Jump to content

Алебрие

Алебрихес на рынке Почоте в городе Оахака
070 до Сакуальпана Моджигана
Продолжительность: 1 минута 7 секунд. Доступны субтитры.
Анимационный клип (на испанском языке) об алебрихе, созданный Museo de Arte Popular в сотрудничестве с Wiki Learning, Tec de Monterrey.

Алебрихес ( Испанское произношение: [aleˈβɾixes] ) — ярко раскрашенные мексиканские скульптуры народного искусства, изображающие фантастических (фэнтезийных/мифических) существ.

Описание

[ редактировать ]

Первые алебрихе возникли в Мехико и первоначально были созданы - картонеро художником Педро Линаресом . Линарес часто говорил, что в 1943 году он сильно заболел. Лежа в постели без сознания, ему приснилось странное место, напоминающее лес. Там он увидел деревья, камни и облака, которые внезапно превратились в странных, неизвестных животных. Он увидел « осла с бабочки крыльями , петуха с бычьими рогами и льва с головой орла», и все они кричали одно слово : «Алебрихес! Алебрихес! Алебрихес!» [ нужна ссылка ] До того, как это произошло, он уже был мастером картонеро. После выздоровления он начал воссоздавать этих химероподобных существ, которых он видел в картонерии , создавать трехмерные скульптуры из различных типов бумаги, полосок бумаги и «энгрудо» (клея, сделанного из пшеничной муки и воды).

Его работы привлекли внимание художников Диего Риверы и Фриды Кало, потому что они покупали фигурки Иуды у Педро Линареса. В 1980-х годах британский кинорежиссер Джудит Броновски организовала в США передвижной демонстрационный мастер-класс мексиканского художественного ремесла с участием Педро Линареса , Мануэля Хименеса и Марии Сабины , текстильного мастера из Оахаки . Хотя в долине Оахаки уже была история вырезания животных и других типов фигур из дерева, ремесленники из Оахаки узнали о скульптурах из папье-маше алебрихе, когда проходил мастер-класс Броновски. Линарес демонстрировал свои проекты во время семейных визитов. Они были приспособлены для резьбы по местной древесине, называемой копал ; Говорят, что этот тип дерева волшебный, созданный из объединенной магии. В 1990-х годах ремесленники Оахаки начали использовать слово Алебрихе для обозначения своих фигурок, вырезанных из дерева.

Приспособление резьбы по дереву из папье-маше было впервые предложено уроженцем Аррасолы Мануэлем Хименесом . С тех пор эта версия ремесла распространилась на несколько других городов, в первую очередь на Сан-Мартин-Тилькахете и Ла-Унион-Техалапан, и стала важным источником дохода для этого региона, особенно для Тилькахете. Однако успех этого ремесла привел к истощению местных копаловых деревьев. Попытки исправить это с помощью лесовосстановления и управления дикими копаловыми деревьями имели ограниченный успех. [1] В трех городах, наиболее тесно связанных с производством алебрихе в Оахаке, родилось множество известных ремесленников, таких как Мануэль Хименес, Хакобо Анхелес , Мартин Сандиего, Джулия Фуэнтес и Мигель Сандиего.

Оригинальные алебрихе из бумаги

[ редактировать ]
Изготовление папье-маше алебрихе в мастер-классе в Музее популярного искусства в Мехико.
Алебрихе назвал Мичина Рохо и отдал честь Педро Линаресу

Алебрихес зародился в Мехико в 20 веке, в 1936 году. [2] [3] Первые алебрихесы, как и само название, приписываются Педро Линаресу , ремесленнику из Мехико (Федеральный округ), который специализировался на изготовлении пиньят , карнавальных масок и фигурок «Иуды» из картонерии , древнего и широко распространенного бумажного ремесла, которое часто путают. с папье-маше . [2] Он продавал свои работы на таких рынках, как рынок в Ла-Мерсед . [4] [5] [6]

В 1936 году, когда ему было 30 лет, Линарес заболел высокой температурой, из-за которой у него начались галлюцинации. В своих лихорадочных снах он находился в лесу с камнями и облаками, многие из которых превратились в диких существ неестественной окраски, часто с крыльями, рогами, хвостами, свирепыми зубами и выпученными глазами. Он услышал толпу голосов, повторяющих бессмысленное слово «Алебрихе». После выздоровления он начал воссоздавать увиденных им существ, используя папье-маше и картон. [4] [5] [7] В конце концов, из Куэрнаваки его работы обнаружил владелец галереи . Это привлекло к нему внимание Диего Риверы и Фриды Кало , которые начали заказывать больше алебрихе. [5] Эта традиция значительно выросла после выхода в 1975 году документального фильма британского режиссера Джудит Броновски о Линаресе.

Линарес получил Национальную премию Мексики в области искусств и наук в категории «Народное искусство и традиции» в 1990 году, за два года до своей смерти. [5] [8] Это вдохновило других художников алебрихе, а работы Линареса стали цениться как в Мексике, так и за рубежом. Ривера сказал, что никто другой не смог бы изготовить те странные фигурки, которые он просил; Работа, выполненная Линаресом для Риверы, теперь выставлена ​​в музее Анауакалли в Мехико. [8]

Потомки Педро Линареса, такие как его сын Мигель Линарес , его внучки Бланка и Эльза Линарес и его внук Рикардо Линарес, живут в Мехико недалеко от рынка Сонора и продолжают традицию изготовления алебрихе и других фигурок из картона и бумаги. маше. [8] Среди их клиентов были Rolling Stones , Дэвид Копперфильд и режиссер Гильермо дель Торо . Стоунз подарили семье билеты на свое шоу. [9] Различные ветви семьи занимают ряд домов на одной улице. Каждая семья работает в своих мастерских в своих домах, но они помогают друг другу с крупными заказами. Спрос растет и падает; иногда работы нет, а иногда семьи работают по 18 часов в день. [9]

Оригинальный дизайн алебрихеса Педро Линареса стал достоянием общественности. Однако, согласно главе третьей мексиканского федерального закона об авторском праве 1996 года, незаконно продавать изделия, изготовленные в Мексике, без указания сообщества и региона, из которого они происходят, или изменять изделия таким образом, что это может быть истолковано как нанесение ущерба культуре. репутация или имидж. Закон распространялся на коммерциализацию ремесел, а также на их публичные выставки и использование их изображений. Этот закон редко соблюдается; большинство продавцов поделок в Мексике редко указывают происхождение своей продукции. Название «алебрихес» используется для самых разных ремесел, хотя семья Линарес стремилась получить контроль над этим названием. Семья утверждает, что предметы, которые не сделаны ими и не привезены из Мехико, должны быть указаны так. [10] Семья Линарес продолжает экспортировать свои работы в самые важные галереи мексиканского искусства по всему миру. [8] Например, в «Зверях и костях: Картонерия семьи Линарес» в Карловых Варах, Калифорния , было представлено около семидесяти алебрихе, и он был настолько популярен, что его продлили на несколько недель. [11]

