Ремесла и народное искусство в Чьяпасе
Ремесла и народное искусство Чьяпаса наиболее представлены изготовлением керамики , текстиля и изделий из янтаря , хотя важны и другие ремесла, например, работа с деревом, кожей и камнем. Штат является одним из основных производителей ремесленных изделий в Мексике, причем большинство ремесленников составляют женщины из числа коренного населения, которые доминируют в производстве керамики и текстиля. Изготовление ремесел стало экономически и социально важным в штате, особенно с 1980-х годов, с развитием туристического рынка, ремесленных кооперативов и других организаций. Эти предметы, как правило, не могут конкурировать с товарами коммерческого производства, а скорее продаются за их культурную ценность, в первую очередь в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас .
Важность
[ редактировать ]Чьяпас — один из основных производителей изделий ручной работы в Мексике. Одной из причин этого является широкое разнообразие сырья, такого как минералы, древесина и различные глины. В культурном отношении наиболее важной причиной являются различные коренные народы, проживающие в штате, где проживает одно из самых высоких коренных народов в Мексике. [ 1 ] [ 2 ] В целом, производители ремесленных изделий являются коренными народами, в основном проживающими в регионе Лос-Альтос (Хайлендс). В этом районе отсутствует промышленность, поэтому ремесла играют важную роль в экономике наряду с сельским хозяйством и работой в сфере услуг. [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, многие коренные народы рассматривают ремесленное производство как способ сохранения традиций. [ 5 ] В то время как мужчины обычно занимаются определенными ремеслами, например, изделиями из дерева и кожи, в двух основных ремеслах - гончарстве и текстиле - преобладают женщины. [ 4 ] Более 80% мелких ремесленников — женщины, занимающиеся изготовлением текстиля и керамики. [ 2 ]
Этот текстиль не может конкурировать по цене с изделиями, производимыми в Азии и других местах, поэтому его продают как культурные и социальные объекты. [ 3 ] Как и в других частях страны, многие изделия ручной работы продаются туристам и коллекционерам, которые часто хотят получить частичку местной и популярной культуры Мексики, например, блузки, сделанные женщинами высокогорья Чьяпас. Их часто сочетают с современной одеждой, например с джинсами. [ 3 ] Основным рынком ремесел является Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. [ 6 ] Улица Реал-де-Гуадалупе в этом городе заполнена торговцами, торгующими изделиями ручной работы. Эти торговцы - метисы (смесь коренного населения и испанцев) и принадлежат семьям, обосновавшимся на одной из главных улиц города. [ 3 ]
Создание сувенирного и коллекционного рынка этих ремесел придало им общественно-политическое значение. Некоторые ремесленники стали достаточно известны, чтобы поехать в Соединенные Штаты и Европу, чтобы выставлять и продавать свои изделия. Многие из этих покупателей делают это в знак солидарности с такими политическими движениями, как сапатисты и борцами за права коренных народов. [ 3 ] В 2002 году группа ремесленников из Сан-Кристобаль-де-лас-Касас получила премию ЮНЕСКО в области ремесел Латинской Америки и Карибского бассейна за коллекцию текстиля ручной работы и вышивки под названием Juegos Blancos . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Изготовление изделий ручной работы зародилось еще в доиспанский период, но именно при испанском правлении одно ремесло, текстильное производство, стало важным предметом дани, а женщины были обязаны работать в мастерских, чтобы создавать изделия исключительно для испанцев, владевших землей на острове. которым они жили. Эта практика была запрещена к середине 16 века, и вместо этого работа выполнялась в отдельных домохозяйствах, но по-прежнему с небольшой оплатой или вообще без нее. [ 3 ]
С тех пор дизайн большинства изделий ручной работы стал явно метисским, но они все еще поддерживают связи с различными коренными народами штата, такими как лакандоны , чолы , цельтальцы , цоцили , тохолабалы , чуджи , Хакалтеко , Маме и Мотозинтлеко . [ 8 ]
Хотя к середине 20 века ремесленное производство пришло в упадок, появление туризма в Мексике позволило возродить его. В 1980-е годы возник ряд коренных сельских групп, организующих производителей традиционных товаров, в основном сельскохозяйственных и ремесленных. В конечном итоге они были поддержаны различными государственными и федеральными агентствами, особенно Координационным центром Цельталь-Цоцил Национального института коренных народов и SEDESOL. Успех этих групп привел к увеличению числа людей, занимающихся ремеслами в штате, которые сейчас распространены в большинстве его частей. [ 3 ]
Несмотря на это, эти отрасли по-прежнему сталкиваются с такими проблемами, как исчезновение сырья, конкуренция со стороны промышленной продукции и малое количество каналов для коммерциализации продукции. [ 5 ] Подобные ремесленные изделия, импортированные из Гватемалы или Китая, сократили бизнес местных ремесленников на целых пятьдесят процентов. [ 9 ]
Как правительственные, так и неправительственные учреждения работали с различными группами коренных народов над улучшением практики производства и коммерциализации. Ремесленники Чьяпаса принимали участие в международных выставках, таких как мероприятие 2006 года в Берлине . [ 2 ] В 2012 году Tec de Monterrey, Santa Fe и несколько фондов работали над обучением и усовершенствованием методов коммерциализации в интересах около 500 ремесленников в штате, заручившись поддержкой мексиканских и американских студентов. [ 10 ] В 2015 году губернатор штата Мануэль Веласко увеличил бюджет штата на продвижение ремесел штата Чьяпас на восемьдесят процентов и предложил ремесленникам штата беспроцентный кредит, а также субсидию на поставки для более чем 400 ремесленников в тринадцати муниципалитетах ( Аматан , Аматенанго-дель-Валле , Бочил , Чьяпа-де-Корсо , Коапилья , Копайнала , Эль-Боске , Окосокоаутла , Сан-Андрес-Дюраснал , Сантьяго-эль-Пинар , Симоховел , Сучиапа и Теописка ). [ 11 ]
Керамика
[ редактировать ]Керамика, производимая сегодня, не так сложна, как та, что производилась в период расцвета культуры майя . Техники его изготовления просты, но они по-прежнему имеют культурную и художественную ценность. [ 8 ] Гончаров можно найти в Чьяпа-де-Корсо, Масапа-де-Мадера , Амантенго-дель-Валле, Ла-Фронтера , Тонала , Окуилапа , Сучиапа и Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. [ 1 ] [ 4 ] Наиболее распространенными керамическими изделиями являются предметы повседневного обихода, такие как горшки, запеканки, комалы , кувшины, кантары , вазы, подсвечники и цветочные горшки. [ 1 ]
Самые известные гончарные изделия выполняются в Аматенанго-дель-Валле, и они стали основным источником дохода для большинства жителей города Целталь. По большей части гончарами занимаются только женщины, а девочки обучаются этому ремеслу примерно к десяти годам. [ 12 ] Мужчины в городе действительно участвуют в этом процессе, например, приносят дрова, используемые для стрельбы из орудий, [ 12 ] но их основная роль заключается в его коммерциализации, которую они контролируют. Одним из последствий этого является сопротивление внедрению новых технологий в гончарное производство. [ 3 ]
Городская керамика отличается светлым цветом и выполнена в основном декоративными изделиями. [ 1 ] Фигуры, прославившие его, — это ягуары и голуби, а также фигурки петухов, черепах, лягушек, тигров и других животных, а также кувшины и декоративные изделия в виде солнца и луны. [ 12 ]
