Семья Сотено
Семья Сотено из Метепека - одна из основных семей ремесленников-керамистов, специализирующихся на скульптурах под названием « Древа жизни» , которые сделали город в штате Мехико одним из главных керамических центров Мексики . Древо Жизни — сложная красочная скульптура, созданная на основе подсвечников. Известность семьи началась с Модесты Фернандес Мата, матери, бабушки и прабабушки современных гончаров Сотено, которая начала экспериментировать с созданием более декоративных предметов наряду с утилитарными. Поколения после нее изучали это ремесло и совершенствовались в нем, начиная с детей, работающих с родителями, бабушками и дедушками. Двумя наиболее известными членами семьи являются Тибурсио и Оскар, второе и третье поколение соответственно, которые завоевали различные награды и имеют свои работы в коллекциях по всему миру.
История
[ редактировать ]Сотенос — одна из семей ремесленников-керамистов, которые сделали Метепек важным производственным центром Мексики. [ 1 ] Метепек известен солнечными украшениями для стен, русалками, играющими на гитаре, фигурами скелетов, животными из Ноева ковчега и другими предметами, которые привлекают покупателей из Мехико и Толуки . Муниципалитет является пригородом промышленной Толуки, но исторический центр по-прежнему сохраняет сельскую атмосферу с черепичными крышами и мощеными улицами. [ 2 ] Изготовление керамики в долине Толука насчитывает не менее 1000 лет из-за богатых залежей глины. В колониальный период Метепек стал центром керамики, сочетающим европейские и местные традиции, в основном специализирующимся на черной и зеленой посуде, игрушках, религиозных фигурках и подсвечниках. Диего Ривере приписывают введение новых цветовых схем в семью гончаров в 1940-х годах, и другие мастерские последовали этому примеру. Примерно в то же время гончары Метепека стали превращать подсвечники в древесные скульптуры, которые стали самым известным предметом экспорта города. Первоначальные деревья были относительно простыми, с ограниченными мотивами, в основном это был райский сад . Со временем они стали более сложными, красочными и крупными. [ 3 ]
Семья гончаров Сотено происходит от Дарио Сотено Леона и Модесты Фернандеса Мата. Оба были гончарами, изготавливавшими утилитарные предметы, но в 1930-х годах Модеста начал экспериментировать с более декоративными предметами, начиная со свистков в форме животных, будучи одним из пионеров-гончаров Метепека. [ 4 ] [ 5 ] В ее честь проводится престижный конкурс под названием «Национальный конкурс гончаров и керамики Модесты Фернандес», который привлекает ремесленников со всей Мексики. [ 3 ] У пары родилось десять детей Монико, Кармен, Эстела, Альфонсо, Виктор, Тибурсио, Педро, Тереза, Мануэль и Агустина, все из которых работали в гончарном деле. [ 4 ] [ 6 ] Как и многие другие мастерские в городе, Сотенос работают на предприятиях, в которых работают несколько поколений, в которых работают четыре поколения. [ 2 ] [ 4 ]
Каждый ремесленник в семье имеет свой стиль, предпочтения в форме изделий и используемых красках. Художники Сотено получили признание как дома, так и за рубежом, а их скульптуры являются частью музейных коллекций Мексики, США, Канады, Европы и Южной Африки . [ 6 ] Их работы можно найти в частных коллекциях, музеях, галереях и других учреждениях США, Франции, Швеции , Японии, Швейцарии, Германии, Англии, Китая и Бразилии . [ 7 ] Семья надеется, что традиция продолжится и в последующих поколениях. [ 6 ]
Скульптуры Древа Жизни
[ редактировать ]Есть несколько мастерских Сотено, которые передаются из поколения в поколение. Эти мастерские производят ряд изделий, в том числе фигурки для вертепов и другие рождественские предметы, особенно мастерская Хуана Мануэля Сотено, детали для наборов могут варьироваться от пятидесяти до семи тысяч песо с деталями высотой до 1,2 метра. [ 2 ] [ 8 ] Еще одним продуктом являются скелеты и черепа, связанные с Днем мертвых . [ 9 ]
