Чемош
Чемош | |
---|---|
моавитянин | 𐤊𐤌𐤔 Камош |
Почитается в | Моав , Иордания |
Главный культовый центр | Кириот |
Эквиваленты | |
Арабский эквивалент | Атар |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Чемос ( моавитянин : 𐤊𐤌𐤔 , латинизировано: Камош ; Библейский иврит : כְּמוֹשׁ , латинизированный: Kəmōš ) — ханаанское божество, которому поклонялись древние семитоязычные народы , населявшие регион, известный в еврейской Библии как Моав , в современной Иордании к востоку от Мертвого моря , во времена левантийской бронзы и железного века. . Хамос был верховным божеством ханаанского богом государства Моав и -покровителем его населения, моавитян. [ 1 ] [ 2 ] которые в результате были названы «Народом Чемоша». [ 3 ] Имя и значение Чемоша исторически засвидетельствованы в надписях на моавитянском языке на стеле Меша , датированных ок. 840 г. до н.э. Чемош также упоминается в еврейской Библии . [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Чемоса засвидетельствовано на моавитянском языке как 𐤊𐤌𐤔 ( KMŠ ), который произносился как Камош ( /kaˈmoːʃ/ ). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
Имя Чемош имеет пока неопределенное происхождение, и неясно, было ли оно связано с именем эблаитского божества 𒀭𒂵𒈪𒅖 ( ᴰ Камиш ), или с угаритским божественным именем. 𐎘𐎑𐎆𐎋𐎎𐎘 ( Ṯiẓẓu-wa-Kamāṯu ), [ нужны разъяснения ] или эпитет месопотамского бога 𒀭𒌋𒄥 ( ᴰ Неригал ), который мог означать «бык», 𒀭𒅗𒄠𒈲 ( ᴰ Каммуш ). [ 4 ] [ 1 ]
Согласно одной гипотезе, которая предполагает, что имена ᴰ Камиш и Камату , а также Камош и ᴰ Каммуш были одинаковыми, первые два варианта имени могли быть существительными причастиями типа каттиль с B-основой, а два последних варианта могли быть Глагольные прилагательные типа qattul с D-основой, означающие как «победитель», так и «покоритель», таким образом связано с аккадскими терминами 𒅗𒈾𒋗 / 𒅗𒈾𒋙 ( канашу ) и 𒅗𒈠𒀀𒋙 ( камашу ) / 𒅗𒈠𒋢 ( камашу ), что означает «подчиняться повелителю или божеству» и «сгибаться», а также к Старому Югу Арабский термин 𐩠𐩫𐩣𐩪 ( hkms ), означающий «раздавить». [ 2 ]
Чемош упоминается в еврейской Библии под именем כְּמוֹשׁ ( Kəmōš , произносится как: [kٝˈmoːʃ] ). Еврейская форма Kəmōš сама была позже романизирована как Chemosh ( озвучивается на английском языке как: / ˈ k iː m ɒ ʃ / ) в переводах Библии, в то время как точное произношение имени бога, отражающее моавитянское произношение Kamōš , более точно записано в Септуагинте как Χαμως ( Хамос ) и Вульгате как Хамос . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Происхождение моавитянского божества Чемоша неясно, хотя, возможно, он был тем же, что и бог периода бронзового века из Эблы по имени 𒀭𒂵𒈪𒅖 ( ᴰ Камиш ), существование которого было засвидетельствовано примерно с ок. 2300 г. до н.э. , что позволяет предположить, что Чемош мог быть древним семитским божеством. Значительный разрыв между свидетельствами эблаита Камиша в 23 веке до нашей эры и моавитянина Чемоша в 9 веке до нашей эры, с отсутствием каких-либо упоминаний любого из этих божеств в аморейских именах с 21 по 15 века до нашей эры, тем не менее, это отождествление Камиша и Чемоша становится очень неопределенным. [ 4 ] [ 1 ]
Железный век
[ редактировать ]В 9 веке до нашей эры Хамос был главным богом ханаанского царства Моава , поклонение которому было характерно для моавитян. Культ Чемоша, по-видимому, был ограничен моавитянами, и его имя не встречается в современных надписях Древней Северной Аравии. [ 4 ] [ 1 ]
