Jump to content

Ольмеки

(Перенаправлено с Ольмека )

Ольмеки
Сердце ольмеков , где ольмеки правили с 1200 по 400 год до нашей эры.
Географический диапазон Веракрус , Мексика
Период Доклассическая эпоха
Даты в. 1200–400 гг. до н.э.
Тип сайта Сан Лоренцо Теночтитлан
Основные сайты Ла Вента , Трес Сапотес , Лагуна де лос Серрос
Предшественник Архаичная Мезоамерика
С последующим Эпи-Ольмеки
Произведения ольмеков
Голова ольмеков № 3 из Сан-Лоренцо-Теночтитлана ; 1200–900 гг. до н.э.; базальт ; высота: 1,8 м, длина: 1,28 м, ширина: 0,83 м; Музей антропологии Халапы ( Халапа , Мексика)
Лорд лаймов ; 1000–600 гг. до н.э.; зеленокаменный ; высота: 55см; Музей антропологии Халапы
Борец ; 1200–400 гг. до н.э.; базальт; высота: 66 см, из района Арройо Сонсо ( Веракрус , Мексика); Национальный музей антропологии. Ольмекские художники известны как монументальными, так и миниатюрными изображениями влиятельных лиц — от шеститонных головных скульптур до статуэток .

Ольмеки ( ˈ / ˈ ɒ l m ɛ k s , l мезоамериканской -/ были самой ранней известной крупной ) цивилизацией . После прогрессивного развития Соконуско они заняли тропические низменности современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско . Было высказано предположение, что ольмеки частично произошли от соседних культур Мокая или Миксе-Соке .

Мезоамерики Ольмеки процветали в период формирования , примерно с 1200 г. до н.э. примерно до 400 г. до н.э. Доольмекские культуры процветали примерно с 2500 г. до н. э., но к 1200 г. до н. э. возникла ранняя ольмекская культура, сосредоточенная на участке Сан-Лоренцо Теночтитлан недалеко от побережья на юго-востоке Веракруса. [1] Они были первой мезоамериканской цивилизацией и заложили многие основы последующих цивилизаций. [2] Среди других «первопроходцев» ольмеки, по-видимому, практиковали ритуальное кровопускание и играли в мезоамериканскую игру в мяч , что было отличительной чертой почти всех последующих мезоамериканских обществ. Самым известным сейчас аспектом ольмеков являются их произведения искусства, особенно колоссальные головы . [3] Цивилизация ольмеков впервые была определена через артефакты, которые коллекционеры приобрели на рынке доколумбового искусства в конце 19 - начале 20 веков. Произведения искусства ольмеков считаются одними из самых ярких в древней Америке. [4]

Этимология [ править ]

Название «ольмек» означает «резиновый народ» на науатле , языке науа , и было ацтекским термином для людей, которые жили в низменностях Персидского залива в 15 и 16 веках, примерно через 2000 лет после того, как культура ольмеков вымерла. Термин «Резиновые люди» относится к древней практике, простирающейся от древних ольмеков до ацтеков, по добыче латекса из Кастилии Эластика , каучукового дерева в этом районе. Сок местной лозы Ipomoea alba был затем смешан с этим латексом для создания каучука еще в 1600 году до нашей эры. [5] Словом науатле для обозначения ольмеков было Ōlmēcatl [oːlˈmeːkat͡ɬ] (единственное число) или Ōlmēcah [oːlˈmeːkaʔ] (множественное число). Это слово состоит из двух слов ōlli [ˈoːlːi] , что означает « натуральный каучук », и mēcatl [ˈmeːkat͡ɬ] , что означает «люди». [6] [7]

Однако исследователи и археологи раннего Нового времени ошибочно применили название «ольмеки» к вновь открытым руинам и артефактам в центре страны за десятилетия до того, как стало понятно, что они были созданы не людьми, которых ацтеки знали как «ольмеков», а скорее культурой, которая был на 2000 лет старше. Несмотря на ошибочную идентификацию, имя прижилось. [8]

Неизвестно, какое имя использовали для себя древние ольмеки; в некоторых более поздних мезоамериканских источниках древние ольмеки упоминаются как « Тамоанчан ». [9] Современный термин, иногда используемый для культуры ольмеков, — теноцеломе , что означает [ нужны разъяснения ] «пасть ягуара » . [10]

Обзор [ править ]

Сердцем ольмеков является территория в низменностях Персидского залива , где они расширились после раннего развития в Соконуско , Веракрус. Для этой территории характерны заболоченные низменности, перемежающиеся невысокими холмами, хребтами и вулканами. Сьерра -де-лос-Тустлас в Мексиканском заливе резко поднимается на севере, вдоль залива Кампече . Здесь ольмеки построили постоянные городские храмовые комплексы в Сан-Лоренцо-Теночтитлане , Ла-Венте , Трес-Сапотесе и Лагуна-де-лос-Серрос . В этом регионе возникла первая мезоамериканская цивилизация, которая правила с ок. 1400–400 гг. до н.э. [11]

Происхождение [ править ]

Зарождение цивилизации ольмеков традиционно относят к периоду между 1400 и 1200 годами до нашей эры . Прошлые находки останков ольмеков, ритуально хранившихся в святилище Эль-Манати рядом с тройными археологическими памятниками, известными под общим названием Сан-Лоренцо Теночтитлан, отодвинули это время «по крайней мере» к 1600–1500 годам до нашей эры . [12] Похоже, что ольмеки уходят своими корнями в ранние земледельческие культуры Табаско , которые возникли между 5100 и 4600 годами до нашей эры . У них были те же основные продовольственные культуры и технологии, что и у более поздней цивилизации ольмеков. [13]

What is today called Olmec first appeared fully within San Lorenzo Tenochtitlán, where distinctive Olmec features occurred around 1400 BCE. The rise of civilization was assisted by the local ecology of well-watered alluvial soil, as well as by the transportation network provided by the Coatzacoalcos river basin. This environment may be compared to that of other ancient centers of civilization: the Nile, Indus, and Yellow River valleys and Mesopotamia. This highly productive environment encouraged a densely concentrated population, which in turn triggered the rise of an elite class.[14] The elite class created the demand for the production of the symbolic and sophisticated luxury artifacts that define Olmec culture.[15] Many of these luxury artifacts were made from materials such as jade, obsidian, and magnetite, which came from distant locations and suggest that early Olmec elites had access to an extensive trading network in Mesoamerica. The source of the most valued jade was the Motagua River valley in eastern Guatemala,[16] and Olmec obsidian has been traced to sources in the Guatemala highlands, such as El Chayal and San Martín Jilotepeque, or in Puebla,[17] distances ranging from 200 to 400 km (120–250 miles) away, respectively.[18]

The state of Guerrero, and in particular its early Mezcala culture, seem to have played an important role in the early history of Olmec culture. Olmec-style artifacts tend to appear earlier in some parts of Guerrero than in the Veracruz-Tabasco area. In particular, the relevant objects from the Amuco-Abelino site in Guerrero reveal dates as early as 1530 BCE.[19] The city of Teopantecuanitlan in Guerrero is also relevant in this regard.

