Искусство Уичоли
Искусство уичоль объединяет самые традиционные и новейшие инновации в народном искусстве и ремеслах, созданные народом уичоль , живущим в штатах Халиско , Дуранго , Сакатекас и Наярит в Мексике. Объединяющим фактором работы является красочное оформление с использованием символов и рисунков, уходящих корнями в многовековую историю. Наиболее распространенными и коммерчески успешными изделиями являются «картины из пряжи» и предметы, украшенные мелкими бусинами промышленного производства. Картины из пряжи состоят из коммерческой пряжи, спрессованной в доски, покрытые воском и смолой, и взяты из церемониальной таблички, называемой нейрика. Уичоли имеют долгую историю бисероплетения: они изготавливают бусы из глины, ракушек, кораллов, семян и т. д. и используют их для изготовления украшений, украшения чаш и других предметов. «Современная» вышивка бисером обычно состоит из масок и деревянных скульптур, покрытых маленькими яркими бусинами, скрепленными воском и смолой.
Хотя материалы изменились, а назначение многих предметов изменилось с религиозного на коммерческое, дизайн мало изменился, и многие из них сохранили свое религиозное, символическое и культурное значение. Многие посторонние знакомятся с искусством Уичоли в качестве туристов в таких районах, как Гвадалахара и Пуэрто-Вальярта , не зная о людях, которые создают эти предметы, и о значении рисунков. Есть несколько известных художников уичоли, занимающихся росписью пряжи и вышивкой бисером, и оба типа работ были заказаны для всеобщего обозрения и считаются ценным ремеслом.
Народ Уичоль
[ редактировать ]
Уичоли — коренной народ, который в основном проживает в горных районах северного Халиско и некоторых частях Наярита на севере центральной Мексики, при этом города Сан-Андрес, Санта-Катарина и Сан-Себастьян являются крупными культурными центрами. Их численность оценивается в 50 000 человек, а название Уичоль происходит от слова Вирриарика, что на языке Уичоль означает прорицатель или знахарь . [ 1 ] [ 2 ]
После прибытия испанцев в 16 веке уичоли отступили в скалистые горы северного Халиско и Наярита. Они обратились в христианство в колониальный период францисканскими миссионерами, большая часть местной культуры уичоли сумела сохраниться нетронутой из-за изоляции, а также потому, что в этом районе не хватало полезных ископаемых или других ресурсов, представляющих интерес для испанцев. [ 1 ] [ 3 ] Мексиканский историк и антрополог Фернандо Бенитес утверждает, что уичоли, вероятно, сохранили свою древнюю систему верований лучше, чем любая другая группа коренных народов Мексики. [ 2 ] Большая часть этой изоляционистской тенденции остается нетронутой, хотя экономические обстоятельства вынудили ряд хороших уичоли мигрировать в такие районы, как Гвадалахара, и прибрежные районы, чтобы работать или продавать свои товары. [ 2 ]
Религиозная вера уичолей до сих пор основана на «троице» почитания оленя, кукурузы и пейота . Последние ритуально собираются каждый год во время длительного паломничества в пустынную местность Сан-Луис-Потоси , откуда, как говорят, люди произошли и использовались шаманами . [ 2 ] Важность этого пантеона богов видна в их стилистических изображениях практически всего, что украшают уичоли. До недавнего времени у них не было письменности, поэтому эти символы были и остаются основной формой сохранения церемоний, мифов и верований древней религии уичоли. [ 3 ]
Роспись пряжей и вышивка бисером
[ редактировать ]Самое известное искусство уичоли создано из современных предметов промышленного производства, таких как пряжа и маленькие бусины. Тепеуанес из Дуранго адаптировали рисунки пряжи. Они заменили многие традиционные материалы, такие как глина, камень и растительные красители. [ 1 ] Изготовление и украшение изделий бисером началось не с импорта европейских стеклянных бус, как это произошло в ряде коренных народов Крайнего Севера. Техники изготовления и использования бус существовали задолго до этого: бусины изготавливались из кости, глины, камня, коралла, бирюзы , пирита , нефрита и семян. [ 1 ] Искусство уичоли было впервые задокументировано в самом конце 19 века Карлом Лумгольцем . Это включает в себя изготовление сережек из бисера, ожерелий, браслетов и многого другого. [ 1 ]
