Тофет
В еврейской Библии : Тофет или Тофет ( библейский иврит תֹּפֶת , латинизированный : Tōp̄eṯ ; греческий : Ταφέθ , транслит. тафет ; латынь : Тофет ) — это место в Иерусалиме в долине Еннома (Геенна) , где верующие совершали ритуал. включая «прохождение ребенка через огонь», скорее всего, детское жертвоприношение . Традиционно жертвоприношения приписывались богу по имени Молох . Библия осуждает и запрещает эти жертвоприношения, а тофет в конечном итоге уничтожается царем Иосией , хотя упоминания пророков Иеремии , Иезекииля и Исайи позволяют предположить, что обычаи, связанные с тофетом, возможно, сохранились.
Большинство ученых сходятся во мнении, что ритуал, совершаемый у тофета, представлял собой жертвоприношение детей, и связывают его с аналогичными эпизодами в Библии, зафиксированными в Финикии (жители которой упоминались как хананеи в Библии ) и Карфагене в эллинистических источниках. Существуют разногласия относительно того, приносились ли жертвы богу по имени Молох. Основываясь на финикийских и карфагенских надписях, все большее число ученых полагают, что слово «молох» относится к типу жертвоприношения, а не к божеству. В настоящее время ведется спор о том, были ли эти жертвы посвящены Яхве , а не иностранному божеству.
Археологи применили термин «тофет» к большим кладбищам детей, найденным на карфагенских стоянках, которые, как традиционно считалось, содержали приносимых в жертву человеческих детей, как описано в эллинистических и библейских источниках. Эта интерпретация противоречива: некоторые ученые утверждают, что тофеты могли быть детскими кладбищами, отвергая эллинистические источники как антикарфагенскую пропаганду. Другие утверждают, что не все захоронения в тофете были жертвоприношениями.
тофет и его расположение стали ассоциироваться с божественным наказанием Позднее в еврейской эсхатологии .
Этимология
[ редактировать ]Нет единого мнения относительно этимологии слова тофет, которое встречается в масоретском тексте всего восемь раз . [1] Это слово может происходить от арамейского слова taphyā, означающего «очаг», «камин» или «жаровня». [2] предложение, впервые сделанное Уильямом Робертсоном Смитом в 1887 году. [3] Некоторые предположили, что это слово было изменено с помощью вокализации бошет «стыд». [1] Другие производят это слово от еврейского корня špt «поджигать (поджигать)», родственного угаритскому ṯpd «поджигать». [4] Новое предложение было интерпретировано Робертом М. Керром как «место обета». [5]
Талмуд получили это имя от еврейского глагола , ( Эрувин 19а) и Иероним означающего «соблазнять». [6] в XI веке н. , которой придерживались как еврейские, так и христианские экзегеты вплоть до современного периода, принадлежит раввину Раши , жившему зрения этимология Наиболее значимая с исторической точки Молох, черпая свои идеи из описания Плутархом карфагенского жертвоприношения. Однако этот вывод морфологически невозможен. [7]
Библейские и левантийские ссылки
[ редактировать ]В Библии
[ редактировать ]Тофет упоминается в еврейской Библии 8 раз, в основном для обозначения места ритуального огня или сожжения, но иногда и в качестве названия места. [1] Связь с ритуальным огнем ясно выражена в 4 Царств 23:10 , Исаии 30:33 ; и Иеремия 7:31–32 . В книге «2 Царств» царь Иосия
осквернил Тофет, который в долине сына Еннома , чтобы никто не мог заставить сына своего или дочь свою пройти через огонь к Молоху.
