Ольмеки
![]() Сердце ольмеков , где ольмеки правили с 1200 по 400 год до нашей эры. | |
Географический диапазон | Веракрус , Мексика |
---|---|
Период | Доклассическая эпоха |
Даты | в. 1200–400 гг. до н.э. |
Тип сайта | Сан Лоренцо Теночтитлан |
Основные сайты | Ла Вента , Трес Сапотес , Лагуна де лос Серрос |
Предшественник | Архаичная Мезоамерика |
С последующим | Эпи-Ольмеки |
Ольмеки ( ˈ / ˈ ɒ l m ɛ k s , oʊ l мезоамериканской -/ были самой ранней известной крупной ) цивилизацией . После прогрессивного развития Соконуско они заняли тропические низменности современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско . Было высказано предположение, что ольмеки частично произошли от соседних культур Мокая или Миксе-Соке .
Мезоамерики Ольмеки процветали в период формирования , примерно с 1200 г. до н.э. примерно до 400 г. до н.э. Доольмекские культуры процветали примерно с 2500 г. до н. э., но к 1200 г. до н. э. возникла ранняя ольмекская культура, сосредоточенная на участке Сан-Лоренцо Теночтитлан недалеко от побережья на юго-востоке Веракруса. [1] Они были первой мезоамериканской цивилизацией и заложили многие основы последующих цивилизаций. [2] Среди других «первопроходцев» ольмеки, по-видимому, практиковали ритуальное кровопускание и играли в мезоамериканскую игру в мяч , что было отличительной чертой почти всех последующих мезоамериканских обществ. Самым известным сейчас аспектом ольмеков являются их произведения искусства, особенно колоссальные головы . [3] Цивилизация ольмеков впервые была определена через артефакты, которые коллекционеры приобрели на рынке доколумбового искусства в конце 19 - начале 20 веков. Произведения искусства ольмеков считаются одними из самых ярких в древней Америке. [4]
Этимология [ править ]
Название «ольмек» означает «резиновый народ» на науатле , языке науа , и было ацтекским термином для людей, которые жили в низменностях Персидского залива в 15 и 16 веках, примерно через 2000 лет после того, как культура ольмеков вымерла. Термин «Резиновые люди» относится к древней практике, простирающейся от древних ольмеков до ацтеков, по добыче латекса из Кастилии Эластика , каучукового дерева в этом районе. Сок местной лозы Ipomoea alba был затем смешан с этим латексом для создания каучука еще в 1600 году до нашей эры. [5] Словом науатле для обозначения ольмеков было Ōlmēcatl [oːlˈmeːkat͡ɬ] (единственное число) или Ōlmēcah [oːlˈmeːkaʔ] (множественное число). Это слово состоит из двух слов ōlli [ˈoːlːi] , что означает « натуральный каучук », и mēcatl [ˈmeːkat͡ɬ] , что означает «люди». [6] [7]
Однако исследователи и археологи раннего Нового времени ошибочно применили название «ольмеки» к вновь открытым руинам и артефактам в центре страны за десятилетия до того, как стало понятно, что они были созданы не людьми, которых ацтеки знали как «ольмеков», а скорее культурой, которая был на 2000 лет старше. Несмотря на ошибочную идентификацию, имя прижилось. [8]
Неизвестно, какое имя использовали для себя древние ольмеки; в некоторых более поздних мезоамериканских источниках древние ольмеки упоминаются как « Тамоанчан ». [9] Современный термин, иногда используемый для культуры ольмеков, — теноцеломе , что означает [ нужны разъяснения ] «пасть ягуара » . [10]
Обзор [ править ]
Сердцем ольмеков является территория в низменностях Персидского залива , где они расширились после раннего развития в Соконуско , Веракрус. Для этой территории характерны заболоченные низменности, перемежающиеся невысокими холмами, хребтами и вулканами. Сьерра -де-лос-Тустлас в Мексиканском заливе резко поднимается на севере, вдоль залива Кампече . Здесь ольмеки построили постоянные городские храмовые комплексы в Сан-Лоренцо-Теночтитлане , Ла-Венте , Трес-Сапотесе и Лагуна-де-лос-Серрос . В этом регионе возникла первая мезоамериканская цивилизация, которая правила с ок. 1400–400 гг. до н.э. [11]
Происхождение [ править ]
Зарождение цивилизации ольмеков традиционно относят к периоду между 1400 и 1200 годами до нашей эры . Прошлые находки останков ольмеков, ритуально хранившихся в святилище Эль-Манати рядом с тройными археологическими памятниками, известными под общим названием Сан-Лоренцо Теночтитлан, отодвинули это время «по крайней мере» к 1600–1500 годам до нашей эры . [12] Похоже, что ольмеки уходят своими корнями в ранние земледельческие культуры Табаско , которые возникли между 5100 и 4600 годами до нашей эры . У них были те же основные продовольственные культуры и технологии, что и у более поздней цивилизации ольмеков. [13]
What is today called Olmec first appeared fully within San Lorenzo Tenochtitlán, where distinctive Olmec features occurred around 1400 BCE. The rise of civilization was assisted by the local ecology of well-watered alluvial soil, as well as by the transportation network provided by the Coatzacoalcos river basin. This environment may be compared to that of other ancient centers of civilization: the Nile, Indus, and Yellow River valleys and Mesopotamia. This highly productive environment encouraged a densely concentrated population, which in turn triggered the rise of an elite class.[14] The elite class created the demand for the production of the symbolic and sophisticated luxury artifacts that define Olmec culture.[15] Many of these luxury artifacts were made from materials such as jade, obsidian, and magnetite, which came from distant locations and suggest that early Olmec elites had access to an extensive trading network in Mesoamerica. The source of the most valued jade was the Motagua River valley in eastern Guatemala,[16] and Olmec obsidian has been traced to sources in the Guatemala highlands, such as El Chayal and San Martín Jilotepeque, or in Puebla,[17] distances ranging from 200 to 400 km (120–250 miles) away, respectively.[18]
The state of Guerrero, and in particular its early Mezcala culture, seem to have played an important role in the early history of Olmec culture. Olmec-style artifacts tend to appear earlier in some parts of Guerrero than in the Veracruz-Tabasco area. In particular, the relevant objects from the Amuco-Abelino site in Guerrero reveal dates as early as 1530 BCE.[19] The city of Teopantecuanitlan in Guerrero is also relevant in this regard.
La Venta[edit]

The first Olmec center, San Lorenzo, was all but abandoned around 900 BCE at about the same time that La Venta rose to prominence.[20] A wholesale destruction of many San Lorenzo monuments also occurred c. 950s BCE, which may indicate an internal uprising or, less likely, an invasion.[21] The latest thinking, however, is that environmental changes may have been responsible for this shift in Olmec centers, with certain important rivers changing course.[22]
In any case, following the decline of San Lorenzo, La Venta became the most prominent Olmec center, lasting from 900 BCE until its abandonment around 400 BCE.[23] La Venta sustained the Olmec cultural traditions with spectacular displays of power and wealth. The Great Pyramid was the largest Mesoamerican structure of its time. Even today, after 2500 years of erosion, it rises 34 m (112 ft) above the naturally flat landscape.[24] Buried deep within La Venta lay opulent, labor-intensive "offerings" – 1000 tons of smooth serpentine blocks, large mosaic pavements, and at least 48 separate votive offerings of polished jade celts, pottery, figurines, and hematite mirrors.[25]
Decline[edit]
Scholars have yet to determine the cause of the eventual extinction of the Olmec culture. Between 400 and 350 BCE, the population in the eastern half of the Olmec heartland dropped precipitously, and the area was sparsely inhabited until the 19th century.[26] According to archaeologists, this depopulation was probably the result of "very serious environmental changes that rendered the region unsuited for large groups of farmers", in particular changes to the riverine environment that the Olmec depended upon for agriculture, hunting and gathering, and transportation. These changes may have been triggered by tectonic upheavals or subsidence, or the siltation of rivers due to agricultural practices.[27]
One theory for the considerable population drop during the Terminal Formative period is suggested by Santley and colleagues (Santley et al. 1997), who propose the relocation of settlements due to volcanism, instead of extinction. Volcanic eruptions during the Early, Late and Terminal Formative periods would have blanketed the lands and forced the Olmec to move their settlements.[28]
Whatever the cause, within a few hundred years of the abandonment of the last Olmec cities, successor cultures became firmly established. The Tres Zapotes site, on the western edge of the Olmec heartland, continued to be occupied well past 400 BCE, but without the hallmarks of the Olmec culture. This post-Olmec culture, often labeled the Epi-Olmec, has features similar to those found at Izapa, some 550 kilometres (340 mi) to the southeast.[29]
Artifacts[edit]


The Olmec culture was first defined as an art style, and this continues to be the hallmark of the culture.[30] Wrought in a large number of media – jade, clay, basalt, and greenstone among others – much Olmec art, such as The Wrestler, is naturalistic. Other art expresses fantastic anthropomorphic creatures, often highly stylized, using an iconography reflective of a religious meaning.[31] Common motifs include downturned mouths and a cleft head, both of which are seen in representations of werejaguars.[30] In addition to making human and human-like subjects, Olmec artisans were adept at animal portrayals.
