нупатический
нупатический | |
---|---|
Бог неопределенного характера | |
Другие имена | Лубадаг, Нубадиг, Нубандаг |
Главный культовый центр | Уркеш , Каркемиш |
Нупатик , в ранних источниках известный как Лубадаг , был хурритским богом неопределенного характера. Он засвидетельствован в самых ранних надписях из Уркеша , а также в текстах из других хурритских поселений и Угарита. Он также был включен в хеттскую религию. Божество с таким же названием продолжало почитаться в Арбеле даже в неоассирийский период .
Имя
[ редактировать ]Имя Нупатика впервые встречается в надписи хурритского царя Тиш-атала из Уркеша , где оно пишется по слогу как д лу-ба-да-га , а не логографически , как у других хурритских божеств, упомянутых в том же тексте. [ 1 ] Известны многочисленные варианты написания этого теонима. [ 2 ] например д ну-па-ти-ик , д лу-па-ки-та , д ну-у-па-ти-га , д но-па-да-ак и многое другое. [ 3 ] Он также присутствует в хурритских текстах из Угарита, где его имя пишется местным алфавитом как nbdg (𐎐𐎁𐎄𐎂). [ 1 ] Этот вариант имени можно озвучить как Нубадиг. [ 4 ]
Значение и происхождение имени Нупатика неизвестны. [ 3 ] Хотя ссылки на хурритских божеств в месопотамских лексических списках редки, поздняя копия пояснительного списка вавилонских богов, BM 40747, сохраняет упоминание о Нупатике под вариантом имени Нупадак и придает этому теониму выдуманную шумерскую этимологию. д nu-pa-da-ak = šá la in-nam-mar (аверс, строка 5), «кого нельзя увидеть», где nu интерпретируется как отрицание , ak — как окончание родительного падежа , а Pad — как глагольный корень . [ 5 ] Уилфред Г. Ламберт заметил, что, по-видимому, месопотамские составители списка были столь же невежественны о природе Нупатика и происхождении его имени, как и современные исследователи, и предположил, что выдуманная этимология могла отразить это, поскольку не исключено, что это предполагалось. обозначить его как неизвестного, а не как невидимого, что стало возможным благодаря нюансам использования слова « пад» и его аккадских эквивалентов. [ 5 ]
Характер и атрибуты
[ редактировать ]Характер, функции и генеалогия Нупатика неизвестны. [ 6 ] Он также отсутствует в известных хурритских мифах. [ 3 ] По словам хеттитолога Петра Тарачи , Нупатик считался членом категории анатолийских богов-покровителей в хурро-хеттском контексте. [ 7 ] Принято считать, что логограмма д ЛАММА может относиться к нему в некоторых случаях. [ 8 ] [ а ]
Согласно хеттскому ритуальному тексту, ему предлагали лук, стрелы и колчан . [ 3 ] На основании этих свидетельств Джанни Маркези и Николо Маркетти предполагают, что он был богом-воином. [ 10 ] Эту точку зрения также поддерживает Фолькерт Хаас, который отмечает, что он принадлежал к триаде богов, в которую также входили Угур (под эпитетом Шаумматар) и Аштаби , известные своим воинственным характером. [ 11 ] Предположения о том, что Нупатика можно отождествить с месопотамским богом войны Забабой, можно найти в литературе, но, по мнению Гернота Вильгельма это предположение неверно, и последний Кешуи . в хурритском пантеоне соответствовал вместо этого [ 3 ] Жан-Мари Дюран предположил, что «Нубандаг» (Нупатик), которому поклоняются в Каркемише, согласно текстам из Мари, следует отождествлять с Нергалем , но Маркези и Маркетти отвергают эту теорию, поскольку Нупатик и Нергал являются разными божествами в хурритских источниках, таких как надпись из Тиш-Атала . [ 10 ]
Манфред Креберник отмечает, что в одном из хурритских ритуальных текстов из Угарита (CAT 1.125) Нупатик выступает в роли психопомпа , божества, ведущего умерших в загробную жизнь. [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нупатик был одним из «панхурритских» богов, и как таковой ему поклонялись различные хурритские общины по всему древнему Ближнему Востоку , подобно Тешубу , Шаушке или Кумарби . [ 13 ] Его почитали в Уркеше уже в третьем тысячелетии до нашей эры под именем Лубадаг. [ 14 ] Местный король ( эндан ) Тиш-атал упоминает его в формуле проклятия в надписи, посвященной возведению храма Нергала , рядом с Белет Нагаром и хурритскими божествами, такими как Шимиге . [ 15 ] В Каркемише в эпоху средней бронзы он был известен как Нубандаг и был одним из наиболее почитаемых божеств города, наряду с Нергалом и Кубабой . [ 16 ] В письме купца Иштарана-Насира марийскому царю -Лиму Зимри в упоминается, что в какой-то момент праздник Нубандага взял верх над оплакиванием смерти короля Аплаханды , и последнее событие стало известно только его подданным и иностранцам, присутствовавшим город после его окончания. [ 17 ]
Угаритские тексты указывают на то, что Нупатик был также одним из хурритских божеств, которым поклонялись в городе Угарите . [ 4 ] В тексте RS 24.254, посвященном ритуалу, ориентированному в основном на хурритских фигур, хотя также упоминаются местные Эль и Анат : [ 18 ] он последний из богов, перечисленных в инструкции, предписывающей семикратное повторение цикла жертвоприношений. [ 19 ] В RS 24.261, ритуале, сочетающем в себе хурритские и угаритские элементы и посвященном Шаушке и Аштарту , [ 20 ] он указан среди получателей подношений после пары Нинатта и Кулитта , а затем еще раз после неопознанного божества Хмна и перед Анат. [ 21 ] В RS 24.291, описывающем трехдневное празднование неопределенного характера, посвященное угаритской богине Пидрей , [ 22 ] упоминает, что во время этого ему в жертву принесли овцу. [ 23 ] единственное теофорное имя, отсылающее к нему. Также было обнаружено [ 24 ] Уилфред Х. ван Сольдт отмечает, что он принадлежал местному жителю, а не иностранцу. [ 25 ]
