Jump to content

Тофет

В еврейской Библии : Тофет или Тофет ( библейский иврит תֹּפֶת , латинизированный : Tōp̄eṯ ; греческий : Ταφέθ , транслит.   тафет ; латынь : Тофет ) — это место в Иерусалиме в долине Еннома (Геенна) , где верующие совершали ритуал. включая «прохождение ребенка через огонь», скорее всего, детское жертвоприношение . Традиционно жертвоприношения приписывались богу по имени Молох . Библия осуждает и запрещает эти жертвоприношения, а тофет в конечном итоге уничтожается царем Иосией , хотя упоминания пророков Иеремии , Иезекииля и Исайи позволяют предположить, что обычаи, связанные с тофетом, возможно, сохранились.

Большинство ученых сходятся во мнении, что ритуал, совершаемый у тофета, представлял собой жертвоприношение детей, и связывают его с аналогичными эпизодами в Библии, зафиксированными в Финикии (жители которой упоминались как хананеи в Библии ) и Карфагене в эллинистических источниках. Существуют разногласия относительно того, приносились ли жертвы богу по имени Молох. Основываясь на финикийских и карфагенских надписях, все большее число ученых полагают, что слово «молох» относится к типу жертвоприношения, а не к божеству. В настоящее время ведется спор о том, были ли эти жертвы посвящены Яхве , а не иностранному божеству.

Археологи применили термин «тофет» к большим кладбищам детей, найденным на карфагенских стоянках, которые, как традиционно считалось, содержали приносимых в жертву человеческих детей, как описано в эллинистических и библейских источниках. Эта интерпретация противоречива: некоторые ученые утверждают, что тофеты могли быть детскими кладбищами, отвергая эллинистические источники как антикарфагенскую пропаганду. Другие утверждают, что не все захоронения в тофете были жертвоприношениями.

тофет и его расположение стали ассоциироваться с божественным наказанием Позднее в еврейской эсхатологии .

Этимология

[ редактировать ]

Нет единого мнения относительно этимологии слова тофет, которое встречается в масоретском тексте всего восемь раз . [1] Это слово может происходить от арамейского слова taphyā, означающего «очаг», «камин» или «жаровня». [2] предложение, впервые сделанное Уильямом Робертсоном Смитом в 1887 году. [3] Некоторые предположили, что это слово было изменено с помощью вокализации бошет «стыд». [1] Другие производят это слово от еврейского корня špt «поджигать (поджигать)», родственного угаритскому ṯpd «поджигать». [4] Новое предложение было интерпретировано Робертом М. Керром как «место обета». [5]

Талмуд получили это имя от еврейского глагола , ( Эрувин 19а) и Иероним означающего «соблазнять». [6] в XI веке н. , которой придерживались как еврейские, так и христианские экзегеты вплоть до современного периода, принадлежит раввину Раши , жившему зрения этимология Наиболее значимая с исторической точки Молох, черпая свои идеи из описания Плутархом карфагенского жертвоприношения. Однако этот вывод морфологически невозможен. [7]

Библейские и левантийские ссылки

[ редактировать ]

В Библии

[ редактировать ]
Гробницы в долине Енном , местонахождение тофета согласно Библии.

Тофет упоминается в еврейской Библии 8 раз, в основном для обозначения места ритуального огня или сожжения, но иногда и в качестве названия места. [1] Связь с ритуальным огнем ясно выражена в 4 Царств 23:10 , Исаии 30:33 ; и Иеремия 7:31–32 . В книге «2 Царств» царь Иосия

осквернил Тофет, который в долине сына Еннома , чтобы никто не мог заставить сына своего или дочь свою пройти через огонь к Молоху.