Однако Сотенос наиболее известны скульптурами Древа Жизни. [ 6 ] Время, необходимое для создания Дерева, зависит от размера и сложности: от дня до двух месяцев 15-часового рабочего дня. Размеры могут варьироваться от двадцати сантиметров до более метра в высоту. [ 6 ] Скульптуры сделаны из красноватой и желтой глины, найденной в соседнем поселке Окотитлан. Добытую глину оставляют сохнуть, а комки разбивают, иногда выбрасывая на улицу, чтобы машины могли перевернуться. При необходимости порошкообразную глину смешивают с водой и цветком «туле», чтобы смягчить и отбелить глину. Мелкие детали могут быть изготовлены с помощью форм, но многие мастера в семье, в том числе Оскар, предпочитают делать все вручную. [ 1 ] Детали и ветки можно прикреплять или армировать проволокой, но и Оскар, и Тибурчо избегают использования проволоки, поскольку со временем она может порваться. Изделие тщательно сушится и обжигается. Самые крупные деревья можно сжигать отдельными частями и поэтапно. Затем рисовали анилином, натуральными пигментами, акрилом и иногда эмалью. [ 1 ] [ 6 ]
Тибурчо Сотено
[ редактировать ]Сегодня патриархом семьи Сотено является Тибурсио Сотено Фернандес. [ 1 ] Его родители научили его работать с глиной, и в конечном итоге они стали специализироваться на Древах Жизни. [ 10 ] Когда он уже был взрослым и имел собственную мастерскую, его жена Амелия помогала ему, когда его собственные дети, Саул, Карлос и Израиль, были маленькими. Сейчас они все работают со своим отцом в мастерской на улице Эсекьель Капистран вместе со своими женами и внуками Тибурсио. [ 3 ] [ 6 ] [ 10 ] Эта мастерская не имеет галереи, а работает по специальному заказу. [ 8 ]
Тиберсио зарабатывает в среднем всего 2000 песо в неделю, создавая изделия стоимостью более 8000 долларов. Он продал произведения на сумму до 5000 долларов США. Произведения из его мастерской имели высоту от семи см до пяти метров. [ 2 ] [ 8 ] Сегодня Тибурчо старается заполнить как можно больше пустых мест, чтобы избежать использования проволоки, которая, по его словам, со временем ржавеет, в результате чего деталь разваливается. Тибурсио называет свои работы «arbóles retablo» или «деревья-алтари». [ 10 ] [ 11 ] Тибурчо моделирует большую часть изделий вручную, лишь изредка используя формы. Для цвета он использует анилиновые красители. [ 12 ]
Тибурчо говорит, что пытается создавать истории с помощью своих деревьев. Тематика этих деревьев варьировалась от религиозной до эротической, с такими известными персонажами, как Дева Гваделупская и Фрида Кало , а также историями обычных людей, которые размещали специальные заказы. Когда он получает специальный заказ, он исследует тему, прежде чем приступить к лепке. Один из таких заказов был основан на Лоры Эскивель романе « Как вода для шоколада» . [ 6 ] Другие темы включали «Ад» Данте , открытие Америки, жизнь поэта Сор Хуаны , мексиканскую войну за независимость и эпическое дерево с названием «Завоевание Мексики». [ 2 ] [ 12 ]
Его произведения находятся в постоянных коллекциях Британского музея , Музея современного искусства в Шотландии, Городского музея Ланкастера и в различных музеях Франции. [ 10 ] Одна из постоянных выставок его работ находится в Музее человечества в Лондоне и посвящена Дню мертвых, а также экспонату, посвященному 500-летию открытия Америки Колумбом. Его работы находятся во многих частных коллекциях, в том числе у французского кинооператора Франсуа Райхенбаха . Он выставлялся в колледже Сан-Ильдефонсо в Мехико. [ 11 ] Другие работы можно найти в Канаде, Италии и Германии. [ 5 ] В 2010 году семья создала ряд произведений, посвященных 200-летию независимости Мексики, с участием таких фигур, как Мигель Идальго-и-Костилья , Хосе Мария Морелос-и-Павон , Эмилиано Сапата и Панчо Вилья . [ 10 ] Он создал Древо Жизни, которое появляется в церкви Сан-Франциско в Эквадоре , история которого простирается от зарождения греха в Эдемском саду до 21 века. [ 10 ] Тибурчо также создал трехметровую двустороннюю скульптуру Дерева, которая находится рядом с францисканским монастырем 16-го века в его родном городе Метепек. [ 3 ]
