Jump to content

Зеркала в мезоамериканской культуре

Ацтекское зеркало, сделанное из обсидиана и использовавшееся английским алхимиком Джоном Ди. [1]

Использование зеркал в мезоамериканской культуре было связано с идеей, что они служат порталами в мир, который можно увидеть, но с которым нельзя взаимодействовать. [2] Зеркала в доколумбовой Мезоамерике изготавливались из камня и служили множеству применений: от декоративных до гадательных . [3] Древней традицией многих мезоамериканских культур была практика гадания с использованием поверхности чаши с водой в качестве зеркала. Во времена испанского завоевания эта форма гадания все еще практиковалась среди майя , ацтеков и пурепеча . [3] В мезоамериканском искусстве зеркала часто ассоциируются с лужами жидкости; эта жидкость, вероятно, была водой. [4] [номер 1]

Ранние зеркала изготавливались из цельных кусков железной руды, отполированных для получения поверхности с высокой отражающей способностью. К классическому периоду мозаичные зеркала производились из различных руд, что позволяло создавать зеркала большего размера. Мозаичные пиритовые зеркала изготавливались на значительной территории Мезоамерики в классический период, особенно в Теотиуакане и во всем регионе майя. Пирит со временем разлагается, и к моменту раскопок на обратной стороне зеркала остается лишь пятно. Это привело к тому, что заднюю часть пиритовых зеркал часто ошибочно принимали за палитры с красками, окрашенные диски или крышки кастрюль. К постклассическому периоду обсидиановые зеркала стали все более распространенными.

Функция и символика зеркал в Мезоамерике.

[ редактировать ]

Зеркала в Мезоамерике не были личным косметическим аксессуаром, они служили средством гадания, а также являлись частью элитного статусного костюма. [5] Зеркала рассматривались как метафоры священных пещер и проводников сверхъестественных сил; из-за своей яркой поверхности они ассоциировались с огненными очагами и водоемами. Зеркала также были тесно связаны с солнцем. [6] В доколумбовой Мексике зеркала часто использовались , чтобы раскрыть судьбу человека посредством гадания. [7] У майя классического периода зеркала были средством общения с сущностями потустороннего мира, как это изображалось в сценах, нарисованных на керамических сосудах. [8] Считалось, что зеркала потустороннего мира являются обратной стороной земных зеркал, ими владели и использовали божества и другие сверхъестественные существа. [9] В центральной Мексике в постклассический период мир метафорически представлялся как огромное круглое зеркало. [10]

Четырехлепестковое зеркало-цветок с пернатым ободком из Теотиуакана. [11]

В Мезоамерике зеркала ассоциировались с огнем, а изображения зеркал могли принимать форму цветов и сочетаться с изображениями бабочек. И бабочки, и цветы ассоциировались с огнем в центральной Мексике от классического до постклассического периодов, причем бабочки символизировали пламя. [12] Ольмеки доклассического периода изготавливали вогнутые зеркала , способные зажигать огонь. [13]

Зеркала также ассоциировались с водой; Раннее классическое зеркало в стиле Теотиуакана было раскопано в отдаленном Гуасимо районе провинции Лимон недалеко от карибского побережья Коста-Рики. Он включал изображения Теотиуакана, которые представляли собой стилизованное обозначение водоемов. [14] Образы воды продолжали ассоциироваться с зеркалами в центральной Мексике вплоть до времен ацтеков. [15] Эти изображения зеркал, связанных с водой, в мезоамериканском искусстве, по-видимому, используют зеркало как символ поверхности водоема. В классический период зеркала помещали в чаши, символически изображающие чаши с водой; примеры известны из Теотиуакана и по всей территории майя. Чаши, наполненные водой, использовались в качестве зеркал в гадательных целях вплоть до наших дней в Мезоамерике и на юго-западе Америки . Курильница из раннего классического Эскуинтлы на склоне Тихого океана в Гватемале сочетает в себе образы бабочки и воды. По бокам зеркала есть уши, изображающие крылья бабочки, поднимающейся из чаши, наполненной водой. [14]

На расписной фреске из Теотиуакана, которая сейчас находится в музее Де Янга в Сан-Франциско, изображено зеркало с глифом, изображающим часть нефритового украшения. Такие нефритовые подвески часто изображаются в искусстве Теотиуакана, падающими в ручьях. В регионе майя нефритовые бусы часто помещали рядом с зеркалами в погребениях и подношениях в классический и постклассический периоды. [16] Хотя нефрит мог располагаться рядом с зеркалами из-за высокой ценности того и другого для их мезоамериканских владельцев, столь же вероятно, что ассоциация нефрита с зеркалами связана с тем, что нефрит использовался в гадательных практиках. Как и зеркала, нефритовые бусины использовались для гадания и наделялись сверхъестественной силой. [17] Джейд также ассоциировалась с водой. [18]

Глаза и лица

[ редактировать ]
Рельефная скульптура в Теотиуакане; глаз отмечен обсидианом

Изображения зеркал в искусстве классического периода Теотиуакана и тихоокеанского прибрежного региона Гватемалы изображают зеркальное лицо с использованием глифа в виде глаза рептилии, значение которого неясно. [19] Кольцевые глаза центральномексиканского бога дождя Тлалока , возможно, представляли собой зеркала от изображений в Теотиуакане в классический период вплоть до ацтеков во время контактов с испанцами. В Historia General de las Cosas de Nueva España слово языке науатль на tēzcatl используется для обозначения как глаза, так и зеркал. Эта ассоциация также существовала среди майя: майя цоциль фраза нэн сат используется для обозначения зрачка или глаза и буквально означает «зеркало лица» или «зеркало глаза». Эта ассоциация зеркал с глазами может происходить от глаз ягуара с высокой отражающей способностью . Зеркальные камни использовались для изображения глаз в скульптурах многих мезоамериканских культур. [20]

