Тлалок
Тлалок | |
---|---|
Бог молний, дождя и землетрясений [ 1 ] | |
![]() Тлалок, изображенный в Кодексе Мальябекьяно | |
Другие имена | Ноноуалько, Тлалоктламаски, Тлалоккантекутли |
Обитель | • Тлалокан [ 2 ] • Ильуикатль-Мезтли ( 1-е небо ) [ 2 ] • Чальчиухтликуйекатль ( Мексиканский залив ) [ 1 ] |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки ( Науа ) |
Фестивали | Эцалькуалистли и Хьюи Тозозтли |
Генеалогия | |
Родители | Создано Тескатлипока (Кодекс Зумаррага). [ 4 ] |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Шочикецаль (1-е место) и Чальчиутликуэ (2-е место) [ 2 ] |
Дети | • With Chalchiuhtlicue: the Tlaloque (Nappatecuhtli, Tomiyauhtecuhtli, Opochtli, Yauhtli) [ 2 ] и Уишточиуатль [ 3 ] |
Эквиваленты | |
Эквивалент Майя | Чаак (Бог Б) |
Эквивалент Mixtec | Сюху-Дзахуи |
Сапотекский эквивалент | Спросил Коция |


Тлалок ( классический науатль : Тлалок [ˈtɬaːlok] ) [ 5 ] бог дождя в религии ацтеков . Он также был божеством земного плодородия и воды, [ 6 ] почитался как податель жизни и пропитания. Это произошло из-за множества ритуалов и жертвоприношений, проводившихся во имя его. Его боялись, но не злонамеренно, за его власть над градом, громом, молнией и даже дождем. Он также ассоциируется с пещерами, источниками и горами, особенно со священной горой , где, как считалось, он проживал. Серро Тлалок очень важен для понимания того, как происходили ритуалы, окружающие это божество. Его последователи были одними из старейших и наиболее универсальных в древней Мексике .
Есть много разных изображений Тлалока, и ему приносят много разных подношений. Тлалок часто изображается в виде бабочек, ягуаров и змей. [ 7 ] Мексиканские бархатцы Tagetes lucida , известные науа как cempohualxochitl, были еще одним важным символом бога и сжигались в качестве ритуального благовония во время местных религиозных церемоний. Изображения Тлалока отличаются наличием клыков, будь то три или четыре одинакового размера или всего два в паре с традиционным раздвоенным языком. Часто, но не всегда, Тлалок также несет какой-то сосуд с водой. [ 8 ]
Хотя название Тлалок происходит на языке науатль, поклонение богу грозы , связанное со святилищами на вершинах гор и животворящим дождем, существует по крайней мере так же старо, как и Теотиуакан . Вероятно, оно было заимствовано от бога майя Чаака , возможно, в конечном итоге получено от более раннего предшественника ольмеков. Тлалоку в основном поклонялись в Теотиуакане, а его большие ритуалы проводились на Серро Тлалоке. В Теотиуакане был найден подземный храм Тлалока, в котором видно множество подношений, оставленных этому божеству. [ 9 ]
Иконография божества
[ редактировать ]В ацтекской иконографии многие различные скульптуры и произведения искусства были ошибочно названы Тлалоком. Какое-то время все, что было абстрактным и страшным, называлось Тлалоком. Однако на самом деле двумя основными отличительными чертами Тлалока являются клыки и глаза с кольцами. [ 8 ] Кроме того, его губы - очень отличительная черта - они имеют форму усов. В визуальных изображениях и произведениях искусства он чаще всего сочетается с молнией, кукурузой и водой. [ 10 ] Другие формы Тлалока включают в себя множество элементов или символов: ягуара, змею, сову, водяную лилию, раздвоенный язык, кетцаль, бабочку, ракушку, паука, символ глаза рептилии, символ креста/Венеры. Количество различных символов, связанных с Тлалоком, связано с прошлым, широко распространенной путаницей в отношении внешнего вида божеств, а также старым, широко распространенным поклонением этому божеству. [ 7 ]
Известно, что подношения, посвященные Тлалоку в Теночтитлане, включали несколько черепов ягуара и даже полный скелет ягуара. Мексиканцы придерживались очень высоких стандартов, связанных с преступным миром. Ягуары считались высшими жертвенными животными из-за их ценности, которую, по мнению мексиканцев, было высокой. [ 10 ]
Имитаторы Тлалока часто носили характерную маску и головной убор из перьев цапли, обычно с кукурузным стеблем или символическим жезлом-молнией; еще одним символом был ритуальный кувшин с водой. Наряду с этим Тлалок проявляется в виде валунов на святилищах, а в Мексиканской долине основное святилище этого божества располагалось на вершине Серро Тлалок. [ 9 ] Серро Тлалок был местом, где совершались человеческие жертвоприношения во имя водного божества.