В тексте упоминается уничтожение Тофета среди других действий Иосии по удалению «ненормальных» религиозных практик из Израиля в рамках далеко идущей религиозной реформы. [8] Однако продолжающееся осуждение как тофета, так и связанных с ним практик со стороны таких пророков, как Иеремия и Иезекииль, позволяет предположить, что эта практика могла продолжаться и после реформы Иосии, а упоминание о тофете у Исайи позволяет предположить, что она могла продолжаться даже после вавилонского изгнания . [9] До реформы Иосии упоминается ритуал прохождения ребенка через огонь, но без уточнения, что он происходил у тофета, как его исполняли израильские цари Ахаз и Манассия :

Но [Ахаз] шел путем царей Израильских, да, и провел своего сына через огонь, согласно мерзостям язычников, которых Господь изгнал от лица сынов Израилевых. ( 4 Царств 16:3 )

И [Манассия] провел сына своего через огонь, и прорицал, и колдовал, и назначал гадавших посредством призрака или знакомого духа: много зла он сделал пред очами Господа, чтобы прогневать Его. ( 4 Царств 21:6 )

Оба короля приносят жертвоприношения, когда сталкиваются с перспективой войны. [10] Судя по всему, жертвы предназначались Яхве , богу Израиля. [11] и было совершено в тофете. [2]

Тофет неоднократно осуждается по имени в Книге Иеремии , и этот термин особенно связан с этой книгой Библии. [2] Пример находится в Иеремии 7:31–33 :

И построили высоты Тофета, что в долине сына Еннома, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих; чего Я не повелел, и это не пришло Мне на ум. Посему вот, наступают дни, говорит Господь , когда оно уже не будет называться Тофетом и долиной сына Еннома, но долиной истребления; ибо похоронят в Тофете, за недостатком места.

Иеремия связывает тофет с Ваалом ; однако все другие источники связывают его с Молохом. [11]

П. Кселла утверждает, что не менее двадцати пяти отрывков в еврейской Библии показывают, как израильтяне и хананеи приносили в жертву своих детей, включая отрывки из Второзакония (Второзаконие 12:13, 18:10), Левит (Лев 18:21, 20:2-5), 4 Царств, 2 Паралипоменон , Исаия, Ездра, Псалом 106 и Книга Иова . [12] В 4 Царств 3:26–27 царь Моава Меша сжигает своего первенца в качестве приношения во время осады израильтян:

И когда царь Моава увидел, что битва слишком тяжела для него, он взял с собой семьсот человек, обнажающих меч, чтобы прорваться к царю Эдома; но они не смогли. Затем он взял своего старшего сына, который должен был царствовать вместо него, и принес его во всесожжение на стене. И пришел великий гнев на Израиль; и они пошли от него и возвратились в свою землю.

Этот акт сравнивают с греко-римскими источниками, в которых говорится о том, что финикийцы и карфагеняне совершали ту же или подобную практику во времена опасности (см. Ниже). Судя по всему, оно было исполнено в честь моавитянского бога Кемоша . [13]

Внебиблейские свидетельства

[ редактировать ]

Археологических свидетельств существования Тофета в Иерусалиме нет, поэтому для его понимания мы полагаемся на библейские описания. [1] Археология еще не выявила ни одного тофета в Леванте , но есть и другие свидетельства принесения в жертву детей. [14] Древние египетские надписи второго тысячелетия до нашей эры свидетельствуют об этой практике в Леванте. [15] Финикийская надпись конца VIII века до нашей эры из Инджирли в Турции может указывать на то, что здесь приносились в жертву первенцы, а также овцы и лошади. [16] Принесение в жертву первенцев во время кризиса, похоже, подробно рассматривается в надписи, хотя точный контекст неясен. [17]

Греко-римские источники также упоминают о жертвоприношениях детей, например, о попытке в Тире возродить обычай приносить в жертву мальчика во время Александром Македонским осады Тира в 332 году до нашей эры, записанной римским историком первого века нашей эры Квинтом Курцием Руфом . [14] Церковный историк Евсевий (3 век н. э.) цитирует финикийскую историю Филона Библоса , что: [18]