В этот период Чемош отождествлялся с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ( Аштар ), который был моавитянской адаптацией североаравийского бога Атара, который сам является формой семитского божества планеты Венера, Атара , в комбинированной форме 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤊𐤌𐤔 ( ʿАштар-Камош ). [ 7 ] Астральная роль самого Аштара подтверждается его упоминанием вместе с богом луны Шаггаром в надписи Дейр Алла , предметом которой в основном является богиня Солнца Шамаш , образуя таким образом триаду Солнца, Луны и Венеры, аналогично тот, что засвидетельствован в Южной Аравии , и предполагает южноаравийское религиозное влияние в Моаве. [ 7 ]
В 9 веке до нашей эры Моавское царство было подчинено Израильскому царству во время правления царей последнего государства Омри и Ахава . 9 веке до н Моавитянский царь Меша престол во время правления Ахава в , взошедший на моавитянский . Моавитяне. [ 7 ]
Вскоре Меша восстал против сюзеренитета Израиля и начал экспансионистскую политику против израильтян, которую он проводил как священную войну, совершаемую как ритуал Хамоша. [ 2 ] После того как Меша захватил гадитский город Атарот ( Атарот ), он вырезал всех его жителей во исполнение клятвы, данной им Чемошу и населению Моава, и привел стража Атарота, вождя гадитов Уриэля, в Кириот, где Меша принес его в жертву Чемошу. [ 1 ] Когда после захвата Атарота Меша завоевал город Нево , он принес в жертву Аштар-Хемошу все израильское население города, вероятно, из-за функции Аштара как божества-мстителя, которого призывали в проклятиях против врагов, и он принес все агнцев из святилища Господня , в Нево, во святилище Хамоша, где он принес их в жертву Хамосу. [ 7 ]
Меша записал в своей победной стеле, что он построил высокое место, посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за то, что он обеспечил ему триумф в военной кампании против израильтян. [ 1 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]Чемошу все еще поклонялись после того, как Моавитянское царство подошло к концу, и его имя использовалось в качестве теофорного элемента людьми моавитянского происхождения, жившими в Египте и Вавилонии. В арамейской надписи из Аль-Карака , датируемой III веком до нашей эры, упоминается Чемош. [ 4 ]
В периоды эллинистического и римского правления в Моаве Чемос отождествлялся с греческим богом войны Аресом , благодаря чему в греко-римских источниках город Раббат Моаб назывался Αρεοπολις ( Ареополь ), Αρσοπολις ( Арсополис ) и Αρσαπολις (Ареополис). Арсаполис ), что означает «Город Арес». [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Библейский
[ редактировать ]Чемош упоминается в еврейской Библии , хотя позже его правильно называют לִקְמוֹשׁ֙ אֱלָהֵ֣י מוּ֔ב , где в какой-то момент его ошибочно называют богом аммонитян ( Kəmōš ʾelohē Mōʾāb , букв. « Хемош, Бог Моава » ). ), и позже названный שִׁקֻּ֣ץ מוֹא֔ב ( shiqqūṣ Mōʾāb , букв. « мерзость Моава » ). [ 2 ]
Согласно библейскому повествованию, израильский царь Соломон ввел культы Астарты , Хамоша и Милкома в восточном Иерусалиме для своих иностранных наложниц, а более поздний иудейский царь Иосия позже разрушил высокие места этих божеств во время реформы культа своего царства. . [ 2 ]
В « Книгах царей Библии» моавитянский царь Меша утверждается, что принес в жертву Чемошу своего сына на стене своего города, когда столкнулся с трудной ситуацией на войне, после чего Хамос наградил Мешу, немедленно начав разрушать царство. Израиля . Утверждение о том, что Меша принес своего сына в жертву Чемошу, до сих пор остается непроверенным и не подтверждается ни одной моавитянской надписью. [ 2 ]
живший в VI веке до нашей эры, Иудейский пророк Иеремия, позже объявил, что Хамос, а также его священники и князья будут изгнаны. [ 2 ]
Культ
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]Чемос имел воинскую роль, из-за чего моавитянский царь Меша называл его «покорителем врагов Моава» и приписывал Хамосу свои военные победы, [ 2 ] и, в связи с его отождествлением с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ( ʿАштар ), который был арабским божеством планеты Венера, Чемош, похоже, также имел астральный аспект. [ 7 ]