Поскольку различные художники и ремесленники создавали алебрихе в своих стилях, это ремесло стало частью репертуара народного искусства Мексики. [4] Нет двух одинаковых алебрихе. [8] Помимо семьи Линарес, одной из самых известных художниц алебрихе является Сусана Буйо . [2] который научился работать с картоном и папье-маше в одной из семейных мастерских Линаресов. [8] Известная местным детям Кондесы , престижного района Мехико, как «Сеньора де лос Монструос», она является уроженкой Аргентины и натурализованной гражданкой Мексики. Ее работы можно найти в Мехико и других местах, например, в Европе. [3] Ее работы отличаются от работ Линареса тем, что многие из ее рисунков включают в себя человеческие контуры, а выражения лица у многих скорее нежные, чем устрашающие. Она также использует нетрадиционные материалы, такие как перья, фантазийные камни и современные смолы, как для новизны, так и для долговечности. [8]

Дон Кихот Хосе Гуадалупе Посада

Хотя Педро Линарес и придумал этих существ, они не появились в вакууме. Сходства и параллели можно провести между алебрихесом и различными сверхъестественными существами из местного и европейского прошлого Мексики. В доиспанском искусстве яркие изображения часто были фантастическими и жуткими. [3] [8] влияние китайского квартала Мехико , особенно в драконах, и готическом искусстве, таком как горгульи . Можно увидеть [12] Красных картонных демонов, называемых Иудами, которых сделал Линарес, до сих пор сжигают в Мексике во время Страстной недели в ритуалах очищения. [8] Более поздние примеры мексиканской культуры: художник Хулио Руэлас и художник-график/комментатор Хосе Гуадалупе Посада создали фантастические, а иногда и устрашающие образы. [13] Алебрихесы, особенно монстры, завоевали репутацию людей, «отпугивающих злых духов» и защищающих дом. [3] [9] Некоторые, например, мастер Кристиан Дэвид Мендес, утверждают, что в изготовлении и хранении алебрихе присутствует определенный мистицизм, поскольку части определенных животных представляют человеческие характеристики. [14]

Ежегодный монументальный парад Алебрихе в Мехико.

[ редактировать ]
Монументальное алебрихе по имени Ла Урбе в Сокало в Мехико во время парада 2009 года.

Более недавнее явление, ежегодный парад монументальных алебрихе, с 2007 года спонсируется Музеем популярного искусства в Мехико. В параде 2009 года было представлено более 130 гигантских алебрихе, сделанных из дерева, картона, бумаги, проволоки и других материалов. прошли маршем от Сокало в историческом центре города до памятника Ангелу Независимости на Пасео де ла Реформа . Заявки ремесленников, художников, семей и групп с каждым годом становятся все больше, креативнее и многочисленнее, с такими названиями, как:

  • «Девора Штайн», Уриэль Лопес Бальтасар
  • «Алебрихос» Сантьяго Гонсена
  • «Тотолина», Арте Ладо С.
  • "AH1N1" Таллера Дона Гуахо
  • «Воладор» Таллера де Пластика Эль Воладор.
  • «Мул из 6» Даниэля Мартинеса Бартельта
  • «Горгулья Атлантиды» Хуана Карлоса Исласа
  • «Боец Алебрихе» Рикардо Росалеса

Их сопровождают группы, исполняющие популярную мексиканскую музыку. По окончании парада фигуры выстраиваются на Пасео-де-ла-Реформа для судейства и выставляются на показ в течение двух недель. [15] Парад алебрихе 2010 года был посвящен 200-летию независимости Мексики и 100-летию мексиканской революции , хотя Уолтер Болстерли, глава Museo de Artes Populares, признает, что это может потребовать некоторой терпимости, поскольку может привести к почитанию такие фигуры, как Мигель Идальго и Игнасио Альенде, с частями животных. Он заявляет, что цель — праздновать, а не высмеивать. [12] В дополнение к ежегодному параду, музей спонсирует шоу алебрихе, такие как алебрихе трехметровой высоты, которое привлекло внимание на Международной ярмарке дель Либро в Боготе . Слово «алебрихе» не было известно в Колумбии , поэтому местные жители окрестили его «драгончито» (маленький дракон). Наряду с «драгончито» было показано еще 150 других, более мелких изделий мексиканских поделок. [12]

Резные деревянные алебрихе

[ редактировать ]
Алебрихе Эль Цикло де Оахака работы Хакобо и Марии Анхелес на выставке в Государственном музее народного искусства Оахаки в Сан-Бартоло-Койотепек .

Развитие ремесла в Оахаке

[ редактировать ]
Человек-бабочка, автор Франциска Кальва из Оахаки.

Многие сельские семьи в мексиканском штате Оахака за последние три десятилетия процветали за счет продажи ярко раскрашенных, причудливых резных изделий из дерева, которые они называют алебрихе, иностранным туристам и владельцам магазинов этнического искусства в Соединенных Штатах, Канаде и Европе. [16] То, что в Оахаке называют «алебрихесом», представляет собой сочетание местных традиций резьбы по дереву и влияния работ Педро Линареса в Мехико. [17]

Педро Линарес был родом из Мехико (Федеральный округ). В 1980-х годах британский кинорежиссер Джудит Броновски организовала в США странствующий демонстрационный семинар, в котором приняли участие Педро Линарес , Мануэль Хименес и мастер по текстилю Мария Сабина из Оахаки. Хотя в долине Оахаки уже была история вырезания животных и других типов фигур из дерева, именно в это время, когда проходила мастерская Броновского, ремесленники из Оахаки познакомились со скульптурами из папье-маше алебрихе.

Затем конструкции Линареса были адаптированы к резьбе по местной древесине под названием копал . В долине Оахаки уже существовала история вырезания животных и других типов фигурок из дерева, и конструкции Линареса были адаптированы к резьбе из местного дерева, называемого копал . Эту адаптацию впервые предложил уроженец Аррасолы Мануэль Хименес . С тех пор эта версия ремесла распространилась на ряд других городов, в первую очередь на Сан-Мартин-Тилькахете и Ла-Унион-Техалапан , став основным источником дохода для этого региона, особенно для Тилькахете. Учитывая масштабы успеха алебриеса, популяция местных копаловых деревьев с годами сократилась. Усилия по восстановлению лесов и управлению деревьями еще не привели к значительному росту населения. В трех городах, наиболее тесно связанных с производством алебрихе в Оахаке, родились такие известные ремесленники, как Мануэль Хименес, Хакобо Анхелес, Мартин Сандиего, Джулия Фуэнтес и Мигель Сандиего.