Что больше всего связывает картины из пряжи и изделия из бисера, изготавливаемые сегодня, так это продолжение традиционных узоров, которые веками использовались для изображения богов и общения с ними. [ 2 ] Использование коммерческих материалов позволило создать более сложные конструкции и более яркие цвета, а также обеспечить большую гибкость в воплощении традиционных концепций. [ 1 ] Это также позволило коммерциализировать производство народного искусства наряду с производством строго религиозных предметов. [ 4 ] Коммерциализация искусства Уичоли началась, когда францисканский священник по имени Эрнесто Лоэра Очоа открыл музей Уичоли в базилике Богоматери Сапопанской к северу от Гвадалахары. Одним из выставленных здесь художников был Рамон Медина Сильвер, чьи работы выставлялись и продавались в музее. Работа Медины привлекла внимание американца Питера Ферста , который предложил Рамону представлять традиции и верования своего народа, вдавливая цветную пряжу в плинтус, покрытый воском и смолой. [ 5 ] Эти картины из пряжи впервые появились в 1962 году в Гвадалахаре и произошли от «ниерикас» — небольшой доски или диска с отверстием или зеркалом в центре. Первоначально ниерики создавались шаманами, чтобы олицетворять видения, которые они видели во время употребления пейота, а затем оставляли в качестве подношений богам в таких местах, как пещеры, храмы и ручьи. [ 3 ]
Эти современные картины из пряжи быстро стали популярными и стали подражать. Они также превратились в сложные конструкции, на выполнение которых могут уйти недели. [ 3 ] [ 5 ] Картины из пряжи привели к экспериментам с другими коммерчески производимыми материалами, такими как бисер, который заменил пряжу у многих ремесленников уичоли. Этот бисер был расширен за счет украшения голов ягуара, масок солнца и луны и различных форм животных. [ 5 ]
Это искусство, созданное в коммерческих целях, стало важным и устойчивым источником дохода для Уичоли. Несмотря на использование новых материалов, традиционные символы сохраняются и передаются молодому поколению. [ 2 ] Однако производство товаров для коммерческих рынков вызвало определенные споры. Один вопрос касается «подлинности» искусства пряжи и бисера, учитывая современное происхождение нынешних форм. Одним из тех, кто сделал это, был Фернандо Бенитес, которого особенно беспокоило изображение мертвых в виде парящих голов на картинах из пряжи; то, что он сказал, не было традиционным для Уичола. (origensbarnett) Большая часть «подлинности» современных произведений связана с продолжающимся использованием традиционных символов и рисунков. Однако некоторые изделия из уичоли можно считать нетрадиционными или граничащими с традиционными, например, производство елочных украшений, масок солнца и луны, использование ягуара ( мезоамериканского символа ) и включение современных изображений, таких как как самолеты и современные здания в проекты. [ 4 ] Продажа предметов также была непростой задачей для Уичоль, поскольку торговые точки, такие как туристические объекты, особенно в Пуэрто-Вальярта, Гвадалахара и Сан-Мигель-де-Альенде, были ограничены , а также продажи посредникам, которые могут заработать на работах гораздо больше, чем они могут.( CRUрубибе)
Известные художники Уичоли
[ редактировать ]Среди известных художников Уичола - Эметерия Риос Мартинес, написавшая несколько фресок из пряжи. [ 6 ] Хосе Бенитес Санчес — художник-шаман, который помог расширить роспись пряжей от ее ранней декоративной функции до более крупных, более визуальных произведений. [ 7 ] Пабло Тайзан также является шаманом деревни Меса-де-Тирадор. В основном он занимается вышивкой бисером фигурок животных, используемых в исцелении. [ 2 ] Сантос де ла Торре сделал великолепную фреску для станции метро Пале-Рояль в Лувре в Париже. [ 8 ] В 2013 году вышел мексиканский документальный портретный фильм « Эхо горы », первоначально известный на испанском языке как Eco de la montaña. [ 9 ] Режиссер Николас Эчеваррия выпущен на основе его опыта создания фрески.
