Jump to content

Искусство Уичоли

Уичоль работает над вышитой бисером головой ягуара

Искусство уичоль объединяет самые традиционные и новейшие инновации в народном искусстве и ремеслах, созданные народом уичоль , живущим в штатах Халиско , Дуранго , Сакатекас и Наярит в Мексике. Объединяющим фактором работы является красочное оформление с использованием символов и рисунков, уходящих корнями в многовековую историю. Наиболее распространенными и коммерчески успешными изделиями являются «картины из пряжи» и предметы, украшенные мелкими бусинами промышленного производства. Картины из пряжи состоят из коммерческой пряжи, спрессованной в доски, покрытые воском и смолой, и взяты из церемониальной таблички, называемой нейрика. Уичоли имеют долгую историю бисероплетения: они изготавливают бусы из глины, ракушек, кораллов, семян и т. д. и используют их для изготовления украшений, украшения чаш и других предметов. «Современная» вышивка бисером обычно состоит из масок и деревянных скульптур, покрытых маленькими яркими бусинами, скрепленными воском и смолой.

Хотя материалы изменились, а назначение многих предметов изменилось с религиозного на коммерческое, дизайн мало изменился, и многие из них сохранили свое религиозное, символическое и культурное значение. Многие посторонние знакомятся с искусством Уичоли в качестве туристов в таких районах, как Гвадалахара и Пуэрто-Вальярта , не зная о людях, которые создают эти предметы, и о значении рисунков. Есть несколько известных художников уичоли, занимающихся росписью пряжи и вышивкой бисером, и оба типа работ были заказаны для всеобщего обозрения и считаются ценным ремеслом.

Народ Уичоль

[ редактировать ]
Уичоль женщина и ребенок

Уичоли коренной народ, который в основном проживает в горных районах северного Халиско и некоторых частях Наярита на севере центральной Мексики, при этом города Сан-Андрес, Санта-Катарина и Сан-Себастьян являются крупными культурными центрами. Их численность оценивается в 50 000 человек, а название Уичоль происходит от слова Вирриарика, что на языке Уичоль означает прорицатель или знахарь . [ 1 ] [ 2 ]

После прибытия испанцев в 16 веке уичоли отступили в скалистые горы северного Халиско и Наярита. Они обратились в христианство в колониальный период францисканскими миссионерами, большая часть местной культуры уичоли сумела сохраниться нетронутой из-за изоляции, а также потому, что в этом районе не хватало полезных ископаемых или других ресурсов, представляющих интерес для испанцев. [ 1 ] [ 3 ] Мексиканский историк и антрополог Фернандо Бенитес утверждает, что уичоли, вероятно, сохранили свою древнюю систему верований лучше, чем любая другая группа коренных народов Мексики. [ 2 ] Большая часть этой изоляционистской тенденции остается нетронутой, хотя экономические обстоятельства вынудили ряд хороших уичоли мигрировать в такие районы, как Гвадалахара, и прибрежные районы, чтобы работать или продавать свои товары. [ 2 ]

Религиозная вера уичолей до сих пор основана на «троице» почитания оленя, кукурузы и пейота . Последние ритуально собираются каждый год во время длительного паломничества в пустынную местность Сан-Луис-Потоси , откуда, как говорят, люди произошли и использовались шаманами . [ 2 ] Важность этого пантеона богов видна в их стилистических изображениях практически всего, что украшают уичоли. До недавнего времени у них не было письменности, поэтому эти символы были и остаются основной формой сохранения церемоний, мифов и верований древней религии уичоли. [ 3 ]

Роспись пряжей и вышивка бисером

[ редактировать ]
Роспись пряжи в Музее популярного искусства в Мехико.
Маска из бисера в продаже в Тепоцотлане, штат Мехико.

Самое известное искусство уичоли создано из современных предметов промышленного производства, таких как пряжа и маленькие бусины. Тепеуанес из Дуранго адаптировали рисунки пряжи. Они заменили многие традиционные материалы, такие как глина, камень и растительные красители. [ 1 ] Изготовление и украшение изделий бисером началось не с импорта европейских стеклянных бус, как это произошло в ряде коренных народов Крайнего Севера. Техники изготовления и использования бус существовали задолго до этого: бусины изготавливались из кости, глины, камня, коралла, бирюзы , пирита , нефрита и семян. [ 1 ] Искусство уичоли было впервые задокументировано в самом конце 19 века Карлом Лумгольцем . Это включает в себя изготовление сережек из бисера, ожерелий, браслетов и многого другого. [ 1 ]

