Картон

Картонерия или из папье-маше скульптуры — традиционное ремесло в Мексике . Изделия из папье-маше еще называют «картон-пьедра» (каменный картон) из-за жесткости конечного изделия. [ 1 ] Эти скульптуры сегодня обычно изготавливаются для определенных ежегодных праздников, особенно для Сожжения Иуды во время Страстной недели и различных декоративных предметов для Дня мертвых . Тем не менее, они также включают пиньяты , моджиганги , маски, куклы и многое другое, сделанное для различных других случаев. Существует также значительный рынок для коллекционеров. Папье-маше было завезено в Мексику в колониальный период первоначально для изготовления церковных предметов. С тех пор это ремесло развилось, особенно в центральной Мексике. В 20-м веке творения мастеров Педро Мехико Линареса и Кармен Кабальо Севилья были признаны произведениями искусства среди таких покровителей, как Диего Ривера . Это ремесло стало менее популярным среди последних поколений, но различные государственные и культурные учреждения работают над его сохранением.
История
[ редактировать ]
Картонерия, изготовление трехмерных скульптур из папье-маше, является частью мексиканской традиции рукоделия на основе бумаги. [ 2 ] Бумага была изобретена в этом регионе в мезоамериканский период с использованием коры фигового дерева, называемого амате , или волокон растения магуи . Испанцы запретили ее производство после завоевания из-за ее использования в религиозных обрядах, что вынудило перейти на бумагу европейского и азиатского производства. Однако запрет так и не был полным, и производство аматной бумаги все еще продолжается, особенно в некоторых частях штатов Пуэбла и Веракрус . [ 3 ]
Своего рода «протокартонерия» проводилась в ранний колониальный период. В это время слои бумаги склеивались с помощью животного клея, чтобы сделать версии религиозных икон для использования в процессиях. [ 4 ]
Современное папье-маше было завезено в Мексику примерно в 17 веке как способ изготовления предметов для церквей, причем его использование наиболее развито в центральной Мексике. [ 1 ] [ 2 ] В Селайе создание этих фигур стало ремеслом, во многом таким же, как обработка металлов и гончарное дело, причем в этой работе доминировали определенные семьи. [ 1 ] С тех пор эта техника использовалась для изготовления самых разных предметов как для ритуальных, фестивальных, так и для декоративных целей, в основном бедными коренными народами и метисами. [ 1 ] [ 3 ] Используемая бумага и картон в основном представляют собой макулатуру, например старые газеты и коробки, с декоративными элементами, например гофрированной бумагой, которые являются новыми. [ 2 ] [ 5 ] Большинство фигур создаются с помощью форм, а затем раскрашиваются акриловыми красками. [ 5 ]
Большая часть продукции с колониальных времен соответствовала ежегодному календарю религиозных и гражданских мероприятий. Сегодня сюда входят фигурки лошадей с колесами на Крещение, фигурки Иуды Искариота, которых нужно сжечь на Великую субботу , попугаев на май и клоунов на июнь. К традиционным фигуркам праздника Иоанна Богослова относятся пони, клоуны и куклы с подвижными ногами и руками. На День независимости в сентябре среди предметов будут игровые шлемы и мечи, а также изображения орлов и отца Идальго . В День мертвых создаются такие фигуры, как скелеты, которые «танцуют», когда их висят на веревке, черепа и гробы, а в Рождество создаются вертепы и традиционные пиньяты с остриями. [ 3 ] [ 5 ] Круглогодичное производство включает пиньяты для вечеринок по случаю дня рождения, которые обычно представляют собой фигурок популярной культуры, а также моджиганги, маски, алебрихе и куклы. [ 6 ] Существует также значительный рынок предметов, созданных для коллекционеров. [ 5 ]

В Мехико находится самое известное производство картонерии, где такие рынки, как Ла-Мерсед , Ямайка и Сонора . продаются [ 7 ] Селайя известна своим производством игрушек и масок из картона и папье-маше, которое начинается в январе и феврале, к карнавалу . В число игрушек входят «прусские» шлемы и мечи, а также куклы с подвижными руками и ногами, на груди которых часто нарисовано имя ребенка. Маски изображают клоунов, чертей, козлов, ведьм, стариков, султанов, обезьян и красивых женщин. Их формируют с помощью глиняных, деревянных или гипсовых форм, а затем украшают краской и другими материалами для создания таких деталей, как усы. Коренное население Кора в общинах Хесус-Мария, Эль-Наяр и Санта-Тереза в Наярите создает маски из папье-маше для Страстной недели, часто изображая фарисеев . Обычно их бросают в реку в Великую субботу, чтобы они растворились в качестве акта очищения. [ 3 ]