La Venta[edit]

Great pyramid in La Venta, Tabasco

The first Olmec center, San Lorenzo, was all but abandoned around 900 BCE at about the same time that La Venta rose to prominence.[20] A wholesale destruction of many San Lorenzo monuments also occurred c. 950s BCE, which may indicate an internal uprising or, less likely, an invasion.[21] The latest thinking, however, is that environmental changes may have been responsible for this shift in Olmec centers, with certain important rivers changing course.[22]

In any case, following the decline of San Lorenzo, La Venta became the most prominent Olmec center, lasting from 900 BCE until its abandonment around 400 BCE.[23] La Venta sustained the Olmec cultural traditions with spectacular displays of power and wealth. The Great Pyramid was the largest Mesoamerican structure of its time. Even today, after 2500 years of erosion, it rises 34 m (112 ft) above the naturally flat landscape.[24] Buried deep within La Venta lay opulent, labor-intensive "offerings" – 1000 tons of smooth serpentine blocks, large mosaic pavements, and at least 48 separate votive offerings of polished jade celts, pottery, figurines, and hematite mirrors.[25]

Decline[edit]

Scholars have yet to determine the cause of the eventual extinction of the Olmec culture. Between 400 and 350 BCE, the population in the eastern half of the Olmec heartland dropped precipitously, and the area was sparsely inhabited until the 19th century.[26] According to archaeologists, this depopulation was probably the result of "very serious environmental changes that rendered the region unsuited for large groups of farmers", in particular changes to the riverine environment that the Olmec depended upon for agriculture, hunting and gathering, and transportation. These changes may have been triggered by tectonic upheavals or subsidence, or the siltation of rivers due to agricultural practices.[27]

One theory for the considerable population drop during the Terminal Formative period is suggested by Santley and colleagues (Santley et al. 1997), who propose the relocation of settlements due to volcanism, instead of extinction. Volcanic eruptions during the Early, Late and Terminal Formative periods would have blanketed the lands and forced the Olmec to move their settlements.[28]

Whatever the cause, within a few hundred years of the abandonment of the last Olmec cities, successor cultures became firmly established. The Tres Zapotes site, on the western edge of the Olmec heartland, continued to be occupied well past 400 BCE, but without the hallmarks of the Olmec culture. This post-Olmec culture, often labeled the Epi-Olmec, has features similar to those found at Izapa, some 550 kilometres (340 mi) to the southeast.[29]

Artifacts[edit]

Seated figurine; 12th–9th century BC; painted ceramic; height: 34 cm, width: 31.8 cm, depth: 14.6 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)
Bird-shaped vessel; 12th–9th century BC; ceramic with red ochre; height: 16.5 cm; Metropolitan Museum of Art

The Olmec culture was first defined as an art style, and this continues to be the hallmark of the culture.[30] Wrought in a large number of media – jade, clay, basalt, and greenstone among others – much Olmec art, such as The Wrestler, is naturalistic. Other art expresses fantastic anthropomorphic creatures, often highly stylized, using an iconography reflective of a religious meaning.[31] Common motifs include downturned mouths and a cleft head, both of which are seen in representations of werejaguars.[30] In addition to making human and human-like subjects, Olmec artisans were adept at animal portrayals.

While Olmec figurines are found abundantly in sites throughout the Formative Period, the stone monuments such as the colossal heads are the most recognizable feature of Olmec culture.[32] These monuments can be divided into four classes:[33]

  • Colossal heads (which can be up to 3 m (10 ft) tall);
  • Rectangular "altars" (more likely thrones) [34] such as Altar 5 shown below;
  • Free-standing in-the-round sculpture, such as the twins from El Azuzul or San Martín Pajapan Monument 1; and
  • Stele, such as La Venta Monument 19 above. The stelae form was generally introduced later than the colossal heads, altars, or free-standing sculptures. Over time, the stele changed from simple representation of figures, such as Monument 19 or La Venta Stela 1, toward representations of historical events, particularly acts legitimizing rulers. This trend would culminate in post-Olmec monuments such as La Mojarra Stela 1, which combines images of rulers with script and calendar dates.[35]

Colossal heads[edit]

The most recognized aspect of the Olmec civilization are the enormous helmeted heads.[36] As no known pre-Columbian text explains them, these impressive monuments have been the subject of much speculation. Once theorized to be ballplayers, it is now generally accepted that these heads are portraits of rulers, perhaps dressed as ballplayers.[37] Infused with individuality, no two heads are alike and the helmet-like headdresses are adorned with distinctive elements, suggesting personal or group symbols. Some have also speculated that Mesoamerican people believed that the soul, along with all of one's experiences and emotions, was contained inside the head.[38][39]

Seventeen colossal heads have been unearthed to date.[40]

SiteCountDesignations
San Lorenzo10Colossal Heads 1 through 10
La Venta4Monuments 1 through 4
Tres Zapotes2Monuments A & Q
Rancho la Cobata1Monument 1
Tuxtla statuette

The heads range in size from the Rancho La Cobata head, at 3.4 m (11 ft) high, to the pair at Tres Zapotes, at 1.47 m (4 ft 10 in). Scholars calculate that the largest heads weigh between 25 and 55 tonnes (28 and 61 short tons).[41]

One of the mosaics from the La Venta Olmec site.