Что больше всего связывает картины из пряжи и изделия из бисера, изготавливаемые сегодня, так это продолжение традиционных узоров, которые веками использовались для изображения богов и общения с ними. [ 2 ] Использование коммерческих материалов позволило создать более сложные конструкции и более яркие цвета, а также обеспечить большую гибкость в воплощении традиционных концепций. [ 1 ] Это также позволило коммерциализировать производство народного искусства наряду с производством строго религиозных предметов. [ 4 ] Коммерциализация искусства Уичоли началась, когда францисканский священник по имени Эрнесто Лоэра Очоа открыл музей Уичоли в базилике Богоматери Сапопанской к северу от Гвадалахары. Одним из выставленных здесь художников был Рамон Медина Сильвер, чьи работы выставлялись и продавались в музее. Работа Медины привлекла внимание американца Питера Ферста , который предложил Рамону представлять традиции и верования своего народа, вдавливая цветную пряжу в плинтус, покрытый воском и смолой. [ 5 ] Эти картины из пряжи впервые появились в 1962 году в Гвадалахаре и произошли от «ниерикас» — небольшой доски или диска с отверстием или зеркалом в центре. Первоначально ниерики создавались шаманами, чтобы олицетворять видения, которые они видели во время употребления пейота, а затем оставляли в качестве подношений богам в таких местах, как пещеры, храмы и ручьи. [ 3 ]

Эти современные картины из пряжи быстро стали популярными и стали подражать. Они также превратились в сложные конструкции, на выполнение которых могут уйти недели. [ 3 ] [ 5 ] Картины из пряжи привели к экспериментам с другими коммерчески производимыми материалами, такими как бисер, который заменил пряжу у многих ремесленников уичоли. Этот бисер был расширен за счет украшения голов ягуара, масок солнца и луны и различных форм животных. [ 5 ]

Это искусство, созданное в коммерческих целях, стало важным и устойчивым источником дохода для Уичоли. Несмотря на использование новых материалов, традиционные символы сохраняются и передаются молодому поколению. [ 2 ] Однако производство товаров для коммерческих рынков вызвало определенные споры. Один вопрос касается «подлинности» искусства пряжи и бисера, учитывая современное происхождение нынешних форм. Одним из тех, кто сделал это, был Фернандо Бенитес, которого особенно беспокоило изображение мертвых в виде парящих голов на картинах из пряжи; то, что он сказал, не было традиционным для Уичола. (origensbarnett) Большая часть «подлинности» современных произведений связана с продолжающимся использованием традиционных символов и рисунков. Однако некоторые изделия из уичоли можно считать нетрадиционными или граничащими с традиционными, например, производство елочных украшений, масок солнца и луны, использование ягуара ( мезоамериканского символа ) и включение современных изображений, таких как как самолеты и современные здания в проекты. [ 4 ] Продажа предметов также была непростой задачей для Уичоль, поскольку торговые точки, такие как туристические объекты, особенно в Пуэрто-Вальярта, Гвадалахара и Сан-Мигель-де-Альенде, были ограничены , а также продажи посредникам, которые могут заработать на работах гораздо больше, чем они могут.( CRUрубибе)

Известные художники Уичоли

[ редактировать ]
Внутри музея Уичоль в базилике Сапопан, Халиско

Среди известных художников Уичола - Эметерия Риос Мартинес, написавшая несколько фресок из пряжи. [ 6 ] Хосе Бенитес Санчес — художник-шаман, который помог расширить роспись пряжей от ее ранней декоративной функции до более крупных, более визуальных произведений. [ 7 ] Пабло Тайзан также является шаманом деревни Меса-де-Тирадор. В основном он занимается вышивкой бисером фигурок животных, используемых в исцелении. [ 2 ] Сантос де ла Торре сделал великолепную фреску для станции метро Пале-Рояль в Лувре в Париже. [ 8 ] В 2013 году вышел мексиканский документальный портретный фильм « Эхо горы », первоначально известный на испанском языке как Eco de la montaña. [ 9 ] Режиссер Николас Эчеваррия выпущен на основе его опыта создания фрески.

