Jump to content

Традиционные мексиканские игрушки ручной работы.

Выставка традиционных игрушек в Музее популярного искусства в Мехико.

Традиционные мексиканские игрушки ручной работы изготавливаются ремесленниками, а не производятся на фабриках. История мексиканских игрушек уходит корнями в мезоамериканскую эпоху, но многие игрушки относятся к колониальному периоду. Многие из них были представлены евангелистами в качестве учебных пособий и были связаны с определенными фестивалями и праздниками. Эти игрушки сильно различаются, в том числе чашка с мячом , лотерея , куклы, миниатюрные человечки, животные и предметы, волчки и многое другое, изготовленные из многих материалов, включая дерево, металл, ткань, кукурузную шелуху, керамику и стекло. Эти игрушки оставались популярными по всей Мексике до середины 20 века, когда коммерческие игрушки, в основном пластиковые, стали широко доступны. Из-за рекламы, которую получают коммерческие игрушки, и потому, что они дешевле, большинство традиционных игрушек продаются как изделия ручной работы, в основном туристам и коллекционерам.

Выставка деревянных игрушек в Музее народных культур штата Чьяпас в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас.

Происхождение игрушек на территории нынешней Мексики неясно, но самыми древними считаются мяч, куклы и игрушечные животные. [1] [2] Были находки того, что могло быть игрушками мезоамериканского периода, в том числе керамические фигурки собак и ягуаров с колесами на стоянках ольмеков , музыкальный инструмент под названием соная, свистки и куклы с подвижными руками и ногами. [1] [3] было найдено множество возможных керамических игрушек, На стоянках сапотеков включая куклы малого и среднего размера и игрушечных животных. называются Тонка или Тангу-ю Эти куклы по -сапотекски . Некоторые из этих кукол несут на плечах ребенка или корзину с едой на голове. Фигурки животных включают оленей, обезьян, койотов. Их модифицированные версии производятся до сих пор. [4] Однако, поскольку они были найдены на могилах, они могли иметь ритуальное, а не развлекательное назначение. [1] Согласно Кодексу Мендосы , ацтекские игры для детей были направлены на их включение в общество и во многом имитировали деятельность взрослых. Игрушки включали уменьшенные версии инструментов: мальчики получали оружие и сельскохозяйственные орудия, а девочки - инструменты, используемые для работы по дому. Одна известная игра ацтекского периода - ккойокпатолли («игра с дырками»). Создается ямка, и с определенного расстояния дети соревновались, бросая в нее небольшие камешки или косточки от фруктов. Другой вариант — чичинадас, от слова, означающего «ударить», и очень похож на шарики. Мапепенас («поймать рукой») — это игра, в которой выбирается камень определенного цвета, а остальные спрятаны на коврике. Победителем становится тот, кто первым получит еще один камень того же цвета. [4]

Многие традиционные игрушки Мексики возникли в колониальный период, когда миссионеры привнесли новые ремесла и игрушки в европейском стиле. [5] [6] [7] Поскольку они часто были частью процесса евангелизации в ранний колониальный период, некоторые игрушки стали ассоциироваться с религиозными праздниками. [7] Одним из примеров являются трещотки из дерева и кости, изготовленные на Страстную неделю и обычно раздаваемые детям. [1] Другие важные дни, связанные с игрушками, включают Карнавал , Корпус-Кристи , Лас-Посадас , День мертвых и дни различных святых. [7] На Корпус-Кристи продавались игрушки, называемые тарасками. Это были крылатые драконы из дерева с колесами, которые продавались возле церквей. Игрушка связана со средневековой легендой о существе, пожирающем девушек, и о рыцаре, убившем его. Другие игрушки, связанные с этим днем, включали маленьких осликов, сделанных из кукурузной шелухи и украшенных бумажными цветами. 24 июня — праздник Иоанна Крестителя , который когда-то отмечали дети с тюрбанами и мечами из картонерии и дерева. На праздник Антония Великого были популярны небольшие клетки с птицами из крепированной бумаги, которые продавались за пределами церквей, но эта традиция исчезла. [7] Восточное влияние на игрушки позже пришло из торговли через Манильский галеон . [8]

