Детское жертвоприношение
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июнь 2024 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |

Жертвоприношение детей — это ритуальное убийство детей с целью угодить или умилостивить божество , сверхъестественные существа или священный социальный порядок, племенную, групповую или национальную лояльность для достижения желаемого результата. По существу, это форма человеческого жертвоприношения .Считается, что жертвоприношение детей является крайним развитием идеи о том, что чем важнее объект жертвоприношения, тем более набожным является человек, приносящий его. [1]
Практика принесения в жертву детей в Европе и на Ближнем Востоке , по-видимому, прекратилась в результате религиозных трансформаций поздней античности . [2]
Доколумбовые культуры
[ редактировать ]Археологи нашли останки более 140 детей, принесенных в жертву в северном прибрежном регионе Перу. [3]
Ацтекская культура
[ редактировать ]
Ацтеки человеческими хорошо известны своими ритуальными жертвоприношениями богам с целью восстановления космологического баланса. Хотя демографический состав людей, выбранных для принесения в жертву, остается неясным, есть свидетельства того, что жертвами в основном были воины, захваченные в бою, и рабы, участвовавшие в работорговле. [4] Однако человеческие жертвоприношения не ограничивались взрослыми; В испанских кодексах XVI века зафиксированы жертвоприношения детей ацтекским богам дождя. [5] В 2008 году археологи нашли и раскопали 43 жертвы ацтекского жертвоприношения, 37 из которых были несовершеннолетними. [5] Жертвы были найдены в Храме R, храме в Тлателолко (археологический объект) , древнем ацтекском городе, который сейчас является современным Мехико . Храм R был посвящен ацтекским богам дождя, в том числе Тлалоку , Эхекатлю , Кетцалькоатлю и Уицилопочтли . [5] Большинство (66%) раскопанных подростков были моложе 3 лет, при этом 32 субвзрослых человека, а также 6 субвзрослых были идентифицированы как мужчины. [5]
Предполагается, что это конкретное жертвоприношение детей произошло во время великой засухи и голода 1454–1457 годов, что подтверждает теорию о том, что ацтеки использовали человеческие жертвоприношения, чтобы умилостивить богов. [5] Остеологические и стоматологические патологические данные показывают, что у многих жертвоприношений детей были различные проблемы со здоровьем, и предполагается, что Тлалок отбирали этих детей, у которых были медицинские заболевания. [5] Поскольку жертвенные жертвы обычно олицетворяли богов, которым их приносили в жертву, на этом месте чаще приносились в жертву дети мужского пола из-за мужской природы ацтекских богов дождя. [5]
Культура инков
[ редактировать ]В культуре инков детей приносили в жертву в ходе ритуала, называемого капак хуча . Их замороженные трупы были обнаружены на вершинах гор Южной Америки . Первый из этих трупов, девочка, умершая от удара по черепу, был обнаружен в 1995 году Йоханом Рейнхардом. [6] Другие методы жертвоприношения включали удушение и простое оставление детей, которым давали опьяняющий напиток, терять сознание в условиях крайнего холода и низкого содержания кислорода на вершине горы и умирать от переохлаждения .
культура майя
[ редактировать ]В культуре майя люди верили, что сверхъестественные существа имеют власть над их жизнью, и это одна из причин принесения в жертву детей. [7] По сути, жертвоприношения предназначались для удовлетворения сверхъестественных существ. Это было сделано через k'ex , который представляет собой обмен или замену чего-либо. [7] Через к'екс младенцы заменят более могущественных людей. [7] Считалось, что сверхъестественные существа поглотят души более могущественных людей, и чтобы предотвратить это, их заменили младенцами. [7] Считается, что младенцы являются хорошим подношением, поскольку они имеют тесную связь с духовным миром через лиминальность . [8] Также считается, что родители в культуре майя приносили своих детей в жертву, и изображения этого показывают, что это было очень эмоциональное время для родителей, но они выдерживали это, потому что думали, что ребенок продолжит существовать. [8] Известно также, что жертвоприношения младенцев происходили в определенное время. Принесение в жертву детей было предпочтительным в кризисные и переходные времена, такие как голод и засуха. [7]
Существуют археологические свидетельства принесения в жертву младенцев в гробницах, где младенцев хоронили в урнах или керамических сосудах. В искусстве также встречались изображения жертвоприношений детей. Некоторое искусство включает керамику и стелы , а также ссылки на жертвоприношения младенцев в мифологии и художественные изображения мифологии.