Более традиционные предметы

[ редактировать ]

Хотя картины из пряжи и изделия, украшенные бисером, являются наиболее известными и наиболее широко продаваемыми произведениями, уичоли продолжают заниматься рядом других видов народного искусства и ремесел. Урус, или молитвенные стрелы, — это церемониальные стрелы, созданные для того, чтобы их запускали в воздух и просили богов об особых благословениях. Их также иногда оставляют в определенных местах или отправляют вниз по рекам. Эти стрелы украшены символами и рисунками, связанными с прошением. [ 3 ]

С далекого прошлого и по настоящее время мужчины, женщины и дети носят на поясе плетеные сумки для переноски личных вещей. Эти сумки раскрашены и украшены другими способами для эстетики и магической защиты владельца. [ 3 ]

«Кука» — это трехмерная церемониальная маска, украшенная бисером. Эти маски произошли от маленьких тыквенных чаш, первоначально покрытых семенами, костями, глиной, кораллами и ракушками, но на смену им пришли коммерческие бусины. Именно от этих масок берёт своё начало современная практика покрытия деревянных скульптур змей, кукол, мелких животных, голов ягуаров и других форм. [ 3 ]

Неарика — это богато украшенные церемониальные предметы, которые могут иметь круглую или ромбовидную форму. Когда Карл Лумгольц писал об Уичоле, он назвал круглые щиты «лобными щитами», а ромбовидные — «глазами», что дало начало концепции « глаз Бога », примененной к кресту Уичоль. Неарика — это таблички из дерева или бамбука , богато украшенные и помещаемые в определенные священные места. Часто они фокусируются на лике солнца, луны или человека. Из них развилась новая традиция рисования пряжей, и самые традиционные из них до сих пор изображают круглое лицо Тау, Солнца, в центре. [ 1 ]

Декоративные конструкции Уичоль

[ редактировать ]
Бисероплетение Уичоль на ежегодной выставке FONART в Мехико

Большинство узоров и рисунков уичоли имеют религиозное и культурное значение. [ 10 ] Эти узоры можно найти на самых разных предметах, включая резные и вышитые бисером маски, тыквы, музыкальные инструменты и вышитые на предметах одежды, таких как ремни, пояса, боковые сумки и многое другое. [ 1 ] [ 2 ] Большинство из них имеют религиозное значение, и на многие влияют видения, возникающие во время ритуалов пейота. [ 1 ] [ 2 ] [ 10 ] Большая часть того, что известно об рисунках и символах Уичоли, была собрана норвежским исследователем и этнографом Карлом Лумгольцем в конце 19 века, но с тех пор искусство и украшения Уичоли стали более разнообразными. [ 1 ] [ 5 ] Однако растительные и животные мотивы остаются наиболее распространенными и большинство из них сохраняют свое первоначальное значение. [ 5 ]

При изготовлении церемониальных или религиозных предметов важны все аспекты изготовления, от материалов до цветов и рисунков, поскольку они отождествляются с конкретными богами и значениями. Мескит и красновато-коричневый цвет принадлежат Татевари, который принадлежит земле, а древесина бразильского дерева связана с Таюапой или «Отцом-Солнцем». Такие символы, как беркут и ара, связаны с Татевари. Такие формы, как олень, койот , сосна или вихрь, могут быть связаны с Кауюмари Тамата, который сформировал мир. Салатное дерево, броненосец и медведь связаны с Такуци Накахуэ, матерью всех богов и кукурузы. [ 2 ] Тото — небольшой белый цветок с пятью лепестками, ассоциирующийся с сезоном дождей. Пояса и пояса часто имеют узоры, имитирующие отметины на спинах змей, которые также ассоциируются с дождем, а также с хорошим урожаем, здоровьем и долгой жизнью. [ 5 ] Зигзагообразные линии, исходящие от всего живого, символизируют общение с божествами. [ 3 ] Мотив бабочки напоминает Ицпаполотля или Обсидиановую бабочку, главного божества классических ацтеков .

Наиболее распространенные мотивы связаны с тремя наиболее важными элементами религии уичоли: оленем, кукурузой и пейотом . Первые два важны как основные источники пищи, а последний ценится за свои галлюциногенные свойства, которые даруют шаманам видения. [ 11 ]

Выставки искусства Уичоли

[ редактировать ]

Большинство посторонних людей знакомятся с произведениями искусства Уичоли, посещая такие районы, как Гвадалахара и Пуэрто-Вальярта, и наблюдая за продаваемыми работами. Этими торговцами являются в основном женщины племени уичоль, которые приезжают в эти города из сельских деревень. [ 6 ]

Произведения искусства сильно различаются по размеру, некоторые из них достигают размера фресок. В 2010 году Институт Америки при Калифорнийском университете в Сан-Диего провел выставку искусства Уичоль, ориентированную на туристов, посещающих западное побережье Мексики, особенно на тех, кто путешествовал на лодке. [ 6 ]

В 2009 году Музей популярного искусства в Мехико провел временную выставку, сравнивающую искусство народа уичоль с искусством аборигенов северной Австралии, под названием «Magica huichol: rito aborigen» («Магия уичоль: ритуал аборигенов»). Целью было не показать какую-либо историческую связь, а скорее показать сходство стилей двух разных культур. [ 12 ]

В художественной галерее « Арте Маракаме » есть постоянная выставка искусства уичоль, выполненная из хрустальных бус и росписи пряжей, а также сочетание искусства уичоль и Алебрихе из Оахаки, в Морелии, Мичоакан, Мексика.