С классического периода зеркала стали ассоциироваться с паутиной, возможно, из-за сложившейся в то время сети линий на поверхности мозаичных зеркал. Изображения, связывающие зеркала с пауками и их паутиной, относительно часто встречаются в Теотиуакане. [14] Ассоциация зеркал с пауками продолжалась вплоть до постклассики и далее: из полированного золота задняя часть зеркала Mixtec приняла форму паука. У современных уичолей зеркала до сих пор ассоциируются с паутиной. [21]

Зеркала отождествлялись с солнцем в Мезоамерике еще с доклассического периода, когда ольмеки связывали их. [10] Майя поддерживали ту же ассоциацию на протяжении всего классического периода. [22] и связь между зеркалами и солнцем сохранилась и в наше время: жители Сьерра-Тотонак в Мексике называют солнце Эспехо Соль , «Зеркальное Солнце». В постклассический период бирюзовые зеркала тольтеков и ацтеков символизировали солнце. [22]

Зеркала в регионе Майя

[ редактировать ]
Регион майя на юге Мезоамерики.

Зеркала были найдены почти во всех частях региона майя, в основном в захоронениях и ритуальных тайниках. Они были датированы всеми периодами цивилизации майя, от среднего доклассического периода (около 600 г. до н.э.) вплоть до испанского завоевания в начале 1520-х годов. Они достигли пика своего производства и использования в высокогорьях майя во времена ранней классики, тогда как большинство зеркал из низменностей майя относятся к поздней классике. [23] Зеркала майя производились исключительно опытными мастерами и высоко ценились элитой майя. [24] Производство, вероятно, было настолько специализированным, что их изготавливали ремесленники с высоким статусом, преданные своему делу, которые, возможно, были членами аристократии или даже королевской семьи . [25] Хотя на территории майя были раскопаны сотни зеркал, на равнинных стоянках майя было обнаружено сравнительно немного мозаичных зеркал. Большое количество зеркал было обнаружено в некоторых высокогорных местах, таких как Каминальджую и Небай в Гватемальском нагорье . [26] Высокая концентрация зеркал в нескольких высокогорных участках, вероятно, указывает на центры производства и распространения в торговой сети . [27] Вполне вероятно, что они были изготовлены в высокогорье, а затем проданы как готовые изделия в низменности майя. [24]

Большинство зеркал майя были круглыми, иногда встречались овальные и квадратные экземпляры; их размер варьируется от 5,6 до 29 сантиметров (от 2,2 до 11,4 дюйма) в поперечнике, а их толщина - от 3 до 72 миллиметров (от 0,12 до 2,83 дюйма). Вполне вероятно, что контуры зеркал майя изначально были нарисованы с помощью такого инструмента, как компас, поскольку многие примеры имеют почти идеально круглую форму. Большинство зеркал майя имели подложку из сланца , некоторые из них - из песчаника или керамики , некоторые, возможно, были подложки из ракушек. Большинство зеркал были простыми, но на некоторых были изображены витиеватые скульптурные рисунки или иероглифический текст . Некоторые зеркала были обрамлены деревом, костью или их комбинацией, хотя эти материалы плохо сохранились в археологических данных. [24] Некоторые зеркала имеют следы лепнины , которая, вероятно, была окрашена, или киновари , красного минерала, который часто встречается в элитных захоронениях в районе майя. Зеркало с иероглифическим текстом на оборотной стороне было раскопано в Рио-Асуль на крайнем севере бассейна Петен в Гватемале . Другое зеркало из Петена , найденное в Топоксте , имеет на оборотной стороне круглую полосу текста, включающую фразу u-nen , что означает «его зеркало». [28] Зеркала с символами майя на обратной стороне были найдены даже в Коста-Рике , более чем в 850 километрах (530 миль) от центра майя. [24] К подложке неизвестным клеем были приклеены многоугольные зеркальные фрагменты; в целом железорудные полигоны не сохранились и превратились в ржавый осадок, покрывающий подложку. В некоторых случаях ребристые отложения клея очерчивают форму исчезнувших многоугольных кусочков мозаики. [24]

Зеркала, раскопанные в гробницах майя, были обнаружены расположенными возле головы, груди, поясницы, паха и ног умершего. Некоторые из них были помещены на пол гробницы на некотором расстоянии от человеческих останков. [23] В искусстве майя зеркала изображаются как ручные предметы; иногда их изображают установленными на подставках или в руках гномов или слуг перед элитными людьми майя. [23] Достижения в расшифровке письменности майя выявили центральную функцию зеркал как инструментов ритуального гадания . [9] Этот ритуал гадания был продолжением древней традиции гадания, берущей свое начало в доклассических шаманских практиках, которые были формализованы жрецами майя . Зеркала имели значительную ценность в обществе майя, и их использование было ограничено элитой. [4]

История мезоамериканских зеркал

[ редактировать ]

Доклассический период

[ редактировать ]
Карта центра ольмеков и других доклассических памятников на юге Мексики.

Самые ранние каменные зеркала в Мезоамерике появились еще до возникновения цивилизации ольмеков, а их образцы датируются серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. [3] С самого начала истории Мезоамерики использование зеркал из железной руды было связано с наследственным элитным классом. [29] В Пасо-де-ла-Амада , стоянке Мокая в регионе Соконуско на юге Чьяпаса, были раскопаны железорудные зеркала, датированные периодом между 1400 и 1100 годами до нашей эры. [30] Гробница Мокая, датируемая более ранней частью этого периода, была раскопана в анклаве ольмеков в кантоне Корралито . В гробнице находились останки женщины элитного статуса в сопровождении взрослого мужчины и ребенка; на груди у женщины было большое плоское железорудное зеркало. В настоящее время неизвестно, принадлежат ли это останки местного Мокойя или ольмеков с побережья Персидского залива. [31] Примерно в то же время в Тлапакойе в долине Мексики представители культуры Тлатилько использовали импортированные зеркала, изготовленные из нефрита . [32] В ранний и средний доклассический периоды (приблизительно 1500–500 гг. до н.э.) ольмеки изготавливали зеркала из железной руды, включая такие минералы, как гематит , ильменит и магнетит . Ольмеки предпочитали изготавливать вогнутые зеркала; это придало зеркалу свойства отражать перевернутое и перевернутое изображение. Вогнутые зеркала большего размера можно было использовать для зажигания огня. Эти ранние зеркала изготавливались из цельных кусков камня и поэтому имели небольшой размер, редко превышающий 15 сантиметров (5,9 дюйма) в поперечнике. [3] Зеркала изготавливались с использованием песка или другого абразивного материала, такого как порошок гематита, для полировки железной руды до тех пор, пока она не получала поверхность с высокой отражающей способностью. [33]