Культура Моче
[ редактировать ]
Моче . на севере Перу практиковали массовые жертвоприношения мужчин и мальчиков [9] Археологи обнаружили останки 137 детей и 3 взрослых, а также 200 верблюдовых во время раскопок в 2011, 2014 и 2016 годах под песками стоянки XV века под названием Уанчакито-Лас-Лламас. Вероятно, эта жертва была принесена во время проливных дождей, поскольку поверх чистого песка лежал слой грязи. [10] [11] [12]
Культура Тимото-Куика
[ редактировать ]Тимото -Куикас приносили человеческие жертвы. До колониальных времен жертвоприношения детей тайно проводились в Лагуна-де-Урао ( Мерида ). Оно было описано летописцем Хуаном де Кастельяносом , который ссылался на то, что пиры и человеческие жертвоприношения совершались в честь Икаки , андской доиспанской богини. [13] [14]
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]
Танах
[ редактировать ]Танах упоминает человеческие жертвоприношения в истории древней ближневосточной практики. Царь Моава отдает своего первенца и наследника во всесожжение ( ола , как используется в храмовой жертве). В книге пророка Михея задается вопрос: «Отдам ли я первенца моего за грех мой, плод тела моего за грех души моей?», [15] и ответил фразой: «Он показал всем вам, что такое хорошо». А чего от тебя требует Яхве? Поступать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом твоим». [16] Танах также подразумевает, что аммонитяне приносили Молоху в жертву детей . [17]
По мнению таких ученых, как Отто Эйсфельдт , Пол Г. Моска и Сьюзан Акерман , Молох не был именем бога, а вместо этого был словом, обозначающим особую форму детского жертвоприношения, практикуемую в Израиле и Иудее, от которой не отказались до реформ. Иосии . [18] упоминаются В Танахе в таких книгах, как «Цари» , «Левит» и «Иеремия», дети, отдаваемые «молеку » . [19] По словам Патрика Д. Миллера, эти традиции жертвоприношения детей изначально не были частью яхвизма, а были импортированы из-за границы. [20] Франческа Ставракопулу опровергает это, утверждая, что жертвоприношения были родными для Израиля и были частью попыток королевской линии увековечить себя. [20]
В Исходе 22:28b–29 говорится: «Первенца из сыновей твоих отдай мне», что потенциально является требованием Яхве о том, чтобы первенцы израильтян были принесены ему в жертву. [21] [22] Однако Джейкоб Милгром утверждает, что Яхве запрещает человеческие жертвоприношения и что в Исходе 22:28б-29, как и в День искупления, Яхве установил заместительные жертвоприношения животных за человеческий грех и искупление первенцев в израильских семьях (ср. Исход 13: 11–16 ). [23] Яхве также говорит пророку Иеремии: «Они построили высоты Тофета в долине Бен-Хиннома, чтобы сжигать в огне своих сыновей и дочерей — Я не повелевал этого, и это не приходило Мне на ум» (Иеремия 7). :31), что некоторые ученые интерпретируют как указание на то, что когда-то оно рассматривалось как центральная часть закона и желания Яхве. [24] [25]
Привязка Исаака
[ редактировать ]
В 22-й главе Бытия рассказывается о том связал Исаака , как Авраам , чтобы принести своего сына Исаака в жертву на горе Мориа . Это было испытание веры (Бытие 22:12). Авраам соглашается на это повеление, не споря. История заканчивается тем, что ангел останавливает Авраама в последнюю минуту и делает жертву Исаака ненужной, предоставляя вместо этого в жертву барана, застрявшего в ближайших кустах. Другие интерпретации текста противоречили этой версии. Например, Мартин С. Бергманн утверждает: « Раввины Агады утверждали, что «отец Исаак был связан на алтаре и превращен в пепел, а его жертвенный прах был брошен на гору Мориа ». [26] Подобное толкование было сделано и в Послании к Евреям . [26] Маргарет Баркер отмечает, что «Авраам вернулся в Бершибу без Исаака» согласно Бытию 22:19 , что, возможно, является признаком того, что он действительно был принесён в жертву. [27] Баркер также заявил, что настенные росписи в древней синагоге Дура-Европос явно показывают, как Исаака приносят в жертву, после чего его душа отправляется на небеса. [27] По словам Джона Д. Левенсона, часть еврейской традиции интерпретировала Исаака как принесенного в жертву. [28] Аналогично немецкие богословы Кристан Роуз [ из ] и Ганс-Фридрих Вайс [ из ] утверждают, что из-за грамматического совершенного времени, используемого для описания жертвоприношения Авраамом Исаака, он действительно завершил действие. [28]
Раввин А.И. Кук, первый главный раввин Израиля, подчеркнул, что кульминация истории, повеление Аврааму не приносить в жертву Исаака, и есть вся суть: положить конец и полному отвращению Бога к ритуалу принесения в жертву детей. [29] По мнению Ирвинга Гринберга, история связывания Исаака символизирует запрет поклоняться Богу посредством человеческих жертвоприношений в то время, когда человеческие жертвоприношения были нормой во всем мире. [30]
Запрет в Левите
[ редактировать ]В Левите 18:21, 20:3 и Второзаконии 12:30–31, 18:10 Тора содержит ряд проклятий и законов, запрещающих принесение в жертву детей и человеческих жертвоприношений в целом. Танах (например , осуждает человеческие жертвоприношения как варварские обычаи поклонников Ваала Псалмы 106:37). Джеймс Кугель утверждает, что конкретный запрет Торы на принесение в жертву детей указывает на то, что это произошло и в Израиле. [31] Библеист Марк С. Смит утверждает, что упоминание «Тофета» в Исаии 30:27–33 указывает на принятие детского жертвоприношения в ранних иерусалимских практиках, для которых закон в Левит 20:2–5, запрещающий принесение детей в жертву, является ответ. [32] Некоторые ученые заявили, что, по крайней мере, некоторые израильтяне и иудеи считали жертвоприношение детей законной религиозной практикой. [33]
Числа 31
[ редактировать ]После войны против мадианитян, рассказанной в Числах 31 , израильтяне, судя по всему, посвящают 32 пленных мадианитянских девственницы в жертву Яхве в качестве его доли в военной добыче.
