Мексиканская лаковая посуда
Мексиканские лаковые изделия ( лака или маке на мексиканском испанском языке) — одно из старейших ремесел страны, имеющее независимое происхождение от азиатских лаковых изделий. В доиспанский период жирное вещество из личинок адже и/или масло из семян чиа смешивали с порошкообразными минералами для создания защитных покрытий и декоративных рисунков. В этот период этот процесс почти всегда применялся к сушеным тыквам, особенно для изготовления чашек, из которых мезоамериканская знать пила шоколад. После завоевания испанцы заставили местных мастеров применить эту технику к мебели и другим предметам в европейском стиле, изменив декоративные мотивы и цветовые схемы, но процесс и материалы остались в основном прежними. В XIX и XX веках ремесло пришло в упадок во время вооруженных конфликтов и вернулось, оба раза с изменениями в декоративных стилях и особенно в XX веке, в технологии производства. Сегодня мастерские, создающие эти работы, ограничены Олиналой , Темалакацинго и Акапетлауайей. в штатах Герреро , Уруапан и Пацкуаро в Мичоакане и Чьяпа-де-Корсо в Чьяпасе . [ 1 ]
Герреро
[ редактировать ]Олинала
[ редактировать ]Мексиканский штат Герреро расположен к юго-западу от Мехико и является домом для трех городов, производящих лаковые изделия: Олинала, Темалакацинго и Акапетлауайя. [ 2 ] В штате проживает большое количество коренного населения и сильны ремесленные традиции. [ 3 ] Государственная лаковая посуда включает в себя посуду, тыквы, сундуки и другую мебель, ящики для хранения вещей, игрушечные машинки и вертолеты, подносы и даже музыкальные инструменты. [ 2 ] Лаковые изделия Герреро из Олиналы и в некоторой степени Темалакацинго стали популяризироваться в 1970-х годах, и их успех позволил многим рабочим-мигрантам вернуться домой в город, но по-прежнему высок уровень миграции, особенно молодежи, в Мехико и Соединенные Штаты. Штаты. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Город Олинала расположен в горах Сьерра- Мадре-дель-Сур , и его товары наиболее широко известны. [ 2 ] [ 5 ] Хотя в Олинале изделия стоят на 10–50% дешевле, до города трудно добраться. [ 6 ] Вместо этого товары продаются во многих районах Мексики и представлены на важной ярмарке ремесел в Тепалсинго , Морелос , которая проводится в третью неделю Великого поста. [ 2 ] на рынке Сан-Хуан в Мехико , а также выставлялись в Нью-Йорке и Японии. [ 4 ] Хотя это ремесло было задокументировано в 1920-х годах Рене д'Армонкуром, к 1960-м годам это ремесло практически исчезло из Олиналы, и осталось всего двадцать мастеров. [ 4 ] [ 5 ] В 1970-х годах писатель Карлос Эспехель популяризировал его своими произведениями. Сегодня почти все семьи города заняты в производстве. [ 5 ] и это основной производитель лаковых изделий в Мексике. [ 6 ] Ремесло является основным источником дохода города: производство сундуков, подносов, блюд, коробок, ширм. [ 6 ] и мебель (обычно делается на заказ). [ 4 ] Даже колонны приходской церкви покрыты лаком в стиле райадо . [ 4 ]
Лаковые изделия Olinalá делятся на два типа, в зависимости от используемой техники декорирования: rayado (царапание) и aplicado (аппликация). Последний также иногда называют дорадо (позолоченный) из-за того, что в прошлом использовалась золотая краска или сусальное золото , которое в некоторой степени вернулось. [ 2 ] [ 4 ] Раядо — более сложный из двух. [ 6 ] Название происходит от использования шипа агавы или игла для гравировки рисунков. [ 2 ] [ 6 ] На изделие наносится один слой, а затем он полностью высыхает. Наносится второй слой, и, пока он еще влажный, этот слой местами удаляется, чтобы раскрыть первый цвет и создать абстрактные рисунки и фигуры, такие как животные и люди. [ 2 ] [ 4 ] Большинство изделий двухцветные: черно-красные или сине-белые. [ 4 ] В крупных предметах, таких как сундуки, абстрактные рисунки сочетаются с фигуративными, обычно цветами, и отличаются высокой симметричностью. [ 2 ] Высококвалифицированные мастера могут создать двухцветные изделия, похожие на кружево, или повторить процесс, чтобы получить три или даже больше цветов. [ 4 ]