С колониального периода до 19-го и начала 20-го века традиционные игрушки ручной работы можно было найти по всей Мексике, обычно они продавались на рынках Тиангуис , других традиционных рынках и стендах, созданных для фестивалей, особенно в крупных городах, таких как Мехико . [9] [10] После обретения Мексикой независимости европейские игрушки стали очень модными, особенно тканевые куклы с фарфоровыми головами и руками. Однако они были очень дорогими, что привело к появлению местных имитаций, которые в конечном итоге приобрели мексиканский характер. [11] Среди других популярных игрушек были кукольные домики с мебелью, чайные сервизы, деревянные лошади, куклы, веревки, привязанные в форме людей или животных, а также игрушечные поезда из дерева, листового металла и картонерии. [1] Другой важной категорией от колониального периода до настоящего времени были миниатюры, причем миниатюры из расписной глины и проволоки были чрезвычайно распространены во всех частях Мексики до середины 20 века. [12] До этого времени в них играли поколения мексиканских детей, достигнув наибольшей популярности в сельских районах страны. [1] [13] С 1970-х годов они почти полностью были заменены пластиковыми коммерческими игрушками из-за интереса детей к коммерческим игрушкам, особенно к электронным. [1] [7]

Производство традиционных игрушек в Мексике постепенно исчезает, особенно с 1970-х годов. Многие из них до сих пор производятся, но большая часть продается туристам и коллекционерам. [10] [14] [15] Игрушки считаются важным аспектом традиционной мексиканской культуры, а также источником дохода для различных мастеров. [15] Например, рынок Теран в Агуаскальентесе является домом для семьи Сабалас, которая уже более двадцати лет продает игрушки ручной работы, привезенные из таких мест, как Мичоакан , Халиско и Гуанахуато . [15] Сторонники игрушек заявляют, что их упадок является проблематичным для культуры, поскольку на смену им приходят жестокие видеоигры. Однако большинство детей производителей и продавцов игрушек мало заинтересованы в продолжении традиции. [16]

Мексиканские сторонники ремесел, такие как FONART, продолжают продвигать и поддерживать изготовление и продажу традиционных игрушек. [1] Большинство из них в настоящее время принадлежат и созданы этими организациями, а также отдельными коллекционерами как в Мексике, так и за рубежом. [6] [7] В Мексике музеи, посвященные этим игрушкам, включают Museo del Juguete Popular Mexicano (La Esquina) в Сан-Мигель-де-Альенде и Museo del Juguete Antiguo México в Колонии Докторес . [6] Коллекция Музея традиционных мексиканских игрушек в Агуаскальентесе насчитывает более тысячи экспонатов. [15] Другие музеи и организации проводят временные выставки, посвященные игрушкам. Одна называлась «Был корабль, корабль, загруженный… Традиционными играми и игрушками мексиканской независимости и революции», на которой в Гвадалахаре было представлено более 600 экспонатов . [8] Другой находился в Музее Франца Майера в Мехико, где были представлены игрушки из четырнадцати различных коллекций, десять из которых предназначались частным лицам. [17] Одна важная частная коллекция является частью коллекции мексиканских изделий ручной работы Рокфеллера . [18] Эта коллекция игрушек большая и разнообразная, включая игрушки-каталки (также называемые игрушками-качалками) 1920-х и 1930-х годов, глиняные ленты с животными 1970-х годов, миниатюрные сцены корриды, банки с животными, марионетки, куклы из папье-маше и тряпичные куклы. Центральное значение имеет набор шарнирных игрушек-качалок Conchero, изготовленных в 1930-х годах. У этих ярких исполнителей лица из глины, туловища и конечности из дерева, картона, перьев, меха и фольги. Инструменты, на которых они играют, представляют собой крышки от бутылок. Хотя происхождение этой группы неизвестно, аналогичные экземпляры были изготовлены и проданы в Сан-Хуан-де-лос-Лагос , Халиско и Саламанке, Гуанахуато , несколько десятилетий назад, а также в Оахаке . [19] Коллекция содержит важную фигурку свистка из Окумичо, штат Мичоакан , в форме животного-дьявола, один из старейших сохранившихся образцов такого рода. [12] В коллекцию входит набор глиняных игрушек, изготовленных ремесленником Аурелио Флоресом из Исукара-де-Матамороса , Пуэбла, известного своими Древами Жизни . Однако глиняные фигурки мужчин, женщин, лошадей и т. д. из этого города почти полностью исчезли. Еще реже встречаются фигурки, окрашенные натуральными лаками и красками, изготовленными из таких материалов, как сок опунции и древесная смола. [20]