Неясно, что случилось с 0,1% долей Яхве в военной добыче, включая 808 животных (стихи 36–39) и 32 человеческих девственных женщин/девушек (стих 40), которые вверены левитам , которые несут ответственность за поддержание Скиния Яхве (стихи 30 и 47). [примечание 1] Два еврейских термина используются для обозначения «дани» или «побора», который «предлагается» или «вносится» Яхве:
- me·ḵes или ham·me·ḵes (стихи 28, 37 и 41), обычно переводится как «дань», «налог» или «сбор». [35] [36] Помимо этих трех случаев в Числах 31, оно больше нигде не встречается в еврейской Библии. Это также засвидетельствовано на угаритском языке как mekes и на аккадском языке как miksu . [37] Изменение « слова мекес» — וּמִכְסָ֥ם ū·miḵ·sām , встречается только в стихах 38, 39 и 40. [38]
- тə-ру-мат (стихи 29 и 41); Термин терумах (множественное число: терумат ) обычно переводится как «подношение (поднятие)» или «пожертвование» и ассоциируется с подношениями . [39]
Некоторые ученые пришли к выводу, что эти 32 человеческие девы должны были быть принесены в жертву Яхве во всесожжение вместе с животными. Например, в 1854 году Карл Фальк-Лебан сравнил произошедшее с почти принесенным в жертву Ифигенией в греческой мифологии , утверждая: «Согласно Левиту. xxvii, 29, среди евреев были явно установлены приношения в жертву человеческих жертв». Пересказывая историю дочери Иеффая в книге Судей 11 , он рассуждал: «Иудеи (согласно Числам, глава 31) взяли 61 000 ослов, 72 000 волов, 675 000 овец и 32 000 девственниц (отцы, матери, братья и т. д. которых были зарезаны). ). Девиц было 16 000 для воинов, 16 000 для священников; а на долю воинов взималась дань Господу в 32 девицы. Что же стало с ними монахинь? все войны евреев, если бы не кровь?» [40]
Карл Плфугер в 1995 году процитировал Исход 17, Числа 31, Второзаконие 13 и 20 как примеры человеческих жертвоприношений, которых требовал Яхве, добавив, что, согласно 1 Царств 15, Саул «потерял свое царствование над Израилем, потому что он удержал человеческое жертвоприношение, которое Яхве, бог Израиля, ожидаемый как должное после войны». [41] Сьюзан Нидич заметила в 1995 году, что на момент написания этой статьи «учёные всё чаще предполагают, что израильтяне участвовали в спонсируемых государством ритуалах принесения в жертву детей». [42] : 404 Хотя «подобная ритуальная деятельность осуждается Иеремией, Иезекиилем и другими библейскими авторами (например, Лев 18:21, Второзаконие 12:31, 18:10; Иер 7:30–31, 19:5; Иезек 20: 31), а царь-реформатор седьмого века Иосия стремился положить этому конец, представление о боге, желающем человеческих жертвоприношений, вполне могло быть важной нитью в верованиях израильтян». [42] : 404–405 Она привела стелу Меша как свидетельство того, что соседние моавитяне приносили человеческие жертвы с военнопленными своему богу Хамосу после успешного нападения на израильский город в 9 веке до нашей эры. [42] : 405 VII века до нашей эры До того, как реформаторы царя Иосии из южного Иудейского царства попытались положить конец практике принесения в жертву людей и детей, это, по-видимому, было обычным явлением в израильской военной культуре. [42] : 406
Другие ученые пришли к выводу, что девственниц и животных оставляли в живых и использовали левиты в качестве своей доли добычи. Некоторые даже утверждали, что человеческие жертвоприношения (особенно детей) были чужды израильтянам, что делало невозможным принесение в жертву мадианитянских девственниц. [42] : 404 Карл Фридрих Кейль и Франц Делич утверждали в 1870 году, что 32 человека были порабощены:
Из половины священники получили для Иеговы 675 голов мелкого рогатого скота, 72 быка, 61 осла и 32 девушки; и их Моисей передал Елеазару, по всей вероятности, на содержание священников, таким же образом, как и десятину (Числа 18:26–28 и Левит 27:30–33), чтобы они могли отдать скот в свои стада (Числа 35:3) и закалывали быков или овец, сколько им требовалось, в то время как они продавали ослов и делали дары рабами; а не в виде обета, и в этом случае чистые животные должны были быть принесены в жертву, а нечистые животные, а также люди должны быть выкуплены (Левит 27: 2–13). [43]
Геенна и Тофет
[ редактировать ]Наиболее обширные описания детских жертвоприношений в еврейской Библии относятся к жертвоприношениям детей, совершенным в геенне двумя иудейскими царями, Ахазом и Манассией . [44]
дочь Иеффая
[ редактировать ]