Аппликация — это когда рисунки наносятся на базовое покрытие, эта техника также применяется в других частях Мексики. [ 2 ] [ 4 ] Эта работа восходит как минимум к 18 веку и, хотя может включать в себя такие мотивы, как патриотические символы, большинство из них не мексиканские, а стилизованные цветы, европейские пейзажи и изображения из Азии. [ 2 ] [ 4 ] Эти две техники можно комбинировать, что называется пунтеадо (точечный), когда маленькие точки рисуются на участках, которые не протравлены. Это стало популярным начиная с конца 1970-х годов. [ 2 ] Как и в случае с райадо, преобладают животные, цветы и геометрические узоры, и все доступное пространство заполнено. [ 2 ] [ 4 ]
Большинство ремесленников Олиналы анонимны и бедны. Произведения редко подписываются, а если и подписываются, то человеком, создающим декоративный дизайн. [ 2 ] [ 4 ] [ 6 ] Однако работа выполняется в семейных мастерских, где разные члены выполняют разную работу. [ 2 ] Хотя большую часть работы делают женщины, [ 2 ] почти всю работу в райадо выполняют мужчины. [ 4 ] Большинство ремесленников Олиналы начинают свою карьеру еще детьми, учатся смешивать цвета и добавлять точечные узоры, а затем переходят к созданию фигур и более сложных рисунков. [ 4 ] Семьи Олинала часто специализируются на цветах и дизайне. [ 4 ] с техниками и мотивами, передаваемыми из поколения в поколение. [ 6 ] Однако ремесленники адаптировали свои работы к новым рынкам и новым вкусам, поскольку большая часть их товаров теперь продается в Мехико и за рубежом. [ 4 ] Одним из примеров является недавнее использование пастельных тонов. [ 4 ] [ 6 ] Другие инновации включают использование более современных материалов, но самым известным мастером является Маргарито Айала, который по-прежнему полностью полагается на традиционные методы и материалы, включая самостоятельное измельчение семян чиа. [ 4 ] [ 6 ]
Темалакацинго и Акапетлауая
[ редактировать ]Деревня Темалакацинго расположена в муниципалитете Олинала. [ 2 ] Население составляет около 3000 человек, большинство из которых занимаются лаковым производством, а также сельским хозяйством. [ 3 ] Как и Олинала, производство лака является отраслью промышленности и широко продается в Мексике, но его производство не так сложно по дизайну. [ 2 ] Эти изделия часто имеют ярко-красный фон из-за использования коммерческой масляной краски и включают игрушки, тыквы и кусочки тыквы, используемые для создания переносных устройств и украшений. [ 2 ] [ 3 ]
Акапетлауая расположен недалеко от дороги между Игуалой и Сьюдад-Альтамирано, недалеко от Телолоапана. Продукция Акапетлауая предназначена только для местного использования и ограничивается тыквами. Они выполнены в том же стиле, что и модели Olinalá, и не используют коммерческие пигменты. [ 2 ]
Мичоакан
[ редактировать ]В штате Мичоакан, к западу от Мехико, производство лаковых изделий можно найти в Уруапане, Пацкауро и Кироге . [ 7 ] Одним из отличительных элементов традиционных лаковых изделий Мичоакана является использование «адже», личинок насекомых (coccus axin), из которых извлекается воскообразное вещество. Его смешивают с семенами чиа или льняным семенем для получения лака. [ 8 ]