Будучи богом-покровителем Моава, моавитяне верили, что гнев Чемоса на них приведет к их покорению, а его благосклонность обеспечит им независимость и победу в войне. [ 1 ]
Исходя из предположения, что его имя могло совпадать с эпитетом 𒀭𒅗𒄠𒈲 ( ᴰ Каммуш ) месопотамского бога подземного мира Нергала , моавитянский бог Чемош также мог иметь хтонический аспект. [ 2 ]
Храмы
[ редактировать ]Главное святилище Чемоша в Моаве, вероятно, располагалось в важном моавитянском городе Керийот , который в настоящее время представляет собой место на высоком холме, где были обнаружены моавитянские останки периода I-II железного века, включая керамические черепки. [ 1 ] Надпись моавитянского царя Меши упоминает о существовании 𐤁𐤕 𐤊𐤌𐤔 ( Бет Камош , букв. « Дом (Храм) Чемоша » ). [ 2 ]
Меша записал в своей победной стеле, что он построил высокое место, посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за обеспечение его триумфа в военной кампании против израильтян. Следовательно, Чемош упоминался как 𐤊𐤌𐤔 𐤁𐤒𐤓𐤇𐤄 ( Камош б-Крах , букв. « Чемош, обитающий в цитадели » ) в надписи. [ 1 ]
Меш также утверждал, что восстановил сайт 𐤁𐤕 𐤁𐤌𐤕 ( Бет-Бамот называется Бамот-Баал ( букв. « Высокие места Ваала » ), чье имя означает «Дом высоких мест» и который в израильских текстах, таких как Еврейская Библия, ), что позволяет предположить, что святилище с на этом месте существовало семь жертвенников. Однако останки этого святилища до сих пор не обнаружены, и неизвестно, совершался ли там культ Чемоша. [ 1 ]
Ипостаси
[ редактировать ]Чемош приравнивался к семитскому высшему богу. 𐤀𐤋 ( ʾĒl ) в личном имени 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤋 ( Камош-ʾĒl ), что означает «Чемош - это ʾĒl». [ 8 ]
Аштар-Чемош
[ редактировать ]Чемош был отождествлен с 𐤏𐤔𐤕𐤓 ( Аштар ), который был моавитянской адаптацией североаравийского бога Атара, который сам является формой семитского божества планеты Венера, Атара , в комбинированной форме 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤊𐤌𐤔 ( ʿАштар-Камош ). [ 7 ] Астральная роль самого Аштара подтверждается его упоминанием вместе с богом луны Шаггаром в надписи Дейр Алла , предметом которой в основном является богиня Солнца Шамаш , образуя таким образом триаду Солнца, Луны и Венеры, аналогично тот, что засвидетельствован в Южной Аравии , и предполагает южноаравийское религиозное влияние в Моаве. [ 7 ]
В более ранних исследованиях конца 19 века Аштар-Чемош ошибочно считался независимым божеством, существующим отдельно от Чемоша, и был идентифицирован как форма ханаанской богини. 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 ( ʿАштарт ), хотя мужская форма ʿАштар в имени бога показывает, что ʿАштар-Чемош был мужским божеством. [ 9 ]
Иконография
[ редактировать ]Хамош, вероятно, был мужским божеством, представленным на стеле Балуа , на которой он изображен вручающим скипетр моавитянскому царю. [ 1 ]
Мужская фигура, изображенная на моавитянской стеле из Шихана, носящая шендит и держащая копье, также могла быть изображением Чемоша. [ 1 ]
Чемос также мог быть изображен на моавитянских монетах эллинистического периода в виде вооруженной фигуры, стоящей между двумя факелами. [ 2 ]
Обряды
[ редактировать ]Человеческие жертвы
[ редактировать ]Моавитяне считали человеческие жертвоприношения Чемошу необходимыми для получения благосклонности Чемоша в критических ситуациях, о чем свидетельствуют жертвы, совершенные моавитянским царем Мошей. [ 9 ]