В Книге Судей , главе 11, фигура Иеффая дает обет Богу, говоря: «Если Ты отдашь аммонитян в мои руки, все, что выйдет из дверей моего дома, чтобы встретить меня, когда я с триумфом вернусь из Аммонитяне будут принадлежать Господу, и Я принесу их во всесожжение» (как сформулировано в Новой Международной Версии ). Иеффаю удается одержать победу, но, вернувшись в свой дом в Мицпе, он видит снаружи свою дочь, танцующую под звуки тимпанов . В книге Судей 11:39 говорится, что после двухмесячной подготовки Иеффай сдержал свой обет. По мнению комментаторов раввинистической еврейской традиции , дочь Иепфая не была принесена в жертву, но ей было запрещено выходить замуж и всю жизнь оставалась старой девой, выполняя обет быть преданной Господу. [45] Однако еврейский историк I века нашей эры Флавий Иосиф Флавий истолковал это как означающее, что Иеффай сжег свою дочь на жертвеннике Яхве. [46] в то время как псевдо-Филон , в конце первого века нашей эры, писал, что Иеффай принес свою дочь во всесожжение, потому что он не мог найти в Израиле ни одного мудреца, который отказался бы от своего обета. Другими словами, эта история человеческих жертвоприношений — не приказ или требование Бога, а наказание для тех, кто поклялся принести в жертву людей. [47]
Финикия и Карфаген
[ редактировать ]
Практика принесения в жертву детей среди ханаанских групп подтверждается многочисленными источниками, охватывающими более тысячелетия. Один из примеров находится в трудах Диодора Сицилийского :
«Они также утверждали, что Кронос восстал против них, поскольку в прежние времена они имели обыкновение приносить в жертву этому богу самых благородных из своих сыновей, но в последнее время, тайно покупая и воспитывая детей, они отправляли их на жертвоприношение; и когда было произведено расследование, выяснилось, что некоторые из принесенных в жертву были подменены тайно... В своем рвении загладить упущение они выбрали двести самых благородных детей и публично принесли их в жертву, а также других, которые были; под подозрением принесли себя в жертву добровольно, числом не менее трёхсот. Было в городе бронзовое изображение Кроноса, протягивавшего руки ладонями вверх и наклонённого к земле, так что каждый из детей, положенный на него, скатывался и падал. в своего рода зияющую яму, наполненную огнем. Вероятно, именно отсюда Еврипид почерпнул встречающуюся в его произведениях мифическую историю о жертвоприношении в Тавриде, в которой он представляет Ифигению, спрашиваемую Орестом: «Но какая гробница должна быть». прими меня, когда я умру? Священный огонь внутри и широкий разлом земли». Также среди карфагенян сохранилась история из древнего мифа о том, что Кронос покончил со своими собственными детьми, благодаря этому обряду. Библиотека 20.14
Плутарх :
«Опять же, не было бы гораздо лучше, чтобы карфагеняне с самого начала взяли Крития или Диагора для составления своего свода законов и, таким образом, не верили ни в какую божественную силу или бога, вместо того, чтобы приносить такие жертвы, как они приносили жертвы Кроносу? Это не было так, как описывает Эмпедокл в своем нападении на тех, кто приносит в жертву живых существ: «Изменился облик сына, возлюбленного отца своего, столь благочестивого, Который на алтарь возлагает его и убивает. Какая глупость!» Нет, но с полным знанием и пониманием они сами приносили в жертву своих детей, а те, у кого не было детей, покупали малышей у бедняков и перерезали им глотки, как будто это были ягнята или молодые птицы; мать стояла рядом, не проронив ни слезы, ни стона; но если бы она издала хоть один стон или уронила хоть одну слезу, ей пришлось бы лишиться денег, а ее ребенка все равно принесли в жертву, и все пространство перед статуей наполнилось громким шумом; флейт и барабанов, чтобы крики плача не достигли ушей народа». Моралия 2, О суевериях 3
Платон :
«У нас, например, человеческие жертвоприношения не законны, а нечестивы, тогда как карфагеняне совершают их как дело, которое они считают священным и законным, и то же самое, когда некоторые из них приносят в жертву Кроносу даже своих собственных сыновей, как, смею сказать, вы сами слышал». (Минос 315)
Теофраст :
«И с тех пор и по сей день совершают человеческие жертвоприношения с участием всех, не только в Аркадии при Ликее и в Карфагене Кроносу, но и периодически, в воспоминание обычного обычая, проливают кровь своих родственники на алтарях, хотя божественный закон среди них запрещает участвовать в обрядах посредством перирантерии и воззвания герольда любому, кто несет ответственность за пролитие крови в мирное время». [48]
Софокл :
«...был выбран в качестве... жертвы за город. Ибо с древних времен у варваров существовал обычай приносить людей в жертву Кроносу».