Центром лакового искусства в этом штате является город Уруапан, основанный миссионером Хуаном де Сан Мигелем. Как и современный Васко де Кирога из соседнего Пацкуаро, он работал над защитой местного коренного населения и организовал ремесленное производство, ставшее источником этой специализации. [ 9 ] Сегодня город по-прежнему создает самые сложные конструкции и по-прежнему использует сусальное золото в некоторых изделиях, которые широко варьируются от подносов до тарелок, посуды и декоративных предметов. [ 10 ] Викториано Сальгадо из Уруапана изготавливает деревянные маски, которые покрываются и украшаются лаком, но это исчезает из-за угасания традиционного танца в масках. Большая часть этих масок сейчас продана коллекционерам. [ 11 ]
Пацкуаро известен своими глубокими подносами и маленькими коробочками. [ 12 ] но его дизайн не сильно изменился с 18 века, когда ремесло здесь было на пике развития и несколько ремесленников отмечены в современных записях. Одна из этих семей, Де ла Серда, продолжает производить в городе лаковые изделия. [ 13 ] [ 14 ] Эти традиционные узоры включают элементы восточного происхождения, а также местные и европейские узоры. [ 15 ]
Город Кирога (ранее Кокупа) расположен в том же районе озера, что и Пацкуаро. Хотя он считается центром лакового искусства, он не использует традиционные техники и ближе к живописи с использованием натуральных пигментов, смешанных с растительным маслом. [ 16 ] Большая часть этого производства сосредоточена в районе коренных народов под названием Арриба и состоит из подносов и сундуков, изготовленных на заказ. [ 14 ] Однако можно найти и небольшие предметы, такие как кольца, серьги, браслеты и игрушки. [ 17 ] Несмотря на различные техники и использование коммерческих материалов, произведения Кироги можно найти в Региональном музее Пацкуаро и Музее Уатапера в Уруапане. [ 16 ] [ 17 ]
Чьяпас
[ редактировать ]Центром лакового искусства южного штата Чьяпас является Чьяпа-де-Корсо . [ 18 ] Традиционно личинки адже также используются для изготовления лака и покрытия тыкв, погремушек, крестов, сундуков и мебели. [ 19 ] [ 20 ]
Украшение этих лаковых изделий, как правило, представляет собой цветочные и птичьи орнаменты, нарисованные на заднем фоне. В дизайне Чьяпаса также присутствует азиатское влияние, которое можно проследить до вентиляторов, экранов и других предметов, импортированных через торговлю в Маниле . Более поздние работы имитировали другие виды рисунков, встречающиеся на предметах колониальной эпохи. [ 19 ] [ 20 ]
Среди известных ремесленников Чьяпаса - Розальба Камерас, Марта Варгас, Бланка Розалес Агилар, Висенте Клори Диас, Мария Анжела Нандайяпа, Гваделупе Перес, Мария Елена Перес Санчес, Марта Перес Санчес, Сара Перес, Ампаро Диас, Хавьер Ороско Палавичини, Бланка Магдалена Лопес Эрнандес и Вероника Перес Перес. [ 19 ]
Процесс
[ редактировать ]Технические аспекты традиционной мексиканской лаковой посуды восходят к доиспанскому периоду. Защитный слой животного и/или растительного масла/жира смешивается с порошкообразными минералами и красителями для покрытия объекта. [ 2 ] Одним из местных материалов, используемых по всей Мезоамерике, была экстракция жирного вещества из личинок Coccus axin или насекомых llaveia axin. [ 2 ] [ 21 ] Чтобы извлечь это вещество для лакирования, личинок собирают, а затем варят живьем до появления желтоватого цвета. [ 22 ] [ 23 ] Затем этих личинок помещают в ткань и прижимают к контейнеру с холодной водой, чтобы жир всплыл наверх и собрался. [ 12 ] [ 22 ] [ 24 ] Веществу оставляют остывать и застывать на один-два дня, пока оно не приобретет консистенцию сливочного масла. [ 22 ] [ 24 ] [ 25 ] Использование этого вещества в основном ограничивается Мичоаканом и Чьяпасом, а район Уэтамо, штат Мичоакан, известен его производством. [ 23 ] Прежде чем использовать его для лакирования, его традиционно обрабатывают маслом чиа ( савиакиан ) или чикалоте ( argemona Mexicana ), но сегодня также используется европейское льняное масло. [ 24 ] Это утончает материал и ускоряет время высыхания. [ 12 ] В Герреро используют только чиа или льняное масло. [ 2 ]