В Коатлинчане была найдена колоссальная статуя весом 168 тонн, которая, как считалось, изображала Тлалока. Однако один ученый полагает, что статуя могла быть вовсе не Тлалоком, а его сестрой или каким-то другим женским божеством. Это классическая путаница, поскольку никто не мог понять, что такое Тлалок, а что нет. Эта статуя была перенесена в Национальный музей антропологии в Мехико в 1964 году. [ 11 ]
Хотя считается, что доиспанские культуры вымерли после того, как испанцы завершили колонизацию Мексики , некоторые аспекты доиспанских культур продолжают влиять на мексиканскую культуру. Соответственно, Тлалок продолжал быть представлен в мексиканской культуре даже после того, как считалось, что испанцы завершили евангелизацию в Мексике. Фактически, даже когда испанцы начали заниматься прозелитизмом в Мексике, возник религиозный синкретизм. [ 12 ] Анализ пьес по евангелизации, разыгранных испанцами с целью обратить коренные народы в христианство , позволяет предположить, что испанцы могли неосознанно создать связи между христианством и религиозными деятелями коренных народов, такими как Тлалок. [ 12 ] Коренные мексиканцы, просматривавшие эти пьесы, возможно, установили связь между жертвой, которую Авраам был готов принести из Исаака , с жертвами, которые были принесены Тлалоку и другим божествам. [ 12 ] Эти связи, возможно, позволили коренным народам сохранить идеи о жертвоприношениях, даже когда их насильно обращали в христианство. Ранний синкретизм между религиями коренных народов и христианством также включал более прямые связи с Тлалоком. В некоторых церквях, построенных в шестнадцатом веке, например, в церкви Сантьяго Тлателолко , внутри церкви были камни с изображением Тлалока. [ 13 ] Несмотря на то, что Римско-католическая церковь стремилась искоренить местные религиозные традиции, изображение Тлалока все еще оставалось в местах поклонения, что позволяет предположить, что Тлалоку все еще поклонялись после испанской колонизации. [ 13 ] Ясно, что Тлалок продолжал бы играть роль в мексиканской культуре сразу после колонизации.
Несмотря на то, что со времени завоевания Мексики прошло полтысячелетия, Тлалок по-прежнему играет роль в формировании мексиканской культуры. В Коатлинчане гигантская статуя Тлалока продолжает играть ключевую роль в формировании местной культуры, даже после того, как статуя была перенесена в Мехико. [ 14 ] В Коатлинчане люди до сих пор прославляют статую Тлалока настолько, что некоторые местные жители все еще стремятся поклоняться ему, а местный муниципалитет также установил копию оригинальной статуи. [ 14 ] Это имеет смысл, поскольку Тлалок — одно из самых известных божеств, у которого по сей день много верующих и последователей. Многие жители Коатлинчана относятся к статуе Тлалока так, как будто они могут ассоциировать себя со святым покровителем, связывая свою личность как жителя города с образом Тлалока. [ 14 ] Хотя Тлалок играет особенно важную роль в жизни жителей Коатлинчана, бог также играет важную роль в формировании мексиканской идентичности. Изображения Тлалока можно найти по всей Мексике от Тихуаны до Юкатана, а изображения статуи Тлалока, найденной в Коатлинчане, используются как символ мексиканской нации. [ 14 ] Тлалок и другие доиспанские черты имеют решающее значение для создания общей мексиканской идентичности, которая объединяет людей по всей Мексике. Поскольку многие ученые считают, что Тлалок также имеет корни майя, это широко распространенное мнение распространено в Мезоамерике. [ 15 ] Соответственно, люди по всей Мексике, и особенно в Коатлинчане, обращаются к Тлалоку очень антропоморфизированно , называя Тлалока личностью, как мешики поступали со многими божествами. [ 15 ] Более того, люди продолжают испытывать суеверия относительно Тлалока. [ 15 ] Несмотря на столетия колониального стирания, Тлалок продолжает быть представлен в американской культуре.