While Olmec figurines are found abundantly in sites throughout the Formative Period, the stone monuments such as the colossal heads are the most recognizable feature of Olmec culture.[32] These monuments can be divided into four classes:[33]
- Colossal heads (which can be up to 3 m (10 ft) tall);
- Rectangular "altars" (more likely thrones) [34] such as Altar 5 shown below;
- Free-standing in-the-round sculpture, such as the twins from El Azuzul or San Martín Pajapan Monument 1; and
- Stele, such as La Venta Monument 19 above. The stelae form was generally introduced later than the colossal heads, altars, or free-standing sculptures. Over time, the stele changed from simple representation of figures, such as Monument 19 or La Venta Stela 1, toward representations of historical events, particularly acts legitimizing rulers. This trend would culminate in post-Olmec monuments such as La Mojarra Stela 1, which combines images of rulers with script and calendar dates.[35]
Colossal heads[edit]
The most recognized aspect of the Olmec civilization are the enormous helmeted heads.[36] As no known pre-Columbian text explains them, these impressive monuments have been the subject of much speculation. Once theorized to be ballplayers, it is now generally accepted that these heads are portraits of rulers, perhaps dressed as ballplayers.[37] Infused with individuality, no two heads are alike and the helmet-like headdresses are adorned with distinctive elements, suggesting personal or group symbols. Some have also speculated that Mesoamerican people believed that the soul, along with all of one's experiences and emotions, was contained inside the head.[38][39]
Seventeen colossal heads have been unearthed to date.[40]
Site | Count | Designations |
---|---|---|
San Lorenzo | 10 | Colossal Heads 1 through 10 |
La Venta | 4 | Monuments 1 through 4 |
Tres Zapotes | 2 | Monuments A & Q |
Rancho la Cobata | 1 | Monument 1 |

The heads range in size from the Rancho La Cobata head, at 3.4 m (11 ft) high, to the pair at Tres Zapotes, at 1.47 m (4 ft 10 in). Scholars calculate that the largest heads weigh between 25 and 55 tonnes (28 and 61 short tons).[41]

The heads were carved from single blocks or boulders of volcanic basalt, found in the Sierra de los Tuxtlas. The Tres Zapotes heads, for example, were sculpted from basalt found at the summit of Cerro el Vigía, at the western end of the Tuxtlas. The San Lorenzo and La Venta heads, on the other hand, were probably carved from the basalt of Cerro Cintepec, on the southeastern side,[42] perhaps at the nearby Llano del Jicaro workshop, and dragged or floated to their final destination dozens of miles away.[43] It has been estimated that moving a colossal head required the efforts of 1,500 people for three to four months.[18]
Some of the heads, and many other monuments, have been variously mutilated, buried and disinterred, reset in new locations and/or reburied. Some monuments, and at least two heads, were recycled or recarved, but it is not known whether this was simply due to the scarcity of stone or whether these actions had ritual or other connotations. Scholars believe that some mutilation had significance beyond mere destruction, but some scholars still do not rule out internal conflicts or, less likely, invasion as a factor.[44]
The flat-faced, thick-lipped heads have caused some debate due to their resemblance to some African facial characteristics. Based on this comparison, some writers have said that the Olmecs were Africans who had emigrated to the New World.[45] But the vast majority of archaeologists and other Mesoamerican scholars reject claims of pre-Columbian contacts with Africa.[46] Explanations for the facial features of the colossal heads include the possibility that the heads were carved in this manner due to the shallow space allowed on the basalt boulders. Others note that in addition to the broad noses and thick lips, the eyes of the heads often show the epicanthic fold, and that all these characteristics can still be found in modern Mesoamerican Indians. For instance, in the 1940s, the artist/art historian Miguel Covarrubias published a series of photos of Olmec artwork and of the faces of modern Mexican Indians with very similar facial characteristics.[47] The African origin hypothesis assumes that Olmec carving was intended to be a representation of the inhabitants, an assumption that is hard to justify given the full corpus of representation in Olmec carving.[48]
Ivan Van Sertima claimed that the seven braids on the Tres Zapotes head was an Ethiopian hair style, but he offered no evidence it was a contemporary style. The Egyptologist Frank J. Yurco has said that the Olmec braids do not resemble contemporary Egyptian or Nubian braids.[49]
Richard Diehl wrote "There can be no doubt that the heads depict the American Indian physical type still seen on the streets of Soteapan, Acayucan, and other towns in the region."[50]
Jade face masks[edit]
Another type of artifact is much smaller; hardstone carvings in jade of a face in a mask form. Jade is a particularly precious material, and it was used as a mark of rank by the ruling classes.[51] By 1500 BCE early Olmec sculptors mastered the human form.[38] This can be determined by wooden Olmec sculptures discovered in the swampy bogs of El Manati.[38] Before radiocarbon dating could tell the exact age of Olmec pieces, archaeologists and art historians noticed the unique "Olmec-style" in a variety of artifacts.[38]
Curators and scholars refer to "Olmec-style" face masks but, to date, no example has been recovered in an archaeologically controlled Olmec context. They have been recovered from sites of other cultures, including one deliberately deposited in the ceremonial altepetl (precinct) of Tenochtitlan in what is now Mexico City. The mask would presumably have been about 2000 years old when the Aztecs buried it, suggesting such masks were valued and collected as were Roman antiquities in Europe.[52] The 'Olmec-style' refers to the combination of deep-set eyes, nostrils, and strong, slightly asymmetrical mouth.[38] The "Olmec-style" also very distinctly combines facial features of both humans and jaguars.[53] Olmec arts are strongly tied to the Olmec religion, which prominently featured jaguars.[53] The Olmec people believed that in the distant past a race of werejaguars was made between the union of a jaguar and a woman.[53] One werejaguar quality that can be found is the sharp cleft in the forehead of many supernatural beings in Olmec art. This sharp cleft is associated with the natural indented head of jaguars.[53]
- Ornamental mask; 10th century BCE; serpentine; height: 9.2 cm, width: 7.9 cm, depth: 3.2 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)
- Mask; 10th–6th century BCE; jadeite; height: 17.1 cm, width: 16.5 cm; Metropolitan Museum of Art
- Mask with cinnabar "tattoos"; c. 900-300 BCE; jadeite with cinnabar; Minneapolis Institute of Art (Minneapolis, US)
Kunz axes[edit]
The Kunz axes (also known as "votive axes") are figures that represent werejaguars and were apparently used for rituals. In most cases, the head is half the total volume of the figure. All Kunz axes have flat noses and an open mouth. The name "Kunz" comes from George Frederick Kunz, an American mineralogist, who described a figure in 1890.[54]
- 1200-400 BCE; polished green quartz (aventurine); height: 29 cm, width: 13.5 cm; British Museum (London)
- 900-500 BCE; stone; Dallas Museum of Art (Texas, US)
- 12th–3rd century BCE; stone; height: 32.2 cm, width: 14 cm, depth: 11.5 cm; Cleveland Museum of Art (Ohio, US)
- 800-400 BCE; serpentine, cinnabar; Dallas Museum of Art
Beyond the heartland[edit]

Olmec-style artifacts, designs, figurines, monuments and iconography have been found in the archaeological records of sites hundreds of kilometres outside the Olmec heartland. These sites include:[55]
Центральная Мексика [ править ]
Тлатилько и Тлапакойя , крупные центры культуры Тлатилько в долине Мексики , где артефакты включают полые фигурки с мотивами детского лица и ольмекские рисунки на керамике.