Работа Cartonería получила импульс благодаря работе ремесленников 20-го века, таких как Педро Линарес и Кармен Кабальеро Севилья , которые создали больше художественных произведений, заново изобретая традиционные формы и создавая новые. Они привлекли внимание таких художников, как Диего Ривера, и ученых, создав новый рынок, связанный с коллекционерами. [ 7 ] [ 8 ] Семья Линарес по-прежнему известна во всем мире своими творениями и обучала других художников, таких как Рубен Гузман, в Окленде, Калифорния . [ 2 ] Несмотря на его историческое значение, меньшее количество молодых поколений посвящает себя ремеслам, поскольку многие районы, известные этим ремеслом, такие как Мехико и Селайя, продолжают урбанизироваться. [ 5 ] Чтобы противостоять этому, культурные центры и учреждения, такие как КОНАКУЛЬТА, проводят семинары и спонсируют такие мероприятия, как конкурсы, чтобы сохранить жизнеспособность этого ремесла. [ 9 ] [ 10 ] В приходе Сан-Педро-Апостол в Тепоцотлане ежегодно проводится мероприятие, посвященное популяризации картонерии среди молодежи в рамках подготовки к Дню мертвых. [ 11 ] Creaturas de Papel, возглавляемая Нэнси Чавес и Габриэлем Гранадосом, представляет собой мастерскую по картонированию в Тепоцотлане. Его работы были представлены в таких местах, как Музей народной культуры Толуки и на Фестивале де лас-Алмас в Валле-де-Браво . [ 12 ]
Хотя фигурки картонерии, такие как пиньяты, алебрихе и скелеты, хорошо известны, куклы одного типа не сохранили своей популярности. Проект «Мисс Люпита» был основан художницей Каролиной Эспаррагоса из Мехико с целью спасения и продвижения изготовления кукол картонерии, а также других фигурок, таких как фигурки луча либре , русалок и даже Годзилл . В проекте участвуют несколько мастеров из Мексики, которые изготавливают, продвигают и проводят мастер-классы по изготовлению этих кукольных фигурок. В 2011 году Эспаррагоса отправился в Японию, чтобы провести семинары и выставить фигурки, созданные в рамках проекта, в Академии Сокей и галерее Sagio Plaza в Токио. [ 13 ]
Пиньяты
[ редактировать ]
Хотя пиньяты можно встретить на вечеринках круглый год, они наиболее традиционны для рождественского сезона, особенно в предшествующие недели, когда «посады» празднуются . Эти посады воспроизводят поиски Иосифа и Марии места, где они могли бы остановиться перед рождением Иисуса. Пиньята пришла в Мексику из Европы в колониальный период, хотя практика разбивания контейнера с угощениями внутри зародилась в Азии. В Мексике существует традиция: старый горшок украшают сезонными фруктами, конфетами и другими призами для детей, при этом дети по очереди пытаются разбить пиньяты с завязанными глазами. Сегодня большинство пиньят изготавливаются из картонерии и украшаются гофрированной бумагой и другими предметами. Самая традиционная форма — звезда с пятью-девятью лучами. Однако в других случаях, например, на днях рождения, пиньяты часто имеют форму животных, клоунов и персонажей популярной культуры. [ 3 ]
Сожжение Иуды
[ редактировать ]
Одной из наиболее важных традиций, связанных с картонерией в Мексике, является традиция сожжения Иуды в Великую субботу. [ 3 ] [ 7 ] Это началось в колониальный период и имело два возможных источника. В первом говорится, что оно пришло с испанцами, точнее, с монахами -францисканцами в целях евангелизации. Во втором говорится, что это началось как пародия на казни, проводимые инквизицией , с куклами-картонериями, раздаваемыми детям как изображения еретиков. [ 6 ] [ 7 ] Иуды представляют собой полые фигуры из картона и папье-маше, которые обычно больше натурального размера и могут достигать трех-четырех метров в высоту. Обычно они имеют плетеный каркас, окрашенный в яркие цвета, с прикрепленными к различным частям тела фейерверками. Они предназначены для того, чтобы сжечь фигуру и выразить гнев по отношению к Иуде Искариоту за его предательство Иисуса более двух тысяч лет назад. Однако эти цифры не претендуют на историческую точность, поскольку они предназначены для изображения Иуды после предательства. [ 3 ] [ 6 ] Они часто берут одно и то же: деформированного человека/дьявола, но появляются и другие образы из этой культуры. [ 3 ] С самого начала колониального периода они взяли на себя политические темы, начиная с изображений испанских солдат и наместников , а затем таких лидеров, как Антонио Лопес де Санта-Анна и Максимилиано I. [ 6 ] [ 7 ] Однако не все фигуры Иуды представляют собой ненавистных людей, но также и тех, кого любят, например, мифологических персонажей, исторических личностей и художников. [ 6 ] Их также можно найти в формах популярной культуры, таких как чаррос , клоуны, катрины и даже известные люди, такие как Кантинфлас . [ 3 ] Первоначально фигурки Иуды, как и европейские, делались относительно небольшими и из различных материалов. Со временем их стали делать почти исключительно из картонерии размером до одиннадцати метров в высоту. [ 6 ]