The heads were carved from single blocks or boulders of volcanic basalt, found in the Sierra de los Tuxtlas. The Tres Zapotes heads, for example, were sculpted from basalt found at the summit of Cerro el Vigía, at the western end of the Tuxtlas. The San Lorenzo and La Venta heads, on the other hand, were probably carved from the basalt of Cerro Cintepec, on the southeastern side,[42] perhaps at the nearby Llano del Jicaro workshop, and dragged or floated to their final destination dozens of miles away.[43] It has been estimated that moving a colossal head required the efforts of 1,500 people for three to four months.[18]

Some of the heads, and many other monuments, have been variously mutilated, buried and disinterred, reset in new locations and/or reburied. Some monuments, and at least two heads, were recycled or recarved, but it is not known whether this was simply due to the scarcity of stone or whether these actions had ritual or other connotations. Scholars believe that some mutilation had significance beyond mere destruction, but some scholars still do not rule out internal conflicts or, less likely, invasion as a factor.[44]

The flat-faced, thick-lipped heads have caused some debate due to their resemblance to some African facial characteristics. Based on this comparison, some writers have said that the Olmecs were Africans who had emigrated to the New World.[45] But the vast majority of archaeologists and other Mesoamerican scholars reject claims of pre-Columbian contacts with Africa.[46] Explanations for the facial features of the colossal heads include the possibility that the heads were carved in this manner due to the shallow space allowed on the basalt boulders. Others note that in addition to the broad noses and thick lips, the eyes of the heads often show the epicanthic fold, and that all these characteristics can still be found in modern Mesoamerican Indians. For instance, in the 1940s, the artist/art historian Miguel Covarrubias published a series of photos of Olmec artwork and of the faces of modern Mexican Indians with very similar facial characteristics.[47] The African origin hypothesis assumes that Olmec carving was intended to be a representation of the inhabitants, an assumption that is hard to justify given the full corpus of representation in Olmec carving.[48]

Ivan Van Sertima claimed that the seven braids on the Tres Zapotes head was an Ethiopian hair style, but he offered no evidence it was a contemporary style. The Egyptologist Frank J. Yurco has said that the Olmec braids do not resemble contemporary Egyptian or Nubian braids.[49]

Richard Diehl wrote "There can be no doubt that the heads depict the American Indian physical type still seen on the streets of Soteapan, Acayucan, and other towns in the region."[50]

Jade face masks[edit]

Another type of artifact is much smaller; hardstone carvings in jade of a face in a mask form. Jade is a particularly precious material, and it was used as a mark of rank by the ruling classes.[51] By 1500 BCE early Olmec sculptors mastered the human form.[38] This can be determined by wooden Olmec sculptures discovered in the swampy bogs of El Manati.[38] Before radiocarbon dating could tell the exact age of Olmec pieces, archaeologists and art historians noticed the unique "Olmec-style" in a variety of artifacts.[38]

Curators and scholars refer to "Olmec-style" face masks but, to date, no example has been recovered in an archaeologically controlled Olmec context. They have been recovered from sites of other cultures, including one deliberately deposited in the ceremonial altepetl (precinct) of Tenochtitlan in what is now Mexico City. The mask would presumably have been about 2000 years old when the Aztecs buried it, suggesting such masks were valued and collected as were Roman antiquities in Europe.[52] The 'Olmec-style' refers to the combination of deep-set eyes, nostrils, and strong, slightly asymmetrical mouth.[38] The "Olmec-style" also very distinctly combines facial features of both humans and jaguars.[53] Olmec arts are strongly tied to the Olmec religion, which prominently featured jaguars.[53] The Olmec people believed that in the distant past a race of werejaguars was made between the union of a jaguar and a woman.[53] One werejaguar quality that can be found is the sharp cleft in the forehead of many supernatural beings in Olmec art. This sharp cleft is associated with the natural indented head of jaguars.[53]

Kunz axes[edit]

The Kunz axes (also known as "votive axes") are figures that represent werejaguars and were apparently used for rituals. In most cases, the head is half the total volume of the figure. All Kunz axes have flat noses and an open mouth. The name "Kunz" comes from George Frederick Kunz, an American mineralogist, who described a figure in 1890.[54]

Beyond the heartland[edit]

Основные памятники периода формирования (доклассическая эпоха) на территории современной Мексики, археологические данные которых свидетельствуют о влиянии ольмеков.

Olmec-style artifacts, designs, figurines, monuments and iconography have been found in the archaeological records of sites hundreds of kilometres outside the Olmec heartland. These sites include:[55]

Центральная Мексика [ править ]

Тлатилько и Тлапакойя , крупные центры культуры Тлатилько в долине Мексики , где артефакты включают полые фигурки с мотивами детского лица и ольмекские рисунки на керамике.

Чалькацинго , в долине Морелос , центральная Мексика, где представлены монументальное искусство и наскальные рисунки в ольмекском стиле с фигурами в ольмекском стиле.

Кроме того, в 2007 году археологи раскопали Зазакатлу , город под влиянием ольмеков в Морелосе. Расположенный примерно в 40 километрах (25 миль) к югу от Мехико, Сазакатла занимал площадь около 2,5 квадратных километров (1 квадратную милю) между 800 и 500 годами до нашей эры. [56]

Западная Мексика [ править ]

Теопантекуанитлан в Герреро , где представлены монументальное искусство в ольмекском стиле, а также планы города с характерными ольмекскими чертами.

Кроме того, наскальные рисунки Хукстлауаки и Октотитлана содержат рисунки и мотивы ольмеков. [57]

Мексика Гватемала и Южная

Влияние ольмеков также наблюдается в нескольких местах в районе южных майя .

В Гватемале места, демонстрирующие вероятное влияние ольмеков, включают Сан-Бартоло , Такалик-Абай и Ла-Демократию .

Характер взаимодействия [ править ]

Было выдвинуто множество теорий, объясняющих возникновение влияния ольмеков далеко за пределами центра страны, включая дальнюю торговлю ольмекских купцов, колонизацию ольмеками других регионов, путешествия ольмеков-ремесленников в другие города, сознательное подражание художественным стилям ольмеков развивающимися городами - некоторые даже предполагают перспективу военного господства ольмеков или то, что иконография ольмеков фактически развивалась за пределами центра страны. [58]

Общепринятая, но далеко не единодушная интерпретация состоит в том, что артефакты ольмекского стиля всех размеров стали ассоциироваться с элитным статусом и были приняты вождями неольмекского периода формирования в попытке укрепить свой статус. [59]

Заметные нововведения [ править ]

В дополнение к их влиянию на современные мезоамериканские культуры , как первой цивилизации в Мезоамерике, ольмекам приписывают или предположительно приписывают многие «новаторства», включая кровопролитие и, возможно, человеческие жертвоприношения , письменность и эпиграфику , а также изобретение попкорна. ноль , мезоамериканский календарь , мезоамериканская игра в мяч , а также, возможно, компас . [60] Некоторые исследователи, в том числе художник и историк искусства Мигель Коваррубиас , даже постулируют, что ольмеки сформулировали предшественников многих более поздних мезоамериканских божеств . [61]

кровопускании и Спекуляции о жертвоприношениях

Алтарь 5 из Ла Венты. Инертный ребенок-ягуар, которого держит центральная фигура, рассматривается некоторыми как знак принесения в жертву ребенка . Напротив, на его сторонах изображены барельефы людей, держащих на руках довольно оживленных детенышей-оборотней-ягуаров .

