мичоакане изображение пожилых людей достойно: Danza de los Viejitos исполняется в основные дни католического календаря, особенно между Рождеством и Сретением . [ 25 ] [ 58 ]
Однако танцоры в масках старика могут иметь и комическую функцию, как своего рода второстепенное представление к основному событию, выступая в одиночку или в паре. Они часто контролируют толпу, а иногда устраивают собственные выступления. Эта роль старика-клоуна восходит к временам до Завоевания. [ 25 ] [ 57 ]
Маски, используемые этими танцорами, различаются: на масках из Табаско и Мичоакана присутствуют глубокие линии. В Герреро, Пуэбле и Веракрусе, где изображения более комичны, маски, как правило, имеют более глянцевый оттенок кожи. [ 57 ]
Другие танцоры со старыми персонажами включают версию Mixtecs в Куилапан -де-Герреро , Оахака. Его танцуют в июле и августе, при этом главный танцор носит маску с исключительно длинным носом. [ 58 ] В танце паскола на северо-западе Мексики одного персонажа называют «стариком фестиваля». Однако маска этого персонажа может иметь человеческое лицо или черты животного, например, обезьяны или козла. [ 59 ]
Маски с изображением афромексиканцев
[ редактировать ]Ряд танцев в некоторых частях Мексики включает или включает маски, имитирующие африканские или черные лица. Они возникли из-за ввоза испанцами африканских рабов. [ 57 ] Эти рабы имели контакты с коренными народами, часто в качестве посредников между ними и испанскими повелителями. [ 50 ] [ 60 ] Этот опыт был использован в танцах коренных народов, где танцоров называли «негритос» (маленькие черные). Маски негрито различаются в зависимости от региона. Животные из региона Коста-Чика в Оахаке и Герреро имеют реалистичные или преувеличенные негроидные черты, а другие из Сьерра-де-Хуарес в Оахаке более примитивны, с маленькими клыками, торчащими изо рта. Жители Мичоакана обладают прекрасными чертами лица и мягким выражением лица. [ 57 ] Овчину часто добавляют, чтобы подчеркнуть волосы. [ 50 ] Маски носят как часть костюма, в котором танцор обычно одет элегантно, с яркими тканями и головными уборами. В колониальный период у чернокожих был широкий спектр профессий, поэтому это изображалось в танцах. [ 19 ] [ 50 ] Хотя большинство африканцев вступили в брак с остальным населением, маски остались. [ 19 ]
Маски с изображением чертей и других фантастических существ.
[ редактировать ]Помимо масок, изображающих людей и животных, есть и другие маски, связанные с фантастическим, абстрактным и сверхъестественным. В науа общине Зитлала , Герреро, маска церемониального шута красная, с ящерицами на щеке, а иногда и на носу. [ 50 ] На масках, указывающих на коренное население в танце Тастоанес, изначально часто были нарисованы скорпионы, но в процессе эволюции появились крючковатые носы и другие гротескные черты лица. Сегодня носы делают из дерева и рисуют изображения женщин в бикини. [ 61 ] Маски-черепа возникли в доиспанский период. Изображение смерти в доиспанской Мексике не было устрашающим, а скорее частью жизни. Маски-черепа по-прежнему олицетворяют смерть и могут быть просто белыми или иметь причудливые украшения. Кто-то серьезен, кто-то смеется. [ 62 ] Некоторые персонажи в масках представляют абстрактные понятия, такие как время и семь смертных грехов. [ 63 ]
Однако наиболее распространенными фантастическими масками являются те, на которых изображены черти, демоны и сам Сатана. [ 45 ] Они варьируются от почти нормальных человеческих лиц до лиц с дикими и/или гротескными чертами, а также с человеческими чертами, чертами животных или и тем, и другим. [ 31 ] [ 63 ] Изображения старых доиспанских богов сохранились в масках. Тлалока обычно изображали со змеями вокруг глаз и змеиными клыками. Эти элементы сегодня можно найти в масках дьявола. Тескатлипока был богом ночи, чьи цвета были черным и красным. Эти цвета также применяются к маскам дьявола. [ 63 ]
Изображения демонов и чертей использовались в различных танцах и ритуалах, от моральных пьес до сатиры. [ 31 ] Сатана появляется в таких танцах, как Los Tecuanes и Moors and Christians, а также в карнавальных празднованиях. [ 15 ] На рождественских представлениях, называемых пасторелями, маскируются персонажи-дьяволы, которые пытаются помешать пастухам увидеть Младенца Иисуса . [ 64 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Салат 1995, стр.120
- ^ Jump up to: а б с д Маулдин 1999, стр.1
- ^ Jump up to: а б Салат 1995, стр.12
- ^ Салат 1995, стр.18.