Одна из самых важных особенностей фантастических существ, вырезанных из дерева, заключается в том, что каждая деталь является съемной. Именно так можно отличить подлинное изделие, вырезанное одним из великих резчиков. Более поздние резчики не научились технике придания каждой детали такой точности, чтобы ее можно было снимать и вставлять обратно снова и снова. Стоимость этих предметов выросла более чем в три раза. Роспись этих фигур также более интенсивна и разнообразна. Первым, кто скопировал фантастические формы и яркие цвета, был Мануэль Хименес, вырезавший фигурки из местного копала, а не из бумаги. [18] Фигурки животных всегда вырезались сапотеками в центральных долинах Оахаки еще с доиспанского периода. Тотемы местных животных вырезались на удачу или в религиозных целях, а также в качестве приманок для охоты. Фигурки также вырезали для детей в качестве игрушек - традиция, которая продолжалась и в 20 веке. [19]

После того, как ремесло стало популярным в Аррасоле, оно распространилось на Тилькахете, а оттуда на ряд других общин, и теперь существуют три основные общины: Сан-Антонино-Аррасола, Сан-Мартин-Тилькахете и Ла-Унион Техалапам, каждая из которых разработала свой собственный стиль. . [18] [20] Резьба фигурок из дерева не имела названия, [18] поэтому название «алебрие» в конечном итоге стало использоваться для любой резной яркой фигурки из копала, независимо от того, является ли она настоящим животным или нет. [21] [22] Чтобы провести различие, резные изображения фантастических существ, более близких к алебрихе Линареса, теперь иногда называют «марсианос» (буквально « Марсиане» ). [22] Алебрихе из Оахаки затмили версию из Мехико: эти изделия продаются в большом количестве магазинов в городе Оахака и его окрестностях. [23] и, по оценкам, более 150 семей в том же районе зарабатывают на жизнь составлением этих цифр. [19]

Важность резьбы по дереву, как и других ремесел в Оахаке, возросла по мере того, как штат открылся для туризма. Это началось в 1940-х годах с Панамериканского шоссе и продолжается по сей день, когда строительство новых дорог, аэропортов и другого транспорта совпало с ростом благосостояния США и Канады, что сделало Мексику доступным экзотическим местом отдыха. Оахаканскую резьбу по дереву начали покупать в 1960-х годах хиппи . [19] До 1980-х годов большая часть резьбы по дереву представляла собой природный и духовный мир сообществ, изображая сельскохозяйственных животных, фермеров , ангелов и тому подобное. [16] Эти изделия, теперь называемые «деревенскими» (nistico), были вырезаны и расписаны в простой манере. [22] Позднее известные своими алебрихе, резчики, такие как Мануэль Хименес из Аррасолы, Исадоро Крус из Тилькахете и Мартин Сандиего из Ла-Униона, в юности начинали с вырезания животных, часто одновременно выполняя другую работу по дому, например, уход за овцами. К 1960-м и 1970-м годам эти резчики имели достаточную репутацию, чтобы продавать свои работы в городе Оахака. [20] По мере того как все больше дилеров, отправляющих товары в другие части Мексики и за границу, посещали сельские деревни, добавлялись более экзотические животные, такие как львы, слоны и тому подобное, и в конечном итоге они стали доминировать в торговле. [18] [22] Со временем традиционные краски уступили место акрилу. [22] Еще одним событием, стимулировавшим резьбу по дереву, стали конкурсы ремесленников, проводимые штатом Оахака в 1970-х годах, которые поощряли резчиков пробовать новые идеи, чтобы выиграть призы и продать свои изделия государственным музеям. [22]

Мануэль Хименес с одним из своих творений

В 1970-х и начале 1980-х годов резчики в трех деревнях продавали изделия в основном владельцам магазинов в Оахаке, и только один резчик, Мануэль Хименес , занимался резьбой полный рабочий день. Большинство других резчиков использовали это ремесло для пополнения доходов от сельского хозяйства и наемного труда. Это также считалось мужским занятием. [22] В середине 1980-х годов влияние Linares alebrijes становилось все более популярным, и оптовики и владельцы магазинов из США начали напрямую иметь дело с ремесленниками в Оахаке. Желание иностранных торговцев приобрести животных неместного происхождения и новые популярные алебрихе повлияли на рынок. [18] [22] К 1990 году резьба по дереву начала процветать, и большинство домохозяйств в Аррасоле и Тилькахете получали хотя бы часть своего дохода от этого ремесла. La Union оказался менее успешным в привлечении дилеров и туристов. [22] Бум имел драматический экономический эффект, переместив экономику Аррасолы и Тилькахете от сельского хозяйства к резьбе по дереву. [21] Это также повлияло на производимую резьбу. Резьба становилась более сложной, а картины более богато украшенными, поскольку семьи соревновались друг с другом. [16] Специализация также произошла, когда резчики-новички искали нишу, чтобы конкурировать с уже признанными резчиками. [22] Это ремесло продолжало развиваться в 1990-х годах, когда все больше семей вырезали резьбу и все больше туристов приезжало в Оахаку со строительством новых дорог. [19] Некоторые из этих новых мастеров из Оахаки расширили дизайн, включив в него гладких абстрактно нарисованных реалистичных животных, особенно семью Мендоса (Луис Пабло, Дэвид Пабло и Мойзес Пабло, он же Ариэль Плаяс), создав новое поколение алебрихе.

Хотя тенденция продаж оахаканского алебриеса в основном положительная, она зависит от колебаний мирового рынка и туризма в Оахаке. [4] В конце 1980-х годов наблюдался спад продаж, возможно, из-за насыщения мирового рынка и доминирования повторяющихся, лишенных воображения дизайнов. В 1990-х годах продажи снова выросли. [18] Продажи снова упали в 2001 году, когда туризм из США упал. [4] и снова резко упал в 2006 году из-за социальных волнений по всему штату . С тех пор он полностью не восстановился. [21]

Рынок алебрие разделен на два уровня: производство уникальных, высококачественных, трудоемких изделий и производство повторяющихся, среднего качества и недорогих изделий. Те, кто создавал исключительно прекрасные произведения, завоевали репутацию художников, требующих высоких цен. [24] Изделия большего размера обычно изготавливаются только лучшими семьями по резьбе. [22] Хотя изделия можно купить и заказать напрямую у ремесленников, большинство из них продаются посредникам, которые, в свою очередь, продают их в магазины в Мексике и за рубежом. [4] Самые успешные семьи резьбы по дереву продают почти исключительно дилерам и могут иметь в наличии лишь несколько экземпляров для заглянувшего посетителя. [25] В Мексике оахаканские алебрихе часто продаются в туристических местах, таких как город Оахака , Ла-Пас , Канкун , Косумель и Пуэрто-Эскондидо . [18] Большинство произведений, продаваемых на международном уровне, поступает в США, Канаду, Европу и Японию, где самые дорогие изделия попадают в магазины этнических ремесел в городских районах, университетских городках и на высококлассных курортах. [16] [18] [26] Более дешевые изделия обычно продаются на выставках и в сувенирных магазинах. [16] Туристы, которые покупают изделия напрямую у резчиков, платят примерно вдвое больше, чем оптовики. [27]