Есть один известный мастер по изготовлению фигурок Иуды, Кармен Кабальеро Севильяс из Мехико. Первоначально она создавала и продавала свои работы на рынке Абелардо Родригеса, когда Ривера обнаружил ее и пригласил работать в своей студии. Ее работы можно найти не только в картинах Риверы, но Руфино Тамайо и . Сегодня ее работы можно найти в Museo Casa Estudio Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, а также временные выставки, такие как выставка ее работ 2009 года в Национальном музее популярных культур . [ 7 ]
Фигурки Иуды до сих пор производятся и сжигаются в таких местах, как Мехико, Селайя, Толука , Атлакомулько и Сьюдад-Несауалькойотль . [ 3 ] Однако традиция сжигать эти чучела вместе со множеством петард на них уменьшилась с середины 20 века из-за ограничений на взрывчатые вещества. Это привело к тому, что многие мастера картонерии остались без работы, поскольку этот сезон и работы ко Дню мертвых являются двумя основными сезонами для этого ремесла. [ 8 ] [ 14 ]
Моджиганг
[ редактировать ]
Подобно тем, которые используются на традиционных фестивалях в некоторых частях Европы и Азии , моджиганга — это гигантские фигурки из папье-маше, которые носят танцоры и которые можно найти в Мексике. Как и фигурки Иуды, они полые, с плетеными рамами, покрытыми папье-маше, а затем расписанными и декорированными. У фигурок огромные головы и маленькие тела, часто изображающие дьяволов, ангелов или мужские/женские фигуры. Одними из самых известных моджиганг в Мексике являются те, которые участвуют в параде открытия фестиваля Гелагеца в Оахаке . [ 3 ]
Быки
[ редактировать ]Торитос (бычки) представляют собой деревянные или плетеные рамы с папье-маше, построенные в виде быка с высокими башнями на спине. В этой башне находится множество фейерверков. Во время фестивалей эту фигуру быка несут один или несколько человек и запускают фейерверк. Области, где эта традиция сильна, включают на севере штата Пуэбла и Сан-Мигель-де-Альенде Куэтсалан в Гуанахуато . [ 3 ]
День мертвых
[ редактировать ]
День мертвых создает большой спрос на различные поделки из бумаги, в основном для украшения алтарей членов семьи и других умерших людей. [ 3 ] Традиционные рынки наполнены различными праздничными украшениями, особенно конфетами, бумажными пикадо и фигурками картонерии. [ 14 ]
Одной из главных фигур, созданных в картонерии ко Дню мертвых, является «Катрина», женщина-скелет, одетая в наряды конца 19 века. Она является творением Хосе Гуадалупе Посада . [ 15 ] В Агуаскальентесе группа молодежи под названием Хувентуд Тультепек создала гигантскую фигуру Катрины из картонерии высотой пятнадцать метров. Он был создан к XVII Festival de Calaveras (Фестиваль черепов) в честь Посады. [ 16 ] В Оахаке и штате Мехико «энтьерритос» (маленькие погребенные) представляют собой небольшие фигурки монахов, сделанные из бумаги, с головками нута. Их помещают в небольшие картонные гробы. Другие подобные фигуры включают картонные гробы с черепом, который поднимается, когда тянут за веревку. В Селайе популярны маски-черепа разных форм и размеров, а также фигуры скелетов, которые двигаются подобно марионеткам, часто с гитарой или верхом на лошади-скелете. [ 3 ] Картонерия, созданная семьей Линарес из Мехико, играет важную роль в большом алтаре Дня мертвых в музее Долорес Ольмедо , который создан в честь тезки музея вместе с Диего Риверой и Фридой Кало . [ 8 ] [ 17 ] Сеть ресторанов El Bajio спонсирует гигантский алтарь Дня мертвых в своем флагманском ресторане в Аскапоцалько , где представлены картонерии с изображениями различных регионов страны. [ 15 ]
Семья Линарес и Алебрихес