У древних был обычай, когда в период великой опасности правители города или народа, чтобы предотвратить общую гибель, отдавали самых любимых из своих детей в жертву в качестве выкупа мстительным демонам; и те, кого таким образом бросили, были принесены в жертву с помощью мистических обрядов. Итак, Кронос, которого финикийцы называют Элусом, который был царем страны и впоследствии, после его смерти, был обожествлен как звезда Сатурн, имел от нимфы страны по имени Анобрет единородного сына, которого они по этой причине называли Ледудом. , единородное существо, до сих пор называемое так у финикийцев; и когда очень большая опасность войны охватила страну, он облачил своего сына в царские одежды, приготовил жертвенник и принес его в жертву.

(Евсевий Кесарийский, Евангелическая подготовка 1.10.44 = 16.4.11) [19]

Хотя меньшинство ученых утверждает, что ритуал с тофетом, описанный в Библии, был безвредным занятием, не предполагавшим принесения в жертву детей, большинство ученых согласны с тем, что Библия изображает человеческие жертвоприношения, происходящие у тофета. [4] Современные ученые описывают жертвоприношение на Тофете как жертвоприношение мулк или млк . Этот термин, по-видимому, происходит от глагола, означающего «представление как подношение», от корня ylk «предлагать, дарить» и встречается в финикийских и карфагенских надписях во фразах mlk ʾdm «принести в жертву человека», mlk bʿl «принести в жертву гражданина». ", и mlk bšr "жертвоприношение вместо плоти". [16] Лоуренс Стейджер и Сэмюэл Вольф утверждают, что этот термин «относится к живому жертвоприношению ребенка или животного». [20] [21]

Бог, которому были направлены эти жертвоприношения, оспаривается в современной науке, при этом возникает спор о том, были ли жертвоприношения частью культа Яхве . [22] Традиционно считается, что богом, которому приносились жертвы, был Молех , предположительно бог подземного мира, чье имя означает «царь». [23] [24] Библия связывает Тофет с Молохом в двух более поздних текстах: 4 Царств 23:10 и Иеремия 32:35. [25] Линдсей Купер в поддержку этой связи пишет: «Расположение иерусалимского тофета за восточной стеной города, у традиционного входа в загробный мир, явно связывает жертвоприношение детей с культом смерти». [23] Однако, хотя ученые признают существование божества подземного мира по имени «Млк» с различными вокализациями (например, Молех, Милком), а также аккадского термина малику, обозначающего тени мертвых, нет никаких доказательств связи этих божеств или теней с человеческими. жертва. Более поздние финикийские и пунические жертвоприношения детей, называемых млк в надписях или описанных в греко-римских источниках, с этими богами не связаны. [16] На основании слова млк, означающего «приносить жертву», «все большее число ученых теперь принимают библейские традиции, подтверждающие не принесение детей в огненные жертвы божеству «Молек», а, скорее, принесение детей в жертву как « mlk"подношения другому божеству". [26] На основании рассказов об Аврааме и Иеффае, приносивших своих детей Яхве, а также Михея 6:6-7 и других отрывков, Франческа Ставракопулу утверждает, что на самом деле приношения предназначались Яхве, а не чужеземному божеству. [27]

Ассоциация с наказанием

[ редактировать ]

Описание тофета как места наказания частично происходит от использования этого слова в Исаии 30:33 , где Яхве зажигает большой тофет, чтобы наказать ассирийцев :

Ибо очаг [тофет] приказано издревле; да, для царя он приготовлен, глубокий и большой; в куче его огонь и много дров; дыхание Господне, как поток серы, воспламеняет его.