В долине Оахака только Сан-Хосе Моготе предоставил доказательства производства зеркал, датируемых еще доклассическим периодом. Зеркала, произведенные в Сан-Хосе-Моготе, распространялись в относительно отдаленные места, такие как Этлатонго и ольмекский город Сан-Лоренцо . [33] Зеркала из Сан-Хосе-Моготе, раскопанные в Сан-Лоренцо, датируются периодом между 1000 и 750 годами до нашей эры. [34] К концу этого периода производство зеркал в Сан-Хосе пришло в упадок и вообще прекратилось. [35]

Неполная сланцевая задняя часть самого раннего известного зеркала майя была раскопана в Кахал-Пеше в Белизе; он был датирован примерно 600 г. до н.э., средним доклассическим периодом. [24]

Первые зеркала ольмеков были найдены во время археологических раскопок в начале 1940-х годов. Зеркало и его фрагмент были обнаружены в 1942 году во время раскопок в Ла-Венте под руководством Мэтью У. Стирлинга , однако они не были признаны зеркалами. В 1943 году было найдено целое зеркало, и его признали таким, каким оно было. В Ла-Венте последовали и другие находки, в том числе раскопки двух зеркал особенно хорошего качества из пожертвований 1945 года. [36]

Известно несколько десятков ольмекских железорудных зеркал, но лишь немногие из них были обнаружены в ходе безопасных археологических раскопок. [37] На стоянке ольмеков Лас-Бокас в Пуэбле было обнаружено особенно прекрасное мозаичное зеркало, датируемое примерно 1000 годом до нашей эры. [36] К среднему доклассическому периоду производство каменных артефактов высокого статуса, в том числе зеркал, вероятно, уже осуществлялось ремесленниками-специалистами. [38] обнаружена горнодобывающая колония ольмеков В долине Чинталапа . Среди раскопанных предметов были частично обработанные блоки ильменита и магнетита и фрагмент зеркала, а также инструменты и керамика в стиле Сан-Лоренцо. Эти останки датируются примерно 950 годом до нашей эры. [39] Вогнутые зеркала ольмеков изготавливались из цельной железной руды. Передняя часть с зеркальной поверхностью была вогнутой с тщательно отполированной линзой . Скошенный край зеркала был выпуклым, а задняя и боковые стороны зеркала были грубо распилены или отшлифованы, хотя бывают и редкие исключения. У одного ольмекского зеркала задняя сторона была гладкой и отполированной. [36] Вогнутые зеркала изображаются в искусстве ольмеков, где их часто изображают в виде пекторалей, носимых на груди. [3] Их можно разделить на две группы; те, у которых есть одно просверленное отверстие вверху, и те, у которых есть как минимум два просверленных отверстия по бокам. Последние обычно крупнее первых. Большинство зеркальных камней были выпилены из более крупного куска камня и им придали овальную форму; изредка удается различить первоначальную форму материнского камня. Изгиб каждого зеркала уникален и адаптирован к камню, из которого оно изготовлено, и ни одно из них не обладает идеальной симметрией; это похоже на намерение. Хотя эллиптические зеркала являются параболическими, круглые зеркала имеют сферическую вогнутость. Круглые зеркала эффективны при освещении пожара, а параболические зеркала - нет, хотя они могли использоваться для производства дыма. Из четырех больших зеркал, найденных в Арройо-Пескеро в Веракрусе, два были круглыми и служили отличными источниками возгорания. [13]

Гробница А в Ла-Венте — одна из старейших официальных гробниц в Мезоамерике, датируемая примерно 600 годом до нашей эры. [40] Среди погребальных принадлежностей этого элитного захоронения было полированное магнетитовое зеркало; в нем также находилась фигурка сидящей женщины с обсидиановым зеркалом на груди. [41] Всего в Комплексе А в Ла-Венте было раскопано семь вогнутых зеркал; они были изготовлены из гематита, ильменита и магнетита. [42] Они считаются одними из самых выдающихся примеров обработки железной руды, которую производили ольмеки. Их вогнутая передняя часть отшлифована так же точно, как современные оптические линзы, хотя задняя сторона осталась шероховатой и неровной. [43] Было обнаружено, что вогнутые линзы этих зеркал образуют параболические отражатели . Границы каждого из зеркал Ла Вента образовывали круг или эллипс и обычно имели разное фокусное расстояние для каждой оси. [36] Три использованные железные руды являются лучшими доступными минералами для производства прочных зеркал с высокой отражающей способностью и не тускнеющей металлической поверхностью. [36] Все эти зеркала имели просверленные отверстия по краям и, вероятно, носили их как украшения на груди, поскольку на многих статуэтках ольмеков изображены такие зеркала в ношении. [44] Вогнутые линзы некоторых из этих железорудных зеркал способны проецировать изображения камеры lucida на плоскую поверхность, а также могут использоваться для зажигания огня. [45] Шлифование вогнутой поверхности производилось вручную, вероятно, с использованием в качестве абразива порошкообразной железной руды . Подобные зеркала были найдены не только в Сан-Лоренцо, но также в Рио-Пескеро и вплоть до Герреро на тихоокеанском побережье юго-западной Мексики. [44] Ольмеки никогда не использовали железный пирит в своих вогнутых зеркалах, предположительно потому, что он со временем разлагается. [36] Зеркала были среди ритуальных принадлежностей, используемых ольмекскими жрецами, шаманами и правителями; [46] Ольмеки тесно отождествляли зеркала с солнцем. [10]