В королевстве Киццуватна Нупатику поклонялись в таких поселениях, как Парнаша и Пишани. [ 3 ] В списке подношений богам из круга Тешуба (так называемого калути ) этой местности он появляется между Аштаби и Шаушкой. [ 7 ] В других текстах, принадлежащих к этому жанру, он помещается между Аштаби и богом войны Чешуи . [ 3 ] Во время фестиваля Киццуватнеан Кишува , который должен был гарантировать удачу королевской чете, две ипостаси Нупатика ( pibitḫi - «Пибида (а)» и zalmatḫi почитались - «Залмана (а) / Залмата»). наряду с «Тешубом Манузи », Леллури , Аллани , Ишхара и Малия . [ 26 ] Оба этих эпитета имеют хурритское происхождение, хотя места, к которым они относятся, в остальном неизвестны. [ 3 ] По мнению Гернота Вильгельма , pibitḫi может быть связано с bt , именем «бога дома», упомянутым в одном угаритском ритуальном тексте. [ 3 ] Вместо этого Манфред Креберник предполагает, что bbt может относиться к топониму Бибибта, который в текстах из Угарита появляется как место, связанное с поклонением Нупатику и, чаще, Решефу . [ 12 ] В другом ритуале (КУБ 20.74 и 3–7, КБо 15.37 ii 29–33) обе Нупатичные ипостаси связаны с Адаммой и Кубабой. [ 27 ]
С середины второго тысячелетия до нашей эры Нупатику также поклонялись хетты в Хаттусе . [ 28 ] Фигура 32 из процессии богов из Язылыкая , в которой божества располагались аналогично хурритским калути , могла бы представлять его. [ 29 ]
Принято считать, что Умбидаки, бог, которому поклонялись в храме Иштар Арбелы в неоассирийские времена, был аналогом Нупатика, возможно, представленного Арбеле после того, как его статуя была захвачена ассирийцами во время войны. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 11.
- ^ Креберник 2014 , с. 316.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вильгельм 1987 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Война 2021 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1978 , с. 134.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 230.
- ^ Архи 2009 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Marchesi & Marchetti 2019 , с. 530.
- ^ Хаас 2015 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 201.
- ^ Арки 2013 , стр. 7–8.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 93–94.
- ^ Marchesi & Marchetti 2019 , с. 532.
- ^ Сассон 2015 , с. 336.
- ^ Парди 2002 , с. 89.
- ^ Парди 2002 , с. 90.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Парди 2002 , с. 96.
- ^ Парди 2002 , с. 98.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 104.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 106.
- ^ Тарача 2009 , с. 138.
- ^ Хаттер 2017 , с. 115.
- ^ Хаас 2015 , с. 850.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2009). «Устность, прямая речь и цикл Кумарби» . Древние исследования Ближнего Востока . 36 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.2009.0012 . ISSN 0232-8461 . S2CID 162400642 .
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии в Западную Анатолию» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Креберник, Манфред (2013). «Фантазии о загробной жизни в Угарите» . В Буковце, Предраг; Колькманн-Кламт, Барбара (ред.). Представления о загробной жизни на Востоке (на немецком языке). Издательство Др. Ковач. ISBN 978-3-8300-6940-9 . OCLC 854347204 .
- Креберник, Манфред (2014), " д Ум-би-да-ки» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 11 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1978). «Месопотамская история хурритического пантеона» . Ревю Hittite et Asianique . 36 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 129–134. дои : 10.3406/rhita.1978.1094 . ISSN 0080-2603 . S2CID 249685773 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID 234551379 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Маркези, Джанни; Маркетти, Николо (2019). «Божества Каркемиша в эпоху средней бронзы по глиптическим и текстовым данным» . Жемчужины прошлого: исследования ближневосточного искусства и археологии в честь Фрэнсис Пиннок . Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-058-1 . OCLC 1099837791 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-954-6 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Сассон, Джек М. (2015). Из Марийского архива . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575063768 . ISBN 978-1-57506-376-8 . S2CID 247876965 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . ОСЛК 51010262 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- Вильгельм, Гернот (1987), «Лупатик, Нупатик» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 11 марта 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .