Мексиканская резьба по железному дереву
Мексиканская резьба по железному дереву — это мексиканская традиция резьбы по дереву Олнея-тесота , дереву пустыни Сонора, которое обычно называют железным деревом (пало-фиерро по-испански).
Olneya tesota — медленно растущее важное теневое дерево на северо-западе Мексики и юго-западе США. Древесина, которую оно производит, очень плотная и тонет в воде. Традиционно люди использовали его для дров и древесного угля, а также для резьбы по дереву.
Традиция его вырезания началась у коренного населения сери штата Сонора . В середине 20 века сери пришлось переехать из своего традиционного дома на острове Тибурон развивался туризм на материк, примерно в то же время в заливе Кино . Первым, кто вырезал железное дерево на продажу, был Хосе Асторга, который начал с других материалов и железного дерева для изготовления утилитарных предметов. В 1960-х годах он начал вырезать фигурки из железного дерева, которые хорошо продавались туристам, и за ним последовали и другие. Это ремесло начало широко распространяться в 1970-х годах, когда нон Серис начал резать, знакомить с животными из других мест в качестве предметов и использовать электроинструменты. Резьба, производство древесного угля и потеря среды обитания оказали давление на железное дерево, которое правительство Мексики объявило охраняемым в 1994 году. Резьба по-прежнему разрешена, но цена на древесину выросла, а производство сократилось.
Железное дерево
[ редактировать ]
Железное дерево считается родным для пустыни Сонора , поскольку оно встречается только в штатах Сонора , Нижняя Калифорния и Южная Нижняя Калифорния в Мексике, а также в Аризоне и Калифорнии в Соединенных Штатах. [ 1 ] Olneya tesota — самый медленнорастущий и самый высокий вид в пустыне Сонора: экземпляры могут достигать высоты до пятнадцати футов, если находятся рядом с относительно стабильными источниками воды. На его долю приходится пятая часть биомассы пустыни, в основном из-за плотности ее древесины. Тень, обеспечиваемая этими деревьями, необходима для ряда других пустынных растений и животных. [ 2 ]
Этот вид находится под защитой правительства Мексики из-за чрезмерной эксплуатации и ухудшения среды обитания. [ 1 ] Считается, что это растение не находится под угрозой исчезновения, поскольку его ареал составляет более миллионов гектаров и тысячи деревьев, однако его медленный рост и использование в ремеслах и дровах подвергает его некоторому риску. В 1992 году, прежде чем оно получило государственную защиту, 21 000 тонн древесины было переработано в древесный уголь. Девяносто процентов этого древесного угля было экспортировано из Соноры в США. Сегодня резьба представляет собой не самую большую опасность для дерева, а скорее превращение пустыни в пастбища и пахотные земли. [ 1 ] [ 2 ] Другие усилия по сохранению дерева включают создание таких организаций, как Pro Palo Fierro, для разработки способов устойчивого использования этого ресурса. Поскольку растение встречается в двух странах, усилия с участием США включали такие организации, как Conservation International и Ботанический сад пустыни в Фениксе . [ 2 ]
Использование дерева, включая резьбу.
[ редактировать ]Железное дерево похоже на черное дерево , поскольку оно темное, плотное и очень твердое; его волокна очень прямые. По этой причине в нем мало пузырьков воздуха, и в отличие от других пород дерева железное дерево тонет в воде. [ 3 ] До изготовления фигурок из железного дерева эта древесина использовалась для дров, производства древесного угля и резьбы по таким предметам, как гарпуны , другие инструменты, музыкальные инструменты и игрушки. [ 4 ] Сегодня основное применение древесины в ремеслах – создание резных фигурок. В основном они продаются в США и Мексике и приносят около миллиона долларов в год, что намного больше, чем на основе древесного угля. [ 2 ]
Две группы вырезают дерево. Первыми являются сери , которые делали это на протяжении десятилетий. В Мексике до сих пор проживает всего около 500 сери, разделенных на четыре основных клана. Они ведут полукочевой образ жизни и обычно избегают сельского хозяйства, приручения животных и длительного контакта с посторонними. Они сконцентрированы на острове Тибурон и в таких городах, как Пунта-Чуэка , на материке. [ 4 ] Резьба, вероятно, является самым известным из ремесел Сери. [ 5 ] и до сих пор производятся вручную и в небольших масштабах. [ 2 ] Мастера Сери предпочитают работать с древесиной уже мертвых деревьев, например, пораженных молнией или засохших по другим причинам. Ствол или ветку отрубают топором, а кускам придают форму с помощью рашпиля или грубого напильника. Они разглаживают древесину, соскабливая ее куском стекла, полируют пустынным песком, а затем покрывают тонким слоем воска. Первоначально использовали черепаховый воск, но сегодня используют обувной воск. В качестве сюжетов резчики обычно выбирают животных из мира Сери, таких как черепахи, дельфины, орлы, ящерицы, крабы и койоты. Стили варьируются от простых линий до множества деталей и украшений. [ 5 ]
Вторую группу производителей составляют горожане из Соноры и Нижней Калифорнии, которые начали заниматься резьбой после того, как фигурки стали коммерчески популярными. Последняя группа производит фигурки в больших количествах благодаря доступу к электроинструментам. [ 2 ] Эти семьи могут производить от сорока до пятидесяти штук в день, большую часть из которых они продают оптовикам в Ногалесе, Сонора . Большинство из них затем продаются в Соединенных Штатах. [ 3 ] Это поставило Seri в невыгодное положение на рынке, и их доля сократилась. Сегодня здесь менее пятнадцати резчиков Сери. Всего резчики используют для своего ремесла около 5000 тонн древесины в год. [ 2 ] Развитие резьбы было обусловлено потребительским и туристическим спросом, в том числе использованием асимметрии и абстрактных форм. Некоторые туристы считают, что более «примитивная» резьба выглядит более «аутентичной», чем более тонкая работа. Ассоциация Сери с ремеслом по-прежнему важна для его продажи, и многие не Сери ложно наклеивают на свои работы наклейки «Сделано вручную Сери». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Это ремесло зародилось у народа сери как способ заработать на туристах. В первой половине 20-го века сери в основном обитали на острове Тибурон, сезонно заходя в залив Кино для продажи дров, в том числе железной древесины. В середине 20-го века традиционная экономика сери была подорвана выловом креветок в Калифорнийском заливе , что привело к сокращению количества морских видов, необходимых сери в пищу. В конце 1950-х годов туризм в этом районе начал развиваться в районе залива Кино. Эти два события, а также статус острова как экологического заповедника побудили сери переехать на материк в такие общины, как Десембок и Пунта-Чуэка. Продажа изделий ручной работы, в том числе корзин и украшений, а также резных изделий, стала жизненно важным источником дохода. [ 4 ]
Первым резчиком по железному дереву был Хосе Асторга, который начал с вырезания животных из пемзы . Его первые работы с железным деревом — утилитарные: миски, ложки и т. д. Его первые декоративные предметы были созданы между 1963 и 1964 годами с акцентом на морских животных, популярных у туристов. Позже его дочь стала первой, кто подписал ее работу. [ 4 ]
Коммерческий воск и другие методы шлифовки были представлены в 1968 году. В том же году студенты Университета Аризоны начали ежемесячно ездить в деревни Сери, чтобы покупать резные изделия, что значительно увеличило их популярность. [ 4 ] В 1970-х годах мексиканское правительство начало продвигать и широко распространять резьбу, в результате чего этим ремеслом занялось около половины взрослого населения. [ 3 ] [ 4 ]
Нон Серис начал заниматься резьбой в 1970-х годах, когда популярность этого ремесла росла, и в 1980-х годах представил методы моторизованной резки и резьбы, а также вырезал животных, не являющихся частью мира Сери. [ 3 ] [ 4 ] В 1974 году BANFOCO стала оптовым торговцем резьбой по дереву с целью обеспечить Сери регулярный доход. [ 4 ] В 1980-х годах распространение распространилось на Канаду и Японию. [ 3 ] Однако рост ремесла, наряду с продолжающимся использованием древесины для производства древесного угля, начал сокращать поставки древесины. В 1994 году железное дерево стало охраняться правительством Мексики, разрешив использовать его только для резьбы. [ 3 ] К этому времени ремесло распространилось в различных частях Соноры, а также на полуострове Нижняя Калифорния . [ 4 ] Тем не менее, большая часть резьбы по железному дереву по-прежнему выполняется в Кино-Бей, Каборке , Магдалена-де-Кино , Пунта-Чуэка , Пуэрто-Либертад , Пуэрто-Пеньяско , Санта-Ана и Сонойта . [ 3 ] Нехватка древесины привела к росту ее цен и падению производства. Это, в свою очередь, сделало уже существующие произведения более ценными. [ 4 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Пало Фиерро» [Айронвуд] (на испанском языке). Эрмосильо: Комиссия по экологии и устойчивому развитию штата Сонора. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дюран, Ифт, Калифорния (июль – сентябрь 1999 г.). «Эль-Пало-Фьерро: ключевые виды пустыни Сонора» [Айронвуд: ключевые виды пустыни Сонора] (PDF) . Сиенсиас (на испанском языке). 43 . Мехико: УНАМ . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Анхель Мендоса Круз. «La artesa de Palo fierro (Sonora)» [Ремесла из железного дерева (Sonora9] (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Коллекция произведений искусства колледжа Гриннелл: резьба по дереву Сери Айронвуд» (PDF) . Тусон: Университет Аризоны. 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Artesania Seri (Comca'ac): Palo Fierro» [Seri Handcrafts (Comca'ac): Ironwood] (на испанском языке). Эрмосильо: Культурная ассоциация Лутишук IAP . Проверено 15 марта 2012 г.