Руф Квинт Курций
«Некоторые даже предлагали возобновить жертвоприношение, которое было прекращено в течение многих лет и которое, я со своей стороны, ни в коем случае не был бы угоден богам, — принесение свободнорожденного мальчика Сатурну — это кощунство, а не жертва, переданная от Говорят, что их основатели, карфагеняне, действовали до разрушения своего города, и если бы старейшины, по совету которых все делалось, не воспротивились этому, ужасное суеверие взяло бы верх над милосердием. Но необходимость, более изобретательная, чем милосердие. любое искусство, вводило не только обычные средства защиты, но и некоторые новые». История Александра IV.III.23
«В Африке младенцев приносили в жертву Сатурну, причем совершенно открыто, вплоть до проконсула Тиберия, который брал самих жрецов и на самых деревьях их храма, под сенью которых совершались их преступления, подвешивал их заживо, как по обету. жертвы на крестах; и солдаты моей страны являются свидетелями этого, которые служили этому проконсулу в этой самой задаче, и по сей день это священное преступление сохраняется в тайне». Извинения 9.2-3

«У древних народов в критически опасных ситуациях было принято, чтобы правители города или нации, вместо того, чтобы потерять всех, приносили в умилостивительную жертву мстительным божествам самых дорогих из своих детей. Отданных таким образом детей убивали согласно тайный ритуал. Теперь у Кроноса, которого финикийцы называют Элом, находившегося в их земле и которого после смерти обожествили как звезду Кроноса, был единственный сын от местной невесты по имени Анобрет, и поэтому они назвали его Иеудом. Даже сейчас у финикийцев это имя носит единственный сын. Когда величайшие опасности войны охватили страну, Кронос одел своего сына в царские одежды, приготовил жертвенник и принес его в жертву». [49]
Люциан :
«Здесь есть и другая форма жертвоприношения. Надев на жертвенных животных гирлянду, их живыми сбрасывают с ворот, и животные умирают от падения. Некоторые даже сбрасывают с этого места своих детей, но не так, как животных, вместо этого, положив их в тюфяк, они опускают их вниз, при этом издеваясь над ними и говоря, что это быки, а не дети». [50]
Клитарх :
«И Клейтарх говорит, что финикийцы, и особенно карфагеняне, почитая Кроноса, всякий раз, когда они стремились к успеху великого дела, давали обет одному из своих детей. Если они хотели получить желаемое, они приносили его в жертву Воздвигнутый ими бронзовый Кронос протянул перевернутые руки над бронзовой печью, чтобы сжечь ребенка, пока его конечности не сморщились, а улыбающийся рот не стал казаться почти смеющимся. , оно бы соскользнуло в печь. Поэтому ухмылку называют «сардоническим смехом», поскольку со смеху умирают». [51]
Порфир :
«Финикийцы также во время великих бедствий, будь то войны, засухи или эпидемии, приносили в жертву одного из своих самых дорогих людей, посвящая его Кроносу. И «Финикийская история», которую Санхуниатон написал на финикийском языке и которую Филон Библский перевел на греческий в восьми книгах полно таких жертв». [52]
В Карфагене существует большое кладбище, на котором собраны тела как очень маленьких детей, так и мелких животных, и те, кто утверждает, что приносят в жертву детей, утверждают, что если в жертву приносились животные, то и дети тоже. [53] Однако недавняя археология дала подробную разбивку по возрасту захороненных детей, и, основываясь на этом и особенно на присутствии внутриутробных особей, то есть мертворожденных , также утверждается, что это место соответствует захоронениям детей. которые умерли естественной смертью в обществе с высоким уровнем детской смертности , как, как предполагается, было в Карфагене. То есть данные подтверждают мнение, что Тофеты были кладбищами для тех, кто умер незадолго до или после рождения. [53] И наоборот, Патрисия Смит и ее коллеги из Еврейского университета и Гарвардского университета на основании анализа зубов и скелета Карфагенского тофета показывают, что возраст младенцев на момент смерти (около двух месяцев) не коррелирует с ожидаемым возрастом естественной смертности (перинатальной), что, очевидно, подтверждает тезис о детском жертвоприношении. [54]
Греческие, римские и израильские писатели ссылаются на финикийские жертвоприношения детей. Скептики предполагают, что тела детей, найденные на карфагенских и финикийских кладбищах, были всего лишь кремированными останками детей, умерших естественной смертью. [55] Серджио Рибикини утверждал, что Тофет был «детским некрополем, предназначенным для приема останков младенцев, умерших преждевременно от болезни или других естественных причин, и которые по этой причине были «предложены» конкретным божествам и похоронены в месте, отличном от один предназначен для обычных мертвецов». [56]
По словам Стагера и Вольфа, в 1984 году среди ученых существовал консенсус в отношении того, что карфагенские дети приносились в жертву их родителями, которые давали клятву убить следующего ребенка, если боги окажут им благосклонность: например, что их груз товаров должен был благополучно прибыть в иностранный порт. [57]
Доисламская Аравия
[ редактировать ]Коран описывает арабов-язычников , приносящих в жертву своих детей идолам. [Коран 6:137 ] [ нужен неосновной источник ]
Европа
[ редактировать ]Археолог Питер Уоррен участвовал в Британской школой в Афинах раскопках Палекастро в течение одного сезона и в раскопках в Лефканди в течение двух сезонов. Затем он руководил раскопками в Фурну Корифи , Миртос, с 1967 по 1968 год. В 1980-х годах в двух археологических журналах Уоррен писал о «детских жертвоприношениях», несмотря на то, что в официальном отчете о раскопках, который был завершен и опубликован, эта тема не упоминалась. вместе со своей книгой в 1972 году. [58] [59] [60]
Какими бы поразительными это ни казалось, имеющиеся на данный момент доказательства указывают на аргумент, что детей убивали, а их мясо готовили и, возможно, съедали в ритуале жертвоприношения, совершаемом в служении божеству природы, чтобы обеспечить ежегодное возобновление плодородия. [61] [62]
Родни Каслден обнаружил святилище недалеко от Кносса, где были найдены останки 17-летнего подростка.
Его лодыжки, очевидно, были связаны, а ноги сложены, чтобы он мог уместиться на столе... Его ритуально убили длинным бронзовым кинжалом с выгравированной головой кабана, который лежал рядом с ним. [63]
Ver Sacrum — религиозная практика древних италийских народов , особенно сабелли (или сабини ) и их ответвлений самнитов . Эта практика связана с практикой преданности в римской религии . К нему было принято прибегать в моменты особой опасности или раздора для общества. Некоторые ученые полагают, что в прежние времена преданных или давших обет детей действительно приносили в жертву , но позже их заменили изгнанием. Дионисий Галикарнасский утверждает, что практика принесения в жертву детей была одной из причин, приведших к падению пеласгов в Италии.