Одна из форм человеческого жертвоприношения Хамосу была совершена моавитянскими царями, чтобы поблагодарить его за выполнение обета, данного ему в военном контексте, то есть в обмен на победу моавитян в войне, вражеское население, побежденное в указанной войне. был убит во имя Чемоша. Об этом свидетельствует тот факт, что Меша начал политику завоевания израильских территорий в 9 веке до нашей эры и убил всех жителей гадитского города Атарот во исполнение клятвы, данной им Чемошу. [ 1 ]
Вражеское население, побежденное в войне, также приносилось в жертву Хамошу напрямую, например, когда после захвата Атарота Меша завоевал город Нево , он принес в жертву Аштар-Хемошу все израильское население города, вероятно, из-за функции Аштара как божество-мститель, которого призывали для проклятий врагов. [ 7 ] [ 1 ]
Еврейская Библия утверждает, что Меша принес в жертву Хамошу собственного сына на стене своего города, столкнувшись с трудной ситуацией на войне, после чего Хамош наградил Мешу, немедленно начав разрушать Израильское царство . Утверждение о том, что Меша принес своего сына в жертву Чемошу, до сих пор остается непроверенным и не подтверждается ни одной моавитянской надписью. [ 2 ]
Жертвоприношение животных
[ редактировать ]После того как Меша завоевал Нево, он привел всех ягнят из святилища Яхве, Бога своих врагов-израильтян, в Нево, в святилище Хамоша, где принес их в жертву Хамошу. [ 7 ] [ 1 ]
Здание святилища
[ редактировать ]Моавитские цари построили для Хамоша святилища, чтобы отблагодарить его, как только они добились его благосклонности. [ 9 ] как засвидетельствовано на победной стеле Меши, где записано, что он построил высокое место , посвященное Чемошу, в цитадели моавитянской столицы Хайбана, чтобы поблагодарить бога за обеспечение его триумфа в его военной кампании против израильтян. [ 1 ]
Как теофорный элемент
[ редактировать ]Имя Хамоса появляется как теофорный элемент в именах нескольких моавитянских царей, таких как 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤕 ( Камош-аят или Камош-ятон ), 𐤊𐤌𐤔𐤍𐤃𐤁 ( Камош-надаб ), и 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤔 ( Kamōš-ʿaśa ), а также в нескольких моавитянских личных именах, записанных в надписях, таких как: [ 11 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ]
- 𐤊𐤌𐤔 , латинизировано как: Камош , букв. ' [один из] Чемоша '
- 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤋 , латинизировано как: Kamōš-ʾĒl , букв. ' Чемош - это ʾĒl ' или букв. « Чемош — Бог »
- 𐤊𐤌𐤔𐤀𐤓 , латинизировано как: Kamōš-ʾūr , букв. « Чемош — [мой] свет »
- 𐤊𐤌𐤔𐤃𐤍 , латинизировано как: Камош-дан , букв. « Чемош силен » или букв. « Чемош восстановил справедливость »
- 𐤊𐤌𐤔𐤇𐤎𐤃 , латинизировано как: Kamōš-ḥāsād , букв. « Чемош проявил лояльность [мне] »
- 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤇𐤉 , латинизировано как: Kamōš-yĕḥî , букв. « Чемош может жить » или букв. « О Чемош, пусть он останется жив!» '
- 𐤊𐤌𐤔𐤉𐤎𐤏 , латинизировано как: Kamōš-yasūʿ , букв. « Чемош — [мое] спасение »
- 𐤊𐤌𐤔𐤌𐤀𐤔 , латинизировано как: Kamōš-mūʾaš , букв. « Дано Чемошем »
- 𐤊𐤌𐤔𐤍𐤕𐤍 , латинизировано как: Kamōš-nātān , букв. ' Чемош дал '
- 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤆 , латинизировано как: Kamōš-ʿoz , букв. « Чемош — [моя] защита »
- 𐤊𐤌𐤔𐤏𐤌 , латинизировано как: Kamōš-ʿam , букв. ' Чемош - [божественный] дядя '
- 𐤊𐤌𐤔𐤐𐤋𐤈 , латинизировано как: KMŠ-PLṬ , букв. « Чемош спас »
- 𐤊𐤌𐤔𐤑𐤃𐤒 , латинизировано как: Kamōš-ṣādāq , букв. « Чемош праведен » или букв. ' Чемош отдал справедливость ' )
- 𐤊𐤌𐤔𐤅𐤏 , латинизировано как: Kamōš-šūāʿ , букв. « Чемош — [мое] спасение »
- 𐤔𐤒𐤑𐤊𐤌𐤔 , латинизировано как: Šiqquṣ-Kamōš , «Табу (исключительная собственность) Чемоша»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Липинский 2006 , стр. 319–360.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мюллер 1999 .