- ^ MAPFRE 1991, с. 25
- ^ Jump up to: а б с д Салат, Сэйер, 1995, стр.7.
- ^ Jump up to: а б МАПФРЕ 1991, стр.34
- ^ Jump up to: а б Молдин 1999, с. 2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Салат, Сэйер, 1995, стр. 8.
- ^ MAPFRE 1991, с. 33
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Салат, Сэйер 1995, с. 10
- ^ Jump up to: а б с д Молдин 1999, с. 3
- ^ Jump up to: а б с Салат, Сэйер 1995, с. 11
- ^ MAPFRE 1991, с. 18
- ^ Jump up to: а б Салат, Сэйер 1995, с. 64
- ^ Салат 1995, стр.22.
- ^ Салат 1995, стр.27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Молдин 1999, с. 4
- ^ Jump up to: а б с д Салат, Сэйер 1995, с. 12
- ^ Салат 1995, стр.141.
- ^ MAPFRE 1991, с. 80
- ^ MAPFRE 1991, с. 87
- ^ Jump up to: а б МАПФРЕ 1991, стр.88
- ^ Jump up to: а б Молдин 1999, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д и Салат, Сэйер 1995, с. 9
- ^ Jump up to: а б Салат 1995, стр.28
- ^ MAPFRE 1991, с. 22
- ^ Jump up to: а б с д и ж Салат, Сэйер 1995, с. 14
- ^ Jump up to: а б с Салат, Сэйер 1995, с. 32
- ^ Jump up to: а б с Салат, Сэйер 1995, с. 17
- ^ Jump up to: а б с д Молдин 1999, с. 6
- ^ Молдин 1999, стр.6-7.
- ^ Jump up to: а б МАПФРЕ 1991, с. 41
- ^ Jump up to: а б с д и Салат, Сэйер 1995, с. 13
- ^ Салат 1995, с. 146
- ^ Jump up to: а б с д Салат, Сэйер 1995, с. 15
- ^ Jump up to: а б Салат 1995, стр.110
- ^ Jump up to: а б МАПФРЕ 1991, с. 44
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, с. 108
- ^ Салат 1995, стр.115.
- ^ Салат 1995, стр.116-117.
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.117
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.122
- ^ Jump up to: а б с д и Салат 1995, стр.119
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.137
- ^ Jump up to: а б Салат 1995, стр.131
- ^ Салат 1995, стр.132.
- ^ МАПФРЕ 1991, стр. 45.
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.138
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Салат, Сэйер 1995, с. 16
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.54-59
- ^ Jump up to: а б Салат, Сэйер, 1995, стр. 42.
- ^ Салат 1995, стр.43
- ^ Jump up to: а б Молдин 1999, с. 4-5
- ^ Салат 1995, с. 47
- ^ Салат 1995, с. 49
- ^ Jump up to: а б с д и Молдин 1999, с. 5
- ^ Jump up to: а б с Салат 1995, стр.33
- ^ Салат 1995, стр.37
- ^ Салат 1995, стр.75
- ^ Салат, Сэйер 1995, стр.8-9.
- ^ Салат, Сэйер 1995, стр. 65
- ^ Jump up to: а б с Салат, Сэйер 1995, с. 66
- ^ Салат 1995, с. 64
Библиография
[ редактировать ]
- Рут Д. Салат (1995). Традиционные маски из Мексики (на испанском языке). Мехико: Национальный банк общественных работ и услуг. ISBN 0-8118-0811-4 .
- Рут Д. Салат; Хлоя Сэйер (1995). Масковое искусство Мексики Сан-Франциско: Книги хроники. ISBN 0-8118-0811-4 .
- Барбара Молдин (1999). Маски Мексики: Тигры, дьяволы и танец жизни . Санта-Фе: Музей прессы Нью-Мексико. ISBN 0-89013-329-8 .
- Маски (на испанском языке). Мехико: MAPFRE. 1991.