человеческие дети Посвященные должны были покинуть сообщество в раннем взрослом возрасте, в возрасте 20 или 21 года. Их вверили богу для защиты и вели к границе с закрытыми лицами. Часто их возглавляло животное под покровительством бога. Как группу молодых людей называли сакрани , и они должны были пользоваться защитой Марса до тех пор, пока не достигли места назначения, не изгнали жителей или не заставили их подчиниться и не основали собственное поселение. Вальденсы . , средневековая секта, считавшаяся еретической, были обвинены в участии в жертвоприношениях детей [64]
Африка
[ редактировать ]ЮАР
[ редактировать ]В Южной Африке до сих пор продолжаются убийства в общинах чернокожих детей всех возрастов из-за частей тела, из которых можно сделать мути , в целях колдовства. Убийства мути происходят по всей Южной Африке, особенно в сельской местности. Традиционные целители и знахари часто измельчают части тела и смешивают их с корнями, травами, морской водой, частями животных и другими ингредиентами для приготовления зелий и заклинаний для своих клиентов. [65]
Уганда
[ редактировать ]В начале 21 века в Уганде произошло возрождение детского жертвоприношения. Несмотря на попытки правительства преуменьшить значение этой проблемы, расследование Би-би-си человеческих жертвоприношений в Уганде показало, что ритуальные убийства детей более распространены, чем признают власти Уганды. [66] Есть много признаков того, что политики и богатые бизнесмены с политическими связями вовлечены в принесение детей в жертву в рамках традиционной религии, которая превратилась в коммерческое предприятие. [67]
См. также
[ редактировать ]- Детский каннибализм
- Раннее детоубийственное воспитание детей
- Человеческие жертвы
- Детоубийство
- Религиозное насилие
- Религиозное насилие
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «LacusCurtius • Греческие и римские жертвоприношения (Словарь Смита, 1875 г.)» . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Гай Струсма, «Конец жертвоприношения» в книге «Создание авраамических религий в поздней античности » (Оксфорд, 2015). Ссылка на академию.
- ^ «Открытие жертвоприношения детей в Перу может стать крупнейшим в истории » Новости Би-би-си . 28 апреля 2018 г.
- ^ Морейрас Рейнага, Диана К.; Миллар, Джон Фрэнсис; Чавес Бальдерас, Химена; Роман Берреллеза, Джон А.; Лопес Лухан, Леонард; Лонгстафф, Фред Дж. (1 июня 2021 г.). «Модель проживания мексиканских человеческих жертвоприношений в Мексике-Теночтитлане и Мексике-Тлателолко: данные по фосфатным изотопам кислорода» . Журнал антропологической археологии . 62 : 101296. дои : 10.1016/j.ja.2021.101296 . ISSN 0278-4165 . S2CID 234822862 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г де ла Крус, Изабель; Гонсалес-Оливер, Анжелика; Кемп, Брайан М.; Роман, Хуан А.; Смит, Дэвид Гленн; Торре-Бланко, Альфонсо (2008). «Определение пола детей, принесенных в жертву древним ацтекским богам дождя в Тлателолко» . Современная антропология . 49 (3): 519–526. дои : 10.1086/587642 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 10.1086/587642 . S2CID 162519111 .
- ^ http://gallery.sjsu.edu/sacrifice/precolumbian.html Архивировано 19 мая 2006 г. в Wayback Machine - «Доколумбовые Андские жертвоприношения».
- ^ Jump up to: а б с д и Шерер, Эндрю (2012). Погребальные пейзажи классических майя . Издательство Техасского университета.
- ^ Jump up to: а б Ардрен, Трейси (2015). «Похороны и социальное воображение детства». Социальные идентичности в классических северных низменностях майя: пол, возраст, память и место . дои : 10.7560/768116-005 . S2CID 240099439 .
- ^ https://web.archive.org/web/20080506113520/http://www.exn.ca/mummies/story.asp?id=1999041452 - Archive.org Discovery Channel - статья
- ^ Флер, Николас Ст (6 марта 2019 г.). «Резня детей в Перу могла быть жертвой, чтобы остановить плохую погоду» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Сотни детей и лам были принесены в жертву во время ритуального мероприятия в Перу 15 века: самое большое жертвоприношение такого рода, известное в Америке, было связано с сильными дождями и наводнениями» . ScienceDaily . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Прието, Габриэль; Верано, Джон В.; Гепферт, Николас; Кеннетт, Дуглас; Квилтер, Джеффри; ЛеБлан, Стивен; Ферен-Шмитц, Ларс; Форст, Джанин; Лунд, Меллиса; Демент, Бретань; Дюфур, Элиза (6 марта 2019 г.). «Массовое жертвоприношение детей и верблюдовых на стоянке Уанчакито-Лас-Льямас, долина Моче, Перу» . ПЛОС ОДИН . 14 (3): e0211691. Бибкод : 2019PLoSO..1411691P . дои : 10.1371/journal.pone.0211691 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6402755 . ПМИД 30840642 .