Хотя археологические данные не содержат явных изображений кровопускания ольмеков , [62] исследователи нашли и другие доказательства того, что ольмеки ритуально практиковали это. Например, многочисленные натуральные и керамические шипы скатов и шипы магуи . на стоянках ольмеков были найдены [63] а некоторые артефакты были идентифицированы как кровопускатели. [64]

Аргумент о том, что ольмеки учредили человеческие жертвоприношения, является гораздо более умозрительным. Никаких жертвенных артефактов ольмеков или ольмеков до сих пор обнаружено не было; ни одно произведение искусства ольмеков или под влиянием ольмеков однозначно не показывает жертвенных жертв (как это делают фигуры данцанте в Монте-Альбане ) или сцен человеческих жертвоприношений (как, например, можно увидеть на знаменитой фреске на площадке для игры в мяч из Эль-Тахина ). [65]

В Эль-Манати среди других подношений были обнаружены разрозненные черепа и бедренные кости, а также полные скелеты новорожденных или зародышей, что привело к предположениям о жертвоприношениях младенцев. Ученые не определили, как младенцы встретили свою смерть. [66] Некоторые авторы связывают жертвоприношение младенцев с ритуальным искусством ольмеков, изображающим вялых младенцев-оборотней, наиболее известное из которых - Алтарь 5 Ла Венты (справа) или фигура из Лас-Лимаса . [67] Любой окончательный ответ требует дальнейших исследований.

Написание [ править ]

Ольмеки, возможно, были первой цивилизацией в Западном полушарии, разработавшей систему письменности. Символы, найденные в 2002 и 2006 годах, датируются 650 годом до нашей эры. [68] и 900 г. до н.э. [69] соответственно, предшествуя самому старому найденному на сегодняшний день сапотекскому письму , датируемому примерно 500 г. до н.э. [70] [71]

На находке 2002 года на раскопке Сан-Андрес изображена птица, речевые свитки и глифы, похожие на более позднюю письменность майя . [72] Находка 2006 года, найденная на месте недалеко от Сан-Лоренцо, известная как Блок Каскахаль и датируемая периодом между 1100 и 900 годами до нашей эры, представляет собой набор из 62 символов, 28 из которых уникальны, вырезанных на змеевидном блоке. Многие видные археологи назвали эту находку «самой ранней доколумбовой письменностью». [73] Другие относятся к этому скептически из-за необычности камня, того факта, что он был исключен из какого-либо археологического контекста, а также из-за того, что он не имеет видимого сходства с какой-либо другой мезоамериканской письменностью. [74]

Существуют также хорошо задокументированные более поздние иероглифы, известные как истмийское письмо , и хотя есть некоторые, кто считает, что Истмийское письмо может представлять собой переходное письмо между более ранней системой письма ольмеков и письмом майя, вопрос остается нерешенным. [ нужна ссылка ]

концепции нуля Мезоамериканский календарь длинного счета и изобретение

Задняя часть Стелы C из Tres Zapotes
Это вторая старейшая обнаруженная дата Длинного счета. Цифры 7.16.6.16.18 переводятся как 3 сентября 32 г. до н.э. (по юлианскому календарю). Глифы, окружающие дату, являются одним из немногих сохранившихся примеров эпиольмекского письма . [75]

Календарь длинного счета, использовавшийся многими последующими мезоамериканскими цивилизациями, а также концепция нуля , возможно, были изобретены ольмеками. Поскольку все шесть артефактов с самыми ранними датами календаря Длинного счета были обнаружены за пределами непосредственной родины майя, вполне вероятно, что этот календарь предшествовал майя и, возможно, был изобретением ольмеков. Действительно, три из этих шести артефактов были найдены в сердце ольмеков. Но аргументом против происхождения ольмеков является тот факт, что цивилизация ольмеков прекратила свое существование к 4 веку до нашей эры, за несколько столетий до самого раннего известного артефакта, датированного длинным счетом. [76]

Календарь длинного счета требовал использования нуля в качестве заполнителя в его двадцатеричной (основание 20) позиционной системе счисления. Символ ракушки – – использовался в качестве нулевого символа для этих дат Длинного счета, вторая старейшая из которых, на стеле C в Трес-Сапотесе , имеет дату 32 г. до н.э. Это одно из самых ранних применений концепции нуля в истории. [77]

Мезоамериканская игра в мяч [ править ]

Ольмеки являются сильными кандидатами на создание мезоамериканской игры в мяч, столь распространенной среди более поздних культур региона и используемой в развлекательных и религиозных целях. [78] Дюжина резиновых мячей, датируемых 1600 годом до нашей эры или раньше, была найдена в Эль-Манати , болоте в 10 км (6 милях) к востоку от Сан-Лоренцо-Теночтитлана. [79] Эти мячи появились раньше самой ранней площадки для игры в мяч, обнаруженной в Пасо-де-ла-Амада , ок. 1400 г. до н.э., хотя нет уверенности в том, что они использовались в игре с мячом. [80]

Этническая принадлежность и язык [ править ]

Гробница ольмеков в парке Ла Вента, Вильяэрмоса , Табаско .

Хотя действительная этнолингвистическая принадлежность ольмеков остается неизвестной, выдвигались различные гипотезы. Например, в 1968 году Майкл Д. Коу предположил, что ольмеки были предшественниками майя. [81]

В 1976 году лингвисты Лайл Кэмпбелл и Терренс Кауфман опубликовали статью, в которой утверждали, что основная часть заимствований, по-видимому, распространилась из языка мише-зоке на многие другие мезоамериканские языки . [82] Кэмпбелл и Кауфман предположили, что наличие этих основных заимствований указывает на то, что ольмеки, которые обычно считаются первым «высокоцивилизованным» мезоамериканским обществом, говорили на языке, являющемся предком Миксе-Сокеана. Распространение этого словаря, характерного для их культуры, сопровождало распространение других культурных и художественных черт ольмеков, которые появляются в археологических данных других мезоамериканских обществ.