Тибурсио вместе с Карлосом Сотено ездил за границу с выставками и лекциями, в том числе в Музее человека и отделе этнографии Лондонского музея . [ 5 ] [ 6 ] Он получил ряд наград и признаний, в том числе La Rosa de Oro, Maestro de Maestros (1995), Concurso Nacional de Artesanías в Метепеке, Premio Fomentocultural Banamex (1996) и Presea Estado de México (2000). [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ]
Оскар Сотено
[ редактировать ]Оскар Сотено - племянник Тибурчо, сын Альфонсо Сотено. Как и поколение до него, он научился работать с глиной еще в детстве, а в 1988 году, будучи взрослым, специализировался на «Деревьях жизни». Сегодня он управляет собственным магазином вместе со своей женой Марией и тремя другими членами семьи. Большинство работ из этого магазина имеют высоту один метр и ширину 85 см, хотя выпускаются и гораздо большие и меньшие по размеру работы. [ 6 ] Семейная мастерская Оскара Сотено Элиаса находится недалеко от Метепека, на шоссе, ведущем в Икстапан-де-ла-Саль. В мастерской находится большой двор, в котором, в свою очередь, расположены две большие печи для обжига кирпича и самана, в которых обжигаются детали. Рядом со двором находится небольшая галерея, где выставляются и продаются произведения искусства. [ 1 ] Оскар Сотено также экспериментировал с продажей своих произведений в Интернете, особенно работ на тему Дня мертвых, посвященных Хэллоуину в Соединенных Штатах, при этом продажи растут. [ 9 ]
У Оскара есть своя ниша. Он создает традиционные Деревья Жизни с традиционной темой Адама и Евы и Эдемского сада, но он также создает деревья с другими темами, такими как жизнь Христа, история любви пары и деревья, покрытые бабочками-монархами. Иногда он создает деревья с несколькими лицами, обычно с тремя, которые охватывают разные темы. Например, на дереве может быть сцена, изображающая рождение Христа, Тайную Вечерю и Распятие. Другой пример – ухаживание, бракосочетание и смерть пары. [ 1 ] Для украшения деревьев обычно используются тонкие кисти и краски, приготовленные самостоятельно из натуральных пигментов. Последняя деталь покрывается слоем лака на клеевой основе. Внимание уделяется деталям. [ 6 ]
Оскар создал дерево в честь своей бабушки Модесты, которая умерла в 1987 году. На этой отмеченной наградой скульптуре изображена фигура Модесты, сидящего в кресле и рисующего крошечную фигурку русалки. Остальная часть дерева представляет собой небольшие изображения типичных мексиканских ремесел, включая миниатюрное Древо жизни. Это должно представлять то, что она начала делать, сначала это были свистки и копилки. [ 6 ] Он также был заказан скульптурами Иоанном Павлом II . [ 9 ]
Оскар широко выставлялся в национальных и международных музеях. [ 6 ] Его изделия отличаются качеством отделки и разнообразием насыщенных цветов. Он завоевал ряд признаний и наград на выставках, конкурсах и художественных ярмарках, в том числе Galardón Nacional в Халиско в 1995 году и Premio Fomentocultural Banamex в 1996 году. [ 1 ] Он был выбран Fomento Culture Banamex для участия в программе организации по продвижению мексиканских ремесел и народного искусства в качестве одного из 150 великих мастеров мексиканского народного искусства. [ 6 ] [ 8 ]
Другие члены семьи
