Jump to content

Чемош

(Перенаправлено с Кемоша )
Чемош
Возможное изображение Чемоша как бога-воина на стеле Шиханов.
моавитянин 𐤊𐤌𐤔
Камош
Почитается в Моав , Иордания
Главный культовый центр Кириот
Эквиваленты
Арабский эквивалент Атар

Чемос ( моавитянин : 𐤊𐤌𐤔 ‎, латинизировано: Камош ; Библейский иврит : כְּמוֹשׁ , латинизированный: Kəmōš ) — ханаанское божество, которому поклонялись древние семитоязычные народы , населявшие регион, известный в еврейской Библии как Моав , в современной Иордании к востоку от Мертвого моря , во времена левантийской бронзы и железного века. . Хамос был верховным божеством ханаанского богом государства Моав и -покровителем его населения, моавитян. [ 1 ] [ 2 ] которые в результате были названы «Народом Чемоша». [ 3 ] Имя и значение Чемоша исторически засвидетельствованы в надписях на моавитянском языке на стеле Меша , датированных ок. 840 г. до н.э. Чемош также упоминается в еврейской Библии . [ 2 ]

Имя Чемоса засвидетельствовано на моавитянском языке как 𐤊𐤌𐤔 ‎ ( KMŠ ), который произносился как Камош ( /kaˈmoːʃ/ ). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]

Имя Чемош имеет пока неопределенное происхождение, и неясно, было ли оно связано с именем эблаитского божества 𒀭𒂵𒈪𒅖 ( Камиш ), или с угаритским божественным именем. 𐎘𐎑𐎆𐎋𐎎𐎘 ( Ṯiẓẓu-wa-Kamāṯu ), [ нужны разъяснения ] или эпитет месопотамского бога 𒀭𒌋𒄥 ( Неригал ), который мог означать «бык», 𒀭𒅗𒄠𒈲 ( Каммуш ). [ 4 ] [ 1 ]

Согласно одной гипотезе, которая предполагает, что имена Камиш и Камату , а также Камош и Каммуш были одинаковыми, первые два варианта имени могли быть существительными причастиями типа каттиль с B-основой, а два последних варианта могли быть Глагольные прилагательные типа qattul с D-основой, означающие как «победитель», так и «покоритель», таким образом связано с аккадскими терминами 𒅗𒈾𒋗 / 𒅗𒈾𒋙 ( канашу ) и 𒅗𒈠𒀀𒋙 ( камашу ) / 𒅗𒈠𒋢 ( камашу ), что означает «подчиняться повелителю или божеству» и «сгибаться», а также к Старому Югу Арабский термин 𐩠𐩫𐩣𐩪 ( hkms ), означающий «раздавить». [ 2 ]

Чемош упоминается в еврейской Библии под именем כְּמוֹשׁ ( Kəmōš , произносится как: [kٝˈmoːʃ] ). Еврейская форма Kəmōš сама была позже романизирована как Chemosh ( озвучивается на английском языке как: / ˈ k m ɒ ʃ / ) в переводах Библии, в то время как точное произношение имени бога, отражающее моавитянское произношение Kamōš , более точно записано в Септуагинте как Χαμως ( Хамос ) и Вульгате как Хамос . [ 2 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Происхождение моавитянского божества Чемоша неясно, хотя, возможно, он был тем же, что и бог периода бронзового века из Эблы по имени 𒀭𒂵𒈪𒅖 ( Камиш ), существование которого было засвидетельствовано примерно с ок. 2300 г. до н.э. , что позволяет предположить, что Чемош мог быть древним семитским божеством. Значительный разрыв между свидетельствами эблаита Камиша в 23 веке до нашей эры и моавитянина Чемоша в 9 веке до нашей эры, с отсутствием каких-либо упоминаний любого из этих божеств в аморейских именах с 21 по 15 века до нашей эры, тем не менее, это отождествление Камиша и Чемоша становится очень неопределенным. [ 4 ] [ 1 ]

Железный век

[ редактировать ]

В 9 веке до нашей эры Хамос был главным богом ханаанского царства Моава , поклонение которому было характерно для моавитян. Культ Чемоша, по-видимому, был ограничен моавитянами, и его имя не встречается в современных надписях Древней Северной Аравии. [ 4 ] [ 1 ]