Специалист по Миксе-Соке Сёрен Вихманн сначала раскритиковал эту теорию на том основании, что большая часть займов Миксе-Соке, по-видимому, исходила только от ветви семьи Зоке. Это подразумевало, что передача заимствований произошла в период после разделения двух ветвей языковой семьи, в результате чего время заимствований вышло за рамки ольмекского периода. [83] Однако новые данные отодвинули предполагаемую дату разделения миксейского и зокейского языков на период эпохи ольмеков. [84] Основываясь на этой датировке, архитектурных и археологических образцах и особенностях словарного запаса, заимствованном в другие мезоамериканские языки из Миксе-Соке, Вихманн теперь предполагает, что ольмеки Сан-Лоренцо говорили на прото-миксе, а ольмеки Ла-Венты говорили на прото-соке. [84]

По крайней мере, тот факт, что на языках мише-соке до сих пор говорят в районе, примерно соответствующем центру ольмеков , и исторически известно, что на них говорили там, заставляет большинство ученых предполагать, что ольмеки говорили на одном или нескольких языках мише-соке. [85]

Религия и мифология [ править ]

Ольмекский вождь или король. Рельеф из археологического памятника Ла-Вента в Табаско .

Религиозную деятельность ольмеков осуществляли правители, штатные священники и шаманы . Правители, похоже, были наиболее важными религиозными фигурами, а их связи с ольмекскими божествами или сверхъестественными существами обеспечивали легитимность их правления. [86] В ольмекских археологических находках также имеется немало свидетельств существования шаманов, особенно в так называемых « фигурах трансформации ». [87]

Поскольку мифология ольмеков не оставила документов, сравнимых с Пополь Вух из мифологии майя , любое изложение мифологии ольмеков должно основываться на интерпретациях сохранившихся монументальных и переносных произведений искусства (таких как статуя сеньора де Лас Лимаса в музее Халапы) и сравнениях с другие мезоамериканские мифологии. Искусство ольмеков показывает, что такие божества, как Пернатый Змей и сверхъестественный дождь, уже присутствовали в мезоамериканском пантеоне во времена ольмеков. [88]

Общественно-политическая организация [ править ]

Мало что известно непосредственно о социальной и политической структуре общества ольмеков. Хотя большинство исследователей предполагают, что колоссальные головы и некоторые другие скульптуры представляют собой правителей, не было найдено ничего подобного стелам майя, на которых бы назывались конкретные правители и были указаны даты их правления. [89]

Вместо этого археологи полагались на имеющиеся у них данные, такие как крупномасштабные и мелкие исследования памятников. Это свидетельствовало о значительной централизации внутри ольмекского региона, сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте — никакие другие ольмекские памятники не могут сравниться с ними ни по площади, ни по количеству и качеству архитектуры и скульптуры. [90]

Это свидетельство географической и демографической централизации заставляет археологов предположить, что само общество ольмеков было иерархическим, сконцентрированным сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте, с элитой, которая могла использовать свой контроль над такими материалами, как вода и монументальный камень, для осуществления контроля. и легитимизировать свой режим. [91]

Тем не менее, считается, что в обществе ольмеков отсутствуют многие институты более поздних цивилизаций, такие как постоянная армия или каста жрецов. [92] И нет никаких свидетельств того, что Сан-Лоренцо или Ла-Вента контролировали, даже в период своего расцвета, всю центральную часть ольмеков. [93] Например, есть некоторые сомнения в том, что Ла Вента контролировала даже Арройо Сонсо, находившийся всего в 35 км (22 милях) от него. [94] Исследования поселений Сьерра-де-лос-Тустлас, расположенных примерно в 60 км (35 миль) от нас, показывают, что эта территория состояла из более или менее эгалитарных сообществ, находящихся вне контроля низинных центров. [95]

Торговля [ править ]

Широкое распространение артефактов ольмеков и «ольмекоидной» иконографии на большей части территории Мезоамерики указывает на существование обширных торговых сетей на большие расстояния. Экзотические, престижные и дорогостоящие материалы, такие как незеленый камень и морские раковины, перевозились в значительных количествах на большие расстояния. Некоторые из причин торговли связаны с отсутствием обсидиана в сердце страны. Ольмеки использовали обсидиан во многих инструментах, поскольку обработанные края были очень острыми и прочными. Большая часть найденного обсидиана была обнаружена в Гватемале, что свидетельствует об обширной торговле. [96] Хотя ольмеки не были первыми в Мезоамерике, кто организовал обмен товарами на большие расстояния, в период ольмеков произошло значительное расширение межрегиональных торговых путей, большее разнообразие обмениваемых материальных товаров и большее разнообразие источников, из которых были получены основные материалы. .

Деревенская жизнь и питание [ править ]

Несмотря на свои размеры и продуманную городскую планировку, скопированную другими центрами, [97] Сан-Лоренцо и Ла-Вента были в основном церемониальными центрами, и большинство ольмеков жили в деревнях, похожих на современные деревни и деревушки в Табаско и Веракрусе. [98]

Эти деревни располагались на возвышенности и состояли из нескольких разбросанных домов. Скромный храм мог быть связан с более крупными деревнями. Индивидуальные жилища будут состоять из дома, пристроенного к нему навеса и одной или нескольких ям для хранения вещей (по функциям аналогичных погребу ). Соседний сад использовался для выращивания лекарственных и кулинарных трав, а также для выращивания небольших культур, таких как домашний подсолнечник . Фруктовые деревья, такие как авокадо или какао , вероятно, росли поблизости.

Хотя берега рек использовались для посадки сельскохозяйственных культур между периодами наводнений, ольмеки, вероятно, также практиковали подсечно-огневое земледелие, чтобы вырубить леса и кустарники, а также создать новые поля, когда старые поля были истощены. [99] Поля располагались за пределами деревни и использовались для выращивания кукурузы, фасоли, тыквы , маниоки и сладкого картофеля. На основе археологических исследований двух деревень в горах Тустлас известно, что выращивание кукурузы с течением времени становилось все более важным для ольмеков, хотя рацион оставался довольно разнообразным. [100]

Фрукты и овощи дополнялись рыбой, черепахами, змеями и моллюсками из близлежащих рек, а также крабами и моллюсками в прибрежных районах. В качестве источника пищи были доступны птицы, а также дичь, включая пекари , опоссума , енота , кролика и, в частности, оленя . [101] Несмотря на широкий выбор доступных видов охоты и рыбалки, исследования мусора в Сан-Лоренцо показали, что одомашненная собака была единственным наиболее обильным источником животного белка. [102]

История археологических исследований [ править ]