Классический период

[ редактировать ]
Чучело божества майя Кавиила, раскопанное в Тикале. Штукатурка по дереву. Фигура, одна из четырех, поддерживает в руках изображение зеркала. [47]

В классический период (ок. 250–900 гг. н. э.) железный пирит был предпочтительным минералом для изготовления зеркал. Вместо того, чтобы изготавливать зеркало из цельного куска пирита, предварительно вырезанные куски пирита прикреплялись к куску сланца , образуя мозаичное зеркало, изготовленное из точно подогнанных частей. Сланец часто имел изящную форму и круглую форму; эти зеркала могли быть намного больше, чем более ранние зеркала, а мозаичные зеркала, представленные в мезоамериканском искусстве, предполагают, что они могли достигать размеров более 30 сантиметров (12 дюймов). [3] Мозаичные зеркала с использованием железного пирита плохо сохранились в археологических записях из-за нестабильности минерала, который быстро окисляется . Обычно от этих зеркал сохранилась только грифельная подложка с красным или желтым пятном на месте установки зеркала. [3] Это привело к тому, что заднюю часть зеркала часто ошибочно принимают за палитры с красками, окрашенные диски или крышки кастрюль. [5] В классический период круглые пиритовые зеркала носили на пояснице мезоамериканские дворяне, и они были найдены в захоронениях, относящихся к раннему классическому периоду (ок. 250–600 гг. н.э.) в великом мегаполисе Теотиуакане в долине Мексика и в майя Каминальджую городе в долине Гватемалы . [3] Керамические фигурки курильниц из региона Эскуинтла в Тихоокеанской Гватемале часто изображают ношение зеркал на груди. [19] Использование мозаичных зеркал позволило добиться гораздо большего диаметра, а зеркала были слишком большими, чтобы их можно было носить как часть костюма; эти зеркала ставили на храмовые алтари и иногда держали в руках во время ритуалов. [48] Такие зеркала могли иметь диаметр до 1 метра (3,3 фута). [49]

в классический период В сапотекском городе Монте-Альбан в Оахаке был раскопан тайник, в котором содержалось шестнадцать фигур. Из них трое держали в руках большие диски, которые были идентифицированы как изображения зеркал. [49]

Теотиуакан

[ редактировать ]

Зеркала часто представлены в иконографии великого города Теотиуакан в центральной Мексике. Зеркала в Теотиуакане классического периода, как и повсюду в Мезоамерике, были связаны с совокупностью духовных верований, некоторые из которых дошли до современного периода. Зеркала в Теотиуакане изготавливались из трех разных видов камня: слюды , обсидиана и железного пирита. [50] Круглые зеркала в Теотиуакане символически ассоциировались с глазами и лицами, цветами и щитами; [6] они довольно часто встречаются при раскопках разрушенного города. Мозаичные зеркала из железного пирита изготавливались путем скрепления кусочков пирита на тонком диске, который обычно изготавливался из сланца. Грифельная подложка зеркала часто была перфорирована двумя просверленными отверстиями, а иногда ее оборотная сторона была замысловато украшена. В целом обнаружение зеркал в Теотиуакане плохо задокументировано, поэтому их археологический контекст неясен. [5]

В Теотиуакане самые большие зеркала носили на спине, зеркала часто носили и на поясе. Зеркала, которые носили как часть костюма, часто имели прикрепленные кисточки из ткани или перьев. Эти костюмные зеркала были предшественниками ацтекского тескакуитлапилли , зеркала, которое носили в нижней части спины. [51] Несколько зеркал были раскопаны в Храме Пернатого Змея в Теотиуакане. Только в Погребении 190 пятнадцать человек были похоронены с задними зеркалами, расположенными в пояснице. [52] Зеркала дополнительно носили на груди, и изображение нагрудных зеркал на керамических статуэтках очень распространено. [17] Кроме того, круглые зеркала часто носили как часть головного убора, обычно занимая центральное положение. [19]

Роспись в Теотиуакане, изображающая головной убор с зеркалом в центре. [48]

Теотиуакан имел прочные контакты с далеким городом майя Каминальджую, который занимал территорию, ныне окутанную современным городом Гватемала . В Каминальджую было раскопано большое количество круглых пиритовых зеркал, хотя их назначение экскаваторами не было установлено из-за полного окисления отражающей поверхности. Некоторые спинки зеркал были украшены сценами в чистом теотиуаканском стиле. [5] В искусстве Теотиуакана задние зеркала часто изображаются с выступающими выступами, похожими на ушные пулы , а зеркало, найденное в Каминальджуйу, имело две такие нефритовые ушные пули, тесно связанные с ним, хотя их исходное положение было трудно определить из-за разрушения лицевой стороны пиритового зеркала. вероятно, они были прикреплены к нему так же, как это представлено в искусстве Теотиуакана. [53] На некоторых зеркалах эти катушки располагались у края; Как в искусстве, так и во время раскопок в Каминальджую есть примеры, когда нефритовые катушки помещались в центр зеркала. [54]