Самые традиционные лакированные предметы в Мексике изготавливаются из тыкв, которые растут на виноградных лозах (род Lagenaria ) или на деревьях (род Crescentia ) и называются различными местными названиями. Тыквы, похожие на бутылки, обычно разрезаются так, чтобы более узкий верхний конец служил крышкой. Эти контейнеры называются швейными коробками или контейнерами для пудры, но обычно их используют для хранения безделушек. Из более круглых тыкв делают чашки или миски. [ 2 ]
Начиная с колониального периода, одинаковым образом обрабатывались самые разнообразные изделия из дерева. Самая традиционная древесина для лаковых изделий — линалоэ (род Burseraceae ). Он популярен благодаря своему сильному приятному запаху, похожему на лаванду, но его стало мало. [ 18 ] [ 23 ] Хорошие изделия по-прежнему изготавливаются из твердой или полутвердой древесины. [ 23 ] но большинство из них теперь изготавливаются из древесины авокадо или сосны, которую варят для удаления смолы. [ 2 ] Для запаха можно добавить эссенцию линалоэ. [ 4 ] [ 6 ] В прошлом производители лака также создавали деревянные предметы, но с появлением электроинструментов для деревообработки этот аспект был передан на аутсорсинг местным плотникам, которые могут сделать их дешевле. [ 5 ] [ 26 ] Тем не менее, прежде чем начинать лакирование, деревянные детали должны быть полностью сухими, отшлифованными и заполненными трещинами. [ 23 ] [ 27 ]
Традиционный лак изготавливается из упомянутых выше масел и/или масел, смешанных с минералом доломитом , образующим белую, а иногда и светло-желтую основу. [ 24 ] [ 27 ] Затем эта основа окрашивается натуральными пигментами. [ 28 ] например, индиго для синего и уголь для черного. [ 29 ] Однако в Герреро для создания цветов без других пигментов можно использовать другие минералы, например текостл для охры и токтель для очень бледно-зеленого цвета. [ 2 ] Смесь имеет кремовую текстуру и наносится либо оленьим хвостом, либо руками, втирая. [ 7 ] [ 30 ] Базовый цвет можно наносить несколько раз и оставлять сохнуть на пятнадцать-двадцать дней между нанесением. [ 4 ]
Все слои лака, независимо от того, покрывает он изделие полностью или нет, необходимо наносить отдельно, сушить, а затем полировать для фиксации. [ 31 ] Два цвета нельзя наносить одновременно близко друг к другу из-за риска размазывания. [ 27 ] [ 32 ] Для декоративных элементов иногда используется техника инкрустации, при которой выдалбливается небольшое углубление, заполняемое цветным лаком. [ 12 ] Полировка для крепления и полировки делает процесс трудоемким. Для получения более четкого результата блеск обычно наносят ладонью. [ 6 ] [ 31 ] Весь процесс нанесения лака на небольшое изделие может занять не менее двадцати дней, а после окончательной полировки изделие сушится в течение нескольких месяцев. [ 27 ] [ 33 ] Если необходимо нанести сусальное золото, это необходимо делать после нанесения лака и полного высыхания изделия. [ 33 ]
Техника, цвета и мотивы несколько различаются от региона к региону. [ 12 ] а также качество, которое может быть заметно даже неподготовленному глазу. [ 6 ] С начала 20 века произошли изменения в используемых материалах: доломит был заменен гипсом, льняное масло и даже автомобильный воск - на чиа или адже, а коммерческие пигменты - на натуральные. Одной из причин этого является то, что натуральные материалы становятся дефицитными и дорогими. [ 34 ] Многие ремесленники теперь покупают деревянные детали, предварительно отшлифованные и с уже нанесенным черным фоном, посвящая себя только украшению. [ 26 ]