Местоположение тофета, долина Геенны , впоследствии стало местом наказания в эсхатологии еврейского апокалипизма III или IV века до нашей эры , что можно найти в Книге Еноха (1 Енох 26:4; 27:2–3). ). [28] Талмуд , обсуждая отрывок из Исайи, утверждает, что всякий, кто совершит зло , падет там (Эрувин 19а). [6]

Карфаген и западное Средиземноморье

[ редактировать ]

Различные греческие и римские источники описывают карфагенян как практикующих принесение в жертву детей путем сожжения как часть своей религии . Эти описания сравнивались с описаниями, найденными в еврейской Библии . [20] Древние описания, по-видимому, были подтверждены обнаружением в Карфагене в 1921 году так называемого «Тофета Саламбо», в котором находились урны кремированных детей. [29] Однако современные историки и археологи спорят о реальности и масштабах этой практики. [30] [31] Некоторые ученые предполагают, что все останки Тофета были принесены в жертву, тогда как другие предполагают, что только некоторые из них были принесены в жертву. [32] В то время как ученые обычно считают карфагенян верными приверженцами материковой финикийской религии, другие полагают, что они были диссидентами и что их жертвенные обычаи были уникальными новшествами. [32]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Стелы в тофете Карфагена, покрытом сводом, построенным в римский период.
Макалистер сказал, что найденные здесь останки младенцев, принесенных в жертву, возрастом менее недели, иногда находились в кувшинах, а иногда и в кувшинах поменьше, возможно, это была еда для того, что, по их мнению, еще впереди. [33]

В финикийских памятниках по всему Западному Средиземноморью, за исключением Пиренейского полуострова и Ибицы , археология обнаружила поля, полные погребенных урн с сожженными останками человеческих младенцев и ягнят, покрытых резными каменными памятниками. [34] Эти поля археологи условно называют «тофетами» по названию их местоположения в Библии. Когда карфагенские надписи относятся к этим местам, они используют термины bt (дом, храм или святилище) или qdš (святыня), а не «тофет». [35] [36] Археология обнаруживает два «поколения» пунических тофетов: основанные финикийскими колонистами между 800 и 400 годами до нашей эры; и те, которые возникли под карфагенским влиянием (прямым или косвенным) в Северной Африке, начиная с 4 века до нашей эры. [37]

Карфагенских литературных текстов, объясняющих или описывающих, какие ритуалы совершались у тофета, не сохранилось. [34] Археологические данные показывают, что останки могли состоять из человеческих младенцев или ягнят, часто смешанных с небольшими частями других животных, включая коров, свиней, рыб, птиц и оленей. Соотношение ягнят и человеческих останков различается в зависимости от места. В Карфагене в 31% урн находились ягнята; в Тарросе он составил 47%. [38] Анализ костных фрагментов дает некоторую информацию об останках. В выборке из семидесяти младенцев из тофета в Карфагене 37% были идентифицированы как мальчики и 54% как девочки. [39] Возраст детей и вопрос о том, умерли ли они до захоронения, являются спорными (см. ниже). Ягнятам обычно от одного до трех месяцев; это может указывать на то, что подношения делались в определенное время после окота (февраль/март и октябрь/ноябрь). Фрагменты костей подвергались воздействию неравномерной температуры, что указывает на то, что они сжигались на открытом костре в течение нескольких часов. [40] Затем останки были собраны и помещены в урну, иногда смешиваясь с костями других младенцев или ягнят, что позволяет предположить, что несколько младенцев/ягнят были сожжены на одном костре. [40] Иногда к урне добавляли украшения или амулеты. Урну ставили в землю, в ямы, вырезанные в скале, или в ящики, сделанные из каменных плит. В некоторых случаях над урной устанавливали каменный памятник. Это могло иметь форму стелы , киппа или трона, часто с фигурным украшением и надписью. В некоторых случаях также была построена часовня. [41] [40] Стелы ориентированы на восток. [42]

Каменный маркер с тофета в Монте-Сирай , Сардиния, с фигурным декором.