Круглые элементы, украшенные перьями по краям, чрезвычайно распространены в иконографии Теотиуакана и встречаются в различных средах, таких как керамика, монументальная скульптура, статуэтки и фрески. Перья обычно приподняты над центральным диском и расходятся от центра. [5] Такие диски также используются в качестве элементов костюма, а некоторые из наиболее хорошо сохранившихся керамических копий этих элементов имеют центральный диск, изготовленный из светоотражающей слюды. Археолог Карл Таубе определил эти элементы как изображения зеркал в искусстве Теотиуакана. [51] Теотиуакан имел сильное влияние на территории майя. [55] а изображения зеркала Теотиуакана особенно появляются в искусстве ранних классических майя, использующем стиль Теотиуакана. [51] Несколько каменных бус из долины реки Бальсас в Герреро были созданы по образцу зеркал Теотиуакана и включали небольшие инкрустированные кусочки железного пирита, изображающие лицевую сторону зеркала. [51]

Символическое значение зеркал в Теотиуакане
[ редактировать ]

Зеркала имели в Теотиуакане множество символических ассоциаций; они могли представлять человеческие глаза, лица, пещеры, проходы, паутину, цветы, щиты, солнце, огненный очаг или мир в целом. [20] Связь человеческого глаза с зеркалом была настолько сильной, что стилизованные глаза часто использовались в искусстве Теотиуакана вместо лица зеркала. Зеркала также можно было заменить всем лицом, а не только глазом, что отражает широко распространенную практику в Мезоамерике. [56] Иногда зеркала делали так, чтобы их края напоминали лепестки цветка, а зеркало было обращено к центру. В искусстве изображения бабочек иногда располагались так, будто они кормятся из зеркального цветка. Иногда метафоры могли сочетаться в образах, так что зеркальный цветок создавался так, чтобы напоминать и лицо. И цветы, и бабочки ассоциировались с огнем в Теотиуакане. [12] с бабочками, символизирующими пламя. В то же время грань зеркала символизировала огонь. На спине одного зеркала в стиле Теотиуакана изображена богиня, окруженная парами горящих факелов; огненные знаки покрывают ее тело. [57]

Зеркало в стиле Теотиуакана, раскопанное в Коста-Рике, было украшено иконографией, которая в Теотиуакане символически изображала водоемы. Ассоциация зеркала с водой в искусстве Центральной Мексики сохранялась вплоть до времен ацтеков. В искусстве Теотиуакана зеркала сравнительно часто изображались стоящими вертикально в чашах, символизирующих чаши с сияющей водой. Композиционная поверхность круглых зеркал из пиритовой мозаики привела к ассоциации их с паутиной. Сцена, изображенная в Теотиуакане, показывает зеркало, покрытое сеткой и окруженное кувшинкой и хлопковым растением, символизирующими воду и ткачество соответственно. [14] Паутина на зеркалах иногда может быть реалистично изображена в искусстве Теотиуакана, иногда включая в рисунок паука. Это также отразилось на образах самих паутины, которые можно было представить с помощью изображения зеркала. [58] Фреска в комплексе Тетитла в Теотиуакане изображает божество-женщину-паука, стоящее в зеркальной чаше. [21]

Зеркала были настолько тесно связаны со щитами в Теотиуакане, что их трудно различить в искусстве Теотиуакана. И щиты, и зеркала имели круглую форму с приподнятым краем, украшенным перьями. Теотиуаканские щиты часто имели центральные кисточки, напоминающие центральную катушку, найденную на некоторых теотиуаканских зеркалах. Зеркала, которые носили на спине и груди, могли выполнять двойную защитную функцию, отражая как физические удары, так и сверхъестественные атаки. Само зеркало могло символизировать войну в Теотиуакане; сочетание его ассоциации с огнем и водой, возможно, было предшественником ацтекского атл-тлачинолли , на науатле, означающего «вода-огонь», фразы, которую ацтеки использовали для обозначения войны. [10]

Классическая Майя

[ редактировать ]

У майя классического периода зеркала изготавливались из цельных кусков гематита или мозаики из железного пирита. [59] Они, как правило, были больше, чем более ранние зеркала ольмеков, и устанавливались на сланцевую подложку, в которой часто были просверлены отверстия, что указывало на то, что они были прикреплены к другому объекту; либо крепятся на деревянную раму, либо носят с одеждой. Сотни таких зеркал были обнаружены на археологических раскопках в регионе майя. [26] Такие зеркала были раскопаны в королевских захоронениях по всей территории майя, при этом наибольшее количество зеркал было обнаружено в Алтун Ха в Белизе. [2] В Пьедрас-Неграс , на гватемальском берегу реки Усумасинта , большое железное пиритовое зеркало было установлено под углом в гробнице короля Кинича Йонала Ак II таким образом, чтобы умерший король теоретически мог видеть сам лежал в своей могиле. В могиле его преемника, Правителя 4 , также было зеркало; на нем был образ важного военного пленника. В Бонампаке в Чьяпасе у ног умершего было захоронено зеркало. Во всех этих случаях вполне вероятно, что зеркало было установлено в гробнице, чтобы открыть внутри нее сверхъестественную локацию. [60] У классических майя считалось, что зеркала использовались совместно богами и смертными, о чем свидетельствуют сцены, нарисованные на полихромных керамических вазах. [8]

Производство зеркал продолжалось в Белизе и в классический период. В Пакбитуне в Белизе , недалеко от того места, где была найдена самая ранняя известная задняя часть зеркала из сланца майя, были обнаружены значительные свидетельства обработки сланца поздней классической эпохи. [24] Археологическое исследование одного из быстро заброшенных зданий королевского дворца позднего классицизма в Агуатеке в регионе Петексбатун выявило 300 пирита и указывает на вероятное наличие зеркальной мастерской при королевском дворе. Сооружение, о котором идет речь, очевидно, было резиденцией придворного элитного статуса. [23] Несколько зеркал ранней классики из Копана в Гондурасе имели лепные спинки, расписанные мотивами в стиле далекого Теотиуакана. [28] Задняя часть зеркала из Каминальджую украшена витиеватым спиральным узором, по-видимому, заимствованным из культуры Веракруса классического периода на побережье Мексиканского залива . [24] Зеркала из пирита в Каминальджуйу были помещены на поясницу двух человек в гробнице раннего классического периода B-1. Зеркала были размещены отражающей поверхностью вверх, хотя у одного из них была изящно вылепленная задняя часть в стиле Веракруса, демонстрируя, что именно зеркальная поверхность сама по себе была поверхностью дисплея, даже если задняя часть сама по себе была произведением искусства. . [61] Большие зеркала также клали на грудь умершего в Каминальджую. [19] Сломанная половина раннего классического зеркала из Закулеу в Гватемальском нагорье имела окантовку, образованную шестью изогнутыми железными пластинами из пирита, очень похожими на изображения зеркал в искусстве Теотиуакана. [62] Зеркала из пирита из Небая и Сакулеу были найдены в кадильницах ранней классики, что позволяет предположить ту же связь между зеркалами и огнем, что и в Теотиуакане. [57] Два зеркала майя в стиле ранней классики продавались даже в Коста-Рике. [24]

