Jump to content

Мексиканская резьба по железному дереву

Сери, резьба по железному дереву

Мексиканская резьба по железному дереву — это мексиканская традиция резьбы по дереву Олнея-тесота , дереву пустыни Сонора, которое обычно называют железным деревом (пало-фиерро по-испански).

Olneya tesota — медленно растущее важное теневое дерево на северо-западе Мексики и юго-западе США. Древесина, которую оно производит, очень плотная и тонет в воде. Традиционно люди использовали его для дров и древесного угля, а также для резьбы по дереву.

Традиция его вырезания началась у коренного населения сери штата Сонора . В середине 20 века сери пришлось переехать из своего традиционного дома на острове Тибурон развивался туризм на материк, примерно в то же время в заливе Кино . Первым, кто вырезал железное дерево на продажу, был Хосе Асторга, который начал с других материалов и железного дерева для изготовления утилитарных предметов. В 1960-х годах он начал вырезать фигурки из железного дерева, которые хорошо продавались туристам, и за ним последовали и другие. Это ремесло начало широко распространяться в 1970-х годах, когда нон Серис начал резать, знакомить с животными из других мест в качестве предметов и использовать электроинструменты. Резьба, производство древесного угля и потеря среды обитания оказали давление на железное дерево, которое правительство Мексики объявило охраняемым в 1994 году. Резьба по-прежнему разрешена, но цена на древесину выросла, а производство сократилось.

Железное дерево

[ редактировать ]
Олнея тесота , железное дерево.

Железное дерево считается родным для пустыни Сонора , поскольку оно встречается только в штатах Сонора , Нижняя Калифорния и Южная Нижняя Калифорния в Мексике, а также в Аризоне и Калифорнии в Соединенных Штатах. [ 1 ] Olneya tesota — самый медленнорастущий и самый высокий вид в пустыне Сонора: экземпляры могут достигать высоты до пятнадцати футов, если находятся рядом с относительно стабильными источниками воды. На его долю приходится пятая часть биомассы пустыни, в основном из-за плотности ее древесины. Тень, обеспечиваемая этими деревьями, необходима для ряда других пустынных растений и животных. [ 2 ]

Этот вид находится под защитой правительства Мексики из-за чрезмерной эксплуатации и ухудшения среды обитания. [ 1 ] Считается, что это растение не находится под угрозой исчезновения, поскольку его ареал составляет более миллионов гектаров и тысячи деревьев, однако его медленный рост и использование в ремеслах и дровах подвергает его некоторому риску. В 1992 году, прежде чем оно получило государственную защиту, 21 000 тонн древесины было переработано в древесный уголь. Девяносто процентов этого древесного угля было экспортировано из Соноры в США. Сегодня резьба представляет собой не самую большую опасность для дерева, а скорее превращение пустыни в пастбища и пахотные земли. [ 1 ] [ 2 ] Другие усилия по сохранению дерева включают создание таких организаций, как Pro Palo Fierro, для разработки способов устойчивого использования этого ресурса. Поскольку растение встречается в двух странах, усилия с участием США включали такие организации, как Conservation International и Ботанический сад пустыни в Фениксе . [ 2 ]

Использование дерева, включая резьбу.

[ редактировать ]
Железные медведи на выставке FONART в Мехико

Железное дерево похоже на черное дерево , поскольку оно темное, плотное и очень твердое; его волокна очень прямые. По этой причине в нем мало пузырьков воздуха, и в отличие от других пород дерева железное дерево тонет в воде. [ 3 ] До изготовления фигурок из железного дерева эта древесина использовалась для дров, производства древесного угля и резьбы по таким предметам, как гарпуны , другие инструменты, музыкальные инструменты и игрушки. [ 4 ] Сегодня основное применение древесины в ремеслах – создание резных фигурок. В основном они продаются в США и Мексике и приносят около миллиона долларов в год, что намного больше, чем на основе древесного угля. [ 2 ]

Две группы вырезают дерево. Первыми являются сери , которые делали это на протяжении десятилетий. В Мексике до сих пор проживает всего около 500 сери, разделенных на четыре основных клана. Они ведут полукочевой образ жизни и обычно избегают сельского хозяйства, приручения животных и длительного контакта с посторонними. Они сконцентрированы на острове Тибурон и в таких городах, как Пунта-Чуэка , на материке. [ 4 ] Резьба, вероятно, является самым известным из ремесел Сери. [ 5 ] и до сих пор производятся вручную и в небольших масштабах. [ 2 ] Мастера Сери предпочитают работать с древесиной уже мертвых деревьев, например, пораженных молнией или засохших по другим причинам. Ствол или ветку отрубают топором, а кускам придают форму с помощью рашпиля или грубого напильника. Они разглаживают древесину, соскабливая ее куском стекла, полируют пустынным песком, а затем покрывают тонким слоем воска. Первоначально использовали черепаховый воск, но сегодня используют обувной воск. В качестве сюжетов резчики обычно выбирают животных из мира Сери, таких как черепахи, дельфины, орлы, ящерицы, крабы и койоты. Стили варьируются от простых линий до множества деталей и украшений. [ 5 ]