В этот период Чемош отождествлялся с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ‎ ( Аштар ), который был моавитянской адаптацией североаравийского бога Атара, который сам является формой семитского божества планеты Венера, Атара , в комбинированной форме 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤊𐤌𐤔 ‎ ( ʿАштар-Камош ). [ 7 ] Астральная роль самого Аштара подтверждается его упоминанием вместе с богом луны Шаггаром в надписи Дейр Алла , предметом которой в основном является богиня Солнца Шамаш , образуя таким образом триаду Солнца, Луны и Венеры, аналогично тот, что засвидетельствован в Южной Аравии , и предполагает южноаравийское религиозное влияние в Моаве. [ 7 ]

В 9 веке до нашей эры Моавское царство было подчинено Израильскому царству во время правления царей последнего государства Омри и Ахава . 9 веке до н Моавитянский царь Меша престол во время правления Ахава в , взошедший на моавитянский . Моавитяне. [ 7 ]

Вскоре Меша восстал против сюзеренитета Израиля и начал экспансионистскую политику против израильтян, которую он проводил как священную войну, совершаемую как ритуал Хамоша. [ 2 ] После того как Меша захватил гадитский город Атарот ( Атарот ), он вырезал всех его жителей во исполнение клятвы, данной им Чемошу и населению Моава, и привел стража Атарота, вождя гадитов Уриэля, в Кириот, где Меша принес его в жертву Чемошу. [ 1 ] Когда после захвата Атарота Меша завоевал город Нево , он принес в жертву Аштар-Хемошу все израильское население города, вероятно, из-за функции Аштара как божества-мстителя, которого призывали в проклятиях против врагов, и он принес все агнцев из святилища Господня , в Нево, во святилище Хамоша, где он принес их в жертву Хамосу. [ 7 ]

Меша записал в своей победной стеле, что он построил высокое место, посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за то, что он обеспечил ему триумф в военной кампании против израильтян. [ 1 ]

Более поздние периоды

[ редактировать ]

Чемошу все еще поклонялись после того, как Моавитянское царство подошло к концу, и его имя использовалось в качестве теофорного элемента людьми моавитянского происхождения, жившими в Египте и Вавилонии. В арамейской надписи из Аль-Карака , датируемой III веком до нашей эры, упоминается Чемош. [ 4 ]

В периоды эллинистического и римского правления в Моаве Чемос отождествлялся с греческим богом войны Аресом , благодаря чему в греко-римских источниках город Раббат Моаб назывался Αρεοπολις ( Ареополь ), Αρσοπολις ( Арсополис ) и Αρσαπολις (Ареополис). Арсаполис ), что означает «Город Арес». [ 1 ]

Наследие

[ редактировать ]

Библейский

[ редактировать ]

Чемош упоминается в еврейской Библии , хотя позже его правильно называют לִקְמוֹשׁ֙ אֱלָהֵ֣י מוּ֔ב , где в какой-то момент его ошибочно называют богом аммонитян ( Kəmōš ʾelohē Mōʾāb , букв. « Хемош, Бог Моава » ). ), и позже названный שִׁקֻּ֣ץ מוֹא֔ב ( shiqqūṣ Mōʾāb , букв. « мерзость Моава » ). [ 2 ]

Согласно библейскому повествованию, израильский царь Соломон ввел культы Астарты , Хамоша и Милкома в восточном Иерусалиме для своих иностранных наложниц, а более поздний иудейский царь Иосия позже разрушил высокие места этих божеств во время реформы культа своего царства. . [ 2 ]

В « Книгах царей Библии» моавитянский царь Меша утверждается, что принес в жертву Чемошу своего сына на стене своего города, когда столкнулся с трудной ситуацией на войне, после чего Хамос наградил Мешу, немедленно начав разрушать царство. Израиля . Утверждение о том, что Меша принес своего сына в жертву Чемошу, до сих пор остается непроверенным и не подтверждается ни одной моавитянской надписью. [ 2 ]

живший в VI веке до нашей эры, Иудейский пророк Иеремия, позже объявил, что Хамос, а также его священники и князья будут изгнаны. [ 2 ]

Чемос имел воинскую роль, из-за чего моавитянский царь Меша называл его «покорителем врагов Моава» и приписывал Хамосу свои военные победы, [ 2 ] и, в связи с его отождествлением с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ‎ ( ʿАштар ), который был арабским божеством планеты Венера, Чемош, похоже, также имел астральный аспект. [ 7 ]

Будучи богом-покровителем Моава, моавитяне верили, что гнев Чемоса на них приведет к их покорению, а его благосклонность обеспечит им независимость и победу в войне. [ 1 ]

Исходя из предположения, что его имя могло совпадать с эпитетом 𒀭𒅗𒄠𒈲 ( Каммуш ) месопотамского бога подземного мира Нергала , моавитянский бог Чемош также мог иметь хтонический аспект. [ 2 ]

Стела Меша , возведена ок. 840 г. до н.э. в честь Чемоша.