[ редактировать ]Самым известным предприятием по картонированию является предприятие семьи Линарес в Мехико, имеющее международную репутацию благодаря таким формам, как скелеты, черепа, фигуры Иуды и фантастические существа, называемые «алебрихе». [ 3 ] [ 14 ] Слава семьи началась с Педро Линареса , который в качестве сезонного занятия создавал фигурки картонерии. [ 14 ] В 1936 году Педро начал создавать более изобретательные фигурки, в том числе алебрихе . Изобретательность работы позволила им не только продавать свои товары на традиционных рынках, но они также начали продавать их у памятника Анхель-де-ла-Индепенденсия в фешенебельном районе Зона Роза , завоевав покровительство художников и ученых. Это позволило семейному бизнесу пережить практический запрет на фигурки Иуды, который произошел в городе после взрыва на складе в 1957 году. [ 8 ] Слава о работах Линареса стала международной после Олимпийских игр 1968 года в Мехико, когда Долорес Ольмедо заключила с ними контракт на создание скелетных фигур олимпийских спортсменов в натуральную величину. Хотя такие анимированные фигуры были обычным явлением для Дня мертвых, это был первый случай, когда подобное было сделано в большом масштабе. [ 8 ] Это привело к тому, что их работы стали искать музеи и другие учреждения в США и Европе. В 1990 году Педро Линарес получил выдающуюся Национальную премию в области науки и искусства от правительства Мексики. [ 14 ]
Несмотря на вопросы относительно того, перейдет ли эта традиция в следующее поколение, не только трое сыновей Педро Линареса полностью посвятили себя ремеслу, трое внуков также участвуют в семейном бизнесе и создали свои собственные инновации, такие как скелетоны. с изображением проституток, наркоманов и спортсменов. [ 8 ] В День мертвых в 1986 году Фелипе Линаресу было поручено почтить память землетрясения в Мехико 1985 года . В результате получился фильм «La Muerte Tembloroso» («Смерть в тряске»), в котором более пятидесяти скелетов в натуральную величину изображают ключевые происшествия с такими фигурами, как пожарные, жертвы под завалами, раненые, солдаты и даже мародер с телевизором. Одна фигура посвящена человеку, известному как «Эль Пульга» (блоха), тощему спасателю, известному тем, что он заходил в небольшие помещения под рухнувшими зданиями. В то время эта работа вызвала споры, но ее также использовали для сбора денег для жертв в Европе. [ 8 ] [ 14 ] Семья продолжает работать в различных помещениях, расположенных в нескольких кварталах за рынком Сонора в Мехико. [ 14 ] Бизнес в значительной степени полагается на систему обучения, позволяющую использовать «общий визуальный язык». Это позволяет различным членам семьи работать над частями крупномасштабного заказа, но в конечном итоге все части складываются воедино. [ 8 ] Семья работает коллективно над выполнением не только индивидуальных заказов, но и крупных произведений для учреждений, таких как произведение «Атомный апокалипсис», созданное для Британского музея . Работы семьи также выставлялись в Центре Жоржа Помпиду в Париже, Британском музее, Музее истории культуры Фаулера в Лос-Анджелесе и Галерее современного искусства в Глазго . [ 14 ]
Две наиболее распространенные темы в творчестве Линареса — анимированный скелет и алебрихе. Оба основаны на формах и техниках, используемых для изготовления фигурок Иуды, и существуют ранние работы семейств человеческих фигурок Иуды с головами и крыльями животных. [ 8 ] По словам семьи, Педро Линарес придумал концепцию алебрихеса как молодого человека, больного, лежащего в постели с высокой температурой, мечтающего о них и об этом имени. После того, как он снова выздоровел, он начал создавать монстров, которых видел во сне. [ 14 ] Несмотря на эту историю, сам Педро Линарес признал, что существа эволюционировали на протяжении его жизни. [ 8 ] Эти существа часто представляют собой смесь различных реальных и воображаемых животных, окрашенных в яркие цвета и дикие узоры. Создание этих существ вскоре распространилось на Селайю, а затем и на штат Оахака, где встречаются изделия, вырезанные из дерева, а не вылепленные из бумаги. [ 3 ] Примеры этих существ можно найти в различных музеях Мексики, в том числе в Museo Casa Estudio Диего Риверы и Фриды Кало, а также в Музее популярного искусства в Мехико. Масштаб имитации имел свои преимущества и недостатки. [ 14 ] С момента своего изобретения алебрихе трансформировались в более современные формы с изображениями рок-звезд, супергероев и многих других людей. Даниэль Баррера — известный художник-картонерия из Сьюдад-Несауалькойотля. Его работы алебрихе, как правило, основаны на популярной культуре, особенно на таких рок-группах, как Judas Priest , а также на традициях алебрихе. [ 18 ] Однако семья отмечает, что существует серьезная проблема с тем, что другие художники выдают свои произведения за произведения семьи Линарес. [ 14 ]