Чалькацинго , в долине Морелос , центральная Мексика, где представлены монументальное искусство и наскальные рисунки в ольмекском стиле с фигурами в ольмекском стиле.
Кроме того, в 2007 году археологи раскопали Зазакатлу , город под влиянием ольмеков в Морелосе. Расположенный примерно в 40 километрах (25 миль) к югу от Мехико, Сазакатла занимал площадь около 2,5 квадратных километров (1 квадратную милю) между 800 и 500 годами до нашей эры. [56]
Западная Мексика [ править ]
Теопантекуанитлан в Герреро , где представлены монументальное искусство в ольмекском стиле, а также планы города с характерными ольмекскими чертами.
Кроме того, наскальные рисунки Хукстлауаки и Октотитлана содержат рисунки и мотивы ольмеков. [57]
Мексика Гватемала и Южная
Влияние ольмеков также наблюдается в нескольких местах в районе южных майя .
В Гватемале места, демонстрирующие вероятное влияние ольмеков, включают Сан-Бартоло , Такалик-Абай и Ла-Демократию .
Характер взаимодействия [ править ]
Было выдвинуто множество теорий, объясняющих возникновение влияния ольмеков далеко за пределами центра страны, включая дальнюю торговлю ольмекских купцов, колонизацию ольмеками других регионов, путешествия ольмеков-ремесленников в другие города, сознательное подражание художественным стилям ольмеков развивающимися городами - некоторые даже предполагают перспективу военного господства ольмеков или то, что иконография ольмеков фактически развивалась за пределами центра страны. [58]
Общепринятая, но далеко не единодушная интерпретация состоит в том, что артефакты ольмекского стиля всех размеров стали ассоциироваться с элитным статусом и были приняты вождями неольмекского периода формирования в попытке укрепить свой статус. [59]
Заметные нововведения [ править ]
В дополнение к их влиянию на современные мезоамериканские культуры , как первой цивилизации в Мезоамерике, ольмекам приписывают или предположительно приписывают многие «новаторства», включая кровопролитие и, возможно, человеческие жертвоприношения , письменность и эпиграфику , а также изобретение попкорна. ноль , мезоамериканский календарь , мезоамериканская игра в мяч , а также, возможно, компас . [60] Некоторые исследователи, в том числе художник и историк искусства Мигель Коваррубиас , даже постулируют, что ольмеки сформулировали предшественников многих более поздних мезоамериканских божеств . [61]
кровопускании и Спекуляции о жертвоприношениях

Хотя археологические данные не содержат явных изображений кровопускания ольмеков , [62] исследователи нашли и другие доказательства того, что ольмеки ритуально практиковали это. Например, многочисленные натуральные и керамические шипы скатов и шипы магуи . на стоянках ольмеков были найдены [63] а некоторые артефакты были идентифицированы как кровопускатели. [64]
Аргумент о том, что ольмеки учредили человеческие жертвоприношения, является гораздо более умозрительным. Никаких жертвенных артефактов ольмеков или ольмеков до сих пор обнаружено не было; ни одно произведение искусства ольмеков или под влиянием ольмеков однозначно не показывает жертвенных жертв (как это делают фигуры данцанте в Монте-Альбане ) или сцен человеческих жертвоприношений (как, например, можно увидеть на знаменитой фреске на площадке для игры в мяч из Эль-Тахина ). [65]
В Эль-Манати среди других подношений были обнаружены разрозненные черепа и бедренные кости, а также полные скелеты новорожденных или зародышей, что привело к предположениям о жертвоприношениях младенцев. Ученые не определили, как младенцы встретили свою смерть. [66] Некоторые авторы связывают жертвоприношение младенцев с ритуальным искусством ольмеков, изображающим вялых младенцев-оборотней, наиболее известное из которых - Алтарь 5 Ла Венты (справа) или фигура из Лас-Лимаса . [67] Любой окончательный ответ требует дальнейших исследований.
Написание [ править ]
Ольмеки, возможно, были первой цивилизацией в Западном полушарии, разработавшей систему письменности. Символы, найденные в 2002 и 2006 годах, датируются 650 годом до нашей эры. [68] и 900 г. до н.э. [69] соответственно, предшествуя самому старому найденному на сегодняшний день сапотекскому письму , датируемому примерно 500 г. до н.э. [70] [71]
На находке 2002 года на раскопке Сан-Андрес изображена птица, речевые свитки и глифы, похожие на более позднюю письменность майя . [72] Находка 2006 года, найденная на месте недалеко от Сан-Лоренцо, известная как Блок Каскахаль и датируемая периодом между 1100 и 900 годами до нашей эры, представляет собой набор из 62 символов, 28 из которых уникальны, вырезанных на змеевидном блоке. Многие видные археологи назвали эту находку «самой ранней доколумбовой письменностью». [73] Другие относятся к этому скептически из-за необычности камня, того факта, что он был исключен из какого-либо археологического контекста, а также из-за того, что он не имеет видимого сходства с какой-либо другой мезоамериканской письменностью. [74]
Существуют также хорошо задокументированные более поздние иероглифы, известные как истмийское письмо , и хотя есть некоторые, кто считает, что Истмийское письмо может представлять собой переходное письмо между более ранней системой письма ольмеков и письмом майя, вопрос остается нерешенным. [ нужна ссылка ]
концепции нуля Мезоамериканский календарь длинного счета и изобретение

Это вторая старейшая обнаруженная дата Длинного счета. Цифры 7.16.6.16.18 переводятся как 3 сентября 32 г. до н.э. (по юлианскому календарю). Глифы, окружающие дату, являются одним из немногих сохранившихся примеров эпиольмекского письма . [75]
Календарь длинного счета, использовавшийся многими последующими мезоамериканскими цивилизациями, а также концепция нуля , возможно, были изобретены ольмеками. Поскольку все шесть артефактов с самыми ранними датами календаря Длинного счета были обнаружены за пределами непосредственной родины майя, вполне вероятно, что этот календарь предшествовал майя и, возможно, был изобретением ольмеков. Действительно, три из этих шести артефактов были найдены в сердце ольмеков. Но аргументом против происхождения ольмеков является тот факт, что цивилизация ольмеков прекратила свое существование к 4 веку до нашей эры, за несколько столетий до самого раннего известного артефакта, датированного длинным счетом. [76]
Календарь длинного счета требовал использования нуля в качестве заполнителя в его двадцатеричной (основание 20) позиционной системе счисления. Символ ракушки – – использовался в качестве нулевого символа для этих дат Длинного счета, вторая старейшая из которых, на стеле C в Трес-Сапотесе , имеет дату 32 г. до н.э. Это одно из самых ранних применений концепции нуля в истории. [77]
Мезоамериканская игра в мяч [ править ]
Ольмеки являются сильными кандидатами на создание мезоамериканской игры в мяч, столь распространенной среди более поздних культур региона и используемой в развлекательных и религиозных целях. [78] Дюжина резиновых мячей, датируемых 1600 годом до нашей эры или раньше, была найдена в Эль-Манати , болоте в 10 км (6 милях) к востоку от Сан-Лоренцо-Теночтитлана. [79] Эти мячи появились раньше самой ранней площадки для игры в мяч, обнаруженной в Пасо-де-ла-Амада , ок. 1400 г. до н.э., хотя нет уверенности в том, что они использовались в игре с мячом. [80]
Этническая принадлежность и язык [ править ]

Хотя действительная этнолингвистическая принадлежность ольмеков остается неизвестной, выдвигались различные гипотезы. Например, в 1968 году Майкл Д. Коу предположил, что ольмеки были предшественниками майя. [81]
В 1976 году лингвисты Лайл Кэмпбелл и Терренс Кауфман опубликовали статью, в которой утверждали, что основная часть заимствований, по-видимому, распространилась из языка мише-зоке на многие другие мезоамериканские языки . [82] Кэмпбелл и Кауфман предположили, что наличие этих основных заимствований указывает на то, что ольмеки, которые обычно считаются первым «высокоцивилизованным» мезоамериканским обществом, говорили на языке, являющемся предком Миксе-Сокеана. Распространение этого словаря, характерного для их культуры, сопровождало распространение других культурных и художественных черт ольмеков, которые появляются в археологических данных других мезоамериканских обществ.
Специалист по Миксе-Соке Сёрен Вихманн сначала раскритиковал эту теорию на том основании, что большая часть займов Миксе-Соке, по-видимому, исходила только от ветви семьи Зоке. Это подразумевало, что передача заимствований произошла в период после разделения двух ветвей языковой семьи, в результате чего время заимствований вышло за рамки ольмекского периода. [83] Однако новые данные отодвинули предполагаемую дату разделения миксейского и зокейского языков на период эпохи ольмеков. [84] Основываясь на этой датировке, архитектурных и археологических образцах и особенностях словарного запаса, заимствованном в другие мезоамериканские языки из Миксе-Соке, Вихманн теперь предполагает, что ольмеки Сан-Лоренцо говорили на прото-миксе, а ольмеки Ла-Венты говорили на прото-соке. [84]
По крайней мере, тот факт, что на языках мише-соке до сих пор говорят в районе, примерно соответствующем центру ольмеков , и исторически известно, что на них говорили там, заставляет большинство ученых предполагать, что ольмеки говорили на одном или нескольких языках мише-соке. [85]
Религия и мифология [ править ]

Религиозную деятельность ольмеков осуществляли правители, штатные священники и шаманы . Правители, похоже, были наиболее важными религиозными фигурами, а их связи с ольмекскими божествами или сверхъестественными существами обеспечивали легитимность их правления. [86] В ольмекских археологических находках также имеется немало свидетельств существования шаманов, особенно в так называемых « фигурах трансформации ». [87]
Поскольку мифология ольмеков не оставила документов, сравнимых с Пополь Вух из мифологии майя , любое изложение мифологии ольмеков должно основываться на интерпретациях сохранившихся монументальных и переносных произведений искусства (таких как статуя сеньора де Лас Лимаса в музее Халапы) и сравнениях с другие мезоамериканские мифологии. Искусство ольмеков показывает, что такие божества, как Пернатый Змей и сверхъестественный дождь, уже присутствовали в мезоамериканском пантеоне во времена ольмеков. [88]
Общественно-политическая организация [ править ]
Мало что известно непосредственно о социальной и политической структуре общества ольмеков. Хотя большинство исследователей предполагают, что колоссальные головы и некоторые другие скульптуры представляют собой правителей, не было найдено ничего подобного стелам майя, на которых бы назывались конкретные правители и были указаны даты их правления. [89]
Вместо этого археологи полагались на имеющиеся у них данные, такие как крупномасштабные и мелкие исследования памятников. Это свидетельствовало о значительной централизации внутри ольмекского региона, сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте — никакие другие ольмекские памятники не могут сравниться с ними ни по площади, ни по количеству и качеству архитектуры и скульптуры. [90]
Это свидетельство географической и демографической централизации заставляет археологов предположить, что само общество ольмеков было иерархическим, сконцентрированным сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте, с элитой, которая могла использовать свой контроль над такими материалами, как вода и монументальный камень, для осуществления контроля. и легитимизировать свой режим. [91]
Тем не менее, считается, что в обществе ольмеков отсутствуют многие институты более поздних цивилизаций, такие как постоянная армия или каста жрецов. [92] И нет никаких свидетельств того, что Сан-Лоренцо или Ла-Вента контролировали, даже в период своего расцвета, всю центральную часть ольмеков. [93] Например, есть некоторые сомнения в том, что Ла Вента контролировала даже Арройо Сонсо, находившийся всего в 35 км (22 милях) от него. [94] Исследования поселений Сьерра-де-лос-Тустлас, расположенных примерно в 60 км (35 миль) от нас, показывают, что эта территория состояла из более или менее эгалитарных сообществ, находящихся вне контроля низинных центров. [95]
Торговля [ править ]
Широкое распространение артефактов ольмеков и «ольмекоидной» иконографии на большей части территории Мезоамерики указывает на существование обширных торговых сетей на большие расстояния. Экзотические, престижные и дорогостоящие материалы, такие как незеленый камень и морские раковины, перевозились в значительных количествах на большие расстояния. Некоторые из причин торговли связаны с отсутствием обсидиана в сердце страны. Ольмеки использовали обсидиан во многих инструментах, поскольку обработанные края были очень острыми и прочными. Большая часть найденного обсидиана была обнаружена в Гватемале, что свидетельствует об обширной торговле. [96] Хотя ольмеки не были первыми в Мезоамерике, кто организовал обмен товарами на большие расстояния, в период ольмеков произошло значительное расширение межрегиональных торговых путей, большее разнообразие обмениваемых материальных товаров и большее разнообразие источников, из которых были получены основные материалы. .
Деревенская жизнь и питание [ править ]
Несмотря на свои размеры и продуманную городскую планировку, скопированную другими центрами, [97] Сан-Лоренцо и Ла-Вента были в основном церемониальными центрами, и большинство ольмеков жили в деревнях, похожих на современные деревни и деревушки в Табаско и Веракрусе. [98]
Эти деревни располагались на возвышенности и состояли из нескольких разбросанных домов. Скромный храм мог быть связан с более крупными деревнями. Индивидуальные жилища будут состоять из дома, пристроенного к нему навеса и одной или нескольких ям для хранения вещей (по функциям аналогичных погребу ). Соседний сад использовался для выращивания лекарственных и кулинарных трав, а также для выращивания небольших культур, таких как домашний подсолнечник . Фруктовые деревья, такие как авокадо или какао , вероятно, росли поблизости.
Хотя берега рек использовались для посадки сельскохозяйственных культур между периодами наводнений, ольмеки, вероятно, также практиковали подсечно-огневое земледелие, чтобы вырубить леса и кустарники, а также создать новые поля, когда старые поля были истощены. [99] Поля располагались за пределами деревни и использовались для выращивания кукурузы, фасоли, тыквы , маниоки и сладкого картофеля. На основе археологических исследований двух деревень в горах Тустлас известно, что выращивание кукурузы с течением времени становилось все более важным для ольмеков, хотя рацион оставался довольно разнообразным. [100]
Фрукты и овощи дополнялись рыбой, черепахами, змеями и моллюсками из близлежащих рек, а также крабами и моллюсками в прибрежных районах. В качестве источника пищи были доступны птицы, а также дичь, включая пекари , опоссума , енота , кролика и, в частности, оленя . [101] Несмотря на широкий выбор доступных видов охоты и рыбалки, исследования мусора в Сан-Лоренцо показали, что одомашненная собака была единственным наиболее обильным источником животного белка. [102]
История археологических исследований [ править ]

Культура ольмеков была неизвестна историкам до середины 19 века. В 1869 году мексиканский путешественник-антиквар Хосе Мельгар-и-Серрано опубликовал описание первого памятника ольмеков, найденного на месте . Этот памятник – колоссальная голова, которую теперь называют памятником Трес Сапотес А – был обнаружен в конце 1850-х годов фермерским рабочим, расчищавшим лесные угодья на гасиенде в Веракрусе. Услышав о любопытной находке во время путешествия по региону, Мельгар-и-Серрано впервые посетил это место в 1862 году, чтобы лично убедиться в этом и завершить раскопки частично обнаженной скульптуры. Его описание объекта, опубликованное несколько лет спустя после дальнейших посещений этого места, представляет собой самое раннее задокументированное сообщение об артефакте того, что сейчас известно как культура ольмеков. [104]
Во второй половине XIX века были обнаружены ольмекские артефакты, такие как Топор Кунца (справа), которые впоследствии были признаны принадлежащими к уникальной художественной традиции.