Фигурный декор каменных памятников в разных регионах принимает разные формы. В Карфагене предпочитали геометрические узоры. На Сардинии чаще встречаются человеческие фигуры. [43] [44] Надписи наиболее распространены на тофетах Карфагена , где имеются тысячи примеров. Есть также некоторые из других тофетов. Мэтью Маккарти называет CIS I.2.511 типичной надписью:

Госпоже Танит , лицу Баала, и господину Баалу Хаммону : [то] что поклялся Аришам, сын Бодаштарта, сына Бодешмуна ( ндр ); поскольку он (бог) услышал голос его (Аришама), он благословил его. [45]

Таким образом, эти тексты представляют памятник как вотивное подношение богам в благодарность за полученную от них милость. [45] Иногда последнее предложение вместо этого гласит: «Пусть он (бог) услышит свой голос» (т.е. в ожидании будущей благосклонности). Человек, делающий подношение, почти всегда один человек, почти всегда мужчина. Мертвый ребенок никогда не упоминается. [46] Танит появляется только в примерах из Карфагена. Другие надписи называют ритуал млк или молк . Значение этого термина неясно, но, похоже, это то же самое слово, что и библейский термин «Молох», обсуждавшийся выше. В надписях различают mlk b'l / mlk ʿdm ( молк гражданина/человека) и mlk ʿmr ( молк ягненка). [40]

Было идентифицировано более сотни тофетов. Самые ранние примеры были установлены в Карфагене, на Мальте , в Мотье на западе Сицилии и в Тарросе на юге Сардинии, когда финикийцы впервые поселились в этих областях в девятом веке до нашей эры. Самый крупный из известных тофетов – Карфагенский тофет. [29] судя по всему, он был основан в это время и продолжал использоваться по крайней мере несколько десятилетий после разрушения города в 146 г. до н.э. [47] Каменные маркеры впервые появились в Саламбо, Карфаген, около 650 г. до н.э. и распространились на Мотью и Таррос около 600 г. до н.э. [48] Между пятым и третьим веками до нашей эры тофеты стали более распространены на юге Сардинии и во внутренних районах Карфагена по мере расширения финикийских поселений. На Сицилии и Сардинии тофеты постепенно вышли из употребления в третьем и втором веках до нашей эры, после установления римского контроля в Первой Пунической войне . В тот же период в Северной Африке было создано множество новых тофетов, главным образом внутри страны, в Тунисе . Многие из этих тофетов продолжали использоваться после падения Карфагена в 146 г. до н.э. В конце первого и второго веков нашей эры миграция, вызванная моделями военного развертывания, привела к созданию новых тофетов в Тунисе и восточном Алжире . [49] В римский период надписи называли бога, которому были посвящены памятники, Сатурном . [36] Помимо младенцев, некоторые из этих тофетов содержат в жертву только коз, овец, птиц или растения; многие верующие носят ливийские, а не пунические имена. [44] Их использование, по-видимому, сократилось во втором и третьем веках нашей эры. [50]

Отдельные тофеты

[ редактировать ]

Сардиния

[ редактировать ]

на Сардинии обнаружил тофет на холме Су Марру Манну В 1962 году Таррос . Были найдены сотни стел и репрезентативных или символических вотивных чиппи , а также тысячи терракотовых урн. С седьмого века до нашей эры до эпохи Римской республики здесь собирался пепел подношений, в основном человеческих и возрастом менее 6 месяцев. [51]

Греко-римские источники

[ редактировать ]

Греко-римские источники часто критикуют карфагенян за принесение в жертву детей. [52] Самые ранние упоминания об этой практике — это лишь упоминания у Софокла. [53] и Псевдоплатонический диалог « Минос» , вероятно, IV века до нашей эры. [54] Философ конца четвертого века до нашей эры Теофраст утверждал, что сиракузский тиран Гелон потребовал, чтобы карфагеняне отказались от этой практики после того, как он победил их в битве при Гимере (480 г. до н.э.) . [55]