Керамику Аматенанго обжигают не в духовке, а на открытом огне на открытом воздухе. В результате этой техники получается светло-коричневая терракота. Ему можно оставить естественный цвет, часто с мотивами сепии, или покрасить в различные цвета. [ 12 ] Эти товары в основном продаются в различных частях Чьяпаса и некоторых других мексиканских штатов, а некоторые попадают на международные рынки. Гончары, такие как Джулиана Лопес Перес, посещали такие места, как Соединенные Штаты, чтобы продвигать товары города. [ 12 ]
Текстиль
[ редактировать ]Большинство девочек коренных народов с детства учатся ткать и вышивать ткани. Это может также включать даже подготовку волокна (чесание, крашение и т. д.). Большая часть производимого текстиля предназначена для местного использования, начиная с более простых моделей для повседневной носки, а затем переходя к более сложной и украшенной одежде, когда они становятся старше и опытнее. [ 1 ]
Многие текстильные изделия по-прежнему изготавливаются полностью традиционными методами из таких материалов, как шерсть, хлопчатобумажная нить и натуральные красители. Сюда входит большая часть тканей ручной работы, которые изготавливаются на ткацких станках. Эти изделия изготавливаются женщинами-ремесленницами в собственных домах в сочетании с другими домашними обязанностями, но иногда эти женщины работают в сотрудничестве с другими. [ 3 ] [ 8 ] Большая часть дизайнов вышивки также традиционна и содержит старые символические изображения, возникшие в результате синкретизма мировоззрений майя и христианства. Это особенно верно в отношении рукоделия цоцилей Ларрайнсара , Ченалхо , Чамулы, Зинакантана , Пантельхо и Тенехапы, где рисунки могут указать, откуда родом владелец. Качество этих произведений варьируется: лучшие из них получают национальные награды и ценятся международными коллекционерами. [ 3 ] [ 8 ]
Текстильные дизайны в Чьяпасе очень похожи на дизайны в Гватемале, поскольку происходят из того же происхождения. [ 8 ] Большинство дизайнов выполнены в ярких цветах, таких как красный, желтый, бирюзово-синий, белый, фиолетовый, розовый и темно-зеленый, но некоторые пастельные тона также сочетаются с ними. Мотивы включают цветы, бабочек и птиц тропического леса. [ 1 ] Рост ремесленного производства означал диверсификацию дизайна и продукции, особенно текстиля, как ткачества, так и вышивки. [ 3 ] Синтетические волокна превращаются в куски, которые либо используются для изготовления ткани, либо добавляются в качестве вышивки. [ 8 ] Дизайны вышивки могут быть вдохновлены более общими идеями. Например, на многих тканях Агуакатенанго есть четырехлепестковые цветы, имитирующие цветы на фасаде церкви Сан-Агустин, построенной в 17 веке. [ 3 ]
В штате производят как традиционную, так и нетрадиционную одежду. Основной традиционной женской одеждой является уипиль, и каждая коренная община имеет свой собственный стиль. [ 8 ] особенно в Тенеджапане , Зинакантане, Окосинго, Ларраинсаре, Венустиано Каррансе . [ 4 ] Еще одно традиционное платье называется Кьяпанека, которое демонстрирует явное испанское влияние. Обычно он изготавливается из легкой прозрачной ткани темных цветов (обычно из тюля) и густо расшивается крупными яркими цветами. [ 8 ] Кроме того, женщины-метисы шьют традиционные и нетрадиционные предметы одежды для туристического рынка, нанимая для вышивания женщин из числа коренных народов. [ 3 ] Эту одежду и другие предметы с традиционной вышивкой можно найти на рынках, например, в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (площадь Санто-Доминго), Сан-Хуан-Чамула и Зинакатан. [ 1 ]
Сообщества, особенно известные своими вышитыми тканями, включают Магдаленас, Ларраинсар, Венустиано Карранса и Сибака. [ 1 ] Зинакатан известен своим ремесленным производством, основным видом экономической деятельности которого является изготовление ярко вышитой одежды. Традиционная мужская одежда включает в себя серапе, сотканное в темных тонах, таких как синий, зеленый или фиолетовый, с цветочными акцентами. У женщин это блузки и юбки тех же тонов, а также ребозо (или чалы), расшитые цветами. [ 6 ] [ 13 ] Текстиль из шерсти и хлопка, сотканный на ткацких станках, производится в Сан-Хуан-Чамуле, Сан-Андрес-Ларраинсаре, Тустла-Гутьерресе, Сан-Педро-Ченальо, Бочиле и Теописке. Традиционные наряды для мужчин и женщин шьют в Пантельо, Ощуке и Уикстане . [ 4 ]