Франс Блом и Оливер Ла Фарж сделали первые подробные описания Ла Венты и памятника Сан-Мартин Пахапан 1 во время своей экспедиции 1925 года. Однако в то время большинство археологов предполагали, что ольмеки были современниками майя - даже Блом и Ла Фарж были, по их собственным словам, «склонны приписать их культуре майя». [105]
Мэтью Стирлинг из Смитсоновского института провел первые детальные научные раскопки стоянок ольмеков в 1930-х и 1940-х годах. Стирлинг вместе с искусствоведом Мигелем Коваррубиасом пришли к убеждению, что ольмеки предшествовали большинству других известных мезоамериканских цивилизаций. [106]
Однако , в противовес Стерлингу, Коваррубиасу и Альфонсо Касо , майянисты Дж. Эрик Томпсон и Сильванус Морли приводили доводы в пользу датировки артефактов ольмеков классической эпохой. Вопрос о хронологии ольмеков достиг апогея на конференции в Тустла-Гутьерресе в 1942 году , где Альфонсо Касо заявил, что ольмеки были «материнской культурой» (« cultural madre ») Мезоамерики. [107]
Вскоре после конференции радиоуглеродное датирование доказало древность цивилизации ольмеков, хотя вопрос о «материнской культуре» вызвал серьезные споры даже 60 лет спустя. [108]
ДНК [ править ]
В ходе исследований Археологического проекта Сан-Лоренцо-Теночтитлан на стоянках Сан-Лоренцо и Лома-дель-Сапоте было обнаружено несколько человеческих захоронений ольмекского периода. Консистенция костей у двух из них позволила успешно провести изучение их митохондриальной ДНК в рамках исследования, предполагающего сравнительный анализ генетической информации ольмеков с информацией, полученной от испытуемых из других мезоамериканских обществ по совету специалисты д-р Мария де Лурдес Муньос Морено и Мигель Морено Галеана из CINVESTAV в Мексике.
Это новаторское исследование митохондриальной ДНК в 2018 году было проведено на двух особях ольмеков, одном из Сан-Лоренцо и другом из Лома-дель-Сапоте, и в обоих случаях привело к однозначному присутствию характерных мутаций материнской линии гаплогруппы А. Они имеют наиболее распространенную из пяти митохондриальных гаплогрупп, характерных для коренного населения Америки: A, B, C, D и X. [109] [110]
альтернативном Предположения об происхождении
Отчасти потому, что ольмеки создали первую мезоамериканскую цивилизацию, а отчасти потому, что о них мало что известно по сравнению, например, с майя или ацтеками, был выдвинут ряд предположений об альтернативном происхождении ольмеков. Хотя некоторые из этих предположений, в частности теория о том, что ольмеки были африканского происхождения, популяризированная книгой Ивана Ван Сертимы « Они пришли до Колумба» , стали хорошо известны в массовой культуре, подавляющее большинство мезоамериканских исследователей и ученых не считают их заслуживающими доверия. которые отвергают их как псевдонауку поп-культуры. [111]
По состоянию на 2018 год исследование митохондриальной ДНК, проведенное на останках ольмеков, одного из Сан-Лоренцо, а другого из Лома-дель-Сапоте, в обоих случаях привело к «недвусмысленному присутствию характерных мутаций материнской линии «А». То есть происхождение ольмеков не в Африке, а в Америке, поскольку они имеют наиболее распространенную из пяти митохондриальных гаплогрупп, характерных для коренного населения континента: A, B, C, D и X. [112]
Галерея [ править ]
- Стела Ла Вента 19 с ранним изображением пернатого змея.
- Глава ольмеков № 1, 1200–900 гг. до н.э.
- Коленопреклоненная человеческая фигура, 1200–600 гг. до н.э.
- «Близнецы» из Эль-Азуула , 1200–900 гг. до н. э.
- Резной сосуд из травертина с резным узором, XII – III века до н.э.
- Три кельта , ритуальные предметы ольмеков
- Ольмек-оборотень-ягуар
- Бутылка в ольмекском стиле, предположительно из Лас-Бокас , 1100–800 гг. до н.э.
- Ольмекская нефритовая маска
- Картина в ольмекском стиле из Хукстлауака. пещеры
- Детская фигурка ольмеков.
- Барельеф «Эль Рей» в ольмекском стиле из Чалькацинго.
См. также [ править ]
- Эль-Азузул – небольшой археологический памятник в сердце ольмеков.
- Серро-де-лас-Месас - постольмекский археологический памятник.
- Список мегалитических памятников
- Список мезоамериканских пирамид
Ссылки [ править ]
- ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 9–25 . ISBN 0-500-28503-9 .
- ^ См. Пул (2007), с. 2. Хотя существует широкое согласие в том, что культура ольмеков помогла заложить основы последующих цивилизаций, существуют разногласия по поводу масштабов вклада ольмеков и даже правильного определения ольмекской «культуры». См. « Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры » для более глубокого рассмотрения этого вопроса.
- ^ См., например, Diehl, p. 11.
- ^ См. Диль, с. 108 для превосходной степени «древней Америки». Художник и археолог Мигель Коваррубиас (1957) с. 50 говорит, что изделия ольмеков входят в число мировых шедевров
- ^ Обработка резины , Массачусетский технологический институт.
- ^ Ольмекас (nd). Подумайте, квест. Получено 20 сентября 2012 г. по ссылке . Архивировано 24 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Коу (1968) с. 42
- ^ Диль, с. 14.
- ^ Коу (2002) ссылается на старое стихотворение на языке науатль, цитируемое Мигелем Леон-Портильей , которое само по себе относится к земле под названием «Тамоанчан»:
Коу интерпретирует Тамоанчан как слово на языке майя, означающее «Земля дождя или тумана» (стр. 61).в определенную эпоху
который никто не может сосчитать
который никто не может вспомнить
[где] долгое время существовало правительство». - ^ Термин «теноцелом» используется еще в 1967 году Джорджем Кублером в «Американском антропологе» , т. 69, с. 404.
- ^ Даты из Пула, с. 1. Диль дает немного более раннюю дату — 1500 г. до н.э. (стр. 9), но ту же самую конечную дату. Любые даты возникновения цивилизации или культуры ольмеков проблематичны, поскольку ее возникновение было постепенным процессом. Большинство дат ольмеков основаны на радиоуглеродном датировании (см., например, Диль, стр. 10), которое является точным только в пределах заданного диапазона (например, ±90 лет в случае ранних слоев Эль-Манати ), и многое еще предстоит узнать о ранних слоях Эль-Манати. Поселения в низменностях Персидского залива.
- ^ Ричард А. Диль, 2004, Ольмеки - первая цивилизация Америки Лондон: Темза и Гудзон, стр. 25, 27.
- ^ Диль, 2004: стр. 23–24.
- ^ Бек, Роджер Б.; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип К. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 0-395-87274-Х .
- ^ Пул, стр. 26–27, дает отличный обзор этой теории и говорит: «Создание излишков продовольствия необходимо для развития социальной и политической иерархии, и нет сомнений в том, что высокая производительность сельского хозяйства в сочетании с естественным изобилие водных продуктов питания в низменностях Персидского залива способствовало их росту».
- ^ Пул, с. 151.
- ^ Диль, с. 132 или Пул, с. 150.
- ^ Jump up to: а б Бассейн, с. 103.
- ^ Эванс, Сьюзен Тоби ; Вебстер, Дэвид Л. (2000). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 315. ИСБН 978-1-136-80185-3 .
- ^ Диль, с. 9.
- ^ Коу (1967), с. 72. С другой стороны, повреждение этих памятников может быть не связано с упадком и заброшенностью Сан-Лоренцо. Некоторые исследователи полагают, что увечья имели ритуальный аспект, тем более что большинство изувеченных памятников перезахоронялись подряд.
- ^ Пул, с. 135. Диль, стр. 58–59, 82.
- ^ Диль, с. 9. Пул дает даты 1000 г. до н.э. – 400 г. до н.э. для Ла Венты.
- ^ Пул, с. 157.
- ^ Пул, с. 161–162.
- ^ Диль, с. 82. Надь, с. 270, однако, более осмотрителен, заявляя, что в дельте реки Грихальва , на восточной окраине центра, «очевидная плотность местного населения значительно снизилась… Низкая плотность населения позднего доклассического и раннего классического периода… ., возможно, существовало, однако оно остается невидимым».
- ^ Цитата и анализ Диля, стр. 82, отражено в других работах, таких как Pool.
- ^ Вандерваркер (2006), стр. 50–51.
- ^ Коу (2002), с. 88.
- ^ Jump up to: а б Коу (2002), с. 62.
- ^ Коу (2002), с. 88 и другие.
- ^ Пул, с. 105.
- ^ Пул, с. 106. Диль, стр. 109–115.