Мезоамериканские представления
[ редактировать ]
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Тлалок был представлен во многих других мезоамериканских культурах и религиях. Тлалок считается одним из наиболее почитаемых божеств в Теотиуакане, и именно здесь, в Теотиуакане, изображения Тлалока часто показывают его с зубами и чертами лица ягуара. Это отличается от версии Тлалока майя, поскольку изображение майя не имеет особого отношения к ягуарам. Жители Теотиуакана думали о громе как о грохоте ягуара и также ассоциировали гром с Тлалоком. Вполне вероятно, что у этого бога возникли такие ассоциации, поскольку у ацтеков он также известен как «кормилец». [ 16 ]
Чакмул , раскопанный на стоянке майя Чичен-Ица на Юкатане Августом Ле Плонжеоном, обладает изображениями, связанными с Тлалоком. [ 17 ] Этот чакмул похож на другие, найденные в Темпло Майор в Теночтитлане . [ 17 ] Чакмул, найденный в Чичен-Ице, по-видимому, использовался в жертвоприношениях, поскольку по форме чакмул напоминает связанного пленника. [ 17 ] Точно так же два чакмула, найденные в Темпло Майор, явно указывают на Тлалока. Первый чакмул трижды изображает Тлалока. Один раз на сосуде для сбора крови и сердец принесенных в жертву жертв, один раз на нижней части чакмула с водными мотивами, связанными с Тлалоком, а настоящая фигура самого чакмула принадлежит Тлалоку, поскольку на фигуре изображены знаковые выпученные глаза и большие клыки. . Другой чакмул был найден в тлалокской половине храмового комплекса двойной пирамиды и явно представляет собой Тлалок по тем же причинам. Помимо чакмулов, в непосредственной близости от тлалоканской половины Темпло Майор были найдены человеческие трупы, которые, вероятно, были военными пленниками.
Эти археологические находки могли бы объяснить, почему майя были склонны связывать свою версию Тлалока, Чаака , с кровавостью войны и жертвоприношений, потому что они переняли ее у ацтеков, которые использовали пленников майя для принесения в жертву Тлалоку. [ 18 ] Кроме того, Тлалока можно увидеть во многих примерах военных изображений и украшений военного времени майя, например, на «щитах, масках и головных уборах воинов». [ 19 ] Эти свидетельства подтверждают тройную связь майя между военным временем, жертвоприношением и божеством дождя, поскольку они, вероятно, переняли божество дождя от ацтеков, но размыли грань между жертвоприношением, пленением в плен и религией. [ 17 ]
Тлалок также ассоциировался с землей, и считается, что это также причина, по которой ему могли приносить жертвы. [ 17 ] Жертвоприношения Тлалоку были не только феноменом майя: известно, что ацтеки также приносили жертвы Тлалоку. Точно так же, как майя поклонялись своей собственной версии Тлалока, так же поступали и микстеки из Оахаки , которые, как известно, поклонялись богу дождя, который чрезвычайно похож на другие проявления Тлалока. [ 20 ]
Историческая космология
[ редактировать ]
В ацтекской космологии четыре угла вселенной отмечены «четырьмя тлалоками» ( классический науатль : Tlālōquê [tɬaːˈloːkeʔ] ), которые одновременно удерживают небо и служат основой для течения времени. Тлалок был покровителем календарного дня Масатль. В ацтекской мифологии Тлалок был повелителем третьего солнца , уничтоженного огнем.
На странице 28 Кодекса Борджиа Пять Тлалок изображены, поливающими кукурузные поля. Каждый Тлалок изображен поливающим кукурузу дождями разных типов, из которых только один был полезным. Дождь, приносивший пользу земле, был отполирован нефритовыми кристаллами и, вероятно, представлял собой тот тип дождя, который принесет обильный урожай. Другие формы дождя изображались как разрушители посевов: «огненный дождь, грибной дождь, ветровой дождь и дождь из кремневых лезвий». Это изображение показывает власть Тлалока над поставками сельскохозяйственных культур в Центральной Америке. Кроме того, высокое соотношение разрушительных дождей к полезным дождям, вероятно, символизирует соотношение вероятности уничтожения посевов к их питанию. Это могло бы объяснить, почему жители Центральной Америки приложили так много усилий и ресурсов, чтобы умилостивить богов. [ 21 ]
Кроме того, Тлалок считается одним из божеств-покровителей тресены 1 Киауитля (наряду с Чикомекоатлем). Трецены — это тринадцатидневные периоды, на которые разделен 260-дневный календарь. Первый день каждой тречены определяет предсказание или предзнаменование, а также божество или божества-покровителя, связанные с треченой. [ 16 ]
В ацтекской мифической космографии Тлалок управлял четвертым слоем верхнего мира или небес, который в нескольких ацтекских кодексах, таких как Ватикан А и Флорентийские кодексы, называется Тлалокан («место Тлалока»). Описанный как место бесконечной весны и рай зеленых растений, Тлалокан был местом загробной жизни для тех, кто насильственно умер от явлений, связанных с водой, таких как молния, утопление и болезни, передающиеся через воду. [ 16 ] Эти насильственные смерти также включали проказу, венерические заболевания, язвы, водянку, чесотку, подагру и детские жертвоприношения. [ 10 ]