Коммерциализация текстиля происходит одним из трех способов: ремесленник продает свои изделия непосредственно потребителю; он/она продает посреднику-метису, или ремесленники выполняют сдельную работу, используя материалы и конструкции, предоставленные подрядчиком/посредником. В последнем варианте, скорее всего, будут использоваться ткань и нитки промышленного производства. [ 3 ] Большая часть текстильной продукции, продаваемой на туристическом/коллекционном рынке, производится в долинах Сан-Кристобаль, Теописка-Аматенанго-дель-Валле и части долины Вилья-лас-Роас. Здешние цельтальские женщины и женщины-метиски организовали производство и продажу блузок. Изготовление традиционного текстиля часто поддерживается и поощряется различными правительственными и неправительственными организациями. Ассоциация Сна Джолобил (Текстильный дом) специализируется на поддержке и экспорте лучших тканей Чьяпаса, как ткачества, так и вышивки. Это старейшая ремесленная организация в высокогорье штата Чьяпас, основанная в 1976 году американцем У. Моррисом и местным ткачом Петулом и поддерживаемая Национальным фондом для эль-фоменто-де-лас-Артесаниас ( ФОНАРТ ). Наиболее активно он работает с производителями текстиля в Ларайнсаре и Тенехапе. Еще одна организация, поддерживающая производителей текстиля, - это J'pas Joloviletic (производители текстиля), основанная в 1984 году и объединяющая около 800 ремесленников в 23 общинах девяти муниципалитетов высокогорья штата Чьяпас. Он создал формат для организации местных ремесленников, который был продублирован в различных частях штата. Он действует как посредник между производителями и государственными организациями. Однако в этой и подобных организациях в основном доминируют мужчины, что привело к созданию других исключительно для женщин. [ 3 ]
Лаковые изделия
[ редактировать ]
Лаковые изделия , называемые лака или маке, представляют собой ремесленную традицию, сохранившуюся с доиспанского периода. Хотя в мезоамериканский период это ремесло было обычным явлением, сегодня единственным центром его производства в штате является Чьяпа-де-Корсо. Лаковые изделия покрываются и декорируются тонкими кистями, но изделия, как правило, ограничиваются тыквами, мисками и «подносами». В прошлом лаком покрывали более широкий спектр предметов, таких как религиозные предметы и мебель. Это ремесло пришло в упадок и почти исчезло, но сегодня его поддерживают государственные и федеральные органы власти, которые обучают ремесленников и помогают им продавать свои изделия. [ 8 ] Государство также поддерживает музей лака , который был основан в 1952 году антропологом Альфонсо Касо для демонстрации доиспанского происхождения этого ремесла, его методов и материалов. [ 2 ]
Янтарь
[ редактировать ]Одним из примечательных природных ресурсов штата является янтарь. По качеству он похож на материал из Доминиканской Республики , но имеет свои особенности, такие как тип растений и насекомых, которые можно найти в кусочках, цвета которых варьируются от почти прозрачного до очень темного. Считается, что янтарь защищает от злых духов и сглаза. [ 1 ]
Главный янтарный рудник штата находится в Симойовеле, в 130 км от столицы Тустла-Гутьеррес . Есть также месторождения в Уитиупане , Тотолапе , Эль-Боске, Пуэбло-Нуэво-Солистауакане , Пантельо и Сан-Андрес-Дюраснале . Вместе они производят 95% всего янтаря штата. Кроме того, очень маленькие и неглубокие месторождения часто разрабатываются местными коренными народами, которые роют небольшие туннели. Штат добывает 292 килограмма янтаря в месяц, что составляет 90% производства Мексики, хотя месторождения начинают истощаться. Большая часть продается ремесленникам, которые используют его для производства ювелирных изделий, таких как подвески, кольца и ожерелья, а также некоторых скульптур. [ 1 ] [ 14 ]