Более традиционные предметы
[ редактировать ]Хотя картины из пряжи и изделия, украшенные бисером, являются наиболее известными и наиболее широко продаваемыми произведениями, уичоли продолжают заниматься рядом других видов народного искусства и ремесел. Урус, или молитвенные стрелы, — это церемониальные стрелы, созданные для того, чтобы их запускали в воздух и просили богов об особых благословениях. Их также иногда оставляют в определенных местах или отправляют вниз по рекам. Эти стрелы украшены символами и рисунками, связанными с прошением. [ 3 ]
С далекого прошлого и по настоящее время мужчины, женщины и дети носят на поясе плетеные сумки для переноски личных вещей. Эти сумки раскрашены и украшены другими способами для эстетики и магической защиты владельца. [ 3 ]
«Кука» — это трехмерная церемониальная маска, украшенная бисером. Эти маски произошли от маленьких тыквенных чаш, первоначально покрытых семенами, костями, глиной, кораллами и ракушками, но на смену им пришли коммерческие бусины. Именно от этих масок берёт своё начало современная практика покрытия деревянных скульптур змей, кукол, мелких животных, голов ягуаров и других форм. [ 3 ]
Неарика — это богато украшенные церемониальные предметы, которые могут иметь круглую или ромбовидную форму. Когда Карл Лумгольц писал об Уичоле, он назвал круглые щиты «лобными щитами», а ромбовидные — «глазами», что дало начало концепции « глаз Бога », примененной к кресту Уичоль. Неарика — это таблички из дерева или бамбука , богато украшенные и помещаемые в определенные священные места. Часто они фокусируются на лике солнца, луны или человека. Из них развилась новая традиция рисования пряжей, и самые традиционные из них до сих пор изображают круглое лицо Тау, Солнца, в центре. [ 1 ]
Декоративные конструкции Уичоль
[ редактировать ]Большинство узоров и рисунков уичоли имеют религиозное и культурное значение. [ 10 ] Эти узоры можно найти на самых разных предметах, включая резные и вышитые бисером маски, тыквы, музыкальные инструменты и вышитые на предметах одежды, таких как ремни, пояса, боковые сумки и многое другое. [ 1 ] [ 2 ] Большинство из них имеют религиозное значение, и на многие влияют видения, возникающие во время ритуалов пейота. [ 1 ] [ 2 ] [ 10 ] Большая часть того, что известно об рисунках и символах Уичоли, была собрана норвежским исследователем и этнографом Карлом Лумгольцем в конце 19 века, но с тех пор искусство и украшения Уичоли стали более разнообразными. [ 1 ] [ 5 ] Однако растительные и животные мотивы остаются наиболее распространенными и большинство из них сохраняют свое первоначальное значение. [ 5 ]
При изготовлении церемониальных или религиозных предметов важны все аспекты изготовления, от материалов до цветов и рисунков, поскольку они отождествляются с конкретными богами и значениями. Мескит и красновато-коричневый цвет принадлежат Татевари, который принадлежит земле, а древесина бразильского дерева связана с Таюапой или «Отцом-Солнцем». Такие символы, как беркут и ара, связаны с Татевари. Такие формы, как олень, койот , сосна или вихрь, могут быть связаны с Кауюмари Тамата, который сформировал мир. Салатное дерево, броненосец и медведь связаны с Такуци Накахуэ, матерью всех богов и кукурузы. [ 2 ] Тото — небольшой белый цветок с пятью лепестками, ассоциирующийся с сезоном дождей. Пояса и пояса часто имеют узоры, имитирующие отметины на спинах змей, которые также ассоциируются с дождем, а также с хорошим урожаем, здоровьем и долгой жизнью. [ 5 ] Зигзагообразные линии, исходящие от всего живого, символизируют общение с божествами. [ 3 ] Мотив бабочки напоминает Ицпаполотля или Обсидиановую бабочку, главного божества классических ацтеков .