Науа верили, что Уицилопочтли может обеспечить им хорошую погоду для урожая, и разместили рядом с ним изображение Тлалока, бога дождя, чтобы в случае необходимости бог войны мог заставить создателя дождя проявить свои силы. [ 22 ]
Этимология
[ редактировать ]Тлалок также ассоциировался с миром мертвых и землей. Считается, что его имя происходит от на языке науатль слова tlālli «земля», а его значение интерпретируется как «путь под землей», «длинная пещера», «тот, кто сделан из земли», «тот, кто сделан из земли». [ 23 ] а также «тот, кто является воплощением земли». [ 24 ] Дж. Ричард Эндрюс интерпретирует его как «то, что лежит на земле», идентифицируя Тлалок как облако, покоящееся на вершинах гор. [ 25 ] Другими именами Тлалока были Тламакаски («Дающий»). [ 26 ] и Шосуки («Зеленый»); [ 27 ] и (среди современных науа Веракруса) Чанеко. [ 28 ]
Детские жертвоприношения и ритуалы
[ редактировать ]В столице ацтеков Теночтитлане одна из двух святынь на вершине Великого храма была посвящена Тлалоку. Первосвященника, отвечавшего за храм Тлалока, звали « Кетцалькоатль Тлалок Тламакаски ». Самая северная сторона этого храма была посвящена Тлалоку, богу дождя и земледельческого плодородия. Здесь хранилась чаша, в которую в определенных случаях клали жертвенные сердца в качестве подношений богам дождя. [ 29 ] Хотя Северная часть Великого Храма была посвящена Тлалоку, самое важное место поклонения богу дождя находилось на вершине Серро Тлалок , горы высотой 4100 метров (13500 футов) на восточном краю Мексиканской долины . Сюда ежегодно приезжал правитель ацтеков и проводил важные церемонии. Кроме того, в течение всего года на гору приходили паломники и приносили святыне драгоценные камни и фигурки. Многие из найденных здесь подношений также связаны с водой и морем. [ 16 ]
Мертвых, связанных с Тлалоканом, не кремировали, как это было принято, а вместо этого хоронили в земле, посадив семена им в лица и покрыв их лбы синей краской. [ 30 ] Их тела были одеты в бумагу и палки для посадки растений. в руки вложены [ 31 ]

Второй храм на вершине главной пирамиды Теночтитлана был посвящен Тлалоку. И его храм, и храм Уицилопочтли рядом с ним были обращены на запад. В этих храмах совершались жертвоприношения и обряды. Ацтеки верили, что Тлалок обитал в горных пещерах, поэтому его святилище в пирамиде Теночтитлана называлось «горной обителью». Перед ним регулярно клали множество богатых подношений, особенно связанных с водой, таких как ракушки, нефрит и песок. Серро Тлалок располагался прямо к востоку от пирамиды, что очень соответствует классической архитектуре ацтеков. Мексика все делала и проектировала с космологическим направлением. До него было сорок четыре мили, и два храма соединяла длинная дорога. На Серро Тлалоке находился храм, содержащий каменные изображения самой горы и других соседних вершин. Святилище называлось Тлалокан , в честь рая. Также в святыне находились четыре кувшина с водой. Каждый кувшин будет иметь разную судьбу, если его использовать для выращивания сельскохозяйственных культур: первый принесет хороший урожай, второй приведет к тому, что урожай погибнет и загниет, третий высушит урожай, а последний заморозит его. Считалось, что жертвоприношения, совершавшиеся на Серро Тлалоке, способствовали ранним дождям.
Фестивали Атлькауало отмечались с 12 февраля по 3 марта. , посвященная Тлалоку, Эта вентена включала в себя принесение в жертву детей на вершинах священных гор, таких как Серро Тлалок. Эта форма человеческого жертвоприношения была не только специфической, но и необходимой в глазах ацтеков. Дети были красиво украшены и одеты в стиле Тлалока и Тлалока. Дети были «выбраны» сообществом, и хотя этот выбор был почетным, выбор был сопряжен с большой ответственностью. Более того, эти дети обычно не принадлежали к высокому социальному классу. Детей, подлежащих принесению в жертву, доставили в Серро Тлалок на носилках, усыпанных цветами и перьями, в окружении танцоров. Как только дети достигнут вершины, им придется остаться на ночь у священников на бдении. Священникам не разрешалось покидать это место, иначе их считали бы «мококами», то есть брошенными. Затем в святилище ацтекские жрецы вытаскивали сердца детей. Если по дороге к святыне эти дети плакали, их слезы рассматривались как положительный признак приближающихся и обильных дождей. На каждом фестивале Атлькауало семь детей приносились в жертву на озере Тескоко и вокруг него в столице ацтеков. Дети были либо рабами, либо вторыми детьми дворян, либо пипилтинами. [ 32 ] Если дети не плакали, это означало плохой год для всей их системы жизни — сельского хозяйства. Чтобы обозначить приближение окончания дождей, ацтеки полагались на крик птицы, известной как «куитлакочин». Это также будет означать переход к мягкому дождю.