В тексте упоминается уничтожение Тофета среди других действий Иосии по удалению «ненормальных» религиозных практик из Израиля в рамках далеко идущей религиозной реформы. [8] Однако продолжающееся осуждение как тофета, так и связанных с ним практик со стороны таких пророков, как Иеремия и Иезекииль, позволяет предположить, что эта практика могла продолжаться и после реформы Иосии, а упоминание о тофете у Исайи позволяет предположить, что она могла продолжаться даже после вавилонского изгнания . [9] До реформы Иосии упоминается ритуал прохождения ребенка через огонь, но без уточнения, что он происходил у тофета, как его исполняли израильские цари Ахаз и Манассия :
Но [Ахаз] шел путем царей Израильских, да, и провел своего сына через огонь, согласно мерзостям язычников, которых Господь изгнал от лица сынов Израилевых. ( 4 Царств 16:3 )
И [Манассия] провел сына своего через огонь, и прорицал, и колдовал, и назначал гадавших посредством призрака или знакомого духа: много зла он сделал пред очами Господа, чтобы прогневать Его. ( 4 Царств 21:6 )
Оба короля приносят жертвоприношения, когда сталкиваются с перспективой войны. [10] Судя по всему, жертвы предназначались Яхве , богу Израиля. [11] и было совершено в тофете. [2]
Тофет неоднократно осуждается по имени в Книге Иеремии , и этот термин особенно связан с этой книгой Библии. [2] Пример находится в Иеремии 7:31–33 :
И построили высоты Тофета, что в долине сына Еннома, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих; чего Я не повелел, и это не пришло Мне на ум. Посему вот, наступают дни, говорит Господь , когда оно уже не будет называться Тофетом и долиной сына Еннома, но долиной истребления; ибо похоронят в Тофете, за недостатком места.
Иеремия связывает тофет с Ваалом ; однако все другие источники связывают его с Молохом. [11]
П. Кселла утверждает, что не менее двадцати пяти отрывков в еврейской Библии показывают, как израильтяне и хананеи приносили в жертву своих детей, включая отрывки из Второзакония (Второзаконие 12:13, 18:10), Левит (Лев 18:21, 20:2-5), 4 Царств, 2 Паралипоменон , Исаия, Ездра, Псалом 106 и Книга Иова . [12] В 4 Царств 3:26–27 царь Моава Меша сжигает своего первенца в качестве приношения во время осады израильтян:
И когда царь Моава увидел, что битва слишком тяжела для него, он взял с собой семьсот человек, обнажающих меч, чтобы прорваться к царю Эдома; но они не смогли. Затем он взял своего старшего сына, который должен был царствовать вместо него, и принес его во всесожжение на стене. И пришел великий гнев на Израиль; и они пошли от него и возвратились в свою землю.
Этот акт сравнивают с греко-римскими источниками, в которых говорится о том, что финикийцы и карфагеняне совершали ту же или подобную практику во времена опасности (см. Ниже). Судя по всему, оно было исполнено в честь моавитянского бога Кемоша . [13]
Внебиблейские свидетельства
[ редактировать ]Археологических свидетельств существования Тофета в Иерусалиме нет, поэтому для его понимания мы полагаемся на библейские описания. [1] Археология еще не выявила ни одного тофета в Леванте , но есть и другие свидетельства принесения в жертву детей. [14] Древние египетские надписи второго тысячелетия до нашей эры свидетельствуют об этой практике в Леванте. [15] Финикийская надпись конца VIII века до нашей эры из Инджирли в Турции может указывать на то, что здесь приносились в жертву первенцы, а также овцы и лошади. [16] Принесение в жертву первенцев во время кризиса, похоже, подробно рассматривается в надписи, хотя точный контекст неясен. [17]
Греко-римские источники также упоминают о жертвоприношениях детей, например, о попытке в Тире возродить обычай приносить в жертву мальчика во время Александром Македонским осады Тира в 332 году до нашей эры, записанной римским историком первого века нашей эры Квинтом Курцием Руфом . [14] Церковный историк Евсевий (3 век н. э.) цитирует финикийскую историю Филона Библоса , что: [18]
У древних был обычай, когда в период великой опасности правители города или народа, чтобы предотвратить общую гибель, отдавали самых любимых из своих детей в жертву в качестве выкупа мстительным демонам; и те, кого таким образом бросили, были принесены в жертву с помощью мистических обрядов. Итак, Кронос, которого финикийцы называют Элусом, который был царем страны и впоследствии, после его смерти, был обожествлен как звезда Сатурн, имел от нимфы страны по имени Анобрет единородного сына, которого они по этой причине называли Ледудом. , единородное существо, до сих пор называемое так у финикийцев; и когда очень большая опасность войны охватила страну, он облачил своего сына в царские одежды, приготовил жертвенник и принес его в жертву.