Игрушки также ценятся многими представителями мексиканского происхождения в Соединенных Штатах. Предпринимаются усилия по продвижению игрушек для идентичности среди этих сообществ в таких регионах, как Аризона . [21]

Виды игрушек

[ редактировать ]
Тряпичные куклы в стиле Оахаки.
Миниатюрная глиняная посуда
Лошади из картона/бумажного маше.
Куклы и миниатюры на выставке в Museo de Culturas Populares в Centrocultural Mexiquense в Толуке.

Немногие страны мира имеют такой большой выбор традиционных игрушек. [22] Они были изготовлены из самых разных материалов, включая дерево, ткань, жесть, папье-маше/картонерию, фарфор, глину, пальмовые листья, кукурузную шелуху , солому, семена, металлолом, стекло и многое другое. Особенно это касается миниатюр. [5] [6] Игрушки, как правило, имеют простой дизайн и яркие цвета. [2] Мексика необычна тем, что здесь имеется большое разнообразие игрушек, вылепленных из глины, особенно в Оахаке. [5] Игрушки, сделанные из очень твердого папье-маше, называемого картонерия, имеют в Мексике долгую историю. К ним относятся куклы, фигурки лошадей, пиньяты, мечи и маски. Большинство из них производится в Силао и Селайе . В Мехико их также производят, включая такие предметы, как копилки и фигурки птиц. [23] Эти игрушки обычно изготавливаются путем надавливания обработанной бумаги на формы. [10]

К наиболее распространенным игрушкам относятся деревянные волчки, йо-йо, чашка и мяч , марионетки , наборы, лошадки , шарики, свистки, поезда из дерева и жести, [6] валетки из абрикосовых косточек, тряпичные куклы, [1] рогатки , [21] мобили, автобусы, кукольные домики, кукольные кухни и кукольные витрины, наборы игрушек для имитации социальных сцен и даже сложные миниатюры, такие как карусели и колеса обозрения . [6] [17] Традиционные настольные игры включают оку и до сих пор широко распространенную игру лотерею . Последнее примечательно тем, что на досках изображены как невинные, так и злые изображения, такие как черти, пьяницы, скорпионы, сердца и цветы. [8] [11]

Одной из важных категорий игрушек являются куклы. Они были сделаны из различных материалов, и некоторые из них стали культовыми. Оахака славится тряпичными собаками, одетыми в местную одежду коренных народов. [24] В Мехико куклы под названием «Марии» также изготавливаются из ткани и одеваются так, чтобы имитировать женщин коренных народов. На них часто носят младенцев, а также украшают лентами и бахромой/кружевами. [24] Куклы Мария хорошо известны туристам в Мексике, даже если они не знают, как их зовут. Куклы сделаны из ткани и одеты в традиционную одежду женщин Масауа , коренной группы, проживающей в штатах Мехико и Мичоакан . Их часто продают на улице женщины, которые их изготавливают. Наполнителем является материал под названием гуата, который предназначен именно для этой цели. В культурном отношении они важны, поскольку представляют собой традиционный мексиканский образ, в отличие от кукол коммерческого производства. [25] Менее известны картонерия, или куклы Люпита , изготовленные из очень твердого папье-маше. Изначально они были созданы для имитации дорогих фарфоровых кукол из Европы. [11] [15] Еще одна «кукла» в европейском стиле — марионетки. изготавливаются Традиционные марионетки в Пуэбле из яркой ткани для тела и придатков, а руки, ноги и голова изготавливаются из керамики. Как правило, на них изображены ведьмы, тореадоры , дьяволы, лошади и клоуны, а также известные персонажи, такие как Дон Хуан Тенорио и Донья Инес. [24] Марионетки были основой кукольных спектаклей, которые часто разыгрывали бродячие отдельные лица или группы на местных ярмарках и вечеринках, а миниатюрные домашние кукольные театры стали популярными в 19 веке и оставались таковыми до середины 20 века. Их также использовали для преподавания католической доктрины детям. В начале 20-го века среди этих марионеток также были более современные и международные персонажи, такие как Попай , Чарли Чаплин , Кантинфлас и солдаты. [11] Кукурузную шелуху используют по-разному, в том числе при изготовлении поделок, например игрушек. Многие из них используются для изготовления маленьких кукол . Шелухой оборачивают пучок травы, кукурузный початок или бамбук. После сборки детали ярко раскрашиваются анилиновыми красками. [26]