Главное святилище Чемоша в Моаве, вероятно, располагалось в важном моавитянском городе Керийот , который в настоящее время представляет собой место на высоком холме, где были обнаружены моавитянские останки периода I-II железного века, включая керамические черепки. [ 1 ] Надпись моавитянского царя Меши упоминает о существовании 𐤁𐤕 𐤊𐤌𐤔 ‎ ( Бет Камош , букв. « Дом (Храм) Чемоша » ). [ 2 ]

Меша записал в своей победной стеле, что он построил высокое место, посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за обеспечение его триумфа в военной кампании против израильтян. Следовательно, Чемош упоминался как 𐤊𐤌𐤔 𐤁𐤒𐤓𐤇𐤄 ‎ ( Камош б-Крах , букв. « Чемош, обитающий в цитадели » ) в надписи. [ 1 ]

Меш также утверждал, что восстановил сайт 𐤁𐤕 𐤁𐤌𐤕 ‎ ( Бет-Бамот называется Бамот-Баал ( букв. « Высокие места Ваала » ), чье имя означает «Дом высоких мест» и который в израильских текстах, таких как Еврейская Библия, ), что позволяет предположить, что святилище с на этом месте существовало семь жертвенников. Однако останки этого святилища до сих пор не обнаружены, и неизвестно, совершался ли там культ Чемоша. [ 1 ]

Ипостаси

[ редактировать ]

Чемош приравнивался к семитскому высшему богу. 𐤀𐤋 ‎ ( ʾĒl ) в личном имени 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤋 ‎ ( Камош-ʾĒl ), что означает «Чемош - это ʾĒl». [ 8 ]

Аштар-Чемош

[ редактировать ]

Чемош был отождествлен с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ‎ ( Аштар ), который был моавитянской адаптацией североаравийского бога Атара, который сам является формой семитского божества планеты Венера, Атара , в комбинированной форме 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤊𐤌𐤔 ‎ ( ʿАштар-Камош ). [ 7 ] Астральная роль самого Аштара подтверждается его упоминанием вместе с богом луны Шаггаром в надписи Дейр Алла , предметом которой в основном является богиня Солнца Шамаш , образуя таким образом триаду Солнца, Луны и Венеры, аналогично тот, что засвидетельствован в Южной Аравии , и предполагает южноаравийское религиозное влияние в Моаве. [ 7 ]

В более ранних исследованиях конца 19 века Аштар-Чемош ошибочно считался независимым божеством, существующим отдельно от Чемоша, и был идентифицирован как форма ханаанской богини. 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 ‎ ( ʿАштарт ), хотя мужская форма ʿАштар в имени бога показывает, что ʿАштар-Чемош был мужским божеством. [ 9 ]

Иконография

[ редактировать ]
Стела Аль -Балу , изображающая бога, возможно Чемоша, вручающего скипетр моавитянскому царю в головном уборе Шасу . [ 10 ] [ 1 ]

Хамош, вероятно, был мужским божеством, представленным на стеле Балуа , на которой он изображен вручающим скипетр моавитянскому царю. [ 1 ]

Мужская фигура, изображенная на моавитянской стеле из Шихана, носящая шендит и держащая копье, также могла быть изображением Чемоша. [ 1 ]

Чемос также мог быть изображен на моавитянских монетах эллинистического периода в виде вооруженной фигуры, стоящей между двумя факелами. [ 2 ]

Человеческие жертвы

[ редактировать ]

Моавитяне считали человеческие жертвоприношения Чемошу необходимыми для получения благосклонности Чемоша в критических ситуациях, о чем свидетельствуют жертвы, совершенные моавитянским царем Мошей. [ 9 ]