- (Евсевий Кесарийский, Евангелическая подготовка 1.10.44 = 16.4.11) [19]
Теории
[ редактировать ]Хотя меньшинство ученых утверждает, что ритуал с тофетом, описанный в Библии, был безвредным занятием, не предполагавшим принесения в жертву детей, большинство ученых согласны с тем, что Библия изображает человеческие жертвоприношения, происходящие у тофета. [4] Современные ученые описывают жертвоприношение на Тофете как жертвоприношение мулк или млк . Этот термин, по-видимому, происходит от глагола, означающего «представление как подношение», от корня ylk «предлагать, дарить» и встречается в финикийских и карфагенских надписях во фразах mlk ʾdm «принести в жертву человека», mlk bʿl «принести в жертву гражданина». ", и mlk bšr "жертвоприношение вместо плоти". [16] Лоуренс Стейджер и Сэмюэл Вольф утверждают, что этот термин «относится к живому жертвоприношению ребенка или животного». [20] [21]
Бог, которому были направлены эти жертвоприношения, оспаривается в современной науке, при этом возникает спор о том, были ли жертвоприношения частью культа Яхве . [22] Традиционно считается, что богом, которому приносились жертвы, был Молех , предположительно бог подземного мира, чье имя означает «царь». [23] [24] Библия связывает Тофет с Молохом в двух более поздних текстах: 4 Царств 23:10 и Иеремия 32:35. [25] Линдсей Купер в поддержку этой связи пишет: «Расположение иерусалимского тофета за восточной стеной города, у традиционного входа в загробный мир, явно связывает жертвоприношение детей с культом смерти». [23] Однако, хотя ученые признают существование божества подземного мира по имени «Млк» с различными вокализациями (например, Молех, Милком), а также аккадского термина малику, обозначающего тени мертвых, нет никаких доказательств связи этих божеств или теней с человеческими. жертва. Более поздние финикийские и пунические жертвоприношения детей, называемых млк в надписях или описанных в греко-римских источниках, с этими богами не связаны. [16] На основании слова млк, означающего «приносить жертву», «все большее число ученых теперь принимают библейские традиции, подтверждающие не принесение детей в огненные жертвы божеству «Молек», а, скорее, принесение детей в жертву как « mlk"подношения другому божеству". [26] На основании рассказов об Аврааме и Иеффае, приносивших своих детей Яхве, а также Михея 6:6-7 и других отрывков, Франческа Ставракопулу утверждает, что на самом деле приношения предназначались Яхве, а не чужеземному божеству. [27]
Ассоциация с наказанием
[ редактировать ]Описание тофета как места наказания частично происходит от использования этого слова в Исаии 30:33 , где Яхве зажигает большой тофет, чтобы наказать ассирийцев :
Ибо очаг [тофет] приказано издревле; да, для царя он приготовлен, глубокий и большой; в куче его огонь и много дров; дыхание Господне, как поток серы, воспламеняет его.
Местоположение тофета, долина Геенны , впоследствии стало местом наказания в эсхатологии еврейского апокалипизма III или IV века до нашей эры , что можно найти в Книге Еноха (1 Енох 26:4; 27:2–3). ). [28] Талмуд , обсуждая отрывок из Исайи, утверждает, что всякий, кто совершит зло , падет там (Эрувин 19а). [6]
Карфаген и западное Средиземноморье
[ редактировать ]Различные греческие и римские источники описывают карфагенян как практикующих принесение в жертву детей путем сожжения как часть своей религии . Эти описания сравнивались с описаниями, найденными в еврейской Библии . [20] Древние описания, по-видимому, были подтверждены обнаружением в Карфагене в 1921 году так называемого «Тофета Саламбо», в котором находились урны кремированных детей. [29] Однако современные историки и археологи спорят о реальности и масштабах этой практики. [30] [31] Некоторые ученые предполагают, что все останки Тофета были принесены в жертву, тогда как другие предполагают, что только некоторые из них были принесены в жертву. [32] В то время как ученые обычно считают карфагенян верными приверженцами материковой финикийской религии, другие полагают, что они были диссидентами и что их жертвенные обычаи были уникальными новшествами. [32]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]В финикийских памятниках по всему Западному Средиземноморью, за исключением Пиренейского полуострова и Ибицы , археология обнаружила поля, полные погребенных урн с сожженными останками человеческих младенцев и ягнят, покрытых резными каменными памятниками. [34] Эти поля археологи условно называют «тофетами» по названию их местоположения в Библии. Когда карфагенские надписи относятся к этим местам, они используют термины bt (дом, храм или святилище) или qdš (святыня), а не «тофет». [35] [36] Археология обнаруживает два «поколения» пунических тофетов: основанные финикийскими колонистами между 800 и 400 годами до нашей эры; и те, которые возникли под карфагенским влиянием (прямым или косвенным) в Северной Африке, начиная с 4 века до нашей эры. [37]
Карфагенских литературных текстов, объясняющих или описывающих, какие ритуалы совершались у тофета, не сохранилось. [34] Археологические данные показывают, что останки могли состоять из человеческих младенцев или ягнят, часто смешанных с небольшими частями других животных, включая коров, свиней, рыб, птиц и оленей. Соотношение ягнят и человеческих останков различается в зависимости от места. В Карфагене в 31% урн находились ягнята; в Тарросе он составил 47%. [38] Анализ костных фрагментов дает некоторую информацию об останках. В выборке из семидесяти младенцев из тофета в Карфагене 37% были идентифицированы как мальчики и 54% как девочки. [39] Возраст детей и вопрос о том, умерли ли они до захоронения, являются спорными (см. ниже). Ягнятам обычно от одного до трех месяцев; это может указывать на то, что подношения делались в определенное время после окота (февраль/март и октябрь/ноябрь). Фрагменты костей подвергались воздействию неравномерной температуры, что указывает на то, что они сжигались на открытом костре в течение нескольких часов. [40] Затем останки были собраны и помещены в урну, иногда смешиваясь с костями других младенцев или ягнят, что позволяет предположить, что несколько младенцев/ягнят были сожжены на одном костре. [40] Иногда к урне добавляли украшения или амулеты. Урну ставили в землю, в ямы, вырезанные в скале, или в ящики, сделанные из каменных плит. В некоторых случаях над урной устанавливали каменный памятник. Это могло иметь форму стелы , киппа или трона, часто с фигурным украшением и надписью. В некоторых случаях также была построена часовня. [41] [40] Стелы ориентированы на восток. [42]
Фигурный декор каменных памятников в разных регионах принимает разные формы. В Карфагене предпочитали геометрические узоры. На Сардинии чаще встречаются человеческие фигуры. [43] [44] Надписи наиболее распространены на тофетах Карфагена , где имеются тысячи примеров. Есть также некоторые из других тофетов. Мэтью Маккарти называет CIS I.2.511 типичной надписью:
Госпоже Танит , лицу Баала, и господину Баалу Хаммону : [то] что поклялся Аришам, сын Бодаштарта, сына Бодешмуна ( ндр ); поскольку он (бог) услышал голос его (Аришама), он благословил его. [45]
Таким образом, эти тексты представляют памятник как вотивное подношение богам в благодарность за полученную от них милость. [45] Иногда последнее предложение вместо этого гласит: «Пусть он (бог) услышит свой голос» (т.е. в ожидании будущей благосклонности). Человек, делающий подношение, почти всегда один человек, почти всегда мужчина. Мертвый ребенок никогда не упоминается. [46] Танит появляется только в примерах из Карфагена. Другие надписи называют ритуал млк или молк . Значение этого термина неясно, но, похоже, это то же самое слово, что и библейский термин «Молох», обсуждавшийся выше. В надписях различают mlk b'l / mlk ʿdm ( молк гражданина/человека) и mlk ʿmr ( молк ягненка). [40]
Было идентифицировано более сотни тофетов. Самые ранние примеры были установлены в Карфагене, на Мальте , в Мотье на западе Сицилии и в Тарросе на юге Сардинии, когда финикийцы впервые поселились в этих областях в девятом веке до нашей эры. Самый крупный из известных тофетов – Карфагенский тофет. [29] судя по всему, он был основан в это время и продолжал использоваться по крайней мере несколько десятилетий после разрушения города в 146 г. до н.э. [47] Каменные маркеры впервые появились в Саламбо, Карфаген, около 650 г. до н.э. и распространились на Мотью и Таррос около 600 г. до н.э. [48] Между пятым и третьим веками до нашей эры тофеты стали более распространены на юге Сардинии и во внутренних районах Карфагена по мере расширения финикийских поселений. На Сицилии и Сардинии тофеты постепенно вышли из употребления в третьем и втором веках до нашей эры, после установления римского контроля в Первой Пунической войне . В тот же период в Северной Африке было создано множество новых тофетов, главным образом внутри страны, в Тунисе . Многие из этих тофетов продолжали использоваться после падения Карфагена в 146 г. до н.э. В конце первого и второго веков нашей эры миграция, вызванная моделями военного развертывания, привела к созданию новых тофетов в Тунисе и восточном Алжире . [49] В римский период надписи называли бога, которому были посвящены памятники, Сатурном . [36] Помимо младенцев, некоторые из этих тофетов содержат в жертву только коз, овец, птиц или растения; многие верующие носят ливийские, а не пунические имена. [44] Их использование, по-видимому, сократилось во втором и третьем веках нашей эры. [50]
Отдельные тофеты
[ редактировать ]Сардиния
[ редактировать ]на Сардинии обнаружил тофет на холме Су Марру Манну В 1962 году Таррос . Были найдены сотни стел и репрезентативных или символических вотивных чиппи , а также тысячи терракотовых урн. С седьмого века до нашей эры до эпохи Римской республики здесь собирался пепел подношений, в основном человеческих и возрастом менее 6 месяцев. [51]
Греко-римские источники
[ редактировать ]Греко-римские источники часто критикуют карфагенян за принесение в жертву детей. [52] Самые ранние упоминания об этой практике — это лишь упоминания у Софокла. [53] и Псевдоплатонический диалог « Минос» , вероятно, IV века до нашей эры. [54] Философ конца четвертого века до нашей эры Теофраст утверждал, что сиракузский тиран Гелон потребовал, чтобы карфагеняне отказались от этой практики после того, как он победил их в битве при Гимере (480 г. до н.э.) . [55]
Первый подробный отчет исходит от Клитарха , историка Александра Великого , жившего в начале третьего века до нашей эры , которого схолиаст цитирует :
Финикийцы, и прежде всего карфагеняне, поклоняются Кроносу; если они желают добиться чего-то большого, они посвящают своего ребенка, а в случае успеха приносят его в жертву богу. Среди них есть бронзовая статуя Кроноса, которая стоит вертикально с распростертыми объятиями и ладонями вверх над бронзовой жаровней, на которой сжигают ребенка. Когда пламя достигает тела, конечности жертвы напрягаются, а напряженный рот кажется почти смеющимся, пока в последнем спазме ребенок не падает в жаровню.
Клитарх FGrH нет. 137, Ф 9 [56]
Греческий историк первого века до нашей эры Диодор Сицилийский пишет, что, когда карфагеняне были осадены Агафоклом Сиракузским в 310 году до нашей эры, карфагеняне ответили принесением в жертву большого количества детей в соответствии со старым обычаем, от которого они отказались:
Они утверждали также, что Кронос восстал против них, так как в прежние времена они имели обыкновение приносить в жертву этому богу самых благородных из своих сыновей, но совсем недавно, тайно покупая и воспитывая детей, они посылали их в жертву; и когда было проведено расследование, выяснилось, что некоторые из принесенных в жертву были тайно подменены. ... Стремясь исправить это упущение, они выбрали двести самых благородных детей и публично принесли их в жертву; и другие, находившиеся под подозрением, добровольно пожертвовали собой, числом не менее трехсот. В городе было бронзовое изображение Кроноса, протягивавшего руки ладонями вверх и наклоненного к земле, так что каждый из детей, поставленный на него, скатывался и падал в своего рода зияющую яму, наполненную огнем. [57] [58]
В другом месте Библиотеки [58] (14.4) Диодор утверждает, что богатые карфагеняне покупали младенцев-рабов и предлагали их вместо собственных детей.