Когда Барби была завезена в Мексику, она быстро заменила традиционные куклы, такие как куклы Лупита, сделанные из картонерии. [16] Однако существуют различные мастера, которые до сих пор изготавливают кукол из различных материалов вручную, часто обновляя дизайн. Бланка Молина каждый год создает около пятидесяти различных видов кукол, а сама производит около 200, которые обычно продаются в специализированных магазинах. [27] Ана Карен Альенде — изготовитель кукол из Мехико, чьи работы включают традиционные формы, но ее наиболее популярные изделия включают в себя мужские и женские борцы луча либре, а также фигурки алюксесов , чанеков , калакас и фигурок стражей майя. Каждое творение уникально, нет двух абсолютно одинаковых. [28] [29] Проект «Мисс Лупита» , возглавляемый Каролиной Эспаррагоса, получил государственное финансирование для проведения семинаров и других мероприятий с целью возродить традицию изготовления кукол в Мехико с новым дизайном. [30]

Наиболее распространенными традиционными игрушками, которые до сих пор производятся, являются миниатюры, обычно репродукции реальных людей, существ и предметов, продаваемые как предметы коллекционирования. [31] [32] У них есть игрушечные луки и стрелы, кухонная утварь, другие инструменты. [2] Они изготовлены из самых разных материалов, включая глину, дерево, металл. [31] Их можно продавать по отдельности или в наборах, как правило, для изображения социальных сцен, таких как свадьбы, корриды, сражения, крещения и многое другое. [31] Одним из важных создателей миниатюр был Анхель Карранса, родившийся в Тлакепаке в 1901 году, чьи работы в основном выполнены из стекла. К ним относятся наборы, воссоздающие свадьбы, крещения, рыночные сцены, корриды, шарреды , а также сцены Рождества. [32] Мексиканские игрушки также часто богаты этнографической информацией. Миниатюрные рыночные сцены, подобные тем, что были созданы семьей Агилар в Окотлане, Оахака , и керамические кольца из Мичоакана и Герреро часто являются моделями эквивалентов из реальной жизни, что делает их бесценными инструментами для лучшего понимания мексиканской культуры. [11] К специальным миниатюрам относятся музыкальные инструменты из Ишмикильпана , стеклянные миниатюры из Толуки и Гвадалахары, миниатюры, сотканные из пальмовых листьев в Чигмекатитлане , а также вырезанные из персиковых и других косточек в виде животных. [31]

Некоторые игрушки были связаны с определенным праздником, некоторые сохранились и сегодня. К числу тех, которые больше не производятся для этой цели, относятся маски картонерии для Карнавала и небольшой мул из пальмовых листьев для Тела Христова. В тот день их продавали возле церквей вместе с корзинами с миниатюрными фруктами и овощами. [10] [33] Среди тех, которые все еще можно найти (хотя многие из них были заменены пластиковыми версиями), входят трещотки , свистки и картонные перископы для Страстной недели . [1] Рожки ко Дню независимости когда-то делали из картонерии, украшали в национальных цветах с деревянным мундштуком, но сейчас они в основном пластиковые. [33] Остались две фигурки Иуды для Великой субботы и пиньяты , которые первоначально использовались для празднования Лас-Посадас, но теперь также используются для дней рождения и других особых случаев. Оба наполнены конфетами, которые дети могут схватить, когда они сломаются. Однако фигура Иуды (часто в образе дьявола или непопулярной личности) уничтожается фейерверком, прикрепленным к ее телу. Пиньяту разбивают дети с завязанными глазами, которые по очереди бьют ее палкой. [34]