Цена каждого изделия зависит от качества, цвета, размера, оригинальности, а иногда и репутации резчика. Самые дорогие изделия чаще всего отправляют за границу. [18] Стоимость предметов, продаваемых в розницу в Оахаке, обычно варьируется от 1 до 200 долларов США. [25] Наиболее коммерциализированы фигурки собак , броненосцев , игуан , жирафов , кошек , слонов , зебр , оленей , дельфинов , акул и рыб . [18] Животные часто раскрашиваются яркими цветами и узорами, а их черты имеют преувеличенные черты, мало похожие на то, что происходит в мире природы. Антропоморфизм широко распространен, и очень популярны резные изображения животных, играющих на музыкальных инструментах, играющих в гольф, рыбачащих и занимающихся другими человеческими занятиями. [22]

Также вырезаны фантастические существа, такие как драконы, химеры и другие. [18] даже резные изображения Бенито Хуареса , субкоманданте Маркоса , чупакабры (воображаемых существ, которые едят коз ), «марсиан», русалок и гиппокампа .

Разнообразие показателей обусловлено сегментированным рынком как в Мексике, так и за рубежом, который поощряет новизну и специализацию. [22] В ряде случаев резные фигурки возвращаются к изображениям мексиканской культуры, таким как ангелы , святые и девы , лица которых будут мрачными, даже если они окрашены в очень яркие цвета. Черти и скелеты часто являются частью более праздничных сцен, изображающих их, например, катающихся на собаках и пьющих. [22] Иностранные заказчики требуют более креативных фигурок с небольшим повторением. Цены за границей варьируются от трех до пяти раз выше розничной цены в Оахаке, в среднем 100 долларов США, при этом самые низкие цены обычно составляют около 10 долларов США, а самые высокие - около 2000 долларов США. [21] Одно из самых дорогих произведений искусства, проданных в деревне резчиков, произошло в 1995 году, когда врач из Мехико заплатил Исидро Крусу из Тилькахете сумму, эквивалентную 3000 долларов США, за произведение под названием «Карусель Америки». На создание этой работы Крузу потребовалось три месяца. [22]

Типичный семейный доход семей из Аррасолы и Тилькахете составляет в среднем около 2000 долларов США в год, но выдающиеся художники могут зарабатывать до 20 000 долларов в год. [25] [26] Две тысячи в год — это значительно больше, чем в среднем в Оахаке, и это позволяет семьям строить или расширять жилье и отправлять детей в среднюю школу. Большинство семей занимаются резьбой в качестве побочного занятия, а сельское хозяйство обеспечивает основные продукты питания. [25] В некоторых городах, особенно в Тилькахете, экономика перешла от сельского хозяйства к изготовлению резьбы по дереву, а ряд семей вообще отказались от сельского хозяйства. [18] Для большинства домохозяйств в Оахаке успех алебрихеса не заменил необходимость заниматься сельским хозяйством и не облегчил необходимость отправлять членов семьи в Мехико или в Соединенные Штаты на работу и отправлять денежные переводы домой. [4] [20]

Несмотря на репутацию Оахаки как производителя ремесленных изделий коренных народов, производители алебрихе - одноязычные носители испанского языка, которые обычно не идентифицируют себя как члены коренной группы, хотя почти все имеют предков сапотеков . Алебрихе считаются новинкой для создателей, а не выражением культурного наследия. [16] [20] Более традиционная резьба по дереву, такая как утварь, игрушки, религиозные фигуры и тому подобное, все еще изготавливается пожилыми жителями, но эти ремесла затмеваются алебрихе. [18] Приблизительно 150 семей в настоящее время посвящают себя изготовлению алебрихе, по крайней мере, неполный рабочий день, при этом техника резьбы передается из поколения в поколение, и многие дети растут вокруг фантастических фигур, как готовых, так и находящихся в стадии разработки. [18]

Из-за копий из других мест рассматривается схема сертификации, обеспечивающая жизнеспособность ремесел из этой области. Это будет включать просвещение потребителей и работу с магазинами с хорошей репутацией. [28]

Процесс резьбы

[ редактировать ]
Женщина шлифует алебрихе в Сан-Мартин-Тилькахете

Резьба по изделию, выполняемая пока древесина еще влажная, может длиться от нескольких часов до месяца, в зависимости от размера и тонкости изделия. [19] Часто используемый копал влияет на то, что получается, как из-за формы, которую могут принимать ветви, так и из-за того, что мужские и женские деревья различаются по твердости и форме. [17] [19] Резьба выполняется с помощью немеханических ручных инструментов, таких как мачете , долота и ножи. Единственный случай, когда используется более сложный инструмент, — это цепная пила , чтобы отрезать ветку или выровнять основу предполагаемой фигуры. [19] Базовую форму существа обычно вырезают с помощью мачете, затем для достижения окончательной формы используют несколько ножей меньшего размера. [18] Некоторые детали, такие как уши, хвосты и крылья, обычно изготавливаются из частей, отдельных от основной части тела. [29]

После резьбы фигурку оставляют сохнуть на срок до десяти месяцев, в зависимости от ее общего размера и толщины. Полутропическая древесина, такая как копал, подвержена заражению насекомыми, поэтому высушиваемые детали часто пропитывают бензином, а иногда и запекают, чтобы гарантировать уничтожение всех яиц насекомых. [19] [30] По мере высыхания фигурка также подвержена растрескиванию. Перед покраской трещины заполняются небольшими кусочками копала и смесью опилок и смолы. [19]

Все резные изделия из дерева Оахаки изначально были расписаны анилиновыми красками, изготовленными из натуральных ингредиентов, таких как кора копала, пищевая сода, сок лайма, семена граната , цинк , индиго , уитлакоче и кошениль . Эти красители также использовались для окраски одежды, церемониальных красок и других целей. [19] С 1985 года большинство резчиков перешли на акрил, который лучше сопротивляется выцветанию и многократной чистке. Некоторые до сих пор используют анилиновые краски, поскольку они имеют более деревенский вид, который предпочитают некоторые клиенты. В любом случае, покраска обычно выполняется в два слоя, со сплошным грунтовочным слоем и наложенным разноцветным рисунком. [18] [30]

Первоначально резьба по дереву была одиночным занятием, все аспекты которого выполнял один человек, обычно мужчина. Когда в 1980-е годы продажи резко возросли, работу стали распределять между членами семьи. Женщины и дети помогают в основном шлифовке и покраске, оставляя мужчинам выполнять менее половины работы, необходимой для создания фигурок. Несмотря на это, изделия по-прежнему называют работой одного человека, обычно резчика-мужчины. [22] Есть исключения из этого. Есть мужчины, которые рисуют лучше, чем вырезают, и в общине Сан-Педро-Тавиче женщины собирают и вырезают дерево примерно так же часто, как и мужчины. [30] В большинстве случаев всю работу над деталями выполняют члены семьи. Семьи могут нанять других родственников или незнакомцев, если им предстоит большой заказ. Однако только самые авторитетные семьи резчиков могут иметь постоянную помощь извне, и некоторые из них отказываются нанимать посторонних. [27]

Копаловое дерево

[ редактировать ]
Алебрихе, вырезанное из копала в Аррасоле.