Кунц Топор; 1000–400 гг. до н. э.; жадеит ; высота: 31 см (12 3 16 дюйма), ширина 16 см (6 5 16 дюйма), 11 см (4 5/16 дюйма ; ) Американский музей естественной истории ( Нью-Йорк, штат Нью-Йорк , США). Нефритовый топор Кунца, впервые описанный Джорджем Кунцем в 1890 году. Несмотря на то, что он имеет форму топора с острием вдоль нижней части, маловероятно, что этот артефакт использовался, кроме как в ритуальных целях. При высоте 28 см (11 дюймов) это один из крупнейших нефритовых предметов, когда-либо найденных в Мезоамерике. [103]

Культура ольмеков была неизвестна историкам до середины 19 века. В 1869 году мексиканский путешественник-антиквар Хосе Мельгар-и-Серрано опубликовал описание первого памятника ольмеков, найденного на месте . Этот памятник – колоссальная голова, которую теперь называют памятником Трес Сапотес А – был обнаружен в конце 1850-х годов фермерским рабочим, расчищавшим лесные угодья на гасиенде в Веракрусе. Услышав о любопытной находке во время путешествия по региону, Мельгар-и-Серрано впервые посетил это место в 1862 году, чтобы лично убедиться в этом и завершить раскопки частично обнаженной скульптуры. Его описание объекта, опубликованное несколько лет спустя после дальнейших посещений этого места, представляет собой самое раннее задокументированное сообщение об артефакте того, что сейчас известно как культура ольмеков. [104]

Во второй половине XIX века были обнаружены ольмекские артефакты, такие как Топор Кунца (справа), которые впоследствии были признаны принадлежащими к уникальной художественной традиции.

Франс Блом и Оливер Ла Фарж сделали первые подробные описания Ла Венты и памятника Сан-Мартин Пахапан 1 во время своей экспедиции 1925 года. Однако в то время большинство археологов предполагали, что ольмеки были современниками майя - даже Блом и Ла Фарж были, по их собственным словам, «склонны приписать их культуре майя». [105]

Мэтью Стирлинг из Смитсоновского института провел первые детальные научные раскопки стоянок ольмеков в 1930-х и 1940-х годах. Стирлинг вместе с искусствоведом Мигелем Коваррубиасом пришли к убеждению, что ольмеки предшествовали большинству других известных мезоамериканских цивилизаций. [106]

Однако , в противовес Стерлингу, Коваррубиасу и Альфонсо Касо , майянисты Дж. Эрик Томпсон и Сильванус Морли приводили доводы в пользу датировки артефактов ольмеков классической эпохой. Вопрос о хронологии ольмеков достиг апогея на конференции в Тустла-Гутьерресе в 1942 году , где Альфонсо Касо заявил, что ольмеки были «материнской культурой» (« cultural madre ») Мезоамерики. [107]

Вскоре после конференции радиоуглеродное датирование доказало древность цивилизации ольмеков, хотя вопрос о «материнской культуре» вызвал серьезные споры даже 60 лет спустя. [108]

ДНК [ править ]

В ходе исследований Археологического проекта Сан-Лоренцо-Теночтитлан на стоянках Сан-Лоренцо и Лома-дель-Сапоте было обнаружено несколько человеческих захоронений ольмекского периода. Консистенция костей у двух из них позволила успешно провести изучение их митохондриальной ДНК в рамках исследования, предполагающего сравнительный анализ генетической информации ольмеков с информацией, полученной от испытуемых из других мезоамериканских обществ по совету специалисты д-р Мария де Лурдес Муньос Морено и Мигель Морено Галеана из CINVESTAV в Мексике.

Это новаторское исследование митохондриальной ДНК в 2018 году было проведено на двух особях ольмеков, одном из Сан-Лоренцо и другом из Лома-дель-Сапоте, и в обоих случаях привело к однозначному присутствию характерных мутаций материнской линии гаплогруппы А. Они имеют наиболее распространенную из пяти митохондриальных гаплогрупп, характерных для коренного населения Америки: A, B, C, D и X. [109] [110]

альтернативном Предположения об происхождении

Отчасти потому, что ольмеки создали первую мезоамериканскую цивилизацию, а отчасти потому, что о них мало что известно по сравнению, например, с майя или ацтеками, был выдвинут ряд предположений об альтернативном происхождении ольмеков. Хотя некоторые из этих предположений, в частности теория о том, что ольмеки были африканского происхождения, популяризированная книгой Ивана Ван Сертимы « Они пришли до Колумба» , стали хорошо известны в массовой культуре, подавляющее большинство мезоамериканских исследователей и ученых не считают их заслуживающими доверия. которые отвергают их как псевдонауку поп-культуры. [111]

По состоянию на 2018 год исследование митохондриальной ДНК, проведенное на останках ольмеков, одного из Сан-Лоренцо, а другого из Лома-дель-Сапоте, в обоих случаях привело к «недвусмысленному присутствию характерных мутаций материнской линии «А». То есть происхождение ольмеков не в Африке, а в Америке, поскольку они имеют наиболее распространенную из пяти митохондриальных гаплогрупп, характерных для коренного населения континента: A, B, C, D и X. [112]

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 9–25 . ISBN  0-500-28503-9 .
  2. ^ См. Пул (2007), с. 2. Хотя существует широкое согласие в том, что культура ольмеков помогла заложить основы последующих цивилизаций, существуют разногласия по поводу масштабов вклада ольмеков и даже правильного определения ольмекской «культуры». См. « Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры » для более глубокого рассмотрения этого вопроса.
  3. ^ См., например, Diehl, p. 11.
  4. ^ См. Диль, с. 108 для превосходной степени «древней Америки». Художник и археолог Мигель Коваррубиас (1957) с. 50 говорит, что изделия ольмеков входят в число мировых шедевров
  5. ^ Обработка резины , Массачусетский технологический институт.
  6. ^ Ольмекас (nd). Подумайте, квест. Получено 20 сентября 2012 г. по ссылке . Архивировано 24 октября 2012 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Коу (1968) с. 42
  8. ^ Диль, с. 14.
  9. ^ Коу (2002) ссылается на старое стихотворение на языке науатль, цитируемое Мигелем Леон-Портильей , которое само по себе относится к земле под названием «Тамоанчан»:

    в определенную эпоху
    который никто не может сосчитать
    который никто не может вспомнить
    [где] долгое время существовало правительство».