Ряд мест в Мексике известен своими игрушками ручной работы. Ацомпа производит игрушечных животных, таких как койоты, обезьяны, олени, быки, свиньи и многие другие, многие из которых изображены играющими на музыкальных инструментах, таких как кларнеты, рожки и барабаны. Джучитан создает маленьких кукол с сине-белыми декоративными элементами в примитивном стиле. Теуантепек продолжает производить доиспанские куклы тангу-ю. [5] В главных керамических центрах Халиско, Тлакепаке и Тонале , ряд игрушек выделяется своими реалистичными чертами, особенно миниатюры чарро верхом на лошади, мариачи и известных людей. Они также известны созданием декораций, изображающих такие сцены, как свадьбы, корриды и крещения. Популярные животные включают броненосцев , птиц, кошек и копилки. В Мичоакане животные и другие фигуры часто имеют гротескные черты и включают монстров и демонов в ярких цветах. Ялита, Герреро создает фигурки животных, таких как утки, львы, козы и собаки, с реалистичными и фантастическими чертами. Их часто украшают цветочным орнаментом и листьями и даже изображениями других животных.

Ремесленники в Метепеке , штат Мехико, делают миниатюры из глазурованной черной глины, в основном украшенные золотыми и красными рисунками. Акатлан, Пуэбла производит керамические миниатюрные старинные мексиканские кухонные гарнитуры. [35] В Оахаке традиционные деревянные игрушки грубо вырезаются или вырезаются и раскрашиваются. Арросула изготавливает фигурку в шляпе чарро, называемую «галлеро» (петушиный укротитель), с подвижными руками. Обычно его сопровождают копии петухов, хвосты которых сделаны из истла . Салитла и Герреро изготавливают деревянные игрушки, в основном фигурки животных, окрашенные в винно-красный и пурпурный цвета, включая кроликов, птиц, цветы, фрукты и листья. Икстапан де ла Саль и Тонатико в штате Мехико изготавливают фигурки животных из местного белого дерева. Деревянные игрушки особенно популярны в Мичоакане. В Парачо делают волчки, мячи, йо-йо и дрейделы . Большинство из них сделано из дерева, называемого цириму, того же дерева, которое традиционно используется для изготовления каноэ и рыболовных сетей в районе озера Пацкуаро . Тизатлан ​​в городе Тласкала делает микадо или собирает игры из айвы . древесины [36]

В штате Морелос строятся миниатюрные здания, особенно в районах Куэрнавака и Тепостлан . К ним относятся дома, замки, церкви и лачуги, в которых используются отходы, такие как остатки древесины, шипы и другие растительные материалы. Агуаскальентес рисует бойцов или боксеров из металла, движения которых имитируют бой. Сан-Мигель-де-Альенде изготавливает фигурки солдат и музыкантов из листового металла, окрашенного в яркие цвета. В Мехико и Оахаке из листового металла изготавливают самые разнообразные фигурки животных и других животных, особенно петухов, лошадей и бабочек, которые раскрашивают эмалями. [36] Санта-Клара-дель-Кобре изготавливает миниатюрные кастрюли, сковородки и посуду из меди. Свинцовые миниатюрные солдатики и другие фигурки производятся в Пуэбле, Селайе, Гвадалахаре и Мехико. [24] Гвадалахара производит игрушки из стекла, такие как наборы посуды, детали кукол и фигурки животных. Стекло может быть цветным или прозрачным. Альфаюкан , Пуэбла и долина Мескиталь в Идальго ткут фигурки из пальмовых листьев, тростника, тонких палочек и лома для изготовления таких предметов, как маленькие птицы, корзины и колыбели. [37] Глиняные банки в форме свиней, других животных и многого другого до сих пор изготавливаются в таких местах, как Тлакепаке и Санта-Крус-де-лас-Уэртас, Халиско, причем некоторые из лучших из них созданы Хулио Асеро из последнего города. [12] Ремесленники в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и Берриосабале изготавливают традиционные игрушки. [13]