Писатель Плутарх (ок. 46–120 гг. Н. Э.) также упоминает эту практику:
... с полным знанием и пониманием они сами приносили в жертву своих детей, а те, у кого не было детей, покупали у бедняков маленьких и перерезали им глотки, как будто это были ягнята или молодые птицы; между тем мать стояла рядом без слез и стонов; но стоило ей издать хоть один стон или пропустить хоть одну слезинку, она должна была лишиться денег, а ее ребенок все равно был принесен в жертву; и все пространство перед статуей наполнилось громким шумом флейт и барабанов, чтобы крики плача не достигли ушей народа». [59]
Некоторые христианские авторы ссылаются на эту практику первых веков нашей эры. Христианский апологет Тертуллиан , живший около 200 г. н.э., утверждает, что, хотя священники, приносившие в жертву детей, были распяты , римским прокуратором «это священное преступление сохраняется в тайне». [60] Другой христианский писатель, Минуций Феликс , утверждает, что пунические женщины абортировали своих детей в качестве жертвоприношения. [61]
Споры
[ редактировать ]Степень и существование карфагенских жертвоприношений детей являются спорными. Некоторые археологи и историки утверждают, что литературные и археологические данные указывают на то, что все останки тофетов были принесены в жертву. [62] Сабатино Москати и другие ученые утверждали, что тофеты были кладбищами для недоношенных или недолговечных младенцев, которые умерли естественной смертью, а затем были ритуально принесены в жертву. [31] [63]
Версия греко-римских авторов сомнительна. Они не были очевидцами, противоречат друг другу относительно того, как были убиты дети, и описывают убийства детей старше младенцев, а не младенцев, найденных в тофетах. [29] Археологические данные не соответствуют механической статуе Кроноса, упомянутой Клитархом и Диодором. [45] нет упоминаний о жертвоприношениях детей В греко-римских отчетах о Пунических войнах , которые документированы лучше, чем более ранние периоды, когда утверждалось о массовых жертвоприношениях детей. [29] Многие, но не все, греко-римские авторы были враждебно настроены по отношению к карфагенянам, поскольку они были врагами в Сицилийской и Пунической войнах, и это могло повлиять на их представление об этой практике. [64] Мэтью Маккарти утверждает, что, даже если греко-римские свидетельства неточны, «даже самая фантастическая клевета основана на фактах». [45]
Археологические данные неоднозначны. [65] Остеологическое исследование останков в Карфагене, проведенное Джеффри Шварцем и др. предположили, что 38% выборки из 540 человек умерли до или во время родов, исходя из размера костей, развития зубов и отсутствия неонатальных линий на зубах. [66] Другое остеологическое исследование того же материала поставило под сомнение эти выводы, утверждая, что оно не приняло во внимание усадку костей, вызванную процессом горения. [67] [68] Форма отложений в тофетах отличается от карфагенских могил для немладенцев, которые обычно имели форму погребений, а не кремаций. Финикийский погребальный инвентарь также отличается от предметов, найденных вместе с человеческими останками в тофетах. Однако в разных культурах погребальные практики для младенцев часто отличаются от погребений для не-младенцев. [69]
Многие археологи утверждают, что древние авторы и свидетельства о Тофете указывают на то, что все останки Тофета, должно быть, были принесены в жертву. Другие утверждают, что в жертву были принесены лишь некоторые младенцы. [32] Паоло Кселла утверждает, что «принцип бритвы Оккама» указывает на то, что совокупность классических и библейских источников указывает на то, что жертвоприношения имели место. [70] Далее он утверждает, что количество детей в тофете намного меньше уровня естественной младенческой смертности. [71] По мнению Кселлы, внутриутробные останки на тофете, вероятно, принадлежат детям, которых обещали принести в жертву, но которые умерли до рождения, но которые, тем не менее, были принесены в жертву во исполнение обета. [72] Он заключает, что
тофет не был ареной бесчисленных массовых убийств , а лишь определенным количеством священных церемоний, которые считались благочестивыми, а кровавый обряд был крайним соотношением в критических [sic] ситуациях (см., например, библейские случаи). Более того, уверены, что в тофете совершалось множество различных церемоний , включая обряды замещения (животное/человек). [73]
Легендарная смерть первой царицы Карфагена Элиссы (Дидоны) в результате самосожжения, а также смерть Гамилькара и жены Гасдрубала Боэтарха таким же образом некоторые ученые связывают с ритуалом тофета. [74] Вполне возможно, что такая практика была более распространенной в первые годы существования города. [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ставракопулу 2013 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Кинг 1993 , с. 136.
- ^ Керр 2020 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Ставракопулу 2013 , с. 140.
- ^ Керр 2020 , стр. 44–49.
- ^ Jump up to: а б Керр 2020 , с. 39.
- ^ Керр 2020 , стр. 39–40.
- ^ Ставракопулу 2013 , стр. 137–138.
- ^ Хайдер 1999 , с. 584.
- ^ Баукс 2006 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Акерман 1993 .
- ^ Xella 2013 , стр. 264–265.
- ^ Баукс 2006 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Куинн 2011 , с. 390.
- ^ Баукс 2006 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Холм 2005 , с. 7134.
- ^ Кауфман 2007 , стр. 9–10.
- ^ Баукс 2006 , с. 71.
- ^ Евсевий 1903 .
- ^ Jump up to: а б Стагер и Вольф, 1984 .
- ^ Керр 2018 .