Вторую группу производителей составляют горожане из Соноры и Нижней Калифорнии, которые начали заниматься резьбой после того, как фигурки стали коммерчески популярными. Последняя группа производит фигурки в больших количествах благодаря доступу к электроинструментам. [ 2 ] Эти семьи могут производить от сорока до пятидесяти штук в день, большую часть из которых они продают оптовикам в Ногалесе, Сонора . Большинство из них затем продаются в Соединенных Штатах. [ 3 ] Это поставило Seri в невыгодное положение на рынке, и их доля сократилась. Сегодня здесь менее пятнадцати резчиков Сери. Всего резчики используют для своего ремесла около 5000 тонн древесины в год. [ 2 ] Развитие резьбы было обусловлено потребительским и туристическим спросом, в том числе использованием асимметрии и абстрактных форм. Некоторые туристы считают, что более «примитивная» резьба выглядит более «аутентичной», чем более тонкая работа. Ассоциация Сери с ремеслом по-прежнему важна для его продажи, и многие не Сери ложно наклеивают на свои работы наклейки «Сделано вручную Сери». [ 4 ]

Это ремесло зародилось у народа сери как способ заработать на туристах. В первой половине 20-го века сери в основном обитали на острове Тибурон, сезонно заходя в залив Кино для продажи дров, в том числе железной древесины. В середине 20-го века традиционная экономика сери была подорвана выловом креветок в Калифорнийском заливе , что привело к сокращению количества морских видов, необходимых сери в пищу. В конце 1950-х годов туризм в этом районе начал развиваться в районе залива Кино. Эти два события, а также статус острова как экологического заповедника побудили сери переехать на материк в такие общины, как Десембок и Пунта-Чуэка. Продажа изделий ручной работы, в том числе корзин и украшений, а также резных изделий, стала жизненно важным источником дохода. [ 4 ]

Первым резчиком по железному дереву был Хосе Асторга, который начал с вырезания животных из пемзы . Его первые работы с железным деревом — утилитарные: миски, ложки и т. д. Его первые декоративные предметы были созданы между 1963 и 1964 годами с акцентом на морских животных, популярных у туристов. Позже его дочь стала первой, кто подписал ее работу. [ 4 ]

Коммерческий воск и другие методы шлифовки были представлены в 1968 году. В том же году студенты Университета Аризоны начали ежемесячно ездить в деревни Сери, чтобы покупать резные изделия, что значительно увеличило их популярность. [ 4 ] В 1970-х годах мексиканское правительство начало продвигать и широко распространять резьбу, в результате чего этим ремеслом занялось около половины взрослого населения. [ 3 ] [ 4 ]

Нон Серис начал заниматься резьбой в 1970-х годах, когда популярность этого ремесла росла, и в 1980-х годах представил методы моторизованной резки и резьбы, а также вырезал животных, не являющихся частью мира Сери. [ 3 ] [ 4 ] В 1974 году BANFOCO стала оптовым торговцем резьбой по дереву с целью обеспечить Сери регулярный доход. [ 4 ] В 1980-х годах распространение распространилось на Канаду и Японию. [ 3 ] Однако рост ремесла, наряду с продолжающимся использованием древесины для производства древесного угля, начал сокращать поставки древесины. В 1994 году железное дерево стало охраняться правительством Мексики, разрешив использовать его только для резьбы. [ 3 ] К этому времени ремесло распространилось в различных частях Соноры, а также на полуострове Нижняя Калифорния . [ 4 ] Тем не менее, большая часть резьбы по железному дереву по-прежнему выполняется в Кино-Бей, Каборке , Магдалена-де-Кино , Пунта-Чуэка , Пуэрто-Либертад , Пуэрто-Пеньяско , Санта-Ана и Сонойта . [ 3 ] Нехватка древесины привела к росту ее цен и падению производства. Это, в свою очередь, сделало уже существующие произведения более ценными. [ 4 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Пало Фиерро» [Айронвуд] (на испанском языке). Эрмосильо: Комиссия по экологии и устойчивому развитию штата Сонора. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дюран, Ифт, Калифорния (июль – сентябрь 1999 г.). «Эль-Пало-Фьерро: ключевые виды пустыни Сонора» [Айронвуд: ключевые виды пустыни Сонора] (PDF) . Сиенсиас (на испанском языке). 43 . Мехико: УНАМ . Проверено 15 марта 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Анхель Мендоса Круз. «La artesa de Palo fierro (Sonora)» [Ремесла из железного дерева (Sonora9] (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 15 марта 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Коллекция произведений искусства колледжа Гриннелл: резьба по дереву Сери Айронвуд» (PDF) . Тусон: Университет Аризоны. 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Artesania Seri (Comca'ac): Palo Fierro» [Seri Handcrafts (Comca'ac): Ironwood] (на испанском языке). Эрмосильо: Культурная ассоциация Лутишук IAP . Проверено 15 марта 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa93ab259f077137456eee3db7aa5891__1703727840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/91/fa93ab259f077137456eee3db7aa5891.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mexican ironwood carvings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)