Игры с кубком и мячом висят на стенде на рынке

Хотя в Мексике имеется развитый рынок игрушек, особенно для подарков детям на День Трех Королей (вместо Рождества) , этот рынок обычно не включает традиционные игрушки ручной работы. [1] Большинство игрушек, которые сегодня продаются и в которые играют в Мексике, изготавливаются из пластика и импортируются из таких мест, как Китай. [6] [13] Мексика является третьим по величине производителем игрушек в мире после Китая и Испании, но большая часть из них также производится на коммерческой основе. [38] Однако этот производственный сектор сокращается. Из 300 компаний по производству игрушек, зарегистрированных в 1986 году, по состоянию на 2005 год осталось только восемьдесят. Эти восемьдесят компаний занимают лишь около сорока процентов внутреннего рынка. Однако около сорока процентов игрушек, продаваемых в Мексике, поставляются с неформального и нерегулируемого рынка, включая те, которые производят контрафактные игрушки. Однако большая часть этих игрушек родом из Китая. [39] Есть две основные причины, по которым традиционные игрушки ручной работы уступили почти всю долю рынка коммерческим игрушкам. Во-первых, крупные корпорации не продвигают их через такие средства массовой информации, как телевидение. [7] [40] Из-за этого многие мексиканские дети могут быть с ними незнакомы. Другая проблема заключается в том, что многие из этих игрушек дороже пластиковых, выпускаемых серийно. [39]