История
[ редактировать ]Лакирование — одно из старейших ремесел Мексики. [ 5 ] На мексиканском испанском его обычно называют либо лака , либо маке (от японского маки-э ), [ 2 ] [ 12 ] несколько взаимозаменяемо, но термин maque чаще всего используется в Мичоакане и может использоваться для обозначения работ, в которых используется воск из личинок насекомых aje. [ 35 ] В Олинале лакированные изделия называются обрами (произведениями искусства). [ 2 ] Историю ремесла можно разделить на четыре периода: доиспанский период, колониальный период (до мексиканской войны за независимость), XIX век и XX век до наших дней. [ 36 ]
Доиспанский период
[ редактировать ]До прихода испанцев лакирование было известно во всей Мезоамерике от центральной Мексики до Гватемалы . [ 2 ] Использование чесночной смазки зарегистрировано в таких регионах, как современные Оахака , Веракрус , Юкатан , Чьяпас, Герреро и Мичоакан. [ 37 ] Однако большая часть того, что известно об этом периоде, взята из ранних колониальных текстов летописцев, таких как Бернардино де Саагун и Франсиско Хименес, описывающих лакированные предметы, с которыми они соприкасались. [ 2 ] [ 4 ] [ 20 ] Однако испанцы не идентифицировали эту работу как лаковую до 18 века, а в записях говорилось только, что предметы были нарисованы. [ 38 ] До 1950-х годов шли споры о том, имеет ли мексиканская лаковая посуда восточное происхождение. Проблема была решена с открытием фрагментов лаковых изделий до завоевания в таких местах, как Куэва-де-ла-Гаррафа в Чьяпасе. [ 20 ]
Обработке подвергались предметы из дерева, керамики и оникса , однако чаще всего ее использовали для сушеных тыкв. [ 2 ] Тыквы имеют долгую историю использования для изготовления чашек и других блюд, особенно для употребления шоколада мезоамериканской знатью. [ 4 ] [ 12 ] Их также использовали для изготовления контейнеров для хранения и декоративных предметов. [ 2 ] [ 39 ] Сегодня эти лакированные хикары (от языка науатль ксикалли) по-прежнему популярны: они могут быть целыми как декоративный предмет или расколотыми на чаши для еды или питья. [ 2 ]
Колониальный период
[ редактировать ]После завоевания местные плотники начали изготавливать мебель в европейском стиле, а местные мастера по лакированию начали украшать ее европейскими мотивами. [ 12 ] [ 40 ] Процесс лакирования остался прежним, с изменениями только в расширении цветовой палитры и введении новых красителей. [ 8 ] Этот лак стоил дешевле, чем импортировать предметы из Европы или Азии, а предметы [ 12 ] включает в себя большие сундуки (называемые бауль или аркон ), подносы, деревянные ящики для хранения, а также церковную мебель и другие предметы. [ 2 ] [ 41 ]
Украшение всех лакированных изделий в колониальный период было в основном европейским, особенно цветочным орнаментом (который может включать некоторую местную флору) наряду с европейскими пейзажами. Они могут быть обрамлены геометрической резьбой . [ 42 ] Еще одно сильное влияние на лаковые изделия Мичоакана оказала церковь с появлением религиозных символов. [ 43 ] Еще одним влиянием были азиатские товары, которые поступали в Мексику благодаря торговле в Маниле , как азиатский лак , так и другие декоративные предметы. [ 44 ] Многие из этих объектов проезжали через Мичоакан из порта Акапулько по пути в Мехико, проходя через лаковый центр Уруапан и Пацкуаро из-за дорожной системы и внутренних таможенных контрольно-пропускных пунктов. Копии восточных лаковых изделий, таких как складные ширмы, начали появляться в Пацкуаро, и это повлияло на дизайн работ, выполненных в