- ^ http://www.saber.ula.ve/bitstream/123456789/18495/1/articulo3.pdf От тимото-куикас к невидимости коренных жителей Анд и их культурному разнообразию.
- ^ http://issuu.com/bnahem/docs/revista_digital_timoto_cuicas Тимото-Куикас
- ^ Михей 6:7
- ^ Михей 6:8
- ^ «От первого лица: человеческое жертвоприношение аммонитянскому богу?» . Общество библейской археологии . 23 сентября 2014 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Дьюрелл, Хит Д. (23 мая 2017 г.). Жертвоприношения детей в Древнем Израиле . Пенн Стейт Пресс. стр. 8–18. ISBN 978-1-64602-201-4 . OCLC 1285169603 .
- ^ Дьюрелл 2017 , с. 4-7.
- ^ Jump up to: а б Дьюрелл 2017 , с. 18-19.
- ^ Дьюрелл 2017 , с. 72-74.
- ^ Ставракопулу, Франческа (24 октября 2012 г.). Царь Манассия и детские жертвоприношения: библейские искажения исторических реалий . Вальтер де Грюйтер. стр. 179–181. ISBN 978-3-11-089964-1 . OCLC 1091457866 .
- ^ Милгром, Джейкоб (2002). «Были ли первенцы принесены в жертву ЯХВЕ? Молеку? Популярная практика или божественное требование?» . В Баумгартене, Альберт I. (ред.). Жертвоприношение в религиозном опыте . БРИЛЛ. стр. 49–53. ISBN 978-90-04-12483-7 .
- ^ Левенсон, Джон Дуглас (1 января 1993 г.). Смерть и Воскресение Возлюбленного Сына . Нью-Хейвен: Йельский университет. Нажимать. ISBN 978-0-300-05532-0 .
- ^ Олиан, Сол М. (1988). Ашера и культ Яхве в Израиле . Атланта, Джорджия: Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 978-1-55540-253-2 .
- ^ Jump up to: а б Бергманн, Мартин С. (1992). В тени Молоха: Принесение в жертву детей и его влияние на западные религии, Том 10 . Издательство Колумбийского университета. п. 97. ИСБН 978-0-231-07248-9 . OCLC 1024062728 .
- ^ Jump up to: а б Баркер, Маргарет (27 сентября 2012 г.). Богородица: Том 1: Дама в храме . Издательство Блумсбери. п. 131. ИСБН 978-0-567-37861-3 . OCLC 1075712859 .
- ^ Jump up to: а б Морган-Винн, Джон Эйфион (22 мая 2020 г.). Авраам в Новом Завете . Wipf и Stock Publishers. стр. 186–187. ISBN 978-1-72525-829-7 . OCLC 1159564269 .
- ^ "Олат Рейя", с. 93.
- ^ Ирвинг Гринберг. 1988. Еврейский путь: прожить праздники. Нью-Йорк: Summit Books. стр.195.
- ^ «Не только среди соседей Израиля было одобрено жертвоприношение детей, но, очевидно, и внутри самого Израиля. Почему еще библейский закон специально запрещал такие вещи – и с такой яростью?» Однако Чананья Голдберг утверждает, что такая точка зрения нелогична - поскольку, если бы она была принята, можно было бы предположить, что в Израиле люди безнаказанно убивают, грабят и ранят. Джеймс Кугель (2008). Как читать Библию , с. 131.
- ^ «Смит также цитирует Иезекииля 20:25–26 как пример того, где Яхве говорит о «принесении в жертву каждого первенца». Эти отрывки показывают, что в седьмом веке принесение в жертву детей было иудейской практикой, совершаемой во имя ЯХВЕ. .В Исаии 30:27–33 нет никаких оскорблений в отношении Тофета, места принесения в жертву детей. Похоже, что иерусалимский культ включал в себя жертвоприношение детей под покровительством яхвистов; именно об этом сожалеет Левит 20:2–5». Марк С. Смит (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле , стр. 172–178.
- ^
- Сьюзан Нидич (1993). Война в еврейской Библии: исследование этики насилия , Oxford University Press, стр. 47. «Хотя по этому вопросу существуют значительные разногласия, консенсус за последнее десятилетие пришел к выводу, что жертвоприношение детей было частью древней израильской религии для больших сегментов израильских общин различных периодов». Однако ни один из основных еврейских источников не допускает принесения в жертву детей, даже теоретически. Все основные еврейские источники заявляют или подразумевают, что такой поступок является отвратительным.
- Сьюзан Акерман (1992). Под каждым зеленым деревом: популярная религия в Иудее шестого века , Scholars Press, стр. 137. «Культ принесения в жертву детей считался в некоторых кругах законным выражением явистской веры».
- Франческа Ставракопулу (2004). «Царь Манассия и детские жертвоприношения: библейские искажения исторических реалий», стр. 283. «Хотя еврейская Библия изображает детские жертвоприношения как иностранную практику, некоторые тексты указывают на то, что это был родной элемент иудейского богослужения».