Рынок этих игрушек сейчас ориентирован в основном на туристов и коллекционеров. [9] Сейчас игрушки обычно можно найти на рынках и на мероприятиях, особенно в магазинах, торгующих изделиями ручной работы. [15] [40] Традиционные производители игрушек искали новые рыночные ниши, например, создавая больше декоративных изделий для экспорта и для праздников, таких как Хэллоуин . [27] Мексиканские игрушки, особенно деревянные, нашли рынок в Европе, хотя в Мексике их заменяют игрушки китайского производства. [38] Некоторые добились успеха в моделировании игрушек по мотивам личностей луча либре , поскольку международные производители игрушек обычно не интересуются производителями из Латинской Америки . Подобные попытки были предприняты с мексиканскими футболистами и артистами, такими как Глория Треви, но безуспешно. [27]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «El Juguete Popular Mexicano» [Мексиканская народная игрушка] (на испанском языке). Мексика: ФОНАРТ.
  2. ^ Jump up to: а б с «Традиционная мексиканская игрушка, копия реальности» [Мексиканская тойя, копия реальности] (на испанском языке). Мексика: Главное управление популярных культур. 27 июля 2012 г.
  3. ^ Де ла Торре, с. 95
  4. ^ Jump up to: а б Де ла Торре, с. 96
  5. ^ Jump up to: а б с д Де ла Торре, с. 97
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Традиционные мексиканские игрушки: искусство, популярная культура и здоровое развлечение» (на испанском языке). КОНАКУЛЬТА. 2 января 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Карлос Сантос Гевара (27 декабря 2010 г.). «Традиционная игрушка на пути к исчезновению» (на испанском языке). Мексика: INAH .
  8. ^ Jump up to: а б с «Антрополог защищает актуальность мексиканских традиционных игрушек» (на испанском языке). Гвадахалара: Информатор. 9 января 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б Эспехель, стр.198
  10. ^ Jump up to: а б с д Зеркало, с. 200
  11. ^ Jump up to: а б с д и Эттенгер, с. 128
  12. ^ Jump up to: а б с Этенгер, стр.130
  13. ^ Jump up to: а б с Сезар Колис (29 апреля 2012 г.). «Больше не дарите традиционные игрушки в День защиты детей» (на испанском языке). Оахака: Diario del Sur.
  14. ^ Эспехель, с. 213
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж «Мексиканские игрушки, традиция вымирания» (на испанском языке). Агуаскальентес: Ла Хорнада Агуаскальентес. 27 июля 2012 г.
  16. ^ Jump up to: а б Хорхе Коваррубиас (22 декабря 2012 г.). «Забытые игрушки, сломанные игроки» (на испанском языке). Халиско: Главное управление популярных культур.
  17. ^ Jump up to: а б Кэтрин Крэддок (май 1999 г.). «Экспонат месяца». 9 (5). Деловая Мексика: 56. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  18. ^ Эттенгер, с. 88
  19. ^ Эттенгер, с. 129
  20. ^ Эттенгер, с. 118
  21. ^ Jump up to: а б «Мексиканские игрушки, культурное наследие латиноамериканцев в Соединенных Штатах: HERENCIA HISPANA-JUGUETES (Previsión)» [Мексиканские игрушки, культурное наследие латиноамериканцев в латиноамериканских игрушках наследия США] (на испанском языке). Мадрид: Служба новостей EFE. 23 сентября 2011 г.
  22. ^ Эттенгер, с. 121
  23. ^ Де ла Торре, с. 102-103
  24. ^ Jump up to: а б с д Де ла Торре, с. 102
  25. ^ «Muñecas de Trapo, una традиция, очень мексиканская» [Тряпичные куклы, очень мексиканская традиция] (на испанском языке). Мехико: Публиметро.
  26. ^ Эттенгер, с. 115
  27. ^ Jump up to: а б с Деянира Гонсалес. «Традиционные игрушки: они сохраняют творчество» (на испанском языке). Мехико: Реформа. п. 10.
  28. ^ «Мечты о тряпках и дереве». Неизвестная Мексика . 30 (на испанском языке). 350 . Мехико: Мексика Desconocido SA de CV. Апрель 2006 г. ISSN   0187-1560 .
  29. ^ Виридиана Мартинес Гусман (3 ноября 2011 г.). «Пригласите мастера тканевых игрушек вспомнить традиции». Вестник Толуки (на испанском языке). Толука, Мексика. п. 6Д.
  30. ^ «Мексиканский художник поедет в Японию, чтобы дать уроки картонерии». НОТИМЕКС (на испанском языке). Мехико. 4 февраля 2011 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д Зеркало, с. 215
  32. ^ Jump up to: а б Эттенгер, с. 120
  33. ^ Jump up to: а б Зеркало, с. 208
  34. ^ Эспехель, стр.208-212.
  35. ^ Де ла Торре, с. 98
  36. ^ Jump up to: а б Де ла Торре, с. 99
  37. ^ Де ла Торре, с. 103
  38. ^ Jump up to: а б «Традиционные мексиканские игрушки добиваются успеха в Европе» [Мексиканские традиционные игрушки имеют успех в Европе] (на испанском языке). Гвадалахара: Информатор. 15 марта 2010 г.
  39. ^ Jump up to: а б Мария Луиза Диас де Леон. «Национальные игрушки – не детская игра» (PDF) . Германия: Библиотека Фридриха Эберта Stiftung.
  40. ^ Jump up to: а б «Мексиканские игрушки не поддаются течению времени » . Миллениум (на испанском языке). Мехико. 6 января 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Франсиско де ла Торре (1994). Arte Popular Mexicano [ Мексиканское народное искусство ] (на испанском языке). Мехико: Редакционные триллы. ISBN  968-24-4874-3 .
  • Марион Эттингер; Нельсон А. Рокфеллер (2010). Народные сокровища Мексики: Коллекция Нельсона А. Рокфеллера . Хьюстон: Arte Público Press. ISBN  9780810911826 .
  • Карлос Эспехель (1977). Artesania Popular Mexicana [ Мексиканские народные ремесла ] (на испанском языке). Барселона: Редакция Blune. ISBN  84-7031-043-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 127e0f4504ae044e0844cf59f85e645f__1657112100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/5f/127e0f4504ae044e0844cf59f85e645f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional Mexican handcrafted toys - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)