Первый подробный отчет исходит от Клитарха , историка Александра Великого , жившего в начале третьего века до нашей эры , которого схолиаст цитирует :

Финикийцы, и прежде всего карфагеняне, поклоняются Кроносу; если они желают добиться чего-то большого, они посвящают своего ребенка, а в случае успеха приносят его в жертву богу. Среди них есть бронзовая статуя Кроноса, которая стоит вертикально с распростертыми объятиями и ладонями вверх над бронзовой жаровней, на которой сжигают ребенка. Когда пламя достигает тела, конечности жертвы напрягаются, а напряженный рот кажется почти смеющимся, пока в последнем спазме ребенок не падает в жаровню.
Клитарх FGrH нет. 137, Ф 9 [56]

Греческий историк первого века до нашей эры Диодор Сицилийский пишет, что, когда карфагеняне были осадены Агафоклом Сиракузским в 310 году до нашей эры, карфагеняне ответили принесением в жертву большого количества детей в соответствии со старым обычаем, от которого они отказались:

Они утверждали также, что Кронос восстал против них, так как в прежние времена они имели обыкновение приносить в жертву этому богу самых благородных из своих сыновей, но совсем недавно, тайно покупая и воспитывая детей, они посылали их в жертву; и когда было проведено расследование, выяснилось, что некоторые из принесенных в жертву были тайно подменены. ... Стремясь исправить это упущение, они выбрали двести самых благородных детей и публично принесли их в жертву; и другие, находившиеся под подозрением, добровольно пожертвовали собой, числом не менее трехсот. В городе было бронзовое изображение Кроноса, протягивавшего руки ладонями вверх и наклоненного к земле, так что каждый из детей, поставленный на него, скатывался и падал в своего рода зияющую яму, наполненную огнем. [57] [58]

В другом месте Библиотеки [58] (14.4) Диодор утверждает, что богатые карфагеняне покупали младенцев-рабов и предлагали их вместо собственных детей.

Писатель Плутарх (ок. 46–120 гг. Н. Э.) также упоминает эту практику:

... с полным знанием и пониманием они сами приносили в жертву своих детей, а те, у кого не было детей, покупали у бедняков маленьких и перерезали им глотки, как будто это были ягнята или молодые птицы; между тем мать стояла рядом без слез и стонов; но стоило ей издать хоть один стон или пропустить хоть одну слезинку, она должна была лишиться денег, а ее ребенок все равно был принесен в жертву; и все пространство перед статуей наполнилось громким шумом флейт и барабанов, чтобы крики плача не достигли ушей народа». [59]

Некоторые христианские авторы ссылаются на эту практику первых веков нашей эры. Христианский апологет Тертуллиан , живший около 200 г. н.э., утверждает, что, хотя священники, приносившие в жертву детей, были распяты , римским прокуратором «это священное преступление сохраняется в тайне». [60] Другой христианский писатель, Минуций Феликс , утверждает, что пунические женщины абортировали своих детей в качестве жертвоприношения. [61]

Степень и существование карфагенских жертвоприношений детей являются спорными. Некоторые археологи и историки утверждают, что литературные и археологические данные указывают на то, что все останки тофетов были принесены в жертву. [62] Сабатино Москати и другие ученые утверждали, что тофеты были кладбищами для недоношенных или недолговечных младенцев, которые умерли естественной смертью, а затем были ритуально принесены в жертву. [31] [63]

Версия греко-римских авторов сомнительна. Они не были очевидцами, противоречат друг другу относительно того, как были убиты дети, и описывают убийства детей старше младенцев, а не младенцев, найденных в тофетах. [29] Археологические данные не соответствуют механической статуе Кроноса, упомянутой Клитархом и Диодором. [45] нет упоминаний о жертвоприношениях детей В греко-римских отчетах о Пунических войнах , которые документированы лучше, чем более ранние периоды, когда утверждалось о массовых жертвоприношениях детей. [29] Многие, но не все, греко-римские авторы были враждебно настроены по отношению к карфагенянам, поскольку они были врагами в Сицилийской и Пунической войнах, и это могло повлиять на их представление об этой практике. [64] Мэтью Маккарти утверждает, что, даже если греко-римские свидетельства неточны, «даже самая фантастическая клевета основана на фактах». [45]