Праздник Тозозтонтли (24 марта – 12 апреля) также включал в себя жертвоприношение детей. Во время этого фестиваля детей приносили в жертву в пещерах. Содранные шкуры жертвенных жертв, которые носили жрецы последние двадцать дней, были сняты и помещены в эти темные пещеры.
Зимняя вентена Атемоцтли (9 – 28 декабря) также была посвящена Тлалоку. Этот период предшествовал важному сезону дождей, поэтому статуи делали из амарантового теста. Их зубы были тыквенными семечками, а глаза — бобами. Когда-то этим статуям подносили копал, прекрасные благовония и другие продукты питания, а также им молились и украшали их нарядами. После этого их рыхлые сундуки вскрывали, вынимали «сердца», а затем тела разрезали и съедали. Украшения, которыми они были украшены, были взяты и сожжены во дворах людей. В последний день «веинтены» люди праздновали и устраивали банкеты. [ 33 ]
Тлалоку также поклонялись во время фестиваля Хьюи Тозотли , который отмечался ежегодно. [ 34 ] Свидетельства из Кодекса Борбоникуса позволяют предположить, что Хьюи Тозотли был воспоминанием о Центеотле , боге кукурузы . Хотя Тлалок обычно не ассоциируется с Хьюи Тозотли, данные из Кодекса Борбоникуса указывают на то, что Тлалоку поклонялись во время этого фестиваля. [ 34 ] Дополнительные свидетельства из Книги богов и обрядов позволяют предположить, что правители Империи ацтеков и других государств совершали паломничество на Серро Тлалок во время фестиваля Хьюи Тозотли, чтобы преподнести Тлалоку подношения. [ 34 ] В «Книге богов и обрядов» также предполагается, что в рамках этого паломничества в жертву был также принесен ребенок, хотя это могло быть просто результатом колониальной сенсации со стороны испанских авторов. [ 34 ] Утверждается, что Тлалок был включен в празднования Хьюи Тозотли из-за его роли бога дождя. [ 34 ] Хьюи Тозотли был праздником урожая кукурузы, и было бы логично, чтобы верующие хотели отпраздновать Тлалока во время этого праздника, поскольку его сила дождя имела решающее значение для успешного урожая кукурузы. [ 34 ]
Тлалок был связан с регенеративной способностью погоды, и поэтому ему поклонялись на Серро Тлалок, потому что большая часть дождя в Центральной Мексике образуется на территории, частью которой является Серро Тлалок. [ 35 ] Тлалоку поклонялись на Серро Тлалоке во время фестиваля Эцалькуалистли , во время которого правители со всей Центральной Мексики совершали ритуалы Тлалоку, чтобы попросить дождя, а также отпраздновать плодородие и смену времен года. [ 35 ] Важной частью этих паломничеств в Серро Тлалок во время Эцалькуалицтли было принесение в жертву Тлалоку как взрослых, так и детей. [ 35 ]
Родственные божества
[ редактировать ]
Археологические данные показывают, что Тлалоку поклонялись в Мезоамерике еще до того, как ацтеки поселились там в 13 веке нашей эры. Он был выдающимся богом в Теотиуакане по крайней мере за 800 лет до ацтеков. [ 33 ] Это привело к тому, что мезоамериканских пучеглазых богов дождя стали называть «Тлалоком», хотя в некоторых случаях неизвестно, как их называли в этих культурах, а в других случаях мы знаем, что его называли другим именем. Например, версия майя была известна как Чаак , а сапотекское божество — как Кочихо .