    Коу интерпретирует Тамоанчан как слово на языке майя, означающее «Земля дождя или тумана» (стр. 61).
  10. ^ Термин «теноцелом» используется еще в 1967 году Джорджем Кублером в «Американском антропологе» , т. 69, с. 404.
  11. ^ Даты из Пула, с. 1. Диль дает немного более раннюю дату — 1500 г. до н.э. (стр. 9), но ту же самую конечную дату. Любые даты возникновения цивилизации или культуры ольмеков проблематичны, поскольку ее возникновение было постепенным процессом. Большинство дат ольмеков основаны на радиоуглеродном датировании (см., например, Диль, стр. 10), которое является точным только в пределах заданного диапазона (например, ±90 лет в случае ранних слоев Эль-Манати ), и многое еще предстоит узнать о ранних слоях Эль-Манати. Поселения в низменностях Персидского залива.
  12. ^ Ричард А. Диль, 2004, Ольмеки - первая цивилизация Америки Лондон: Темза и Гудзон, стр. 25, 27.
  13. ^ Диль, 2004: стр. 23–24.
  14. ^ Бек, Роджер Б.; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип К. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN  0-395-87274-Х .
  15. ^ Пул, стр. 26–27, дает отличный обзор этой теории и говорит: «Создание излишков продовольствия необходимо для развития социальной и политической иерархии, и нет сомнений в том, что высокая производительность сельского хозяйства в сочетании с естественным изобилие водных продуктов питания в низменностях Персидского залива способствовало их росту».
  16. ^ Пул, с. 151.
  17. ^ Диль, с. 132 или Пул, с. 150.
  18. ^ Jump up to: а б Бассейн, с. 103.
  19. ^ Эванс, Сьюзен Тоби ; Вебстер, Дэвид Л. (2000). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 315. ИСБН  978-1-136-80185-3 .
  20. ^ Диль, с. 9.
  21. ^ Коу (1967), с. 72. С другой стороны, повреждение этих памятников может быть не связано с упадком и заброшенностью Сан-Лоренцо. Некоторые исследователи полагают, что увечья имели ритуальный аспект, тем более что большинство изувеченных памятников перезахоронялись подряд.
  22. ^ Пул, с. 135. Диль, стр. 58–59, 82.
  23. ^ Диль, с. 9. Пул дает даты 1000 г. до н.э. – 400 г. до н.э. для Ла Венты.
  24. ^ Пул, с. 157.
  25. ^ Пул, с. 161–162.
  26. ^ Диль, с. 82. Надь, с. 270, однако, более осмотрителен, заявляя, что в дельте реки Грихальва , на восточной окраине центра, «очевидная плотность местного населения значительно снизилась… Низкая плотность населения позднего доклассического и раннего классического периода… ., возможно, существовало, однако оно остается невидимым».
  27. ^ Цитата и анализ Диля, стр. 82, отражено в других работах, таких как Pool.
  28. ^ Вандерваркер (2006), стр. 50–51.
  29. ^ Коу (2002), с. 88.
  30. ^ Jump up to: а б Коу (2002), с. 62.
  31. ^ Коу (2002), с. 88 и другие.
  32. ^ Пул, с. 105.
  33. ^ Пул, с. 106. Диль, стр. 109–115.
  34. ^ Гроув, 1973.
  35. ^ Пул, стр. 106–108, 176.
  36. ^ Диль, с. 111.
  37. ^ Пул, с. 118; Диль, с. 112. Коу (2002), с. 69: «Они носят головные уборы, похожие на шлемы для американского футбола, которые, вероятно, служили защитой как во время войны, так и в церемониальных играх, проводимых... по всей Мезоамерике».
  38. ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Мэри Эллен. «Искусство Мезоамерики от ольмеков до ацтеков». Темза и Гудзон; 4-е издание (20 октября 2006 г.).
  39. ^ Гроув, с. 55.
  40. ^ Пул, с. 107.
  41. В частности, Уильямс и Хейзер (стр. 29) рассчитали вес San Lorenzo Colossal Head 1 в 25,3 коротких тонны , или 23 тонны . См. Скарр. стр. 271–274 для веса «55 тонн».
  42. ^ Более подробную информацию см. Вильямс и Хейзер.
  43. ^ Скарр. Бассейн, с. 129.
  44. ^ Диль, с. 119.
  45. ^ Верчински, А. (1972). «Меж- и внутрипопуляционная расовая дифференциация Тлатилько, Серро-де-Лас-Месас, Теотуакана, Монте-Альбана и Юкатана Майя», XXXIX Международный конгресс. американистов, Лима, 1970, 1 , 231–252.
  46. ^ Карл Таубе , например, говорит: «Просто нет материальных свидетельств каких-либо доиспанских контактов между Старым Светом и Мезоамерикой до прибытия испанцев в шестнадцатом веке», стр. 17.
    • Дэвис, Н. Путешественники в Новый Свет, University of New Mexico Press, 1979. ISBN   0-8263-0880-5
    • Уильямс, С. Фантастическая археология, University of Pennsylvania Press, 1991. ISBN   0-8122-1312-2
    • Федер, КЛ. Мошенничество, мифы и тайны. Наука и лженаука в археологии , 3-е изд., Трейд Мэйфилд ISBN   0-7674-0459-9
  47. ^ Юг Мексики , Коваррубиас, 1946 г.
  48. ^ Ортис де Монтеллано и др. 1997, с. 217
  49. ^ Хаслип-Виера, Габриэль: Бернар Ортис де Монтеллано; Источник Уоррена Барбура «Ограбление индейских культур: афроцентризм Ван Сертимы и ольмеки», Current Anthropology , 38 (3), (Tun., 1997), стр. 419–441.
  50. ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. п. 112 . ISBN  0-500-28503-9 .
  51. ^ Милликен, Уильям М. «Доколумбовый нефрит и твердый камень». Бюллетень Художественного музея Кливленда 36, вып. 4 (апрель 1949 г.): 53–55. По состоянию на 17 марта 2018 г.
  52. ^ "Коллекции Университета Восточной Англии" [ мертвая ссылка ] , Артмир
  53. ^ Jump up to: а б с д Британский музей. «Каменная маска ольмеков». Smarthistory.com .
  54. ^ «Церемониальный топор («Топор Кунца») | Ольмеков» . Метрополитен-музей . Проверено 1 февраля 2024 г.
  55. ^ См. Пул, стр. 179–242; Диль, стр. 126–151.
  56. ^ Стефан Ловгрен, Древний город, найденный в Мексике; Показывает влияние ольмеков. Новости National Geographic, 26 января 2007 г.