Зеркала в классическом искусстве майя
[ редактировать ]
Кавиил, изображенный на вазе майя (рисунок слева). На лбу у него зеркало, пробитое топором или другим инструментом.

Зеркала майя и их использование изображены на классической полихромной керамике майя, где живописные вазы часто изображают сцены из придворной жизни. [23] На одной вазе изображена антропоморфная собака, смотрящая в глубину вазы, за вазой танцует антропоморфная обезьяна, глядя в зеркало, поднятое в одной руке. [63] На другой вазе изображена сцена с участием группы пожилых богов; один из них - нанесение макияжа, используя зеркало, поднесенное к его лицу помощницей. Эта сцена вряд ли представляет собой применение косметики в современном смысле, поскольку отражение, даваемое мозаичным зеркалом из железной руды, вряд ли могло бы принести большую пользу из-за искаженного изображения, которое оно представляло. Вместо этого божество, скорее всего, будет ритуально превращаться в темный лик зеркала, нанося темную краску. [8] Важная ваза из Чамы недалеко от Небая, в высокогорье, изображает лорда майя, общающегося с духом кролика через зеркало, демонстрируя важность зеркала как портала между мирами. Дух кролика разговаривает с лордом, его речевой свиток проходит прямо над зеркалом. [64] Эти сцены, по-видимому, отражают то, что, по мнению майя, происходило по другую сторону поверхности их зеркал. Хотя зеркала представлены на керамике, зеркала редко появляются в публично видимых произведениях искусства, таких как стелы майя или открыто видимая архитектура майя . [9]

Тикаль Стела 31 включает в себя зеркальные изображения воинской одежды Теотиуакана короля Якса Нууна Айина , изображенные по бокам. [65] Здесь король носит заднее зеркало; на левой стороне стелы изображена лицевая сторона зеркала и его обод, а на правой стороне изображена задняя часть зеркала с линиями возле края зеркального диска, которые, вероятно, представляют собой шнур, пропущенный через просверленные отверстия, чтобы привязать его к королевскому царю. костюм. [51] Эта стела была воздвигнута в 445 году нашей эры. [66] Заднее зеркало изображено на позднеклассической стеле 11 из Яшчилана на мексиканском берегу реки Усумасинта. В этом изображении зеркало имеет центральную катушку с прикрепленной кисточкой, аналогичную зеркалам ранней классики и их изображениям из Теотиуакана и Каминальджую. [54] Аканче — это поселение ранних классических майя на Юкатане, которое также демонстрирует влияние Теотиуакана. [67] Пять лепных фигур на этом месте украшены зеркалами в стиле Теотиуакана. [51]

классического периода Бог майя Кавиил был тесно связан с зеркалами. Это божество изображалось с одной ногой в виде змеи и зеркалом на лбу, пронзенным топором или кельтом и испускавшим либо пламя, либо дым. [68] Кавиил был божеством, которое ассоциировалось с божественным царством майя и королевской родословной и носило атрибуты, которые позже были унаследованы ацтеками Тескатлипока, или «Дымящееся Зеркало». [69] Четыре позднеклассические скульптуры Кавиила были раскопаны из погребения 195 в Тикале, на каждой из них божество держит в вытянутых руках зеркало. [47]

Постклассический период

[ редактировать ]
Спина атланта-тольтека в Туле со скульптурным зеркалом на спине.
Ацтекское божество Тескатлипока («Дымящееся зеркало»), изображенное в Кодексе Борджиа . В правом нижнем углу одна из его ног заменена дымящимся зеркалом.

В постклассический период (ок. 900–1521 гг. н.э.) в Центральной Мексике зеркала продолжали носить за спиной; их называли тескакуитлапилли . на науатль языке ацтеков [3] Металлические зеркала появляются в постклассический период; золотое зеркало в форме паука было раскопано в гробнице 7 в Монте-Альбане в Оахаке. Это зеркало было произведением мастеров Mixtec . [21]

В период раннего постклассического периода (около 900–1200 гг.) тольтеков жители Тулы в Центральной Мексике отдавали предпочтение заднему зеркалу в форме центрального диска, изготовленного из железного пирита, окруженного изображениями огненного змея Шиукоатля, изображенного с мозаичными изделиями из бирюзы . [70] Эта форма мезоамериканского зеркала была широко распространена в ранний постклассический период, примеры были обнаружены в Чичен-Ице на севере полуострова Юкатан и в Касас-Грандес в Чиуауа . [6] Вполне вероятно, что эти зеркала тольтеков были идентифицированы как изображения солнца. [6]

Колонны-атланты в Туле украшены изображениями зеркал, вырезанных на спине, с четырьмя дымящимися змеями, по одной в каждом квадранте. [51] На всех зеркалах лица заменены человеческими лицами, что соответствует тесной связи между лицами и зеркалами в Мезоамерике. [71]