- ^ Кселла 2013 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Купер 2005 , с. 7132.
- ^ Ставракопулу 2013 , с. 143.
- ^ Ставракопулу 2013 , стр. 143–144.
- ^ Ставракопулу 2013 , с. 147.
- ^ Ставракопулу 2013 , стр. 147–152.
- ^ Райх 1993 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дыры 2021 , с. 17.
- ^ Шварц и Хоутон 2017 , с. 452.
- ^ Jump up to: а б Холм 2005 , с. 1734.
- ^ Jump up to: а б с Шварц и Хоутон, 2017 , стр. 443–444.
- ^ «Библейские фонари с кургана Гезер, отчет о раскопках и открытиях в Палестине: Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870-1950: Бесплатная загрузка, взятие и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 25 марта 2023 г. п. 74 . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Боннет 2011 , с. 373.
- ^ Боннет 2011 , с. 374.
- ^ Jump up to: а б Маккарти 2019 , с. 313.
- ^ Xella 2019 , стр. 288.
- ^ Маккарти 2019 , стр. 319.
- ^ Шварц и Хоутон 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Маккарти, 2019 , стр. 314–316.
- ^ Боннет 2011 , стр. 378–379.
- ^ Боннет 2011 , с. 383.
- ^ Куинн 2011 .
- ^ Jump up to: а б Маккарти 2019 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б с д Маккарти 2019 , с. 317.
- ^ Боннет 2011 , с. 383-384.
- ^ Боннет 2011 , с. 379.
- ^ Маккарти 2019 , стр. 320.
- ^ Маккарти 2019 , стр. 313–314.
- ^ Маккарти 2019 , с. 322.
- ^ «Тофет» . Город Таррос . 18 ноября 2014 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Уормингтон 1995 , с. 453.
- ^ Софокл . Андромеда . фрагмент 122.
- ^ Маккарти 2019 , с. 316.
- ^ Куинн 2019 , с. 677.
- ^ Пранди, Луиза (2016). «Клейтарх Александрийский (137)» . Новый Джейкоби Брилла . Брилл. п. Ф9. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 года . Проверено 6 января 2012 года .
- ^ Куинн 2011 , стр. 388–389.
- ^ Jump up to: а б Диодор Сицилийский Библиотека 20, 14
- ^ PlutarchПлутарх «О суевериях» . Мораль Книга 2, гл. 13.
- ^ TertullianТертуллиан "9 " Извинения по поводу очков . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Кселла 2013 , с. 271.
- ^ Маккарти 2019 .
- ^ Москати, Сабатино (1987). Пуническое жертвоприношение детей: реальность или выдумка? . Рим: Национальная академия Линчеи.
- ^ Куинн 2019 , стр. 672, 674–77.
- ^ Маккарти 2019 , с. 318.
- ^ Шварц и др. 2010 .
- ^ Смит и др. 2011 .
- ^ Шварц и Хоутон 2017 , стр. 445–446.
- ^ Маккарти 2019 , с. 317-318.
- ^ Кселла 2013 , с. 266.
- ^ Кселла 2013 , с. 268.
- ^ Xella 2013 , стр. 270–271.
- ^ Кселла 2013 , с. 273.
- ^ Кселла 2019 , с. 282.
Источники
[ редактировать ]- Акерман, Сьюзен (1993). «Тофет». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199891023 .
- Баукс, Микаэла (2006). «Богословские последствия детского жертвоприношения в библейском контексте и за его пределами в отношении Бытия 22 и Судей 11» . В Финстербуше, Карин; Ланге, Армин; Рёмхельд, Дитхард (ред.). Человеческие жертвоприношения в иудео-христианских и других древних средиземноморских религиях . Брилл. стр. 57–77.
- Бонне, Корринн (2011). «О богах и Земле: Тофет и построение новой идентичности в Пуническом Карфагене». В Грюн, Эрих Стивен (ред.). Культурная самобытность в древнем Средиземноморье . Публикации Гетти. стр. 373–387. ISBN 978-0-89236-969-0 .
- Купер, Алан М. (2005). «Финикийская религия [первое издание]». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 10 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. стр. 7128–7133.
- Дьюрелл, Хит Д. (2017). Жертвоприношения детей в древнем Израиле . Айзенбрауны. ISBN 978-1575064949 .