[ редактировать ]Монико Сотено Фернандес — старший брат в семье. Он научился гончарному делу у своих бабушки и дедушки по материнской линии, а также у своей матери, начиная с семи лет. Он считается одним из основателей традиции Метепекского Древа Жизни. Он завоевал различные награды, в том числе Premio Pantaleon Panduro от штата Халиско, XV Национальную премию по керамике, а также первое и второе места на Segundo Nacional de Objetos Navideños Tradicionales. Он выставлял свои работы в Галерее Основателя Калифорнийского университета в Сан-Диего, в Conjunto Ollin Yoliztli, Galería Toltecayotl и в Galería Flora в Торреоне, Коауила. [ 11 ]
Карлос Моисес Сотено, сын Тибурсио, путешествовал со своим отцом по выставкам и лекциям. Его работы входят в коллекции музеев Европы и Канады. [ 5 ] [ 6 ]
Кубинское правительство удостоило Хосе Альфонсо Сотено Фернандеса медали Хайди Сантамария. Она была присуждена за скульптуру «Древо жизни», подаренную Кубе в 1975 году тогдашним президентом Мексики Луисом Эчеверриа Альваресом . Эта скульптура высотой семь метров содержит 663 фигуры, включая русалок, солнца и луны, и стала одним из символов Дома Америки в Гаване . [ 7 ]
Коллекции музеев
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Список мексиканских ремесленников

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фернандес де Кальдерон, Кандида, изд. (2003). Великие мастера мексиканского народного искусства: Из коллекции Fomento Culture Banamex (2-е изд.). Мехико: Культурное продвижение Banamex, AC, стр. 139–140. ISBN 968-5234-09-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сюзанна Мерфи-Ларронд (14 ноября 2004 г.). «В Метепеке подвиги глины в анклаве ремесленников» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мерфи-Ларронд, Сюзанна (май – июнь 2001 г.). «В Метепеке все взорвались». Америки . 53 (3): 30+.
- ^ Jump up to: а б с Фабиола Монтес де Ока Р. (18 октября 2011 г.). " "Сотено", exposición artesanal de alfareros" ["Сотено" выставка гончарных ремесел]. Солнце Толуки (на испанском языке). Толука, Мексика . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Тибурчо Сотено выставляет работы в Британском музее». Power Edomex (на испанском языке). Мексика: Штат Мехико. 19 декабря 2007 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кассен, Эрин; Кинич Рамирес (2006). «Мексиканские семейные корни: Древа жизни Сотено» . Информационный бюллетень Mexconnect. ISSN 1028-9089 . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Destacan en Cuba — дань уважения гончару из Метепека» [Куба пропагандирует дань уважения гончару из Метепека]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. 27 июня 2010 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Инти Варгас (4 декабря 2004 г.). «Лепкуют Рождество из глины» [Лепка Рождества из глины] Реформация (на испанском языке). Мехико. п. 18.
- ^ Jump up to: а б с «Мексиканские ремесленники планируют высокотехнологичную маркетинговую стратегию, чтобы захватить рынок Хэллоуина в Северной Америке». Пиар-новости . Нью-Йорк. 12 октября 2000 г. с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Lanzan figuras del Bicentenario los alfareros de Metepec» [Гончары в Метепеке запускают фигурки, связанные с двухсотлетием]. Diario de Toluca (на испанском языке). Толука, Мексика. 16 августа 2010 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рут, Салат. «Искусство преображения глины» (на испанском языке). Мехико: журнал Artes e Historia . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Фернандес де Кальдерон, Кандида, изд. (2003). Великие мастера мексиканского народного искусства: Из коллекции Fomento Culture Banamex (2-е изд.). Мехико: Культурное продвижение Banamex, AC, стр. 143–144. ISBN 968-5234-09-4 .
19 ° 15'13,04 дюйма с.ш. 99 ° 36'16,03 дюйма з.д. / 19,2536222 ° с.ш. 99,6044528 ° з.д.