Чалчиутликуэ, или «она в нефритовой юбке» на языке науатль, была божеством, связанным с поклонением грунтовым водам. Поэтому ее святыни располагались возле источников, ручьев, арыков или акведуков, причем самый важный из этих святилищ находился в Пантитлане, в центре озера Тескоко. Чалчиутликуэ, которую иногда называют сестрой Тлалока, выдавали себя за ритуальных исполнителей, носивших зеленую юбку, которая ассоциировалась с Чалчиутликуэ. Как и культ Тлалока, ее культ был связан с землей, плодородием и возрождением природы. [ 9 ]
Тлалок впервые был женат на богине цветов Шочикецаль , что буквально переводится как «Цветок Кецаль». Шочикецаль олицетворяет удовольствие, цветы и сексуальность молодой женщины. При этом она ассоциировалась с беременностью и родами и считалась защитницей молодых матерей. В отличие от многих других женских божеств, Шочикецаль сохраняет свою молодую внешность и часто изображается в роскошных одеждах и золотых украшениях. [ 16 ]
Тлалок был отцом Текцистекатля , возможно, от Чалчиутликуэ. У Тлалока была старшая сестра по имени Уишточиуатль .
Серро Тлалок
[ редактировать ]
находится святилище На вершине Серро Тлалок , посвященное богу Тлалоку; Считается, что расположение этого святилища по отношению к другим окружающим его храмам могло быть для ацтеков способом отмечать время года и отслеживать важные церемониальные даты. [ 36 ] Исследования показали, что различные ориентации, связанные с Серро Тлалок, выявили группу дат в конце апреля и начале мая, связанных с определенными астрономическими и метеорологическими событиями. Археологические, этноисторические и этнографические данные свидетельствуют о том, что эти явления совпадают с посевом кукурузы на засушливых землях, связанных с сельскохозяйственными объектами. [ 37 ] На участке на вершине горы находятся 5 камней, которые, как полагают, символизируют Тлалока и его четырех Тлалоке , которые отвечают за дождь на земле. Здесь также есть сооружение, в котором размещалась статуя Тлалока, а также идолы многих различных религиозных регионов, таких как другие священные горы. [ 38 ]
Географическое положение
[ редактировать ]Серро Тлалок — самая высокая вершина части Сьерра -Невады под названием Сьерра-дель-Рио-Фрио, которая разделяет долины Мексики и Пуэблы. Он возвышается над двумя разными экологическими зонами: альпийскими лугами и субальпийскими лесами. Сезон дождей начинается в мае и длится до октября. Самая высокая годовая температура приходится на апрель, начало сезона дождей, а самая низкая – на декабрь–январь. Около 500 лет назад погодные условия были немного более суровыми, но лучшее время для восхождения на гору было практически таким же, как и сегодня: с октября по декабрь и с февраля до начала мая. Дата праздника Хьюи Тозотли, отмечаемого на вершине Серро Тлалок, совпала с периодом самой высокой годовой температуры, незадолго до того, как опасные грозы могли заблокировать доступ к вершине. [ 39 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]За первым подробным описанием Серро Тлалока, сделанным Джимом Рикардсом в 1929 году, последовали посещения или описания других ученых. В 1953 году Вике и Хоркаситас провели на этом месте предварительные археологические исследования; их выводы были повторены Парсонсом в 1971 году. Археоастрономические исследования начались в 1984 году, некоторые из которых остались неопубликованными. В 1989 году раскопки на этом месте провели Солис и Таунсенд. [ 40 ] Считается, что нынешний ущерб, нанесенный вершине Серро Тлалок, скорее всего, вызван человеческими разрушениями, а не силами природы. Судя по всему, здесь также было построено современное святилище, построенное в 1970-х годах, что позволяет предположить, что недавняя/настоящая попытка провести ритуалы на вершине горы. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 567, 568, 569, 570, 571. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 567, 568, 569, 570, 571. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 206, 207. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-3452-9 . OCLC 50090230 .
- ^ Саагун, Фрай Бернардино де (1569). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . п. 2.
Ему был приписан дождь; ибо Он создал его, Он низвел его, Он рассеял дождь, как семя, а также и град. Он заставил прорастать, цвести, распускать листья, цвести, созревать, деревья, растения, наша пища.
- ^ Перейти обратно: а б Пастори, Эстер (1974). «Иконография Теотиуакана Тлалока» . Исследования доколумбового искусства и археологии (15): 4. JSTOR 41263427 . Проверено 12 февраля 2023 г. - через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Пастори, Эстер (1974). «Иконография Теотиуакана Тлалока» . Исследования доколумбового искусства и археологии (15). Думбартон-Оукс: 1–22. JSTOR 41263427 . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Таунсенд, Ричард Ф. (1992). Ацтеки Темза и Гудзон: Лондон. п. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с Гранциера, Патриция (зима 2001 г.). «Концепция сада в доиспанской Мексике». История сада . 29 (2): 185–213. дои : 10.2307/1587370 . JSTOR 1587370 .