Здесь около пятидесяти пяти кооперативов мастеров янтаря. Большая часть готовых изделий из янтаря продается в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, но изделия экспортируются в США и Европу. [ 14 ] Проблема, с которой сталкиваются ремесленники и продавцы на основном рынке, — это туристы, которые часто не могут отличить настоящий материал от пластика или стекла и покупают более дешевый товар, даже если он не является подлинным. [ 9 ] В 2000 году федеральное правительство присвоило янтарю штата статус denomiación de origen для борьбы с пиратскими версиями изделий из янтаря штата Чьяпас. Государство открыло Музей янтаря, в котором представлены различные виды изделий, изготовленных из этого материала, а также демонстрации, связанные с его добычей и огранкой. [ 1 ]
Другие поделки
[ редактировать ]В разных населенных пунктах штата из разных пород древесины производятся различные изделия. Мужчины цоциль в Сан-Хуан-Чамуле известны своей работой по дереву, особенно с твердыми породами древесины, такими как кедр и красное дерево, обычно изготавливая мебель для дома и промышленности. [ 1 ] Музыкальные инструменты, такие как струнные, ударные, духовые и высококачественные маримбы из ценных пород дерева, производятся в Текпатане , Окосинго, Сан-Хуан-Чамуле и Венустиано-Каррансо. [ 4 ] [ 8 ] Древесина также используется для изготовления различных изделий, включая инструменты, декоративные фигурки, кухонную утварь, церемониальные маски, игрушки (волчки, миниатюры и т. д.) и многое другое. [ 1 ] Чьяпа-де-Корсо известен изготовлением деревянных мисок, ложек, игрушек, масок и многого другого, значительная часть которых подлежит лакированию. [ 1 ] Маски производятся в Сан-Фернандо и Уикстане, наиболее представительной из которых является маска для танца парашико в Чьяпа-де-Корсо. Он представляет собой то, как испанцы выглядели в глазах коренных жителей: высокий лоб, тонкий нос, светлые глаза, красные щеки, усы и борода. Изготовление этих масок занимает около десяти дней и стоит от 2800 до 3500 песо каждая. [ 4 ] [ 15 ] Текпатан и окружающие его поселения известны деревянными скульптурами из ценных пород дерева, которые можно покрасить или даже покрыть лаком. [ 1 ]
В Сан-Кристобаль-де-лас-Касас обрабатывают кованое железо и олово. [ 4 ] Железо в основном используется для изготовления плугов и других сельскохозяйственных орудий, но также производятся и другие предметы, такие как декоративные элементы для зданий, такие как балконы и перила. Эти аксессуары в основном выполнены в колониальном стиле, а район, наиболее известный благодаря этой работе, — Эль-Серильо. [ 1 ] [ 8 ]
Обработка камня — относительно новое и развивающееся ремесло, большая часть которого посвящена воспроизведению артефактов майя, особенно Паленке , сделанных в современном одноименном городе и неподалеку от Сальта-дель-Агуа . Древнее каменное ремесло — это обработка нефрита , месторождения которого найдены здесь и в соседней Гватемале. В Сан-Кристобале есть музей, посвященный этому камню и его обработке. [ 1 ] [ 4 ]
Традиционные сладости часто готовят из тропических фруктов, тыквы, шоколада и орехов. Город Арриага известен изготовлением конфет из тыквы, сыра и десертов, таких как рисовый пудинг и муэгано. На День мертвых известны жители Соке тем, что готовят пуксину — сорго , смешанное с медом, юми (конфеты из сладкого картофеля) и другие сладости из тыквы, а также различные местные продукты. [ 1 ]
Традиционные игрушки также изготавливаются из таких материалов, как картонерия, ткань, истл , жесть и тростник, в основном в Тенехапе и Сан-Хуан-Чамуле. [ 1 ] [ 4 ]