- ^ Гроув, 1973.
- ^ Пул, стр. 106–108, 176.
- ^ Диль, с. 111.
- ^ Пул, с. 118; Диль, с. 112. Коу (2002), с. 69: «Они носят головные уборы, похожие на шлемы для американского футбола, которые, вероятно, служили защитой как во время войны, так и в церемониальных играх, проводимых... по всей Мезоамерике».
- ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Мэри Эллен. «Искусство Мезоамерики от ольмеков до ацтеков». Темза и Гудзон; 4-е издание (20 октября 2006 г.).
- ^ Гроув, с. 55.
- ^ Пул, с. 107.
- ↑ В частности, Уильямс и Хейзер (стр. 29) рассчитали вес San Lorenzo Colossal Head 1 в 25,3 коротких тонны , или 23 тонны . См. Скарр. стр. 271–274 для веса «55 тонн».
- ^ Более подробную информацию см. Вильямс и Хейзер.
- ^ Скарр. Бассейн, с. 129.
- ^ Диль, с. 119.
- ^ Верчински, А. (1972). «Меж- и внутрипопуляционная расовая дифференциация Тлатилько, Серро-де-Лас-Месас, Теотуакана, Монте-Альбана и Юкатана Майя», XXXIX Международный конгресс. американистов, Лима, 1970, 1 , 231–252.
- ^ Карл Таубе , например, говорит: «Просто нет материальных свидетельств каких-либо доиспанских контактов между Старым Светом и Мезоамерикой до прибытия испанцев в шестнадцатом веке», стр. 17.
- Дэвис, Н. Путешественники в Новый Свет, University of New Mexico Press, 1979. ISBN 0-8263-0880-5
- Уильямс, С. Фантастическая археология, University of Pennsylvania Press, 1991. ISBN 0-8122-1312-2
- Федер, КЛ. Мошенничество, мифы и тайны. Наука и лженаука в археологии , 3-е изд., Трейд Мэйфилд ISBN 0-7674-0459-9
- ^ Юг Мексики , Коваррубиас, 1946 г.
- ^ Ортис де Монтеллано и др. 1997, с. 217
- ^ Хаслип-Виера, Габриэль: Бернар Ортис де Монтеллано; Источник Уоррена Барбура «Ограбление индейских культур: афроцентризм Ван Сертимы и ольмеки», Current Anthropology , 38 (3), (Tun., 1997), стр. 419–441.
- ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. п. 112 . ISBN 0-500-28503-9 .
- ^ Милликен, Уильям М. «Доколумбовый нефрит и твердый камень». Бюллетень Художественного музея Кливленда 36, вып. 4 (апрель 1949 г.): 53–55. По состоянию на 17 марта 2018 г.
- ^ "Коллекции Университета Восточной Англии" [ мертвая ссылка ] , Артмир
- ^ Jump up to: а б с д Британский музей. «Каменная маска ольмеков». Smarthistory.com .
- ^ «Церемониальный топор («Топор Кунца») | Ольмеков» . Метрополитен-музей . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ См. Пул, стр. 179–242; Диль, стр. 126–151.
- ^ Стефан Ловгрен, Древний город, найденный в Мексике; Показывает влияние ольмеков. Новости National Geographic, 26 января 2007 г.
- ^ Например, Диль, с. 170 или Пул, с. 54.
- ^ Фланнери и др. (2005) намекают, что ольмекская иконография впервые была разработана в культуре Тлатилько .
- ^ См., например, Рейли; Стивенс (2007); Роуз (2007). Для более подробной информации см. « Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры» .
- ^ Подробную информацию о компасе см. у Карлсона.
- ^ Коваррубиас, с. 27.
- ^ Таубе (2004), с. 122.
- ^ В качестве примера см. Joyce et al. , «Ольмекское кровопускание: иконографическое исследование».
- ^ См. Таубе (2004), с. 122.
- ^ Пул, с. 139.
- ^ Ортис и др., с. 249.
- ^ Пул, с. 116. Джоралемон (1996), с. 218.
- ^ См. Пол и др. (2002).
- ^ «Письменность может быть древнейшей в Западном полушарии» . Нью-Йорк Таймс . 15 сентября 2006 г. Проверено 30 марта 2008 г.
- ^ « Найдена «самая древняя» письменность Нового Света» . Би-би-си . 14 сентября 2006 г. Проверено 30 марта 2008 г.
- ^ «Старейшая письменность Нового Света» . Наука . Проверено 30 марта 2008 г.
- ^ Пол и др. (2002).
- ^ Скидмор. В число таких видных сторонников входят Майкл Д. Коу , Ричард Диль , Карл Таубе и Стивен Д. Хьюстон .
- ^ Брюнс и др.
- ^ Диль, с. 184.
- ^ Раздел «Мезоамериканский календарь длинного счета и изобретение концепции нуля», цитируется по Дилю, стр. 186.
- ^ Хотон, с. 153. Самый ранний обнаруженный Длинный счет относится к памятнику 1 на майя стоянке Эль-Баул и в Гватемале датируется 37 г. до н.э.
- ^ Миллер и Таубе (1993), с. 42. Пул, с. 295.
- ^ Ортис С.
- ^ См. Филлой Надаль, с. 27, который говорит: «Если бы они [мячи] использовались в игре с мячом, мы бы искали самые ранние свидетельства этой практики».
- ^ Коу (1968) с. 121.
- ^ Кэмпбелл и Кауфман (1976), стр. 80–89. Например, слова «ладан», «какао», «кукуруза», множество названий различных фруктов, «нагваль/шаман», «табак», «саман», «лестница», «каучук», «кукурузное зернохранилище». , «тыква» и «бумага» во многих мезоамериканских языках, по-видимому, были заимствованы из древнего языка мише-зоке.
- ^ Вихманн (1995).
- ^ Jump up to: а б Вихманн, Беляев и Давлетшин (в печати в сентябре 2008 г.).
- ^ См. Пул, с. 6 или Диль, с. 85.
- ^ Диль, с. 106. См. также Дж. Кларк, с. 343, в котором говорится, что «большая часть искусства Ла Венты, по-видимому, была посвящена правителям, одетым как боги, или самим богам».
- ^ Диль, с. 106.
- ^ Диль, стр. 103–104.
- ^ См., например, Cyphers (1996), с. 156.
- ^ См. Сэнтли и др., стр. 4, для обсуждения мезоамериканской централизации и децентрализации. См. Cyphers (1999), где обсуждается значение установки памятника.
- ^ Более подробное обсуждение см. в Cyphers (1999).
- ^ Серра Пуче и др., стр. 36, которые утверждают, что «хотя искусство ольмеков иногда изображает вождей, жрецов и, возможно, солдат, трудно представить, что такие институты, как армия, каста жрецов или административно-политические группы, уже были полностью развиты ко временам ольмеков». Они продолжают преуменьшать возможность сильного центрального правительства.
- ^ Пул, с. 20.
- ^ Пул, с. 164.
- ^ Пул, с. 175.
- ^ Хирт, Кеннет; Сайферс, Энн; Кобин, Роберт; Де Леон, Джейсон; Гласкок, Майкл Д. (2013). «Ранняя ольмекская обсидиановая торгово-экономическая организация в Сан-Лоренцо». Журнал археологической науки . 40 (6): 2784–2798. Бибкод : 2013JArSc..40.2784H . дои : 10.1016/j.jas.2013.01.033 .
- ^ «Археологический проект Чьяпа-де-Корсо» . Университет Бригама Янга . Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ Если не указано иное (ножом), этот раздел о деревенской жизни и диете ссылается на Diehl (2004), Davies и Pope et al.
- ^ Пол.
- ^ ВанДерваркер, с. 195, и Лоулер, Археология (2007), с. 23, цитируем ВанДерваркера.
- ^ ВанДерваркер, стр. 141–144.
- ^ Дэвис, с. 39.
- ^ Бенсон (1996) с. 263.
- ↑ См. переведенный отрывок из оригинального отчета Мельгара-и-Серрано за 1869 год, перепечатанный в Adams (1991), стр. 56. См. также Pool (2007), стр. 1, 35 и Stirling (1968), p. 8.
- ^ Цитируется по Коу (1968), с. 40.
- ^ Коу (1968), стр. 42–50.
- ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других» («Эта великая культура, с которой мы встречаемся в древних уровней, без сомнения, является матерью других культур, таких как майя, теотиуакана, сапотек, культура Эль-Тахина и других».) Caso (1942), p. 46.
- ^ Коу (1968), с. 50.
- ^ Генетическая принадлежность доиспанских и современных майя по материнской линии (Очоа-Луго, 2016) [1]
- ^ Вильямар Бесеррил Энрике, «Исследования ДНК и происхождение ольмеков», Мексиканская археология, вып. 150, с. 40-41.(2019) [2] Архивировано 27 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ См. Гроув (1976) или Ортис де Монтеллано (1997).
- ^ Вильямар Бесериль, Энрике (март 2018 г.). «ДНК-исследования и происхождение ольмеков» . Мексиканская археология (на испанском языке). № 150. Мехико: Редакционные статьи. стр. 40–41 . Проверено 26 декабря 2023 г.
Библиография [ править ]
- Адамс, Ричард Э.В. (1991). Доисторическая Мезоамерика (пересмотренная ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2304-4 . OCLC 22593466 .
- Бэнкрофт, Хьюберт Хоу (1876). Коренные расы тихоокеанских государств Северной Америки: первобытная история. 1876 год . Том. 5. Д. Эпплтон.
- Бенсон, Элизабет П. (1996). «110. Вотивный топор». У Элизабет П. Бенсон; Беатрис де ла Фуэнте (ред.). Искусство ольмеков древней Мексики (в сопровождении выставки в Национальной галерее искусств, Вашингтон, с 30 июня по 20 октября 1996 г., ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств . стр. 262–263. ISBN 0-89468-250-4 . OCLC 34357584 .
- Бернал, я; Коу, М; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. (см. индекс)
- Брунс, Карен О.; Нэнси Л. Келкер; Ма. дель Кармен Родригес Мартинес; Понсиано Ортис Себальос; Майкл Д. Коу ; Ричард А. Диль; Стивен Д. Хьюстон ; Карл А. Таубе ; Альфредо Дельгадо Кальдерон (март 2007 г.). «Умели ли ольмеки писать?». Наука . 315 (5817). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки : 1365–1366. дои : 10.1126/science.315.5817.1365b . ISSN 0036-8075 . OCLC 206052590 . ПМИД 17347426 . S2CID 13481057 .
- Кэмпбелл, Лайл ; Терренс Кауфман (1976). «Лингвистический взгляд на ольмеков». Американская древность . 41 (1). Менаша, Висконсин: Общество американской археологии : 80–89. дои : 10.2307/279044 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 279044 . ОСЛК 1479302 . S2CID 162230234 .
- Карлсон, Джон Б. (1975) «Компас магнита: китайское или ольмекское первенство? Междисциплинарный анализ ольмекского гематитового артефакта из Сан-Лоренцо, Веракрус, Мексика», Science , New Series, 189 (4205) (5 сентября 1975 г.), стр. 753–760 (753).
- Кларк, Джон Э. (2001). «Низменность Залива: Южный регион». В Сьюзан Тоби Эванс; Дэвид Л. Вебстер (ред.). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing . стр. 340–344. ISBN 0-8153-0887-6 . OCLC 45313588 .
- Коу, Майкл Д. (1967). «Сан-Лоренцо и цивилизация ольмеков» . В Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса ; Попечители Гарвардского университета. стр. 41–72. OCLC 52523439 . Архивировано из оригинала ( онлайн-воспроизведение в формате PDF ) 8 ноября 2011 года . Проверено 22 сентября 2008 г.
- Коу, Майкл Д. (1968). Первая цивилизация Америки: открытие ольмеков . Нью-Йорк: Смитсоновская библиотека.
- Коу, Майкл Д .; Рекс Кунц (2002). Мексика: от ольмеков до ацтеков (5-е издание, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28346-Х . OCLC 50131575 .
- Коваррубиас, Мигель (1977) [1946]. «Искусство ольмеков или искусство Ла Венты». В Алане Корди-Коллинз ; Джин Стерн (ред.). История доколумбового искусства: Избранные материалы . Перевод Роберта Пираццини (перепечатка оригинальной статьи под ред.). Пало-Альто, Калифорния: Peek Publications. стр. 1–34. ISBN 0-917962-41-9 . ОСЛК 3843930 .
- Коваррубиас, Мигель (1957). Индийское искусство Мексики и Центральной Америки (Цветные пластины и штриховые рисунки автора под ред.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ОСЛК 171974 .
- Сайферс, Энн (1996). «2. Памятник Сан-Лоренцо 4 – Колоссальная голова». У Элизабет П. Бенсон ; Беатрис де ла Фуэнте (ред.). Искусство ольмеков древней Мексики (в сопровождении выставки в Национальной галерее искусств, Вашингтон, с 30 июня по 20 октября 1996 г., ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств . п. 156. ИСБН 0-89468-250-4 . OCLC 34357584 .
- Сайферс, Энн (1999). «От камня к символам: искусство ольмеков в социальном контексте в Сан-Лоренцо-Теночтитлане» (PDF) . У Дэвида К. Гроува ; Розмари А. Джойс (ред.). Социальные модели в доклассической Мезоамерике: симпозиум в Думбартон-Оксе, 9 и 10 октября 1993 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса и попечители Гарвардского университета. стр. 155–181 . ISBN 0-88402-252-8 . OCLC 39229716 .
- Дэвис, Найджел (1982). Древние королевства Мексики . Серия книг «Пеликан». Хармондсворт, Англия: Penguin Books . ISBN 0-14-022232-4 . ОСЛК 11212208 .
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Филлой Надаль, Лаура (2001). «Резина и резиновые шарики в Мезоамерике» . В Э. Майкле Уиттингтоне (ред.). Спорт жизни и смерти: мезоамериканская игра в мяч (опубликовано одновременно с одноименной выставкой, организованной Художественным музеем Монетного двора , Шарлотта, Северная Каролина, изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон . стр. 20–31 . ISBN 0-500-05108-9 . OCLC 49029226 .
- Фланнери, Кент В .; Эндрю К. Балканский; Гэри М. Фейнман; Дэвид С. Гроув ; Джойс Маркус ; Эльза М. Редмонд; Роберт Г. Рейнольдс; Роберт Дж. Шерер ; Чарльз С. Спенсер; Джейсон Йегер (август 2005 г.). «Последствия нового петрографического анализа для модели ольмекской «материнской культуры»» . Труды Национальной академии наук . 102 (32). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук : 11219–11223. Бибкод : 2005PNAS..10211219F . дои : 10.1073/pnas.0505116102 . ISSN 0027-8424 . OCLC 209632728 . ПМЦ 1183595 . ПМИД 16061797 .
- Гроув, Дэвид К. (1973). «Ольмекские алтари и мифы». Археология . 26 (2): 128–135. JSTOR 41685265 .
- Гроув, Дэвид К. (сентябрь 1976 г.). «Происхождение ольмеков и транстихоокеанская диффузия: ответ Меггерсу». Американский антрополог . Новая серия. 78 (3). Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация и дочерние общества: 634–637. дои : 10.1525/aa.1976.78.3.02a00120 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 674425 . OCLC 1479294 .
- Гроув, Дэвид К. (1981). «Памятники ольмеков: увечья как ключ к смыслу». В Элизабет П. Бенсон (ред.). Ольмеки и их соседи: очерки памяти Мэтью В. Стирлинга . Майкл Д. Коу и Дэвид К. Гроув (организаторы). Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса ; Попечители Гарвардского университета. стр. 49–68. ISBN 0-88402-098-3 . OCLC 7416377 .
- Гимарайнш, AP (июнь 2004 г.). «Мексика и ранняя история магнетизма» (PDF) . Мексиканская физика . 50 (Энсеньанса 1). Мексика DF: Мексиканское финансовое общество: 51–53. Бибкод : 2004RMxFE..50...51G . ISSN 0035-001X . ОСЛК 107737016 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 9 сентября 2008 г.
- Хотон, Брайан (2007). Скрытая история . Книги с новыми страницами. ISBN 978-1-56414-897-1 .