Археологические данные неоднозначны. [65] Остеологическое исследование останков в Карфагене, проведенное Джеффри Шварцем и др. предположили, что 38% выборки из 540 человек умерли до или во время родов, исходя из размера костей, развития зубов и отсутствия неонатальных линий на зубах. [66] Другое остеологическое исследование того же материала поставило под сомнение эти выводы, утверждая, что оно не приняло во внимание усадку костей, вызванную процессом горения. [67] [68] Форма отложений в тофетах отличается от карфагенских могил для немладенцев, которые обычно имели форму погребений, а не кремаций. Финикийский погребальный инвентарь также отличается от предметов, найденных вместе с человеческими останками в тофетах. Однако в разных культурах погребальные практики для младенцев часто отличаются от погребений для не-младенцев. [69]

Многие археологи утверждают, что древние авторы и свидетельства о Тофете указывают на то, что все останки Тофета, должно быть, были принесены в жертву. Другие утверждают, что в жертву были принесены лишь некоторые младенцы. [32] Паоло Кселла утверждает, что «принцип бритвы Оккама» указывает на то, что совокупность классических и библейских источников указывает на то, что жертвоприношения имели место. [70] Далее он утверждает, что количество детей в тофете намного меньше уровня естественной младенческой смертности. [71] По мнению Кселлы, внутриутробные останки на тофете, вероятно, принадлежат детям, которых обещали принести в жертву, но которые умерли до рождения, но которые, тем не менее, были принесены в жертву во исполнение обета. [72] Он заключает, что

тофет не был ареной бесчисленных массовых убийств , а лишь определенным количеством священных церемоний, которые считались благочестивыми, а кровавый обряд был крайним соотношением в критических [sic] ситуациях (см., например, библейские случаи). Более того, уверены, что в тофете совершалось множество различных церемоний , включая обряды замещения (животное/человек). [73]

Легендарная смерть первой царицы Карфагена Элиссы (Дидоны) в результате самосожжения, а также смерть Гамилькара и жены Гасдрубала Боэтарха таким же образом некоторые ученые связывают с ритуалом тофета. [74] Вполне возможно, что такая практика была более распространенной в первые годы существования города. [29]