Почти все резчики алебрие в Оахаке используют древесину деревьев рода Bursera (семейство Burseraceae ), отдавая предпочтение виду B. glabrifolia , который местные жители называют копаловым. [ какой это язык? ] или копалило [ какой это язык? ] . Это дерево обычно встречается в сухих тропических лесах Оахаки и соседних штатов. [26] Исключение составляют Исидро Крус из Тилькахете, который использует «зомпантле» ( Erythrina coralloides ) и семья Мануэля Хименеса, которая занимается резьбой по тропическому кедру ( Cedrela odorata ), импортированному из Гватемалы . [16] [22]

Первоначально резчики добывали древесину из местных лесов самостоятельно. Копаловые деревья невысокие, приземистые и не дают много древесины; используется каждая деталь. Несмотря на это, успех резьбы по дереву привел к неустойчивому истощению местного дикого копала, и почти все деревья возле Тилькахете и Аррасолы исчезли. [18] [26] Это локальное истощение вскоре привело к появлению рынка копала в Оахаке, хотя многие копаловые деревья в других частях относятся к другим подвидам, у которых больше сучков. [16] [26] Получение древесины — сложная задача, поскольку переговоры с другими муниципалитетами требуют соблюдения сложных социальных, правовых и экономических норм, и во многих случаях государственные и федеральные природоохранные органы вмешиваются, чтобы попытаться сохранить дикие копаловые деревья в ряде областей. Некоторые общины просто отказались продавать свою древесину. [16] [29] Эти трудности привели к появлению черного рынка копаловой древесины, где резчики покупают большую часть своих материалов у продавцов, называемых «копалеро». [ какой это язык? ] . Сбор копалило — несложная задача; деревья относительно небольшие, а древесина мягкая. Деревья валят топором или бензопилой. Ветки срезаются мачете. [16] Большая часть сбора урожая происходит на эхидальских (общинных) землях. Законно это или нет, но покупка копала в других частях Оахаки оказывает неустойчивое давление на дикие популяции на более обширной территории, вынуждая копалеро идти дальше за древесиной и часто иметь дело с разгневанными местными жителями и полицией, которые попеременно требуют взяток и обеспечивают соблюдение закона. закон. [26] В конечном итоге это привело к тому, что осталось всего шесть копалеро, которые контролируют большую часть продаваемой древесины, и эти поставки оказались ненадежными. [16] [29] Федеральное правительство заявляет, что большинство фигурок изготовлено из незаконно добытой древесины. [31]

Обеспечение поставок копала является серьезной проблемой для резчиков по дереву. Несмотря на то, что стоимость древесины не особо высока, несмотря на усилия, [16] главный вопрос - надежность. [16] [19] Еще одна проблема для резчиков — качество. Ремесленники будут платить больше за древесину только в том случае, если они уверены, что смогут переложить добавленную стоимость на своих клиентов. [16] Был предпринят ряд попыток вырастить деревья для резьбы по дереву. [16] [18] [19] Копал — местная порода деревьев, произрастающая в этом районе, поэтому он легко растет без особого ухода. Чтобы дерево выросло достаточно большим, чтобы его можно было собирать (ветки или все дерево), требуется от пяти до десяти лет. [16] [18] Некоторые из этих усилий включают усилия по восстановлению лесов, спонсируемые такими группами, как Фонд Родольфо Моралеса в Окотлане , и ряд семей проводят время, сажая деревья во время сезона дождей. [19] Некоторые начали плантации копала. Различные ремесленники также присоединились к усилиям по восстановлению лесов через собственные ассоциации, создавая алебрихе и пытаясь восстановить то, что они взяли у природы. [32] Текущие потребности в древесине намного превышают результаты этих усилий. [16]

Еще одно усилие включает в себя программу, предназначенную для управления запасами дикого копала в муниципалитете Сан-Хуан-Баутиста-Джаякатлан . [1] Такая договоренность имеет экономические преимущества как для производителей алебрихе, так и для владельцев лесов, в которых производится древесина. [16] Он еще не разработан в достаточной степени, чтобы повлиять на незаконную заготовку древесины, но его организаторы надеются, что со временем он станет более экономичным и предпочтительным методом. [28] Разница между этой программой и другими заключается в том, что она работает в более широком этноботаническом контексте, способствуя управлению видами в их естественной среде обитания. Джаякатлан ​​расположен рядом с недавно созданным биосферным заповедником Теуакан-Куикатлан . Выгода для Джаякатлана состоит в том, что он дает муниципалитету возможность эксплуатировать запасы копала и в то же время сохранять биоразнообразие. Выгода для резчиков состоит в том, чтобы продвигать надежный источник древесины, а также торговую марку под названием «ecoalebrijes», которая поможет им продавать больше алебрихов по более высокой цене. Древесина из Джаякатлана продается только в Аррасолу, а не в другой крупный центр Тилькахете. Энтузиазм резчиков по дереву Аррасолы проистекает больше из наличия хорошей древесины, чем из представлений об экологии. [16]

Сан-Мартин Тилькахете

[ редактировать ]
Большое алебрихе возле магазина в Сан-Мартин-Тилькахете

Из трех крупнейших городов резьбы по дереву Сан-Мартин-Тилькахете добился наибольшего успеха. [16] Этот успех во многом связан с резчиком Исидро Крусом, который научился резать, когда ему было тринадцать лет, во время продолжительной болезни в конце 1940-х годов. Его работы продавались на местном уровне, и в конечном итоге их заметил Тонатиу Гутьеррес, директор экспозиций Мексиканского национального совета по туризму, позже государственного агентства, отвечающего за продвижение ремесел. Он посоветовал Крузу вырезать маски, а позже назначил его руководителем государственного центра закупок ремесел. Круз работал над этим четыре года, многому научился в сфере ремесленной торговли и привлекая к этому рынку других жителей Тилькахете. В отличие от других резчиков, Круз открыто рассказывал о своих методах, и к концу 1970-х годов около десяти человек вырезали и продавали изделия в Тилькахете. Круз не только научил других своим методам, но и смог купить многие работы своих соседей. [16] [22] Усилия Круза стимулировали появление новых стилей резьбы, таких как алебрихе, и их продажу в городе Оахака. [22] К 1980-м годам четыре семьи занимались резьбой полный рабочий день, а остальные делили свое время между ремеслом и сельским хозяйством. [24] На протяжении 1960-х и до 1980-х годов вышивка рубашек, блузок и платьев все еще была популярным ремеслом в Тилькахете. [19] но к концу 1980-х годов большинство семей занимались вырезанием алебрихе. [24]