Уруапане. [ 13 ] [ 43 ] В конце концов эти мотивы и стили смешались с европейскими и местными и продолжились в традиционных лаковых узорах в Мичоакане и других местах Мексики. [ 15 ] Работы, выполненные в Уруапане в разгар колониального периода, были разделены на четыре стиля «семей», основанных на мотивах. Флороны отличаются крупным цветочным узором в центре, окруженным резьбой. У Гирнальдаса также есть большой цветочный центр, но он окружен резьбой и листвой. Среди резьбы на эскудо нарисованы гербы, относящиеся к семье, заказавшей это изделие. Рамиллет также имеет гербы, но он выполнен в стиле барокко и имеет более роскошные цвета. [ 45 ]
Лаковая работа была наиболее организована в штате Мичоакан, где миссионеры, такие как Васко де Кирога, организовывали и продвигали ремесла, специализируя города. Уруапан, Пацкуаро и город, ныне известный как Кирога, были посвящены лаку, каждый из которых имел свои уникальные особенности. [ 38 ] [ 46 ] Был еще четвертый, Перибан, но с тех пор он исчез, оставив после себя только название большого, глубокого лакированного подноса, называемого перибана . в штате [ 35 ] В колониальный период Уруапан стал важнейшим центром лакового производства, производя лучшие изделия, в том числе с сусальным золотом и другими драгоценными и полудрагоценными инкрустациями. Компания также создавала более широкий выбор дизайнов, часто основанных на буйной растительности региона. [ 40 ]
Лаковые изделия вошли в моду. Например, в середине 17 века деревянные овальные подносы со сценами из «Дон Кихота» . большой популярностью пользовались [ 47 ] Однако к концу колониального периода клиенты из высшего сословия, продававшие лакированную мебель, смогли покупать эту и многие декоративные предметы из Европы, ограничивая мексиканские лаковые работы небольшими коробочками и другими безделушками. [ 12 ]
19 век
[ редактировать ]В 1810 году Мексиканская война за независимость разразилась , и в течение следующих одиннадцати лет лаковая промышленность приходила в упадок, как и большинство других ремесленных производств, пока почти не исчезла. Основными причинами этого были отсутствие денег на такие товары, опасные дороги, затрудняющие доставку товаров на рынок, и временное закрытие региональных ярмарок, которые были важными сбытами. [ 48 ] [ 49 ]
Лаковые изделия восстановились после 1822 года, некоторые из них были отправлены в Соединенные Штаты еще в начале 19 века. Изменились стили и в некоторой степени техника. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Украшение лаковых изделий в этом столетии можно разделить на три периода. В начале века наблюдалось распространение изображений орлов и флагов, символизирующих новую независимую нацию. Дворянские гербы исчезли, но традиционные узоры, основанные на флоре и фауне, сохранились. За этим следует период доминирования миниатюрных замысловатых цветочных узоров, а затем период упадка с сильно стилизованными и плохо выполненными украшениями. Влияние романтизма привело к использованию более светлых тонов с более широким разнообразием цветов, включая белый, желтый и розовый фон. [ 51 ] [ 52 ]
20 век
[ редактировать ]В самом начале 20-го века лаковая посуда в Мичоакане как бы вернулась с инновациями в дизайне и производстве. Одной из причин этого было то, что эта работа была выбрана в составе делегации штата на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года . [ 52 ] [ 53 ] Была выбрана работа, выполненная в Уруапане, но произведения, созданные для выставки, не имели традиционного дизайна, который считался примитивным, особенно местные Пурепеча элементы и цветовые сочетания . Вместо этого были обновлены колониальные цветочные узоры, а геометрическая резьба была заменена резьбой в стиле модерн . Успех этих произведений на мероприятии, а также зарубежный спрос на лаковые изделия означают, что изделия, созданные с тех пор, имели меньше вариаций стиля и меньше возможностей для ремесленников создавать вариации. [ 54 ]