В эпоху позднего постклассического периода (около 1200–1521 гг.) Обсидиан стал предпочтительным камнем для изготовления зеркал в Центральной Мексике. [6] Сломанные куски необработанного обсидиана, вероятно, использовались в качестве зеркал еще в доклассическом периоде, но до этого периода обсидиан обычно не шлифовался и не полировался для изготовления зеркал. [6] Обсидиановые зеркала использовались в ритуалах для духовного доступа в подземный мир ацтеков и общения с царством мертвых. [72] Имя важного ацтекского божества Тескатлипока означает «Дымящееся Зеркало», и он, очевидно, был сверхъестественным воплощением полированного обсидианового зеркала. В изображениях бога одну ногу часто заменяют дымящимся зеркалом, а другую помещают на затылке. [6] Испанский летописец Диего Дуран описал изображение Тескатлипоки в Великом храме Теночтитлана . как вылепленное из полированного обсидиана и имеющее зеркало из полированного золота Божество должно было наблюдать за всем происходящим в мире через свое зеркало. [73] Обсидиановое зеркало было метафорой правления и власти у ацтеков. [74] Правители ацтеков использовали двустороннее обсидиановое зеркало, чтобы наблюдать за своими подданными; глядя в одну сторону, правитель мог видеть, как ведут себя его подданные, а в другую сторону его подданные могли видеть свое отражение. [7] Говорят, что боги раскрывали свои желания правителю с помощью зеркала. [75]

Горящее зеркало в жаровне, изображенное на странице 63 Кодекса Борджиа. [76]
Зеркало тольтеков, используемое в качестве очага, на странице 46 Кодекса Борджиа.

Ацтекское полусферическое зеркало из железного пирита из коллекции Музея человека в Париже имеет скульптурное изображение бога ветра Эхекатля на выпуклой спине. [77] Шипе Тотек , «Наш Господь Освежёванный», был ацтекским богом возрождения. [78] Одним из его имен было Тлатлаукицескатль, что означает «Красное зеркало» или «Зеркало огненной яркости». [79] Говорят, что ацтекский император Моктесума II видел в зеркале свержение своей империи; какие-то рыбаки поймали странную птицу с зеркалом на лбу. Они представили птицу своему императору, который, заглянув в зеркало, увидел воинов верхом на оленях. [7] [номер 2] Этот предполагаемый инцидент был описан францисканским монахом Бернардино де Саагуном в его «Истории вещей Новой Испании» : [80]

Седьмой знак или предзнаменование состоит в том, что охотники на водоплавающих птиц поймали коричневую птицу размером с журавля и принесли ее Моктесуме, чтобы показать ему, что он находится в комнате, которую они называют Тлилланкальмекак . Это было после полудня. На лбу у этой птицы было круглое зеркало, в котором можно было видеть небо и звезды, особенно Мастелехос возле Плеяд . Моктесума испугался, когда увидел это, и во второй раз, взглянув в зеркало, которое было у птицы, увидел там неподалеку собравшуюся толпу людей, приехавших верхом на лошадях. И тогда Моктесума созвал своих авгуров и прорицателей и спросил их: «Разве вы не знаете, что это значит? Приходит так много людей». И прежде чем прорицатели успели ответить, птица исчезла, а они ничего не сказали.

- Бернардино де Саагун, История вещей Новой Испании, книга 12, глава 1.

Зеркала ацтеков изначально имели деревянные рамы и украшались скоропортящимися орнаментами, такими как перья. Зеркала были среди подарков, которые Эрнан Кортес отправил обратно королевскому двору в Испании, и они стали широко коллекционироваться среди европейской аристократии. [75] Одно такое зеркало было приобретено Елизаветы I придворным астрологом Джоном Ди и сейчас находится в коллекции Британского музея . [1]

Обсидиановое ацтекское зеркало в Музее Америки в Мадриде.
Головное зеркало Тескатлипоки со страницы 17 Кодекса Борджиа с символом atl , означающим «вода».

Зеркала в сочетании с огнем представлены в двух кодексах группы Борджиа из центральной Мексики в период ацтеков ( Кодекс Борджиа и Кодекс Ватикана B ). Зеркала помещены в кадильницы, служащие очагами богини огня Чантико . Другая сцена из Кодекса Борджиа изображает горящее зеркало в стиле тольтеков, используемое в качестве очага для большого горшка. Зеркало-очаг и горшок обрамлены четырьмя огненными змеями . На другой странице того же кодекса бог огня Шиутекутли добывает огонь из зеркала, помещенного на спину огненного змея. [57] Ацтекская скульптура сидящей фигуры несет на спине дымящееся зеркало, символизирующее пятое солнце . [22] Иконография ацтекского солнечного камня близко соответствует иконографии постклассических бирюзовых зеркал; и основан на дизайне более ранних пиритовых зеркал тольтеков. [81]

Миски с водой использовались как зеркала для рассмотрения отражений больных детей. Если отражение ребенка было темным, значит, его душа, или тоналли на науатле, покинула его тело. [82] Ассоциация зеркал и воды также присутствовала в искусстве ацтеков; На странице 17 Кодекса Борджиа Тескатлипока изображен с заполненным водой зеркалом, помещенным на затылке вместо более обычного дымящегося зеркала. знак дня воды, Атл . На зеркало помещается [57]

Постклассические майя

[ редактировать ]

Фрагменты гематитового зеркала были раскопаны в руинах церемониального зала в городе Ковой Майя Закпетен , датируемом временем, когда Ковой уже находились в контакте с испанцами, поскольку были также обнаружены европейские артефакты. [83] Одно зеркало в постклассическом стиле, а возможно и больше, из Ламанаи в Белизе было установлено в необычную керамическую раму. [24] Книги майя, датируемые временем первого контакта с испанцами, предполагают, что зеркала носили на спине или на плече. [23]

Современная Мезоамерика

[ редактировать ]