Сегодня резьба по алебрихесу является экономической основой Тилькахете. [23] Каждую пятницу на главной площади проходит « tianguis del alebrije» или еженедельный рынок, где продаются деревянные фигурки. Мероприятие позволяет посетителям приобрести изделия напрямую у местных мастеров. Обычно есть продавцы, продающие и другие местные продукты, например мороженое. [33] Ежегодно муниципалитет проводит Feria del Alebrije (Фестиваль Алебрихе), на котором представлены продажи и выставки алебрихе, музыка, танцы и театр. Есть также предложения местной и региональной кухни. Присутствуют более 100 продавцов, продающих алебрихе, текстиль, блюда местной кухни, произведения искусства и алкогольные напитки местного производства. [34] [35] Его спонсирует Группа мастеров Тилькахете, в которую входят Хедильберто Оливера, Эмилия Кальво, Роберта Анхелес, Хувентино Мельчор, Мартин Мельчор, Маргарито Мельчор Фуэнтес, Маргарито Мельчор Сантьяго, Хосе Оливера Перес, Хесус Мельчор Гарсиа, Иносенте Васкес, Мария Хименес, Сира Охеда, Хакобо и Мария Анхелес, Хусто Суана, Виктор Суана, Рене Суана, Абад Суана, Флор и Ана Суана, Рохелио Алонсо, работающий с папье-маше, и Дорис Арельяно, художница. [17]

Среди наиболее известных ремесленников Тилькахете — Дельфино Гутьеррес, сестры Ана и Марта Брисия Эрнандес, семья Эфраина и Сильвии Фуэнтес, Коиндо Мельчор, Маргарито Мельчор и Мария Хименес. Дельфино Гутьеррес специализируется на слонах произвольной формы, лягушках, черепахах, броненосцах и многом другом. [36] которые продаются в магазинах Чикаго, Калифорнии, Нью-Йорка и Израиля . [37] Сестры Эрнандес продают в основном дома и известны своим стилем живописи. Семья Фуэнтес прославилась благодаря таланту Эфраина в резьбе. Он был представлен на выставке в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, когда ему было всего 13 лет, а его работы были представлены как минимум в одной книге. [23] Маргарито Мельчор специализируется на кошках, а Коиндо Мельчор вырезает сложные упряжки быков с быками, возницей и телегой, наполненной животными и сельскохозяйственными культурами, а также существами, которых описывают как «женщин с птичьими головами». Мария Хименес и ее братья специализируются на святых и ангелах, а также на некоторых животных. Мария — самый известный художник в сообществе Оахаки. Она говорит, что у нее около тридцати разработанных ею рисунков для резьбы, многие из которых связаны с тем, когда она шила вышитые платья. [22]

Самым успешным ремесленником является Хакобо Анхелес, чьи работы выставлялись в Смитсоновском институте и Национальном музее мексиканского искусства в Чикаго. [19] Его также можно найти во многих музеях, художественных колледжах и галереях мира. Якобо научился резьбе у своего отца, когда ему было двенадцать, а позже его наставниками стали старейшины его и других общин. В то время как дизайн alebrijes был инновационным и включал современные элементы, дизайн семьи Анхелес сосредоточен на представлениях сапотекской культуры. Это можно увидеть в рисунках, основанных на таких влияниях, как фризы Митлы . и других древних символов, а также в постоянном использовании анилиновых красок, изготовленных из натуральных ингредиентов, таких как кора копала, пищевая сода, сок лайма , семена граната, цинк, индиго, уитлакоче и кошениль. Каждый год Хакобо путешествует по Соединенным Штатам, чтобы продвигать народное искусство Оахаки в целом в образовательных учреждениях, а также выступать в качестве докладчика в художественных учреждениях. [19]

Аррасола

[ редактировать ]
Алебрихес на продажу в Аррасоле

Производство алебрихеса в Оахаке было впервые налажено в Аррасоле Мануэлем Хименесом. [16] Хименес начал вырезать деревянные фигурки еще в 1920-х годах, когда он был мальчиком, пасшим животных. [35] К концу 1950-х и началу 1960-х годов работы Хименеса продавались в городе Оахака, что привело к тому, что их показали коллекционерам народного искусства, таким как Нельсон Рокфеллер . К концу 1960-х он устраивал выставки в музеях Мехико и США, а в 1970-х его мастерскую начали посещать туристы. Он придерживался своей техники резьбы строго внутри семьи, и с ним вырезали только его сыновья и зять. По этой причине только шесть семей вырезали алебрихе в Аррасоле еще в 1985 году. Хименес умер в 2005 году. [16] Сегодня работы Хименеса продаются минимум за 100 долларов США. [22]

Многие резчики и сообщества резчиков занимаются специализацией, чтобы занять нишу на более конкурентном рынке алебрихе в Оахаке. В Аррасоле одной из специализаций общины является вырезание сложных тел животных, особенно игуан, из одного куска дерева. [22] Еще один способ конкуренции сообщества - это ежегодный фестиваль «Cuna de los Alebrijes» («Колыбель Алебрихеса»), который проводится каждый год для популяризации его деятелей. Спонсором этой ярмарки является министр туризма штата Оахака. Это происходит во второй половине декабря, во время рождественского сезона, и более шестидесяти мастеров изготавливают фигурки. Цель состоит в том, чтобы в это время привлечь в город больше туристов и наладить связи с магазинами, галереями и музеями. [38]

Как и в Тилькахете, в Аррасоле работает ряд известных ремесленников. Марсело Эрнандес Васкес и его сестры готовят алебрихе уже восемнадцать лет. [23] а Хуана Карлоса Сантьяго разыскивают из-за его пингвинов. Антонио Арагон создает маленьких, тонко вырезанных, реалистичных оленей, собак, львов и кошек, а Серджио Арагон специализируется на миниатюрах. [22]