- Евсевий (1903). Книга 15 «Евангельской подготовки» Евсевия Памфила . Перевод Гиффорда, Э. Х. Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гарнанд, Брайен К.; Грин, Джозеф А. (2023). «Младенцы как вотивные приношения: территории финикийского тофета в контексте». Журнал древней истории . 11 (2): 1-323. ISSN 2324-8106 .
- Хайдер, GC (1999). «Молох» . В Торне, Карел ван дер; Бекинг, Боб; Хорст, Питер В. ван дер (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Брилл. стр. 581–585.
- Холм, Тони Л. (2005). «Финикийская религия [Дальнейшие соображения]». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 10 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. стр. 7134–7135.
- Ойос, Декстер (2021). Карфаген: Биография . Рутледж. ISBN 9781138788206 .
- Кауфман, Стив (2007). «Финикийская надпись Инчирли на трех языках: предварительная реконструкция и перевод» . МААРАВ . 14 (2): 7–26. дои : 10.1086/МАРТ200714202 . S2CID 257837087 .
- Керр, РМ (2018). «В поисках исторического Молоха» . В Керре, РМ; Шмитц, Филип К.; Миллер, Роберт (ред.). «Его слово парит над ним» Библейские и северо-западные семитические исследования, представленные профессору Чарльзу Р. Крахмалкову . Энн Арбор. стр. 59–80.
- Керр, РМ (2020). «Геенское ущелье» . Acta Ethnologica Danubiana (на французском языке). 22 :37–54.
- Кинг, Филип Дж. (1993). Иеремия: археолог-спутник . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 136. ИСБН 978-0-664-22443-1 .
- Маккарти, Мэтью М. (2019). «Тофет и жертвоприношение младенца» . В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . стр. 312–325. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190499341.013.21 . ISBN 978-0-19-049934-1 .
- Куинн, Жозефина Кроули (2011). «Культуры Тофета: идентификация и идентичность в финикийской диаспоре» . В Грюн, Эрих Стивен (ред.). Культурная самобытность в древнем Средиземноморье . Публикации Гетти. стр. 388–413. ISBN 978-0-89236-969-0 .
- Куинн, Жозефина Кроули (2019). «Финикийцы и карфагеняне в греко-римской литературе». В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. стр. 671–685. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190499341.013.44 . ISBN 978-0-19-049934-1 .
- Райх, Бо (1993). «Геенна». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199891023 .
- Шварц, Джеффри Х.; Хоутон, Фрэнк; Маккиарелли, Роберто; Бондиоли, Лука (2010). «Останки скелетов из Пунического Карфагена не подтверждают систематическое принесение в жертву младенцев» . ПЛОС ОДИН . 5 (2): е9177. Бибкод : 2010PLoSO...5.9177S . дои : 10.1371/journal.pone.0009177 . ПМЦ 2822869 . ПМИД 20174667 .
- Шварц, Дж. Х.; и др. (2017). «Две сказки об одном городе: данные, выводы и карфагенское жертвоприношение младенцев» (PDF) . Античность . 91 (356): 442–454. дои : 10.15184/aqy.2016.270 . [ мертвая ссылка ]
- Смит, П.; Авишай, Г.; Грин, Дж.; Стагер, Л. (2011). «Стареющие кремированные младенцы: проблема жертвоприношения на тофете Карфагена» . Античность . 85 (329): 859–874. дои : 10.1017/S0003598X00068368 . S2CID 162942793 .
- Стагер, Лоуренс Э.; Вольф, Сэмюэл Р. (январь – февраль 1984 г.). «Детское жертвоприношение в Карфагене: религиозный обряд или контроль над населением?» (PDF) . Обзор библейской археологии . [ мертвая ссылка ]
- Ставракопулу, Франческа (2013). «Идеологический спор об Иерусалимском тофете и религиозная трансформация» . Исследования эпиграфики и лингвистики . 30 : 137–158.
- Уормингтон, Британская Колумбия (1995). «Карфагенский период». В Мохтаре, Г. (ред.). Общая история Африки. Том. 2. Древние цивилизации Африки . Лондон: Хайнеманн. стр. 441–464.
- Кселла, П. (2013). « Тофет: общая интерпретация» . В Кселле, П. (ред.). Тофет в Древнем Средиземноморье . Эсседу. стр. 259–281.
- Кселла, Паоло (2019). «Религия» . В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. стр. 273–292. ISBN 978-0-19-049934-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Тофет» в Энциклопедии древней истории