- Джоралемон, Питер Дэвид (1996) «[Каталог №] 53. Фигура, сидящая на троне с младенцем на коленях», в книге «Ольмекское искусство Древней Мексики» , ред. Е. П. Бенсон и Б. де ла Фуэнте, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 , с. 218.
- Джойс, Розмари А.; Ричард Эджинг; Карл Лоренц; Сьюзан Д. Гиллеспи (1991). «Ольмекское кровопускание: иконографическое исследование» (PDF) . В Вирджинии М. Филдс (ред. тома) (ред.). Шестой круглый стол в Паленке, 1986 год . Шестая конференция за круглым столом в Паленке, состоявшаяся 8–14 июня 1986 года в Паленке, штат Чьяпас, Мексика. Серия «Круглый стол» в Паленке, том. 8. Мерл Грин Робертсон (ред. серии). Норман: Университет Оклахомы Пресс . стр. 143–150. ISBN 0-8061-2277-3 . ОСЛК 21230103 .
- Лоулер, Эндрю (2007). «За пределами семейной вражды». Археология . 60 (2): 20–25.
- Магни, Катерина (1999). Археология Мексики: ольмеки (на французском языке). Париж: Издания Artcom. ISBN 2-912741-24-6 . OCLC 43630189 .
- Магни, Катерина (2003). Ольмеки: от истоков к мифу (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil. ISBN 2-02-054991-3 . OCLC 52385926 .
- Национальный научный фонд (2002 г.) Ученые находят самые ранние сочинения «Нового мира» в Мексике , 2002 г.
- Нидербергер Беттон, Кристина (1987) Палеоландшафты и догородская археология бассейна Мексики. Тома I и II опубликованы Centro Francés de Estudios Mexicanos y Centroamericanos, Мексика, DF (резюме). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Ортис К., Пончано; Родригес, Мария дель Кармен (1999) «Ритуальное поведение ольмеков в Эль-Манати: священное пространство» в книге «Социальные модели в доклассической Мезоамерике» , ред. Гроув, округ Колумбия; Джойс, Р.А., Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 225–254.
- Ортис де Монтеллано, Бернар; Габриэль Хаслип-Виера; Уоррен Барбур (весна 1997 г.). «Их НЕ БЫЛО здесь до Колумба: афроцентрический гипердиффузионизм в 1990-х годах». Этноистория . 44 (2). Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка , выпущенное Американским обществом этноистории : 199–234. дои : 10.2307/483368 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 483368 . OCLC 42388116 .
- Пол, Мэри; Кевин О. Поуп; Кристофер фон Надь (2002). «Ольмекское происхождение мезоамериканской письменности». Наука . 298 (5600): 1984–1987. Бибкод : 2002Sci...298.1984P . дои : 10.1126/science.1078474 . ПМИД 12471256 . S2CID 19494498 .
- Поль, Мэри « Экономические основы цивилизации ольмеков в низменностях побережья Мексиканского залива », по состоянию на март 2007 г.
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембриджская мировая археология. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .
- Поуп, Кевин; и др. (2001). «Происхождение и окружающая среда древнего земледелия в низменностях Мезоамерики». Наука . 292 (5520): 1370–1373. Бибкод : 2001Sci...292.1370P . дои : 10.1126/science.292.5520.1370 . ПМИД 11359011 .
- Рейли III, Ф. Кент «Искусство, ритуалы и правление в мире ольмеков» в книге «Древние цивилизации Мезоамерики: читатель» , Blackwell Publishing Ltd., стр. 369–395.
- Роуз, Марк (2005) «Ольмеки, искусство ольмеков» , в журнале «Археология » (онлайн), Археологический институт Америки, по состоянию на февраль 2007 г.
- Сэнтли, Роберт С.; Майкл Дж. Берман; Рани Т. Александр (1991). «Политизация мезоамериканской игры с мячом и ее последствия для интерпретации распределения площадок для игры в мяч в Центральной Мексике» . В Верноне Л. Скарборо ; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 3–24 . ISBN 0-8165-1180-2 . OCLC 51873028 .
- Скарр, Крис (1999) Семьдесят чудес древнего мира , Темза и Гудзон, Лондон, ISBN 978-0-500-05096-5 .
- Серра Пуче, Мари Кармен и Фернан Гонсалес де ла Вара, Карина Р. Дюран В. (1996) «Повседневная жизнь во времена ольмеков», в «Ольмекском искусстве Древней Мексики» , ред. Е. П. Бенсон и Б. де ла Фуэнте, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 , стр. 262–263.
- Скидмор, Джоэл (2006). «Блок Каскахала: самые ранние доколумбовые письмена» ( PDF ) . Отчеты и новости Mesoweb . Месовеб . Проверено 20 июня 2007 г.
- Стивенсон, Марк (2007) «Город под влиянием ольмеков найден в Мексике», Associated Press, по состоянию на 8 февраля 2007 г.
- Стирлинг, Мэтью В. (1968). «Ранняя история проблемы ольмеков» . В Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса ; Попечители Гарвардского университета. стр. 1–8. OCLC 52523439 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2011 года . Проверено 22 сентября 2008 г.
- Столтман, Дж.Б.; и др. (2005). «Петрографические данные показывают, что обмен керамикой между ольмеками и их соседями был двусторонним» . ПНАС . 102 (32): 11213–11218. Бибкод : 2005PNAS..10211213S . дои : 10.1073/pnas.0505117102 . ПМЦ 1183596 . ПМИД 16061796 .
- Таубе, Карл (2004). Ольмекское искусство в Думбартон-Оксе (PDF) . Доколумбовое искусство в Думбартон-Оксе, № 2. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса ; Попечители Гарвардского университета. ISBN 0-88402-275-7 . OCLC 56096117 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2012 года.
- ВанДерваркер, Эмбер (2006) Сельское хозяйство, охота и рыбалка в мире ольмеков , University of Texas Press, ISBN 0-292-70980-3 .
- фон Надь, Кристофер (1997). «Геоархеология поселений в дельте Грихальвы». У Барбары Л. Старк; Филип Дж. Арнольд III (ред.). От ольмеков до ацтеков: модели расселения в низменностях древнего Персидского залива . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 253–277. ISBN 0-8165-1689-8 . OCLC 36364149 .
- Вихманн, Сорен (1995). Отношения между миксе-сокеанскими языками Мексики . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты . ISBN 0-87480-487-6 .
- Вихманн, Серен ; Дмитрий Беляев; Альберт Давлетшин (сентябрь 2008 г.). «Возможные лингвистические и археологические корреляции с участием ольмеков» (PDF) . Материалы круглого стола Olmeca: баланс и перспективы, Национальный музей антропологии, Мехико, 10–12 марта 2005 г. (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
- Уилфорд, Джон Ноубл (15 марта 2005 г.). «Мать-культура или всего лишь сестра?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 сентября 2008 г.
- Уильямс, Хауэл; Роберт Ф. Хейзер (сентябрь 1965 г.). «Источники камней, использованных в памятниках ольмеков» ( онлайн-факсимиле в формате PDF ) . Вклад Археологического исследовательского центра Калифорнийского университета . 1 (Источники камней, использовавшихся в доисторических стоянках Мезоамерики). Беркли: Калифорнийского университета Департамент антропологии : 1–44. ISSN 0068-5933 . ОСЛК 1087514 .
Внешние ссылки [ править ]

- Рисунки и фотографии 17 колоссальных голов.
- «Гравюры на камне представляют собой самые ранние письменные произведения Нового Света» . Научный американец ; Ма. дель Кармен Родригес Мартинес, Понсиано Ортис Себальос, Майкл Д. Коу, Ричард А. Дил, Стивен Д. Хьюстон, Карл А. Таубе, Альфредо Дельгадо Кальдерон, Старейшие произведения в Новом Свете, Наука , Том 313, 15 сентября 2006 г., стр. .1610–1614.
- Аудиофайл BBC. Обсуждение культуры ольмеков (15 минут) Мировая история в 100 объектах
- Смитсоновское наследие ольмеков
- Ольмеки
- Заведения XVI века до нашей эры
- Разрушения IV века до н.э.
- Древние народы
- Археологические культуры Северной Америки
- Период становления в Америке
- История Герреро
- История Табаско
- История Веракруса
- Гипердиффузионизм
- Мезоамериканские культуры
- Доколумбовые культуры Мексики
- Коренные народы Мексики