Сезон Дня мертвых является самым загруженным для семьи Линарес, и интерес к празднику в Соединенных Штатах и Европе приводит к еще большему увеличению бизнеса для предприятия. [ 14 ] Их анимированные скелеты известны своим разнообразием среди скелетов, которые танцуют, катаются на скейтбордах и выполняют множество обычных занятий в прошлом и настоящем, например, водители трамвая. [ 8 ] Они производят разноцветные картонные и бумажные черепа разных размеров, но самый распространенный — около 75 см в высоту. Эти черепа имеют различные темы, такие как Дон Кихот , уличные торговцы разных типов, тореадоры и деятели популярной культуры. Они также создают версию, имитирующую сахарные черепа, созданные для Дня мертвых, которые обильно украшены цветами, птицами и другими предметами. [ 3 ] Их работа выделяется своей способностью заново изобрести классические темы мексиканской картонерии. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Для проекта «Мисс Люпита» [1] и [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рафаэль Солдара Луна; Алисия Мендес Хуарес. «La cartonería de Celaya» [Cartonería of Celaya] (на испанском языке). Мексика: Музей Селаи . Проверено 2 февраля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д «Искусство Картонерии — декабрь 2009» (Пресс-релиз). Эксплораториум. 1 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2010 года . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кузнец, Джозеф. «Бумага и картон» (на испанском языке). Мексика: Университет Веракрузаны. Архивировано из оригинала 24 марта . Получено 2 , февраля
- ^ Телмадаттер, Ли Энн (2019). Мексиканская картонерия: бумажная паста и фиеста . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. п. 179. ИСБН 9780764358340 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Cartonería. Judas y Calaveras» [Cartonería: Иуда и черепа]. Культурная информационная система (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марта Вальдеспино (10 апреля 1998 г.). «Es expresion Popular la quema del предатель» [Сожжение предателя — популярное выражение]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фабиола Палапа Кихас (7 апреля 2009 г.). «Llama a revalorar la cartonería de Carmen Caballero» [Призыв к переоценке картонерии Кармен Кабальеро]. Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико: УНАМ. п. 4 . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Масуока, Сьюзен (январь 1995 г.). «Искусные скульпторы по прихоти». Америки . 47 (1): 28–35.
- ^ «Проведу курс картонерии в музее Диего Риверы». Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. 21 мая 2010 г.
- ^ «Открытые курсы мексиканской картонерии » . Миллениум (на испанском языке). Мехико. 22 марта 2011. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Эдуардо Веласко (9 октября 2001 г.). «Готовим молодежь к приходу мертвых». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 7.
- ^ Хорхе Лопес (14 января 2012 г.). «Посвятите жизнь приданию бумажной индивидуальности» [Посвятите жизнь приданию бумажной индивидуальности]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 15.
- ^ Фабиола Палапа Кихас (19 февраля 2011 г.). «Кукла из папье-маше, представляющая нашу популярную культуру в Японии » . Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико. п. 2 . Проверено 14 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лиза Нуньес Хэнкок (2 ноября 2004 г.). «Семья ремесленников создает предметы, посвященные Дню мертвых». Новости Financieras . Майами. п. 1.
- ^ Jump up to: а б Сарайд Луна (8 ноября 2002 г.). «Жертвоприношение искусства» [Алтарь искусства]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 14.
- ^ «Ховенес де Тультепек создает Катрину высотой 15 метров для фестиваля» [Молодежь в Тультепеке создает для фестиваля Катрину высотой пятнадцать метров]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. 27 октября 2011 г. с. 1.
- ^ Джон Чарльз Гарда; Летисия Санчес (30 октября 1997 г.). «Приносите подношения умершим по картонной традиции» [Приносите подношения умершим по картонной традиции] Реформация (на испанском языке). Мехико. п. 1.
- ^ Нурварит Васкес (12 декабря 2011 г.). «Стимулирование фантастического искусства». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 28.