Начало Мексиканской революции снова подавило производство лаковых изделий в Мексике и поставило его под угрозу. [ 50 ] Одним из необратимых последствий стало исчезновение изделий с сусальным золотом в таких местах, как Пацкуаро. [ 55 ] Основным рынком сбыта лаковых изделий из Уруапана были США. [ 48 ] но рынок лаковых изделий из Герреро почти исчез до 1970-х годов, когда писатель Карлос Эспехель начал продвигать его, особенно работы Олиналы. [ 2 ] Правительство Мексики также учредило в этом десятилетии Национальный фонд развития искусств и ремесел (FONART), и изделия Olinalá были выбраны для продвижения, отчасти потому, что они легкие и удобные в транспортировке. [ 2 ] [ 4 ] Это ремесло стало популяризироваться в туристической индустрии страны, которая росла с 1950-х годов. [ 56 ] С тех пор лаковые изделия вернулись в эти два штата, но качество и количество продукции значительно различаются. [ 4 ]
В 1920-е годы народное искусство Мексики начало исследоваться научно, в том числе лаковые изделия, документируя их производство и процессы. Новые и антикварные предметы были собраны и помещены в такие музеи, как Региональный музей популярного искусства Пацкуаро и Музей де ла Уатапера. Эти коллекции будут полезны как ученым, так и новым поколениям ремесленников для изучения. [ 57 ] Существуют также школы для подготовки новых мастеров по лакированию, такие как школа Museo de las Artes e Industrias Populares de México и мастерская Сальвадора Сольчаги в Casa de los Once Patios в Пацкуаро. [ 57 ]
Однако рост производства привел к изменениям как в материалах, так и в методах производства. В 1980-х годах древесину линалоэ экспортировали, чтобы извлечь ее сущность, что сделало ее дефицитной, и теперь большинство изделий изготавливается из других пород древесины, включая сосну. [ 18 ] Хотя ремесленники, использующие традиционные методы и материалы, все еще существуют, гипс заменил доломит, льняное масло и даже автомобильный воск - на чиа или адже, а коммерческие пигменты - на натуральные. Одной из причин этого является то, что натуральные материалы становятся дефицитными и дорогими. [ 34 ] [ 58 ]
Настоящее
[ редактировать ]Сегодня производство лака ограничено несколькими городами в штатах Мичоакан, Чьяпас и Герреро. [ 4 ] Эти центры в основном производят продукцию для рынков других частей Мексики и за рубежом. В Мехико эти товары можно найти на рынке Сан-Хуан, рынке Сьюдадела , магазинах FONART, специализированных магазинах в Сан-Анхеле и на рынке ремесел выходного дня в центре Койоакана . [ 4 ] За пределами Мексики лаковая посуда наиболее популярна в США, Европе и Японии. [ 6 ] Это ремесло привело туризм в такие места, как Уруапан и Олинала, из этих частей мира, даже несмотря на удаленность Олиналы. [ 4 ] Среди известных мастеров - Франсиско Коронель, получивший Национальную премию искусств и наук в 2007 году вместе с Марио Агустином Гаспаром и Мартиной Наварро из Мичоакана. [ 1 ]