  1. ^ Jump up to: а б с д Ставракопулу 2013 , с. 139.
  2. ^ Jump up to: а б с Кинг 1993 , с. 136.
  3. ^ Керр 2020 , с. 42.
  4. ^ Jump up to: а б Ставракопулу 2013 , с. 140.
  5. ^ Керр 2020 , стр. 44–49.
  6. ^ Jump up to: а б Керр 2020 , с. 39.
  7. ^ Керр 2020 , стр. 39–40.
  8. ^ Ставракопулу 2013 , стр. 137–138.
  9. ^ Хайдер 1999 , с. 584.
  10. ^ Баукс 2006 , с. 72.
  11. ^ Jump up to: а б Акерман 1993 .
  12. ^ Xella 2013 , стр. 264–265.
  13. ^ Баукс 2006 , стр. 70–71.
  14. ^ Jump up to: а б Куинн 2011 , с. 390.
  15. ^ Баукс 2006 , с. 58.
  16. ^ Jump up to: а б с Холм 2005 , с. 7134.
  17. ^ Кауфман 2007 , стр. 9–10.
  18. ^ Баукс 2006 , с. 71.
  19. ^ Евсевий 1903 .
  20. ^ Jump up to: а б Стагер и Вольф, 1984 .
  21. ^ Керр 2018 .
  22. ^ Кселла 2013 , с. 265.
  23. ^ Jump up to: а б Купер 2005 , с. 7132.
  24. ^ Ставракопулу 2013 , с. 143.
  25. ^ Ставракопулу 2013 , стр. 143–144.
  26. ^ Ставракопулу 2013 , с. 147.
  27. ^ Ставракопулу 2013 , стр. 147–152.
  28. ^ Райх 1993 .
  29. ^ Jump up to: а б с д и Дыры 2021 , с. 17.
  30. ^ Шварц и Хоутон 2017 , с. 452.
  31. ^ Jump up to: а б Холм 2005 , с. 1734.
  32. ^ Jump up to: а б с Шварц и Хоутон, 2017 , стр. 443–444.
  33. ^ «Библейские фонари с кургана Гезер, отчет о раскопках и открытиях в Палестине: Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870-1950: Бесплатная загрузка, взятие и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 25 марта 2023 г. п. 74 . Проверено 25 января 2024 г.
  34. ^ Jump up to: а б Боннет 2011 , с. 373.
  35. ^ Боннет 2011 , с. 374.
  36. ^ Jump up to: а б Маккарти 2019 , с. 313.
  37. ^ Xella 2019 , стр. 288.
  38. ^ Маккарти 2019 , стр. 319.
  39. ^ Шварц и Хоутон 2017 .
  40. ^ Jump up to: а б с д Маккарти, 2019 , стр. 314–316.
  41. ^ Боннет 2011 , стр. 378–379.
  42. ^ Боннет 2011 , с. 383.
  43. ^ Куинн 2011 .
  44. ^ Jump up to: а б Маккарти 2019 , с. 321.
  45. ^ Jump up to: а б с д Маккарти 2019 , с. 317.
  46. ^ Боннет 2011 , с. 383-384.
  47. ^ Боннет 2011 , с. 379.
  48. ^ Маккарти 2019 , стр. 320.
  49. ^ Маккарти 2019 , стр. 313–314.
  50. ^ Маккарти 2019 , с. 322.
  51. ^ «Тофет» . Город Таррос . 18 ноября 2014 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
  52. ^ Уормингтон 1995 , с. 453.
  53. ^ Софокл . Андромеда . фрагмент 122.
  54. ^ Маккарти 2019 , с. 316.
  55. ^ Куинн 2019 , с. 677.
  56. ^ Пранди, Луиза (2016). «Клейтарх Александрийский (137)» . Новый Джейкоби Брилла . Брилл. п. Ф9. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 года . Проверено 6 января 2012 года .
  57. ^ Куинн 2011 , стр. 388–389.
  58. ^ Jump up to: а б Диодор Сицилийский Библиотека 20, 14
  59. ^ PlutarchПлутарх «О суевериях» . Мораль Книга 2, гл. 13.
  60. ^ TertullianТертуллиан "9 " Извинения по поводу очков . Проверено 18 июня 2014 г.
  61. ^ Кселла 2013 , с. 271.
  62. ^ Маккарти 2019 .
  63. ^ Москати, Сабатино (1987). Пуническое жертвоприношение детей: реальность или выдумка? . Рим: Национальная академия Линчеи.
  64. ^ Куинн 2019 , стр. 672, 674–77.
  65. ^ Маккарти 2019 , с. 318.
  66. ^ Шварц и др. 2010 .
  67. ^ Смит и др. 2011 .
  68. ^ Шварц и Хоутон 2017 , стр. 445–446.
  69. ^ Маккарти 2019 , с. 317-318.
  70. ^ Кселла 2013 , с. 266.
  71. ^ Кселла 2013 , с. 268.
  72. ^ Xella 2013 , стр. 270–271.
  73. ^ Кселла 2013 , с. 273.
  74. ^ Кселла 2019 , с. 282.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dab3f8d882eb5ebf7b0ff5d04b13bcc5__1721398440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/c5/dab3f8d882eb5ebf7b0ff5d04b13bcc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tophet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)