Одним из самых известных является Мигель Сантьяго, который продает около сорока штук в год. Некоторые из этих продаж представляют собой отдельные произведения, а другие - несколько наборов, например, Фрида Кало в окружении обезьян. Наборы обычно продаются иностранным покупателям по цене от 300 до 800 долларов США и отправляются в Европу, Японию и США. На изготовление наборов часто уходит больше месяца, и его работы считаются элитными на рынке. Заказы Сантьяго рассчитаны более чем на два года вперед. Раньше Сантьяго работал с братом, а затем с племянником, но сегодня он работает в основном один, помогая отцу. [22] Еще одна из самых известных — одна из немногих женщин-предпринимателей на рынке Ольга Сантьяго. Она не вырезает и не рисует, а нанимает других, чтобы они выполняли работу, пока она администрирует. Однако она подписывает все документы. Многие из ее резчиков и художников — молодые люди, которые быстро уезжают, чтобы основать собственные мастерские. Хотя ее мастерская не единственная, работающая таким образом, она является самой новой и самой успешной. Клиентская база Ольги – туристы, которых к ней часто за комиссию привозят гиды, таксисты и т.п., а также оптовики. [22]

Союз Теджалапана

[ редактировать ]

La Union Tejalapan не имел такого же успеха, как Аррасола и Тилькахете, потому что им не удалось привлечь столько дилеров или туристов. [22] Значительный рынок остается для простых предметов в деревенском стиле (пре-алебрие) и предметов, окрашенных традиционными анилиновыми красками, на которых специализируется La Union. Они популярны среди тех, кто ищет предметы не в стиле алебрихе, такие как святые, ангелы, дьяволы, скелеты и мотивы, связанные с Днем. Мертвых. Изделия Алебрие также изготавливаются, но окрашиваются просто в один или два цвета с небольшим количеством украшений. Мастера La Union создают родео, фиесты и вертепы из нескольких частей. Еще один деревенский аспект изделий La Union заключается в том, что к туловищу можно прибить ноги. [22] Первым резчиком алебрихе из Ла-Униона был Мартин Сантьяго. В 1950-х и 1960-х годах Сантьяго в течение различных периодов работал в Соединенных Штатах, работая сельскохозяйственным рабочим в программе Брасеро . Когда эта программа закончилась, Сантьяго обнаружил, что не может прокормить свою семью сельским хозяйством, и начал продавать резные изделия из дерева владельцу магазина в Оахаке. Эта договоренность распалась после сложного спора. Затем Сантьяго вместе со своими четырьмя братьями начал заниматься резьбой и продажей самостоятельно, и в течение многих лет семья Сантьяго была единственными резчиками в сообществе. [22]

Сегодня этим ремеслом занимаются многие другие. Агилино Гарсия продает довольно дорогих скунсов, крокодилов, броненосцев и пальм. Он имеет репутацию человека, работающего медленно, но создает изделия, которые в 1998 году продавались по цене от 100 до 400 песо. [22] Более известна пара мужа и жены Рейнальдо Сантьяго и Элодии Рейес, которые занимаются резьбой с момента их свадьбы в середине 1970-х годов. Рейнальдо — племянник Мартина Сантьяго. Как и во многих других семьях, занимающихся резьбой по дереву, он вырезает, пока она рисует. Их дети не участвуют в их бизнесе. Хотя пара делает несколько изделий большого и среднего размера, они специализируются на миниатюрах (около семи см), таких как собаки, кошки, жирафы, кролики и козы, каждая из которых будет стоить около 30 песо. Поскольку в Ла-Юнион мало туристов, пара в основном зависит от владельцев магазинов и оптовиков, которые покупают у них. Сегодня их основными покупателями являются оптовик из Калифорнии и владелец магазина в Техасе. [22]

Сакуальпан Моджиганга 019

Другие части Мексики

[ редактировать ]

За пределами Мехико и Оахаки алебрихе известны и производятся, но в основном как хобби, а не как важный источник работы. Большинство этих алебрихе сделаны из папье-маше , проволоки, картона, а иногда и из других материалов, например ткани. [6] прошли мастер-классы и выставки Алебрие В Канкуне . [39] Семинары по изготовлению алебрихе с целью их продажи были проведены в Куаутле , Морелос . [6] В Тампико мастер-классы проводит Омар Вильянуэва. Он также проводил семинары в Нуэво-Ларедо , Кампече , Канкуне, Плайя-дель-Кармен , Четумале , Керетеро и других местах. [40]

Одним из мастеров алебрихе в Куаутле является Маркос Зентено, который научил этому ремеслу свою дочь. Он также проводит мастер-классы по изготовлению этого ремесла для других. [6] Одной из главных достопримечательностей Первого международного фестиваля искусств в Сальтильо в 2000 году были алебрихе, приготовленные мастерскими Монкловы , Сабинаса , Паррас-де-ла-Фуэнте и Сальтильо. [13]

Алебриджес с подсветкой

[ редактировать ]
Продолжительность: 14 секунд.
Освещенные фигурки алебрихе на выставке в Музее популярного искусства в Мехико.

Новшеством в алебрихе являются версии с подсветкой, которые обычно предназначены для ношения одним человеком на плечах. Вместо картонерии эти алебрихе изготавливаются на подвижных металлических рамах со светодиодной подсветкой и обтянуты тканью или пластиком. Предпочтительные материалы для конструкции включают экологические ткани и микробумагу, собранные вместе перед тем, как алебрихе будут полностью покрашены и покрыты лаком для выставки. [41]