- ^ Уоттс, Джоэл Л. (2019). Иисус как божественное самоубийство: смерть Мессии в Послании к Галатам . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 71. ИСБН 9781532657184 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «me·ḵes – Согласие англичанина» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «ham·me·ḵes - Согласие англичанина» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Кинер, Крейг С.; Уолтон, Джон Х. (2017). NKJV, «Культурные основы изучения Библии», электронная книга: Оживление древнего мира Священного Писания . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 750. ИСБН 9780310003618 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «ū·miḵ·sām – Согласие англичанина» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «tə·ru·maṯ – Согласие англичанина» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Карл, Фальк-Лебан (1854 г.). Избранные произведения немецких поэтов с подстрочными переводами, примечаниями и полными словарями, а также диссертация по мифологии Фалька Лебана . Лондон: Clarke, Beeton, & Co. 291 . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Пфлюгер, Карл (1995). «Прогресс, ирония и человеческие жертвоприношения» . Хадсон Ревью . 48 (1): 72. дои : 10.2307/3852059 . JSTOR 3852059 . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Нидич, Сьюзен (1995). «Война в еврейской Библии и современные параллели» (PDF) . Слово и мир . 15 (4). Семинария Лютера : 406. Архивировано из оригинала (PDF) 1 января 2022 года . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «Числа 31:40 Комментарии» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Кристофер Б. Хейс Смерть в железном веке II и в Первом Исаии 2011, стр. 181 «Попытки показать, что Библия изображает не фактическое жертвоприношение детей в культе Молека, а, скорее, посвящение богу огнем, были убедительно опровергнуты. Ребенок жертвоприношения хорошо известны в древнем мире, особенно во времена кризиса».
- ^ Радак , Книга Судей 11:39; Метсудас Довид там же
- ^ Бреннер, Аталия (1999). Судьи: феминистский спутник Библии . Международная издательская группа «Континуум». п. 74. ИСБН 978-1-84127-024-1 .
- ^ Ньюсом, Кэрол Энн; Ринге, Шэрон Х.; Лэпсли, Жаклин Э. Женский библейский комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 133.
- ^ Деннис Хьюз, Человеческие жертвоприношения в Древней Греции , Тейлор и Фрэнсис, 2013, стр. 116.
- ^ фрагмент из Евсевия, Евангелическая подготовка 1.10.44 = 4.16.11
- ^ Дьюрелл 2017 , с. 43.
- ^ Дьюрелл 2017 , с. 137.
- ^ Альберт Баумгартнер, Финикийская история Филона Библского: комментарий , Брилл, 1981, стр. 244.
- ^ Jump up to: а б Скелетные останки из Пунического Карфагена не подтверждают систематическое принесение в жертву младенцев http://www.plosone.org/article/info:doi/10.1371/journal.pone.0009177
- ^ Авишай, Гал; Грин, Джозеф А.; Стагер, Лоуренс Э.; Смит, Патрисия (2013). «Кладбище или жертвоприношение? Захоронения младенцев на Карфагенском тофете: оценки возраста свидетельствуют о принесении в жертву младенцев на Карфагенском тофете». Античность . 87 (338): 1191–1199. дои : 10.1017/S0003598X00049954 . ISSN 1745-1744 . S2CID 161040311 .
- ^ Марстон, Эльза (2001). Финикийцы . Маршалл Кавендиш. ISBN 9780761403098 . Проверено 5 августа 2015 г.
детское жертвоприношение.
- ^ Серджио Рибикини, «Верования и религиозная жизнь» в Москати, Сабатино (редактор), «Финикийцы» , 1988, стр.141.
- ^ Стагер, Лоуренс; Сэмюэл. Р. Вольф (1984). «Жертвоприношение детей в Карфагене: религиозный обряд или контроль рождаемости?». Журнал библейского археологического обзора . Январь: 31–46.
- ^ Уоррен, Питер (1972). Миртос: поселение раннего бронзового века на Крите . Британская школа археологии в Афинах/Темзе и Гудзоне. ISBN 0-500-42007-6 . OCLC 1052134057 .
- ^ Родни Каслден, минойцы. Жизнь на Крите бронзового века (иллюстрировано автором), Лондон-Нью-Йорк, Routledge, стр. 170–173.
- ^ Актеры, Родни (4 января 2002 г.). Минойцы: Жизнь на Крите бронзового века . Рутледж. ISBN 9781134880645 .
- ^ Питер Уоррен, «Кносс: новые раскопки и открытия», Археология (июль / август 1984 г.), стр. 48–55.
- ^ Минойский Крит и экстатическая религия: предварительные наблюдения о раскопках 1979 года в Кноссе. Передняя обложка. Питер Уоррен. 1981 год
- ^ Родни Каслден, Кносский лабиринт: новый взгляд на «дворец Миноса» в Кноссе , 2012, стр. 121–22.
- ^ Тайс, П.; Уиклифф, HJTL (2003). История вальденсов: от древнейшего периода до наших дней . Книжное дерево. п. 19. ISBN 978-1-58509-099-0 . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Винсент, Луиза (2008). «Новая магия для новых времен: убийство мути в демократической Южной Африке» (PDF) . Исследования племен и племен . Специальный том № 2: 43–53 . Проверено 31 октября 2015 г.
- ↑ Тим Уэвелл , «Колдуны раскрывают масштабы детских жертвоприношений в Уганде» , BBC News, 7 января 2010 г.
- ↑ Роджерс, Крис, 2011. Когда жертвоприношение детей — это бизнес, BBC News Africa (11 октября): https://www.bbc.co.uk/news/world-africa-15255357#story_continues_1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с жертвоприношением детей , на Викискладе?
- 04.11.2008 Ребенок пережил жертвоприношение в Уганде UGPulse.com
- Минойское жертвоприношение детей