- ^ Браун, Дейл М. (1999). Ацтеки: Царство крови и великолепия . Книги Время-Жизнь. ISBN 978-0809498543 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бальсера, Вивиана Диас (1 декабря 2001 г.). «Иудео-христианин Тлалок или Науа Яхве? Доминирование, гибридность и преемственность в театре евангелизации науа». Колониальный латиноамериканский обзор . 10 (2): 209–227. дои : 10.1080/10609160120093787 . ISSN 1060-9164 . S2CID 162122057 .
- ^ Перейти обратно: а б Джексон, Роберт (2014). Визуализация чудесного, визуализация священного: евангелизация и «культурная война» в Мексике шестнадцатого века . Издательство Кембриджских ученых.
- ^ Перейти обратно: а б с д Розенталь, Сандра (01 июля 2014 г.). «Каменные копии: повторение и странствование мексиканского наследия». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии . 19 (2): 331–356. дои : 10.1111/jlca.12099 . ISSN 1935-4940 .
- ^ Перейти обратно: а б с Розенталь, Сандра (2008). Окаменение: создание археологической личности . Мехико: Штернберг Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Мэри Эллен (1985). «Повторное исследование мезоамериканского чакмула». Художественный вестник . 67 (1): 7–17. дои : 10.2307/3050884 . JSTOR 3050884 .
- ^ Пастори, Эстер. Ацтекский Тлалок: Бог древности, сочинения Тельмы Салливан .
- ^ ПАСТОРИ, ЭСТЕР (1974). «Иконография Теотиуакана Тлалока» . Исследования доколумбового искусства и археологии (15): 1–22. ISSN 0585-7023 . JSTOR 41263427 .
- ^ Осорио, Лиана Иветт Хименес; Сантойо, Эммануэль Поссельт (1 декабря 2016 г.). «Святилища Бога дождя в высокогорье Миштек, Мексика: обзор от настоящего к доколониальному прошлому» . История воды . 8 (4): 449–468. дои : 10.1007/s12685-016-0174-x . ISSN 1877-7236 .
- ^ Миллер, Мэри (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Thames and Hudson Inc., стр. 166–167 , 142–143. ISBN 9780500050682 .
- ^ Спенс, Льюис (1994). Мифы Мексики и Перу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publishing. п. 74. ИСБН 978-0486283326 .
- ^ Лопес Остин (1997) с. 214
- ^ Арнольд, Филип (1995). «Бумажные связи с землей: материальные ориентации коренных и колониальных народов в долине Мексики» . История религий . 35 (1): 31. дои : 10.1086/463406 . JSTOR 1063009 . S2CID 161512366 .
- ^ Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . п. 596. ИСБН 978-0-8061-3452-9 . OCLC 50090230 .
- ^ Лопес Остин (1997) с. 209, со ссылкой на Саагуна, lib. 1, гл. 4
- ^ Лопес Остин (1997) с. 209, со ссылкой на Флорентийский кодекс lib. 6, гл. 8
- ^ Лопес Остин (1997) с. 214, со ссылкой на Гвидо Мюнха Галиндо: Этнология перешейка Веракрусано . Мексика: УНАМ, 1983. с. 160
- ^ Прочтите, Кей А. (май 1995 г.). «Правители Солнца и Земли: чего не видят глаза в Мезоамерике». История религий . 34 (4): 351–384. дои : 10.1086/463404 . JSTOR 1062953 . S2CID 162347273 .
- ^ Наттолл, Зелия (1 июля 1886 г.). «Терракотовые головы Теотиуакана (II)» . Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 2 (3): 318–330. дои : 10.2307/495861 . ISSN 1540-5079 . JSTOR 495861 . S2CID 245264755 .
- ^ Игуас, Д. (14 ноября 1993 г.). «Погребальная практика у ацтеков в свете этноисторических и археологических источников» . Материалы Института археологии . 4 . дои : 10.5334/pia.45 . ISSN 2041-9015 .
- ^ Саагун, монах Бернардино Де. Флорентийский кодекс (переводная ред.). Мексика. п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б «Бог месяца: Тлалок» (PDF) . Ацтеки в Мексиколоре . Мексикалор . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж ДиЧезаре, Кэтрин Р. (01 октября 2015 г.). «Обряды Тлалока и фестиваль Хьюи Тозозтли в Мексиканском кодексе Борбоникус» . Этноистория . 62 (4): 683–706. дои : 10.1215/00141801-3135290 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Перейти обратно: а б с Карраско, Дэвид, изд. (1999). Ацтекские церемониальные пейзажи (изд. В мягкой обложке). Нивот, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. ISBN 9780870815096 . OCLC 42330315 .
- ^ Иванишевский, Станислав. (1994). стр. 158.