Лакандоны делают дождевые палочки, наполненные семенами, которые при повороте имитируют звук дождя. [ 1 ] ARECACEAE: Sabal mexicana Martius, Desmoncus orthacanthos Mart., CANNACEAE: Canna edulis Ker. и Canna indica L., FABACEAE: Enterolobium cyclecarpum (Jack.) Griseb, Caesalpinia Bonduc (L.) Roxb., Entada gigas (L.) Fawc. & Rendle, Rhynchosia precatoria (H. & B. ex Willd.) DC., Mucuna sloanei Fawcett & Rendle и Mucuna argyrophylla Standley, Ormosia macrocalyx Ducke и Ormosia schippii Pierce ex Standley & Steyermark, Oxyrhynchus trinervius (Donn. Sm.) Rudd. POACEAE: Coix lacryma-jobi L. и SAPINDACEAE: Sapindus saponaria L. [ 16 ]
Обработка кожи была введена в штат испанцами и в настоящее время используется для изготовления таких предметов, как сумки, седла, обувь, ножны для ножей, мачете и многое другое. Большая часть этой работы находится в Комитане и Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. [ 1 ]
Другие изделия ручной работы включают серьги, выполненные из золотой филиграни, гамаки в Берриосабале и сомбреро в Сан-Хуан-Чамуле и Окосинго. [ 4 ] [ 8 ]
Известные ремесленники
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Чьяпас: Путеводитель, открывающий для себя прелести штата . Мехико: Редакция Oceano de Mexico. 2009. стр. 43–45. ISBN 978 607 400 059 7 .
- ^ Jump up to: а б с д Арселия Лортиа (26 января 2006 г.). «Чьяпас своими ремеслами». Экономист . Мехико.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Тереза Рамос Маза (январь – июнь 2004 г.). «Ремесленники и ремесла: коренные народы и метисы Чьяпаса строят пространства перемен» (PDF) . Лиминар: Социальные и гуманистические исследования . Сан-Кристобаль-де-лас-Касас: Центр высших исследований Мексики и Центральной Америки. стр. 50–71. ISSN 1665-8027 . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Пилар Хименес Трехо (27 июля 1997 г.). «Чьяпас и его ремесла: глубоко традиционные» Реформация Мехико. п. 12.
- ^ Jump up to: а б Сильвия Лаура Колон (18 января 2007 г.). «Чьяпас способствует развитию мелких ремесленников». Экономист . Мехико.
- ^ Jump up to: а б Луис Ромо Седано. «6 городов Мексики, где можно купить поделки» . Мехико: журнал Mexico Desconocido. Архивировано из оригинала 18 июля 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Омар Гарсия (27 июня 2003 г.). «ООН признает ремесла Чьяпаса». Мурал . Гвадалахара. п. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Порфирио Мартинес Пеньялоса (1982). Мексиканские ремесла . Библиотека Мексики/Художественная галерея Мисрачи. стр. 82–84.
- ^ Jump up to: а б Оскар Гомес (14 июля 2011 г.). «Китайские и гватемальские товары поражают ремесла в штате Чьяпас» . Экономист . Мехико . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Алехандро Бадилло (31 января 2012 г.). «Они будут продвигать таланты ремесленников штата Чьяпас» . Предприниматель . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Нулевая процентная ставка для ремесленников и ремесленников: MVC» . Газеты La Voz del Sureste . Сан-Кристобаль де лас Касас. 30 января 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Элио Энрикес (7 апреля 2007 г.). « Родиться и умереть гончаром», традиция Аматенанго-дель-Валле» . День . Мехико . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Ткань и цветы бросаются в глаза в Зинакантане» . Информатор . Гвадалахара. 17 ноября 2013 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Карлос Мари (27 мая 2007 г.). «Чьяпас страдает от нехватки янтаря». Реформа . Мехико. п. 20.
- ^ «Маска Парачико, самое представительное ремесло Чьяпаса». НОТИМЕКС . Мехико. 18 января 2009 г.
- ^ Карлос Р. Бойтельспехер Байгтс (2009). «Семена, используемые для изготовления поделок Лакандон в Чьяпасе, Мексика» . Лакандония, UNICACH Sciences . 3 (2): 45–58 . Проверено 21 августа 2015 г.