Хотя сохранились лишь фрагменты доиспанского периода и несколько полных произведений колониального периода и XIX века, [ 2 ] [ 20 ] [ 59 ] различные коллекции лаковых изделий можно найти, например, в коллекциях Unidad Regional de Culturas Populares в Герреро. [ 1 ] и Музей Лака в Чьяпа-де-Корсо . [ 20 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Ремесленная выставка лака в Мексике открылась в MNCP». НОТИМЕКС . 9 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Тед Джей Джей Лейенаар. «Мексиканские лаки из Герреро / Мексиканский лак из Герреро» (PDF) . Нидерланды: Национальный музей этнологии, Музей Волкенкунде. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2014 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Коренные жители Герреро воплощают свои мечты в поделках из буле с лаком». НОТИМЕКС . Мехико. 11 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Барбара Беледжек (27 мая 1990 г.). «МИР ПОКУПАТЕЛЯ; Красочные народные мотивы в лаковой посуде Мексики» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марион Эттингер-младший (2010). Народные сокровища Мексики: Коллекция Нельсона А. Рокфеллера . Мехико: Arte Publico. п. 55. ИСБН 978-1558855953 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дженнифер Мерин (20 января 1991 г.). «В Олинале изготовление лаковых изделий — это образ жизни» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Из П. Леона, с. 25
- ^ Перейти обратно: а б Из П. Леона, с. 22
- ^ Де П. Леон, с. 13
- ^ Де П. Леон, с. 94
- ^ Хесус Пачеко (21 декабря 2003 г.). «Создания, цвета кожи и таланта. Фреска Гвадалахара. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кэтрин Сантнер (2 октября 2012 г.). «Написано лаком: благородное ухаживание за мексиканской швейной шкатулкой» . Лос-Анджелес: Художественный музей округа Лос-Анджелес . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 65
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 25
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 68
- ^ Перейти обратно: а б с Гарри Мёллер (3 августа 2008 г.). «Мексиканский канал / В Олинале происходит нечто уникальное». Реформа . Мехико. п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с «Выставка лака откроется сегодня в Тустла-Гутьерресе, штат Чьяпас». НОТИМЕКС . Мехико. 31 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Лака» . Мексика: Каса-де-Чьяпас (правительство штата Чьяпас). Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Де П. Леон, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с Из П. Леона, с. 18
- ^ Перейти обратно: а б с д и Теле, стр. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Теле, с. 36
- ^ Де П. Леон, с. 41
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 66
- ^ Перейти обратно: а б с д Из П. Леона, с. 24
- ^ Теле, с. 37
- ^ Де П. Леон, с. 34
- ^ Де П. Леон, с. 32
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 39–41
- ^ Теле, с. 40
- ^ Перейти обратно: а б Теле, стр.44
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 57–58
- ^ Перейти обратно: а б Теле, стр.12
- ^ Де П. Леон, с. 105
- ^ Де П. Леон, с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 11
- ^ Де П. Леон, с. 106
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 13
- ^ Де П. Леон, с. 98
- ^ Де П. Леон, с. 111
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 16
- ^ Де П. Леон, с. 103
- ^ Теле, с. 20
- ^ Де П. Леон, с. 93
- ^ Де П. Леон, стр. 17–18
- ^ Перейти обратно: а б с Из П. Леона, с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 45
- ^ Перейти обратно: а б Из П. Леона, с. 95
- ^ Де П. Леон, с. 113
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 46
- ^ Де П. Леон, с. 114
- ^ Теле, стр. 51–53
- ^ Теле, с. 58
- ^ Кэти Винклер (1986). Изменение власти и авторитета в гендерных ролях: женщины, находящиеся у власти в мексиканском ремесленном сообществе (Диссертация). Университет Индианы. OCLC 8727476 .
- ^ Перейти обратно: а б Теле, с. 63
- ^ Теле, стр.64
- ^ Де П. Леон, стр. 98–99
Библиография
[ редактировать ]- Франсиско де П. Леон (1922) [1922]. Эмали Уруапана . Мехико: Редакционные инновации.
- Ева-Мария Теле (1982). Мак: Историческое исследование прекрасного искусства . Мехико: Институт культуры Мичоакана / Grama Editora.