Наиболее распространенные мотивы связаны с тремя наиболее важными элементами религии уичоли: оленем, кукурузой и пейотом . Первые два важны как основные источники пищи, а последний ценится за свои галлюциногенные свойства, которые даруют шаманам видения. [ 11 ]
Выставки искусства Уичоли
[ редактировать ]Большинство посторонних людей знакомятся с произведениями искусства Уичоли, посещая такие районы, как Гвадалахара и Пуэрто-Вальярта, и наблюдая за продаваемыми работами. Этими торговцами являются в основном женщины племени уичоль, которые приезжают в эти города из сельских деревень. [ 6 ]
Произведения искусства сильно различаются по размеру, некоторые из них достигают размера фресок. В 2010 году Институт Америки при Калифорнийском университете в Сан-Диего провел выставку искусства Уичоль, ориентированную на туристов, посещающих западное побережье Мексики, особенно на тех, кто путешествовал на лодке. [ 6 ]
В 2009 году Музей популярного искусства в Мехико провел временную выставку, сравнивающую искусство народа уичоль с искусством аборигенов северной Австралии, под названием «Magica huichol: rito aborigen» («Магия уичоль: ритуал аборигенов»). Целью было не показать какую-либо историческую связь, а скорее показать сходство стилей двух разных культур. [ 12 ]
В художественной галерее « Арте Маракаме » есть постоянная выставка искусства уичоль, выполненная из хрустальных бус и росписи пряжей, а также сочетание искусства уичоль и Алебрихе из Оахаки, в Морелии, Мичоакан, Мексика.
В Музее бисера в Глендейле, штат Аризона , прошла выставка под названием «Уичольская паутина жизни: созидание и молитва». [ 3 ]
Работа Уичоль была выставлена на всеобщее обозрение. постоянно выставлены двенадцать фресок Уичола . В международном аэропорту Линдберг в Терминале 3 [ 6 ] Фреска из бисера Уичоль была заказана для парижского метро на станции Пале-Рояль-Музей Лувра . Он был подарен метро Мехико Франции в качестве ответной услуги за в стиле вход на станцию модерн в стиле изящных искусств , который был подарен Францией Мексике. Работа называется «Мысль и душа Уичоли» и имеет общий размер 2,4 на 3 метра, разделенная на 80 панелей размером 30 на 30 см, созданных художником Сантосом де ла Торре . [ 13 ]
Одной из последних заказанных работ является « Vochol », Volkswagen Beetle , который был покрыт узорами Huichol с использованием 2 277 000 бусин, прикрепленных к кузову автомобиля с помощью специальной термостойкой смолы. Автомобиль был заказан Ассоциацией друзей Музея народного искусства и другими государственными и частными предприятиями для продажи на аукционе в пользу мексиканских ремесленников. [ 14 ] [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рональд А. Барнетт (1 января 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания II: подлинность и коммерциализация» . Мексконнект. ISSN 1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Урибе, Карлос Риос (сентябрь – октябрь 1996 г.). «По следам оленя». Художественное образование . 48 (5): 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Примощ, Карла; Кэти Дэвид (ноябрь 2001 г.). «Искусство народа уичоль: символическая связь с древней культурой». Художественное образование . 54 (6): 25–32. дои : 10.2307/3193912 . JSTOR 3193912 .
- ^ Jump up to: а б Рональд А. Барнетт (18 мая 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания IV: искусство в эволюции» . Мексконнект. ISSN 1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рональд А. Барнетт (1 января 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания I: Происхождение» . Мексконнект. ISSN 1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Институт Америки проводит художественную выставку уичоли» . Новости Бандераса . Пуэрта Валларта. 21 февраля 2010 года . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Марсден, Дон (зима 2005 г.). «Видения шамана Уичоли». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 29 (1/2): 302–304. дои : 10.1353/aiq.2005.0055 . S2CID 161096197 .
- ^ «Пале-Рояль» .
- ^ «эхо горы» .
- ^ Jump up to: а б Хэвиленд, Уильям А.; Принс, Харальд Э.Л.; Дана Уолрат (2005). Культурная антропология: человеческий вызов . Cengage Обучение. п. 331. ИСБН 9780495095613 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Рональд А. Барнетт (1 апреля 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания III: мотивы и символика» . Мексконнект. ISSN 1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Марголис, Тереза (2 марта 2009 г.). «Уичоль и искусство аборигенов: два видения коренных народов». McClatchy — Деловые новости Tribune . Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Дора Луз Хоу (19 сентября 1997 г.). «Передача Парижу фрески Уичоль». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
- ^ «Эль Вочоль, средство передачи послания мысли и философии народа Уичоль» [Вочоль, средство передачи послания мысли и философии народа Уичоль] (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . 10 декабря 2010 года . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ «Inauguran el Vochol, auto intervenido por huicholes a base de chaquira» [Открытие Вохола, автоматически модифицированного Уичольсом с помощью бусинок]. Миленио (на испанском языке). Мехико. Нотимекс. 9 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 14 июня 2011 г.