- ^ Липинский 2006 , стр. 401.
- ^ Jump up to: а б с д и Вейперт 1997 .
- ^ Вейперт 2010 , с. 248.
- ^ Бейер 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Липинский 2000 , стр. 607–613.
- ^ Альбертц и Шмитт 2012 , стр. 358.
- ^ Jump up to: а б с Бартон 1907 год .
- ^ Бернетт, Джоэл С. «Аммон, Моав и Эдом: боги и царства к востоку от Иордана», Biblical Archeology Review 42.6 (2016): 26–40, 66.
- ^ Липинский 2006 , стр. 116.
- ^ Альбертц и Шмитт 2012 , стр. 245–386.
- ^ Альбертц и Шмитт 2012 , стр. 534–601.
Источники
[ редактировать ]- Бартон, Джордж Аарон (1907). «Чемош». В Адлере, Кир ; Дойч, Готард ; Гинзберг, Луи ; Готтейл, Ричард ; Хирш, Эмиль Г .; Джейкобс, Джозеф ; Колер, Кауфманн ; Розенталь, Герман ; Шехтер, Соломон ; Певец, Исидор ; Той, Кроуфорд Х .; Функ, Исаак К .; Визетелли, Фрэнк Х .; Поппер, Уильям; Певец Исидор (ред.). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Том. 4. Нью-Йорк , США ; Лондон , Великобритания : Funk & Wagnalls . стр. 9 - 10 .
- Бейер, Клаус (2011). «Языки Трансиордании». В Гзелле, Хольгер (ред.). Языки из мира Библии . Берлин , Германия : Вальтер де Грюйтер . стр. 111–127. дои : 10.1515/9781934078631.111 . ISBN 978-1-934-07863-1 .
- Липинский, Эдвард (1975). Исследования арамейских надписей и ономастики . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 1. Левен , Бельгия : Издательство Левенского университета . ISBN 978-9-061-86019-8 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Orientalia Lovaniense analecta. Том. 100. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-90859-8 .
- Липинский, Эдвард (2006). На подступах Ханаана в железном веке: историко-топографические исследования . Orientalia Lovaniense analecta. Том. 153. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-91798-9 .
- Мюллер, HP (1999). «Чемош». Ин ван дер Торн, Карел ; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Бостон , США ; Кембридж , Великобритания ; Гранд-Рапидс, Мичиган , США ; Кёльн , Германия ; Лейден , Нидерланды : Brill Publishers ; Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . стр. 186–189. ISBN 978-0-802-82491-2 .
- Альбертц, Райнер [на немецком языке] ; Шмитт, Рюдигер (2012). Семейная и домашняя религия в Древнем Израиле и Леванте . Озеро Вайнона , США : Айзенбраунс . ISBN 978-1-575-06668-4 .
- Вейперт, Манфред [на немецком языке] (2010). «Меша Моава в войне против Израиля и Иуды (9 век)». учебник Завета Ветхого Исторический Геттинген , Германия : Ванденхук и Рупрехт . стр. 242–248. ISBN 978-3-647-51693-6 .
- Вейпперт, Манфред [на немецком языке] (1997). «Моав». В Эдзарде, Дитц-Отто ; Калмейер, П.; Постгейт, Дж. Н.; Рёллиг, В. [на немецком языке] ; фон Соден, В .; Стол, М.; Вильгельм, Г.; Франц-Сабо, Габриэлла (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Том 8. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . стр. 318–325. ISBN 978-3-110-14809-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Чемошем, на Викискладе?