Народ уичоль из западно-мексиканского штата Наярит обладает значительными местными преданиями о зеркалах. Они рассматривают зеркала как сверхъестественные порталы и символически связывают их с солнцем, луной, глазами, лицами и цветами, как в Теотиуакане в классический период. [6] Уичоли используют круглые стеклянные зеркала для гадания; на языке уичоли их называют неалика , слово с двойным значением «лицо». [84] В современных преданиях уичоли первый инструмент наблюдения неалика был образован паутиной, перекинутой через чашу тыквы. [21] В мифологии уичоли огонь впервые появился как зеркало. [57] В современной традиции науа небо рассматривается как живое хрустальное зеркало. [85] Современные жители Сьерра-Тотонак в Мексике связывают солнце с зеркалами, называя его Espejo Sol , что по-испански означает «Зеркальное Солнце». [22]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хили и Блейни предполагают, что эта жидкость могла быть ртутью . Количество жидкой ртути от 90 до 684 граммов (от 3,2 до 24,1 унции) было обнаружено в элитных гробницах или ритуальных тайниках на шести стоянках майя. Хили и Блейни, 2011, стр.241.
  2. ^ Лошади были неизвестны в Мезоамерике до прибытия испанцев. В рассказах туземцев их обычно описывали как оленей.
  1. ^ Перейти обратно: а б Попечители Британского музея.
  2. ^ Перейти обратно: а б Фицсиммонс 2009, стр. 96–97.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 114.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хили и Блейни, 2011, стр.241.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Таубе 1992, стр.170.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.115.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Оливье и Лопес Лухан 2009, стр.91.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Хили и Блейни, 2011, стр.233.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Хили и Блейни, 2011, стр.234.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Таубе 1992, стр.192.
  11. ^ Таубе 1992, стр.185.
  12. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.184.
  13. ^ Перейти обратно: а б Карлсон 1992, стр. 119.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Таубе 1992, стр.189.
  15. ^ Таубе 1992, стр. 186-188.
  16. ^ Таубе 1992, стр. 176–177.
  17. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.177.
  18. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.102.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Таубе 1992, стр.178.
  20. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.181.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Таубе 1992, стр.191.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Таубе 1992, стр.193.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хили и Блейни, 2011, стр.232.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хили и Блейни, 2011, стр.230.
  25. ^ Хили и Блейни 2011, стр.231.
  26. ^ Перейти обратно: а б Хили и Блейни, 2011, стр. 229.
  27. ^ Хили и Блейни, 2011, стр. 229–230.
  28. ^ Перейти обратно: а б Хили и Блейни, 2011, стр. 230, 233.
  29. ^ Джойс 2010, стр. 112–113.
  30. ^ Диль 2004, стр. 130–131.
  31. ^ Пул 2007, стр.192.
  32. ^ Пул 2007, стр.206.
  33. ^ Перейти обратно: а б Джойс 2010, стр.87.
  34. ^ Джойс 2010, стр. 87–88.
  35. ^ Джойс 2010, стр.105.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Карлсон 1992, стр.118.
  37. ^ Карлсон 1981, стр.117.
  38. ^ Пул 2007, стр.150.
  39. ^ Диль 2004, стр.133.
  40. ^ Диль 2004, стр. 60, 70.
  41. ^ Диль 2004, стр. 70–71.
  42. ^ Диль 2004, стр.93. Карлсон 1992, стр.118.
  43. ^ Диль 2004, стр.93.
  44. ^ Перейти обратно: а б Диль 2004, стр.94.
  45. ^ Диль 2004, стр. 93–94.
  46. ^ Диль 2004, стр.107.
  47. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр. 172–173.
  48. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.179.
  49. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.180.
  50. ^ Таубе 1992, стр.169.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Таубе 1992, стр.172.
  52. ^ Таубе 1992, стр.174.
  53. ^ Таубе 1992, стр. 175–176.
  54. ^ Перейти обратно: а б Таубе 1992, стр.176.
  55. ^ Брасвелл 2003, стр.7.
  56. ^ Таубе 1992, стр.182.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и Таубе 1992, стр.186.
  58. ^ Таубе 1992, стр. 189-191.
  59. ^ Фицсиммонс 2009, стр.96.
  60. ^ Фицсиммонс 2009, стр.97.
  61. ^ Таубе 1992, стр. 172, 174.
  62. ^ Таубе 1992, стр. 174–175.
  63. ^ Хили и Блейни, 2011, стр.232. Керр 1998а.
  64. ^ Хили и Блейни, 2011, стр.233. Керр 1998б.
  65. ^ Таубе 1992, стр.172. Коу 1999, стр. 91–92.
  66. ^ Дрю ​​1999, стр.195.
  67. ^ Шарер и Трэкслер, 2006, стр.301. Таубе 1992, стр.172.
  68. ^ Хили и Блейни, 2011, стр.237. Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.130.
  69. ^ Хили и Блейни, 2011, стр.237. Алмере Рид и Гонсалес 2000, стр.250.
  70. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 114–115.
  71. ^ Таубе 1992, стр. 182–183.
  72. ^ Сондерс 2001, стр.224.
  73. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, с. 473.
  74. ^ Сондерс 2001, стр.222.
  75. ^ Перейти обратно: а б Вила Ллонч 2009, стр.238.
  76. ^ Таубе 1992, с. 187.
  77. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, с. 430.
  78. ^ Фернандес 1992, 1996, с. 160.
  79. ^ Нейман 1976, стр.255.
  80. ^ Саагун 1989, стр. 818–819.
  81. ^ Таубе 1992, стр. 193-194.
  82. ^ Сондерс 2003, стр.18.
  83. ^ Пью и Райс 2009, стр.156.
  84. ^ Таубе 1992, стр.183.
  85. ^ Сондерс 2003, стр.20.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e87ad3377f63b235ce4212d9ad1fa991__1721296020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/91/e87ad3377f63b235ce4212d9ad1fa991.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mirrors in Mesoamerican culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)