Этот стиль алебрихе впервые был представлен на посвященном ему коротком параде в 2014 году в Колонии Рома. [42] Эти версии были созданы в Мехико различными художниками, особенно в таких мастерских, как Fábrica de Artes y Oficios Oriente . [43] Выставки, посвященные этому варианту, привлекли до 6000 человек в Музей популярного искусства в Мехико и были показаны на Международном фестивале огней в Мексике. [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Питерс, Чарльз (2018). «9». Управление дикой природой: истории людей, растений и тропических лесов . Издательство Йельского университета. Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Телмадаттер, Ли Энн (28 ноября 2019 г.). Мексиканская Картонерия . Издательство Шиффер. п. 192. ИСБН  978-0-7643-5834-0 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Анайя, Эдгар (11 ноября 2001 г.). «Эль Монструо де ла Сьюдад де Мехико» [Монстр Мехико]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 14.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Алебрихес, традиция под угрозой» [Алебрихес, традиция под угрозой] Терра (на испанском языке). Мехико. 31 марта 2010. Архивировано из оригинала 24 октября . Получено 17 . апреля
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Галлуччи, Мария (25 октября 2009 г.). «Алебрихес марширует на Мехико». Макклатчи – Деловые новости Tribune . Вашингтон, округ Колумбия
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «Taller de alebrijes Un предпринимательство Imparte Marcos Zenteno con «Capital Semilla» » [Мастерская предпринимательства в Алебрихе, которую преподает Маркос Зентено с «начальными деньгами»] (на испанском языке). Куаутла, Мексика: Солнце Куаутлы. 4 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 г. Проверено 17 апреля 2010 г.
  7. ^ Рассел, Анита. «История мексиканской скульптуры из папье-маше» . Галерея «Дрифтвудские мечты». Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 11 февраля 2007 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Беркович, Хелин (7 сентября 2001 г.). «Памяти дона Педро – искусство Алебрихе от мастера-художника» . Мексика: Mexconnect . Проверено 17 апреля 2010 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Мартинес, Хуан Карлос (1 октября 1997 г.). «Encantan alebrijes en Marco» [Очарование Алебриджес в Марко]. Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 3.
  10. ^ Хуандиего, Ясмин (27 сентября 2000 г.). «Sin proteccion el arte Popular» [Популярное искусство без защиты]. Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 10.
  11. ^ Генри, Барбара (11 ноября 2004 г.). «Карлсбад, Калифорния, программа искусств выиграла грант в размере 17 000 долларов» . Деловые новости Knight Ridder Tribune . Вашингтон, округ Колумбия. п. 1.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Отец Иисус (22 декабря 2009 г.). «Они идут вразрез с воображением бельгийцев. Миллениум (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 26 декабря . Получено 17 . апреля
  13. ^ Перейти обратно: а б Эррера, Марио (22 октября 2000 г.). «Марио Эррера/Алебрихес? Они являются творением не Линареса, а Руэласа и Посады» [Марио Эррера/Алебрихес? Они являются творением не Линареса, а Руэласа и Посады]. Слово (на испанском языке). Сальтильо, Коауила. п. 5.
  14. ^ Лопес, Хоакин (24 ноября 2009 г.). «Человеческий характер в сегодняшних алебрихес» [Сегодняшние алебрихесы содержат человеческий элемент]. Миллениум (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 16 января . Получено 17 . апреля
  15. ^ «Третий Алебрихе Парате проходит в Мехико». Век Торреона (на испанском языке). Торреон, Коауила. Нотимекс. 24 октября 2009 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Чибник, Михаил; Сильвия Пурата (март 2007 г.). «Сохранение копалильо: создание устойчивой резьбы по дереву из Оахаки». Сельское хозяйство и человеческие ценности . 24 (1). Гейнсвилл, Флорида: 17–29. дои : 10.1007/s10460-006-9033-1 . S2CID   154539287 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Завершается Третий фестиваль Шин Наа Ласн (Деревенское искусство) завершается в Сан-Мартин-Тилькахете]. электронная консультация (на испанском языке). Оахака. 4 ноября 2009 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Эрнандес Эспехо, Октавио. «Сан-Мартин Тилькахете и его алебрихес (Оахака)» (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 17 апреля 2010 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Старкман, Элвин. «Якобо-Анджелес: богатая традиция резьбы по дереву в Оахаке, восходящая к доиспанским временам» . МексКоннект . Проверено 17 апреля 2010 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 148. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Чибник, Михаил (зима 2008 г.). «Реклама резьбы по дереву Оахаки». Человеческая организация . 67 (4). Вашингтон, округ Колумбия: 362–373. дои : 10.17730/humo.67.4.r9278237u6104840 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Чибник, Михаил (лето 2000 г.). «Эволюция рыночных ниш резьбы по дереву в Оахаке». Этнология . 39 (3). Питтсбург: 225–243. дои : 10.2307/3774108 . JSTOR   3774108 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Мартинес, Майкл (26 апреля 2007 г.). «Ремесло — часть деревенской жизни в регионе Оахакан» . Новости Меркурия . Сан-Хосе, Калифорния . Проверено 17 апреля 2010 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Серрано Освальд, С. Эрендира (июль 2008 г.). «Феномен миграции в Сан-Мартин-Тилькахете, Оахака. Качественное и гендерно-ориентированное прочтение некоторых аспектов уязвимости на местах» . Бонн, Германия: Институт окружающей среды и безопасности человека Университета ООН. Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 157. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 147. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 156. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 158. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. ISBN  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Каннингем, AB; Брюс Морган Кэмпбелл; Брайан Мюррей Белчер (2005). Создавая будущее: леса, средства к существованию и международная резьба по дереву ... Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. п. 155. ИСБН  1-84407-045-Х . Проверено 17 апреля 2010 г.
  31. ^ Санчес, Виргилио (25 октября 2009 г.). «Ремесленники используют нелегальную древесину». Слово . Сальтильо, Коауила. п. 16.
  32. ^ Алебрихес из Оахаки | Короткометражный документальный фильм , получено 1 мая 2023 г.
  33. ^ «Добро пожаловать в страну Алебрихе» (на испанском языке). Сан-Мартин Тилькахете, Оахака: Общественный комитет мастеров. Архивировано из оригинала 25 мая. Получено 17 . апреля
  34. ^ «LA FERIA DEL ALEBRIJE» (на испанском языке). Сан-Мартин Тилькахете, Оахака: Комитет Comunitario de Artesanos. Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Segunda Feria del Alebrije en Oaxaca» [Вторая ярмарка Алебрихе в Оахаке]. Миленио (на испанском языке). Мехико. 11 ноября 2007. Архивировано из оригинала 12 января 2010 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  36. ^ «Сан-Мартин Тилькахете» . Лунные справочники. Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  37. ^ Шаторие, Кретьен (1 ноября 1998 г.). «Оахака: Поместье и его ремесла». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
  38. ^ «Вторая выставка ремесел «Колыбель Алебрихеса» в Аррасоле » . и проконсультироваться (на испанском языке). Оахака. 16 декабря 2009 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  39. ^ «Muestran sus alebrijes» [Показывают свои alebrijes]. Эль Периодико (на испанском языке). Канкун, Мексика. Письмо. 8 июня 2009 года . Проверено 17 апреля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  40. ^ «Создание алебрихеса а-ля тампикенья» [Создание Алебрихе в стиле Тампико]. Миллениум (на испанском языке). Мехико. 18 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  41. ^ «Световой Алебрихес» . www.mexicoescultura.com (на испанском языке) . Проверено 17 мая 2023 г.
  42. ^ «НОЧНАЯ ПРОГУЛКА ПО ОСВЕЩЕННОМУ АЛЕБРИХЕСУ, 29 НОЯБРЯ 2014 ГОДА» . Мехико: Друзья MAP. 25 ноября 2014. Архивировано из оригинала 10 октября . Получено 18 . октября
  43. ^ «Зажгитесь! Светящиеся алебрихесы» . Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 18 октября 2015 г.
  44. ^ " "Светящиеся маяки" вызывают ажиотаж в Музее народного творчества" . НОТИМЕКС . Мехико. 13 августа 2015. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 18 октября 2015 г.

Сайт семьи Линарес «Эн Калавера: искусство папье-маше семьи Линарес» Сьюзен Н. Масуока ISBN   0-930741-40-4 (в футляре) / ISBN   0-930741-41-2 (мягкая обложка) Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5cba9785eba719ddb127875a4de363c__1722710040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/3c/c5cba9785eba719ddb127875a4de363c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alebrije - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)