Одна из форм человеческого жертвоприношения Хамосу была совершена моавитянскими царями, чтобы поблагодарить его за выполнение обета, данного ему в военном контексте, то есть в обмен на победу моавитян в войне, вражеское население, побежденное в указанной войне. был убит во имя Чемоша. Об этом свидетельствует тот факт, что Меша начал политику завоевания израильских территорий в 9 веке до нашей эры и убил всех жителей гадитского города Атарот во исполнение клятвы, данной им Чемошу. [ 1 ]

Вражеское население, побежденное в войне, также приносилось в жертву Хамошу напрямую, например, когда после захвата Атарота Меша завоевал город Нево , он принес в жертву Аштар-Хемошу все израильское население города, вероятно, из-за функции Аштара как божество-мститель, которого призывали для проклятий врагов. [ 7 ] [ 1 ]

Еврейская Библия утверждает, что Меша принес в жертву Хамошу собственного сына на стене своего города, столкнувшись с трудной ситуацией на войне, после чего Хамош наградил Мешу, немедленно начав разрушать Израильское царство . Утверждение о том, что Меша принес своего сына в жертву Чемошу, до сих пор остается непроверенным и не подтверждается ни одной моавитянской надписью. [ 2 ]

Жертвоприношение животных

[ редактировать ]

После того как Меша завоевал Нево, он привел всех ягнят из святилища Яхве, Бога своих врагов-израильтян, в Нево, в святилище Хамоша, где принес их в жертву Хамошу. [ 7 ] [ 1 ]

Здание святилища

[ редактировать ]

Моавитские цари построили для Хамоша святилища, чтобы отблагодарить его, как только они добились его благосклонности. [ 9 ] как засвидетельствовано на победной стеле Меши, где записано, что он построил высокое место , посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за обеспечение его триумфа в его военной кампании против израильтян. [ 1 ]

Как теофорный элемент

[ редактировать ]

Имя Хамоса появляется как теофорный элемент в именах нескольких моавитянских царей, таких как 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤕 ‎ ( Камош-аят или Камош-ятон ), 𐤊𐤌𐤔𐤍𐤃𐤁 ( Камош-надаб ), и 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤔 ‎ ( Kamōš-ʿaśa ), а также в нескольких моавитянских личных именах, записанных в надписях, таких как: [ 11 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ]

  • 𐤊𐤌𐤔 ‎, латинизировано как: Камош , букв. ' [один из] Чемоша '
  • 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤋 ‎, латинизировано как: Kamōš-ʾĒl , букв. ' Чемош - это ʾĒl ' или букв. « Чемош — Бог »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤓 ‎, латинизировано как: Kamōš-ʾūr , букв. « Чемош — [мой] свет »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤃𐤍 ‎, латинизировано как: Камош-дан , букв. « Чемош силен » или букв. « Чемош восстановил справедливость »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤇𐤎𐤃 ‎, латинизировано как: Kamōš-ḥāsād , букв. « Чемош проявил лояльность [мне] »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤇𐤉 ‎, латинизировано как: Kamōš-yĕḥî , букв. « Чемош может жить » или букв. « О Чемош, пусть он останется жив!» '
  • 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤎𐤏 ‎, латинизировано как: Kamōš-yasūʿ , букв. « Чемош — [мое] спасение »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤌𐤀𐤔 ‎, латинизировано как: Kamōš-mūʾaš , букв. « Дано Чемошем »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤍𐤕𐤍 ‎, латинизировано как: Kamōš-nātān , букв. ' Чемош дал '
  • 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤆 ‎, латинизировано как: Kamōš-ʿoz , букв. « Чемош — [моя] защита »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤌 ‎, латинизировано как: Kamōš-ʿam , букв. ' Чемош - [божественный] дядя '
  • 𐤊𐤌𐤔𐤐𐤋𐤈 ‎, латинизировано как: KMŠ-PLṬ , букв. « Чемош спас »
  • 𐤊𐤌𐤔𐤑𐤃𐤒 ‎, латинизировано как: Kamōš-ṣādāq , букв. « Чемош праведен » или букв. ' Чемош отдал справедливость ' )
  • 𐤊𐤌𐤔𐤅𐤏 ‎, латинизировано как: Kamōš-šūāʿ , букв. « Чемош — [мое] спасение »
  • 𐤔𐤒𐤑𐤊𐤌𐤔 ‎, латинизировано как: Šiqquṣ-Kamōš , «Табу (исключительная собственность) Чемоша»

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5bd4c519d0d926a7389b1b3f9275b4ae__1723294680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/ae/5bd4c519d0d926a7389b1b3f9275b4ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chemosh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)