В Музее бисера в Глендейле, штат Аризона , прошла выставка под названием «Уичольская паутина жизни: созидание и молитва». [ 3 ]

Работа Уичоль была выставлена ​​на всеобщее обозрение. постоянно выставлены двенадцать фресок Уичола . В международном аэропорту Линдберг в Терминале 3 [ 6 ] Фреска из бисера Уичоль была заказана для парижского метро на станции Пале-Рояль-Музей Лувра . Он был подарен метро Мехико Франции в качестве ответной услуги за ​​в стиле вход на станцию модерн в стиле изящных искусств , который был подарен Францией Мексике. Работа называется «Мысль и душа Уичоли» и имеет общий размер 2,4 на 3 метра, разделенная на 80 панелей размером 30 на 30 см, созданных художником Сантосом де ла Торре . [ 13 ]

Одной из последних заказанных работ является « Vochol », Volkswagen Beetle , который был покрыт узорами Huichol с использованием 2 277 000 бусин, прикрепленных к кузову автомобиля с помощью специальной термостойкой смолы. Автомобиль был заказан Ассоциацией друзей Музея народного искусства и другими государственными и частными предприятиями для продажи на аукционе в пользу мексиканских ремесленников. [ 14 ] [ 15 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рональд А. Барнетт (1 января 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания II: подлинность и коммерциализация» . Мексконнект. ISSN   1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Урибе, Карлос Риос (сентябрь – октябрь 1996 г.). «По следам оленя». Художественное образование . 48 (5): 6.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Примощ, Карла; Кэти Дэвид (ноябрь 2001 г.). «Искусство народа уичоль: символическая связь с древней культурой». Художественное образование . 54 (6): 25–32. дои : 10.2307/3193912 . JSTOR   3193912 .
  4. ^ Jump up to: а б Рональд А. Барнетт (18 мая 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания IV: искусство в эволюции» . Мексконнект. ISSN   1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Рональд А. Барнетт (1 января 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания I: Происхождение» . Мексконнект. ISSN   1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Институт Америки проводит художественную выставку уичоли» . Новости Бандераса . Пуэрта Валларта. 21 февраля 2010 года . Проверено 21 июня 2011 г.
  7. ^ Марсден, Дон (зима 2005 г.). «Видения шамана Уичоли». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 29 (1/2): 302–304. дои : 10.1353/aiq.2005.0055 . S2CID   161096197 .
  8. ^ «Пале-Рояль» .
  9. ^ «эхо горы» .
  10. ^ Jump up to: а б Хэвиленд, Уильям А.; Принс, Харальд Э.Л.; Дана Уолрат (2005). Культурная антропология: человеческий вызов . Cengage Обучение. п. 331. ИСБН  9780495095613 . Проверено 21 июня 2011 г.
  11. ^ Рональд А. Барнетт (1 апреля 2009 г.). «Искусство уичоли, вопрос выживания III: мотивы и символика» . Мексконнект. ISSN   1028-9089 . Проверено 21 июня 2011 г.
  12. ^ Марголис, Тереза ​​(2 марта 2009 г.). «Уичоль и искусство аборигенов: два видения коренных народов». McClatchy — Деловые новости Tribune . Вашингтон, округ Колумбия.
  13. ^ Дора Луз Хоу (19 сентября 1997 г.). «Передача Парижу фрески Уичоль». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
  14. ^ «Эль Вочоль, средство передачи послания мысли и философии народа Уичоль» [Вочоль, средство передачи послания мысли и философии народа Уичоль] (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . 10 декабря 2010 года . Проверено 14 июня 2011 г.
  15. ^ «Inauguran el Vochol, auto intervenido por huicholes a base de chaquira» [Открытие Вохола, автоматически модифицированного Уичольсом с помощью бусинок]. Миленио (на испанском языке). Мехико. Нотимекс. 9 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 14 июня 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 310c7fdc9d1bd24786a1a1ace127ff60__1706041560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/60/310c7fdc9d1bd24786a1a1ace127ff60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huichol art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)