- ^ Иванишевский, Станислав. (1994). стр. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Иванишевский, Станислав (1994). «Археология и археоастрономия Серро Тлалока, Мексика: новый взгляд» . Латиноамериканская древность . 5 (2): 158–176. дои : 10.2307/971561 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 971561 . S2CID 163432692 .
- ^ Иванишевский, Станислав. (1994). стр. 159-160.
- ^ Иванишевский, Станислав. (1994). стр. 160.
Ссылки
[ редактировать ]- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-3452-9 . OCLC 50090230 .
- Браун, Дейл М. (1999). Ацтеки: Царство крови и великолепия . Книги Время-Жизнь. ISBN 978-0809498543 .
- Бальсера, Вивиана Диас (1 декабря 2001 г.). «Иудео-христианин Тлалок или Науа Яхве? Доминирование, гибридность и преемственность в театре евангелизации науа». Колониальный латиноамериканский обзор . 10 (2): 209–227. дои : 10.1080/10609160120093787 . ISSN 1060-9164 . S2CID 162122057 .
- Ацтекские церемониальные пейзажи . Карраско, Дэвид (изд. в мягкой обложке). Нивот, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. 1999. ISBN 9780870815096 . OCLC 42330315 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Кертис, Ник (14 декабря 2018 г.). «Тлалок Данни Джесси Эрнандеса» . Журнал КоАРТ . Ньюбург, штат Нью-Йорк . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ДиЧезаре, Кэтрин Р. (01 октября 2015 г.). «Обряды Тлалока и фестиваль Хьюи Тозозтли в Мексиканском кодексе Борбоникус» . Этноистория . 62 (4): 683–706. дои : 10.1215/00141801-3135290 . ISSN 0014-1801 .
- «ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ ДОИСПАНСКИЕ ДЕТИ ПРИНОСИЛИ В ЖЕРТВУ В ЧЕСТЬ ТЛАЛОКА, БОГА ДОЖДЯ » . Новости дня . Пресс-центр. Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 20 октября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Бог месяца: Тлалок» (PDF) . Ацтеки в Мексиколоре . Мексикалор . Проверено 20 октября 2013 г.
- Гранциера, Патриция (зима 2001 г.). «Концепция сада в доиспанской Мексике». История сада . 29 (2): 185–213. дои : 10.2307/1587370 . JSTOR 1587370 .
- Иванишевский, Станислав; Иванишевский, Станислав (июнь 1994 г.). «Археология и археоастрономия Серро Тлалок, Мексика: новый взгляд». Латиноамериканская древность . 5 (2): 158–176. дои : 10.2307/971561 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 971561 . OCLC 54395676 . S2CID 163432692 .
- Джексон, Роберт (2014). Визуализация чудесного, визуализация священного: евангелизация и «культурная война» в Мексике шестнадцатого века . Издательство Кембриджских ученых.
- Лопес Остин, Альфредо (1997). Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Серия «Мезоамериканские миры». перевод Бернарда Р. Ортиса де Монтеллано и Тельмы Ортис де Монтеллано. Нивот: Университетское издательство Колорадо . ISBN 978-0-87081-445-7 . OCLC 36178551 .
- Миллер, Мэри Эллен (1985). «Повторное исследование мезоамериканского чакмула». Художественный вестник . 67 (1): 7–17. дои : 10.2307/3050884 . JSTOR 3050884 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- Осорио, Лиана Иветт Хименес; Сантойо, Эммануэль Поссельт (1 декабря 2016 г.). «Святилища Бога дождя в высокогорье Миштек, Мексика: обзор от настоящего к доколониальному прошлому». История воды . 8 (4): 449–468. дои : 10.1080/10609160120093787 . S2CID 162122057 .
- Прочтите, Кей А. (май 1995 г.). «Правители Солнца и Земли: чего не видят глаза в Мезоамерике». История религий . 34 (4): 351–384. дои : 10.1086/463404 . JSTOR 1062953 . S2CID 162347273 .
- Розенталь, Сандра (01 июля 2014 г.). «Каменные копии: повторение и странствование мексиканского наследия». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии . 19 (2): 331–356. дои : 10.1111/jlca.12099 . ISSN 1935-4940 .
- Розенталь, Сандра (2008). Окаменение: создание археологической личности . Мехико: Штернберг Пресс.
- Спенс, Льюис (1994). Мифы Мексики и Перу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publishing. п. 74. ИСБН 978-0486283326 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (2-е издание, исправленное издание). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-28132-1 . OCLC 43337963 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тлалоком, на Викискладе?
- Изображение Тлалока в Федерации развития мезоамериканских исследований