Центеотль
Центеотль | |
---|---|
Бог кукурузы | |
Другие имена | Синтеотль |
Обитель | Тлалтикпак |
Символ | кукуруза |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки ( Науа ) |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Никто |
Супруга |
|
Дети | Никто |
Эквиваленты | |
Эквивалент Майя | Богородица (Бог Е) |
Эквивалент Mixtec | Сюху-Коуи |
Сапотекский эквивалент | Спросил-Козоби |
В ацтекской мифологии Сентеотль [ senˈteoːt͡ɬ] (также известный как Сентеоциуатль или Синтеотль ) — кукурузное божество. Cintli [ˈsint͡ɬi] означает «сушеная кукуруза в початках», а teōtl [ˈteoːt͡ɬ] означает «божество». [ 4 ] Согласно Флорентийскому кодексу , [ 5 ] Центеотль — сын богини земли Тлазолтеотль и солнечного божества Пильцинтекутли , планеты Меркурий . Он родился в день 1-го знака Шочитль. [ 6 ] [ 7 ] Другой миф утверждает, что он сын богини Шочикецаль . [ 8 ] Большинство данных, собранных о Центеотле, позволяют предположить, что его обычно изображают молодым человеком (хотя споры все еще продолжаются) с желтым цветом тела. [ 5 ] Некоторые специалисты полагают, что Сентеотль была богиней кукурузы Чикомекоатль . Сентеотль считался одним из важнейших божеств эпохи ацтеков. В изображениях Центеотля есть много общих черт. Например, в его головном уборе часто кажется кукуруза. Еще одна поразительная черта — черная линия, проходящая вниз по брови, через щеку и заканчивающаяся внизу линии подбородка. Эти отметины на лице аналогичным образом часто используются в поздних постклассических изображениях «листистого» кукурузного бога майя .
Споры
[ редактировать ]Согласно источникам, Синтеотль — бог кукурузы и пропитания. [ 9 ] и Центеотль [ 10 ] соответствует Чикомекоатлю , [ 11 ] богиня земледелия.
Поклонение
[ редактировать ]В Тональпохуалли (260-дневном священном календаре, используемом многими древними мезоамериканскими культурами ) Сентеотль является Повелителем дня для дней с номером семь, и он является четвертым Повелителем Ночи. В ацтекской мифологии кукуруза (которая на науатле, разговорном языке ацтеков, называлась чинтли) была принесена в этот мир Кетцалькоатлем и связана с группой звезд, широко известных сегодня как Плеяды . [ 12 ]
В начале года (вероятнее всего, в феврале) рабочие-ацтеки сажали молодую кукурузу. Эти молодые растения кукурузы потенциально использовались как символ красивой богини, скорее всего, Чикомекоатль , принцессы незрелой кукурузы. Чикомекоатль обычно изображают несущей в руках свежую кукурузу, с обнаженной грудью и скромно сидящей. Существует интересный конфликт: некоторые историки полагают, что Чикомекоатль , также известный как «волосатый», и Центеотль — одно и то же божество. Когда семена были посажены, состоялся ритуальный танец, чтобы поблагодарить Мать-Землю и, в частности, Центеотля. Эти танцы становились все более заметными, поскольку тепло солнца приносило ацтекам большое процветание в виде прорастающих кукурузных побегов. Этот фестиваль сравнивают с более западным фестивалем майского дерева из-за сходства их празднований (весенние танцы, пиршества и т. д.). Эти фестивали, вероятно, были очень приятны ацтекам, если судить по аналогичным праздникам в других цивилизациях. Основным обычаем в Мексике во время этого фестиваля было то, что женщины-ацтеки, независимо от семейного положения, распускали пончо и распускали волосы. Они продолжали танцевать с обнаженной грудью на кукурузных полях, чтобы поблагодарить Сентеотля за его работу. Затем каждая женщина собирала с поля пять початков кукурузы и приносила их обратно в большой процессии под пение и танцы. Женщины в этих процессиях были обещаниями еды и жизни в ацтекском мире. Традиционно массовые драки вспыхивали, когда люди пытались окунуть друг друга в цветочную пыльцу или ароматную кукурузную муку. Кроме того, лепестки цветов церемониально бросали в людей, несущих початки кукурузы. [ 13 ]
Кукуруза была весьма важна в жизни ацтеков, и поэтому важность Центеотля нельзя недооценивать. Из бесчисленных исторических источников видно, что большая часть кукурузы, выращиваемой ацтеками, использовалась для жертвоприношений богам. Обычно пожилые ацтекские женщины собирали не менее пяти только что созревших початков кукурузы. Затем их несли на спине самки, тщательно завернув, подобно тому, как мать заворачивает новорожденного ребенка. Как только початки достигали места назначения, обычно возле дома, их помещали в специальную корзину для кукурузы и оставались там до следующего года. Это должно было символизировать отдых духов кукурузы до наступления следующего периода сбора урожая. [ 13 ]
Эти пять початков также были символами, казалось бы, отдельной богини. [ 10 ] Эта высокопочитаемая богиня была известна как Леди Чикомекоатль, Семь Змей. [ 10 ] Она была духом земли, повелительницей плодородия и жизни, в ацтекском мире считалась своего рода матерью и была партнершей Центеотля. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Синтеотль, изображенный в Кодексе
-
Фотография из «Мифов Мексики и Перу» , опубликованная в 1902 году.
-
Синтеотль, бог кукурузы, перед царством мертвых (Кодекс Фейервари-Майера, стр. 11)
-
Синтеотль, бог кукурузы (Кодекс Фейервари-Майера, стр. 34)
-
Страница 13 Кодекса Борбоникус с Тлазолтеотлем , который изображен в содранной коже, рождающим Синтеотля.
См. также
[ редактировать ]- Майя кукурузный бог
- Чикомекоатль (ацтекская богиня кукурузы)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. стр. 102, 103. ISBN 968-35-0093-5 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 119. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 87. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Словарь науатля. (1997). Проводной гуманитарный проект. Университет Орегона. Получено 1 сентября 2012 г. по ссылке . Архивировано 3 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Боги и символы древней Мексики и майя (Лондон: Темза и Гудзон, 1993), стр. 62.
- ^ Кукурузные люди. Мигель Анхель Астурия, стр. 398
- ^ Ватиканский кодекс №. 3773 (Ватиканский кодекс B) Эдуард Селер стр. 101
- ^ Маркман, Роберта Х., Питер Т. (1994). Содранный Бог: мезоамериканская мифологическая традиция . Харперколлины. ISBN 0-06-250749-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сесилио Агустин Робело (1905). Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии (ред.). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Мексика. стр. 86, 87. ISBN 978-9684327955 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Сесилио Агустин Робело (1905). Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии (ред.). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Мексика. стр. 71, 72. ISBN 978-9684327955 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сесилио Агустин Робело (1905). Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии (ред.). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Мексика. стр. 141, 142. ISBN. 978-9684327955 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Центеотль, Повелитель кукурузы
- ^ Jump up to: а б с К. Берланд, Ацтеки: боги и судьба в Древней Мексике (Лондон: Orbis, 1980), стр. 39.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Центеотлем , на Викискладе?