  57. ^ Например, Диль, с. 170 или Пул, с. 54.
  58. ^ Фланнери и др. (2005) намекают, что ольмекская иконография впервые была разработана в культуре Тлатилько .
  59. ^ См., например, Рейли; Стивенс (2007); Роуз (2007). Для более подробной информации см. « Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры» .
  60. ^ Подробную информацию о компасе см. у Карлсона.
  61. ^ Коваррубиас, с. 27.
  62. ^ Таубе (2004), с. 122.
  63. ^ В качестве примера см. Joyce et al. , «Ольмекское кровопускание: иконографическое исследование».
  64. ^ См. Таубе (2004), с. 122.
  65. ^ Пул, с. 139.
  66. ^ Ортис и др., с. 249.
  67. ^ Пул, с. 116. Джоралемон (1996), с. 218.
  68. ^ См. Пол и др. (2002).
  69. ^ «Письменность может быть древнейшей в Западном полушарии» . Нью-Йорк Таймс . 15 сентября 2006 г. Проверено 30 марта 2008 г.
  70. ^ « Найдена «самая древняя» письменность Нового Света» . Би-би-си . 14 сентября 2006 г. Проверено 30 марта 2008 г.
  71. ^ «Старейшая письменность Нового Света» . Наука . Проверено 30 марта 2008 г.
  72. ^ Пол и др. (2002).
  73. ^ Скидмор. В число таких видных сторонников входят Майкл Д. Коу , Ричард Диль , Карл Таубе и Стивен Д. Хьюстон .
  74. ^ Брюнс и др.
  75. ^ Диль, с. 184.
  76. ^ Раздел «Мезоамериканский календарь длинного счета и изобретение концепции нуля», цитируется по Дилю, стр. 186.
  77. ^ Хотон, с. 153. Самый ранний обнаруженный Длинный счет относится к памятнику 1 на майя стоянке Эль-Баул и в Гватемале датируется 37 г. до н.э.
  78. ^ Миллер и Таубе (1993), с. 42. Пул, с. 295.
  79. ^ Ортис С.
  80. ^ См. Филлой Надаль, с. 27, который говорит: «Если бы они [мячи] использовались в игре с мячом, мы бы искали самые ранние свидетельства этой практики».
  81. ^ Коу (1968) с. 121.
  82. ^ Кэмпбелл и Кауфман (1976), стр. 80–89. Например, слова «ладан», «какао», «кукуруза», множество названий различных фруктов, «нагваль/шаман», «табак», «саман», «лестница», «каучук», «кукурузное зернохранилище». , «тыква» и «бумага» во многих мезоамериканских языках, по-видимому, были заимствованы из древнего языка мише-зоке.
  83. ^ Вихманн (1995).
  84. ^ Jump up to: а б Вихманн, Беляев и Давлетшин (в печати в сентябре 2008 г.).
  85. ^ См. Пул, с. 6 или Диль, с. 85.
  86. ^ Диль, с. 106. См. также Дж. Кларк, с. 343, в котором говорится, что «большая часть искусства Ла Венты, по-видимому, была посвящена правителям, одетым как боги, или самим богам».
  87. ^ Диль, с. 106.
  88. ^ Диль, стр. 103–104.
  89. ^ См., например, Cyphers (1996), с. 156.
  90. ^ См. Сэнтли и др., стр. 4, для обсуждения мезоамериканской централизации и децентрализации. См. Cyphers (1999), где обсуждается значение установки памятника.
  91. ^ Более подробное обсуждение см. в Cyphers (1999).
  92. ^ Серра Пуче и др., стр. 36, которые утверждают, что «хотя искусство ольмеков иногда изображает вождей, жрецов и, возможно, солдат, трудно представить, что такие институты, как армия, каста жрецов или административно-политические группы, уже были полностью развиты ко временам ольмеков». Они продолжают преуменьшать возможность сильного центрального правительства.
  93. ^ Пул, с. 20.
  94. ^ Пул, с. 164.
  95. ^ Пул, с. 175.
  96. ^ Хирт, Кеннет; Сайферс, Энн; Кобин, Роберт; Де Леон, Джейсон; Гласкок, Майкл Д. (2013). «Ранняя ольмекская обсидиановая торгово-экономическая организация в Сан-Лоренцо». Журнал археологической науки . 40 (6): 2784–2798. Бибкод : 2013JArSc..40.2784H . дои : 10.1016/j.jas.2013.01.033 .
  97. ^ «Археологический проект Чьяпа-де-Корсо» . Университет Бригама Янга . Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 18 марта 2012 г.
  98. ^ Если не указано иное (ножом), этот раздел о деревенской жизни и диете ссылается на Diehl (2004), Davies и Pope et al.
  99. ^ Пол.
  100. ^ ВанДерваркер, с. 195, и Лоулер, Археология (2007), с. 23, цитируем ВанДерваркера.
  101. ^ ВанДерваркер, стр. 141–144.
  102. ^ Дэвис, с. 39.
  103. ^ Бенсон (1996) с. 263.
  104. См. переведенный отрывок из оригинального отчета Мельгара-и-Серрано за 1869 год, перепечатанный в Adams (1991), стр. 56. См. также Pool (2007), стр. 1, 35 и Stirling (1968), p. 8.
  105. ^ Цитируется по Коу (1968), с. 40.
  106. ^ Коу (1968), стр. 42–50.
  107. ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других» («Эта великая культура, с которой мы встречаемся в древних уровней, без сомнения, является матерью других культур, таких как майя, теотиуакана, сапотек, культура Эль-Тахина и других».) Caso (1942), p. 46.
  108. ^ Коу (1968), с. 50.
  109. ^ Генетическая принадлежность доиспанских и современных майя по материнской линии (Очоа-Луго, 2016) [1]
  110. ^ Вильямар Бесеррил Энрике, «Исследования ДНК и происхождение ольмеков», Мексиканская археология, вып. 150, с. 40-41.(2019) [2] Архивировано 27 февраля 2021 года в Wayback Machine.
  111. ^ См. Гроув (1976) или Ортис де Монтеллано (1997).
  112. ^ Вильямар Бесериль, Энрике (март 2018 г.). «ДНК-исследования и происхождение ольмеков» . Мексиканская археология (на испанском языке). № 150. Мехико: Редакционные статьи. стр. 40–41 . Проверено 26 декабря 2023 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90df5a5b9d00f2a9e27b52bba8ffcf8d__1718490360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/8d/90df5a5b9d00f2a9e27b52bba8ffcf8d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olmecs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)